Многоцелевые вертолеты Ка-60 и Ка-62

28


16 лет назад, 10 декабря 1998 года, состоялся первый полет нового многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка». Кроме того, в 2014 году исполнилось 30 лет с начала старта работ по этому проекту. Тем не менее, несмотря на достаточно большое время, прошедшее с начала работ и испытаний, вертолет Ка-60 пока не дошел до эксплуатации в армии и гражданских структурах. Сейчас ведутся различные испытания и доработки, по окончании которых сможет начаться производство серийных машин.

Разработка перспективного среднего многоцелевого вертолета, получившего обозначение В-60, началась в 1984 году. Вооруженные силы нуждались в современной машине, способной заменить в войсках устаревшие вертолеты Ми-4. Одной из организаций, начавших разработку такой машины, было ОКБ Н.И. Камова. В течение нескольких лет специалисты определили основные черты облика нового вертолета и начали работу над эскизным вариантом проекта. В 1988 году началось предварительное проектирование палубной модификации нового В-60.

Эскизное проектирование вертолета В-60, вскоре сменившего название на Ка-60, продолжалось до 1990 года. Серьезные изменения в жизни армии и страны серьезно ударили по множеству новых проектов, в том числе и по вертолету Ка-60. Темп работ значительно упал, из-за чего дальнейшая подготовка конструкторской документации затянулась на несколько лет. Первый прототип Ка-60 был построен в 1998 году. В конце июля на летно-испытательной станции фирмы «Камов» состоялась официальная презентация машины.



Ка-60 «Касатка»/ Фото: Виталий В. Кузьмин/ https://ru.wikimedia.org


После первого показа новый вертолет приступил к наземным испытаниям, продолжавшимся до конца осени. Первый полет под управлением летчика-испытателя А.К. Смирнова состоялся 10 декабря. Следующие несколько лет специалисты занимались проверкой и доработкой машины. Те или иные испытания продолжаются до сих пор.

Вертолет Ка-60 «Касатка» имеет необычный для камовских вертолетов облик. Он построен по классической схеме с одним несущим и хвостовым рулевым винтами. Такая схема была использована по ряду причин. Основной считаются предполагаемые режимы работы машины. Характерной особенностью вертолета с соосными несущими винтами является устойчивость и стабильное поведение в режиме висения, однако они имеют более сложную и дорогую конструкцию в сравнении с «классической» техникой. По подсчетом специалистов ОКБ Камова, новый В-60/Ка-60 должен был проводить в режиме висения всего 1% полетного времени. В результате было решено отказаться от соосной схемы, поскольку новый вертолет не смог бы полностью реализовать ее потенциал.

Помимо классической схемы вертолет Ка-60 получил еще несколько необычных для фирмы «Камов» особенностей. Так, конструкция машины примерно на 60% состоит из композиционных материалов, что повышает ее характеристики, в первую очередь тяговооруженность и ряд других параметров.

Фюзеляж вертолета Ка-60 длиной 13,47 м имеет обтекаемую форму и построен по схеме «полумонокок». Нагрузки воспринимаются металлическими силовыми элементами, дополненными металлической и композитной обшивкой. Компоновка отсеков вертолета типична для подобной техники. В носовой части, под радиопрозрачным обтекателем, размещается антенна бортовой РЛС, за ней находится кабина экипажа с двумя местами летчиков. Средняя часть фюзеляжа отдана под грузопассажирскую кабину и моторное отделение, помещенное над ее потолком.

Хвостовая балка фюзеляжа оснащается стабилизатором с двумя шайбами-килями на концах, а также несет рулевой винт в кольцевом канале и киль с дополнительным стабилизатором. Для разгрузки рулевого винта концевые шайбы имеют несимметричный профиль, благодаря чему при скоростном полете создают дополнительную аэродинамическую силу, частично компенсирующую реактивный момент несущего винта, и тем самым разгружают рулевой винт.

При разработке вертолета Ка-60 был принят ряд мер, направленных на обеспечение безопасности экипажа и пассажиров. Так, при посадке с вертикальной скоростью, превышающей допустимую, часть энергии удара поглощается амортизаторами и конструкцией шасси. Кроме того, летчики располагаются на специальных ударопоглощающих креслах. Конструкция всех обитаемых объемов рассчитана таким образом, что при повреждении или разрушении деформируется, не подвергая экипаж и пассажиров риску.

Над потолком грузопассажирской кабины имеется моторное отделение, в котором находятся главный редуктор и два турбовальных двигателя РД-600В. Взлетная мощность двигателей – по 1300 л.с., чрезвычайная – по 1550 л.с. Через главный редуктор крутящий момент двигателей передается на несущий и рулевой винты. В качестве вспомогательной силовой установки используется газотурбинный двигатель АИ-8.

Под полом кабины размещены четыре мягких топливных бака общей емкостью 1120 л. При необходимости «Касатка» может использовать два подвесных бака емкостью по 390 л.

Опытные вертолеты Ка-60 оснащались четырехлопастными несущими винтами диаметром 13,5 м. По некоторым данным, планировалось внедрение пятилопастной конструкции. Лопасти имеют прямоугольную в плане форму и стреловидные законцовки. Известно о разработке системы снижения шума, автоматически осуществляющей оптимизацию режима работы несущего винта.

В хвостовой части фюзеляжа имеется кольцевой канал диаметром 1,4 м, внутри которого установлен рулевой винт с 11 лопастями. Использование большого количества лопастей и кольцевого канала позволило повысить эффективность работы винта в сравнении с классическими «открытыми» винтами.

Вертолет Ка-60 «Касатка» оснащается трехточечным шасси с хвостовой стойкой. Для улучшения аэродинамики в полете шасси выполнено убирающимся. Основные колеса с тормозами подтягиваются к фюзеляжу, хвостовое – убирается в балку. Колея шасси – 2,5 м, база – 4,76 м. Шасси имеет специальную конструкцию, способную не только обеспечивать мягкую посадку, но и поглощать часть энергии удара при посадке с высокой вертикальной скоростью. В аварийных ситуациях шасси выдерживает посадку со скоростью до 6 м/с. При необходимости шасси вертолета может оснащаться надувными баллонетами для посадки на воду.

Управление вертолетом Ка-60 осуществляется при помощи жесткой проводки с гидроусилителями. Последние сопряжены с системой автоматического управления. Гидроусилители рулевых приводов включены в две автономные гидравлические системы. Помимо системы управления гидравлика отвечает за выпуск и уборку шасси, блокировку хвостовой опоры и торможение.

В кабине экипажа предусмотрены два рабочих места пилота, при этом командир машины располагается на правом кресла. Оба места пилотов оборудованы набором всех необходимых органов управления и пилотажной аппаратурой. Предусмотрено оборудование связи и навигации. Важным элементом авионики является радиолокационная станция, наличие которой обусловлено необходимостью пилотирования машины в любое время суток и в любых метеоусловиях.

Под носовым обтекателем фюзеляжа «Касатка» несет антенну РЛС «Арбалет», предназначенную для слежения за местностью и обстановкой в воздухе. При этом основной задачей станции является обеспечение пилотирования в сложных условиях. РЛС «Арбалет» позволяет своевременно обнаруживать различные помехи и реагировать на них. Так, линии электропередач могут быть замечены на дальности не менее 500 м.

Позади кабины пилотов в фюзеляже находится грузопассажирская кабина, в которой перевозится полезная нагрузка. Для размещения пассажиров или груза используется объем длиной 3,3 м, шириной 1,75 м и высотой 1,3 м. В бортах предусмотрены две сдвижные двери размером 1,3х1,25 м. В кабине можно разместить до 14 человек или 2 т груза. При необходимости вертолет Ка-60 может использовать внешнюю подвеску. В таком случае грузоподъемность увеличивается до 2,5 т.

Масса пустого вертолета Ка-60 – 3500 кг. Максимальная взлетная – 6500 кг. Благодаря усовершенствованной аэродинамике машина может развивать скорость до 300 км/ч. Крейсерская скорость – 265 км. Практическая дальность – 700 км. Статический потолок составляет 2100 м, практический – 5150 м.

К настоящему времени построено несколько прототипов «Касатки», используемых в различных испытаниях. В июне 2010 года опытная машина с бортовым номером «602», ранее неоднократно демонстрировавшаяся на различных выставках, совершила аварийную посадку и получила серьезные повреждения. Эта авария ударила по срокам реализации всего проекта.

Еще в конце девяностых военные и компания «Камов» начали делать заявления, касающиеся дальнейшей судьбы проекта Ка-60. Звучали самые оптимистичные прогнозы. Утверждалось, что новый вертолет будет принят на вооружение в течение нескольких следующих лет. Тем не менее, по ряду причин Ка-60 до сих пор остается на стадии испытаний опытной техники. Точные сроки начала эксплуатации этих машин в войсках пока остаются неизвестными. За последние годы эту дату неоднократно переносили.

В 1992 году компания «Камов» начала разработку гражданской версии вертолета Ка-60. Новый проект получил обозначение Ка-62. Эта машина должна была отличаться от базовой иным составом оборудования, а также отсутствием некоторых агрегатов и особенностей, характерных для военной техники, но не используемых на гражданских вертолетах. В 1995 году на международной выставке МАКС-95 в подмосковном Жуковском был представлен полноразмерный макет Ка-62. Вскоре работы были приостановлены ввиду недостатка средств.

Разработка гражданской версии «Касатки» возобновилась лишь спустя полтора десятилетия. В 2012 году на выставке HeliRussia был показан новый макет машины, имеющий ряд заметных отличий от предыдущего. Так, вертолет Ка-62 получил обновленные основные опоры шасси, закрытые специальными обтекателями, а также удлиненную до 4,1 м грузопассажирскую кабину. Пожалуй, самым важным изменением проекта стала обновленная силовая установка. Серийные вертолеты будут оснащаться двумя турбовальными двигателями Turbomeca Ardiden3G французского производства с взлетной мощностью по 1776 л.с. и чрезвычайной по 1941 л.с. Также вертолет Ка-62 получил несущий винт с пятью лопастями.

Новые двигатели, как ожидается, позволят повысить максимальную скорость вертолета до 308 км/ч и довести крейсерскую до 290 км/ч. Кроме того, ожидается увеличения потолка: статический должен вырасти до 3300 м, практический – до 5700 м. Грузоподъемность и количество пассажиров должны остаться на прежнем уровне.

В 2013 году на выставке МАКС впервые был показан опытный образец гражданской «Касатки». В настоящее время этот вертолет готовится к началу летных испытаний. Первый полет планировался на август 2014 года, однако позже его перенесли на декабрь. Таким образом, первый Ка-62 может подняться в воздух уже в самое ближайшее время.

Интересен тот факт, что вертолет Ка-62 «Касатка» привлек внимание зарубежных заказчиков задолго до начала испытаний, когда был готов только полноразмерный макет. В декабре 2012 года корпорация «Вертолеты России» заключила контракт с бразильским авиаперевозчиком Atlas Táxi Aéreo. В соответствии с этим соглашением до конца первого квартала 2016 года должно быть поставлено семь машин. Имеется дополнительный опцион еще на семь вертолетов.




Вертолет Ка-60, предлагаемый военным, к настоящему времени прошел большое количество различных испытаний. Гражданский Ка-62 пока готовится к первому полету. Это означает, что судьба обоих проектов может быть решена в самое ближайшее время. Коммерческий вариант «Касатки» уже заинтересовал потенциальных заказчиков и стал предметом контракта. Базовый многоцелевой вертолет для армии, в свою очередь, пока не имеет такого успеха и не поставляется в войска. Даже спустя три десятилетия после начала разработки будущее этой машины не определено, из-за чего может быть предметом серьезных споров.


По материалам сайтов:
http://russianhelicopters.aero/
http://helicopter.su/
http://airwar.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://armsdata.net/
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    12 декабря 2014 06:47
    Вертолет получился весьма хороший. Прекрасное дополнение к Ка-27 для ВМФ. Более легкий, низкий и в то же время достаточно вместительный. Скорее в серию его.
    1. Комментарий был удален.
    2. +15
      12 декабря 2014 10:28
      Охренеть! разработка 30-летней давности,причем на современном уровне ,и до сих пор не могут поставить на конвеер. Эх- ма,Россия-матушка!
      1. +1
        13 декабря 2014 00:57
        Охренеть! разработка 30-летней давности,причем на современном уровне ,и до сих пор не могут поставить на конвеер. Эх- ма,Россия-матушка!
        Очевидно,много всего наразрабатывали.Поэтому,очередь этой разработки,подошла только сейчас.Ух!Россия-матушка!
    3. Jin
      +3
      12 декабря 2014 13:02
      Цитата: silver169
      Вертолет получился весьма хороший. Прекрасное дополнение к Ка-27 для ВМФ. Более легкий, низкий и в то же время достаточно вместительный. Скорее в серию его.


      Всем привет! Да, вертушка красавица. Камовцы жгут.
    4. +2
      12 декабря 2014 14:10
      Цитата: silver169
      Вертолет получился весьма хороший. Прекрасное дополнение к Ка-27 для ВМФ. Более легкий, низкий и в то же время достаточно вместительный. Скорее в серию его.

      Почему для ВМФ? Камовские вертолеты и в Чечне себя очень хорошо показали. Гораздо лучше Ми.
      Проклятое лоббирование. Милевцы проталкивают свою устаревшую продукцию, Погосян свои самолёты, наплевав на уже готовые и не худшие самолёты других КБ.
      1. 0
        12 декабря 2014 15:31
        А это простите не та вертушка, которую камовцы для турок ваяли? Концептуально -хорошая машинка. Лично мне-нравится. А насчет лоббирования-так куда-ж без него? Всегда так было. Мало сделать хорошую вещь-надо еще убедить всех в ее хорошести.
        1. +1
          12 декабря 2014 19:28
          Нет для турок делали ка52. Боевую двухместную версию ка50.
          1. +2
            12 декабря 2014 19:41
            Цитата: Котище
            Нет для турок делали ка52. Боевую двухместную версию ка50.

            Вы правы:
            Ка-50-2 «Erdogan»
            Модифицированный вариант Ка-50 с тандемным расположением экипажа, модифицированным вооружением и электроникой. Создан для участия в тендере, объявленном Турцией в 1997 году. В разработке электроники принимали участие израильские специалисты.
      2. +1
        13 декабря 2014 03:15
        Да-да, "готовые" и "не худшие". Такие "не худшие", что ни одного покупателя в мире нет.
      3. Комментарий был удален.
    5. +3
      12 декабря 2014 22:55
      Вертолет получился весьма хороший.


      на "гражданке" , может, ниша и найдется ( всё зависит от цены, а цена- от многочисленности серии). В армии ему делать нечего со взлетной массой 6, 5 тонн. Оптимальный размер "армейского" вертолета на сегодня - в районе 11 тонн. От этого никуда не денешься, если нужна требуемая дальность и вооружение. Да и броня не лишняя (хотя при 11 тоннах и под броню уже сложно выкроить вес) А генералов покатать- вон
      , на внешней подвеске Ми-28 можно.
  2. +1
    12 декабря 2014 06:50
    Серийные вертолеты будут оснащаться двумя турбовальными двигателями Turbomeca Ardiden3G французского производства с взлетной мощностью по 1776 л.с. и чрезвычайной по 1941 л.с

    Нам Мистралей мало?
    Для чего туда ставить французский хлам, когда есть свои двигатели, вот свои и надо на рынок продвигать.
    1. +10
      12 декабря 2014 07:53
      Цитата: Иван Тарасов
      Нам Мистралей мало?
      Для чего туда ставить французский хлам, когда есть свои двигатели, вот свои и надо на рынок продвигать.

      "Турбомека" будет устанавливаться только на гражданских версиях.Учитывая распространённость двигателей этой фирмы в мире (Клиентская база насчитывает 2500 организаций в 155 странах мира,всемирная сеть технической поддержки включает 50 центров ТОиР, 90 представителей на местах и 12 учебных центров)у "Касатки" с "франкским сердцем" больше шансов на мировом рынке гражданских вертолётов, который, к слову, крупнее, чем военных .
      А на военный Ка-60 установят турбовинтовой двигатель РД-600В фирмы "Рыбинские моторы".
      РД-600В
      1. +2
        12 декабря 2014 16:28
        А почему нам не создать свою всемирную сеть технической поддержки в 155 странах мира, сколько можно под иностранцами прогибаться?
    2. +9
      12 декабря 2014 10:29
      Коммерсанты дивные люди, они хотят получать технику с моторами:
      а) Известными и имеющими репутацию
      б) С сервисом в любой точке мира
      в) Популярными и имеющимися в их парке или в парке конкурента

      Поэтому все компании на машины проектируют 2-3-4-5 двигателей на любой вкус. Если конечно, хотят продавать.

      Например стартовики 62 - Бразильцы захотели француза.
  3. +4
    12 декабря 2014 07:10
    Цитата: Иван Тарасов
    Для чего туда ставить французский хлам, когда есть свои двигатели

    А вот не хотят их покупать свои, поэтому будут ставить движки по заказу клиента
  4. +2
    12 декабря 2014 07:10
    Действительно, что за маразм? Во-первых зачем французские двигатели??? Во-вторых два движка по 1941л.с. это практически Ми-8. А разговор был про воздушную полуторку Ми-4. На нем стоял один движок в 1840л.с. В результате мы дублируем Ми-17 и при этом опять не получаем более экономичный и легкий вертолет. Программа выродилась в то, что нам нужно в гораздо меньшей степени, да еще с западным оборудованием. Похоже санкции ничему не учат.
    Нужен вертолет с парой двигателей по 1000-1200л.с.
    Хотя в целом вертолет получился красивый и современный. Жаль, что ориентированный исключительно на внешний рынок. А как могло быть иначе в конце 90-х годов? Тогда нам вообще ничего не нужно было по мнению правительства
  5. +5
    12 декабря 2014 07:40
    Иностранные двигатели планируются на гражданскую версию (ка-62) и это вернее всего объясняется ориентацией на иностранного заказчика и большую комерческую привлекательность.
    Военные (ка-60) будут, как я понимаю, по прежнему оснащаться РД-600 с максимальной мощностью 1300 л.с. в количестве 2 шт. на борт.
    А вообще вертолет должен получится нужный, главное, чтобы со сроками не тенули и в железе воплотили то, что обещали.
    Правда меня у Ка-60 смущают двери. Не изуковаты ли они? Не возникнет проблемы сгабаритными грузами, ранеными?
  6. 0
    12 декабря 2014 08:01
    Долго запрягают, но думается в конце концов, поедут, т.е. полетят.
  7. +4
    12 декабря 2014 08:54
    Поверьте, проект Ка-60 закрыт полностью и навсегда. И "дирекция" по этому направлению в "Вертолетах России" закрыта. Вместо него все силы разработчика и строителей брошены на реализацию проекта Ка-62, который строится с огромным количеством европейских смежников - двигатели французские, трансмиссия австрийская, топливная система австрийская и т.д. Военная версия этого вертолета пойдет в облике Ка-62, но с несколько упрощенными бортовыми системами, например, не будет на борту кондиционера. После того, как "Прогресс" в августе 2013 при полном напряжении всех сил выдал одну машину (скорее макет) для показа на МАКСе, до конца 2014 года не построено ни одного летающего вертолета, акромя "ресурсного стенда". При запуске "санкций" проект находится в обморочном состоянии. Но надежды есть. Будем верить. Тем более, что часть машин уже продано.
  8. +1
    12 декабря 2014 09:28
    Если самолеты способны разрабатывать и выпускать 15 государств, то двигатели всего 4, не считая Китая с его клонами, которые все еще работают неприемлемо плохо. Должна быть государственная программ по продвижению своих двигателей на мировой рынок. Иначе мы потеряем одну из наиболее наукоемких и высокотехнологичных отраслей. Зарубить и предать забвению военный Ка-60 ума много не нужно было, но пора уже понять, что именно эта размернасть наиболее востребована.
    И пора уже понять, что интеграция с европой в плане производства самолетов, вертолетов, кораблей-для России не приемлема. Как можно ориентироваться на страны входящие в блок НАТО? Как можно ориентироваться на страны послушно следующие указке США?
  9. avt
    +1
    12 декабря 2014 09:32
    Цитата: ohotnik101
    Поверьте, проект Ка-60 закрыт полностью и навсегда. И "дирекция" по этому направлению в "Вертолетах России" закрыта. Вместо него все силы разработчика и строителей брошены на реализацию проекта Ка-62, который строится с огромным количеством европейских смежников - двигатели французские, трансмиссия австрийская, топливная система австрийская и т.д. Военная версия этого вертолета пойдет в облике Ка-62, но с несколько упрощенными бортовыми системами, например, не будет на борту кондиционера.

    Повидимому решили что слишком жирно иметь еще один тип - побольше ,,Ансата",поменьше восьмерки и решили ограничиться коммерческим вариантом и лимузином для воевод . Жаль - симпатичная машина .
  10. +1
    12 декабря 2014 09:44
    Достойный экспонат для авиационного музея в Жуковском. Не все же макеты 30 лет по выставкам показывать.
  11. -4
    12 декабря 2014 10:09
    Прочел статью, прочел комменты, но так и не понял зачем нужен этото вертолет.
    1. +1
      12 декабря 2014 10:37
      Ну если они его продают, то пусть продают.

      Изначально хотели получить небольшой универсальный вертолет (около 5т), меньше Ми-8, который хотели делать большой серией для комерсов (ибо ниша хоть понадкусана Еврокоптером/Беллом, но еще есть места куда можно продавать много) и для военных от ВМФ до ВВС и ВИП.

      Но в итоге не взлетело, раскормили до 6 тонн и выпал из ниши >=5. Сейчас вроде те же бразильцы есть, нефтяники интересуются, и не только отечественные, но и западные. Может и взлетит.
    2. +3
      12 декабря 2014 11:38
      А зачем американцам нужен был "Блэк Хок"? Ведь "Чинук" прекрасный, проверенный временем вертолёт, имеющий намного большую грузоподъёмность.
      1. 0
        12 декабря 2014 12:29
        Цитата: donavi49
        Сейчас вроде те же бразильцы есть, нефтяники интересуются, и не только отечественные, но и западные. Может и взлетит.

        Вообще потребный объем поставок вертолетов в российский парк оценивается в 900-1000 ед. в период 2013-2020 гг. и в 740-1070 ед. в период 2021-2030 гг. Средний годовой объем поставок составит, соответственно, 112-126 ед. и 74-107 ед. При реализации форсированного сценария развития российской экономики crying объем поставок может достигнуть 1270 вертолетов в период 2013-2020 гг. и 1540 в период 2021-2030 гг.Это только в Россию.

        Объем поставок вертолетов в Россию в 2013 году составил рекордные с начала века
        170 вертолетов, из которых 140 – зарубежного производства. В последние годы в
        среднем поставлялось около 110-120 вертолетов в год (как в коммерческий парк,
        так и в парк АОН). Основной спрос приходится на легкие вертолеты. Поставки
        российской авиатехники в последние годы заметно сократились, уступая рынок
        зарубежным производителям, предложение которых отличается многообразием
        типоразмеров вертолетов.
        Доля вертолетов зарубежного производства уже достигла 15%. Хотя основу парка до сих пор составляют средние вертолеты Ми-8(53%) и легкие Ми-2 (7%), что обуславливает высокий средний возраст парка.
        На мой взгляд нужно сосредоточиться на производстве простых и не дорогих вертолётов и без разницы на, чьих двигателях - какой заказчик желает такой и ставить.
      2. -3
        12 декабря 2014 12:57
        Блэк Хок универсальный вертолет, а Чинук транспортник. Причем древний. Оба в нише Ми-8. Если бы Ка-62 шел на смену Ми-8 тоя бы таких вопросов не задалал.
        1. 0
          12 декабря 2014 14:15
          Да так заведено у камовцев продавливать продукт не взирая на его востребованность(благо достаточно мощное лобби сформированно).Очевидно этот аппарат,есть развитие одной из ранних тем по скоростному вертолету.Теперь его стремятся выдать за универсальный.Вояки от него не в восторге,выход на рынок коммерческих(представительских) вертолетов всерьез может обсуждать только человек весьма легкомысленный или далекий от"темы",лля врачей он тяжеловат да и аппарели у него нет.Есть машина без которой страна "задыхается"Ка-26 с нераскрытым потенциалом-работайте(про Ка-126\226 не вспомянаем он какой то не доделанный у них получился),а Михеев к нему как к пасынку относится.
          1. +5
            12 декабря 2014 15:27
            Цитата: Argon
            Да так заведено у камовцев продавливать продукт не взирая на его востребованность(благо достаточно мощное лобби сформированно).

            Вообще-то всё с точностью до наоборот. Камовцы предлагают нужные машины, Милевцы, проигрывая за кульманом, побеждают в кабинетах. И эта порочная практика началась ещё со времён СССР.
          2. +1
            12 декабря 2014 20:33
            А все потому что Ка-62 большой попил ден. знаков! И веры, что он пойдет в серию очень мало.
        2. 0
          12 декабря 2014 15:37
          Цитата: профессор
          Блэк Хок универсальный вертолет,

          fellow И чего Вы в американских "блек хокках" увидели "универсального"?
  12. +3
    12 декабря 2014 14:36
    Минобороны РФ заказало сто вертолетов Ка-60 «Касатка»

    http://www.sdelanounas.ru/blogs/5366
  13. ТЕХНАРЬ
    0
    12 декабря 2014 19:22
    Поражаюсь.Так как то.Никогда не видел,чтоб машину так таскали.Хоть и сам 20 лет отслужил на вертолётах.Издевательство полнейшее!Уважать надо летающих.
  14. 0
    12 декабря 2014 19:23
    Две кассеты с ловушками по бокам повесить ,вертлюг под крупный калибр в проем и носовую установку с чем нить подобным крокодиловской 4хстволке или с 30 мм пушкой . Мона будет летати....
  15. ТЕХНАРЬ
    +2
    12 декабря 2014 19:31
    62-Й ,да и 60-й,машины достойные.Но,случаи были.Хотя это не вкоем разе не умаляет достойности машины.Испытания.Бывает.К сожалению.
  16. 0
    12 декабря 2014 19:35
    Нет для турок делали ка52. Боевую двухместную версию ка50.
  17. +1
    13 декабря 2014 01:06
    Наши вертушки-красатушки!Россия была и остаётся великой вертолётной державой .good
  18. странник_032
    0
    13 декабря 2014 10:17
    Он построен по классической схеме с одним несущим и хвостовым рулевым винтами.

    А вот насчёт этого ещё разобраться надо. В смысле какая схема "классическая"... wink
    Поэтому не лучше ли писать так:
    ОДНОВИНТОВАЯ(с одним несущим винтом) или СООСНАЯ(она же классическая).
  19. 0
    5 февраля 2015 20:10
    красивая машина! скорее бы в серию.