Судьба КВЖД в результате мировых войн

Судьба КВЖД в результате мировых войнВ статье «Ситуация на КВЖД в результате Русско-японской войны», опубликованной на сайте 23 декабря 2014 года, был рассмотрен первый этап истории КВЖД. Он завершился с окончанием Русско-японской войны 1904-1905 годов, в результате которой по Портсмутскому мирному договору 1905 года южное направление КВЖД от Куанченцзы (Чанчуня) до Люйшуня и Даляня отошло к Японии и было названо «Южная Маньчжурская железная дорога» (ЮМЖД).

Фактически после Первой мировой войны, в 1918 году, Япония ввела свои войска в район КВЖД и в 1920 году попыталась завладеть ею. На Вашингтонской конференции, состоявшейся в 1921-1922 годах, происходила острая борьба держав за обладание КВЖД. Советский Союз и Китай выступили против ее «интернационализации» империалистами. По советско-китайскому договору от 31 мая 1924 года КВЖД была признана чисто коммерческим предприятием, совместно управляемым СССР и Китаем, причем Советское правительство отказалось от особых привилегий на КВЖД (от экстерриториальности и т.п.).

В 1929 году гоминьдановское правительство и маньчжурские милитаристы под воздействием империалистических держав организовали нападение на КВЖД и границы СССР. Части РККА отразили нападение милитаристов. По Хабаровскому протоколу 1929 года положение на КВЖД было полностью восстановлено.


Судьба КВЖД в результате мировых войн
Военные действия на КВЖД в 1929 году


После оккупации в 1931 году Японией Северо-Востока Китая (Маньчжурии) КВЖД была превращена японскими империалистами в район антисоветских провокаций. В 1935 году Советскому Союзу пришлось продать КВЖД властям Маньчжоу-Го всего за 140 млн. иен.

В результате разгрома в 1945 году Советской Армией армии империалистической Японии и освобождения Северо-Восточного Китая по советско-китайскому договору от 14 августа 1945 года, то есть ещё до формального окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года), ЮМЖД и КВЖД поступили в совместное управление СССР и Китая, получив общее название «Китайская Чанчунская железная дорога» (КЧЖД).

После образования 1 октября 1949 года Китайской Народной Республики (КНР) в соответствии с новым советско-китайским договором о КЧЖД от 14 февраля 1950 года Советское правительство безвозмездно передало КНР все свои права по совместному управлению КЧЖД со всем принадлежащим ей имуществом и инфраструктурой. Эта передача была оформлена заключением протокола от 31 декабря 1952 года.

В 1953 году КЧЖД получила новое название — Харбинская железная дорога.

Список литературы
Вэй Цзы-чу. Капиталовложения империалистов в Китае (1902-1945). Перев. с кит. — М., 1956.
Дин Шоу-хэ, Инь Сюй-и, Чжан Бо-чжао. Влияние Октябрьской революции на Китай. Перев. с кит. — М., 1959.
Великий поход 1-го фронта Китайской рабоче-крестьянской красной армии. Перев. с кит. — М., 1959.
Pерсиц M.A. Дальневосточная республика и Китай. — М., 1962.
Сапожников Б.Г. Первая гражданская революционная война в Китае 1924-1927 гг. — М., 1954.
Юрьев M.P. Роль революционной армии на первом этапе китайской революции. — М., 1952.
Юрьев М.Ф. Красная Армия Китая. — М., 1958.
Советские добровольцы о первой гражданской революционной войне в Китае. — М., 1961.
Черепанов А.И. Записки военного советника в Китае. — М., 1964.
Вишнякова-Акимова В.В. Два года в восставшем Китае. 1925-1927. — М., 1965.
Никифоров В.Н. Гоминьдановские реакционеры — предатели Китая. — М., 1953.
Астафьев Г.В. Интервенция США в Китае и ее поражение (1945-1949). — М., 1958.
Глунин В.И. Третья гражданская революционная война в Китае. — М., 1958.
Автор: К.А. Кокарев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня