Управляемая ракета «воздух-земля» Х-66 (СССР)

6
В середине пятидесятых годов прошлого века военное и политическое руководство Советского Союза «заболело» ракетной техникой. На перспективное ракетное вооружение возлагались большие надежды. Считалось, что оно способно потеснить, а то и вовсе заменить некоторые «традиционные» системы. В частности, широкое распространение тактических ракетных комплексов сказалось на развитии фронтовой авиации, которая подверглась серьезным сокращениям. Со временем эйфория от ракет прошла, после чего появилось понимание, как следует развивать вооруженные силы и их оружие. К примеру, было решено обратить внимание на управляемые ракеты «воздух-поверхность» для фронтовой авиации.

В 1963 году ОКБ-134 (ныне ГосМКБ «Вымпел») начало работы по проекту Х-23. Их целью было создание новой авиационной ракеты с радиокомандной системой наведения. Х-23 должна была стать первой советской управляемой ракетой «воздух-земля». Требования к этому изделию оказались столь высоки, что работы по проекту затянулись. К испытаниям ракеты удалось приступить только в 1967 году, а постановление о принятии на вооружение вышло в 74-м. В связи с подобными проблемами в 1966 году было решено разработать альтернативный проект ракеты, призванный обеспечить ВВС новым вооружением в приемлемые сроки.

В начале весны 1966 года специалисты конструкторского бюро завода №455 (позже ОКБ «Звезда») предложили параллельно с Х-23 разработать вторую управляемую ракету, основанную на имеющихся узлах и агрегатах. За счет такого подхода планировалось завершить проектирование и испытания в кратчайшие сроки. Руководство министерства авиационной промышленности ознакомилось с предложением и одобрило его. Приказ о начале разработки новой ракеты вышел 12 марта 1966 года. По году начала работ проект получил обозначение Х-66.

Предварительные работы по проекту позволили определить общую архитектуру ракеты. Для создания изделия Х-66 требовалось разработать заново только два агрегата: корпус и боевую часть. Все остальные узлы ракеты можно было заимствовать у существующих серийных изделий и в некоторых случаях провести минимальные доработки. Благодаря этому уже к началу 1967 года были собраны несколько опытных ракет, предназначенных для проведения первых испытаний.

Новую ракету было решено строить по аэродинамической схеме «утка» с рулями в носовой части корпуса. Основным агрегатом изделия Х-66 стал оригинальный планер, который предлагалось изготавливать из алюминиевых, стальных и магниевых сплавов. Корпус веретенообразной формы имел длину 3,63 м и максимальный диаметр 275 мм. В хвостовой части корпуса крепились Х-образные стреловидные крылья размахом 811 мм. Рули схожей конструкции находились в носовой части ракеты. Перевозка ракеты на внешней подвеске самолетов позволила обойтись без механизма складывания плоскостей. На поверхности корпуса имелся узел для подвески ракеты на пилон самолета, заимствованный у ракеты «воздух-воздух» РС-2УС.

Управляемая ракета «воздух-земля» Х-66 (СССР)


Корпус ракеты Х-66 разделялся на шесть отсеков, в каждом из которых находилась та или иная аппаратура. В носовом отсеке поместили два изолированных соосных конуса, входивших в состав электрического контактного взрывателя. Во втором отсеке находился предохранительный механизм взрывателя и рулевые машинки. На его внешней поверхности крепились рули. Третий отсек вмещал осколочно-фугасную боевую часть с взрывателем, четвертый – твердотопливный ракетный двигатель. В пятом отсеке корпуса поместили часть электрического оборудования, набор датчиков системы управления и разъемы для подключения внешней аппаратуры. Хвостовой отсек вмещал в себя радиокомандную систему наведения с приемной антенной.

Для разгона ракеты со стартовой массой 278 кг пришлось использовать двигатель, заимствованный у изделия со схожими характеристиками. В основу твердотопливного двигателя ПРД-204 лег двигатель ПРД-25, использовавшийся в ракете К-8. Это был однокамерный однорежимный твердотопливный ракетный двигатель с вкладным зарядом топлива весом 62 кг. Для использования на ракете Х-66 базовый двигатель ПРД-25 претерпел лишь одно заметное изменение. Вместо одного сопла в заднем торце пришлось использовать два, выведенные по бортам корпуса ракеты. Такое изменение конструкции было обусловлено наличием хвостового обтекателя корпуса, внутри которого предлагалось поместить аппаратуру наведения.

Использованный двигатель обеспечивал максимальную тягу до 3500 кг, работал в течение 4-6,7 с и имел суммарный импульс 10850 кгс. Во время испытаний ракета Х-66, оснащенная таким двигателем, показала достаточно высокие характеристики. Стартовая скорость равнялась 440 м/с, максимальная достигала 700 м/с. Изменение скорости в ходе полета и разгон на маршевом участке обеспечивались при помощи особой формы порохового заряда. Допускался пуск ракеты на дальность от 3 до 6 км. При полете на максимальную дальность, продолжавшемся порядка 15 секунд, ракета должна была преодолевать основную часть траектории с отработавшим двигателем. На конечном участке полета скорость снижалась до 300 м/с.

В средней части ракеты Х-66 поместили боевую часть Ф-66 весом 103 кг. Осколочно-фугасная БЧ представляла собой металлический корпус с помещенным внутрь него зарядом взрывчатого вещества ТГ-40 весом 51 кг. Использованная боевая часть, в зависимости от точности попадания, могла поражать живую силу и легкобронированную технику противника. В состав боевой части входил контактный электрический взрыватель, блокировавший подрыв в течение 4-8 с после запуска.

Для стабильного поведения на траектории изделие Х-66 получило набор специальной аппаратуры. Блок датчиков ускорений автоматически фиксировал маневры ракеты и передавал данные о них в вычислительное устройство. Управление по курсу и тангажу предлагалось осуществлять при помощи носовых рулей, приводимых в действие пневмомашинкой с питанием от баллона со сжатым газом. Баллон наполнялся осушенным воздухом под давлением 400 атмосфер. Ввиду сложности такой процедуры заправка должна была производиться заводом-изготовителем, после чего ракета могла храниться в течение всего срока эксплуатации. Запаса сжатого воздуха хватало на 20 секунд работы рулей.



Было решено оснастить ракету Х-66 системой наведения, заимствованной у существующего изделия РС-2УС. В состав аппаратуры наведения 5И-1-Б включили штыревую приемную антенну, приемник сигнала самолетной РЛС РП-21М «Сапфир», а также блок управления. Предполагалось, что для управления полетом ракеты самолет-носитель будет удерживать на цели луч своей радиолокационной станцией. Работа системы наведения в таком случае заключалась в удержании ракеты в пределах луча. Для этого бортовая аппаратура ракеты принимала сигнал РЛС РП-21М и сигналы с датчиков, на основе которых формировались команды для рулевых машинок.

Использованный принцип наведения сказался на методике боевого применения ракеты. Самолет-носитель должен был входить в пике, подсвечивая своей РЛС выбранную цель. После запуска ракета Х-66 должна была сходить с подвески самолета со скоростью порядка 440 м/с и примерно через 1,5 с после схода попадать в луч РЛС «Сапфир». Далее автоматика ракеты должна была удерживать ее на заданной самолетом-носителем траектории до попадания в цель. Такая методика позволяла производить запуск только с пикирования, а также предъявляла определенные требования к мастерству летчика, который должен был в течение нужного времени удерживать прицельную метку точно на цели. Допускался одновременный запуск двух ракет Х-66 по одной цели. В таком случае пуск производился с интервалом порядка 0,5 с во избежание столкновения ракет или негативного влияния спутных струй.

За счет использования существующих узлов и агрегатов разработка проекта Х-66 заняла всего несколько месяцев. До конца 1966 года завод №455 изготовил две ракеты-прототипа с телеметрической аппаратурой и восемь полноценных боевых изделий. Все эти ракеты предназначались для проведения испытаний. Проверки перспективного авиационного оружия стартовали в 1967 году.

Первые испытательные запуски ракет-прототипов проводились на полигоне с использованием наземной пусковой установки. Затем платформой для ракеты стал серийный истребитель МиГ-21ПФ, оснащенный радиолокационной станцией РП-21М «Сапфир». До начала 1968 года состоялось около трех десятков испытательных пусков со стрельбой с пикирования и в горизонтальном полете. В ходе испытаний были выявлены и исправлены проблемы с управлением по крену и работой взрывателя. Кроме того, недостатком считались сравнительно низкая точность попадания (КВО порядка 10-12 м) и необходимость удерживать самолет на боевом курсе до попадания ракеты в цель.

При всех своих недостатках, в начале 1968 года изделие Х-66 было единственной отечественной управляемой ракетой «воздух-поверхность». В результате ракета была рекомендована к принятию на вооружение. Соответствующее постановление Совмина вышло 14 мая 1968 года. Носителями нового оружия стали истребители-бомбардировщики МиГ-21ПФМ и МиГ-21ПФС. Эти самолеты могли нести по две ракеты, подвешенные на пилонах под крылом.



С 1968 года ракеты Х-66 производились на Калининградском машиностроительном заводе. Известно, что к 1972 году с конвейера сошли 1175 ракет. С 72-го изделие Х-66 выпускалось в доработанной версии с использованием новых комплектующих. Так, исходный двигатель заменили новым ПРД-228, заимствованным у ракеты Х-23 и имевшим более высокие характеристики. Кроме того, были использованы новые аккумуляторные батареи и ампульный пневмоблок. Эти нововведения позволили увеличить дальность полета до 10 км и поднять максимальное время работы аппаратуры до 25 с.

Характерным недостатком ракеты Х-66 была необходимость длительного удержания самолета-носителя на одном курсе, из-за чего он не мог активно маневрировать и подвергался повышенному риску поражения зенитными средствами противника. В первой половине семидесятых была разработана новая модификация РЛС РП-21М под названием РП-21МИ. Основным отличием этой станции была система демпфирования луча, позволявшая удерживать луч на цели при некоторых маневрах самолета-носителя. Испытания показали, что новая радиолокационная станция почти вдвое повышает точность попадания ракеты.

В 1973 году появилась контейнерная система «Луч», обеспечивавшая наведение ракеты Х-66 без участия бортовой РЛС РП-21М. Контейнер «Луч» позволял применять ракеты Х-66 различными боевыми самолетами, а не только несколькими модификациями МиГ-21.

РЛС РП-21МИ и контейнер «Луч» представляли определенный интерес, однако не пошли в серию. К моменту их появления ВВС СССР располагали управляемой ракетой Х-23, для временной замены которой проектировалась Х-66. Кроме того, уже создавались новые виды управляемого авиационного вооружения. Изделие Х-66 считалось устаревшим, а его совершенствование сочли нецелесообразным.

Производство ракет Х-66 продолжалось до середины семидесятых годов. Изготовленные ракеты активно использовались для обучения личного состава, а также применялись в ходе различных маневров с участием боевых самолетов. Со временем Х-66 уступила свое место в арсеналах более новым и совершенным изделиям. Тем не менее, за ней осталось почетное звание первой в Советском Союзе серийной управляемой ракеты класса «воздух-земля», предназначенной для самолетов фронтовой авиации.


По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://prowars.ru/
http://oborona.ru/
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    6 февраля 2015 09:22
    Насколько помнится мне дальность пуска у неё до 10 км
    1. +1
      6 февраля 2015 10:23
      Цитата: Туркестанец
      Насколько помнится мне дальность пуска у неё до 10 км

      Уважаемый коллега Иссак, Вы правы, но это касалось изделий с новым движком ПРД-228, а с движком ПРД-204 дальность была не более 6км.
  2. +2
    6 февраля 2015 09:53
    хорошая ракета для своего времени, хорошая статья, спасибо!)
  3. +2
    6 февраля 2015 15:04
    Со 103мя кг в боевой части можно и не только слабобронированую технику поражать,однако разнесенное сопло,считаю ущербным решением,возможно изначально оно было оправданно,но в такой компоновке наши ракеты"воздух-земля"строились до второй половины 80х г,что можно назвать ЗАСТОЕМ.
    1. АцКиПаПа,
      0
      7 февраля 2015 18:43
      Вместо одного сопла в заднем торце пришлось использовать два, выведенные по бортам корпуса ракеты. Такое изменение конструкции было обусловлено наличием хвостового обтекателя корпуса, внутри которого предлагалось поместить аппаратуру наведения.

      Внимательнее читать надо.
      К тому-же, на мой взгляд, количество сопел не влияют на тягу. И нашим конструкторам м не пришлось извращаться, выискивая место под антенны блока/блок наведения, как на западе.
  4. +1
    6 февраля 2015 19:53
    С разнесённым соплом, наверное реактивная отдача не та будет.
    Американская Буллпап была с радиоуправлением, и нормальным расположением сопла.
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      8 февраля 2015 00:01
      Цитата: Денимакс
      С разнесённым соплом, наверное реактивная отдача не та будет.

      какая разница? Для таких тяг и масс?
      Да есть проблемы:
      - ухудшаются условия входа газов в сопло, что приводит к более интенсивному уносу теплозащитного слоя и неравномер­ному разгару критических сечения и раструбов сопл;
      -разнотяговость сопл вследствие разброса размеров при изго­товлении и неравномерного разгара в процессе работы РДТТ
      -потери в удельном импульсе( осей сопл располагаются под углом к оси РДТТ)



      Наиболее перспективным подходом, позволяющим решить проблему повышения энергоэффективности двигателя при жестких габаритных ограничениях, является увеличение объема топлива путем удлинения камеры сгорания за счет уменьшения длины сопла. При его практической реализации могут быть применены различные формы сопел: кольцевые, раздвижные сопла и многосопловые блоки. Наиболее эффективным решением проблемы для данного класса двигателей является применение многосопловых блоков.




      Совершенствование РДТТ основано на улучшении энергетических, физико-механических и эксплуатационных характеристик топлив, а также снижении стоимости разработки и изготовления двигателей... все более склоняются к необходимости использования многосопловых РДТТ..



      САС корабля "Союз": РДТТ (тяга 750 кН, масса топливного заряда 1 т) с 12 соплами, развернутыми под углом 30, к продольной оси РН




      и нет понятия "реактивная отдача"
  5. 0
    12 февраля 2015 10:02
    Цитата: Argon
    Со 103мя кг в боевой части можно и не только слабобронированую технику поражать,однако разнесенное сопло,считаю ущербным решением,возможно изначально оно было оправданно,но в такой компоновке наши ракеты"воздух-земля"строились до второй половины 80х г,что можно назвать ЗАСТОЕМ.


    Этих ракет оставалось на складах огромное количество, поэтому приказом по ВВС их обязывали использовать с зафиксированными рулями в качестве НУР, для ударов по наземным целям.
    А насчет разнесенного сопла. А как еще обеспечить размещение и работу систем наведения в хвостовой части?