Проект подвижного грунтового ракетного комплекса «Курьер»

Несколько десятилетий назад в Советском Союзе начались работы по тематике подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК), предназначенных для вооружения ракетных войск стратегического назначения. Считалось, что такие системы, выходя на маршруты патрулирования, могут остаться целыми и невредимыми после ракетно-ядерного удара вероятного противника за счет удаления от потенциально опасных районов. Работы по перспективному направлению дали ожидаемый результат. Вследствие этого на вооружении РВСН России до сих пор имеются ПГРК нескольких типов, а в будущем, вероятно, появятся новые подобные системы.

В начале восьмидесятых годов в Московском институте теплотехники (МИТ) стартовал один из новых проектов подвижного грунтового ракетного комплекса. По некоторым данным, изначально он именовался «Темп-СМ», однако в дальнейшем получил новое обозначение – 15П159 «Курьер». Именно под таким названием проект вошел в историю отечественной ракетной техники. Проект «Курьер» являлся ответом на американскую программу Midgetman. С 1983 года американские специалисты вели разработку мобильного ракетного комплекса, вооруженного межконтинентальной баллистической ракетой с дальностью полета не менее 10 тыс км. Важной особенностью проекта Midgetman являлись ограничения по габаритам и стартовому весу ракеты. Последняя в готовом к запуску стоянии должна была весить не более 15-17 т.

Проект подвижного грунтового ракетного комплекса «Курьер»
Это именно тот агрегат, который проходил испытания. Единственное, что подправлено в фотографии – убран его номер



21 июля 1983 года вышло постановление Совмина СССР, в соответствии с которым МИТ должен был разработать ракетный комплекс со схожими характеристиками. Ограничения по габаритам и стартовому весу ракеты, хотя и усложняли разработку, могли иметь ряд положительных последствий. Исследования показывали, что сравнительно небольшая ракета может использоваться не только с шахтными пусковыми установками или машинами на базе специальных шасси. Носителей изделия «Курьер» могли стать специальные автомобильные полуприцепы или контейнеры стандартных размеров и поезда. Кроме того, облегчалась транспортировка ракет военно-транспортными самолетами.

Инициатором и одним из главных сторонников нового проекта был главком РВСН В.Ф. Толубко. Руководителем работ по теме «Курьер» был назначен А.Д. Надирадзе. В 1987 году его место занял Б.Н. Лагутин. К проекту был привлечен Воткинский машиностроительный завод, который сначала должен был построить необходимое количество опытных ракет, а потом освоить серийное производство новых изделий. Испытания и старт серийного производства ракетных комплексов «Курьер» планировались на начало девяностых годов.

Основным элементом нового комплекса должна была стать межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж59 «Курьер». Специфические требования к этому изделию заставили МИТ и смежные организации провести большое количество исследований и испытаний, освоить новые материалы и технологии. Так, известно, что в конструкции корпуса ракеты широко использовались новейшие композиционные материалы, а приборное оборудование должно было строиться на основе самой современной элементной базы. Таким образом, ракетный комплекс «Курьер» можно было считать представителем нового поколения систем своего класса.

Проект подвижного грунтового ракетного комплекса «Курьер»
Испытания на стенде боковой устойчивости СО-100


Ракета 15Ж59, согласно ряду источников, должна была строиться по трехступенчатой схеме с отдельной ступенью разведения. Все ступени изделия предполагалось оснастить твердотопливными ракетными двигателями с использованием топлива нового типа. В конструкции двигателей, с целью сокращения их габаритов, могли применяться частично утопленные в корпус сопла. В головной части должна была находиться ступень разведения с полезной нагрузкой.

Ракета «Курьер» получалась уникально компактной. Ее длина не превышала 11,2 м, а максимальный диаметр корпуса равнялся 1,36 м. На ранних стадиях проекта предполагалось «уложиться» в стартовый вес на уровне 15 т, однако в дальнейшем его пришлось увеличить до 17 т. Забрасываемый вес – около 500 кг. Ракета 15Ж59 должна была нести моноблочную головную часть с ядерным боезарядом мощностью не более 150 кт.

Для наведения ракета «Курьер» должна была использовать инерциальную систему наведения, выполненную на основе современной элементной базы. В качестве органов управления могли использоваться поворотные сопла двигателей и решетчатые рули первой ступени.

По имеющимся данным, несмотря на малый вес и габариты, перспективная межконтинентальная ракета «Курьер» должна была доставлять боевую часть на дальность до 10-11 тыс км. Круговое вероятное отклонение не должно было превышать 350-400 м.

Проект подвижного грунтового ракетного комплекса «Курьер»
Проект подвижного грунтового ракетного комплекса «Курьер»


На заводе-изготовителе ракета должна была загружаться в транспортно-пусковой контейнер, который предполагалось устанавливать на подъемные механизмы самоходной пусковой установки. Саму пусковую установку предлагалось строить на базе специального многоосного шасси с соответствующими характеристиками. В ходе разработки проекта облик шасси постоянно изменялся. В комплексе «Курьер» могли использоваться шасси с тремя, четырьмя и пятью осями. Согласно одним источникам, первым было предложено использовать шасси 6х6, но затем из-за определенных затруднений пришлось разрабатывать и интегрировать в комплекс машины с более сложной ходовой частью. По другим данным, первым появилось шестиосное (!) шасси, после проектирования которого появилось предложение о сокращении базовой машины на несколько колесных пар.

Поскольку почти вся документация по проекту «Курьер» до сих пор засекречена, трудно говорить, какая из версий соответствует действительности. Правдоподобными выглядят обе версии, поскольку все шасси, упоминаемые в контексте проекта «Курьер», действительно разрабатывались и испытывались. Так, шестиосную мобильную пусковую установку предлагалось делать на базе шасси МАЗ-7916, пятиосную – на базе МАЗ-7929, четырехосную – МАЗ-7909.

В источниках, рассказывающих о последовательном уменьшении количества осей, приводятся некоторые подробности этого процесса. Так, изначально агрегаты комплекса «Курьер» должны были монтироваться на базе МАЗ-7916, однако уже в начале 1985 года было предложено использовать перспективное пятиосное шасси, которое еще не существовало. Весной того же года предложили разработать шасси 6х6 и 8х8, а в апреле 86-го приняли решение строить четырехосные шасси. Тем не менее, такая машина не в полной мере соответствовала требованиям военных, из-за чего в начале 1988 года решили строить пусковую установку на базе пятиосного МАЗ-7929. Эта машина получила индекс 15У160М.

Колебания с выбором базового шасси сказались на сроках разработки пусковой установки. Проект пятиосной машины завершили только в 1991 году, после чего предприятие МАЗ поставило необходимую технику на волгоградское ПО «Баррикады», где на нее должны были установить набор специального оборудования.

Особое внимание заслуживает специальный вариант комплекса «Курьер», предназначавшийся для скрытой переброски ракет в заданный район. Малый вес и размеры изделия позволяли поместить ракету в специальным образом оборудованный стандартный грузовой контейнер или автомобильный полуприцеп. Такая самоходная пусковая установка могла бы, не привлекая внимания, перемещаться по всей территории страны и, в случае получения приказа, проводить запуск.

В качестве базы для замаскированной модификации комплекса выбрали седельный тягач МАЗ-6422 и полуприцеп МАЗ-9389. Интересен тот факт, что отработка «автомобильной» модификации нового ракетного комплекса началась вскоре после старта проекта и основную массу работ провели задолго до окончательного выбора шасси для мобильной пусковой установки «классического» типа.

Уже в сентябре 1984 года на полигоне в Бронницах (Московская область) были проведены предварительные испытания предлагаемых тягача и прицепа. По окончании первого этапа испытаний грузовик перегнали в Гомельскую область, где в течение длительного времени он совершал поездки по местным трассам. Полигоном для испытаний стали трассы Ленинград-Киев-Одесса (с двумя мостами), Минск-Гомель и Брянск-Гомель-Кобрин.

В ходе испытаний специалисты собирали различную информацию о работе агрегатов машины, о ее характеристиках, а также о возникающих нагрузках на объекты в полуприцепе и т.д. По результатам испытаний был сформирован список требований к аппаратуре, которую предполагалось перевозить в автомобильном полуприцепе. Собранные данные активно использовались при разработке ракеты 15Ж59 и других элементов перспективного ракетного комплекса.

Согласно некоторым источникам, модификация ракетного комплекса на базе гражданского тягача с полуприцепом осталась на стадии предварительных исследований. Создание такой версии комплекса «Курьер» было связано с рядом специфических проблем. В частности, отсутствовали системы связи и управления с необходимыми характеристиками, которые можно было бы смонтировать на гражданском грузовике.

Ракета «Курьер», независимо от типа базового шасси, должна была стартовать из транспортно-пускового контейнера, закрепленного на подъемных механизмах самоходной пусковой установки. Как и в случае с другими отечественными межконтинентальными ракетами, предлагалось использовать т.н. холодный старт при помощи порохового аккумулятора давления. После выхода из контейнера и подъема на некоторую высоту ракета должна была включать двигатель первой ступени и отправляться к цели.

В марте 1989 года на полигон Плесецк были доставлены первые опытные ракеты «Курьер», имевшие упрощенную конструкцию и состав оборудования. Эти изделия должны были использоваться в ходе бросковых испытаний, целью которых являлись проверка и отработка агрегатов пусковой установки и отвечающей за пуск автоматики. Первый бросковый запуск состоялся в марте 1989 года. Такие испытания продолжались до мая 90-го. Всего было выполнено 4 бросковых пуска.

В 1990 году специалисты МИТ и смежных предприятий продолжили разработку проекта. При этом им пришлось дожидаться окончания работ по мобильной пусковой установке на базе специального шасси. Сборка последней началась только в 1991 году. На середину 92-го планировалось завершить подготовку всех агрегатов комплекса «Курьер» и провести первые летные испытания новой ракеты. Однако в октябре 1991 года, буквально за пару месяцев до распада Советского Союза, проект был закрыт. Причинами этого стали экономическая ситуация в стране, изменение политической ситуации на международной арене, а также отмена разработки американского проекта Midgetman.

Проект подвижного грунтового ракетного комплекса 15П159 «Курьер» с ракетой 15Ж59 был закрыт. Тем не менее, наработки по этой системе не пропали. В девяностых годах Московский институт теплотехники активно работал над рядом проектов перспективной ракетной техники для РВСН и военно-морского флота. Те или иные узлы, агрегаты и технологии используются в ракетах «Тополь-М», «Булава» и т.д. К примеру, легкая малогабаритная система управления ракеты «Курьер» используется на ракете-носителе «Старт», эксплуатация которой продолжалась с 1993 по 2006 год. Таким образом, проект «Курьер» не привел к появлению одноименного ПГРК, однако в определенной мере помог с созданием новых вооружений.


По материалам сайтов:
http://rusarmy.com/
http://dancomm.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://arms-expo.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-442.html
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: http://www.dancomm.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 30
  1. Вольный ветер 12 февраля 2015 07:59
    Жаль что до ума не довели. Интересное оружие получилось бы. Почти абсолютно автономное. Хотя нагрузка на команду из трех человек, особенно психологическая, просто запредельная.
    1. Комментарий был удален.
    2. Boris55 12 февраля 2015 08:26
      Цитата: Вольный ветер
      Жаль что до ума не довели. Интересное оружие получилось бы. Почти абсолютно автономное.

      До ума доводят: "Ракеты комплекса "Клаб-К".



      1. inkass_98 12 февраля 2015 08:59
        Цитата: Boris55
        До ума доводят: "Ракеты комплекса "Клаб-К".

        Не надо путать межконтинентальную ракету и крылатую - разная дальность, однако. У "Клаб-к" дальность до 350 км.
        1. Boris55 12 февраля 2015 10:05
          Цитата: inkass_98
          Не надо путать межконтинентальную ракету и крылатую - разная дальность, однако. У "Клаб-к" дальность до 350 км.

          Ну так разработка то не канула в лето. Получила новую жизнь в новом обличи.
          На мой взгляд вполне прилично выглядит.
          А межконтинентальные - это "Тополя" ...
        2. Rus2012 12 февраля 2015 11:59
          Цитата: inkass_98
          У "Клаб-к" дальность до 350 км.

          "Калибр"- для российского ВМФ имеет дальность - 2500км, экспортной версией его является "Клаб":)
          1. Комментарий был удален.
          2. opus 12 февраля 2015 16:21
            Цитата: Rus2012
            "Калибр"- для российского ВМФ имеет дальность - 2500км

            не имеет.

            пока проекты/прожекты.
            одной лишь ПКР с такой стартовой мавссой и с такой бч,и НЕ с воздушного носителя-такую дальность НЕ ОБЕСПЕЧИТЬ


            Цитата: Rus2012
            экспортной версией его является "Клаб":)

            и Калибр и Club это пусковой ракетный комплекс ПКР.
            Калибр для внутреннего, Club на экспорт

            "Калибр-М" (экспортное обозначение "Club-M")

            Функционально комплекс Club-K состоит из Универсального стартового модуля (УСМ), Модуля боевого управления (МоБУ) и Модуля энергопитания и жизнеобеспечения (МЭЖ).


            И на фрегате Talvar индийских ВМС



            И на наших. ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ОДНИ и те же ПКР
            1. Комментарий был удален.
            2. Rus2012 12 февраля 2015 20:34
              Цитата: opus
              И на наших. ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ОДНИ и те же ПКР



              Погрузка ТПК предположительно с КР "Калибр" в пусковую установку 3Р14УКСК на МРК "Град Свияжск" пр.21361. Вероятно, фото сделано в Астрахани летом 2013 г. Публикация 01.08.2013 г. (http://forums.airbase.ru).

              Комплекс "Калибр-НК", ПУ 3Р14УКСК, комплектуется КР 3М-14К. ТТХ в открытой печати - нет. Предположительная дальность по наземным целям - 2500км.
              ...ранее писали про возможности применения «Калибра» -
              — Каспийская флотилия уже имеет сторожевик проекта 11661 «Дагестан», будет «Град Свияж». Оба вооружены обычными ракетами, но их хватает с избытком, так как никто из потенциальных противников не имеет средств противодействия им. А с дальнобойными «Калибрами» каспийцы способны накрывать цели на всех прилегающих территориях и в Черном море. Также мы сможем оперативно перебрасывать «Буяны» с одного моря в другое и обратно, — сообщил представитель главкомата ВМФ.

              Крылатые ракеты размещаются в вертикальных пусковых установках в надстройке корабля сразу за мачтой. В конструкции не предусмотрены средства выдачи целеуказаний, вместо них имеются так называемые универсальные стрельбовые корабельные комплексы, которые осуществляют наведение на цель по другим источникам. Это могут быть разведывательные самолеты, другие корабли, орбитальные спутники.

              Представитель главкомата ВМФ не называл потенциальные мишени «Буяна» с «Ипепелителем», зато это охотно сделал контр-адмирал в отставке Владимир Захаров.

              — Ракетные корабли 21631 значительно расширяют влияние флота на весь каспийский регион. Нельзя забывать про Иран и ситуацию вокруг него, вечно нестабильную. Если стрельнуть «Калибром» в южном направлении, хорошо достанешь кого надо, — сказал адмирал «Известиям».

              Так, новейшие фрегаты типа «Адмирал Горшков» и строящиеся для Черноморского флота и Каспийской флотилии малые ракетные корабли типа «Буян-М» имеют идентичное ударное ракетное вооружение. Речь идет о ракетном комплексе «Калибр» с дальностью поражения наземных целей более 2 тыс. км, что в несколько раз превышает дальность советских комплексов, стоящих на вооружении ВМФ.

              http://topwar.ru/21941-rossiya-gotovitsya-k-voyne.html

              Пуск ракеты комплекса "Калибр-НК" с МРК "Град Свияжск" пр.21361, 2013-2014 гг
              1. Комментарий был удален.
              2. opus 12 февраля 2015 21:13
                Цитата: Rus2012
                Погрузка ТПК предположительно

                И,что? Это ЧТО ДОКАЗЫВАЕТ?
                Калибр -для "нас" ,а "Клуб" -для них?
                Калибр и Клуб- это ракетные комплексы.
                Цитата: Rus2012
                Комплекс "Калибр-НК",


                Сайт производителя-СМОТРИМ. Программу вооружений РФ -СМОТРИМ.




                остальное некомпетентные домыслы.
                Цитата: Rus2012
                ТТХ в открытой печати - нет. Предположительная дальность по наземным целям - 2500км.


                Кто-то "приписал" лишний "0" по дальности.Вот этот глупый кореспондент,сказал 2000 км, а кто-то накинул еще "500км"

                а кто-то накинул еще "500км"



                Цитата: Rus2012
                http://topwar.ru/21941-rossiya-gotovitsya-k-voyne.html

                "Россия готовится к войне?"
                Возможно.А как это "привязать" к 2500км дальности?

                у Автора Павел Ольховиков -там вообще винегред,а первоисточник http://www.profile.ru/
                =================================
                такой ПКР(2500км) -ХВАЛЯТСЯ, и пужают, а не прячут
                1. Rus2012 12 февраля 2015 22:28
                  Цитата: opus
                  остальное некомпетентные домыслы.

                  во всех своих материалах литер "Э" видете?
                  Это значит "экспортный". А на экспорт оружие имеющее дальность действия выше 300км - запрещено.
                  Отличие "экспортного" и для собственного применения в нашем случае (как и "Искандер-Э" от с литером "М"-для нашей армии) в системе управления и количестве топлива...

                  Хотя северокорейцы и иракцы всегда это обходили "выжимая" из нашей техники все запасы. Пример - Р-17, то биш "Скад", который в итоге стал у них космическим носителем.
                  1. Комментарий был удален.
                  2. opus 12 февраля 2015 23:14
                    Цитата: Rus2012
                    во всех своих материалах литер "Э" видете?

                    кАнечно,Найцдите "от сейчас"!(РФ) без Э?

                    Цитата: Rus2012
                    Это значит "экспортный".

                    НЕТ!
                    1. Противолодочные ракеты 91РЭ1 и 91РТЭ2 комплексов "Калибр-ПЛЭ" и "Калибр-НКЭ"

                    система 374ЭС24 - наземного испытательного оборудования двигательных установок РН 14А14 СК = тоже "Экспортная"?
                    а 373СЭ07 - комплект оборудования гарантированного электропитания (КОГЭ) УТК КГЧ РКН «Союз-2» 371ТА41 ? Или 15Э348 - коммутатор засекреченной связи ?
                    2.Найдите без "Э"?
                    Наши стреляют экспортными модификациями?


                    2013г В интернете появились фотографии как китайские моряки выловили обломки противокорабельной ракеты 3M-54Э/3M54E?

                    -Длина ракеты 3М54Э вместе со стартовым ускорителем 8,22 метра
                    -Длина ракеты 3М54Э без стартового ускорителя 7,34 метра
                    -Длина ракет 3М54Э1 и 3М14 вместе со стартовым ускорителем 7,2 метра
                    -Длина ракеты 3М54Э1 и 3М14 без стартового ускорителя 6,2 метра

                    У Э1 размеры меньше, адаптация под НАТОвские ТА и ТПК,но не у "Э"




                    3. МОжет быть "Э " ("Е") значит место производства? Екатеринбург?
                    1. Rus2012 12 февраля 2015 23:37
                      Цитата: opus
                      система 374ЭС24 - наземного испытательного оборудования двигательных установок РН 14А14 СК = тоже "Экспортная"?а 373СЭ07

                      и "Э" во многих случаях - к технике предназначенной для экспорта-не имеет отношения! Смотрите индексы ГРАУ.

                      2. Никто не утверждает, что Российские ВС НИКОГДА не будут использовать технику от экспортной линии . Пример - возвращенные Алжиром Миги.
                      Но, то что отправляется на экспорт - имеет существенные отличия от того, что создается для себя. Причем иногда, таже лучшего качества, чем себе. Пример "тропическое исполнение" для стран жаркого климата, когда все покрытия - лучше защищенные от коррозии или даже из нержавеющего материала.
                      1. Комментарий был удален.
                      2. opus 13 февраля 2015 01:15
                        Цитата: Rus2012
                        Смотрите индексы ГРАУ.

                        Ну дак в чем проблема?
                        приведите индекс ГРАУ на ПКР 3М54 (Э), раз "читаете" их.
                        ?
                        В чем загвоздка?Зачем впустую толочь в ступе?
                        прим"Э" это не индекс "ГРАУ"

                        Цитата: Rus2012
                        Никто не утверждает, что Российские ВС НИКОГДА не

                        покажите мне ПКР(о которых идет речь) которые используют ВС Рф ,без индекса "Э"
                        А ,да . еще с дальностью 2500км желательно
                        Цитата: Rus2012
                        когда все покрытия -

                        чушь.
                        1.Влажность в СПБ ,Лен.обл. и ДВ,по сравнениюю с Индией хотя бы
                        2."Тропическия" это температурный диапазон:
                        -резина,неморозостойкая, тк дешевле
                        -стали,неморозостойкие, тк дешевле
                        -ГСМ,неморозостойкие, тк дешевле
                        3.А существенные отличия: сухопутная и морская(для ВМФ), ткт тут в окияне "корозия"
        3. Bersaglieri 13 февраля 2015 17:14
          Это у экспортного.
          Туда можно и ТПК с Р-500 всунуть,или с Калибром
          Уже совсем другие дальности будут (понятно,что не межконтинентальные,но- "евростратегические")
      2. Дормидонт2 12 февраля 2015 12:39
        в плане маскировки идея отличная, десятки тысяч фур перемещаются или стоят на тысячах стоянках, и среди фур условно несколько десятков спец.фур могут нанести мгновенный удар по противнику, я предлагаю ещё размещать крылатые ракеты на спец."гражданских " самолетах на базе суперджета и ту-200, в воздухе РФ тысячи гражданских самолетов и представим , что некоторые из низ несут крылатые ракеты, готовые мгновенно ответить на "глобальный " удар амеров
        1. ROMANO 12 февраля 2015 16:17
          У "Тушек" и "Суржиков" нет ни бомболюков ни грузовых рамп, через которые и планировалась когда-то "эвакуация" МБР.

          Переделывать же гражданские авиалайнеры в носители МБР, занятие и сверхдорогое и бессмысленное. Отследить же "странные" маршруты-простои крайне ограниченного числа воздушных псевдо-гражданских носителей на фоне регулярных и предсказуемых гражданских авиалайнеров, тем более тысяч вагонов или фур, задача архипростая.

          Пы.Сы. Если не секрет, что такое "ту-200"???
    3. Rus2012 12 февраля 2015 11:53
      Цитата: Вольный ветер
      Жаль что до ума не довели

      ...вот к чему вообщемто в итоге пришло -

      Гипотетическое изображение МБР 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26 и вариантов СПУ комплекса 15П159 "Курьер" (с) http://militaryrussia.ru, оригиналы рисунков шасси взяты на http://ruzhany.narod.ru.


      Шасси МАЗ-7909 на полигоне "Утёс"Минского автозавода, 1988 г. (http://www.offroadvehicle.ru).

      ТТХ ракеты:
      Длина - 11.2 м
      Диаметр корпуса - 1.36 м

      Масса стартовая:
      - около 15000 кг (начальная стадия проекта)
      - около 17000 кг (окончательный вариант проекта)
      Масса забрасываемая - 500 кг

      Дальность действия - 10000-11000 км
      КВО - не более 350 м

      Температура эксплуатации - от -40 до +50 град.С
      Скорость ветра при пуске - до 25 м/с

      Типы БЧ: ядерная моноблочная мощностью 100-150 кт, возможно, с комплексом средств преодоления (КСП) ПРО.

      Модификации:
      15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - базовый проект ракеты.

      "Старт" / "Старт-1" - ракетоноситель в конструкции которого используются элементы ракеты "Курьер", в системе управления используются наработки по системе управления ракеты "Курьер.

      Статус: СССР / Россия - бросковые испытания макетов, испытания не завершены, разработка прекращена.
      1. opus 12 февраля 2015 17:00
        Цитата: Rus2012
        Масса стартовая:- около 15000 кг (начальная стадия проекта)- около 17000 кг (окончательный вариант проекта)Масса забрасываемая - 500 кгДальность действия - 10000-11000 кмКВО - не более 350 м

        Фантастические абсолютно не верные цифры( не понятно на основании каких ветеранов это разместили на http://militaryrussia.ru
        1. Параметры (масса) 15Ж59 хуже 15Ж48(даже Темп-2СМ2)

        2.Пионеры( SS-20) хоть и при большей массе БЧ ,имели дальность в 4-5000км
        3.Впрочем как и ТТХ МБР Ф-22
        4. Карлик (при схожих ТТХ) не смог выдать запланированных 6900м.миль(10-11000)км.
        ПРИ ЛУЧШИХ СТАРТОВЫХ УСЛОВИЯХ:Norton Air Force Base in San Bernardino, Калифорния (широта). И строго на запад. вытянул 4000м.миль.
        При учете того ,что у американцев и смесевое получше(Карлик, это суть обрезанный МХ) и масса скорлупы -меньше.

        По сути почему они и отказались: размещать только на территории США, а по кому пулять с такой дальностью?
        5.Требовать от твердотопливной ракеты массой 17 000кг параметров (по дальности) ЖИДКОСТНОЙ(энергетика на 30% лучше)МБР Р-7 (стартовой массой под 300 000 кг), даже ,при условии меньшей(в разы) забрасываемой массе-не разумно.

        Стартовая масса этой межконтинентальной ракеты(15Ж59) была всего около 15 т –17т почти в 20 раз меньше , чем у первой отечественной МБР Р-7
        6. МБР "Гром"-однокомпонентный(! только топливо-окислитель забортный воздух) не давал таких параметров
    4. Аскет 12 февраля 2015 14:30
      Цитата: Вольный ветер
      Жаль что до ума не довели. Интересное оружие получилось бы.


      Мне отец рассказывал,как они готовили ТЗ на ракету 15Ж59 по личному указанию Толубко котрый поставил задачу разработать в кратчайшие сроки в ответ на Миджитмен.
      Всё делалось в спешке по всей цепочке и ракета сначала что называется не пошла...однако наработки СУ и Спр для малогабаритных ракет в последствие легли в основу комплексов "Тополь-М" и "Булава". А РН Старт летает сегодня с использованием систем управления "Курьера" ТЗ на которые как раз готовил отдел отца.
      До летных испытаний она ЯКОБЫ не дошла ибо в 1991г. Горбачев лично закрыл эту тему.Американцы кстати с миджитменом так и не преуспели и тихо склеили ласты и к подобным проектам больше не возвращались
  2. Zigmars 12 февраля 2015 08:02
    Побольше бы информации о таких малоизвестных разработках. За фото отдельный +
    1. Комментарий был удален.
  3. Magic Archer 12 февраля 2015 08:02
    Отличная статья!!!Не слышал раньше ничего о таких разработках у нас.Надеюсь задел создан и в нынешних условиях его можно будет использовать для разработки новых комплексов.
    1. Rus2012 12 февраля 2015 12:04
      Цитата: Magic Archer
      Не слышал раньше ничего о таких разработках у нас

      ...эту тему очень тщательно обсуждали разработчики и ветераны РВСН на отчественных сайтах русармз (закрыт), подробные данные тут - http://militaryrussia.ru/blog/topic-442.html
      1. Аскет 12 февраля 2015 14:37
        Цитата: Rus2012
        эту тему очень тщательно обсуждали разработчики и ветераны РВСН на отчественных сайтах русармз (закрыт), подробные данные тут


        Кстати во всех источниках говориться что до летных испытаний она не дошла ...на самом деле это не так ...Был единственный пуск,который завершился неудачно пришлось активировать режим самоликвидации...
        Был изготовлен единственный опытный образец...Потом многие технологические прорывные решения использовали в параллельном проекте "Универсал"
        1. Комментарий был удален.
        2. opus 12 февраля 2015 17:34
          Цитата: Аскет
          ...Был единственный пуск,который завершился неудачно пришлось активировать режим самоликвидации...

          в конце 1990: реальный пуск ракеты с отработкой основных пиротехнических систем по упрощенной нештатной циклограмме при полете первой ступени с уменьшенным зарядом твердого топлива.
          Пуск завершился удачно. Самоликвидатор , тк до Куры не дотянет, а шлепаться в населенных пунктах неэтично
          Это у ПГРК "Скорость"(15Ж66) не штатно все пошло
          1. Аскет 13 февраля 2015 09:40
            Цитата: opus
            Это у ПГРК "Скорость"(15Ж66) не штатно все пошло


            Да вы правы. По Курьеру проводили бросковые испытания с программой ИРС/испытательный ракетный снаряд/ для проверки СУ.программа имитировала полет на высоте 2км ,что давала полную картину работы всех систем ракеты.но в сокращенном временном режиме.
    2. opus 12 февраля 2015 16:29
      Цитата: Magic Archer
      Не слышал раньше ничего о таких разработках у нас


      Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 21 июля 1983 г. № 696-213.
      Постановление Совета Министров СССР № 769-248 от 09.08.1983 г.
  4. Айболит 12 февраля 2015 08:02
    Страна нуждается в продолжении разработки подвижных комплексов. В связи с размещением ПРО в Европе и высокоточного оружия, ЯО которое невозможно уничтожить в пункте дислокации большой сдерживающий аргумент.
    Айболит
  5. Takashi 12 февраля 2015 08:41
    томограф создать не могли нормальный, а ракету - чтоб "весь мир в труху", прям хлебом не корми.
    этих ракет уже наштамповали как грязи. Мож пора на Луну или Марс?
  6. зокняй82 12 февраля 2015 09:13
    Цитата: Takashi
    томограф создать не могли нормальный, а ракету - чтоб "весь мир в труху", прям хлебом не корми.
    этих ракет уже наштамповали как грязи. Мож пора на Луну или Марс?

    Не мы такие- жизнь такая, небыло бы этих "ненужных" ракет дядясэм нас давно в труху раскатал, примеров тому тьма.
  7. Nayhas 12 февраля 2015 10:02
    Вызывает большие сомнения возможность возки МБР в стандартном 40 фут. контейнере... Центр тяжести будет находиться очень высоко и есть вероятность переворота (что у дальнобойщиков не редкость) при какой либо аварии, ведь передвигаться придётся по дорогам общего пользования. Да и достоверность фото к теме "Курьер" тоже. Стартовать без домкратов?
    1. Rus2012 12 февраля 2015 12:15
      Цитата: Nayhas
      Да и достоверность фото к теме "Курьер" тоже. Стартовать без домкратов?

      см.выше мой комм.
      В итоге РК "Курьер" пришел несколько другой конфигурации.
      На момент разработки комплекса острые проблемы были по связи, охране-обороне (действительно, с учетом нарастания интенсивности транспорта и общего грузооборота, дороги общего назначения уже не могли удовлетворять. Иначе их пришлось бы отцеплять).
      В настоящее время вопросы по радио-элементной базе и связь - сняты. Проблемы боевого патрулирования по дорогам общего пользования - остаются. Поэтому - ПГРК "Рубеж" - по малонагруженным дорогам и грунтовым.
      1. Аскет 12 февраля 2015 14:53
        Цитата: Rus2012
        Проблемы боевого патрулирования по дорогам общего пользования - остаются.


        Да не было в общем проблем,спокойно организовавыли марш по федеральным трассам в ночное время вообще без проблем. в дневное редко ходили в окнах между Лякроссами и Кихоулами ...здесь да ложилась некоторая нагрузка на комендантскую службу разведку и взаимодействие с МВД,последнее было препятствием непреодолимым, в дальнейшем от их услуг отказались задействовали ВАИ и
        режим проезда ФПС для автотранспорта. Инциденты бывали но незначительные,единственно Тополя первых серий были ещё не обкатаны,опыт эксплуатации был небольшой,ездили часто и много и периодически возникали проблемы с АПУ, приходилось вставать и гнать режимы.естественно скапливался транспорт и возникало недовольство населения...
        а инциденты...один раз посмелок обесточили порвав просевшие провода антенной Р-173,пару раз пьяных трактористов при помощи БТР останавливали, забор селянину снесли при повороте ночью,пришлось с бойцами восстанавливать...Мехвода спрашиваю как же ты епрст не заметил? Тот я думал на кочку наехал laughing
        Вот примерно такие инциденты на марше не считая естесственно учебных вводных,типа минирования, РХЗ,атак ДРГ и прочих радостей...
  8. saag 12 февраля 2015 10:10
    А сколько охраны потребно, на скольки транспортных средствах?
    1. Аскет 12 февраля 2015 15:52
      Цитата: saag
      А сколько охраны потребно, на скольки транспортных средствах?


      Ну вы вопросы задаете.которые лучше не задавать...Сколько охраны потребно изложено в боевых документах по организации марша и Инструкции по несению БД для полков ПГРК которые имеют как правило гриф "сов.секретно" . Да и по Курьеру до сих пор информация засекречена.
  9. qwert 12 февраля 2015 10:15
    Хорошая статья. Главное одна из немногих сегодня не о политике, а военной технике. 17тн для межконтиненталки- это шедеврально. Хотя судя по всему комплекс должен быть размещен минимум на двух автомобилях. Но и это неплохо.
    Насчет домкратов. Не исключено, что машина фиксировалась откидывающимися бортами, либо агрегатами расположенными с обратной стороны бортов
  10. Кэптен45 12 февраля 2015 13:15
    Если,как пишет автор,наработки по проекту не пропали,то возможно они используются в разработке нового БЖРК "Баргузин". Уж коли умудрились на автотягач уложить ракету,то на ж/д платформу сам бог велел с учётом новых технологий,материалов,элементной базы,системы позиционирования.
    1. Rus2012 12 февраля 2015 13:58
      Цитата: Кэптен45
      аработки по проекту не пропали

      ...они пошли на создание ПГРК "Рубеж" РС-26
      Дальность действия:
      - минимальная - 1000 км (оценка)
      - максимальная - не менее 7000 км (оценка)

      Внизу фото -
      Шасси МЗКТ-79291 предположительно под РС-26 на параде в Минске, 3 июля 2013 г
  11. Вольный ветер 12 февраля 2015 13:29
    Интересно а как сейчас можно эксплуатировать подобные комплексы. Это наверное несколько небольших, не вызывающих подозрения и лишних вопросов баз. Из которых, в час истины выходят автомобили ракетоносцы, с охраной.охрана не должна вызывать подозрений. А найти небольшой проселок, для старта. проблем особых не составит. Постоянно колесить по дорогам страны. я бы лично не рискнул отправить на дежурство, слишком много неожиданностей на дорогах.
    1. saag 12 февраля 2015 15:40
      Цитата: Вольный ветер
      с охраной.охрана не должна вызывать подозрений.

      Это как? Все дальнобои без охраны, а тут дивись - с охраной, в час "х" диверсант(ы), если таковые будут будут уничтожать любой камаз с подобным контейнером
      1. Вольный ветер 12 февраля 2015 17:00
        охрана с дальнебоем ездит. не знали? Ценные грузы сопровождаются. Бывает одна машина вплотную с грузовиком. еще одна не привлекая внимания немного позади. Охраняются бывает автовозы, с очень дорогими машинами. Автомобили перевозящие взрывчатку тоже бывает охраняются. Раньше охранялись фуры с сигаретами, один из самых дорогих грузов. груз стоит десятки миллионов рублей, сейчас не знаю.
    2. Аскет 12 февраля 2015 15:56
      Цитата: Вольный ветер
      Это наверное несколько небольших, не вызывающих подозрения и лишних вопросов баз.


      все базы и их координаты должны быть учтены согласно Договору СНВ_3, А развернутые МБР маркированы американскими СОЗами/ собственными опознавательными знаками/ Плюс к этому практикуются показы и присутствие членов двусторонней комиссии и рабочих групп при летных испытаниях.
  12. kirgudu 12 февраля 2015 14:35
    Нонче от волгоградских "Баррикад" остались рожки да ножки. Слава дЭффективным прихватизаторам.
  13. Юрич 12 февраля 2015 16:29
    Для Курьера было разработано в Минске специальное шасси МАЗ 2000, он ещё назывался "Перестройка", очень удачная машина, причем к ней под фуру можно было подводить ещё одну ось с мотором, если не хватало тяги. Комплекс был доведен до ума, мы должны были по выпуску на него идти, но миша меченный подписал договорчик вовремя и его зарубили, я имею ввиду ОСВ - 2
  14. ROMANO 12 февраля 2015 16:58
    Контейнерное размещение компактных МБР хорошо само по-себе, но "половинчато" без надлежащего легендирования их перемещения. Один из оптимальных вариантов, использование "частно-государственных" логистических компаний действующих, как на внутренних, так и на межконтинентальных маршрутах.
  15. opus 12 февраля 2015 17:20
    Цитата: Автор
    В качестве базы для замаскированной модификации комплекса выбрали седельный тягач МАЗ-6422 и полуприцеп МАЗ-9389.....Такая самоходная пусковая установка могла бы, не привлекая внимания, перемещаться по всей территории страны и, в случае получения приказа, проводить запуск.

    Умилило
    1.Полная масса: автопоезда — 42100 кг, буксируемого полуприцепа — 32850 кг. Допустимая нагрузка на седельное устройство — 14700 кг. Полезная нагрузка — 26000 кг.


    Сопоставимый с "Курьером" "Карлик" имел




    при стандартных данных для Западной Европы и США : нагрузка на ось 12тн (все краны Liebherr, Grove, Demag и прочая спец)
    2.При собственной массе МБР в 15-17 тн,масса ее с ТПК и гидравликой- под 40-50 тонн будет
    При попытке поднять МБР в стартовую позицию:
    -шкворень выдернет из СЦУ
    -если не выдернет ,раму закрутит узлом.
    3.Без домкратов не возможно выставить МБР перед стартом
    4.Без надежной и малогабаритной системы связи ( боевое управление )?
    5.Без метеостанции,топопривязки, без зоны работы боевого расчета?
    6.Без гидропневматической подвески,как на МАЗ79-29?

    7.Даже на комплекс Вереница, ракета Ф-22 (проект) ,с массой в 13500кг
    Контейнер был "не совсем штатный"



    -да и не удалось его реализовать
    ---------------------------------
    Для скрытой перевозки в ТПК по ДОП- и только!!!
    Ни каких "пусков" в случае необходимости,фантазии это беспочвенные
  16. xomaNN 14 февраля 2015 10:40
    Месяц назад на Украине вбросили В СМИ новость, что якобы КБ "Южмаш" продало за бугор документацию на ракету "Курьер"... Если это московская разработка, значит новость - фейк. Или - ракеты-однофамильцы feel
  17. Старый26 11 июня 2015 15:02
    Цитата: Юрич
    Комплекс был доведен до ума, мы должны были по выпуску на него идти, но миша меченный подписал договорчик вовремя и его зарубили, я имею ввиду ОСВ - 2

    Сорри, камрад, но был всего один пуск, причем в нештатной комплектации, как после этого можно говорить, что "он был доведен"? Миша Меченый конечно еще та сволочь, в результате подписания договора работы по "Курьеру" были прекращены. Но вот с названием договора вы ошиблись. Он подписал договор СНВ-1. Договор ОСВ-2 был подписан Брежневым в 1979 году.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня