Китайское далёко, не будь ко мне жестоко

Китайское далёко, не будь ко мне жестоко


Китайский противотанковый взвод численностью 3000 человек должен уметь разобрать танк противника на запчасти и собрать из него собственный танк до того, как тот успеет произвести первый выстрел…


Страсть наших восточных соседей к скрупулезному изучению зарубежных изделий с последующим массовым воспроизводством их копий стала притчей во языцех. И вот китайская тактика начала приносить свои плоды.

Мы становимся невольными свидетелями того, как жесткое во всех смыслах восточное государство с чуждой нам культурой и представлениями о прекрасном восходит на мировой пьедестал. Ни малейших представлений о христианской морали. Вместо совести — слой непробиваемой брони из наглости и лжи.

Китайцы молча делают своё дело, не обращая внимания на лицензии и авторские права. На какую-либо благодарность с их стороны рассчитывать не приходится. Последнее китайское “спасибо” выглядит как дальнейшая перепродажа секретного изделия (как вы могли! мы же договорились — только между нами!) куда-нибудь в сторону США...

В настоящее время о “слепом копировании” говорить уже не приходится: наука и промышленность КНР достигла такого уровня, когда становится возможной разработка собственных высоких технологий. В то же время китайцы до сих пор не могут скопировать ряд важнейших узлов (авиационное двигателестроение, радиолокация) и в результате все еще вынуждены прибегать к закупкам зарубежных комплектующих.

Что касается полета творческой фантазии, ничего нового от китайцев ждать не приходится. Концептуально вся китайская техника по-прежнему является копиями западных образцов.

Представляю вашему вниманию подборку самых скандальных “новинок” ВПК Китайской народной республики. Где за спиной каждого китайского изделия гордо возвышается его великий предок.

Shenjang J-11



В техническом плане представляет собой истребитель Су-27СК.

Первые 95 самолетов были собраны из комплектов деталей, поставленных российской стороной в период 1998-2003 гг. Несмотря на условия ранее заключенного контракта, предусматривавшего сборку 200 самолетов с использованием российских комплектующих, Китай в одностороннем порядке разорвал договор и отказался от поставки еще 105 комплектов. Официальными причинами отказа были узкая специализация Су-27СК (перехватчик), невозможность интеграции в БРЭО истребителя китайского вооружения, а также отказ российской стороны от передачи технологий для лицензионного производства “Сушек” в Китае. Реальной причиной отказа стала готовность китайских авиастроителей к производству нелицензионной копии Су-27СМ.

Спустя пару лет опасения полностью подтвердились: Китай продемонстрировал собственный истребитель-бомбардировщик J-11B. Обновленная “Сушка” с композитными крыльями и современной электроникой, в т.ч. радиолокатором с активной ФАР.

HQ-9 (“Красный флаг-9”), экспортное обозначение FD-2000 (“Fаng Du” — “защитный щит”)



Как и его прародитель, российский зенитный ракетный комплекс С-300, китайский HQ-9 представляет чрезвычайно разветвленную систему из ракет, радаров и вспомогательного оборудования. Все усилия приложены ради единственной цели — вымести с небес авиацию противника. Заявленная дальность стрельбы базовой модификации ~ 200 км. Маршевая скорость ракеты 4,2 Маха. Стартовая масса около двух тонн. Масса боевой части 180 кг.

HQ-9 использует аналогичную ПУ со счетверенными транспортно-пусковыми контейнерами цилиндрической формы, вертикальный способ запуска ракет и двуступенчатую ЗУР, во многом напоминающую ракеты комплекса С-300... На этом сходство заканчивается и начинается ряд сплошных различий. В отличие от С-300 и американского ЗРК “Пэтриот”, в составе китайского ЗРК используются радары с активными ФАР, а ракеты имеют большую маневренность за счет управляемого вектора тяги.

Комплекс HQ-9 стоит на вооружении НОАК с 1997 года и непрерывно эволюционирует в сторону системы ПРО. Согласно заявлениям китайцев, “Красный флаг” уже давно превзошел по характеристикам своего прародителя. Среди желающих приобрести китайскую “подделку” уже отметились Турция и Таиланд.


На борту китайского эсминца Тип 051С “Люжоу”. На переднем плане радиолокационная станция Ф1М с фазированной антенной решеткой, аналогичная той, что установлена на атомном крейсере “Петр Великий”. Входит в систему управления огнем корабельного ЗРК С-300ФМ. На заднем плане — трехкоординатная РЛС общего обнаружения семейства “Фрегат”.

Китайские эсминцы Тип 051С строились в начале 2000-х гг. с широким применением зарубежных технологий и комплектующих, в первую очередь, российского производства.


Современный китайский эсминец Тип 052D. Корпус, построенный с применением технологии “стелс”, радар с четырьмя АФАР на стенах надстройки, 64 пусковые ракетные шахты...

Удивляться нечему: Тип 052D — всего лишь уменьшенный американский “Арли Берк”.


USS Spruance (DDG-111)


В носовой части надстройки китайского эсминца заметен еще один интересный "экспонат". Семиствольная пушка с радарным наведением “Тип 730”, являющаяся полной копией зенитной системы ”Голкипер” (Нидерланды). В 2014 году в состав ВМС НОАК был принят головной эсминец типа 052D (“Кун мин”). Планируется, что до 2020 года китайский флот пополнится еще 11 ракетными эсминцами.

Баллистические ракеты средней дальности “Дунфэн DF-21” с маневрирующим боевым блоком. Дальность полета позволяет “накрыть” всю Сибирь. Подлетное время — несколько минут. Круговое вероятное отклонение — считанные метры. При этом, Китай, в отличие от России и США, не связан договором о запрещении баллистических ракет малой и средней дальности. И продолжает развивать это молниеносное оружие нападения.



Модификация DF-21D позиционируется, как противокорабельная баллистическая ракета, создающая смертельную угрозу для американских авианосцев у побережья Юго-Восточной Азии (на заглавной иллюстрации к статье — испытания DF-21D в пустыне Гоби)

Во внешнем облике и в общей концепции “Дунфэн” проскальзывают знакомые черты... Конечно же, это китайская реинкарнация “Першинга-2”!

MGM-31C Pershing II


Космическая программа Китая

В 2003 году Китай стал третьей в мире космической сверхдержавой, самостоятельно отправившей человека в космос. В 2007 году Китай продемонстрировал технологию перехвата спутников на околоземных орбитах. В 2007, 2013 и 2014 гг. соответственно Китай стал третьей страной с лунно-орбитальной межпланетной станцией, лунно-посадочной станцией с луноходом и межпланетной станцией с возвращаемым аппаратом с лунной орбиты. В 2012 году Китай четвёртым в мире произвёл изучение астероида с помощью автоматической межпланетной станции. В 2011 году Китай запустил свою первую орбитальную станцию и произвёл первую стыковку, став второй страной по количеству выполненных космических запусков, превзойдя США и уступая только России. В 2012 году в Китае состоялся первый пилотируемый полёт на национальную орбитальную станцию. Наряду с США, Россией и Европой, Китай имеет национальную глобальную спутниковую систему навигации («Бэйдоу»).

Не секрет, что в основе успехов КНР в изучении космического пространства, лежит тесное сотрудничество с российской ракетно-космической отраслью.


Спускаемый отсек "Шэньчжоу-10"

Конструкция, массогабариты и все системы пилотируемого корабля “Шэнчжоу” примерно идентичны (с учётом поправок на китайские стандарты) советским космическим кораблям серии «Союз», а орбитальный модуль построен с использованием технологий, использовавшихся в серии советских космических станций «Салют». «Шэньчжоу» имеет аналогичную компоновку: приборно-агрегатный отсек, спускаемый аппарат и бытовой отсек. Любопытно, что первая группа китайских тайконавтов проходила подготовку в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина в Звездном городке.


Шэньчдоу



Союз ТМА-7
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

92 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти