Кронштадтское сражение. Часть первая

В начальный период Второй мировой войны было два успешных массированных налета морской палубной авиации на крупные скопления кораблей: во-первых это атака англичан на итальянскую военно-морскую базу в Таранто 12 ноября 1940 года. Во вторых, сокрушительный удар японцев по американской базе в бухте Пёрл-Харбор 7 декабря 41 года. Для всех, кто недооценивал значение и роль авианосцев в 30-е годы, оба этих события наглядно показали, насколько опасным может быть для кораблей, стоящих на своей базе, тщательно подготовленное внезапное нападение авиации с моря. В них блестяще воплотилась в реальности одна из самых смелых идей военных теоретиков межвоенного периода. А для военно-морских сил трех воюющих государств, располагавших авианосцами, это наглядно подтверждало дополнительные возможности в решении стратегических задач (или можно сказать: дополнительную степень свободы). И если до войны далеко не все стратеги и военные теоретики даже в этих странах представляли в полной мере значение этой революции, то теперь высшие начальники штабов всех без исключения воюющих стран вынуждены были, так или иначе, учитывать ее достижения.

Кронштадская операция – массированные налеты Люфтваффе в сентябре 41 года на корабли Балтийского флота – на первый взгляд не вписывается в эту новую реальность. Ведь они производились с сухопутных аэродромов, а не с авианосцев. Тем не менее, ее довольно скромные (для обеих сторон) результаты имели не меньшее значение для дальнейшего планирования подобных операций. Да и для науки военные неудачи часто предоставляют намного больше ценной информации, чем блестяще проведенные сражения.

А теперь, прежде чем перейти непосредственно к описанию сражения, следует ограничить его рамки. Как это часто бывает, в различных источниках как отечественных, так и зарубежных, к сожалению, нет совпадений в том, что считать началом и концом этой операции (не говоря уже о последовательности событий). Зато есть много упоминаний о многочисленных «массированных» налетах, которым Кронштадт почти ежедневно подвергался всю вторую половину сентября. Тогда сигнал воздушной тревоги (колокол Кронштадтского Собора) действительно звучал по несколько раз в день. Не был он редкостью и в последующие месяцы. Но собственно события Кронштадтского сражения желательно по возможности ограничивать только теми действиями немецкой авиации, которые имели прежде всего целью уничтожение кораблей Балтийского флота, а не его базы.


После завершения операции по эвакуации советских войск из Таллина, к концу августа 41 года Балтийский флот оказался заперт в Маркизовой луже. (Так принято называть у моряков восточную часть Финского залива.) О возможности проводить крупные морские операции пришлось надолго забыть. Однако сконцентрированный на небольшом пространстве флот мог оказать осажденному Ленинграду очень существенную помощь. Она заключалась в поддержке сухопутных войск огнем корабельной артиллерии, а также всевозможных береговых и орудий, установленных на железнодорожных платформах.

В первых числах сентября легкий крейсер «Киров» начал обстрел финских войск на Карельском перешейке. Из своих девяти 180-миллиметровых орудий главного калибра он выполнил более тридцати стрельб, помогая частям 23-й армии остановить финнов на рубеже реки Сестра. 7 сентября башни «Кирова» развернулись в южном направлении, и снаряды полетели к немцам, рассчитывавшим с ходу взять Ораниенбаум. После этого «Киров» почти каждый день попеременно стрелял по обоим берегам Финского залива.

По всей прифронтовой полосе осажденного Ленинграда велись интенсивные работы по корректировке огня, организовывались посты наблюдателей, отрабатывалось взаимодействие штабов. Благодаря этим, подчас героическим, усилиям, с 5 сентября регулярный обстрел наступающих вражеских войск начали другие корабли. Линкор «Октябрьская революция» вел огонь из 305-миллиметровых орудий непосредственно из Средней гавани Кронштадта, а также с Петергофского и Кронштадтского рейдов. С огневых позиций в бассейне Морского канала, соединяющего Ленинградский порт с главным фарватером Финского залива очень эффективные обстрелы вел линкор «Марат». С 9 сентября его 305-миллиметровые орудия ежедневно вели огонь, часто по нескольким целям, а ежесуточный расход выстрелов главного калибра достигал 177. Вскоре подключились к регулярным обстрелам легкий крейсер «Максим Горький», два эсминца и лидер «Ленинград», выходивший для этого на позицию в район Ораниенбаума.

Кронштадтское сражение. Часть первая
Линкор «Марат»


Кронштадтское сражение. Часть первая
Линкор «Октябрьская революция»


По ночам к бортам кораблей подходили баржи с боеприпасами, и моряки до утра заполняли погреба снарядами.

Таким образом, командование немецкой группы армий «Север» столкнулось с неожиданной проблемой: – огнем корабельной артиллерии с моря, а также всевозможных береговых и железнодорожных орудий.

Хотя стрельба из корабельных орудий чаще всего велась по площадям, мощные разрывы снарядов больших калибров, и остававшиеся после них огромные воронки, оказывали сильный деморализующий эффект. А большие потери, которые несли немцы в результате этих обстрелов, ставили под сомнение успех решающего наступления на Ленинград, запланированного на 23 сентября. Поэтому немецким командованием еще в ходе разработки плана наступления было принято решение вывести из строя крупные корабли Балтийского флота и разрушить его главную базу ударами с воздуха до начала наступления сухопутных сил.

29 августа в городе Луге обосновался штаб знаменитой штурмовой эскадры «Schlachtgeschwader 2 Immelmann». В ее составе воевал Ганс Ульрих Рудель, считающийся самым результативным за всю войну пилотом пикирующего бомбардировщика «Юнкерс-87», а также многие другие прославленные асы. Хотя обычно в разных источниках появление «Иммельманов» связывают с необходимостью нанести удар по Кронштадту (об этом пишет и Рудель), их задачи были намного шире. Летчики этой эскадры к тому времени внесли не только военный вклад в многочисленные наступательные операции в Польше и во Франции. Они представляли собой своего рода тяжелую артиллерию Имперского Министерства просвещения и пропаганды Третьего Рейха. Появление «Иммельманов» на Ленинградском направлении являлось значимым фактором, способным повлиять на боевой дух наступающих войск. А дух этот был уже совсем не таким, как, скажем, у Дюнкерка в 1940 году. Тут стоит отметить, прежде всего, два влиявших на него фактора. Первый – упорное сопротивление советских солдат, совсем непохожее на поведение в подобных ситуациях солдат других стран. Второе – огромные трудности со снабжением из-за плохой пропускной способности железных дорог. Они в полной мере давали о себе знать уже на подступах к Таллину, Пскову, Луге и Новгороду. Конечно, немцы не знали того ужаса, который еще предстояло перенести блокадному Ленинграду. Но без всякой иронии можно сказать, что неожиданно возникающая нехватка каких-то привычных вещей или продуктов питания на линии фронта действительно может оказывать сильный деморализующий эффект на личный состав. Не говоря уже о неполном боекомплекте – а эта проблема была системной и неожиданной (вот тут ирония уместна), ее уже невозможно было прикрывать одними только пропагандистскими лозунгами.

С началом сентября немецкие войска под Ленинградом почувствовали и третий фактор – артиллерию больших калибров кораблей Балтийского Флота.
Возможность взять с ходу Ленинград в сентябре 41-го безусловно означала как для немецкого командования, так и для Министерства пропаганды огромную моральную победу, а также хотя бы частичное решение остальных проблем. Именно поэтому уже на стадии подготовки в Кронштадском сражении (и в последующем сентябрьском наступлении) были задействованы мощные пропагандистские усилия. И главным образом поэтому на Ленинградское правление прибыли «Иммельманы», а также многие другие элитные подразделения Люфтваффе (в том числе еще две отдельные эскадры «Юнкерсов-87»). И это значительное усиление и без того самого крупного в то время 1-го Воздушного флота Германии (поддерживавшего группу армий «Север»), как мы увидим дальше, оказало на ход всей операции свое влияние. Причем, было ли оно положительным – вопрос довольно спорный. Однако в то время у гитлеровского командования не было ни малейших сомнений в том, что дни Балтийского флота сочтены.

Данные аэрофотосъемки показывали, что в середине сентября в Кронштадте находились два линкора, два крейсера, 13 эсминцев и 42 подводные лодки. Последние с середины сентября в целях маскировки в светлое время суток погружались под воду и ложились на грунт на глубине 10–15 м. Кроме того, в базе находились еще три недостроенных эсминца, 12 минных заградителей, 38 торпедных катеров, 9 канонерских лодок разных типов, 62 минных тральщика. Было также множество других, в том числе гражданских, судов. Гавани выглядели с воздуха гигантскими мишенями – они были буквально забиты кораблями, также как и рейд, и стоянки у пирсов.

При этом противовоздушная оборона Кронштадта, представляла собой настоящий музей. Здесь имелись и допотопные 76-миллиметровые орудия времен Первой мировой войны, и «Бофорсы» – трофеи Белофинской, и современные 100- и 85-миллиметровые пушки… Всего было 349 стволов всех калибров, из них – 158 на кораблях.

В распоряжении ПВО базы было два авиаполка – 5-й и 71-й истребительные авиационные полки ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Их парк тоже не отличался единообразием. Там было по несколько штук новейших МиГ-3 и Як-1, устаревшие УТ-1, УТ-2, У-2, И-15 бис, а большую часть составляли И-16 и И-153– всего около 60 самолетов. Большую часть личного состава составляло новое пополнение (из-за высоких потерь в первые месяцы войны). Впрочем, были еще конечно летчики, которые участвовали в боях и даже имели боевой опыт других войн. Так или иначе, для того времени (и учитывая масштабы предстоящей операции) их все же можно считать значительной силой.

Первый налет на Кронштадт был предпринят 16 сентября, и главной его целью было оценить в целом возможности ПВО Балтийского Флота. Предположительно две эскадрильи «Юнкерсов 87» сбросили бомбы на акваторию порта, но очевидно, что поражение каких-либо важных целей не было их главной задачей. Зато другой намного более существенной целью был линкор «Марат», который, накануне был удачно обстрелян немецкой артиллерией. Сейчас невозможно установить точно, но возможно именно это обстоятельство заставило немцев начать операцию раньше запланированной даты (19 сентября). Воздушная разведка сообщила, что линкор находится в Морском канале, на одной из позиций для стрельбы между Кронштадтом и Васильевским островом. В воздух поднялись «Иммельманы» – 27 «Юнкерсов-87», во главе с гауптманом Штееном, в сопровождении истребителей. Погодные условия были не лучшими, но они позволяли надеяться на внезапность: по всему маршруту полета висели плотные облака и лишь непосредственно над Финским заливом в них появлялись разрывы.

«Штуки» разделились на две группы, заходя на «Марат» одновременно с носовых и кормовых курсовых углов. И если группе, заходившей с кормы, не давал точно прицелиться огонь кормовой батареи из трех 37-миллиметровых зенитных автоматов, то другой группе никто помешать не мог: как раз в тот день попаданием немецкого 105-миллиметрового снаряда такая же зенитная батарея в носовой части была выведена из строя.

В результате в «Марат» попали три 500-килограммовые бомбы. Две из них взорвались на нижней броневой палубе, пробив верхнюю, а третья разорвалась на юте. Еще одна бомба, срезав ствол орудия, взорвалась у борта. Погибли 25 моряков из экипажа линкора.

Уже на отходе немецкие самолеты были атакованы советскими истребителями, которые затем заявили, что сбили четыре «Штуки» и один «Мессершмитт». Кроме того, еще на три сбитых штурмовика претендовали зенитчики «Марата». По немецким же данным было потеряно лишь два самолета.

«Марат» же после окончания налета своим ходом ушел на Малый Кронштадтский рейд, продолжая вести при этом огонь по южному берегу Финского залива. 18 сентября помятый линкор буксиры провели в Среднюю гавань для ремонта.

Все три бомбы, попавшие в «Марат», не смогли поразить жизненно важные центры корабля. Отметим, что для последствий этого и всех последующих налетов бросается в глаза сильное разночтение советских и немецких источников, так например, советские моряки считали, что это были 250-килограммовые бомбы. От пятисоток разрушения были бы больше. Однако и зафиксированный результат был очень существенным: выведена из строя кормовая группа 76-миллиметровых орудий, повреждены одна башня главного калибра, несколько 120-миллиметровых орудий, многие приборы и ряд вспомогательных механизмов.

Можно еще сказать, что атака на линкор 16 сентября, давшая начало Кронштадтскому сражению, была довольно символичной по своим результатам – они в каком-то смысле очень похожи на результаты всего сражения.

Но самое главное, налет 16 сентября имел один важный и очень неприятный для немцев результат – не оправдались расчеты на внезапность. Оказалось, что у русских есть радар. В 1940 году в Ленинградском физико-техническом институте, руководимом академиком Абрамом Федоровичем Йоффе, были созданы первые советские станции радиообнаружения самолетов. К сентябрю 40 года был создан опытный образец, условно названный «Радиоуловитель самолетов» (РУС). Слова «радиолокатор» в лексиконе того времени еще не было (зато было, например, «электровизор») .

После государственных испытаний РУС был принят на вооружение и два таких аппарата поступили в Ленинградский военный округ очень вовремя – через неделю после начала Великой Отечественной войны. В конце июля 41 года эти станции, как слишком сложные по конструкции и капризные, сняли с вооружения. Прямо на боевых позициях, их заменили на новейшие РУС-2 типа «РЕДУТ». Радиус уверенного обнаружения целей на них достигал 200–210 километров.

Это действительно неожиданное для немцев обстоятельство (на нем мы еще остановимся далее) заставило их командование вносить значительные коррективы в тщательно разработанные планы уже в ходе сражения.
Автор: Александр Дантонов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 25
  1. фомкин 20 февраля 2015 07:58
    Весьма познавательная статья. Надо таких побольше. Желательно указывать источники.
  2. qwert 20 февраля 2015 07:58
    Интересная статья. Плюс автору.
    Немцы тоже считали, что мы отсталые и не имеем радаров. Тоже выходит относились к нам как американцы сейчас.
  3. ShadowCat 20 февраля 2015 08:20
    Уже на отходе немецкие самолеты были атакованы советскими истребителями, которые затем заявили, что сбили четыре «Штуки» и один «Мессершмитт». Кроме того, еще на три сбитых штурмовика претендовали зенитчики «Марата». По немецким же данным было потеряно лишь два самолета.

    Если судить по воспоминаниям и заявлениям немецких летчиков то они уничтожили если не весь, то уж точно половину ВВС РККА каждый.
    С другой стороны тогда не сейчас. Выведя из строя двигатель и повредив обшивку самолет мог допланировать до земли и после быть введен в строй. Вполне возможно что самолет посчитали уничтоженым после того как он задымился, а он смог дотянуть до берега или сбить пожар.

    (Чичас из-за высоких скоростей чуть повредил обшивку и сопротивление воздуха доделает остальное разрушив самолет. Помойму так)

    П.С. А статья кошерна. Требую продолжения банкета!(с)
    1. неглавный 20 февраля 2015 19:50
      Цитата: ShadowCat
      Выведя из строя двигатель и повредив обшивку самолет мог допланировать до земли и после быть введен в строй. Вполне возможно что самолет посчитали уничтоженым после того как он задымился, а он смог дотянуть до берега или сбить пожар.

      Мысль глубокая! Осталось добавить хоть немного знаний! Хотя бы аэродинамики.
      1. ShadowCat 20 февраля 2015 20:46
        Хм? Можно ли точнее?
        По поводу разрушения фузеляжа я не настаивал что мои слова правда последней инстанции.

        А по поводу того что задымившийся или пикирующий самолет считали сбитым это не ко мне. А то что горящий самолет мог быть потушен в воздухе (сбито пламя/израсходован бензин в баке) и благополучно вернутся к выполнению задачи или же быть посажен так же имеются факты. (в первом примере масса боев великой отечественной, а второй сходу могу вспомнить перелет Гризодубовой с командой когда они посадили самолет израсходовавший все топливо)
  4. русский узбек 20 февраля 2015 08:41
    советские линкоры оказались очень полезны как плавучие батареи!
    1. faiver 20 февраля 2015 09:54
      а иных вариантов применения по факту и не было
  5. Nayhas 20 февраля 2015 10:00
    Если работала РЛС, то почему авиация ПВО прибыла к шапочному разбору? Задача авиации ПВО не позволить прорваться к защищаемым объектам вражеским бомбардировщикам, либо как минимум не позволить им действовать организовано. Дальнейшие события показывают, что толку ПВО было мало...
    1. PROXOR 20 февраля 2015 12:36
      Цитата: Nayhas
      Если работала РЛС, то почему авиация ПВО прибыла к шапочному разбору? Задача авиации ПВО не позволить прорваться к защищаемым объектам вражеским бомбардировщикам, либо как минимум не позволить им действовать организовано. Дальнейшие события показывают, что толку ПВО было мало...
      Бомберы всегда идут в прикрытии истребителей люфтваффе. Мы прекрасно знаем из истории, что к июню 1941 года, основной костяк истребительной авиации РККА не мог бороться с истребителями Люфтваффе. Мессершмиты были и быстрее и лучше вооружены. Пилоты советской истребительной авиации могли противопоставить люфтваффе только верткость Ишаков и Чаек и собственные навыки и доблесть! Из статьи следует что Ленингралский ВО имел небольшое колличество МИГ-3 и ЯК-1. Дать таким малыми силами яростный отпор Люфтваффе и не допустить их к Ленинграду было просто невозможно! И пока эти жалкие силы ПВО ввязывались в драку с истребителями немцев, бомберы и штурмовики прорывались в Ленинград. И вот тут надо отдать должное нашим зенитчикам. Что над Москвой, что над Ленинградом зенитчики творили чудеса. У них было стойкое мнение что небо Лондона самое защищённое. После первых налетов на Ленинград и Москву они резко изменили своё мнение.
      К слову сказать о авиации ПВО. Я не готов сказать чем засекали британцы эскадрилий Люфтваффе, но в драке над Ла Маншем они далеко не всегда выходили победителями. Потери британцев от схваток над Ла Маншем были огромные. При этом британцы имели всем известный истребитель Спидфаер. Один из лучших.
      Уважемые Россияне и жители СНГ. В этом году у нас светлый и в ту же очередь горестный праздник. 70-летие победы над немецко-фашисткими захватчиками. Нашу победу хотят у нас отнять. Так давай те не допустим это. Наша победа будет до той поры пока мы с Вами все помним и изучаем, передаём дальше по поколениям. Не поленитесь. Изучайте. Рассказывайте детям. Прививайте им что 9 мая это не выходной с салютом. Это праздник и день скорби по тем кто не дошел до Берлина. Кто сгинул в концлагерях. Именно эта память может быть высшей наградой для тех кто остался лежать на полях сражений и наших ветеранов!!!!
      1. Aleksander 20 февраля 2015 14:09
        Цитата: PROXOR
        Дать таким малыми силами яростный отпор Люфтваффе и не допустить их к Ленинграду было просто невозможно! И пока эти жалкие силы ПВО ввязывались в драку с истребителями немцев


        Не все было так плохо. Истребительный полк Балтфлота с 12 марта до 13 апреля 1942 года (за месяц!) в воздушных боях сбил пятьдесят четыре фашистских самолета, потеряв при этом только два. (Голубев В.Ф. Крылья крепнут в бою). ВСЕ победы на И-16, половина сбитых-истребители. Сам Василий Федорович еще в феврале 42-го сбил в одном бою двух асов-охотников на И-16 над своим аэродромом. А асы Бринько и Антонов уничтожили по 19 самолетов еще в июне-августе 1941 года на Ханко.
        1. PROXOR 20 февраля 2015 15:21
          Цитата: Aleksander
          Не все было так плохо. Истребительный полк Балтфлота с 12 марта до 13 апреля 1942 года (за месяц!) в воздушных боях сбил пятьдесят четыре фашистских самолета, потеряв при этом только два. (Голубев В.Ф. Крылья крепнут в бою). ВСЕ победы на И-16, половина сбитых-истребители. Сам Василий Федорович еще в феврале 42-го сбил в одном бою двух асов-охотников на И-16 над своим аэродромом. А асы Бринько и Антонов уничтожили по 19 самолетов еще в июне-августе 1941 года на Ханко.

          Никто не сомневается в облести советских летчиков, но события которые вы описываете проходили в 1941 году, а массированные налеты Люфтваффе на корабли КБФ проходили осенью -зимой 1941 года.Надо смотреть правде в глаза. Люфтваффе на голову превосходил авиацию СССР в части боевого опыта, тактики и стратегии применения. Не долго покапавший Вы найдете тактику работы истребительного звена по 3 машины, отсутствующую радиосвязь на самолетах. Я не сказал что истребительные части Ленинградского ВО были не способны остановить врага, но все его ресурсы были заняты на друку с истребителями противника. Хенкели и Юнкерсы всегда шли очень плотной группой. Нарушить планы противника могли только организованные атаки нескольких истребителей. Схватка одного истребителя со звеном хенкелей и юнкерсов была явно не в пользу истребителя.
          1. Комментарий был удален.
          2. Aleksander 20 февраля 2015 22:40
            Цитата: PROXOR
            Никто не сомневается в облести советских летчиков, но события которые вы описываете проходили в 1941 году, а массированные налеты Люфтваффе на корабли КБФ проходили осенью -зимой 1941 года


            Я как раз не о доблести, а о возросшем мастерстве, которое к 1942 позволяло на И-16 уверенно одерживать победы над Люфтваффе. А опытные советские асы (но их было очень мало) делали это и летом 1941-го.
    2. К-50 20 февраля 2015 18:34
      Цитата: Nayhas
      Если работала РЛС, то почему авиация ПВО прибыла к шапочному разбору?

      Там было много сложностей.
      Сами станции были сверхсекретными и даже командование истребительных частей ПВО не знало о них. Был случай, описывал ветеран, служивший на РУСах в то время. Обнаружили вражеские самолёты, звонят на КПП истребительного полка, сообщают, а их посылают на три весёлых буквы, так как нужно было представится кто,откуда звонит, откуда сведения, а нельзя - секретная техника am
      Пробуют дозвонится через командование ПВО, а там не оказывается на месте особиста и ещё много всяких не суразностей из-за секретности.
      Вообщем, пока отработали взаимодействие, уже время к Новому году было sad
  6. Stasius 20 февраля 2015 11:06
    Цитата: ShadowCat
    (Чичас из-за высоких скоростей чуть повредил обшивку и сопротивление воздуха доделает остальное разрушив самолет. Помойму так)

    Не могу с эти согласиться, современные самолеты сейчас тоже весьма живучи. Вы видели фото СУ25 после попадания зенитных ракет? Возвращались домой на чесном слове. Хотя су25 и "летающий танк", но и у других современных самолетов запас прочности тоже имеется. Не помню у кого толи су27 или миг29 один из рулей был под чистую срезан, но ни чего сел.
    1. Вий 20 февраля 2015 19:05
      Впечетляет...
    2. ShadowCat 20 февраля 2015 21:07
      По поводу разрушения фузеляжа я не настаивал что мои слова правда последней инстанции. Да и я что-то сбойнул думая про янковский ф-117 и забыл про боинги. Например один боинг во время корейских инцидентов в СССР прекрасно сел уже подбитый на "не подготовленую полосу"
      1. TIT 20 февраля 2015 21:41
        Цитата: ShadowCat
        прекрасно сел уже подбитый на "не подготовленую полосу"

        лесополосу lol


        http://autoreview.ru/archive/2008/07/defender/index.php?phrase_id=4794374
        TIT
  7. Serg65 20 февраля 2015 11:21
    Предположительно две эскадрильи «Юнкерсов 87» сбросили бомбы на акваторию порта
    Действительно, данные о типах самолётов участвовавших в налёте 16 сентября во многом разняться, то это He-111, то Ju-88, то Ju-87. Но то что налёт 16 сентября вскрыл всю систему ПВО Кронштадтской ВМБ, это точно,заградительный огонь сухопутных зениток был наиболее сильным на северо-западном и западном подходах, юго-восточный сектор прикрывали корабельные силы ПВО, которые были не постоянны да и огонь корабельной зенитной артиллерии менее эффективен чем огонь береговых батарей. К тому же командиры зенитных дивизионов не смогли централизованно управлять своими силами, в результате стрельба велась в разнобой, на пример командир 433-й батареи лейтенант Ф. Дейнека, получив приказ открыть огонь, стал звонить по телефону в штаб, требуя подтверждения, а в это время немецкие самолеты спокойно пролетели прямо над позициями его батареи. Результат этого налёта окончательно убедил германское командование о необходимости применения против кораблей именно пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и именно 16 сентября командование 8-го авиакорпуса Люфтваффе запросило бронебойные бомбы PC1000, которые специально предназначались для поражения хорошо бронированных целей.
    1. alexknochen 23 февраля 2015 13:03
      Прошу извинения у всех читателей, у меня в тексте ошибка!
      Вместо
      Предположительно две эскадрильи «Юнкерсов 87»
      должно быть
      Предположительно две эскадрильи «Юнкерсов 88»
      Штук над Кронштадтом в этот день не было!
      Всегда издевался над теми, кто их путает, а тут сам ляпнул.
      Автор
  8. ЯМЗ-238 20 февраля 2015 11:48
    Интересная статья, спасибо автору! Красавцы линкоры, построенные еще в царской России...жаль не осталось таких кораблей-музеев((((
  9. miv110 20 февраля 2015 11:50
    О применении радаров обычно мало вспоминают, но видимо даже то малое количество несовершенных установок спасло большое количество людей. Когда-то в журнале "Техника молодёжи" был напечатан рассказ "Анта,адели,ута". Сюжет его заключается в том, что на одном и транспортов при эвакуации Таллина находилась такая РЛС и с её помощью удалось спасти этот транспорт (РЛС использовали в качестве нестандартного устройства связи т.к. штаная радиостанция судна была выведена из строя). А экзотические слова из заглавия рассказа использовались в качестве позывных оператором станции, он взял их из фантастической повести, которую читал когда-то.
  10. фа2998 20 февраля 2015 12:57
    Цитата: русский узбек
    советские линкоры оказались очень полезны как плавучие батареи!

    Ну тогда бы и строили плавучие батареи"поповки".И дешево и сердито.Последнее сражение Русского флота-это Цусимское(1904г.)Имея флот открытого моря(линкоры,крейсера)-наш флот воевал у причала,и практически все потери флота-возле своих баз(крупные корабли).Я не в коем случае не отрицаю вклад флота в общую победу-обстреливали немцев,сражались в морской пехоте и пр.-но не для этого их учили. hi
    1. Serg65 20 февраля 2015 13:36
      Цитата: фа2998
      Имея флот открытого моря

      Цитата: фа2998
      наш флот воевал у причала

      Андрей, прежде чем выносить такой вердикт наверное нужно сперва изучить тему о которой вы хотите говорить. Кроме Балтийского флота были и другие действующие флота, к тому же поинтересуйтесь по поводу минных полей не только наших но и немецко-финских, почитайте о судьбе крейсера "Максим Горький" и финского броненосца "Ильмаринен". Флот, это не кавалерия, он в лихих атак не участвует да и стоит не мало, чтоб линкоры и крейсера на мины гнать. hi
    2. русский узбек 20 февраля 2015 14:56
      "флот открытого моря" на Балтике...вот же пример что ждет "флот открытого" моря в закрытых морях типа Балтийского и Черного - участь плавбатарей и плавучих фортов!
  11. фа2998 20 февраля 2015 13:48
    Так и знал,сейчас ура-патриоты заминусуют.Причем кликнуть мы можем,а в ответ сказать не можем.Может приведут пример морского сражения(маштаба Ютландского) которое провел русский флот после 1904г.,или мне назвать места гибели и тяжелых повреждений крупных кораблей СССР.Флот строится ДЛЯ МОРЯ!!!А моряки-молодцы,но не они разрабатывают стратегию флота. hi
    1. Serg65 20 февраля 2015 13:57
      Цитата: фа2998
      Так и знал,сейчас ура-патриоты заминусуют

      laughing я вас умоляю!!! Минус поставил я! Можно говорить что угодно, но пожалуйста если говорить "А", то и говорите "Б". Скажите мне какие силы Советский Флот мог послать в "ОТКРЫТОЕ МОРЕ"? Назовите количество сил Кригсмарине на Балтике, для уничтожения которой нужно было по вашему послать главные силы КБФ?
    2. 11111mail.ru 20 февраля 2015 19:42
      Цитата: фа2998
      Так и знал,сейчас ура-патриоты заминусуют

      Пока "караул-демократов" не перевешаем = удачи не будет. Намыливайте верёвку... Или сразу идите в "Армию освобождения России им. ген-ла Власова". Как вы, св.чи задолбили!
      11111mail.ru
  12. мичман 20 февраля 2015 13:48
    Для читателей "ВО" считаю полезным добавить пропущенные события тех дней.
    После сдачи Лужского укрепрайона части Красной Армии откатились к Ленинграду. В район Б.Ижоры была передислоцирована и РЛС, о которой упоминает автор ("Редут"). (Мой учитель и наставник принимал участие в ее создании. Фото этой РЛС было у его в кабинете). Ворошилов и Жданов не могли организовать оборону города и стали готовить к уничтожению корабли КБФ и предприятия. И.В. Сталин был вынужден направить Г.К. Жукова в Ленинград для организации обороны. Жуков прибыл в город на аэродром в Сосновке 9 сентября, когда кольцо по окружению города враг замкнул (пал Шлисенбург). Я пропускаю тонкости оценки изменения по перестановке частей Красной Армии, но приказы по взрыву были отменены, были определены цели для тяжелой артиллерии под Ораниенбаумом и Пулковскими высотами. Гидрографическое управление КБФ создав корректировочные пункты на Доме Советов и мясокомбинате смогло обеспечивать не только подавление тяжелой артиллерии фашистов, но скопление живой силы и групп танков. Погрешность нашей тяжелой железнодорожной а корабельной артиллерии составляла не более 30 метров при дальности стрельбы до 25-35 км. Наступило 21 сентября. Операторы на РЛС зафиксировали движение более 250 бомбардировщиков тремя колонами на Кронштадт. Была объявлена после доклада боевая тревога на кораблях флота. Налет длился 30 минут. Все повторилось 22 и 23 сентября. В итоге КБФ потерял 5 кораблей, фашисты около 70 самолетов. Гитлер после этого передислоцировал 8-ой ударный корпус Люфтваффе ( Вольфрам фон Рихтгофен) под Москву. Туда же были передислоцированы и танковые соединения генерал-полковника Гепнера. Город (Ленинград и Кронштадт) выстояли. Командующего Армии "Север" за провал операции по захвату Ленинграда отправил в отставку. 24 сентября 1941 года Командующий КБФ лично прибыл на РЛС в Б. Ижору и поблагодарил операторов за образцовую службу.
    Вот так наш легендарный Г.К. Жуков сумел за 3 недели организовать оборону Ленинграда и спасти КБФ.
    С Праздником " Днем Армии" поздравляю Вас дорогие наши военные, ветераны и жители России. Низкий поклон павшим за независимость нашей страны. Мой отец погиб, защищая Ленинград, 27 декабря 1941 года.
    Сам всю жизнь создаю новые виды ВиВТ, это оружие находится на вооружении и в настоящий момент. По заданию Правительства страны участвовал в событиях в Египте, Анголе, Афганистане. Честь имею.
    1. tkhonov66 20 февраля 2015 15:18
      Ленинград спас девятнадцатилетний солдат по фамилии Гельферштеин, профессор Иоффе и огромный коллектив советских ученых, инженеров, рабочих - создавших первые советские РЛС.
      .
      Старший оператор РЛС РУС-2 - Григорий Гельфенштейн разгадал планы фашистских летчиков, летевших уничтожать Балтийский флот.
      .
      Дата 23 сентября 1941 года включена во все учебники истории - в этот день наши войска остановили немцев на Пулковских высотах. Но на самом деле сражение за Ленинград началось на два дня раньше. До сухопутного наступления фашисты бросили свою авиацию на уничтожение Краснознаменного Балтийского флота, базировавшегося в Кронштадте. Без огненного щита дальнобойной флотской артиллерии наш город долго продержаться не смог бы. Планы гитлеровских генералов сорвал старший оператор радиолокационной станции «Редут-3» 19-летний Григорий Гельфенштейн: он «увидел» самолеты противника за много километров от их предполагаемой цели и предупредил командные пункты ПВО о коварном налете врага.
      .
      Посреди дремучего леса под Ораниенбаумом, вблизи деревни "Большая Ижора" стоял одинокий домик лесника под почерневшей от времени тесовой крышей. Но на чердаке под этой крышей вращалась, делая один оборот в минуту - антенна новейшей советской РЛС - РУС-2, имевшей кодовое обозначение "Редут-2". А комнаты первого этажа занимала аппаратная и электрогенератор.

      Пост Редут-2
      .
      Индикаторов кругового обзора тогда еще не изобрели. Текущее направление антенны - показывала "стрелочка"(5), перемещавшаяся синхронно с антенной РЛС. А отметки от самолетов - отображались в виде "импульсов", отображавшихся на экране (теперь уже)"обычного" электронно-лучевого осциллографа(1). А поскольку РЛС работала на минимально-возможной частоте, то длина волны (4 м) была сравнима как с размером самолета, так и с расстоянием между самолетами, летящими в плотном строю. Поэтому радиоэхо от плотно летящего строя самолетов - отображался на осциллографе - как один мохнатый и мерцающий импульс. Это было вызвано тем, что радиоволны, отраженные от самолетов плотного строя - ИНТЕРФЕРИРОВАЛИ друг-с-другом, что отражадлось на осциллографе - "хитрым" МЕРЦАНИЕМ импульса-отметки "дальности" до цели.
      .
      - И заслуга главного оператора РЛС Гельферштейна состояла в том, что по этому "мерцинию" импульсов - он научился (САМ!!!) - точно ОПРЕДЕЛЯТЬ КОЛИЧЕСТВО САМОЛЕТОВ В ГРУППЕ !!!
      .
      http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/WAR.01/LOCATE.HTM
      http://odesskiy.com/g/gelfenshtejn-grigorij-ilich.html
      http://hist.rloc.ru/startup-radars/3_08.htm
      tkhonov66
      1. tkhonov66 20 февраля 2015 15:37
        "...
        Ленинград спас девятнадцатилетний солдат по фамилии Гельферштеин, профессор Иоффе, и огромный коллектив советских ученых, инженеров, рабочих - создавших первые советские РЛС.
        ..."
        .
        http://www.kriptoistoria.com/forum/index.php?pp=dqbaxpubg9n8f5dik2xa&f=1&vt=list


        &tst=all&m=16325
        http://hist.rloc.ru/startup-radars/3_08.htm
        .
        Если бы немцы вошли в Ленинград, они вошли бы и в Москву. А если бы они во-шли в Москву, они и сегодня были бы в Париже.
        .
        Франсуа Миттеран,
        президент Франции в 1981–1995 гг.
        tkhonov66
  13. фа2998 20 февраля 2015 14:41
    Цитата: Serg65
    Цитата: фа2998
    Имея флот открытого моря

    Цитата: фа2998
    наш флот воевал у причала

    Андрей, прежде чем выносить такой вердикт наверное нужно сперва изучить тему о которой вы хотите говорить. Кроме Балтийского флота были и другие действующие флота, к тому же поинтересуйтесь по поводу минных полей не только наших но и немецко-финских, почитайте о судьбе крейсера "Максим Горький" и финского броненосца "Ильмаринен". Флот, это не кавалерия, он в лихих атак не участвует да и стоит не мало, чтоб линкоры и крейсера на мины гнать. hi

    Вы помните последний поход"Тирпица",когда его удачно торпедировали-он шел громить конвой союзников(а добрался,дал бы разгону).Судя по статье-62 тральщика на рейде,а в 200 милях-артерия рейха,везут из Швеции руду в Германию.И причем всю войну.Что делать флоту нечего??? hi
    1. Serg65 21 февраля 2015 05:37
      Цитата: фа2998
      Вы помните последний поход"Тирпица",когда его удачно торпедировали-он шел громить конвой союзников(а добрался,дал бы разгону).Судя по статье-62 тральщика на рейде,а в 200 милях-артерия рейха,везут из Швеции руду в Германию.И причем всю войну.Что делать флоту нечего???

      По поводу "Тирпица", ключевое слово в вашем коменте "а добрался,дал бы разгону"!!! Единственный раз "Тирпецу" удалось пострелять в сентябре 43-го при поддержке десанта на Шпицберген, не одного корабля и транспорта он не потопил, а простоял почти всю войну в норвежских фьордах. Тральщики созданы не для атаки, на артериях рейха действовали подлодки КБФ. За компанию 1941 года ими было потоплено 2 танкера, 10 транспортов, сетепрорыватель,учебное судно,железнодорожный паром,плавбаза,подводная лодка и траулер. Всего же за 1941-45 года балтийский флот уничтожил 581 кораблей и судов немцев.
  14. Андрей из Челябинска 20 февраля 2015 16:11
    Автору - плюс, отличная тема! И - спасибо, с нетерпением жду продолжения
  15. vfck 20 февраля 2015 18:01
    Жду с нетерпение продолжения темы, очень познавательно, данные темы про великую отечественную надо преподавать на уроках истории.
  16. металлика 24 февраля 2015 20:59
    Цитата: фа2998
    наш флот воевал у причала

    Прежде, чем писать ерунду, стоит изучить вопрос.
    На всякий случай: флот - это не только крупные корабли. Это еще и легкие силы, подплав, транспорты и прочее. Это еще и собственная авиация. Это морские и речные перевозки, которые нужно осуществлять и прикрывать. Это речные флотилии, работающие в интересах сухопутных сил. Это, наконеч, морская пехота. И все эти силы воевали.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня