Всепогодный канадский перехватчик CF-105 Arrow

Avro CF-105 Arrow («Стрела») — истребитель-перехватчик, обладающий дельтовидным крылом, который был создан канадской авиастроительной компанией Avro Aircraft Limited в 1953-1959 годах. Всего было построено 5 подобных самолетов, которые смогли успешно пройти испытания в 1958-1959 годах, однако уже в 1959 году программа по созданию данного самолета была свернута правительством Дифенбейкера, чье противоречивое решение стало в дальнейшем причиной массы политических споров и дебатов на этот счет.

Даже сейчас, спустя более чем 50 лет с даты отмены работ по программе Arrow, трудно понять, чем именно руководствовалось канадское правительство. Решение о прекращении работ как минимум было спорным. Оно было принято в тот момент, когда самолет только начинал раскрывать свой потенциал. Помимо этого, штатный двигатель истребителя-перехватчика Orenda Iroquois, который мог существенно увеличить значения своих характеристик, в то время уже находился на стадии проведения летных испытаний.

Отмена проекта нанесла существенный ущерб и канадской экономике. Компания Avro Aircraft Limited была вынуждена уволить десятки тысяч человек, а также понесла многомиллионные убытки. К моменту завершения программы на заводах оставались узлы и детали, которых хватило бы еще на 37 самолетов, но все они были пущены на металлолом и порезаны на куски.


Всепогодный канадский перехватчик CF-105 Arrow


История создания

Совершивший свой первый полет в январе 1950 года истребитель-перехватчик CF-100 (всего было произведено примерно 600 штук) должен был стать началом процесса перехода канадских ВВС на самолеты отечественной разработки. Исходя из этого, уже в 1951 году конструкторы компании AVRO приступили к работам над созданием самолета-преемника. Были созданы эскизные проекты истребителей С104/1 и С104/2. Первый из них оснащался однодвигательной силовой установкой, второй соответственно двухдвигательной. В октябре 1952 года данные проекты были оценены Канадским авиационным научно-исследовательским институтом, и уже в июне 1953 года командование канадских ВВС утвердило скорректированный проект по постройке двухдвигательного истребителя-перехватчика, который получил обозначение CF-105 Arrow.

В августе 1953 года в Канаде приступили к проведению аэродинамических испытаний 17 моделей, которые были выполнены в масштабе от 1:80 до 1:6. Помимо совершения продувки в аэродинамических трубах в Канаде и США были проведены испытания и в свободном полете. При помощи ракеты Nike было совершено 9 пусков в Point Petre (Канада) и еще два на полигоне NASA в США. Все проведенные запуски были признаны успешными.

Уже во второй половине 1954 года был заключен контракт на производство двух опытных образцов истребителя, который получил название «Эрроу» и военное обозначение CF-105. Рабочее проектирование возглавил Джим Чамберлин. Достаточно долго решался вопрос с выбором подходящего двигателя. Так как выбранные первоначально Rolls Royce RB106 еще не были готовы, выбор пал на Curtiss-Wright J67, но и их разработка была прервана в начале 1955 года. По этой причине до доработки канадского двигателя Orenda PS-13 Iroquois было решено остановить свое внимание на двигателе Pratt и Whitney J75.

Всепогодный канадский перехватчик CF-105 Arrow


В 1954 году СССР сделал сразу два «тактических хода»: провел успешные испытания водородной бомбы и принял на вооружение новый бомбардировщик M-4. В Канаде две эти новости вызвали соответствующую реакцию, и работы над созданием нового истребителя-перехватчика было решено ускорить. Ускорять процесс решили с помощью мотивации конструкторов, применив для этого «патриотические побуждения», то есть увеличив финансирование проекта. Всего на создание пяти опытных машин и подготовку к серийному производству еще 35 истребителей-перехватчиков выделялось 260 миллионов канадских долларов.

Уже в начале 1955 года в Канаде приступили к постройке первого опытного образца Mk1, а еще год спустя был готов второй самолет — Mk2. Постройка первого самолета была закончена летом 1957 года, впервые самолет показали публично 4 октября 1957 года, а 25 марта 1958 года летчик-испытатель фирмы Я. Жураковский совершил его облет. Уже тогда было видно, что машина обладает отличными аэродинамическими качествами, которые были присущи более поздним моделям истребителей. Более того, этот самолет был на тот момент единственным в Британском содружестве, который мог совершать полеты на скорости в 2 раза превышающей скорость звука. Всего удалось собрать 5 опытных образцов СF-105 (шестой самолет находился в сборочном цехе).

Еще в 1956 году в Канаде начались подготовительные работу к запуску в серийное производство CF-105 в версии Mk.II с канадским ТРД Orenda Iroquois. Предусматривалась поставка 32 самолетов в конце 1959 года. Но 20 февраля 1959 года канадское правительство внезапно решило прервать разработку самолета, обосновав это экономическими соображениями (цена программы, которая включала в себя опытно-конструкторские работы и производство 100 самолетов, составляла 1,6 миллиарда долларов). Предполагалось, что более эффективным и экономичным вариантом станет замена истребителя-перехватчика CF-105 на ракеты «Бомарк» класса земля-воздух. Покупка этих ракет обошлась Канаде в 200 миллионов долларов. А несколько позже ВВС Канады приняли на вооружение американские самолеты «Старфайтер» F-104 компании «Локхид». Их выпуск был наложен в Канаде по лицензии.

Всепогодный канадский перехватчик CF-105 Arrow


20 февраля 1959 года стало настоящей «черной пятницей» для канадского самолетостроения. Только в этот день работу потеряли 13-14 тысяч человек, а вскоре ее лишились еще 35 тысяч граждан. Лишь 30 апреля 1962 года все активы компании AVRO Cahnada были куплены английским объединением «Хоукер-Сиддли».

Описание самолета CF-105 Arrow

Истребитель CF-105 изначально разрабатывался как перехватчик дальнего радиуса действия, что было обусловлено обширной территорией Канады. Он создавался для выполнения боевых задач в трудных атмосферных условиях в любое время суток. Это потребовало от разработчиков установки объемного и довольно сложного электронного оборудования, а также разработки емкой топливной системы, что превратило CF-105 в самый тяжелый и самый большой истребитель 1950-х годов.

Истребитель-перехватчик CF-105 Arrow представлял собой двухдвигательный, двухместный высокоплан, обладающий треугольным крылом, самолет был построен по схеме без горизонтального оперения. Выбранная конструкторами схема высокоплана позволяла без каких-либо проблем менять двигатели и вооружение самолета, не подвергая при этом изменениям конструкцию планера самолета. Управлялась машина при помощи отдельных рулей, которые выполняли роль элеронов (установлены в консольных частях крыла), а также руля высоты. Вертикальное оперение самолета было классическим. Шасси самолета трехстоечное со спаренными колесами. Главные колеса были сдвоенными по системе тандем, а колеса передней стойки — спаренные. Фюзеляж истребителя-перехватчика был выполнен в соответствии с правилом площадей и оснащался контейнером для тормозного парашюта. Также на нем были установлены подфюзеляжные тормозные щитки.

Всепогодный канадский перехватчик CF-105 Arrow


На опытном образце Mk.l применялись два турбореактивных двигателя J75 компании «Пратт-Уитни», обладающие тягой по 7485 кН каждый в бесфорсажном режиме и 10 886 кН в режиме форсажа. Серийные модели истребителя должны были получить силовую установку полностью канадского производства — двигатели компании «Ирокез» РS-13, обладающие тягой 9000 кН без форсажа и 13 360 кН в форсажном режиме. Разработка данных двигателей началась в 1953 году фирмой AVRO Gas Turbine Division (позднее получила название Orenda Engines). Планировалось использование боковых воздухозаборников, которые были индивидуальными для каждого из двигателей.

Разработкой системы вооружения для самолета должна была заниматься компания Hughs Airraft Company, которая ранее выполнила такую же работу для самолета CF-100 Canuck. Канадские военные летчики хотели получить перспективную систему Hughes MX-1179, а также ракеты, которые были бы более совершенными, чем предполагаемые Falcon. Вооружение серийных моделей истребителей-перехватчиков должно было состоять из 8 ракет Спэрроу (Sparrow) класса «воздух-воздух», которые планировалось разместить во внутреннем отсеке вооружения.

Летно-технические характеристики CF-105 Arrow Mk.2:
Габаритные размеры: длина — 26,07 м, высота — 6,4 м, размах крыла — 15,24 м, площадь крыла — 113,82 кв. м.
Масса самолета пустого — 20 385 кг.
Масса самолета нормальная — 28 281 кг.
Масса самолета максимальная — 31 187 кг.
Силовая установка — 2 ТРД Orenda PS-13 Iroquois, тяга 2х9000 кН и 2х13600 кН (форсаж).
Максимальная скорость полета — 2500 км/ч (2,3М).
Боевой радиус действия — 925 км.
Практический потолок — 17 842 м.
Экипаж — 2 человека.
Вооружение — до 8 УР.

Всепогодный канадский перехватчик CF-105 Arrow


Всепогодный канадский перехватчик CF-105 Arrow


Всепогодный канадский перехватчик CF-105 Arrow


Всепогодный канадский перехватчик CF-105 Arrow


Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/fighter/cf105.html
http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/747-opytnyi-istrebitel-c.html
http://www.testpilot.ru/canada/avro/cf/105/arrow_1.htm
http://477768.livejournal.com/2211590.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. qwert 20 февраля 2015 07:10
    Вот спрашивается, чего Канаде бояться советских бобардировщиков?
    Они же не США, стратегическим противником не были. Напротив. Пропусти беспрепятственно наши бомберы идущие через Северный полюс, и ничего тебе не будет. Так нет, США их так развели, что они готовы были вести бои над своими городами подвергаясь вероятности ядерного заражения, да и ядерным ударам тоже. США это было конечно выгодно. А Канада вела себя как ...
  2. tvn 20 февраля 2015 07:17
    лебединая песня независимой (когда-то) Канады
    tvn
    1. gjv 20 февраля 2015 11:21
      Цитата: tvn
      песня независимой (когда-то) Канады

      Цитата: qwert
      Они же не США, стратегическим противником не были. Напротив

      Напротив, Канада - дочка великобританской империи. Они же - США - в…ки той же великобританской империи. Никакого удивления - их песня - простая, хоровая, х…ровая.
      gjv
    2. Комментарий был удален.
  3. qwert 20 февраля 2015 07:59
    Здоровая дура. Больше чем Ту-128.
    1. gjv 20 февраля 2015 11:52
      Цитата: qwert
      Здоровая дура. Больше чем Ту-128.


      Да нет. У Ту-128 площадь крыла меньше (стреловидное, не треугольник), а в остальном покрупнее будет в размерах. А вот скорость, практический потолок поменьше и ракет только 4. Зато наши Р-4 - большей дальности - до 16 км, чем канадские AIM-4 Falcon - до 9,7 км.
      Габаритные размеры: длина — 30,06 м, высота — 7,15 м, размах крыла — 17,53 м, площадь крыла — 96,94 кв. м.
      Масса самолета пустого — 24 500 кг.
      Масса самолета нормальная — 40 000 кг.
      Масса самолета максимальная — 43 700 кг.
      Силовая установка — 2 ТРД АЛ-7Ф-2 ОКБ А.М. Люльки, тяга 2х10100 кН (форсаж).
      Максимальная скорость полета — 1655 км/ч (с 4 ракетами).
      Практическая дальность — 2565 км.
      Практический потолок — 15 600 м.
      Экипаж — 2 человека.
      Вооружение — до 4 УР.
      gjv
      1. Argon 20 февраля 2015 18:03
        Решение канады об отказе от производства данной машины мне представляется вполне оправданным и вполне целесообразным."Эроу"был по сути мертворожденной машиной,потому,что разрабатывался по"философии"и"идеям" 2йМВ,как совершенно самостоятельный летательный аппарат(надо отметить довольно неплохой).Напомню,что эффективное решение задачи стратегического\дальнего перехвата технически возможно только комплексом-1ое Система обнаружения\наведения,2ое носитель,3тье средство поражения.Канадцы создали только носитель-и остались без штанов.Со средствами поражения вопрос можно было бы решить в дальнейшем.Но вот самостоятельно разработать и создать систему наведения им не позволял не бюджет не научно -технический уровень.Расчитывать на помощь США в этих вопросах не приходилось,как и теперь они не спешат делиться авангардными наработками.Да и технические риски всей программы были достаточно высоки,а при наличии аналога НОРАД(так же решающего задачу перехвата,но только с земли)и не достаточно оправдан.Надо отметить,что великобритания взвешенно отказалась от создания системы"дальнего перехвата",не успев выкинуть миллионы"на ветер".
    2. Комментарий был удален.
  4. Aleksiy 20 февраля 2015 09:04
    Не обошлось видать и тут без смотрящего. Что то строили, разрабатывали, а закончилось типично - купили у сша. Так это Канада, РЕАЛЬНЫЙ союзник сша, а шо будет с авиационной промышленностью колонии - Украины?
    1. gjv 20 февраля 2015 12:15
      Цитата: Aleksiy
      Не обошлось видать и тут без смотрящего. Что то строили, разрабатывали, а закончилось типично - купили у сша.

      Штатцы ловко использовали географическое положение - опубликовали размещение ракет НОРАД с ядерными боеголовками вдоль северных границ США для перехвата советских стратегических бомбардировщиков. Канадцы были напуганы возможными воздушными ядерными взрывами над своими провинциями и с воодушевлением вступили в программу НОРАД оплатив размещение ракет у себя, чтобы сдвинуть планируемую зону перехвата в сторону Северного полюса.
      К тому же Канада не имела своих ракет для оснащения CF-105 Arrow, поэтому ракеты планировались также американские - AIM-4 Falcon и AIR-2 Genie, которая тоже была с ядерной БЧ.
      gjv
    2. Комментарий был удален.
  5. 0255 20 февраля 2015 09:18
    Канадские ВВС потеряли 46% своих Ф-104 в авариях... Лучше бы производили свой CF-105 Arrow, хуже чем на Ф-104 точно бы не было.
  6. фа2998 20 февраля 2015 11:12

    Да "Арроу"интересный самолет,но лоббизм южного соседа не дремлет.В эту пору США активно разрабатывались перехватчики "100"серии,там кроме "Старфайтера"-Ф-102"дельта даггер",Ф-106"Дельта дарт".Если американцы затащили Канаду в договор о Северо-Американской ПВО,естественно настояли на унификации вооружений.Пусть наши лоббисты учатся-все союзники покупают у "старшего брата". hi
    1. Magic Archer 20 февраля 2015 11:21
      Кстати подобную версию читал ещё в 90 е в каком то журнале!Американцы часто делают всё чтобы "убить"проект союзника,чтобы в будущем втюхать им свои самолёты!Ещё можно вспомнить израильский Лави.
      1. iXter13 23 февраля 2015 23:08
        Правда израильтяне (не будь дураки) продали чертежи самолета китайцам, а схему и технологии его авионики- ЮАР. Думаю, Вашингтон не рад был такому исходу :-)
        iXter13
  7. фа2998 20 февраля 2015 11:24
    Цитата: 0255
    Канадские ВВС потеряли 46% своих Ф-104 в авариях... Лучше бы производили свой CF-105 Arrow, хуже чем на Ф-104 точно бы не было.

    Но если "коварные союзники" помешали разрабатывать свой самолет,выбор у них был.Настояли-бы на приобретении,ну например,F-106."дельта дарт"-удачный самолет,пилоты на него не жаловались,списали последние в 1988году. hi
    1. 0255 20 февраля 2015 15:47
      f-106 американцы никому не поставляли.
  8. фа2998 20 февраля 2015 14:24
    Цитата: Magic Archer
    Кстати подобную версию читал ещё в 90 е в каком то журнале!Американцы часто делают всё чтобы "убить"проект союзника,чтобы в будущем втюхать им свои самолёты!Ещё можно вспомнить израильский Лави.

    Можно добавить японский F-2,тайванский"Цнинго",европейский"ягуар".Самолеты готовы,начали производство,и тут американцы с "выгодным предложением".Наверное кому-то на лапу дают. hi
    1. MooH 20 февраля 2015 17:01
      Кому-то на лапу, кому-то по почкам, кому-то компроматец показывают. Это их стиль с начала пятидесятых, ныне доведенный до абсолюта. Это Советский Союз своих союзников содержал, а штаты на них паразитируют.
  9. ван-зай 20 февраля 2015 17:52
    Красивый самолёт, а как известно- красивый самолёт и летает красиво. Просто южные соседи под лозунгом "унификация и стандартизация" пропихнули в Канаду свою авиатехнику, пусть по лицензии, но это лицензия США! Бизнес, ничего личного...
  10. Зэ Кот 20 февраля 2015 22:05
    Головной частью, примерно до половины, чем-то на МиГ-31 похож.
    1. Takashi 21 февраля 2015 10:29
      у меня тоже было такое ощущение

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня