Новые подробности проекта «Лидер»

20 февраля на судостроительном заводе «Северная верфь» (г. Санкт-Петербург) состоялась церемония закладки двух новых корветов проекта 20380. В тот же день стали известны новые подробности перспективного проекта, реализуемого в интересах военно-морского флота. Со ссылкой на командование флота и представителей оборонной промышленности отечественные средства массовой информации рассказали о будущем проекта «Лидер».

Новые подробности проекта «Лидер»


Главком ВМФ адмирал Виктор Чирков рассказал о продолжении разработки перспективного эсминца, известного под шифром «Лидер». Приоритетной задачей авторов проекта является создание ядерной энергетической установки, которой планируется оснастить новый боевой корабль. Это означает, что командование флота и руководство судостроения определились со своими взглядами на облик новых кораблей для ВМФ России. Ранее говорилось, что эсминцы проекта «Лидер» могут получить как ядерную, так и газотурбинную энергоустановку. Из слов главкома ВМФ следует, что был выбран проект с использованием ядерных технологий.


Так же 20 февраля информагентство РИА Новости опубликовало заявления неназванного представителя оборонной промышленности. По его словам, первый корабль нового типа будет заложен в конце 2017 года. Строительством корабля займется завод «Северная верфь». Водоизмещение эсминца «Лидер» достигнет 14 тыс тонн. Кроме того, источник сообщил, что проект нового боевого корабля разрабатывается сотрудниками Крыловского государственного научного центра (бывший ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, г. Санкт-Петербург). Иные подробности проекта пока не сообщались.

По понятным причинам военные и разработчики проекта «Лидер» пока не спешат делиться подробностями этой разработки. Тем не менее, некоторые сведения были оглашены ранее, а последние новости дополняют их и раскрывают некоторые особенности работ. Так, главком ВМФ рассказал о текущих взглядах на энергетическую установку перспективных кораблей. Ранее сообщалось, что эсминцы «Лидер» могут получить как газотурбинные двигатели, так и ядерную энергоустановку. Из последних заявлений адмирала В. Чиркова следует, что ведется разработка ядерной энергоустановки, из чего можно сделать соответствующие выводы. В случае успешного завершения работ по созданию подобной системы новые боевые корабли действительно могут получить ядерный реактор и сопутствующее оборудование.

Существует интересное мнение, объясняющее причины выбора ядерной энергоустановки и последующего начала работ по ее созданию. Издание «Взгляд» приводит слова бывшего замглавкома ВМФ Игоря Касатонова, согласно которым оснащение подобными системами кораблей с водоизмещением до 8 тыс тонн является нецелесообразным. Кроме того, новый корабль должен будет работать в океанской зоне и обеспечивать присутствие ВМФ России в удаленных регионах, что так же сказывается на требованиях к энергетической установке. Наконец, существует еще один фактор, связанный с производством некоторых важнейших узлов и агрегатов.

До недавнего времени основным поставщиком газотурбинных силовых установок для российских кораблей было украинское предприятие «Зоря–Машипроект». В связи с разрывом сотрудничества с Украиной в военно-технической сфере строительством подобных изделий придется заняться российским заводам. При этом газотурбинные двигатели требуются не только для планируемых к строительству, но и для уже заказанных кораблей – например, для фрегатов проекта 22350. Агрегаты для двух кораблей уже поставлены, а остальную серию придется оснащать двигателями собственного производства, строительство которых еще не налажено.

В такой ситуации разработка газотурбинных двигателей для эсминца «Лидер» может повредить реализации иных проектов в области военного судостроения, а ядерная энергоустановка оказывается удобной и перспективной альтернативой. И. Касатонов отмечает, что за последние десятилетия в нашей стране было построено около трех сотен корабельных ядерных энергоустановок, активно использовавшихся военно-морским флотом. Имеется огромный опыт эксплуатации подобных систем. Кроме того, появились новые более совершенные и безопасные типы реакторов, которые устанавливаются на новейших подводных лодках проектов 885 «Ясень» и 955 «Борей».

Некоторые опасения могут вызывать сроки начала строительства головного корабля, названные представителем оборонной промышленности. Ранее сообщалось, что закладка головного «Лидера» состоится в 2016 году. Теперь, как следует из слов источника РИА Новости, строительство может стартовать только в конце 2017 года. Подобные сдвиги сроков – если эта информация соответствует действительности – не выглядят чем-то странным или невозможным, однако могут являться поводом для беспокойства. Изменение графика может быть связано с определенными затруднениями на этапе конструкторских работ как по всему кораблю в целом, так и по отдельным агрегатам в частности.

Не вполне понятны слова источника об организации, занимающейся разработкой проекта «Лидер». Ранее неоднократно появлялась информация, согласно которой проектными работами занимается Северное проектно-конструкторское бюро (г. Санкт-Петербург), а не Крыловский государственный научный центр. Тем не менее, Центр, как ведущая научно-исследовательская организация отечественного судостроения, должен принимать определенное участие в создании новых кораблей.

Информация о предполагаемом водоизмещении эсминца «Лидер» уточняет сведения, полученные из более ранних заявлений. Ранее утверждалось, что перспективные корабли будут иметь водоизмещение от 10 до 15 тысяч тонн, в зависимости от того, какую энергоустановку, вооружение и оборудование они получат. Последняя информация о водоизмещении на уровне 14 тыс т не противоречит иным сведениям и должна быть принята во внимание.

О разработке нового проекта эсминца с кодовым обозначением «Лидер» стало известно несколько лет назад. Фактически работы в этом направлении велись с начала девяностых годов, однако полноценная разработка проекта стартовала сравнительно недавно. В конце прошлого десятилетия военно-морской флот выбрал разработчика нового проекта, а также сформировал требования к новым кораблям. В дальнейшем представители ВМФ и судостроения неоднократно раскрывали некоторые подробности проекта, однако основная масса сведений до сих пор недоступна.

Согласно последней информации, эсминец «Лидер» будет иметь водоизмещение 14 тыс т и, вероятно, получит ядерную энергетическую установку. Таким образом, новые эсминцы будут крупнее и тяжелее имеющихся крейсеров проекта 1164 «Атлант». Одновременно с этим они, имея схожую энергоустановку, будут заметно меньше тяжелых ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан», в настоящее время представленных в боевом составе флота только одним кораблем «Петр Великий».

Какие-либо точные сведения о составе оборудования и вооружения, предлагаемого для использования на кораблях «Лидер», пока отсутствуют. Остается только строить предположения на основе информации о развитии корабельных радиоэлектронных систем и различного оружия. К примеру, основным вооружением новых эсминцев может стать универсальная пусковая установка ракетного комплекса «Калибр». Имея такую систему, корабль сможет использовать ракеты различных типов, предназначенные для выполнения широкого круга боевых задач.

Новые эсминцы типа «Лидер» смогут работать на большом удалении от баз и должны стать, как утверждалось ранее, опорными точками флота в Мировом океане. По некоторым данным, будет построено 12 подобных «опорных точек». Шесть новых кораблей будут служить в составе Северного флота, остальные – на Тихом океане. Согласно другим источникам, будет построено только 6 кораблей с иным распределением между флотами.

Осенью прошлого года появилась тревожная информация о финансировании и прямо зависящих от него сроках завершения работ проекта. В отечественных СМИ утверждалось, что в текущей программе судостроения, действующей до 2020 года, не предусматриваются расходы на строительство эсминцев проекта «Лидер». Если эти сведения соответствуют действительности, то фактическое строительство корабля – даже при закладке не позднее 2016-17 года – может завершиться только в начале или середине двадцатых годов с последующей передачей флоту к 2025 году. При этом в октябре прошлого года вновь появились сведения о возможном строительстве 12 кораблей нового проекта.

Уже сейчас понятно, что проект эсминца «Лидер» имеет большое значение для российского военно-морского флота. Корабли этого типа должны будут пополнить пока не слишком многочисленную группировку кораблей океанской зоны, усилив ее как в количественном, так и в качественном отношении. Кроме того, разрабатываемый проект станет важной вехой в истории ВМФ России. Эти эсминцы станут первыми кораблями своего класса, полностью разработанными и построенными после распада Советского Союза. Проектирование и строительство новых эсминцев, ведущееся параллельно с ремонтом имеющихся кораблей, должно стать первым большим шагом в деле восстановления боевого потенциала океанской группировки российского флота.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://vz.ru/
http://interfax.ru/
http://flot.com/
http://lenta.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 72
  1. андрей юрьевич 27 февраля 2015 06:38
    ох не скоро до воды "ЛИДЕРУ"... recourse
    1. qwert 27 февраля 2015 07:02
      Как то дважды в статье написано одно и тоже. Для блондинок похоже)))
      А если серьезно, то вероятно смысл установки ядерной установки есть. И в первую очередь, для того чтобы реанимировать эту отрасль. 14000 тн - это конечно уже не эсминец, поэтому нужен еще и более массовый проект водоизмещением до 10000 тн с ГТУ. А "Лидеров" много не построишь, но они тоже нужны, особенно с системой ПРО и базированием на КУбе.
      1. insafufa 27 февраля 2015 08:36
        Как говорится тише едешь дальше будешь smile
        1. aktanir 27 февраля 2015 18:02
          тише едешь... Давно пора, сколько лет уже прошло?! В мире ситуация такова, что подобные корабли нужны уже сейчас!!!
          1. crazyrom 27 февраля 2015 22:35
            Элементарно, Ватсоны! Ядерная установка - прорва энергии. Для чего? Новое оружие на новых физических принципах! Короче например, рельсотрон. Корабль только начали строить, нет смысла рассказывать всем про такое, может даже сначала и не установят, но всегда можно добавить, сама пушка не очень большая. А энергии надо дофига. Вот и делается задел, когда пуску сделают, энергия уже есть.

            1. Удав КАА 28 февраля 2015 00:15
              Цитата: crazyrom
              Ядерная установка - прорва энергии.

              И это немаловажно! В этом утверждении есть зерно истины.
              Хотел бы обратить внимание форумчан на создание стратегического командования "Север" на основе сил КСФ. Кто служил на Северах, тот помнит, как циклон за циклоном катят полярной ночью.Вот тут-то как раз и пригодятся корабли с ЯЭУ. По 6 ед на КСФ и ТОФ -- самое то! Это по 2 КУГ с очень сильными тактическими характеристиками. Тем более, неся С-500, они смогут мобильно закрыть любой ракетоопасный сектор на арктическом направлении.
              Эти корабли наверняка пойдут на усиление СК "Север". ИМХО.
              Во-вторых, с появлением массового производства М70 или М75 будут построены корабли для действий в Атлантике
              1. пацантрэ 28 февраля 2015 12:16
                Почему вы решили, что на Лидере будет С-500 и почему решили, что он может перехватывать МБР на апогее траектории?
                1. Удав КАА 28 февраля 2015 13:19
                  Цитата: пацантрэ
                  Почему вы решили, что на Лидере будет С-500

                  По словам главкома ВМФ Виктора Чиркова, «Лидер» станет универсальным судном, способным заместить сразу три класса кораблей в составе ВМФ России: собственно эсминцы, большие противолодочные корабли (БПК) и, возможно, ракетные крейсеры проекта 1144 типа «Орлан»…. При этом зенитное ракетное вооружение дальней зоны может быть представлено корабельным вариантом комплекса С-500 «Прометей» с двумя пусковыми установками (испытания элементов сухопутной версии системы начались в 2013 году). http://warfiles.ru/show-81704-yadernomu
                  Цитата: пацантрэ
                  почему решили, что он может перехватывать МБР на апогее траектории?
                  А вот этого я не утверждал! Я говорил о ракетоопасном арктическом напрвлении. А через него плаРК как раз и будут запускать Топоры.Это во-первых.
                  Во-вторых, американская АН всерьез полагает, что к 2030г Арктический лед растает и СМП будет доступен для НК. Если шапка отодвинется появится возможность для организации РБД для ПЛАРБ. Так что, все возможно.
              2. adept666 1 марта 2015 07:45
                .Вот тут-то как раз и пригодятся корабли с ЯЭУ.


                Корабли с ЯЭУ конечно привлекательны с точки зрения энергетики, но есть и обратная сторона медали - живучесть. Живучесть корабля с ЯЭУ при разрушении контура реактора равна примерно нулю ибо в этом случае корабль будет убивать вас сам, а не только противник. Ремонтопригодность и обслуживание такого корабля значительно сложнее(и дороже), чем с простой ГЭУ. Однако и преимуществ очень много безусловно. Это и РТС более мощные и возможности установки перспективных вооружений, дальность плавания по топливу практически бесконечная и скорость хода постоянная максимальная на всё отрезке пути и возможность базирования в северных(южных) широтах при экстремальных температурах и т.д. и т.п. В общем много вопросов с ЯЭУ посмотрим на чём остановятся в итоге.
            2. yehat 3 марта 2015 13:18
              дилетантские рассуждения. ничего, кроме формальной автономности ядерный двигатель не даст. Почему энергии больше не станет? Потому, что ее нужно аккумулировать и доставлять. Нужна специально спроектированная энергетическая сеть с большой пропускной способностью и другими особенностями (см. инфу про Замволт). Ничего такого на Лидере делать не собираются. главный плюс ядерной установки - это длительность хода на большой скорости, но из опыта американцев, в реальности почти неприменимо. Я убежденный противник ставить на корабли небольшого водоизмещения яэу. Главный аргумент - нет даже в проекте ни одной эскадры, для которой эта двигательная установка необходима и ее эксплуатация потому ИЗБЫТОЧНА.
              1. adept666 4 марта 2015 06:24
                Почему энергии больше не станет? Потому, что ее нужно аккумулировать и доставлять. Нужна специально спроектированная энергетическая сеть с большой пропускной способностью и другими особенностями (см. инфу про Замволт). Ничего такого на Лидере делать не собираются.


                Вам известные такие детали проекта? what

                кроме формальной автономности ядерный двигатель не даст


                На самом деле даёт и существенную, но здесь конечно всё зависит от схемы. Вариант - 1: ЯЭУ продусирует пар, пар вращает паровую турбину, которая приводит в движение гребной вал. Вариант - 2: ЯЭУ продусирует пар, пар вращает паровую турбину, которая приводит в движение вал электрогенератора, генератор снабжает электроэнергией весь корабль и электродвигатели(схема Тип 45, правда с обычной ГЭУ). Во втором случае достигается значительная гибкость при использовании электроэнергии, те же опреснительные установки можно смонтировать, что по воде пресной сразу обеспечит автономность.

                главный плюс ядерной установки - это длительность хода на большой скорости, но из опыта американцев, в реальности почти неприменимо.


                Плюс не главный, а всего лишь один из плюсов. Опыт американцев в данном случае не применим, ибо у них только на авианосцах сейчас стоят ЯЭУ, а авианосцу в боевой обстановке обязательно нужен ордер, так вот приданный ордер как раз и тормозит всю схему ибо не обладает такой же степенью автономности и ограничен крейсерским режимом хода при длительном плавании. Если бы на тикандерогах и арлибёрках стояла ЯЭУ, то не было бы таких ограничений и все было бы применимо.

                Я убежденный противник ставить на корабли небольшого водоизмещения яэу.


                Водоизмещение проектируемого корабля 10-15 тыс. тонн - это уже корабль большого водоизмещения.

                лавный аргумент - нет даже в проекте ни одной эскадры, для которой эта двигательная установка необходима и ее эксплуатация потому ИЗБЫТОЧНА.


                Нет ничего в этом мире избыточного по крайней мере лучше избыточно, чем недостаточно. Основные минусы ЯЭУ - снижение живучести, сложность и большая стоимость эксплуатации. Но я вообще не вижу смысла строить корабли такого ранга, если мы в принципе не сможем гнать серию хотя бы до 20-25 кораблей. :-12 кораблей в принципе не о чём кроме как флаг демонстрировать и силу проецировать(проще: для понтов).
            3. Zambras 3 марта 2015 23:46
              Да и лазеры со счетов, наверное не стоит списывать.
              Zambras
          2. gispanec 27 февраля 2015 23:31
            а я так и не понял из этой статьи и других;
            1 - эсминец нам сейчас нужен или бабла нет?
            2 - если нужен то бабки когда на него кинут?
            3 - а вообще есть проект этого эм....атомный или гту?
            4 - они бабло пилят или нам втирают??
            1. adept666 1 марта 2015 08:04
              1 - эсминец нам сейчас нужен или бабла нет?


              Нам нужны многофункциональные корабли дальней морской и океанской зоны, что это будет фрегат/эсминец/крейсер особо не важно. Бабло есть, опыта строительства по новым технологиям нет, как и нет хорошо отработанной логистики со смежниками(системы РТС, вооружения, БИОС и т.п.), нет необходимых производственных мощностей. Сформировать корпус водоизмещением хоть под 90 000 тыс. тонн для наших кораблестроителей не проблема(яркий пример корма для мистралей), а вот с насыщением пока хромаем увы. Кроме этого пока особо не решена роль этих кораблей в составе флота. Поясню. Арли Берк в США(>60 ед.) Основная зада на момент проектирования - наземные ударные операции, обеспечение ПВО/ПРО соединений флота(если грубо ордер авианосцев). Сейчас основной элемент системы ПРО морского базирования. Если бы их было 6-12 толку от них было бы ноль. Поэтому их огромная серия, они объединены в единую систему управления. Что дадут нам 6-12 эсминцев кроме возможности демонстрации флага особо пока не ясно(в целом может сложиться ситуация как с Атлантами и Орланами).

              3 - а вообще есть проект этого эм....атомный или гту?


              Есть и такой и такой взвешивают за и против.

              4 - они бабло пилят или нам втирают??


              Там пока пилить особо нечего.
          3. Комментарий был удален.
      2. silver_roman 27 февраля 2015 13:56
        Цитата: qwert
        А если серьезно, то вероятно смысл установки ядерной установки есть. И в первую очередь, для того чтобы реанимировать эту отрасль.

        как раз эта отрасль у нас реанимирована,а вот с ГТД - беда. все на Украине осталось.
        к тому же ядерная установка намного дороже и очень существенно увеличивает водоизмещение.
        Цитата: qwert
        14000 тн - это конечно уже не эсминец

        почему же? Зумвольт 14500т. и эсминец.
        Последние модификации берков приближаются к 13000 и при том, что они не "ядерные".
        1. пацантрэ 27 февраля 2015 14:41
          Это какие такие Берки вы на 13000 нашли? Если речь о корейском - так это далеко не последняя модификация.
        2. adept666 1 марта 2015 07:49
          к тому же ядерная установка намного дороже и очень существенно увеличивает водоизмещение.


          Если делать комбинированную как на 1144 проекте, то да. Если чисто ЯЭУ, то нет.

          почему же? Зумвольт 14500т. и эсминец


          А можно катамаран авианосцем назвать и размещать на нем бумажные самолётики smile Всё таки по традиционной классификации корабль полным водоизмещением больше 10 тыс. тонн - это крейсер.
    2. John_f 27 февраля 2015 09:22
      главное чтоб строили, а долго не-долго, это уже другой вопрос.
      1. jjj 27 февраля 2015 10:08
        Сопровождать атомные авианосцы должны атомные эсминцы, чтобы лишних танкеров не тянуть на другое полушарие. А топливо для авиакрыла и в Никарагуа найдется
        jjj
        1. Андрей из Челябинска 27 февраля 2015 10:16
          Строго говоря - я не понимаю, откуда возьмется авиатопливо в Никарагуа:)))
          Но с учетом нашего феноменального опыта в создании атомных ходовых (феноменальный без шуток - сколько АПЛ, ледоколов, крейсера...) и слухами о разработке новых , малогабаритных реакторов, оченно может быть, что атомный корабль для нас действительно интереснее, чем с обычной ЭУ.
          1. PSih2097 27 февраля 2015 17:17
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Строго говоря - я не понимаю, откуда возьмется авиатопливо в Никарагуа:)))

            Из Венесуэлы... feel
        2. silver_roman 27 февраля 2015 13:58
          Цитата: jjj
          Сопровождать атомные авианосцы должны атомные эсминцы

          а где Вы у нас видели атомные авианосцы?
          думаю у нас они не скоро появятся.
          мне это напоминает ситуацию с Орланами 1144, когда было построено 4 "исполина" с 2 ядерными установками на каждом,а авианосец так и не создали по известным событиям.
          Мое субъективное мнение: эсминец должен иметь газотурбинную установку,а не ядерную.
          А вообще вот бы реализовать модульность в плане двигателя. Конечно на данном этапе это не реально, но представьте себе: надо далеко плыть, ядерку поставил, нужно возле бережков поплавать, ГТД влепил. прелесть просто.
          1. Шибко умный 27 февраля 2015 15:06
            Цитата: silver_roman
            А вообще вот бы реализовать модульность в плане двигателя. Конечно на данном этапе это не реально, но представьте себе: надо далеко плыть, ядерку поставил, нужно возле бережков поплавать, ГТД влепил. прелесть просто.

            Коллега, я заплакал!!! crying Как все просто!!! Где вы раньше были?! Одно мелкое несущественное замечание: энергетическая установка "вставляется" внутрь корабля! Представляете? Внутрь!!! Чесное слово!!! А вопросы прочности не позволяют делать конструктор типа "лего". И вообще то ЯЭУ большая и тяжелая из-за защиты от радиации. Поэтому выросло водоизмещение планируемого корабля! А так - все просто "супер"! fellow
            1. silver_roman 27 февраля 2015 15:34
              я все понимаю, что это практически не реально. вот уже помечать нельзя.
              когда-то и о полетах в космос мечтали. чем черт не шутит. am

              п.с. уже идут разговоры(скорее всего разговорами все и ограничивается) о компактных ядерных реакторах.
              1. Dart2027 27 февраля 2015 18:01
                Реактор не так уж и велик. Место требуется защите и обслуживающим системам.
              2. Шибко умный 27 февраля 2015 20:52
                Цитата: silver_roman
                уже идут разговоры(скорее всего разговорами все и ограничивается) о компактных ядерных реакторах.

                Уже созданы компактные ядерные реакторы, например для спутников. Но два вопроса открыты: мощность и биологическая защита. Для корабля должно быть и то и другое. Без этого не получится! Но вы можете помечтать. Дело хорошее и без вреда для здоровья! wink
    3. Антон Гаврилов 27 февраля 2015 11:18
      Для начала корветы с фрегатами надо научиться строить нормально,а потом уже за эсминец браться,тем более такой крупный.А вообще 1 знакомый на Северной Верфи сказал,что за это дело взялись всерьез-завод пройдет соответствующую модернизацию,будет построен отдельный,новый док,специально для этих пароходов.
      1. adept666 1 марта 2015 08:13
        для этих пароходов.


        Тонко smile

        Для начала корветы с фрегатами надо научиться строить нормально


        Огромный плюсище, можно было бы поставить два - поставил бы. Лучше бы серию фрегатов 22350 гнали до 32 - 36 штук. Компактные, хорошо сбалансированы по вооружению и РТС корабли. Намного было бы лучше. А то получится 12 - новых фрегатов(1136 проект как несколько устаревший и наверное актуальный только для Балтийского, Черноморского и Средеземноморского флотов в расчёт не беру) и 6 эсминцев. Угробим время, средства, а на выходе получим одинокоплавующую имбу потому как даже в 6 единиц не особо верится увы.
    4. Шибко умный 27 февраля 2015 11:42
      Цитата: андрей юрьевич
      ох не скоро до воды "ЛИДЕРУ"...

      Согласен, коллега, не скоро.
      Замечания к статье следующие:
      1.ЦНИИ им. Крылова не занимался и не занимается проектированием конкретных кораблей - для этого есть КБ. В институте ведут научно-исследовательскую работу, испытания и выработку рекомендаций и других документов.
      2. 14000 тонн - уже совсем не эсминец. Это изделие можно назвать легким крейсером. Но поскольку в настоящее время сместились понятия в классификации кораблей, то как правильно назвать - неизвестно. Можно "суперэсминец", можно "легкий крейсер", тем более что задачи, которые ставятся перед кораблем - крейсерские.
      Но самое главное - чтоб шел процесс, строились корабли, флот рос и развивался. good
      1. yehat 3 марта 2015 13:26
        можно ввести новый класс кораблей - плавунец )))
    5. e_krendel 27 февраля 2015 14:38
      Нехорошее название какое-то, не наше...
      Наши - это Пересвет, Стремительный т.д.
      1. yehat 3 марта 2015 13:36
        Цитата: e_krendel
        Пересвет

        Недосвет, Оверсвет, Надсвет, Подосвет, Акисвет...
    6. Лт. запаса ВВС 27 февраля 2015 15:23
      Кстати, а что там с новым крейсером? Или крейсер строить не будут? В принципе и не нужно, в корабль водоизмещением 14000 тонн, с ядерной силовой установкой, можно более сотни вертикальных пусковых установить.
      1. пацантрэ 28 февраля 2015 12:19
        Там и так 138. Это по сути уже крейсер. И то, большой вопрос, нужны ли столь крупные корабли вообще. Возможно стоило бы ограничиться обычным ЭМ тысяч на 9-10.
    7. Gans1234 27 февраля 2015 15:38
      Радость то какая
      В 17м заложат - в 21-23 закончат, в 24 испытания, в 25 году в строй, параллельно авось второй клепать начнут
    8. Гражданский 28 февраля 2015 13:00
      вот более правильная картинка, с высокими надстройками.
      1. Удав КАА 28 февраля 2015 13:31
        Цитата: Гражданский
        вот более правильная картинка,

        Наверное это так.Мы пошли по пути англичан (ЭМ ПВО т.45), чтобы максимально отодвинуть радиогоризонт, пришлось строить "пирамиду", максимально высоко поднимая РЛС над горизонтом.
        На фото эм "Дэринг"(тип 45).
  2. ps-1972 27 февраля 2015 06:52
    Цитата: андрей юрьевич
    ох не скоро до воды "ЛИДЕРУ"...

    А скоро и не надо - флот еще не насытили кораблями класса фрегат.
  3. krpmlws 27 февраля 2015 06:55
    14000т-это уже вполне себе крейсер.Атомная установка надо полагать временное решение и при налаживании производства в РФ корабли будут оснащаться газотурбинными двигателями.Ждем закладки головного корабля.
    1. wk 27 февраля 2015 08:26
      Цитата: krpmlws
      крейсер.Атомная установка надо полагать временное решение

      Вы о чём? газовая турбина имеет малый ресурс, потребляет огромное количество топлива, с ядерной силовой установкой корабль имеет почти неограниченный ресурс автономности! Вы изучите вопрос прежде чем писать... паровые турбины ядерных силовых установок - это несравнимо больший ресурс, это максимально возможная мощьность....
      wk
      1. Лопатов 27 февраля 2015 12:00
        Как Вам сказать... На гражданке ядерные силовые установки как-то не особо прижились. Кроме разве что ледоколов на Севморпути Оказались экономически не оправданы.
        1. mpa945 27 февраля 2015 13:04
          Как Вам сказать... На гражданке ядерные силовые установки как-то не особо прижились. Кроме разве что ледоколов на Севморпути Оказались экономически не оправданы.
          Ну для "гражданки" автономность, способность к длительному поддержанию высокой скорости - не определяющие требования. А вот
          разрешит ему заходить во многие порты и чёрное море, куда кораблям с ядерной силовой установкой вход запрещен.
          Это основное. А вот севморпуть (ледоколы и лихтеровозы) предъявил иные требования. И оказалось, что для специальных судов это экономически вполне оправданно.
        2. wk 27 февраля 2015 13:10
          Цитата: Лопатов
          Как Вам сказать... На гражданке ядерные силовые установки как-то не особо прижились. Кроме разве что ледоколов на Севморпути Оказались экономически не оправданы.

          а, какой экономичностью можно поддержать автономность в мировом океане, где у России практически нет надёжных баз?... даже США у которых баз (пробы негде поставить) весь серьёзный флот на ядерном топливе.... военный корабль - это не судно сухогруз или танкер, где рентабельность во главе угла.... но думаю на гражданке силовые ЯО не получили большого распространения не из за рентабельности, а скорее вопросы безопасности и сложностью контроля за реакторами в глобальном масштабе со стороны того же МАГАТЭ
          wk
        3. Комментарий был удален.
        4. Быстрый 28 февраля 2015 00:11
          Атомные ледоколы не совсем гражданские, и могут стать совсем не гражданскими в любой момент, поэтому они оправданы на 1000%. Слепому только не видно, ходят они где хотят, и протащат всё что надо куда угодно, альтернативы нашим нет. Гигантский отрыв от примитивного в данном смысле остального человечества!
          Быстрый
      2. vanya 27 февраля 2015 12:48
        а также газовая турбина значительно уменьшит стоимость, уменьшит водоизмещение, упростит обслуживание корабля и разрешит ему заходить во многие порты и чёрное море, куда кораблям с ядерной силовой установкой вход запрещен.
        1. wk 27 февраля 2015 13:12
          Цитата: vanya
          чёрное море, куда кораблям с ядерной силовой установкой вход запрещен.

          в Черное Море запрещён заход военных кораблей с ядерным вооружением, это не касается типа силовой установки.
          wk
        2. Комментарий был удален.
        3. mpa945 27 февраля 2015 13:16
          а также газовая турбина значительно уменьшит стоимость, уменьшит водоизмещение, упростит обслуживание корабля
          Вы сильно заблуждаетесь, говоря о кораблях 10кт+. Опять забываете о стоимости структуры обеспечения и ее эксплуатации в т.ч.
          разрешит ему заходить во многие порты и чёрное море, куда кораблям с ядерной силовой установкой вход запрещен.
          Ни в Черном ни в Балтийском море задач для него нет. А в Средиземном море, Персидском заливе вполне по статусу. И автономности позволит не искать ближайший порт для заправки.
        4. Darkmor 27 февраля 2015 13:48
          Цитата: vanya
          уменьшит стоимость

          Стоимость строительства - да. Но в эксплуатации ядерная установка дешевле.
          По общей стоимости на весь срок службы получается примерно одинаково - и чем дольше служит корабль, тем выгоднее оказывается ядерная установка.
          Цитата: vanya
          уменьшит водоизмещение

          Разве? По-моему газовая турбина с полным отсеком для топлива и тяжелее, и объемнее.
          Цитата: vanya
          упростит обслуживание корабля

          Ну вот это весьма спорно. Достаточно посмотреть на количество поломок в двигателях наших корветов и фрегатов.
          Цитата: vanya
          и разрешит ему заходить во многие порты

          А оно ему так сильно надо?

          По-моему, ядерная установка, это очень хорошо. Если в корабль заложить достаточную прочность под модернизацию, в эксплуатации он будет дешевле и надежнее аналога на ГТ установке и в итоге затраты на более дорогое строительство отобьются.
          В добавок надо понимать, что использования ядерной установки, это прерогатива всего нескольких государств мира. И глупо этим не воспользоваться, коль мы имеем и опыт, и технологии, и запасы топлива.
        5. Kapitänleutnant 28 февраля 2015 19:00
          В конце 80-х годов на судостроительном заводе в Николаеве был заложен тяжелый атомный авианисущий крейсер " Ульяновск". В Чёрное море атомным корабля можно заходить, если на борту нет спецбоеприпасов.
    2. Комментарий был удален.
  4. Takashi 27 февраля 2015 07:03
    Эсминец водоизмещением 14 тыс тонн??? Мне кажется, это уже крейсер. Выбор ядерной установки, об этом явственно и говорит. И число - "12 «опорных точек»".
    Что будет делать эта опорная точка, если на него "навалятся" - 3-5 "Арли Бёрк" (6-9 тыс тонн)? хр..н знает
    Что-то темнят наши горе-вояки.
    1. пацантрэ 27 февраля 2015 10:43
      И что ему могут сделать корабли без противокорабельного вооружения? У Берков другие задачи вообще-то, наваливаться будут самолеты.
      1. Takashi 27 февраля 2015 11:20
        пока наши "раскочегарятся", у америкосов будет (либо проведут модернизацию AM3, либо снова будут ставит Граниты).
        Вопрос другой: Берки - класс эсминец. А что у нас хотят воплотит в металле непонятно, толи это ракетный крейсер а ля "Москва" - 11 тыс тонн, толи очередной монстр типа крейсер-вертолётоносец Москва проекта 1123 - ~14 тыс тонн.
        1. ibnvladimir 28 февраля 2015 00:02
          скорее всего как и с танками кораблестроение уходит от специфичности применения в сторону универсальности.
      2. Лт. запаса ВВС 27 февраля 2015 15:18
        Новая противокорабельная ракета LRASM скоро будет принята на вооружение, и США в зависимости от типа миссий, могут много ракет в универсальную вертикальную пусковую установку засунуть. Читал что они хотят создать универсальную ракету и для ударов по наземным целям и в противорорабельном варианте. Скорее всего LRASM в перспективе заменит томагавк на Берках и Тикондерогах. Кроме того в случае чего зенитными ракетами американцы также как и мы в состоянии вести огонь по кораблям.
        1. vadson 27 февраля 2015 19:50
          рэб нашим в помощь, только за последнее время было несколько публикаций, правду не знает никто из нас но какаято доля истины должна присутствовать: вспомните как янки собирались сирию бомбить - были сообщения что наши две их ракеты обезопасили, а также история с дональном куком в черном море - чето опровержения этого позора с американской стороны не слышал
          1. Зэ Кот 27 февраля 2015 21:21
            Цитата: vadson
            были сообщения что наши две их ракеты обезопасили,


            А подробней можно ?
            1. vadson 28 февраля 2015 16:40
              Цитата: Зэ Кот
              Цитата: vadson
              были сообщения что наши две их ракеты обезопасили,


              А подробней можно ?

              на сколько помню - по территории сирии с моря было выпущено две ракеты, янки потом сказали что это израиль пальнул, не они типа. одну с курса увели, вторая взорвалась в полете
              1. Зэ Кот 2 марта 2015 20:50
                Цитата: vadson
                на сколько помню - по территории сирии с моря было выпущено две ракеты, янки потом сказали что это израиль пальнул, не они типа. одну с курса увели, вторая взорвалась в полете


                Это когда о учениях заявили ?
          2. пацантрэ 28 февраля 2015 12:21
            Зачем опровергать эту чушь, когда умные люди итак все поймут? Вот еще станут они кипешовать из-за потешных газетенок. Серьезные источники-то ничего подобного не заявляли.
  5. saag 27 февраля 2015 07:05
    Корабль с ЯЭУ - это корабль мирного времени, во время войны это адское дело, нет ничего проще вывести из строя базу как раздолбать такой корабль или хотя бы посадить его на мелководье, чтобы главные циркуляционные насосы ил засосали
    1. mark1 27 февраля 2015 07:42
      Цитата: saag
      хотя бы посадить его на мелководье, чтобы главные циркуляционные насосы ил засосали

      Я думаю, что циркуляционные насосы потому так называются, что гоняют специально подготовленную воду по кругу, от активной зоны до конденсатора, а использование забортной воды - следствие полученных повреждений корабля. т.е ситуация аварийная.
      1. mpa945 27 февраля 2015 08:23
        Я думаю, что циркуляционные насосы потому так называются, что гоняют специально подготовленную воду по кругу, от активной зоны до конденсатора, а использование забортной воды - следствие полученных повреждений корабля. т.е ситуация аварийная.
        Вы думаете неправильно.
        То, что Вы думаете называется ЦНПК (циркуляционный насос первого контура). А главный циркуляционный насос стоит именно на ГЦТ (главной циркуляционной трассе), и перекачивают забортную воду в штатном режиме.
        1. mark1 27 февраля 2015 08:33
          Спасибо за разъяснение.
          1. jjj 27 февраля 2015 10:01
            Человек, видимо, хотел аналогию провести: типа сел на мель - АЗУ упало
            jjj
      2. xtur 27 февраля 2015 13:34
        >циркуляционные насосы потому так называются, что гоняют специально подготовленную воду по кругу, от активной зоны до конденсатора

        так и есть - внутри первого или второго контура крутиться очень чистая вода (к которой примешивают раствор поглотителя), чистота которой поддерживается разными фильтрами. Чистота воды первого контура это условие контролируемого протекания ядерной реакции
        1. mpa945 27 февраля 2015 13:50
          >циркуляционные насосы потому так называются, что гоняют специально подготовленную воду по кругу, от активной зоны до конденсатора
          так и есть - внутри первого или второго контура крутиться очень чистая вода (к которой примешивают раствор поглотителя), чистота которой поддерживается разными фильтрами.
          Хватит умничать. В транспортных реакторах первый контур ни где не конденсируется. Мало того - принципиально "не вскипает"! Во втором контуре (паровом) стоят конденсатные и питательные насосы ( после конденсатора). А главный циркуляционный насос гоняет забортную воду как раз через конденсатор.
          Чистота воды первого контура это условие контролируемого протекания ядерной реакции
          Вы путаете теплое с мягким. Условие контролируемого протекания ЯР - детекторы нейтронного потока, соответствие фактического критического состояния реактора расчетному. А химсосав питательной воды в контурах указывает на состояние плотности контуров.
  6. Nayhas 27 февраля 2015 07:50
    Прожектеры блин...Не будет никакого Лидера...Какой смысл обсуждать проекта заранее обреченные...
    1. Андрей из Челябинска 27 февраля 2015 08:48
      Что ж не будет-то? К чему такой пессимизм?
      1. Nayhas 27 февраля 2015 14:46
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Что ж не будет-то? К чему такой пессимизм?

        Андрей, а что вы ожидаете от будущего? Наивно полагаете, что финансирование ВПК останется на том же уровне? Я понимаю, что читая новости из Китая о очередном спущенном на воду эсминце задаешься вопросом, но почему не мы? Два года назад ещё можно было строить оптимистические прогнозы, на эсминец уж точно, но сейчас...
        П.С: У нас на раковых больных правительство плюнуло оставив им перспективу умирать в мучениях без какой либо надежд на лечение (большинству лекарства будут просто не по карману), а вы про гипотетический эсминец...
  7. Бронеоптимист 27 февраля 2015 08:41
    Я думаю в предстоящей войне с ФША этот корабль участия не успеет принять.
    Но для Китая он будет представлять жгучий интерес.
    Китай надо подвязывать любыми способами. И не нужно бояться продаж ВВТ. Оснастить любое сложное изделие закладками не проблема. Против нас такая техника воевать не будет.
  8. igordok 27 февраля 2015 08:55
    Немного не в тему
    Руководители Крыловского центра, немного посовещавшись, решили уступить нашей просьбе и впервые представили экспортную модель авианосца. Почти двухметровый макет предстал во всех деталях.

    Мы можем позволить создавать авианосцы на экспорт?



    http://birserg-1977.livejournal.com/232120.html#cutid1
    1. Per se. 27 февраля 2015 10:28
      Цитата: igordok
      Мы можем позволить создавать авианосцы на экспорт?

      Можем, - "Почти двухметровый макет предстал во всех деталях" (те, большие, по пять рублей, но вчера) а ООО "Звезда", маленькие (модельки), но по три, но сегодня... Если серьёзно, речь шла о перспективе атомного авианосца для флота России, и возможности экспортного заказа с обычной силовой установкой. После продажи "Горшкова", уже не удивляет, если "для дяди" будут строить, а для себя очередные "Мистрали" покупать. Было сообщение, что строить всё же хотят для России, но без традиционного "острова" на полётной палубе (предполагается лишь одна навигационная мачта). Проект с картинки вроде как устарел.
  9. Молот 75 27 февраля 2015 09:24
    Очень странный проект- эсминец в 14.000, это к вопросу есть ли сейчас класс эсминцев или он уже перешел в класс легких крейсеров! Думал статья хоть какой-то туман развеет, а она еще больше напустила! Про реактор вообще ничего непонятно сейчас, только точно старый ставить не будут!
    Кому интересно почитайте скудную инфу про реакторы для проекта ПЛ 955а (спор про насосы)!
    Хотелось бы не непонятные статьи читать, а новость про присутствие официальных лиц на закладке корабля!!!
  10. пацантрэ 27 февраля 2015 10:53
    138 УВП.
    56 УКСК.
    48 УВП редут. Спорно, я надеялся, что основу ПВО составит что-то более мощное, чем ЗРК корвета/фрегата. ТТХ ракет выглядят очень скромно на фоне СМ-6 или даже того же С-300ФМ. Дальность и скорость огорчают, ПРО от БРСД не завезли.
    Хотя есть инфа, что у УВП Редут помещаются и более крупные ракеты, типа 48Н6Е. Будем посмотреть.
    Еще 32 УВП непонятного назначения. Вполне вероятно, что это и есть дальний эшелон с чем-то вроде 40Н6Е или даже поинтереснее, ибо по истребителям из этого особо не постреляешь, а дальности Редута в 120 км маловата будет. К тому же такие здоровые радары явно подразумевают что-то покруче редута.
    1. пацантрэ 27 февраля 2015 10:55
      Это собственно они.
      1. пацантрэ 27 февраля 2015 10:57
        Эта непропорционально огромная надстройка с теми самыми здоровущими радарами. Выглядит вырвиглазно, что там у него с центром тяжести и остойчивостью боюсь и подумать.
    2. Лт. запаса ВВС 27 февраля 2015 15:32
      Ну SM-6 240 км дальность, высота 33 км, но что странно скорость ракеты судя по википедии(согласен не очень надёжный источник) 3,5 маха(4200 км/час), если учесть что будущее за гиперзвуковыми ракетами, поражает такая маленькая скорость зенитной ракеты. Ускоритель на SM-6 стоит от SM-3, но скорость 2,7 км в секунду(9720 км/час или 8,1 маха).
      Вообще я думаю России следует разрабатывать кенетические перехватчики баллистических ракет, пока мы разрабатываем только ПВО(высота 30 км), следует разрабатывать ракеты которые могут перехватывать на высотах до 250 километров.
      1. Wiruz 27 февраля 2015 16:39
        Вообще я думаю России следует разрабатывать кенетические перехватчики баллистических ракет, пока мы разрабатываем только ПВО(высота 30 км), следует разрабатывать ракеты которые могут перехватывать на высотах до 250 километров.

        Уже есть 40Н6 с дальностью в 400 км и высотой поражения до 185 км. Не SM-3, конечно, да и боевая часть осколочная, но всё-таки уже кое-что. Но не за горами и С-500 с ракетами 77Н6, которые, по многочисленным заявлениям, на своём детородном органе предавали вращение вышеупомянутому американскому кинетическому перехватчику.
  11. Антон Гаврилов 27 февраля 2015 12:46
    Цитата: saag
    Корабль с ЯЭУ - это корабль мирного времени, во время войны это адское дело, нет ничего проще вывести из строя базу как раздолбать такой корабль или хотя бы посадить его на мелководье, чтобы главные циркуляционные насосы ил засосали

    Есть такая хорошая поговорка-не знаешь-лучше молчи.
    1. saag 27 февраля 2015 14:56
      Цитата: Антон Гаврилов
      Есть такая хорошая поговорка-не знаешь-лучше молчи.

      ну так воспользуйтесь этим народным творчеством
  12. Darkmor 27 февраля 2015 14:08
    Кстати, может кто просветить, как обстоят дела с защитой современных корабельных реакторов?

    Потому что я слышал истории, что нынешние реакторы вывести из строя так, чтобы они вызвали серьезное радиоактивное заражение, практически невозможно. Они, вроде как, сами заглушают разогрев топлива, а в случае бреши в оболочке сами же создают что-то типа саркофага, в котором могут хоть на дне моря пролежать сотни лет без избыточного излучения. Может, это все из разряда позитивных сказок?
  13. chunga-changa 27 февраля 2015 15:18
    Беда с этим "Лидером". Сейчас более менее на балтике удалось наладить серийное производство "корветов". На той же балтике строят серию не очень новых, но отработанных СКР пр.1135, да и то столкнулись с трудностями с поставками зарубежной ГТЭУ, когда преодолеют не очень понятно. Более новый пр. 22350, всё на той же балтике, в интересном положении и насколько реально наладить массовое производство, в действительно необходимых для флота масштабах, не очень понятно. И тут бац! "эсминец" с ЯЭУ. Ну, ну, пилить под проекты и проектирование у нас уже научились очень хорошо, только как то с производством никак не срастётся. Единственное вменяемое объяснение, это то что проблемы с производством собственных ГТЭУ серьёзные, решить пока не могут, поэтому решили пустить в дело отработанные на ледоколах ЯЭУ, но ни на что меньше эсминца их впихнуть не получается, в общем не было бы счастья, да несчастье помогло. Посмотрим пойдёт ли дело дальше одного-двух образцов. В перспективе производство турбин всё таки наладят, и тогда "выяснится" что проект крупного НК с ЯЭУ очень дорог и не очень нужен, и вместо одного "атомного" эсминца лучше построить три обычных.
  14. хольгерт 27 февраля 2015 15:48
    .....медленно---ОЧЕНЬ медленно идёт постройка новых судов!!!!Много текста и мало дела---вот что плохо,а надо ведь все силы бросить на создание нового корабля-----время уходит!!!!!А какая там стоит установка----да хоть какая.....было-бы чем стрелять!!!!
  15. zGomeRz 27 февраля 2015 15:58
    До недавнего времени основным поставщиком газотурбинных силовых установок для российских кораблей было украинское предприятие «Зоря–Машипроект».

    Часть конструкторского состава переехала с семьями в Москву и работают сейчас в ЗАО "Авиагазцентр" - конструкторское бюро специализирующееся на разработке авиационных газотурбинных двигателей.
    1. Takashi 27 февраля 2015 16:06
      скажите, а в чем проблема разработать собственную газотурбинную силовую установку - для русских? Со времен СССР - в России не могут сделать собвт газотурб установку.
  16. Жоро 27 февраля 2015 16:19
    Ракетный корабль водоизмещением 14 000т... Ну так это нормальный крейсер, а никакой не эсминец. Аналог РКР пр.1164. Массово строить такие корабли, называй их хоть катерами или моторными лодками, мы все равно не сможем. А потому основные усилия сейчас должны быть направлены на создание армад из флотов пр.2235.0. Очень удачный и мощный корабль океанского класса, но при этом относительно недорогой и массовый. А всякие там крейсера (или эсминцы) "Лидер" и т.п. - это так, сбоку припеку как говорится.
    Жоро
  17. bmv04636 27 февраля 2015 23:04
    Серия пошла так держать
    26 февраля 2015 года на ОАО «СНСЗ» (входит в состав АО «ОСК») состоялась заливка корпуса первого из трех серийных кораблей противоминной обороны нового поколения для Военно-морского флота России, торжественная закладка которого намечена на конец апреля.
    Головным кораблем данной серии является тральщик «Александр Обухов», спроектированный Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» и предназначенный для поиска и уничтожения мин в акваториях военно-морских баз на безопасной для корабля дистанции.
    Данный корабль имеет уникальный, самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии.
  18. ABM 28 февраля 2015 00:32
    почему корабль в 14 тысяч тонн не назвать крейсером?
    ABM
    1. Per se. 28 февраля 2015 02:03
      "почему корабль в 14 тысяч тонн не назвать крейсером"?
      Крейсер дороже стоит (шутка). Спросите лучше у японцев, зачем они корабль с полным водоизмещением в 27000 тонн и длиной 248 метров называют "авианесущим эсминцем"? На фото японский "эсминец" типа "Идзумо".
      1. пацантрэ 28 февраля 2015 12:26
        Мне кажется, или надстройка у Идзумо как раз-таки от их эсминца?
        Возможно крейсером не называют потому, что он подразумевает одиночные действия, а Лидер планируется использовать только в составе эскадр, ибо, возможно, адмиралы пришли к выводу что одиночный корабль, каким бы мощным вооружением не обладал, сегодня несостоятелен, ибо беззащитен перед ПЛ и авиацией. То бишь новых крейсеров мы скорее всего уже не увидим.
        1. Андрей77 28 февраля 2015 17:19
          А уже существующим менять названия?
    2. Андрей77 28 февраля 2015 17:17
      Можно и шлюпкой назвать. Международной классификации нет.
  19. РМРС 1 марта 2015 00:24
    Проблема в том,что создать ГТУ -не просто,особенно когда отстали прилично,в ядерной не всё так безнадёжно.Взять тот же Зумвалт,2 ГТУ от Роллс-Ройса,мощность 40 МВт каждый-вершина развития ГТУ на сегодня,есть чему позавидовать и чему поучиться. И если мы так и будем полагаться на ЯУ,то ,к сожалению, безнадёжно отстанем в ГТУ.Поэтому надо ГТУ для Лидера разрабатывать.
  20. Zomanus 2 марта 2015 05:27
    Мне так кажется, что в случае реального противостояния, живучесть данного корабля, даже без учета энергетической установки, будет невелика. Да и опять же, в случае противостояния, о живучести и экологии будут думать в последнюю очередь. Корабль тупо выполнил задачу и помер, как то так будет.
  21. Zambras 3 марта 2015 23:58
    Эсминец это конечно хорошо. Лишь бы не получилось бы как с РК "Скорпион" . А то пока будут строить, уже может устареть.
    Zambras
  22. polkovnik manuch 5 марта 2015 21:12
    Начитался ! Многое правда не понятно , но интересно . Понял главное - за годы дерьмократии , "эффективные менеджеры " успели проср..ь практически всю судостроительную промышленность Собственную ГТУ для кораблей первого- второго ранга мы оказывается и не создавали , надеялись на авось , а тут бац! и....припекло . Обидно . Может все же легче и дешевле береговые маневренные комплексы строить и продолжить развитие именно этой тематики ? Демонстрировать флаг - это конечно хорошо , но для страны которая не имеет нормальных дорог , где 30% населения живут без удобств и более 40% жилья не газифицировано, несмотря на наличие "национального достояния" , да еще в нынешних условиях санкций ,-сделать будет очень сложно. Нужно наводить порядок внутри страны , а не прожектами мир удивлять (серия ,даже предположим , из 10-12 кораблей погоду против 60-80-и аналогов никогда не сделает! Пора реально задуматься об над вопросом как сохранить Россию самостоятельной и в кратчайшие сроки сделать процветающей и комфортной для жизни ее главного богатства -россиян ,а не кучки "вахтовиков".
  23. В.В.П 8 марта 2015 17:12
    приятное ощущение что наша армия крепчает!хоть и с небольшим осадком что так медленно.но будем надеяться что дальше дело пойдёт быстрее как снежный ком

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня