Лучшие самолёты Ильюшина: от Великой Отечественной до наших дней

КБ «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» было образовано в 1933 году (с 1992 г. - ОАО). В соответствии с приказом начальника Главного управления авиационной промышленности П. И. Баранова и заместителя народного комиссара тяжелой промышленности СССР на базе завода №39 имени В. Р. Менжинского было образовано Центральное конструкторское бюро опытного самолетостроения легких самолетов и войсковых серий. Начальником только что созданного ЦКБ стал Сергей Владимирович Ильюшин. Именно под руководством этого выдающегося авиаконструктора его КБ стало одним из ведущих не только в Советском Союзе и России, но и в мире в целом.

За свою 80-летнюю историю данное КБ разработало более 200 и создало более 120 типов самолетов различных модификаций. За всю историю существования КБ Ильюшина на авиационных заводах было выпущено более 60 тысяч самолетов серийных моделей под маркой «Ил». Весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли легендарные советские штурмовики Ил-2, а также дальние бомбардировщики Ил-4, которые составляли на тот момент более 30% всего советского военного авиапарка. Уже в послевоенные годы одним из первых массовых реактивных бомбардировщиков советских ВВС стал Ил-28. По-прежнему несут службу противолодочные самолеты Ил-38 и их модернизированная версия Ил-38Н. А с середины 1970-х годов и до наших дней самым распространенным самолетом военно-транспортной авиации России остается турбореактивный Ил-76 и его модификации. Ниже будут представлены 5 лучших самолетов КБ Ильюшина, созданных за более чем 80-летнюю историю предприятия.

Лучшие самолёты Ильюшина: от Великой Отечественной до наших дней



Штурмовик Ил-2

Ил-2 — советский бронированный штурмовик времен Второй мировой войны. Был создан в ОКБ-240 под руководством конструктора С. В. Ильюшина. Является самым массовым боевым самолетом в истории авиации. Всего было выпущено более 36 тысяч самолетов этого типа. В Красной Армии самолет получил необычное прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Сами конструкторы называли свой самолет «летающим танком», а немецкие пилоты за живучесть и недостаток маневренности прозвали самолет «бетонным» или «цементным бомбардировщиком», пехота и вовсе называла самолет «чумой» или «черной смертью» (немецкое Schwarzer Tod).

Самолет выпускался в одноместном (летчик) и двухместном вариантах (летчик + воздушный стрелок). При этом разнообразные технологические и конструктивные изменения вносились в проект на всем протяжении выпуска. К примеру, в конце 1941 года была внедрена деревянная конструкция хвостовой части фюзеляжа с внешними стрингерами из металла. Также в процессе выпуска менялось вооружение и бронирование штурмовика.

Ил-2 представлял собой одномоторный низкоплан смешанной конструкции. Основой его особенностью было включение брони в силовую схему планера. Броня корпуса заменяла собой обшивку и каркас всей носовой и средней частей фюзеляжа штурмовика. Самолет обладал несущим бронекорпусом, выполненным из клепаной гомогенной стальной брони АБ-1 (АБ-2), которая прикрывала кабину пилота, двигатель, радиаторы и ряд агрегатов (на самолете-прототипе защищен был и бортстрелок). Прозрачная лобовая броня козырька кабины обладала толщиной в 64 мм и выдерживала попадание 7,62-мм бронебойной пули в упор. Производство штурмовиков было налажено только в 1941 году. К началу Великой Отечественной войны удалось построить 249 машин.

Лучшие самолёты Ильюшина: от Великой Отечественной до наших дней


Уже с началом войны, столкнувшись с большими потерями Ил-2, которые не имели оборонительного вооружения, ВВС потребовали от КБ Ильюшина снова сделать самолет двухместным. Перед войной производилась одноместная версия машины, которая была подогнана под требования ВВС по скорости и дальности полета. Двухместный Ил-2 появился к концу 1942 года. При этом внести изменения в бронекорпус машины уже не было возможности, по этой причине бортстрелок располагался вне бронекорпуса. Он был защищен лишь 8-мм листом брони со стороны хвоста.

Долгое время с безопасностью бортстрелков, которые располагались вне бронекорпуса самолета, дела обстояли плохо. На каждого убитого пилота приходилось примерно 7 убитых стрелков (часто на роль бортстрелков Ил-2 направлялись солдаты-штрафники). Данную проблему удалось решить лишь на новой модификации — Ил-10. Данный самолет обладал бронекорпусом, который защищал обоих членов экипажа, но его выпуск был начат только в 1944 году.

Летно-технические характеристики Ил-2:
Экипаж: 1-2 человека.
Габаритные характеристики: длина — 11,6 м, высота — 4,2 м, размах крыла — 14,6 м, площадь крыла — 38,5 кв. метра.
Масса пустого — 3990 кг.
Максимальная взлетная масса — 5310 кг.
Силовая установка — 1 ПД Микулин АМ-38, тяга — 1х1575 л.с.
Максимальная скорость — 450 км/ч (на высоте), 433 км/ч (у земли).
Дальность полета — 638 км.
Практический потолок — 7800 м.
Вооружение — 2х7,62-мм пулемета ШКАС, 2х20-мм пушки ШВАК или 2х23-мм ВЯ-23.
Бомбовая нагрузка максимальная — 400 кг, в перегрузку — 600 кг, до 8 РО-132 или РО-82.

Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4

Ил-4 представлял собой модернизацию двухмоторного дальнего бомбардировщика ДБ-3. Бомбардировщики ДБ-3 начали поступать в бомбардировочные полки советских ВВС для замены находящихся на вооружении дальних бомбардировщиков ТБ-3. Более совершенное оборудование и сравнительно простая техника пилотирования ДБ-3 позволяли летному составу частей довольно быстро осваивать новую машину. Для авиации ВМФ СССР был разработан торпедоносец, получивший обозначение ДБ-3Т. Новый самолет обладал отличными на тот момент характеристиками, что подтверждалось совершением в 1938-1939 годах двух беспосадочных перелетов по маршруту Москва — Дальний Восток, а также в Северную Америку через Атлантический океан. Протяженность маршрутов составляла 8 тысяч километров.

К 1939 году в СССР было построено более 1,5 тысяч ДБ-3 всех модификаций, и советский авиапром временно приостановил производство данного самолета. Считалось, что Красная Армия смогла получить машину в достаточном количестве для решения любых возможных стратегических задач. При этом С. В. Ильюшин не остановил работ по усовершенствованию машины. В мае 1939 года летчик-испытатель В. К. Коккинаки поднял в небо модифицированный ДБ-3Ф, который отличался улучшенной аэродинамикой, большей скоростью полета, выросшей до 445 км/ч, улучшенными двигателями и дальностью полета в 3500 км с бомбовой нагрузкой равной 1000 кг.

Лучшие самолёты Ильюшина: от Великой Отечественной до наших дней


Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4 стал глубокой модернизацией самолета ДБ-3. Самолет получил новую кабину штурмана, а также новый фюзеляж, который был рассчитан под другую технологию производства, которая создавалась для транспортного Ли-2. Также машина отличалась крылом с новым лонжероном и пневматическим управлением уборки шасси. Свое новое название Ил-4 самолет получил в марте 1942 года. Всего вместе с ДБ-3 было выпущено 6800 дальних двухмоторных бомбардировщиков, из них 5256 — Ил-4. Благодаря этому Ил-4 в составе советских ВВС стал основным типом бомбардировщика и торпедоносца в годы Второй мировой войны.

При этом работы по выпуску самолета шли в тяжелейших условиях на эвакуированных вглубь страны предприятиях. Часто рабочие находились в недостроенных, а иногда и не обогреваемых производственных помещениях, трудились без налаженного быта. Однако самолет был нужен фронту, и он строился. В начавшемся 19 ноября 1942 года наступлении советских войск под Сталинградом удары по немецко-фашистским войскам наносили уже 480 дальних бомбардировщиков Ил-4.

Летно-технические характеристики Ил-4:
Экипаж: 4 человека (летчик, штурман, стрелок-радист средней установки и стрелок люковой установки).
Габаритные характеристики: длина — 14,8 м, высота — 4,10 м, размах крыла — 21,44 м, площадь крыла — 66,7 кв. метра.
Масса пустого — 5800 кг.
Максимальная взлетная масса — 12 120 кг.
Силовая установка — 2 двигателя воздушного охлаждения М-88Б, тяга — 2х1100 л.с.
Максимальная скорость — 430 км/ч (на высоте), 332 км/ч (у земли).
Дальность полета — 3800 км (1000 кг бомб).
Практический потолок — 8900 м.
Вооружение — 2х7,62-мм пулемета ШКАС и 1х12,7-мм пулемет УБТ.
Бомбовая нагрузка максимальная — 2500 кг.

Реактивный бомбардировщик Ил-28

Ил-28 (по натовской кодификации — Beagle, «Гончая») — стал первым советским реактивным фронтовым бомбардировщиком, который являлся носителем тактического ядерного вооружения. В середине 50-х годов прошлого века данный самолет был основной ударной силой фронтовой авиации Советского Союза, а также стран Варшавского договора. Самолет отличался неприхотливостью в эксплуатации и выдающейся надежностью. Принимал участие в множестве локальных конфликтов XX века.

Реактивный бомбардировщик Ил-28 обладал отличными летно-техническими характеристиками и был простым в технике пилотирования. При его разработке впервые был использован предложенный С. В. Ильюшиным новый технологический метод сборки, что позволяло обеспечить получение большой точности обводов самолета (в первую очередь его крыла), существенное уменьшение трудозатрат и высокое качество клёпки. Бомбардировщик Ил-28 строился сразу на четырех заводах в нескольких модификациях, всего было выпущено более 5,5 тысяч самолетов данного типа.

Лучшие самолёты Ильюшина: от Великой Отечественной до наших дней


Успех данного фронтового бомбардировщика во многом был связан с тем, что Ильюшину удалось уменьшить численность экипажа до 3-х человек, а также сократить состав оборонительного вооружения без потери боевых качеств машины. В этой связи бомбардировщик получился достаточно легким, обладая при этом существенной мощностью двигателей, и мог брать на борт значительную бомбовую нагрузку. При этом машина отличалась также хорошей для фронтового бомбардировщика дальностью полета. Помимо обыкновенных фугасных бомб самолет мог брать на борт тактические ядерные боеприпасы мощностью 28 кт.

Летно-технические характеристики Ил-28:
Экипаж: 3 человека (пилот, штурман, стрелок-радист).
Габаритные характеристики: длина — 17,6 м, высота — 6,7 м, размах крыла — 21,5 м, площадь крыла — 60,8 кв. метра.
Масса пустого — 12 890 кг.
Максимальная взлетная масса — 23 200 кг.
Силовая установка — 2х ТРД ВК-1А, тяга — 2х2700 кгс.
Максимальная скорость — 906 км/ч.
Дальность полета — 2400 км.
Практический потолок — 12 500 м.
Вооружение — 4х23-мм пушки.
Бомбовая нагрузка максимальная — 3000 кг.

Противолодочный самолет Ил-38

Ил-38 (по натовской кодификации May) — противолодочный самолет, который был создан ОКБ Ильюшина на основе пассажирского самолета Ил-18В. Противолодочный самолет предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и последующего уничтожения подлодок, а также для ведения морской разведки, постановки минных заграждений и проведения поисково-спасательных операций на море.

Самолет представляет собой очень удачный пример переделки гражданского судна в боевую машину. Поступил на вооружение авиации ВМФ СССР в 1968 году и с тех пор продолжает нести военную службу. При этом самолет Ил-18 начал эксплуатироваться в Аэрофлоте еще в 1959 году.

Ил-38 представляет собой классический низкоплан с прямым крылом. Он был создан на базе гражданской версии Ил-18В. При этом в фюзеляже самолета появилось два обогреваемых отсека, предназначенных для размещения в них бомб, торпед и буев. По причине изменения центровки фюзеляжа крыло пришлось перенести на 3 метра вперед, а из-за увеличения объема топлива была изменена и его конструкция. При этом смещение крыла вперед привело к увеличению уровня шума в кабине пилотов. Под носовой частью фюзеляжа появился обтекатель антенны РЛС «Беркут». Посадка и высадка экипажа самолета производиться через специальный люк, находящийся в нижней части фюзеляжа. Еще один люк находится сверху и предназначен для покидания самолета в случае его посадки на воду. По сравнению с Ил-18 на Ил-38 было усилено шасси, смонтированы новые кислородные и антиобледенительные системы, а также устройство кондиционирования воздуха.

Лучшие самолёты Ильюшина: от Великой Отечественной до наших дней


В настоящее время самолет по-прежнему находится на вооружении авиации ВМФ России. При этом производится модернизация имеющихся бортов до уровня Ил-38Н. В марте 2014 года генеральный конструктор ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» Виктор Ливанов рассказал журналистам о том, что в интересах Минобороны России до 2020 года должны быть модернизировано 28 противолодочных самолетов Ил-38 по программе Ил-38Н.

Летно-технические характеристики Ил-38:
Экипаж: 7 человек.
Габаритные характеристики: длина — 40,1 м, высота — 10,1 м, размах крыла — 37,4 м, площадь крыла — 140 кв. метров.
Масса пустого — 34 700 кг.
Максимальная взлетная масса — 68 000 кг.
Силовая установка — 4х ТВД АИ-20М, тяга — 4х4250 л.с.
Максимальная скорость — 650 км/ч.
Практическая дальность полета — 7100 км.
Практический потолок — 8 000 м.
Боевая нагрузка — до 8 400 кг.
Вооружение — мины, торпеды, бомбы (в том числе корректируемые), гидроакустические буи.

Транспортный самолет Ил-76

Ил-76, принятый на вооружение еще в 1974 году, в настоящее время остается основным самолетом военно-транспортной авиации России. На долю данного самолета приходится более 70% всей выполняемой транспортной авиацией работы. Машина активно используется не только военными, но и в гражданской авиации. Данный самолет очень широко применялся во время Афганской войны, на втором месте по востребованности в том конфликте был Ан-12, но Ил-76 обладал гораздо большей живучестью и защищенностью. В Афганистане этот самолет совершил более 14,7 тыс. вылетов, за это время советская армия потеряла лишь два таких борта.

На тот момент это был один из самых мощных отечественных самолетов. Он наряду с Ан-22 «Антей» мог поднимать в воздух до 60 тонн различных грузов. А во время рекордных полетов самолет брал на борт и 70 тонн грузов, устанавливая мировые рекорды скорости для самолетов своего класса. Всего на данном самолете, созданном КБ Ильюшина, было установлено 27 мировых рекордов грузоподъемности и скорости полета. При этом Ил-76 в отличие от целого ряда других тяжелых военно-транспортных самолетов обладает низкой минимально допустимой скоростью полета — всего 200 км/ч, что позволяет очень качественно десантировать не только живую силу, но и боевую технику.

Лучшие самолёты Ильюшина: от Великой Отечественной до наших дней


Всего в нашей стране было построено около 950 самолетов Ил-76 всех модификаций. В настоящее время в России запускается в серийное производство модификация — Ил-76МД-90А. Всего в российской военно-транспортной авиации эксплуатируется 210 машин данного типа. Помимо ВВС России данные самолеты представлены в армиях еще 20 государств мира. При этом самолет очень активно используется и в гражданской авиации, являясь одним из основных самолетов для доставки гуманитарной помощи на планете.

Ил-76 стал самым массовым самолетом советской, а затем и российской транспортной авиации. В настоящее время самолет по-прежнему востребован рынком. На его базе производятся топливозаправщики Ил-78, самолеты ДЛРОиУ А-50, специальные машины, предназначенные для тренировки космонавтов, тушения лесных пожаров и большое количество других модификаций.

Летно-технические характеристики Ил-76МД-90А:
Экипаж: 6 человек.
Габаритные характеристики: длина — 46,6 м, высота — 14,16 м, размах крыла — 50,5 м, площадь крыла — 300 кв. метров.
Масса пустого — 88 500 кг.
Максимальная взлетная масса — 210 000 кг.
Максимальная полезная нагрузка — до 60 тонн.
Силовая установка — 4х ТРДД ПС-90А-76, тяга — 4х16000 кгс.
Крейсерская скорость — 750-800 км/ч.
Практическая дальность полета — 5000 км (с грузом 52 тонны).
Практический потолок — 12 100 м.
Количество перевозимых десантников — 126.

Источники информации:
http://www.ilyushin.org
http://svpressa.ru/post/article/109727/?rintr=1
http://airaces.narod.ru/all7/il2_bakr.htm
http://militaryrussia.ru/blog/topic-511.html
https://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 48
  1. qwert 27 февраля 2015 07:18
    Ил-96 забыли. Он до недавнего времени по топливной эффективности был лучше и Боинга и Аэрбаса. Да и Ил-62 был звездой своего времени.
    1. Koshak 27 февраля 2015 18:12
      Цитата: qwert
      Ил-96 забыли. Он до недавнего времени по топливной эффективности был лучше и Боинга и Аэрбаса. Да и Ил-62 был звездой своего времени.

      Тут представлены только военные самолеты, так бы и Ил-18 вошел бы в плеяду лучших. И вообще ильюшинская фирма делает самолеты замечательные как для полета, так и для обслуживания (в отличии от ТУ)
      1. gjv 28 февраля 2015 12:06
        Цитата: Koshak
        Тут представлены только военные самолеты

        А как же Ил-78, пусть и на базе 76-го, а всё же специализированный военный топливозаправщик
        Да и Ил-80, хоть и на базе гражданского 86-го, но воздушный командный пункт.
        А вот на фото и военный Ил-62!
        gjv
        1. gjv 28 февраля 2015 12:19
          Забыл про А-50. Тоже - не гражданский Ил-76.
          gjv
        2. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
  2. enot73 27 февраля 2015 08:16
    Уже с началом войны, столкнувшись с большими потерями Ил-2, которые не имели оборонительного вооружения, ВВС потребовали от КБ Ильюшина снова сделать самолет двухместным. Перед войной производилась одноместная версия машины, которая была подогнана под требования ВВС по скорости и дальности полета.
    Вообще - то у ранней довоенной двухместной версии Ил - 2 обнаружились проблемы с центровкой , потому и стали производить одноместный штурмовик .У поздних двухместных машин эту проблему решили приданием крылу небольшой стреловидности .
    1. Гамдлислям 27 февраля 2015 10:31
      Цитата: enot73
      Вообще - то у ранней довоенной двухместной версии Ил - 2 обнаружились проблемы с центровкой , потому и стали производить одноместный штурмовик

      Ну, вообщем-то автор более точен в этом вопросе, уважаемый коллега Александр. Несоответствие ЛТХ самолёта по скорости, дальности и боевой нагрузке стало причиной выпуска одноместного штурмовика. Это оказался наиболее простой способ для конструкторского коллектива. На месте стрелка поставили дополнительный бензобак. Бомбовая нагрузка увеличилась вдвое (до 400 кг, а в перегрузку и 600 кг). Когда вернули стрелка, то на первых партиях машин бомбовая нагрузка была ограничена 200 кг. Видимо поэтому и выпускали одноместные Ил-2 (параллелно с двухместным) до середины 1944 г.
      1. enot73 27 февраля 2015 10:54
        Цитата: Гамдлислям
        Ну, вообщем-то автор более точен в этом вопросе,
        Уважаемый , Гамдлислям . В разных источниках приводятся разные версии причины первоначального отказа от места воздушного стрелка на Ил - 2 , так например небезызвестный Резун , вообще считает . что РККА не собиралась обороняться и поэтому Сталин лично приказал стрелка убрать . Однако в таком варианте штурмовик получался совершенно незащищённым от атак истребителей сзади .
    2. LMaksim 27 февраля 2015 19:17
      Уважаемые коллеги, насколько мне известно, из книги Яковлева "Цель жизни", ИЛ-2 пошел в серию в одноместном варианте именно из-за нежелания военных видеть на штурмовике второго члена экипажа. Ну и попутно они хотели получить чуть более лучшие характеристики самолета.
      LMaksim
  3. Reisender 27 февраля 2015 08:35
    да и ИЛ-18 могли бы указать, одна из первых машин пошедших на экспорт, достаточно простая и очень надёжная, в Африке до сих пор летают и сносу им нет
  4. D-Master 27 февраля 2015 08:37
    Наши Ил-2 и Ил-4 были советским ответом на немецкую штуку Ю-87. Конечно не коректно сравнивать штурмовик и пикировщик. Но именно эти самолеты были воздушной артиллерией пехоты. Именно они продавливали передний край и прорывали упорное сопротивление. Самолеты легендарные и честь и хвала Сергею Васильевичу Илюшину за создание подобного чуда. Без такого самолета победить было бы наверное не возможно. Имхо конечно.
    1. afion 27 февраля 2015 09:44
      это каким боком вы ил4 записали в ответ юнкерсу то?
      а и ил 2 по переднему кра работал слабо. бомб мало, точности нет, пикирования нормального тоже. зато по батареям и колоннам работал очень эффективно
      1. D-Master 27 февраля 2015 13:52
        Ошибся - извиняюсь. Не на роком. Ил -4 дальний двух моторный бомбардировщик. С Ю-87 никаких параллелей. Он конкурировал с Ю-88. Еще раз извиняюсь.
        1. Гамдлислям 27 февраля 2015 14:13
          Цитата: D-Master
          Ил -4 дальний двух моторный бомбардировщик. Он конкурировал с Ю-88.

          Скорее с Хенкелем-111.
          Heinkel He 111 (ссылка для ознакомления) - http://www.airwar.ru/enc/bww2/he111h.html
    2. Гамдлислям 27 февраля 2015 10:47
      Цитата: D-Master
      Наши Ил-2 и Ил-4 были советским ответом на немецкую штуку Ю-87.

      Уважаемый коллега Данила Владимирович, Ил-4 относился к котегории дальных бомбардировщиков и пикировать не умел от рождения.
      Ил-2 имел примитивные прицельные приспособления, а потому и использовался на удалении 1,5 - 2 км от нашей линии окопов (нахождения войск), чтобы не поразить случайно свои войска (увы, и такие случаи были). А вот в ближнем тылу врага ему замены не было. Прав коллега Андрей, работа по батареям, штабам, складам, местам сосредоточения войск и техники, колонам - это его цели, которые Ил-2 лучше других самолётов мог уничтожить. Угол пикирования на Ил-" с бомбовой нагрузкой был ограничен 30 градусами, а освободившись от бомб он мог пикировать до 45 градусов (для стрельбы из пушек и пулемётов).
      Альтернативой Ю-87 в наших ВВС был Пе-2.
      1. D-Master 27 февраля 2015 13:48
        Спасибо уважаемый коллега за введение в мат часть. Я прекрасно осведомлен о разнице между Пикировщиком и Штурмовиком. О чем написал в своем посте
        Цитата: D-Master
        Конечно не коректно сравнивать штурмовик и пикировщик.
        . И то что советский Пикировщик назывался ПЕ-2 я то же знаю.
        Пост мой был о сути самолетов и о работе которой данные самолеты производили. Ничего не хочу писать о ПЕ-2, но думаю что все согласятся,что он играл далеко не такую роль как сыграл Ю-87 (лучший и в принципе единственный пикировщик Люфтваффе). А всю тяжесть работы на переднем крае выполнял Ил-2.
  5. Bongo 27 февраля 2015 08:52
    Данную публикацию было бы правильнее назвать: Лучшие серийные самолёты Ильюшина: от Великой Отечественной до наших дней. Так в ОКБ Ильюшина вначале 50-х был создан реактивный штурмовик Ил-40. Аналогов которому не было очень долго, самолёт приняли на вооружение и заложили серию. Но из-за волюнтаризма Хрущева практически готовые машины были разделаны на металлолом.
    1. avt 27 февраля 2015 10:04
      Цитата: Bongo
      Данную публикацию было бы правильнее назвать: Лучшие серийные самолёты Ильюшина

      Странный рейтинг , вообще самый , самый выбирать глупо . Вот и энтот рейтинг самости -ИЛ-2 лучший , а Ил -10 что ? Хуже стал ? Аааа! Конечно - 2х же больше и воевали дольше , да еще и без второй стрелковой точки начинали. wassat ДБ-3 машина была для своего времени отменная , но к ДБ-2Ф были ...ну скажем так - претензии вполне себе отмеченные актами испытаний и постановлениями правительства об устранении таковых , да и в мемуарах довольно известных дальников отмечалось - тяжко было на них летать на Германию .Ну никак Ил-4 супер удачным назвать нельзя , массовым - да ,но самым успешным проектом Ильюшина ?????? no Опять же автор упомянул Ил-76 , повидимому как самолет ВИА , ну вроде как гражданские не рассматриваем.А куда тогда делись Ил-12/14??? Вот такие жутко неудачные аэропланы были в основе ВТА после войны !? wassat
      avt
      1. Bongo 27 февраля 2015 10:06
        Цитата: avt
        А куда тогда делись Ил-12/14??? Вот такие жутко неудачные аэропланы были в основе ВТА после войны !?

        Да, иные "жутко неудачные" Ил-14 до середины 90-х на севере летали.
        1. jjj 27 февраля 2015 10:30
          Ил-14 оказался хорошим в ледовой разведке и как грузовик. Взлетал в распутье с грунтовых аэродромов почти не хуже "вездехода" "Ли-2". В Архангельске в аэропорту "Талаги" "Ил-14" стоит в виде памятника
          jjj
          1. Алекс 27 февраля 2015 17:24
            Цитата: jjj
            В Архангельске в аэропорту "Талаги" "Ил-14" стоит в виде памятника

            В советские времена приходилось в Москве бывать, видел Ил-14-памятник в аэропорту Быково. Читал, что снесли вместе со зданием аэровокзала. Жалко...
            1. Serg 122 27 февраля 2015 18:36
              Цитата...
              В Архангельске в аэропорту "Талаги" "Ил-14" стоит в виде памятника

              В Норильске, возле НГМК - тоже долго стоял...
      2. avt 27 февраля 2015 10:38
        Цитата: avt
        к ДБ-2Ф

        Опечатался - конечно ДБ-3Ф
        Цитата: Bongo
        Да, иные "жутко неудачные" Ил-14 до середины 90-х на севере летали.

        А Антарктида ?
        avt
        1. Bongo 27 февраля 2015 10:39
          Цитата: avt
          А Антарктида ?

          Безусловно yes
    2. свой1970 27 февраля 2015 11:55
      вид чудной и страшненький
      1. Argon 27 февраля 2015 16:58
        Ил-2 прославленный-да,массовый-да,войну на своем хребте вынесший-согласен,но вот удачный-с этим можно спорить,каждая серия(даже не модификация)этой машины имела свои врожденные огрехи(то защищенность,то управляемость,то низкая полезная нагрузка,то маневренность),исправление которых требовало значительных ресурсов.Первопричина же была одна-низкая тяговооруженность и виновен в этом(как принято считать)недостаточно мощный двигатель.В то же время,самая удачная модификация Ил-2,по моему мнению,это Ил-10(не каких принципиальных отличий в конструкции не имеет) был лишен большинства недостатков предшественника благодаря меньшим геометрическим размерам(а значит и весу)планер.При том,что мощность дв-ля АМ-42 первых серий была ограниченна(по"ресурсным"и"тепловым"причинам)1850 л.с.на взлетном режиме!Самолет прекрасно справлялся со своими задачами и повоевать ему пришлось не мало,в основном под китайскими звездами-с"Чайканшистами".Считаю,что планер Ил-2 был изначально переразмерен,что является грубейшей ошибкой допущенной на начальных этапах проэктрования(считать лучшим самолет,который не когда не устраивал заказчика!?).Далее Ил-4ф(все познается в сравнении) машина по основным весам,очень близкая к Ю-88.При этом Ю-88 хотя и имеет несколько меньшую дальность,зато мог ограниченно применяться как пикирующий.Имел большую скорость и несравнимо большую эргономику.Ил-4 не допускал полета с брошенной РУС. Ил-28 безусловно!!! Даже американцы не смогли построить нечто подобное,тянули за"усы"лицэнзионную"Канберру"но ВПХ и управляемость не позволяет назвать его удачным фронтовым бомбардировщиком.ИЛ-38(???)Ил-18-хорошая машина,но надо признать,что в мире существовали и по лучше.18й скорее"внутренняя"победа СССР,мы научились делать достаточно надежную,пассажирскую машину по доступной нам цене.Тем не менее как один из удачных самолетов Илюшина,имеет все основания быть представленной в статье.Ил-76-вот машина за которую все Илюшину простится,и даже архангел Михаил сильно расспрашивать его не стал!Новый класс транспортной авиации,позволивший на ступень увеличить рентабельность авиаперевозок.До"Глобал Хоука"(по сути копии,на новом технологическом уровне)предмет зависти,причина сонной диарэи у янкесов.Особенно стоит заметить,что машина,благодаря уникальному сочетанию качеств черезвычайно органично"вписалась"как в ВТА,так и в гражданскую авиацию.Стал основой(платформой)для многих специальных комплексов-пожарник,заправщик,ДРЛО(хотя А-50 это изрядно переработанная в КБ Бериева машина),а как десантирующий носитель Ил-76 уникален и незаменим.(Ан-70 имеет слишком мощный спутный след).
        1. glasha3032 28 февраля 2015 02:34
          У Ил-2 было крайне больное место - перегрев и заклинивание двигателя ,вплоть до пожара в воздухе .Пилотам приходилось всё время контролировать температуру .Несли потери. Свидетельство от очевидца .Так до конца выпуска самолёта проблема не была решена .
        2. Комментарий был удален.
  6. Серый 43 27 февраля 2015 09:51
    Вроде "Борт 1" тоже "Ил",хорошо что тут поддержали отечественного производителя
    1. Bongo 27 февраля 2015 10:02
      Цитата: Серый 43
      Вроде "Борт 1" тоже "Ил",хорошо что тут поддержали отечественного производителя

      Специальный вариант Ил-96-300ПУ (ПУ — пункт управления)разработан для перевозки президента России. Отличий по лётно-техническим характеристикам от базовой версии у него практически нет, кроме увеличенной дальности за счёт некоторых доработок. Ил-96-300ПУ отличался от гражданских версий «девяносто шестых» увеличенной дальностью полета и, по неофициальным данным, наличием оптико-электронных станций постановки помех для головок самонаведения ракет.
      На самолёте установлено оборудование, позволяющее вести управление вооружёнными силами в случае ядерного конфликта. Внешне самолёт также не имеет отличий от базового варианта, за исключением характерного жёлоба в верхней части фюзеляжа.
      В настоящий момент в распоряжении Управления делами президента РФ находятся четыре Ил-96-300 различных модификаций.

      Общая стоимость широкофюзеляжного самолета Ил-96-300ПУ, который считается самым дорогим из отечественных авиалайнеров, доходит до 300 млн долларов в ценах середины 2000-х. Салон самолета двухэтажный, с двумя спальнями, душевыми, залом для совещаний, комнатой отдыха и даже с кабинетом для реанимации.
      1. Петрови42202 27 февраля 2015 16:36
        Мне этот самолет очень нравится. Выглядит получше, чем горбатый борт номер один саряэаки бабамки.
        Петрови42202
      2. glasha3032 28 февраля 2015 02:27
        Жёлоб называется гаргрот .
      3. Комментарий был удален.
  7. svp67 27 февраля 2015 10:05
    Лучшие самолёты Ильюшина: от Великой Отечественной до наших дней
    Жаль,что автор не понял, НАСКОЛЬКО были необходимы и как много сделали для нашей страны, в том числе и для обороноспособности вот эти самолеты Ильюшина...
    Долгожитель "полярной авиации" Ил14

    Ил-18

    Флагман "Аэрофлота" и долгое время "борт №1" - Ил62

    Очередной флагман - Ил86

    И очередной "Борт №1" -Ил96

    Не говоря уж об этой машине...
    А50
    1. Koshak 27 февраля 2015 18:26
      Цитата: svp67
      Жаль,что автор не понял, НАСКОЛЬКО были необходимы и как много сделали для нашей страны, в том числе и для обороноспособности вот эти самолеты Ильюшина...

      Вы сами ничего не поняли. Статья - это обзор ВОЕННЫХ самолетов.
    2. DRA-88 27 февраля 2015 18:34
      Цитата: svp67
      svp67

      Отличные машины!!!!!
      Спасибо , что выложили. hi
    3. Bersaglieri 28 февраля 2015 05:20
      +много. Особенно Ил-62 и Ил-86/96
  8. tomket 27 февраля 2015 10:19
    Вспомнилось из мемуаров. Когда американский летчик отлетал в учебном полете на Ил-4 и вылез из кабины поделиться своими впечатлениями о Ил-4 перед нашими, то заявил ,что советские летчики настоящие герои , и не только из за своих успехов в бою. Прежде всего имелось ввиду теснота в кабине.
    1. Bongo 27 февраля 2015 10:31
      Цитата: tomket
      Прежде всего имелось ввиду теснота в кабине.

      Одноместная негерметичная кабина Ил-4 по сути была "истребительной", можно только догадываться каково было проводить в ней долгие часы в отрицательной температуре при отсутствии дублированного управления.
      1. Гамдлислям 27 февраля 2015 11:39
        Цитата: Bongo
        при отсутствии дублированного управления.

        Не совсем так, уважаемый коллега Сергей, у штурмана был съёмный штурвал. Он мог в полёте управлять самолётом (на время подменяя пилота), но вот совершить самостоятельно посадку не мог, т.к. отсутсвовали ряд приборов и не мог выпустить шасси.
      2. Bersaglieri 28 февраля 2015 05:19
        В фильме "Торпедоносцы" очень хорошо воссозданы условия работы экипажа в Ил-4Т
  9. Паштет 27 февраля 2015 10:37
    В статье почему не упомянуты штурмовики Ил-10 и послевоенный Экспериментальный Ил-102,а также забыли упомянуть самолёты этого КБ использовавшиеся,как десантные ,я про Ил-12Т и Ил-14ТД.
  10. Александр1959 27 февраля 2015 12:18
    А вот и Ил-102.
  11. Господь Гнева 27 февраля 2015 13:58
    ИЛ-2 самолет легенда. Самый массовый и самый теряемый самолет 2-й мировой войны.
    Впервые я задумался о нужности ИЛ-2 как самолета, прочитав мемуары Покрышкина. Он описывал пилотов ИЛ-2 как увешенных орденами, с железными зубами и обоженными. Ордена - был приказ главкома когда за 3 (ТРИ!!!) боевых вылета на ИЛ-2 давали Героя Советского Союза. Потом сделали за 10, а уже в конце войны за 30. Причем, отметьте, количеству орденов "позавидовал" прославленный ас. Железные зубы - жесткие посадки и встречи с приборной панелью. Обожженные - не защищенный маслорадиатор. По итогу войны срок службы самолета 10 самолето-вылетов, причем статистика интересная штука, а советская вдвойне.
    А теперь, прежде чем минусовать задумайтесь, что было бы если бы мощности затраченные на производство ИЛ-2 направили в производство истребителей? 35000 моторов, 35000 аэропланов. Сбей всех немцев и цепляй бомбы для штурмовки на что хочешь.
    1. Гамдлислям 27 февраля 2015 14:41
      Цитата: Господь Гнева
      Ордена - был приказ главкома когда за 3 (ТРИ!!!) боевых вылета на ИЛ-2 давали Героя Советского Союза. Потом сделали за 10, а уже в конце войны за 30.

      Уважаемый коллега, не Гневите Господа. Почитайте хотя бы книги Драбкина "Я дрался на Ил-2". Там есть выдержки из ПОЛОЖЕНИЯ О НАГРАДАХ И ПРЕМИЯХ ДЛЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЕННЫХ ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЙ АРМИИ
      По данной ссылке можно ознакомиться с положением за 1943 год, в том числе и в штурмовой авиации - http://www.oboznik.ru/?p=4540
    2. tomket 27 февраля 2015 14:56
      Цитата: Господь Гнева
      Сбей всех немцев и цепляй бомбы для штурмовки на что хочешь.

      Вы видимо напрочь исключаете такой фактор как зенитки Вермахта. Мол сбить все "Мессера",а дальше летай хоть вдоль хоть поперек.....
      1. Господь Гнева 28 февраля 2015 13:56
        Цитата: tomket
        Вы видимо напрочь исключаете такой фактор как зенитки Вермахта.

        Нет не забываю. В случае пикирующего бомбардировщика, потери от малокалиберного огня на порядок меньше.
        А в случае тактического бомбардировщика... По итогам войны на один сбитый самолет приходилось более 2000 выпущенных снарядов ствольной артиллерии. Так что потери тоже на порядки меньше
    3. 79057330785 18 марта 2015 16:22
      Истребителей мы итак много делали, часто хромало качество. А вот ударных машин нужно было больше, но с большей бомбовой нагрузкой и более точными прицелами. Не пошёл в серию Су-6, не пошёл Поликарповский ВИТ-2, поздно запустили в серию Ту-2.
    4. 79057330785 18 марта 2015 16:22
      Истребителей мы итак много делали, часто хромало качество. А вот ударных машин нужно было больше, но с большей бомбовой нагрузкой и более точными прицелами. Не пошёл в серию Су-6, не пошёл Поликарповский ВИТ-2, поздно запустили в серию Ту-2.
  12. valokordin 27 февраля 2015 16:54
    Да, замечательное КБ создал Сергей Владимирович, но знал ли он как поступят с его наследством представители 5 и 6 колонн в медведевском правительстве и Погосяновском руководстве во главе с им самим. Сердце кровью обливается Боинг им в задницу.
  13. Сем Фарадей 27 февраля 2015 22:22
    К вопросу боевой эффективности бомбардировщиков, хотелось вспомнить такой самолет, как Ту-2. В июле 1941года он прошел госиспытания и был рекомендован для серии. Первоначально его проектировали с двигателями АМ-37. Но из-за необходимости массового выпуска АМ-38 для ИЛ-2 выпуск этого очень необходимого двигателя в 1941году прекратили. Серийно ТУ-2 смогли выпускать только в 1944году с двигателями АШ-82ФН.
    Как фронтовой бомбардировщик ТУ-2 нес бомбовую нагрузку 1000кг в перегрузе 3000кг. По скорости он был на 15-20км/ч быстрее ПЕ-2 и мог пикировать. Имел экипаж 4 человека и был лучше защищен от атак истребителей. Имел дальность 2200км.
    Если бы его запустили в серию в 1941году он смог бы взять на себя выполнение части боевых задач от ИЛ-2, все-таки как бомбардировщик он был эффективнее имхо.
    1. ABM 28 февраля 2015 00:43
      Пе-2 тоже мог пикировать
      ABM
      1. Сем Фарадей 28 февраля 2015 09:24
        Существенная разница по бомбовой нагрузке Пе-2 600кг в перегруз 1000кг. В пикировании сброс бомб только с внешней подвески. Дальность 1300км, экипаж 3 чел, слабое оборонительное вооружение.
  14. пушкарь 27 февраля 2015 22:54
    Покойный отец летал штурманом на Ил-28 до 1960 года (хрущёвский разгон). Очень хвалил машину, в середине 50-х их экипаж первым на Балтике вылетел в патрульный полёт с ядерным оружием на борту, за что весь экипаж получил Красную Звезду. Мало кто знает, что в те же годы СССР передал Албании 1 (один!) такой самолёт. Передавал и обучал тот же экипаж отца. В общем, замены этой машине, как фронтовому бомбардировщику, долго не было.
  15. Комментарий был удален.
  16. ABM 28 февраля 2015 00:57
    про ИЛ - 2: сама идея штурмовика оказалась ущербна по сравнению с пикировщиком... точность, живучесть и тд
    ABM
  17. bbss 28 февраля 2015 04:02
    ОАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» было образовано в 1933 году.
    Указал автору на несуразицу. В 1933 году никакого ОАО создать было невозможно.
  18. Bersaglieri 28 февраля 2015 05:17
    А из гражданских- Ил-18Д и Ил-62М
  19. Oleg111 28 февраля 2015 14:03
    https://www.youtube.com/watch?v=gBrh6748yKo Выдающиеся авиаконструкторы - Сергей Ильюшин
  20. Protos 2 марта 2015 09:59
    Цитата: ABM
    про ИЛ - 2: сама идея штурмовика оказалась ущербна по сравнению с пикировщиком... точность, живучесть и тд

    Это с медленным, не бронированным, слабо вооружённым, с маленьким радиусом действия, с перегруженным по обязанностям пилотом, с мах нагрузкой 600кг J-87 ????
    Это с лаптем-то у которого смертность экипажей превышала истребительную авиацию... ?????
    Да вы батенька не тролль часом??
    Включите мозги, перестаньте читать воспоминания руделя!
  21. Miray 2 марта 2015 16:13
    Автор - Харук. Ил-2 vs Ю-87. Недавно скачал и прочитал. Там расставлены практически все точки над i Очень адекватно и без всякой политики

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня