Лучшие самолёты Ильюшина: от Великой Отечественной до наших дней

КБ «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» было образовано в 1933 году (с 1992 г. - ОАО). В соответствии с приказом начальника Главного управления авиационной промышленности П. И. Баранова и заместителя народного комиссара тяжелой промышленности СССР на базе завода №39 имени В. Р. Менжинского было образовано Центральное конструкторское бюро опытного самолетостроения легких самолетов и войсковых серий. Начальником только что созданного ЦКБ стал Сергей Владимирович Ильюшин. Именно под руководством этого выдающегося авиаконструктора его КБ стало одним из ведущих не только в Советском Союзе и России, но и в мире в целом.

За свою 80-летнюю историю данное КБ разработало более 200 и создало более 120 типов самолетов различных модификаций. За всю историю существования КБ Ильюшина на авиационных заводах было выпущено более 60 тысяч самолетов серийных моделей под маркой «Ил». Весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли легендарные советские штурмовики Ил-2, а также дальние бомбардировщики Ил-4, которые составляли на тот момент более 30% всего советского военного авиапарка. Уже в послевоенные годы одним из первых массовых реактивных бомбардировщиков советских ВВС стал Ил-28. По-прежнему несут службу противолодочные самолеты Ил-38 и их модернизированная версия Ил-38Н. А с середины 1970-х годов и до наших дней самым распространенным самолетом военно-транспортной авиации России остается турбореактивный Ил-76 и его модификации. Ниже будут представлены 5 лучших самолетов КБ Ильюшина, созданных за более чем 80-летнюю историю предприятия.


Лучшие самолёты Ильюшина: от Великой Отечественной до наших дней


Штурмовик Ил-2

Ил-2 — советский бронированный штурмовик времен Второй мировой войны. Был создан в ОКБ-240 под руководством конструктора С. В. Ильюшина. Является самым массовым боевым самолетом в истории авиации. Всего было выпущено более 36 тысяч самолетов этого типа. В Красной Армии самолет получил необычное прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Сами конструкторы называли свой самолет «летающим танком», а немецкие пилоты за живучесть и недостаток маневренности прозвали самолет «бетонным» или «цементным бомбардировщиком», пехота и вовсе называла самолет «чумой» или «черной смертью» (немецкое Schwarzer Tod).

Самолет выпускался в одноместном (летчик) и двухместном вариантах (летчик + воздушный стрелок). При этом разнообразные технологические и конструктивные изменения вносились в проект на всем протяжении выпуска. К примеру, в конце 1941 года была внедрена деревянная конструкция хвостовой части фюзеляжа с внешними стрингерами из металла. Также в процессе выпуска менялось вооружение и бронирование штурмовика.

Ил-2 представлял собой одномоторный низкоплан смешанной конструкции. Основой его особенностью было включение брони в силовую схему планера. Броня корпуса заменяла собой обшивку и каркас всей носовой и средней частей фюзеляжа штурмовика. Самолет обладал несущим бронекорпусом, выполненным из клепаной гомогенной стальной брони АБ-1 (АБ-2), которая прикрывала кабину пилота, двигатель, радиаторы и ряд агрегатов (на самолете-прототипе защищен был и бортстрелок). Прозрачная лобовая броня козырька кабины обладала толщиной в 64 мм и выдерживала попадание 7,62-мм бронебойной пули в упор. Производство штурмовиков было налажено только в 1941 году. К началу Великой Отечественной войны удалось построить 249 машин.



Уже с началом войны, столкнувшись с большими потерями Ил-2, которые не имели оборонительного вооружения, ВВС потребовали от КБ Ильюшина снова сделать самолет двухместным. Перед войной производилась одноместная версия машины, которая была подогнана под требования ВВС по скорости и дальности полета. Двухместный Ил-2 появился к концу 1942 года. При этом внести изменения в бронекорпус машины уже не было возможности, по этой причине бортстрелок располагался вне бронекорпуса. Он был защищен лишь 8-мм листом брони со стороны хвоста.

Долгое время с безопасностью бортстрелков, которые располагались вне бронекорпуса самолета, дела обстояли плохо. На каждого убитого пилота приходилось примерно 7 убитых стрелков (часто на роль бортстрелков Ил-2 направлялись солдаты-штрафники). Данную проблему удалось решить лишь на новой модификации — Ил-10. Данный самолет обладал бронекорпусом, который защищал обоих членов экипажа, но его выпуск был начат только в 1944 году.

Летно-технические характеристики Ил-2:
Экипаж: 1-2 человека.
Габаритные характеристики: длина — 11,6 м, высота — 4,2 м, размах крыла — 14,6 м, площадь крыла — 38,5 кв. метра.
Масса пустого — 3990 кг.
Максимальная взлетная масса — 5310 кг.
Силовая установка — 1 ПД Микулин АМ-38, тяга — 1х1575 л.с.
Максимальная скорость — 450 км/ч (на высоте), 433 км/ч (у земли).
Дальность полета — 638 км.

Практический потолок — 7800 м.
Вооружение — 2х7,62-мм пулемета ШКАС, 2х20-мм пушки ШВАК или 2х23-мм ВЯ-23.
Бомбовая нагрузка максимальная — 400 кг, в перегрузку — 600 кг, до 8 РО-132 или РО-82.

Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4

Ил-4 представлял собой модернизацию двухмоторного дальнего бомбардировщика ДБ-3. Бомбардировщики ДБ-3 начали поступать в бомбардировочные полки советских ВВС для замены находящихся на вооружении дальних бомбардировщиков ТБ-3. Более совершенное оборудование и сравнительно простая техника пилотирования ДБ-3 позволяли летному составу частей довольно быстро осваивать новую машину. Для авиации ВМФ СССР был разработан торпедоносец, получивший обозначение ДБ-3Т. Новый самолет обладал отличными на тот момент характеристиками, что подтверждалось совершением в 1938-1939 годах двух беспосадочных перелетов по маршруту Москва — Дальний Восток, а также в Северную Америку через Атлантический океан. Протяженность маршрутов составляла 8 тысяч километров.

К 1939 году в СССР было построено более 1,5 тысяч ДБ-3 всех модификаций, и советский авиапром временно приостановил производство данного самолета. Считалось, что Красная Армия смогла получить машину в достаточном количестве для решения любых возможных стратегических задач. При этом С. В. Ильюшин не остановил работ по усовершенствованию машины. В мае 1939 года летчик-испытатель В. К. Коккинаки поднял в небо модифицированный ДБ-3Ф, который отличался улучшенной аэродинамикой, большей скоростью полета, выросшей до 445 км/ч, улучшенными двигателями и дальностью полета в 3500 км с бомбовой нагрузкой равной 1000 кг.



Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4 стал глубокой модернизацией самолета ДБ-3. Самолет получил новую кабину штурмана, а также новый фюзеляж, который был рассчитан под другую технологию производства, которая создавалась для транспортного Ли-2. Также машина отличалась крылом с новым лонжероном и пневматическим управлением уборки шасси. Свое новое название Ил-4 самолет получил в марте 1942 года. Всего вместе с ДБ-3 было выпущено 6800 дальних двухмоторных бомбардировщиков, из них 5256 — Ил-4. Благодаря этому Ил-4 в составе советских ВВС стал основным типом бомбардировщика и торпедоносца в годы Второй мировой войны.

При этом работы по выпуску самолета шли в тяжелейших условиях на эвакуированных вглубь страны предприятиях. Часто рабочие находились в недостроенных, а иногда и не обогреваемых производственных помещениях, трудились без налаженного быта. Однако самолет был нужен фронту, и он строился. В начавшемся 19 ноября 1942 года наступлении советских войск под Сталинградом удары по немецко-фашистским войскам наносили уже 480 дальних бомбардировщиков Ил-4.

Летно-технические характеристики Ил-4:
Экипаж: 4 человека (летчик, штурман, стрелок-радист средней установки и стрелок люковой установки).
Габаритные характеристики: длина — 14,8 м, высота — 4,10 м, размах крыла — 21,44 м, площадь крыла — 66,7 кв. метра.
Масса пустого — 5800 кг.
Максимальная взлетная масса — 12 120 кг.
Силовая установка — 2 двигателя воздушного охлаждения М-88Б, тяга — 2х1100 л.с.
Максимальная скорость — 430 км/ч (на высоте), 332 км/ч (у земли).
Дальность полета — 3800 км (1000 кг бомб).
Практический потолок — 8900 м.
Вооружение — 2х7,62-мм пулемета ШКАС и 1х12,7-мм пулемет УБТ.
Бомбовая нагрузка максимальная — 2500 кг.

Реактивный бомбардировщик Ил-28

Ил-28 (по натовской кодификации — Beagle, «Гончая») — стал первым советским реактивным фронтовым бомбардировщиком, который являлся носителем тактического ядерного вооружения. В середине 50-х годов прошлого века данный самолет был основной ударной силой фронтовой авиации Советского Союза, а также стран Варшавского договора. Самолет отличался неприхотливостью в эксплуатации и выдающейся надежностью. Принимал участие в множестве локальных конфликтов XX века.

Реактивный бомбардировщик Ил-28 обладал отличными летно-техническими характеристиками и был простым в технике пилотирования. При его разработке впервые был использован предложенный С. В. Ильюшиным новый технологический метод сборки, что позволяло обеспечить получение большой точности обводов самолета (в первую очередь его крыла), существенное уменьшение трудозатрат и высокое качество клёпки. Бомбардировщик Ил-28 строился сразу на четырех заводах в нескольких модификациях, всего было выпущено более 5,5 тысяч самолетов данного типа.



Успех данного фронтового бомбардировщика во многом был связан с тем, что Ильюшину удалось уменьшить численность экипажа до 3-х человек, а также сократить состав оборонительного вооружения без потери боевых качеств машины. В этой связи бомбардировщик получился достаточно легким, обладая при этом существенной мощностью двигателей, и мог брать на борт значительную бомбовую нагрузку. При этом машина отличалась также хорошей для фронтового бомбардировщика дальностью полета. Помимо обыкновенных фугасных бомб самолет мог брать на борт тактические ядерные боеприпасы мощностью 28 кт.

Летно-технические характеристики Ил-28:
Экипаж: 3 человека (пилот, штурман, стрелок-радист).
Габаритные характеристики: длина — 17,6 м, высота — 6,7 м, размах крыла — 21,5 м, площадь крыла — 60,8 кв. метра.
Масса пустого — 12 890 кг.
Максимальная взлетная масса — 23 200 кг.
Силовая установка — 2х ТРД ВК-1А, тяга — 2х2700 кгс.
Максимальная скорость — 906 км/ч.
Дальность полета — 2400 км.
Практический потолок — 12 500 м.
Вооружение — 4х23-мм пушки.
Бомбовая нагрузка максимальная — 3000 кг.

Противолодочный самолет Ил-38

Ил-38 (по натовской кодификации May) — противолодочный самолет, который был создан ОКБ Ильюшина на основе пассажирского самолета Ил-18В. Противолодочный самолет предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и последующего уничтожения подлодок, а также для ведения морской разведки, постановки минных заграждений и проведения поисково-спасательных операций на море.

Самолет представляет собой очень удачный пример переделки гражданского судна в боевую машину. Поступил на вооружение авиации ВМФ СССР в 1968 году и с тех пор продолжает нести военную службу. При этом самолет Ил-18 начал эксплуатироваться в Аэрофлоте еще в 1959 году.

Ил-38 представляет собой классический низкоплан с прямым крылом. Он был создан на базе гражданской версии Ил-18В. При этом в фюзеляже самолета появилось два обогреваемых отсека, предназначенных для размещения в них бомб, торпед и буев. По причине изменения центровки фюзеляжа крыло пришлось перенести на 3 метра вперед, а из-за увеличения объема топлива была изменена и его конструкция. При этом смещение крыла вперед привело к увеличению уровня шума в кабине пилотов. Под носовой частью фюзеляжа появился обтекатель антенны РЛС «Беркут». Посадка и высадка экипажа самолета производиться через специальный люк, находящийся в нижней части фюзеляжа. Еще один люк находится сверху и предназначен для покидания самолета в случае его посадки на воду. По сравнению с Ил-18 на Ил-38 было усилено шасси, смонтированы новые кислородные и антиобледенительные системы, а также устройство кондиционирования воздуха.



В настоящее время самолет по-прежнему находится на вооружении авиации ВМФ России. При этом производится модернизация имеющихся бортов до уровня Ил-38Н. В марте 2014 года генеральный конструктор ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» Виктор Ливанов рассказал журналистам о том, что в интересах Минобороны России до 2020 года должны быть модернизировано 28 противолодочных самолетов Ил-38 по программе Ил-38Н.

Летно-технические характеристики Ил-38:
Экипаж: 7 человек.
Габаритные характеристики: длина — 40,1 м, высота — 10,1 м, размах крыла — 37,4 м, площадь крыла — 140 кв. метров.
Масса пустого — 34 700 кг.
Максимальная взлетная масса — 68 000 кг.
Силовая установка — 4х ТВД АИ-20М, тяга — 4х4250 л.с.
Максимальная скорость — 650 км/ч.
Практическая дальность полета — 7100 км.
Практический потолок — 8 000 м.
Боевая нагрузка — до 8 400 кг.
Вооружение — мины, торпеды, бомбы (в том числе корректируемые), гидроакустические буи.

Транспортный самолет Ил-76

Ил-76, принятый на вооружение еще в 1974 году, в настоящее время остается основным самолетом военно-транспортной авиации России. На долю данного самолета приходится более 70% всей выполняемой транспортной авиацией работы. Машина активно используется не только военными, но и в гражданской авиации. Данный самолет очень широко применялся во время Афганской войны, на втором месте по востребованности в том конфликте был Ан-12, но Ил-76 обладал гораздо большей живучестью и защищенностью. В Афганистане этот самолет совершил более 14,7 тыс. вылетов, за это время советская армия потеряла лишь два таких борта.

На тот момент это был один из самых мощных отечественных самолетов. Он наряду с Ан-22 «Антей» мог поднимать в воздух до 60 тонн различных грузов. А во время рекордных полетов самолет брал на борт и 70 тонн грузов, устанавливая мировые рекорды скорости для самолетов своего класса. Всего на данном самолете, созданном КБ Ильюшина, было установлено 27 мировых рекордов грузоподъемности и скорости полета. При этом Ил-76 в отличие от целого ряда других тяжелых военно-транспортных самолетов обладает низкой минимально допустимой скоростью полета — всего 200 км/ч, что позволяет очень качественно десантировать не только живую силу, но и боевую технику.



Всего в нашей стране было построено около 950 самолетов Ил-76 всех модификаций. В настоящее время в России запускается в серийное производство модификация — Ил-76МД-90А. Всего в российской военно-транспортной авиации эксплуатируется 210 машин данного типа. Помимо ВВС России данные самолеты представлены в армиях еще 20 государств мира. При этом самолет очень активно используется и в гражданской авиации, являясь одним из основных самолетов для доставки гуманитарной помощи на планете.

Ил-76 стал самым массовым самолетом советской, а затем и российской транспортной авиации. В настоящее время самолет по-прежнему востребован рынком. На его базе производятся топливозаправщики Ил-78, самолеты ДЛРОиУ А-50, специальные машины, предназначенные для тренировки космонавтов, тушения лесных пожаров и большое количество других модификаций.

Летно-технические характеристики Ил-76МД-90А:
Экипаж: 6 человек.
Габаритные характеристики: длина — 46,6 м, высота — 14,16 м, размах крыла — 50,5 м, площадь крыла — 300 кв. метров.
Масса пустого — 88 500 кг.
Максимальная взлетная масса — 210 000 кг.
Максимальная полезная нагрузка — до 60 тонн.
Силовая установка — 4х ТРДД ПС-90А-76, тяга — 4х16000 кгс.
Крейсерская скорость — 750-800 км/ч.
Практическая дальность полета — 5000 км (с грузом 52 тонны).
Практический потолок — 12 100 м.
Количество перевозимых десантников — 126.

Источники информации:
http://www.ilyushin.org
http://svpressa.ru/post/article/109727/?rintr=1
http://airaces.narod.ru/all7/il2_bakr.htm
http://militaryrussia.ru/blog/topic-511.html
https://ru.wikipedia.org
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти