Звёздный боец. Истребитель F-104 «Старфайтер»

Звёздный боец. Истребитель F-104 «Старфайтер»


— Кларенс Джонсон! Вы являетесь свидетелем по делу о даче взятки должностным лицам федерального министерства обороны Германии с целью принятия истребителя “Старфайтер” на вооружение Люфтваффе. В своих показаниях вы можете основываться лишь на том, что сами видели и знаете по собственному опыту, а не на том, что слышали от третьих лиц. Вам понятны эти разъяснения?

— Да, председатель.


— Будучи вице-президентом компании “Локхид” по перспективным разработкам, вы возглавляли рабочую группу по проекту Starfighter. Разъясните суду ваши мотивы при создании столь необычного самолета.

— Мы начали работу над “Звездным бойцом” еще в разгар Корейской войны. В отличие от трансзвукового семейства “Сейбров”, наш истребитель принадлежал к новому поколению сверхзвуковой авиации, чья скорость более чем в два раза превышала скорость звука.

“Старфайтер” задумывался как скоростной перехватчик: маленький легкий истребитель с минимальным аэродинамическим сопротивлением и двигателем максимально возможной мощности. Догнать врага, всадить в него убийственный залп из пушки и моментально исчезнуть в стратосфере. Участие в ближнем воздушном бою изначально противоречило концепции “Старфайтера” и отвергалось нами как ненужный атавизм. Главными качествами нового истребителя были выбраны скорость и скороподъемность. Идейным вдохновителем выступил проект немецкого реактивного перехватчика “Комет”.

— Насколько оправданным было такое решение?

— Поначалу все складывалось успешно. F-104 “Старфайтер” стал первым серийным истребителем, преодолевшим рубеж в две скорости звука. В 1959 году он установил абсолютный мировой рекорд, поднявшись на высоту 31 километр.

Звёздный боец. Истребитель F-104 «Старфайтер»


Для компенсации слабых несущих характеристик крыла я предложил систему сдува пограничного слоя: отбор сжатого воздуха от компрессора двигателя и его подачу на закрылки, что резко повышало их эффективность. Несмотря на высокую нагрузку на крыло, посадочные характеристики “Старфайтера” были не хуже, чем у других истребителей того времени.

В состав вооружения были включены новейшие управляемые ракеты “Сайдуиндер” с тепловой ГСН. Много надежд возлагалось на шестиствольную пушку “Вулкан” с огромной, прежде невиданной скорострельностью — 100 выстрелов в секунду. “Старфайтер” обещал стать выдающимся перехватчиком…

— Назовите причины, по которым “Старфайтер” был отвергнут ВВС США.

— Обилие инновационных решений в конструкции “Старфайтера” сказалось на сроках его испытаний и “доводки”. К 1958-му году “Старфайтер” морально устарел. Его бортовое радиоэлектронные оборудование не могло конкурировать с БРЭО “Фантома”.

— Т.е. вы никак не связываете потерю интереса к вашему истребителю с беспрецедентным уровнем его аварийности?

— Легенда об аварийности “Старфайтера” есть авиационный фольклор, подхваченный падкими на сенсации журналистами. Большинство серийных истребителей того времени имели уровень аварийности порядка 30%. Даже гораздо менее инновационные, чем “Старфайтер”.

— Кто был автором идеи о катапультировании летчика сквозь нижнюю поверхность фюзеляжа?

— Подобная схема имеет массу преимуществ. Отсутствует необходимость в массивном заголовники и механизме сброса фонаря. Нам не нужно “перебрасывать” пилота через хвостовое оперение: кресло становится легче, можно установить пиропатрон меньшей мощности. Согласно заявлениям компетентных специалистов, катапультирование “вниз” устраняет опасность компрессионных травм позвоночника для самих пилотов.

— Вы понимали, чем было чревато катапультирование “вниз” в случае возникновения нештатной ситуации на взлете или посадке?

— Такова неизбежная цена за высокие ЛТХ “Звездного бойца”.

Звёздный боец. Истребитель F-104 «Старфайтер»


— Теперь мы должны вернуться к основной теме нашего разговора. Каким образом “Звездный боец” оказался зачислен в состав Люфтваффе?

— В конце 1950-х немцы занимались поиском универсального многоцелевого самолета для выполнения широкого спектра задач: истребитель-перехватчик, бомбардировщик и штурмовик в одном лице, сочетающий в себе простоту конструкции и минимальную стоимость эксплуатации. Стоит обратить внимание, что перечисленные свойства не являются сколько-нибудь противоречивыми: ввиду высокой тяги реактивных двигателей, боевая нагрузка современных истребителей может достигать нескольких тонн. В результате каждый реактивный истребитель при наличии должного прицельного оборудования может дублировать задачи фронтовых бомбардировщиков.

— Но ваша компания заставила немцев приобрести для этих целей крайне специфический “Старфайтер”!

— Немецкая модификация F-104G была лишь внешне похожа на оригинальный “Старфайтер”. Внутри изменилось буквально все: новый, более тяговитый двигатель J-79-GE-19, БРЭО на компактных полупроводниковых приборах, многофункциональный радар NASARR F15A-41B для обнаружения воздушных и наземных целей. Семь точек для подвески вооружений, включая универсальные пилоны для подвески бомб и ПТБ. Боевая нагрузка немецких “Старфайтеров” достигла 2177 кг. В носовой части истребителя вновь появилась шестиствольная пушка “Вулкан” с боекомплектом 725 снарядов (стоит заменить, на немногочисленных серийных перехватчиках F-104 ВВС США “Вулкан” был демонтирован, в связи с невозможностью точного прицеливания на сверхзвуковой скорости). Изменилась система катапультирования, мы вновь вернулись к стандартным катапультным креслам и сбрасываемому фонарю кабины.

Звёздный боец. Истребитель F-104 «Старфайтер»


— Каково было значение удельной нагрузки на крыло F-104G при максимальной взлетной массе?

— 716 килограммов на квадратный метр. Вдвое больше, чем у его ровесников, но нельзя забывать о комплексе принятых мер (сдув пограничного слоя) и иной тактике применения “Старфайтера”. Все это в конечном итоге позволило построить сбалансированную машину, полностью удовлетворяющую требованиям заказчика.

— 292 немецких F-104G были потеряны в летных происшествиях, унеся жизни 116 пилотов. Треть из построенных. Обвинение полагает, что именно действия “Локхида” повлекли за собой эти ужасные катастрофы. Ваша компания намеренно убедила наших союзников приобрести ущербную авиатехнику, что повлекло за собой тяжкие последствия.

— Скандал вокруг F-104G был раздут искусственным образом. Например, немцы разбили более трети своих F-84F “Тандерстрик”, но никто не придает этому особого значения. Высокая аварийность — есть лишь следствие криворукости “асов Люфтваффе”, чья подготовка была хуже, чем у американских пилотов.

(F-84F — дальнейшее развитие истребителя-бомбардировщика F-84, который незадолго до описываемых событий отличился в небе Кореи, записав на свой счет треть разрушений).

— Разумеется, у вас есть конкретные подтверждения вашим словам?

— Да, председатель. По состоянию на конец 60-х гг. средний налет немецких F-104G на одну аварию составлял 2970 часов, в то время, как у американских F-104С — 5950 часов.

Звёздный боец. Истребитель F-104 «Старфайтер»


Для сравнения: аварийность советских истребителей выражалась примерно теми же значениями: МиГ-21 — налет на одну аварию 4422 ч, МиГ-19 — 4474 ч, абсолютный антирекорд поставил Су-7, бившийся через каждые 2245 часов (известный афоризм: конструктор Сухой, а техник мокрый). Обычные истории для самолетов той эпохи.

Примечательна статистика ВВС Испании: ни одного потерянного “Страфайтера” за семь лет их эксплуатации (из 20 имевшихся истребителей). Даже с учетом их низкой интенсивности эксплуатации, при идеальных погодных условиях, такой результат никак не подтверждает репутацию F-104, как самого аварийного истребителя.

Уровень аварийности среди “Старфайтеров” был действительно выше, чем у других типов истребителей. Рекордсмен по надежности среди истребителей ВВС США стал F-105 “Тандерчиф” (одна авария на 10 000 часов), но нужно отдавать отчет, насколько разными были эти машины. Маленький перехватчик “Старфайтер”, где для достижения высочайшей динамики и скороподъемности ужималось буквально все. И суперсамолет Александра Картвелишвили, ставший самым крупным однодвигательным ЛА в истории авиации. Взлетная масса F-105 в два раза превышала массу “Старфайтера”:в результате у Картвели появилась возможность установить мощный двигатель и добиться приемлемой динамики, не в ущерб площади поверхности крыла.

— Следствие находит ваши данные убедительными. Но остается главный вопрос. Чем был обусловлен выбор Люфтваффе в пользу F-104 при наличии не менее сильных конкурентов: американских “Супер Сейбр”, F-105 “Тандерчиф”, F-5 “Фридом Файтер” или французского “Миража III”?

— Большинство перечисленных истребителей в 1958 г. еще не вышло за пределы летно-испытательных центров. Выбор “Супер Сейбра” стал бы явным шагом назад — F-100 был развитием дозвуковых реактивных самолетов, его скорость лишь на 30% превышала скорость звука.

Тяжелый истребитель-бомбардировщик “Тандерчиф” был немцам явно не по карману.

Слава французского “Миража” была впереди; на конец 50-х это был “кот в мешке”. К тому же, сам факт принятия на вооружение французского самолета выглядел бы как пощечина Люфтваффе.

Звёздный боец. Истребитель F-104 «Старфайтер»


Компания “Локхид” предложила уже проверенный истребитель, установивший к тому времени три мировых рекорда (скорость/скороподъемность/высота полета) и готовую программу его модернизации в соответствии с потребностями Люфтваффе.

— Сторона обвинения протестует. Ваш F-104 также не удовлетворял требованиям Люфтваффе и не имел права участвовать в конкурсе. Вы подсунули союзникам экзотический самолет с удельной нагрузкой на крыло 716 кг/кв. м, в то время как им требовалась универсальная машина для решения, как истребительных, так и ударных задач.

— Немцы не могли не знать, что ввиду ограниченного бюджета им придется идти на компромиссы. Компания “Локхид” сделала предложение по выгодной цене. Модернизировала самолет под требования заказчика. Оснастила “Старфайтер” самым современным радиоэлектронным оборудованием. Дала согласие на его лицензионное производство. Страшная цифра 716 кг/кв. м справедлива лишь при макс. взлетной массе в варианте бомбардировщика, когда маневренность не имеет большого значения. Не стоит забывать о принятых мерах тех. характера и высокой тяговооруженности “Старфайтера”, что позволяло ему “проскакивать” опасные режимы без каких-либо последствий.

Звёздный боец. Истребитель F-104 «Старфайтер»

А теперь со всем этим, мы попытаемся взлететь…


По требованию Люфтваффе мы оснастили F-104 новыми катапультными креслами и системой световой сигнализации, включающейся при угрозе возникновения штопора и др. опасных режимов полета. В результате "асы Люфтваффе" стали выпрыгивать из истребителя, при малейшем срабатывании сигнализации — обратите внимание на явную диспропорцию: число погибших пилотов почти в три раза меньше разбитых "Старфайтеров".

На руку “желтой прессе” сыграла гибель сына тогдашнего президента бундестага Кай-Уве фон Хасселя, разбившегося на “Старфайтере” 10 марта 1970 г. Трагедия была бодро подхвачена журналистами и разнесена по миру, как подтверждение страшной опасности, исходящей от “алюминиевого гроба”.

В отличие от своего мифического образа “вдоводела”, реальный “Старфайтер” вошел в историю, как еще один представитель самой романтичной эпохи реактивной авиации (1950-60 гг.). Время отважных поисков и смелых решений.

В чем-то противоречивый. Далеко не самый простой в управлении. По своему красивый самолет с выдающимися ЛТХ. Его скороподъемности могут позавидовать большинство современных истребителей — 277 м/с!

“Старфайтер” был принят на вооружение 15 стран мира и оставался на вооружении в течение 50 с лишним лет. Принимал участие в боевых действиях, из которых вышел с равным соотношением побед и поражений.

Звёздный боец. Истребитель F-104 «Старфайтер»

F-104S ВВС Италии с подвешенными ракетами "Спэрроу"


Последний итальянский F-104ASA был снят с вооружения только в 2004 году. Что касается, итальянцев, они были впечатлены “Старфайтером”, когда тестовый Aeritalia F-104S приземлился в Риме всего через 19 минут 30 секунд после вылета с авиабазы под Турином. Итальянцы также разбили 38% своих лицензионных “Старфайтеров”, тем не менее эксплуатировали их дольше всех и модернизировали до вполне серьезного уровня: перехватчики F-104S могли оснащаться УР “воздух-воздух” средней дальности с радиолокационной ГСН.

Кларенс “Келли” Джонсон — знаменитый американский авиаконструктор шведского происхождения, руководитель отдела перспективных разработок “Сканк Уоркс” компании “Локхид”. Создатель самолетов-разведчиков U-2 и SR-71. Коллеги говорили о нем, что “этот чертов швед буквально видит воздух”.

Звёздный боец. Истребитель F-104 «Старфайтер»
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 39
  1. Bongo 3 марта 2015 06:22
    Неплохо изложено Олег, особенно с учётом вашей недавней публикации от 24.02.15 "Изъяны и пороки американской авиации". Где вы пишите:
    Истребитель F-104 “Старфайтер”, получивший дурную славу “вдоводела” и “летающего гроба”. Треть всех построенных машин была потеряна в нескончаемой чреде авиакатастроф.
    Здесь же акценты расставлены по другому:
    В отличие от своего мифического образа “вдоводела”, реальный “Старфайтер” вошел в историю, как еще один представитель самой романтичной эпохи реактивной авиации (1950-60 гг.). Время отважных поисков и смелых решений.
    Ну а о то, что некоторые комментарии из предыдущей статьи цитируются в этой практически дословно, видимо упоминать вообще излишне? Тем не менее, публикации "+".
    1. SWEET_SIXTEEN 3 марта 2015 11:00
      Цитата: Bongo
      Истребитель F-104 “Старфайтер”, получивший дурную славу “вдоводела” и “летающего гроба”. Треть всех построенных машин была потеряна в нескончаемой чреде авиакатастроф. Здесь же акценты расставлены по другому:

      И в прошлый раз было указано, что полным провалом F-104 не был. Машина с инновационной конструкцией и выдающимися ЛТХ

      Хотя на общем фоне, безусловный фейл: "Старфайтер" был отвергнут главным заказчиком - ВВС США, пришлось крутиться, приспосабливая его под мировой рынок. Едва пристроили
      Цитата: Bongo
      некоторые комментарии из предыдущей статьи цитируются в этой практически дословно

      Да, идея родилась еще на той ветке
      1. 0255 3 марта 2015 12:16
        Олег Капцов часто пишет то одно, то другое. Раньше ругал Ф-35, теперь хвалит. Писал что Ф-15 были сбиты в Ливане и Югославии, сейчас говорит что не были сбиты.
      2. Альф 3 марта 2015 19:35
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        "Старфайтер" был отвергнут главным заказчиком - ВВС США, пришлось крутиться, приспосабливая его под мировой рынок. Едва пристроили

        На тоби, Боже, то, що нам не гоже.
        Не зря в свое время ходила шутка-Если Вы хотите приобрести Старфайтер, нет смыла обращаться на фирму Локхид, достаточно купить участок земли у аэродрома и ждать.
        Принимал участие в боевых действиях, из которых вышел с равным соотношением побед и поражений.

        "Прекрасные" показатели-на один сбитый-один сбитый.
      3. Kassandra 5 марта 2015 03:43
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        с инновационной конструкцией и выдающимися ЛТХ


        порнография - вытапливали сало из комаров... в этом процессе еще не так ракорячишся

        главное еще эти "выдающиеся аэродинамики" понять не могли из-за чего он постоянно падал!
        Kassandra
    2. Mister X 3 марта 2015 14:22
      Цитата: Bongo
      Неплохо изложено

      Мне очень понравилась необычная манера изложения в виде диалога с короткими примечаниями автора.
      Статье плюс!
      1. Bongo 3 марта 2015 14:26
        Цитата: Mister X
        Мне очень понравилась необычная манера изложения в виде диалога с короткими примечаниями автора.Статье плюс!

        Добрый вечер Михаил hi Да, манера изложения действительно оригинальная, но на мой взгляд Олег, при всём моём к нему уважению порой кидается из крайности в крайность.
    3. tomket 4 марта 2015 15:10
      Цитата: Bongo
      Тем не менее, публикации "+".

      Статье минус , за избирательную подачу материалов и фактов.Автор сознательно избегает статистики по аварийности Канадских Ф-104. Ведь люфтваффе не были рекордсменами по аварийности этого самолета. И именно Канада потеряла наибольшее количество этих самолетов. 45% от всего количества. Автор же умалчивает об этом и предлагает отнестись к аварийности ф-104 в Германии как к этакому казусу. При этом самолет практически себя не проявил. Романтизм думаю не уместен.
  2. qwert 3 марта 2015 06:59
    Цитата: Bongo
    Ну а о то, что некоторые комментарии из предыдущей статьи цитируются в этой практически дословно, видимо упоминать вообще излишне

    Есть такое.

    Интересно, а вот в статье реально речь из протокола судебного заседания или это фантазии автора. Просто интересно. Ссылок то нет. Поэтому возникает мысль, что это вариант паралельной реальности.
    1. Bongo 3 марта 2015 07:01
      Цитата: qwert
      Интересно, а вот в статье реально речь из протокола судебного заседания или это фантазии автора. Просто интересно. Ссылок то нет. Поэтому возникает мысль, что это вариант паралельной реальности.

      Возможно Олег сам ответит.
    2. Nayhas 3 марта 2015 09:13
      Цитата: qwert
      Интересно, а вот в статье реально речь из протокола судебного заседания или это фантазии автора.

      Это вымышленный диалог Олега с Келли Джонсоном.
      1. SWEET_SIXTEEN 3 марта 2015 11:03
        Цитата: Nayhas
        Это вымышленный диалог Олега с Келли Джонсоном.

        Судились немцы и японцы
        янки хранили спокойствие и виду не подавали

        Тон статьи рожден из собственного недавнего опыта в этой теме))
  3. iXter13 3 марта 2015 08:53
    Хорошая, информативная статья. Стиль изложения способствует легкому восприятию информации, на мой взгляд.
    Спасибо.
    iXter13
  4. qwert 3 марта 2015 09:05
    По Су-7 приведена статистика первых серий. Сырого самолета и начала переучивания на него летчиков с МиГ-17 и даже МИГ-15бис (почувствуйте разницу характеристик и даже размеров). Ясен перец, это не совсем тоже самое, что отработанный самолет попавший в ФРГ. И при этом немцы-это немцы. Это не показатели к примеру в какой-нибудь Турции. Так, что самолет был мягко говоря не очень. И втюхали американцы его Европе (кстати зря Италию не упомянули и их статистику) явно через взятки. И Мираж, и даже Дракен немцам подошли бы не хуже. Да и свои разработки были, вот только Дядя Сэм конкурентов не терпит.
    1. Nayhas 3 марта 2015 09:17
      Цитата: qwert
      По Су-7 приведена статистика первых серий. Сырого самолета и начала переучивания на него летчиков с МиГ-17 и даже МИГ-15бис (почувствуйте разницу характеристик и даже размеров). Ясен перец, это не совсем тоже самое, что отработанный самолет попавший в ФРГ.

      Ну так то поговорка только про Сухого существует...
      Летчик-мокрый, техник-потный, самолёт-сырой, конструктор-Сухой.

      И не только Су-7 тяжело осваивался...
      1. Aqela 4 марта 2015 22:08
        В этом вопросе я не являюсь экспертом, но, если мне не изменяет мой склероз, изо всех реактивных истребителей только МиГ-15 не корили, в своё время, за неудобство при техническом обслуживании... Так что, сырой-мокрый-сухой... Очень, знаете ли, субъективная позиция... Строгие требования к аэродинамическому совершенству и плотности компоновки не способствуют облегчению жизни авиатехников... Как-то читал в автобиографической книжке, что реактивный истребитель чуть не грохнулся оттого, что при перемещении по аэродрому один из техников в крыло плечом упёрся и сделал малозаметную вмятину.
        1. Kassandra 5 марта 2015 03:56
          если бы он в это крыло уперся то остался бы без руки или головы - они были остро заточенные. после нескольких фатальных случаев на стоянке, их стали забирались в чехлы. почему то не сразу!

          хуже этого самолета на самом деле не было. его поэтому продали в побежденные в ВМВ страны.

          Ps. шаттл мог накрыться при входе в атмосферу всего от 1-сантиметровой выщерблены полусантиметровой глубины... no
          Kassandra
    2. 79057330785 17 марта 2015 17:30
      Поддерживаю! И в боях Старфайтер себя особо не проявил, Мираж надо было принимать на вооружение. Неизвестно был бы у Израиля в 1967 такой же успех будь у них Старфайтеры
    3. 79057330785 17 марта 2015 17:30
      Поддерживаю! И в боях Старфайтер себя особо не проявил, Мираж надо было принимать на вооружение. Неизвестно был бы у Израиля в 1967 такой же успех будь у них Старфайтеры
  5. Крабио 3 марта 2015 09:06
    Я думаю "допрос" - это художественный вымысел.

    А вот количесто разбившихся самолетов и погибших пилотов поражают...не всякая реальная война унесет столько жизней и техники...
  6. Magic Archer 3 марта 2015 09:55
    А спорткар на одном из фото до сих пор выглядит здорово и современно!!!
    1. SWEET_SIXTEEN 3 марта 2015 10:53
      Цитата: Magic Archer
      спорткар на одном из фото

      Итальянская Лянча Стратос Зеро


  7. Арктидианец 3 марта 2015 10:52
    Статья интересная, плюсанул, но автор грешит необьективностью, в одной из публикаций он упомянул данную машину в другом "ключе", создается мнение, что автору без разницы что писать, признак графомании? А самолет был, неочемный, американское лобби в Нато сделало свое дело, впарив своим вассалам этот аппарат и обеспечив свой ВПК работой.
    1. SWEET_SIXTEEN 3 марта 2015 11:08
      Цитата: Арктидианец
      в одной из публикаций он упомянул данную машину в другом "ключе"

      Например
      Цитата: Арктидианец
      А самолет был, неочемный

      Вот это Вы зря

      авиация Дойч Марин
  8. Арктидианец 3 марта 2015 11:09
    Моё мнение- у автора, мсье Капцова намного лучше получается писать о флоте, а авиацию оставьте более компетентным людям, без обид. request
    1. Dog of war 4 марта 2015 23:19
      У автора вообще часто получается передергивание фактов и выводы по неполным данным и по флоту ,и по авиации ,и вообще по любой теме , за которую он берется.
  9. jjj 3 марта 2015 11:13
    Интересно когда в подобном ключе прочитаем об F35
    jjj
    1. Комментарий был удален.
  10. miv110 3 марта 2015 11:32
    Статья реально интересная, "реактивная такса" компании "Локхид" действительно производит противоречивое впечатление. Упрекать автора в необъективности, пожалуй, не стоит. Мне кажется он применил тактику Овода (одноимённый роман Э.Войнич), где главный герой писал сатирические памфлеты и сам же аргументировано выступал против них, правда пр этом сохранялась интрига и общественность не знала, что автор полемической битвы один. В данном случае О.Капцов ещё раз напоминает нам, что на одну и туже вещь, проблему, факт и пр.можно смотреть с разных направлений и вполне объективно. А истина где-то посредине!wink
  11. sivuch 3 марта 2015 11:33
    Небольшие уточнения.Скороподъемность в 277 М/с относится к 104А.у F-104G она была поменьше,хотя тоже немаленькая.
    У итальянских ASA пришлось снять пушку.К сожалению более-менее достоверной информации по РЛС старфайтера,в частности NASARR,практически нет.Где-то поминалась дальность обнаружения в 30км.Но источник был не слишком надежный.Что до маневренности,то конечно,горизонтальная была ни в дугу,но энергетические были вполне на уровне
  12. Quadra 3 марта 2015 12:01
    Имел удовольствие лично пощупать-потрогать как говорится эту машину. Завораживающая - это самое первое слово которое приходит на ум. После 21-ого МиГ-а, который весь родной и знакомый, тут все совершенно по другому. Не скажу лучше или хуже, просто совершенно другое. И красивая это точно. А вот о переднюю кромку крыла запросто можно порезатся, даже специальные предохранители на нее надевают на стоянке дабы не поранится. Противоречивая машина, но любимая, автору плюс.
  13. Argon 3 марта 2015 12:59
    Да бросьте вы,автор журналист,а не писатель-оцените манеру подачи!Решение о принятии на вооружение"Бундесваффе"Ф-104го принемалось правительством ФРГ,это было политическое решение,безусловно мотивированное(в какой то степени)правительством США и руководством НАТО,а все действия"Локхид"имели чисто коммерчекскую"линию".Ситуация когда финансово-промышленные корпорации оказывают политическое влияние, стала возможной только в условиях"монополярного мира",когда миллиардные инвестиции работающие в долгосрочных(и не очень)программах ВПК,оказались фактически ненужными-"Империя зла"развалилась.Так,что ситуация с судебным заседанеем-теологический перегиб.С другой стороны,автор абсолютно прав,альтернативы"Старфайтеру"тогда не было-не вооружать же форпост НАТО дорогущим"Фантомом"который с вероятностью 70% погибнет не в воздухе,а под гусеницами"стальной лавины с востока".Или"моральными старичками"Ф-100-потенциальными мишенями для авиации ЗГВ традидиционно имеющей самый высокий процент новой техники.Можно было бы конечно немного подождать тот же Ф-5,или еще кого,но тут полным ходом шла реорганизация(увеличение)ВВС ФРГ,плюс перевод на сверх звуковую технику,плюс совпало со сменой поколений пилотов.Правды ради,отмечу что хотя в"Локхид"и провели огромную работу по превращению"ракеты"во многофункциональный истребитель(как в последствии и микояновцы с МиГ-21)но не отказались от самой концэпции"однорежимности".А наши пошли по пути системного улучшения ВПХ и"сменных"режимов,что позволило нашим"ракетам"даже перейти из 2го в 3е поколение(в случае с Су-7 ценой значительной трансформации в Су-17).
  14. rubin6286 3 марта 2015 13:03
    Наверное пора отойти от идеологических штампов о том, что «Старфайтер» был «втюхан» Западной Европе, как заведомо негодный боевой самолет и летчики на нем постоянно « бились». Причины аварийности могут быть различны и не всегда являются следствием неправильных конструкторских решений. В начале 60-х годов «Старфайтер» представлял новую, революционную концепцию истребителя-перехватчика с характеристиками, выгодно отличавшими его от традиционных самолетов со стреловидным крылом. Маленький. компактный, очень скороподъемный, похожий в полете на выпущенную из арбалета стрелу самолет эффектно смотрелся в воздухе и на земле. У пилотов сердце замирало от восторга, когда он шел на вертикаль. Только в качестве «последней надежды» самолет мог быть применен как бомбардировщик или разведчик и, вследствие характеристик крыла и большого расхода топлива, не годился для маневренного воздушного боя. В этом убедились пакистанские летчики в ходе воздушных боев с индийскими МиГами. «Старфайтер» - самолет перехвата. Он должен найти цель, догнать и нанести разящий ракетный удар. . В умелых руках Ф-104 был опасным противником. Пушку «Вулкан» американцы сняли с него только тогда, когда убедились в достаточной эффективности ракет «Сайдвиндер» с радиолокационной, а позднее и с ИК ГСН. К слову сказать, в этот период ,успехи создателей советских ракет класса «воздух-воздух» были значительно скромнее.
    Я встречал эти самолеты в небе Балтики и на Тихом океане. Японские «Старфайтеры» были серебристого цвета с красными кругами в белой окантовке, самолеты Люфтваффе – камуфлированные, как в статье автора, и даже экзотические. В одном из полетов ведущий немецкой пары, подошедший достаточно близко, был снизу голубым, а сверху раскрашен подобно тигру.
  15. Денимакс 3 марта 2015 15:00
    Цитата: Quadra
    А вот о переднюю кромку крыла запросто можно порезатся, даже специальные предохранители на нее надевают на стоянке дабы не поранится.

    Я в музее видел этот самолет. Там действительно имелась поролоновая защита. Парезаться не порежешься, но можно больно удариться. Острота как у затупленного топора.
    1. Quadra 3 марта 2015 20:40
      Может я неправильно и выразился, это конечно не бритва, но притерется неосторожно можно до крови.
  16. фа2998 3 марта 2015 16:00
    Статье +,больше пишите про историю авиации! F-104-интересный самолет,никто летал в 2М,и скороподемность и высота отменная.Можно сказать"Старфайтер"-УДАЧНЫЙ самолет.Если его использовать как легкий перехватчик(для этого его строили).Аварийность-можно попробовать на нем пируэты делать,или у земли штурмовать цели(попробуйте на "Феррари" землю пахать). hi
  17. Александр72 3 марта 2015 20:16
    Не вступая в полемику по поводу того, являлся ли "Starfighter" уникальной машиной или "летающим гробом", предлагаю в качестве дополнения к статье небольшую сводную информацию об этой машинке
    F-104 "Starfighter" - один из основных истребителей западноевропейских стран. Это первый самолет производства США, способный совершать установившийся горизонтальный полет со скоростью, более чем в два раза превышающей скорость звука. Представляет собой самолет нормальной схемы со среднерасположенным трапециевидным крылом. Имеет фюзеляж большого удлинения и относительно малое крыло. Фюзеляж и крыло цельнометаллической конструкции, выполнены в основном из алюминиевого сплава 75ST. Крыло двухлонжеронне с с обшивкой из монолитных фрезерованных панелей переменной толщины. Крыло имеет сверхзвуковой двояковыпуклый профиль с малой относительной толщиной. Фюзеляж типа полумонокок. Кабина герметическая с системой кондиционирования.
    Разновидности самолета F-104:
    F-104A — одноместный истребитель-перехватчик, снят с вооружения ВВС США в декабре 1969 г, часть самолетов была передана Пакистану, Тайваню и Иордании.
    F-104C — одноместный истребитель-бомбардировщик. Снят с вооружения в июле 1975 года.
    F-104G (G от Germany — для Германии) — экспортный многоцелевой всепогодный истребитель. Построено 1322 самолета, включая 139 фирмой Локхид для ФРГ, Греции, Норвегии и Турции, а остальные по лицензии в Канаде.
    RF-104G — тактический разведывательный вариант самолета F-104G, построено 194, из них 154 по лицензии в Западной Европе.
    F-104J — всепогодный перехватчик для ВВС Японии (первый полет— 30 июля 1961 года, построено 210, из них 178 по лицензии в Японии фирмой Мицубиси).
    F-104S — многоцелевой истребитель для ВВС Италии (в 1968—1979 гг построено 246 по лицензии в Италии, включая 40 самолетов для Турции).
    Выпускались также двухместные учебно-боевые и учебнотренировочные самолеты TF-104G— 181 единица, F-104B— 26 единиц, F-104F — 30 единиц, F-104DJ — 20 единиц. Всего построено 2406 самолетов "Старфайтер" в различных модификациях.
    В Италии проводились работы по модернизации истребителя F-104S . Был установлен новая РЛС типа
    Setter, позволяющая использовать УР класса "воздух-воздух" Selenia Aspid, новую навигационную систему и компьютер управления оружием. Результатом этот работы стал истребитель F-104АSА.
    СF-104 - F-104G построенный по лицензии канадской фирмой Canadair Ltd. (канадское обозначение CF-111 и фирменное CL-90). С ТРД Orenda J79-OEL-7.
    CF-104D - двухместный вариант СF-104 (канадское обозначение СF-113).
    Мое личное мнение - это все же "летающий гроб".
    Честь имею.
    1. Aqela 4 марта 2015 22:17
      Видимо, это был очень очаровательный такой гробик, love если его с троили в таких чисто конвейерных количествах! bully
  18. Наблюдатель2014 3 марта 2015 22:23
    Не знаю в тему ли мой коммент будет но попробую описать как было . 1999год западная рейн вестфалия край штат Унна зимний вечер ,солнце минут как двадцать спряталось за горизонт. Небо чистейшее и луна полная на небе проясняться начала,я на её засмотрелся первые звёзды светиться начинали и вдруг прямо через диск луны пронеслись с огромной скоростью оставляя инверсионные следы два "Старфайтера ".Даже звука не было слышно. Прямо поэзия .Я потом долго в небо вглядывался,не знаю почему но этот эпизод мне почему-то очень сильно запомнился . Самолёт этот действительно очень красиво смотрится ,стрелу напоминает.Не чего про статью комментировать не буду просто этот эпизод мне очень сильно запомнился.
  19. Glaz8000 3 марта 2015 23:07
    Мне как рядовому обывателю, думается что самолет был не "ОК". Я не вижу у него каких либо преимуществ перед конкурентами. При том что недостатков масса и они у всех на виду. С другой стороны это однозначный "вин" специалистов по продажам компании “Локхид”, сумевших втюхать данный "пепелац" такому количеству покупателей. Это при том что на родине самолет не пошел...
    1. 79057330785 17 марта 2015 17:43
      Теперь его сменил Ф-16, достойный, но не лучший. Пора европейцам уходить от американского диктата в своей обороне. Могли бы Вигген принять на вооружение.
    2. 79057330785 17 марта 2015 17:43
      Теперь его сменил Ф-16, достойный, но не лучший. Пора европейцам уходить от американского диктата в своей обороне. Могли бы Вигген принять на вооружение.
  20. yehat 5 марта 2015 11:26
    вспоминается аварийность bf-109: половина потеряных машин в войне - при посадке из-за рискованно тонких стоек шасси, которые просто ломались. И никто не хрюкает об этом.
  21. Gavrosh-2015 13 апреля 2015 01:38
    Необычный стиль изложения.Статья интересная. Спасибо автору.
    Gavrosh-2015

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня