Легендарный «Зеро»

Легендарный «Зеро»


"Мой истребитель был для меня все равно что меч для самурая. Я ощущал его как собственное тело," — написал один японский пилот о самом знаменитом истребителе Страны восходящего солнца. «Вы не встретите ничего серьезнее полотняных бипланов», — высказывались накануне войны на Тихом океане руководители ВВС союзников.


Недооценка японских машин стоила многим американским и английским летчикам жизни, потому что с первых мгновений тихоокеанской бойни им пришлось сразиться с истребителем «Мицубиси» А6М, больше известным как «Зеро». Этот превосходный самолет стал одним из главных символов прошедшей войны. От удара по Жемчужной гавани и до окончания боев Второй мировой этот самолет принимал активное участие практически во всех воздушных боях японского флота. Его удивительная маневренность и огромная дальность полета вошли в историю. В течение первого года тихоокеанской войны истребитель «Мицубиси» А6М не имел себе равных.

Этот истребитель еще со времен проектирования обещал стать очень перспективным. Когда в 1937 году конструкторы начали разработку нового морского самолета с убираемым шасси, в мире имелось лишь две подобные серийные боевые машины. В СССР уже вовсю строился И-16, а в Германии летал Bf-109. Япония, мечтая о переделе границ на Тихом океане, также нуждалась в современном истребителе для морской авиации, который, кроме наземных баз, мог бы использоваться и с авианосцев.

В мае 1937 года штаб морской авиации Японии разработал требования к новому истребителю, который должен был не уступать по маневренности А5М и значительно превосходить его в скорости. В конкурсе сначала участвовали две фирмы — "Мицубиси" и "Накадзима". Но довольно быстро "Накадзима" выбыла из соревнования и конструкторы "Мицубиси" продолжили работу в одиночестве. Возглавлял авиационное КБ компании 34-летний Йиро Хорикоши. Ознакомившись с требованиями военных, Хорикоши основную ставку сделал на максимальное облегчение самолета — только так можно было получить высокие летные характеристики. В соответствии с традициями японского авиастроения, бронирование летчика и протектирование баков не предусматривалось, что экономило несколько десятков килограммов.

Согласно требованиям военных, впервые японский истребитель получал вооружение. Две 20-мм пушки, производившиеся в Японии по лицензии швейцарской фирмы "Эрликон", стояли в крыле у основных стоек шасси. А пара 7,7-мм синхронных пулеметов — над силовой установкой. Одним из главных вопросов при проектировании был выбор двигателя. Лучшим вариантом для истребителя являлась 14-цилиндровая двухрядная "звезда" фирмы "Накадзима" "Сакае 12" мощностью 940 л.с. Однако руководство "Мицубиси" практически заставило Хорикоши выбрать мотор собственной компании. Мощная двухрядная "звезда" "Кинсей 46" развивала на взлете 1000 л.с., но конструкторы скептически отнеслись к большому весу и размерам двигателя. В качестве альтернативы пришлось довольствоваться менее тяжелым, но и менее мощным "Зюйсей 13" в 875 л.с. Хорикоши надеялся, что недостаток мощности компенсируется малым весом мотора и его небольшим диаметром.

Работы над истребителем начались в апреле 1938-го. Вскоре военных ознакомили с полномасштабным деревянным макетом. После его рассмотрения серьезных дополнений внесено не было, и инженеры "Мицубиси" приступили к постройке двух прототипов.

В марте 1939 года новую машину под длинным обозначением "Опытный истребитель флота, соответствующий требованиям 12-Ши" (А6М1), выкатили из цеха. А в апреле Кацузо Шима впервые поднялся на опытном истребителе в воздух. Уборку шасси опробовали лишь в 13-м полете. Однако при выпуске основных стоек столкнулись с вибрациями, возникавшими на некоторых режимах работы двигателя. В дальнейшем от тряски избавились, установив на узлы крепления мотора резиновые демпферы. Двухлопастной деревянный винт заменили на трехлопастный изменяемого шага, выпускавшийся по лицензии американской фирмы "Гамильтон-Стандарт". В остальном самолет понравился летчикам-испытателям, хотя его скорость оказалась меньше ожидаемой. С мотором "Зюйсей 13" и трехлопастным винтом первый А6М1 развивал до 490 км/ч на 3000 м, что на 10 км/ч ниже заданной. К тому же на прототипе отсутствовало вооружение, и скорость полностью оборудованной машины оказалась бы еще меньше. Пришлось мотор заменить на "Сакае 12".



Тем не менее, второй прототип А6М1 впервые взлетел в октябре 1939 года также с мотором "Зюйсей 13". Самолет использовался для испытания вооружения в воздухе и разбился 11 марта 1940 года, не выйдя из пикирования. Вероятной причиной аварии явилась недостаточная прочность облегченного крыла.

За двумя прототипами А6М2 последовал заказ на предсерийные машины с двигателями "Сакае 12". Во время испытаний прототипов на некоторых режимах отмечался флаттер руля высоты — пришлось изменить конструкцию балансировочных грузов и доработать хвостовое оперение. Из-за нового мотора длина истребителя возросла с 8,74 м до 9,06 м.

Пока готовились к выпуску предсерийных самолетов, в сентябре 1939 года начались войсковые испытания А6М1. Летчики из специального отряда с энтузиазмом встретили новый истребитель. Наибольший спор у пилотов вызвал полностью закрытый фонарь. Привыкшие к "продуваемым всеми ветрами" бипланам, более пожилые летчики называли подобное нововведение ненужным и вредным. Но возврата к прошлому быть не могло — без обтекаемого фонаря скоростной истребитель построить невозможно.

Поскольку в Китае уже шла война, а истребителей для эскорта бомбардировщиков в дальних полетах у Японии не было, штаб морской авиации решил срочно проверить новую машину в реальных боевых вылетах. Первые шесть предсерийных А6М2 прибыли в Китай в июле 1940 года, войдя в состав 12-й смешанной авиагруппы.

Одновременно успешно продолжались войсковые испытания, включая программу полетов с авианосца "Kaгa". И в конце июля самолет официально приняли на вооружение авиации флота под обозначением "Морской палубный истребитель Тип 0 Модель 11". Цифра "0" в обозначении указывала на год поступления на военную службу -1940. По-английски "ноль" звучит как "Зеро" — и в дальнейшем именно под этим именем истребитель стал известен у союзных пилотов. К первым шести А6М 2 в Китае скоро присоединились еще девять.


Свой первый боевой вылет "Зеро" совершил в августе. В этот день 12А6М2 сопровождали бомбардировщики в налете на Чункинь. Правда, на дальнем маршруте в 1500 км китайские истребители не встретились. Но уже сам факт сопровождения бомбардировщиков на такое расстояние был большим достижением — подобное задание в то время не мог выполнить ни один истребитель в мире. Держаться в воздухе продолжительное время "Зеро" позволял подфюзеляжный сбрасываемый топливный бак (330 л). Японцы были лидерами в этой области, используя подвесные емкости еще на истребителе "Мицубиси" А5М2. Если же "Зеро" вылетал на штурмовку, то вместо бака можно было подвесить пару бомб по 60 кг.

Первый воздушный бой нового истребителя состоялся 13 сентября, когда 13 А6М2 , ведомые лейтенантом Сабуро Шиндо, встретились с 27 китайскими истребителями.

Вот как описывает этот бой японский ас Масатаке Окумия: «Спикировав со стороны солнца, Зеро, словно рой ос, кишели над застигнутыми врасплох китайскими пилотами и огнем своих пулеметов и пушек сеяли среди них панику. За тридцать минут наши пилоты очистили небо от всех китайских истребителей, которые, как позднее выяснилось, насчитывали двадцать семь самолетов «И-16» и «И-15» русского производства. У Японии появился новый герой — командир звена Косиро Ямасита, который в одном бою стал асом, уничтожив пять вражеских истребителей. Полностью сбитые с толку маневрами мелькающих юрких Зеро, три китайских пилота поспешно выбросились с парашютами из своих неповрежденных самолетов». В результате воздушных схваток летчики предсерийных А6М2, вместе с пополнением из серийных машин, заявили о 99 победах при потере двух «Зеро».



Командование морской авиации было в восторге от такого начала боевой карьеры нового истребителя, тем более, что Япония уже готовилась к большой войне на Тихом океане. Главным соперником Страны восходящего солнца над огромными океанскими просторами считались США.

Хотя обе страны пока не находились в состоянии войны, американцы уже получили первую информацию о секретном истребителе. В Китае воевала группа иностранных волонтеров, были среди них и граждане США. Помощь в организации ВВС Чан Кай-Ши оказывал Клэйр Шеннот, и именно он впервые сообщил на родину об очень эффективном "Зеро". Но отрывочные и порой противоречивые сведения на армейское руководство США должного влияния не оказывали. Тем неожиданней оказались преимущества "Зеро", по сравнению с американскими истребителями, после начала полномасштабной войны на Тихом океане.

Пока первые серийные истребители воевали в Китае, на фирме "Мицубиси" выполнили ряд доработок. С 22-й машины использовали усиленный лонжерон крыла. А начиная с 65-го истребителя предусмотрели складывание вручную законцовок крыла. Размах при этом уменьшался до 11 м — стандартная ширина палубного лифта на японских авианосцах.

Самолеты строились на заводе фирмы "Мицубиси" в Нагое, а с ноября 1941 года к выпуску подключили цеха в Окава. К началу войны с США японская авиация имела на вооружении порядка четырехсот истребителей А6М2.

Свой первый удар флот Страны восходящего солнца нанес по главной военно-морской базе США на Тихом океане Перл-Харбору на Гавайях. Эскадра адмирала Нагумо в составе шести авианосцев и кораблей сопровождения в октябре 1941 года взяла курс на Жемчужную Гавань. Ранним утром 7 декабря соединение подошло к острову Оаху и авианосцы стали разворачиваться по ветру, а на палубах закипела работа по подготовке к взлету. В 6 часов Мицуо Футида поднял в воздух первую волну самолетов. 100 бомбардировщиков "Накадзима" B5N2 и 51 пикировщик "Аичи" D3A1 прикрывали 42 А6М2, ведомые лейтенантом Шишеру Итайя. "Зеро" помимо защиты бомбардировщиков, должны были поработать и в качестве штурмовиков, подавляя зенитные установки и атакуя различные наземные цели.

Американцев были застигнуты врасплох и Нагумо услышал по рации взволнованный голос Футида: "Тора… Тора… Тора..." Внезапная атака удалась. Практически не встретив сопротивления, японские бомбардировщики и торпедоносцы стали методично расстреливать корабли и различные военные объекты. Свой вклад в успех внесли и "Зеро", сумев сбить в воздухе четырех "американцев". Налет первой волны прошел более чем успешно. Среди нескольких сбитых "японцев" оказался лишь один "Зеро", получивший попадание снаряда от наземного огня.

Вторую группу, взлетевшую через час, американцы встретили более организованно. Здесь 54 B5N2 и 78 D3A1 сопровождали 36 А6М2 под командованием лейтенанта С. Шиндо. "Зеро" подтвердили репутацию эффективной боевой машины, уничтожив на земле 30 американских самолетов и 12 — в воздухе. Американцы записали на свой счет восемь А6М2. Это были первые сбитые "Зеро" в реальных схватках истребителей.





Но эти потери были очень небольшими по сравнению с уроном, который понесли США. Всего за два часа американцы лишились целого линейного флота, 300 самолетов и 2500 человеческих жизней. А на японские авианосцы не вернулось всего 29 самолетов. Успех атаки на Перл-Харбор предопределил быстрое наступление Японии на всех участках Тихого океана. Захватив стратегическую инициативу, армия Страны восходящего солнца практически без сопротивления занимала один остров за другим.

19 февраля 1942 года истребители с четырех японских авианосцев приняли участие в налете на базу Дарвин в северной Австралии. Жертвами маневренных и скоростных "Зеро" стали сбитые в воздухе восемь Р-40Е ВВС США. К ним добавились сожженные на земле еще два Р-40Е и тринадцать других самолетов.

9 апреля самолеты 1-го воздушного флота адмирала Нагумо с трех авианосцев нанесли удар по английским крейсерам "Дорсетшир" и "Корнуолл" в 300 милях от Коломбо, потопив их всего за 20 минут. За четыре дня до этого события "Зеро" встретили в воздухе соединение английских самолетов, подтвердив свое преимущество. Японские асы пополнили список сбитых машин 15 "Харрикейнами", шестью торпедоносцами "Свордфиш" и четырьмя легкими бомбардировщиками "Фульмар", при собственных потерях в один А6М2 и шесть пикировщиков D3A1.

Союзникам нечего было противопоставить вертким и скоростным "Зеро". Что касается англичан, то первые боевые столкновения с новыми японскими машинами вызвали у них шок. Британские пилоты, уверенные, что их «Буффало» и «Харрикейны» по своим характеристикам превосходят любой истребитель противника, начали нести большие потери. Английское командование сразу же направило в Лондон запрос на поставку новейших «Спитфайров». Однако этих машин англичанам не хватало для борьбы с немецкими истребителями в небе метрополии. Летчикам в Сингапуре и Бирме пришлось сражаться с японцами на устаревших самолетах. Неудивительно, что в первый год войны истребители Императорского флота безраздельно господствовали в небе Тихого океана. Кроме того, в условиях низкого противодействия союзной авиации, «Зеро» эффективно использовались для работы по наземным целям. Этому способствовало наличие на их борту двух 20-миллиметровых пушек, в то время как англо-американские машины несли только пулеметы. Неудивительно, что американские и английские летчики стали просто избегать воздушных боев с неуязвимыми А6М2. Японские конструкторы по праву могли гордиться своим детищем.

«После начала войны мы узнали, что, хотя истребитель Зеро появился в боях в Китае более чем за год до декабря 1941 года, союзники оказались в совершенном неведении относительно его боевых качеств. Прошли месяцы с начала боев на Филиппинах, а союзники все еще не усвоили настоящих возможностей Зеро. Об эффективности наших Зеро мы можем судить по тому факту, что во всех наших операциях первых месяцев войны истребители Зеро наших сил морского и наземного базирования уничтожили 65 процентов всех самолетов, которые потерял враг… Мы осознаем, что в Перл-Харборе, а также на Филиппинах и в Голландской Ост-Индии мы бы не смогли одержать свои победы на море, на суше и в воздухе, если бы у нас был истребитель с более низкими характеристиками, чем Зеро», — писал Масатаке Окумия.



Обладая мотором мощностью меньшей, чем у любого истребителя союзников, "Зеро" значительно превосходил вражеские машины в скорости и маневренности за счет продуманной и облегченной конструкции. В истребителе фирмы "Мицубиси" удачно сочетались небольшие размеры и малая удельная нагрузка на крыло с не очень мощным двигателем, пушечным вооружением и великолепным поведением машины в воздухе, включая исключительную дальность. Лишь с появлением "Мустангов" и "Спитфайров", "Хэллкэтов" и "Корсаров" летчики США и Великобритании смогли начать бороться с "Зеро".

Японцы отлично использовали высокую дальность истребителя. На аэродроме Формоза на Тайване базировались два полка А6М2 морской авиации. Отсюда японские самолеты могли долететь до американских баз на Филиппинах. 7 декабря 1941 года одновременно с ударом по Перл-Харбору, над аэродромами Иба и Кларк появились японские бомбардировщики под прикрытием "Зеро". Налет прошел успешно — половина "летающих крепостей" "Боинг" Б-17 сгорела на земле, а большое количество американских истребителей было сбито в воздухе. Ни один свой бомбардировщик "Зеро" уничтожить не дали, а собственные потери составили семь А6М2.

На следующий день за уничтожение 12 Р-35 и 11 Р-40 японцы заплатили лишь 6 "Зеро", а Сабуро Сакаи сумел впервые сбить в воздухе В-17. К середине декабря на Филиппинах практически не осталось уцелевших американских самолетов, и "Зеро" пришлось продолжить боевые вылеты в качестве штурмовиков.



Перед нападением на Перл-Харбор Япония не имела достаточного количества авианосцев и для поддержки десанта на отдаленных островах Тихого океана штаб морской авиации планировал использовать поплавковые машины. Гидросамолеты легко размещали в лагунах и бухтах атоллов. Для замены имевшихся на вооружении поплавковых самолетов "Аичи" Е13А1 и "Мицубиси" F1М2 решили построить современный гидроистребитель. Заказ на него в конце 1940 года получила фирма "Каваниши", но ее N1К1 поступил в строевые части лишь в середине 1943 года.

Видя, что компания в срок не успевает, военные предложили пока построить поплавковый истребитель на базе "Зеро". Такую машину построили на фирме "Накадзима", участвовавшей в серийном выпуске "Зеро". Первые прорисовки на кульманах появились в феврале 1941 года, а прототип совершил первый полет в декабре этого же года. Поплавковый истребитель получил обозначение A6M2-N.

Его конструкция и вооружение остались без изменений, лишь отказались от ставшей ненужной системы складывания законцовок. А вместо колесного шасси установили снизу центральный поплавок на пилоне и V-образном подкосе и два подкрыльевых — на одинарных стойках. В центральном поплавке разместили дополнительные баки и емкость топливной системы выросла с 525 л до 880 л.

Испытания прошли вполне успешно, и в начале 1942 года A6M2-N поступил на вооружение под обозначением "Морской поплавковый истребитель Тип 2 Модель 11". Союзники придумали поплавковому "Зеро" свое имя — "Руфи". Имея внушительный запас топлива, "Руфи" обладал огромной дальностью и при нормальном взлетном весе в 2460 кг мог разогнаться до 435 км/ч.



Поплавковый брат "Зеро" активно использовался на фронте, обеспечивая, например, высадку десанта на Алеутские и Соломоновы острова летом 1942 года. А в конце войны A6M2-N применялись уже, как истребители ПВО. Один полк "Руфи" базировался на водной глади озера Бива, защищая остров Хонсю от атак американских бомбардировщиков.

Только весной 1942-го США одержали свою первую победу в войне на Тихом океане. 7 мая в Коралловом море впервые в бою лицом к лицу встретились авианосцы двух враждующих стран. "Йорктауну" и "Лексингтону" противостояли "Сохо", "Секаку" и "Двуйкаку". "Зеро" и здесь отлично потрудились, сбив много американских самолетов. Но истребители не смогли защитить от вражеских торпедоносцев "Сохо", который стал первым потопленным авианосцем Японии во Второй мировой войне. Серьезные повреждения получили "Секаку", а американцы потеряли "Лексингтон".

Удачной для японцев получилась операция по захвату Алеутских островов летом 1942 года. Высадку десанта поддерживало соединение из трех авианосцев — "Риуйо", "Дзуйхо" и "Джуньо", на борту которых находилось 42 А6М2. Адмирал Нимиц, не ввязываясь в серьезный бой, увел основные силы на юг, позволив японцам с минимальными потерями захватить острова Атту и Кыска. Лишь один "Зеро" не вернулся на палубу "Риуйо", но эта недостача оказалась гораздо серьезней, чем казалась на первый взгляд. Тадайоши Кога во время боевого вылета получил повреждения от зенитного огня и вынужден был сесть на фюзеляж в болото на острове Акутан. Через пять недель поврежденный А6М2 обнаружили американцы. Самолет погрузили на корабль и доставили в Сан-Диего, где восстановили его до летного состояния. Испытания помогли узнать достоинства и недостатки "Зеро" и выработать рекомендации союзным летчикам, как лучше бороться с ним.

В августе 1942 года адмирал Нимиц решил перейти в наступление и отобрать у японцев острова Гуадалканал и Тулаги. В битве у островов победа осталась за США, хотя за потопленный "Риуйо" японский флот ответил уничтожением "Уоспа" и "Хорнета".

Над Гуадалканалом американские пилоты впервые столкнулись с новой модификацией "Зеро" — А6МЗ. Проработка истребителя с двигателем "Сакае 21 " мощностью 1130 л.с. началась еще в 1941 году. Внешне самолет легко отличался крылом со спрямленными законцовками. От их складывания отказались, поскольку размах уменьшился до 11 м. Больше всех новшеству радовались технологи на заводах — изготовление крыла значительно упрощалось.

Из-за уменьшенного крыла маневренность А6МЗ немного ухудшилась, зато скоростные характеристики выросли. "Хэмп" — так окрестили союзные пилоты истребитель с "обрубленными" плоскостями, разгонялся до 544 км/ч (максимальная скорость А6М 2 — 534 км/ч). В дальнейшем на части А6МЗ вернулись к длинному крылу со складными законцовками.

С 904-го экземпляра А6МЗ окончательно избавились и от спрямленных законцовок, вероятно, чтобы не путать в воздухе свои истребители с "Уайлдкэтом", также имевшим характерный контур с "обрубленными" крыльями.

Так как вести маневренный бой с А6М было практически невозможно, для борьбы с ним союзники применяли тактику "ударил-убежал" и "узор Тэча". В "Узоре Тренча" используется минимум два истребителя: ведущего и ведомого, совершающих полет на некотором расстоянии. Когда "Зеро" заходит в хвост одному из самолетов, машины пары начинают разворот навстречу друг к другу. Если японский истребитель продолжает атаку, то попадает на линию огня другому истребителю. Применение тактики «два на одного» дало результат в боях в Коралловом море и при Мидуэе, а также помогло спасти положение союзных сил до получения новых типов истребителей.

В феврале 1943 года союзники начали использовать "Спитфайр" MKV и "Воут" F4U-1 "Корсар". В июле к ним присоединился "Рипаблик" P-47D "Тандерболт", а в августе "Грумман" F6F-3 "Хеллкэт". Эти самолеты уже не уступали "Зеро" в скорости, хотя за японцем оставалось преимущество в маневренности.

В ходе боев проявился целый ряд недостатков истребителей "Зеро". Во-первых, их живучесть была не высокой. У истребителя были непротектированные баки, и многие истребители из-за потери топлива из пробитых баков не могли дотянуть до своих авианосцев и гибли в море. Кроме того, японские пилоты не были защищены броней, и если машина, подвергшаяся атаке противника (несмотря на то, что самолеты союзников были вооружены только пулеметами), могла еще держаться в воздухе, то летчик, получивший в спину серию пуль, уже вряд ли мог им управлять. Еще одной слабостью "Зеро" было ограничение скорости пикирования. Поэтому союзники часто спасались от атакующего их японского истребителя путем резкого снижения. Эти ограничения были вызваны недостаточной прочностью крыла.

Штаб морской авиации предвидел подобную ситуацию еще в начале 1942 года, разработав требования под новый палубный истребитель. Однако создать полноценную замену "Зеро" японские конструкторы так и не смогли. Тем не менее, на фирме "Мицубиси" построили два новых морских истребителя. Прототип J2M1 "Рэйден" впервые взлетел в марте 1942 года. Его модификация J2M3 приступила к боевым вылетам осенью 1944 года, но до конца войны успели выпустить лишь около 500 истребителей. А опытный А7М1 "Риппу" проходил испытания, когда Япония капитулировала. Поэтому авиация Имперского флота могла надеяться лишь на дальнейшую модернизацию уже стареющего "Зеро".

В конце 1942 года на 1-м военно-морском арсенале в Йокосуке два А6М2 оснастили турбонаддувом. Однако ненадежная работа сложных агрегатов не позволила развернуть серию А6М4 с подобными моторами. На конвейере появился вариант под следующим индексом — А6М5. Имея такой же двигатель "Сакае 21" , как и А6МЗ, истребитель отличался пушками с удлиненным стволом, дополнительной парой 45-литровых баков и утолщенной обшивкой крыла. Последняя доработка позволила увеличить скорость пикирования до 660 км/ч.

Вскоре приступили к сборке подварианта А6М5а с еще более усиленной конструкцией крыла — скорость пикирования выросла до 740 км/ч. Барабанную систему подачи патронов в пушки заменили на ленточную, а боезапас вырос до 125 снарядов на ствол. На модификации А6М5b впервые появилось переднее бронестекло и система нейтрального газа. Усилили и вооружение, заменив один 7,7-мм фюзеляжный пулемет на крупнокалиберный (13, 2 мм).



К несчастью для японцев, на смену выбитым опытным пилотам пришли новички, а кроме того союзники сумели многократно нарастить воздушные силы в регионе. Бои шли с подавляющим численным превосходством противника. Так над островом Лейте в Филиппинском Море против 52 "Зеро" сражались 565 "Хеллкэтов".

В конце войны военное руководство страны предложило использовать смертников. "Зеро" с его высокой скоростью идеально подходил для летчиков-камикадзе. В начале 1944 года на А6М5 предусмотрели подвеску 250-кг бомбы, с которой уходили в последний полет смертники.

Одну из первых массированных операций камикадзе провели в октябре 1944 года, во время сражения у островов Лейте и Самар. 25 октября удар «Зеро» обрушился на авианосное соединение адмирала К.Спрюенса. В 7.40 утра два А6М5 протаранили палубу авианосца "Санти", уничтожив 43 человека и вызвав пожар. Еще один "Зеро" спикировал на "Сувани", пробив кормовой лифт. Пожар быстро потушили, и авианосец остался на плаву, но в бою уже не участвовал. Следующей жертвой камикадзе стал "Сент Ло". После тарана "Зеро" на авианосце сдетонировали бомбы и торпеды. Разрушения оказались очень значительными, и вскоре, объятый пламенем, корабль затонул.

Активно использовались смертники и в боях за Окинаву. Весной 1945 года японцы провели операцию "Кикусий" ("Хризантем"). К северо-западу от Окинавы самолеты атаковали эсминец "Маннерт Абель". Один "Зеро" был сбит зенитным огнем и, упав на надстройку, взорвался — подвешенная под фюзеляжем бомба сдетонировала, усилив разрушения. Через минуту с эсминцем покончили окончательно — в палубу врезалась "Ока" и "Маннерт Абель". Другой "Зеро" протаранил судно поддержки, ранив четырех матросов, но поврежденный корабль остался на плаву. Вылеты камикадзе продолжались до августа 1945 года и доставили немало хлопот американцам.



А конструкторы не прекращали дальнейшую модернизацию «Зеро». В конце войны появились А6М5с, отличавшиеся от А6М5b парой дополнительных крыльевых пулеметов Тип 3 (13,2 мм). Пилот получил бронеспинку, топливный бак за кабиной стал протектированным, а под крылом появились держатели для десяти 10-кг бомб или двух ракет по 50 кг. Вариант АбМ6с (идентичный по оборудованию А6М5с) оснастили двигателем "Сакае 31" (1130 л.с.) с системой впрыска в цилиндры водометаноловой смеси, что позволяло кратковременно увеличить мощность на 10%. Но из-за технических проблем с мотором построили лишь несколько таких истребителей.

"Сакае 31" с впрыском планировали установить и на истребитель-бомбардировщик А6М7 с подфюзеляжными бомбодержателями и узлами подвески под крылом для пары 350-литровых баков.

Несколько "Зеро" переоборудовали в строевых частях в ночные истребители, присвоив им неофициальный индекс A6M5d-S. За кабиной ставилась дополнительная 20-мм пушка, стрелявшая вверх-вперед, а самолеты использовались в конце войны для защиты японских островов от "летающих крепостей".

Последним и самым совершенным вариантом "Зеро" должен был стать А6М8 с двигателем "Кинсей 62" в 1500 л.с. С бронезащитой пилота, протектированными баками и подвесками как на А6М7, истребитель имел улучшенные характеристики — максимальная скорость достигала 575 км/ч, а время набора 6000 м — 6 мин. 50 с. Это позволяло А6М8 на равных бороться с "Хеллкэтами", но ни один из 6300 предусмотренных заказом истребителей так и не был изготовлен из-за начавшегося развала японской авиапромышленности. Так, например, в феврале 1945 года в ударе по авиазаводу «Мицубиси» в городе Нагое участвовало 117 тяжелых бомбардировщиков В-29. Естественно, что в подобных условиях авиазаводы уже просто не могли нормально работать и никакой возможности массового выпуска А6М8 не осталось. Однако погибающая японская промышленность все еще продолжала производить самолеты "Зеро" вплоть до августа 1945 года, изготовив в общей сложности 10449 машин этого типа.



Окончание войны на Тихом океане поставило точку и в боевой карьере "Зеро". Так закончилась долгая летная жизнь легендарного "Зеро", несомненно, лучшего истребителя Японии во Второй мировой войне.

Источники:
Харук А. «Зеро». Лучший палубный истребитель. М.: Эксмо, Яуза, 2010. С. 6, 10-20, 25-31, 35-39, 45-48, 98-106.
Бакурский В., Жирнова Н. Авиация Японии во второй мировой войне. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1996. С. 55-59.
Бакурский В., Новиков Н. Самолеты Японии. // Авиация и космонавтика. 1994. №1. С. 11-12, 16-18.
Котельников В. Истребители Второй мировой войны (1939-1945). Ч. 2. М.: Авиам, 1994. С. 22-27.
Колов С. Мицубиси «Зеро». // Крылья Родины. 2000. № 6. С. 27-31.
Иванов С. А6М «Зеро» // Война в воздухе. 2001. №3. С. 2-12, 20-28, 61-63.
Окумия Масатаке. Зеро! История боев военно-воздушных сил Японии на Тихом океане. 1941-1945. М.: Центрполиграф, 2003. С. 12-14, 18-28, 36-41.
Автор:
Инженер-технарь
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти