Перспективные проекты ракет семейства BrahMos

Уже несколько лет на вооружении ВМС Индии состоит противокорабельная ракета BrahMos. Это изделие, являющееся плодом сотрудничества российского НПО Машиностроения и индийской организации DRDO в рамках совместного предприятия BrahMos Aerospace Pvt. Ltd., используется в качестве основного ударного вооружения нескольких кораблей индийского флота. Завершив разработку ракеты «Брамос», российские и индийские специалисты не прекратили сотрудничество, а занялись новыми проектами. В настоящее время две страны занимаются несколькими новыми проектами семейства BrahMos, которые должны привести к созданию перспективного ракетного вооружения.

Перспективные проекты ракет семейства BrahMos


BrahMos-M


Ракета «Брамос» в базовой версии и ее авиационный вариант BrahMos-A имеют высокие характеристики, позволяющие эффективно выполнять поставленные боевые задачи. Тем не менее, эти изделия имеют характерную особенность, мешающую дальнейшему повышению гибкости их применения. Ракеты BrahMos и BrahMos-A имеют длину 8,4 м, а их стартовый вес достигает 3 и 2,5 т соответственно. Таким образом, даже тяжелые многоцелевые истребители Су-30МКИ могут нести только одну ракету «Брамос-А», что не позволяет значительно повышать их ударную мощь. Кроме того, потенциальный заказчик в лице ВМС Индии желает получить противокорабельную ракету, которую можно было бы запускать при помощи торпедных аппаратов подводных лодок.

Первые сведения о возможном начале разработки малогабаритного варианта ракеты «Брамос» появились еще несколько лет назад, однако до определенного времени такая информация была на уровне слухов и предположений. Только в феврале 2014 года появилось полноценное подтверждение существованию подобного проекта. В ходе прошлогодней выставки DefExpo-2014 совместное российско-индийское предприятие впервые показало макет перспективной ракеты BrahMos-M. Также вскоре появилось обозначение BrahMos-Mini.

Как следует из имеющейся информации, ракету «Брамос-М» планируется делать на основе базового изделия семейства с широким использованием наработок по нему. При этом основной целью нового проекта является уменьшение габаритов и максимально возможное облегчение конструкции. Стартовый вес уменьшенной ракеты не должен превышать 1,5-2 т. Благодаря этому Су-30МКИ сможет нести три противокорабельные ракеты, а самолеты МиГ-29К/КУБ и перспективный FGFA – по две.

Весной прошлого года совместное предприятие BrahMos Aerospace показало макет ракеты BrahMos-M на малазийской выставке DSA-2014. Тогда были сделаны любопытные заявления о будущем проекта. В частности, утверждалось, что уменьшенный вариант изделия «Брамос» будет пользоваться повышенным спросом на международном рынке вооружений. Поводом для таких предположений стала малая масса ракеты в сочетании с высокой эффективностью бортовой аппаратуры.

Насколько известно, в настоящее время российские и индийские специалисты продолжают обсуждение ряда важных тем и занимаются формированием облика перспективной малогабаритной ракеты. Несколько недель назад, в середине февраля, сообщалось, что соглашение о разработке проекта BrahMos-M будет подписано летом этого года. При этом уже известны некоторые подробности новой разработки.

Макет малогабаритной противокорабельной ракеты BrahMos-M, демонстрируемый на выставках, наглядно показывает, что это изделие должно представлять собой уменьшенный вариант базового изделия «Брамос» с некоторыми небольшими доработками. Новая ракета должна сохранить основные черты своего предшественника, а также использовать его узлы и агрегаты. Так планируется облегчить и ускорить проектные работы, а также снизить стоимость серийных ракет.

Ракета BrahMos-M будет иметь общую длину порядка 6 м при диаметре корпуса около 50 см. Ракета должна сохранить цилиндрический корпус с оживальной головной частью и лобовым воздухозаборником с коническим центральным телом. В средней части корпуса должно находиться складное крыло, в средней и хвостовой – стабилизаторы и рули схожей конструкции. За исключением габаритов внешне уменьшенная ракета будет отличаться от базовой только конструкцией крыла: «классической» вместо Х-образной.

Стартовый вес ракеты «Брамос-М» не должен будет превышать 1500-2000 кг. При этом она сможет нести боевую часть весом до 300 кг. Базовая ракета BrahMos стартует при помощи твердотопливного двигателя, размещенного в хвостовой части корпуса, внутри сопла маршевого. После выработки топлива стартовый двигатель сбрасывается, и автоматика включает прямоточный маршевый двигатель 3Д55 российской разработки. Вероятно, уменьшенный вариант ракеты получит схожую силовую установку с использованием твердотопливного стартового и прямоточного маршевого двигателей.

Сообщалось, что уменьшение габаритов скажется на запасе топлива, однако не повлияет на дальность полета. Предполагается, что BrahMos-M сможет поражать цели на дистанции до 300 км. При этом сокращение габаритов и веса позволит увеличить максимальную скорость полета до М=3,5.

Как и базовая ракета семейства, новая BrahMos-M, вероятно, сможет использоваться с различными носителями. В первую очередь ими будут различные самолеты ВВС Индии, от имеющихся Су-30МКИ и МиГ-29К/КУБ до перспективных FGFA. Самолеты различных типов, по расчетам, смогут нести до двух-трех ракет. Возможно создание пусковой установки с несколькими транспортно-пусковыми контейнерами для вертикального запуска. Наконец, диаметр корпуса порядка 0,5 м позволяет создать модификацию ракеты для использования в качестве вооружения подводных лодок с 533-мм торпедными аппаратами.

Из имеющихся сведений следует, что проект BrahMos-M в настоящее время находится на самых ранних стадиях. Полноценная разработка перспективной ракеты стартовала в прошлом году. В 2015-м планируется подписать новое соглашение о разработке перспективной ракеты. На проектирование, испытания и другие процессы должно уйти несколько лет. Первый испытательный запуск запланирован на 2017 года. Таким образом, новые ракеты BrahMos-M смогут поступить на вооружение только к концу текущего десятилетия.

BrahMos II

В настоящее время военные ведущих стран мира проявляют интерес к перспективным ударным средствам на основе гиперзвуковых технологий. Ракеты, способные развивать скорость, в 5-7 раз превышающую скорость звука, должны стать уникальным вооружением с высочайшим боевым потенциалом. По этой причине на протяжении нескольких последних десятилетий ученые из ряда стран активно изучают перспективное направление и даже строят экспериментальные гиперзвуковые аппараты.

В 2008 году руководство компании BrahMos Aerospace приняло решение о начале работ по перспективному проекту гиперзвуковой ракеты семейства «Брамос». Согласно первоначальным планам, на создание проекта BrahMos II должно было уйти около пяти лет. Уже в 2009 году должны были начаться испытания экспериментального аппарата HSTDV. Тем не менее, впоследствии график проекта претерпел кардинальные изменения. По понятным причинам большая часть сведений о проекте «Брамос-2» пока недоступна широкой общественности. В частности, неизвестно, на основании каких наработок будет разрабатываться проект. Нельзя исключать, что в нем будут использоваться некоторые технологии и технические решения, заимствованные из советских и российских проектов гиперзвуковых систем.

В феврале 2013 года на выставке DefExpo-2013 впервые был показан масштабный макет перспективной гиперзвуковой ракеты BrahMos II. Готовая ракета новой модели может серьезно отличаться от показанного макета, однако и в таком случае экспонат выставки представляет большой интерес. Макет перспективной ракеты позволяет понять, как и в каком направлении идут работы по ее разработке. Кроме того, он позволяет строить иные предположения относительно облика новой разработки и ее возможных характеристиках.

Показанный на выставке макет имел характерную форму, свойственную для экспериментальных гиперзвуковых летательных аппаратов последних лет. Внешние обводы макета образованы несколькими прямыми панелями, сопряженными под разными углами. Носовая часть корпуса имеет характерную вытянутую форму и треугольный профиль. По-видимому, на нижней грани такого носа ракеты должен находиться воздухозаборник прямоточного реактивного двигателя. Средняя часть имеет форму параллелепипеда. На ее поверхности имеются две пары плоскостей. Хвостовая часть макета – цилиндрическая, с Х-образным стабилизатором. Прямоугольный и цилиндрический агрегаты сопряжены при помощи детали сложной формы.

Внешний вид макета ракеты BrahMos II позволяет предполагать, что это изделие будет построено по двухступенчатой схеме. В таком случае в хвостовом цилиндрическом отсеке должен располагаться жидкостный или твердотопливный разгонный двигатель, отвечающий за набор сверхзвуковой скорости. После достижения заданной скорости первая ступень должна отделяться, а за доставку боевой части к цели будет отвечать «граненая» вторая ступень. Тем не менее, нельзя исключать и иные варианты компоновки и применения ракеты.

Ракета BrahMos II должна будет получить гиперзвуковой прямоточный реактивный двигатель, который позволит развивать скорости порядка М=5-7. Именно о таких характеристиках неоднократно говорилось ранее. Предполагаемая дальность полета пока остается неизвестной. Остаются тайной (либо еще не определены) и иные особенности перспективной ракеты, включая параметры боевой части, тип системы управления и т.д.

Еще в 2008 году утверждалось, что перспективная ракета «Брамос-2» будет использоваться с различными носителями. Предполагалось разработать ракетные комплексы для установки на кораблях и подлодках, сухопутных платформах и самолетах. Таким образом, в новом проекте гиперзвуковой ударной системы предлагалось использовать подход, аналогичный базовому проекту семейства. Будут ли выполнены подобные планы – пока неизвестно. Тем не менее, возможные затруднения при их реализации связаны не с возможными носителями, а со сложностью создания гиперзвуковой противокорабельной ракеты.

В феврале 2015 года были объявлены примерные сроки реализации проекта. В настоящее время ведутся предварительные исследовательские работы. На разработку проекта может уйти до 8-10 лет. Таким образом, перспективная гиперзвуковая ракета BrahMos II может быть принята на вооружение не ранее 2023-25 годов. Тем не менее, нельзя исключать и менее оптимистичный вариант развития событий, при котором свойственные гиперзвуковой тематике сложности приведут к заметному смещению сроков.

***

Проекты ракет семейства BrahMos разрабатываются в первую очередь в интересах вооруженных сил Индии. Вооруженные силы России пока не выражали желание приобрести такое оружие, хотя подобные предложения звучат с завидной регулярностью. К примеру, корабельный вариант ракеты «Брамос» предлагается как средство повышения огневой мощи кораблей военно-морского флота, а малогабаритная BrahMos-M именуется многообещающим оружием морской авиации. Тем не менее, пока ракеты BrahMos собираются только для Индии, поскольку Россия располагает собственными разработками нужных классов.

Ситуация может измениться с появлением проекта BrahMos II. Россия и Индия, равно как и множество других стран, пока не располагают противокорабельными ракетами, способными развивать гиперзвуковую скорость. Таким образом, разработка проекта «Брамос-2» может представлять большой интерес не только для Индии, но и для России, а также множества потенциальных зарубежных покупателей современного оружия. Тем не менее, существует информация, согласно которой российские военные не нуждаются в новой совместной разработке. В настоящее время в нашей стране создается перспективная противокорабельная ракета «Циркон», способная развивать скорости не менее М=4,5-5. С учетом форы во времени изделие «Циркон» может быть принято на вооружение на несколько лет раньше ракеты «Брамос-2».

Вне зависимости от перспектив того или иного проекта семейство ракет BrahMos представляет большой интерес с точки зрения международного сотрудничества в военно-технической сфере. Совместными усилиями Россия и Индия разрабатывают новые противокорабельные ракеты для индийских вооруженных сил, а также, возможно, для будущих экспортных поставок. Поэтому каждая новость по этой теме привлекает большое внимание специалистов и заинтересованной общественности.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://vz.ru/
http://tass.ru/
http://tvzvezda.ru/
http://arms-expo.ru/
http://nevskii-bastion.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-780.html
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 25
  1. Арон Заави 5 марта 2015 06:53
    На мой малопросвещенный взгляд, крайне удачный концепт. В случае успешной реализации будет представлять собой вполне конкурентноспособное семейство КР на мировом рынке.
    1. тлауикол 5 марта 2015 07:13
      на бумаге - да, крайне удачный концепт. а на деле пилят 15 лет и конца - края не видно . устареет быстрее чем допилят такими темпами. только Су шки курочат из-за него
      1. crazyrom 7 марта 2015 07:20
        Я тут решил эту ракету представить, мысленно поместить себе в квартиру, немного офигел. 8,4 метров дубина, 2 комнаты занимает, ужос. Это уже целый самолёт. Я себе самолётные ракеты как-то так представлял
    2. qwert 5 марта 2015 07:22
      "Вооруженные силы России пока не выражали желание приобрести такое оружие, хотя подобные предложения звучат с завидной регулярностью." - главное в статье.
      1. Wiruz 5 марта 2015 15:52
        "Вооруженные силы России пока не выражали желание приобрести такое оружие, хотя подобные предложения звучат с завидной регулярностью." - главное в статье.

        А, простите, накой России БраМос? У нас Оникс есть. Брамос - лишь его экспортная модификация. Говорят, конечно, что маршевая скорость полёта у ракет немного отличается, но ведь мы с Вами не знаем реальных ТТХ winked
        1. тлауикол 5 марта 2015 16:28
          здорово good , ну и с какого самолета можно запустить Оникс ? по прошествии 20ти лет ?
          1. НЕЗНАКОМЫЙ 5 марта 2015 17:54
            Цитата: тлауикол
            здорово good , ну и с какого самолета можно запустить Оникс ? по прошествии 20ти лет ?

            А причем тут "оникс", судя по внешнему виду, вылитый "Яхонт", вот с ним как дела? Или "Брамос" и есть развитие "Яхонта" для всех(и ВМФ РФ и ВМС Индии) и других работ по "Яхонту" не ведется?
            1. НЕЗНАКОМЫЙ 5 марта 2015 18:02
              Цитата: НЕЗНАКОМЫЙ
              А причем тут "оникс", судя по внешнему виду, вылитый "Яхонт"

              Извиняюсь, оказывается "Оникс" экспортное название "Яхонта"(перепутал с "калибром"), но тем не менее вопрос в силе.
              1. Wiruz 5 марта 2015 21:32
                Извиняюсь, оказывается "Оникс" экспортное название "Яхонта"(перепутал с "калибром"), но тем не менее вопрос в силе.

                Наоборот
  2. тлауикол 5 марта 2015 06:54
    обещали в марте пуск, теперь опять мозги пудрят ! в 11-12-13гг обещали авиационный пуск . теперь 17й ?
  3. НЕКСУС 5 марта 2015 09:31
    индусам парят мозги ,чтоб те денег не жалели,а в России уже давно есть и помощнее думаю системы...ведь результаты всех этих изысканий на индийских заводах ,очень оперативно отправляют в Россию,а там что построили,какие характеристики и куда что вешать будут никому до поры не скажут
    1. тлауикол 5 марта 2015 09:56
      ага, парят мозги индусам и себе тоже, т.к. БрамосМ и у нас пилят на заводах. Результаты за 15 лет - один макет ? Прям руки чешутся расстрелять пару деятелей. При этом про Армату, ПакФА, С500 за десять лет вперед трубят, а про авиационный комплекс ???? Ежегодно передвигают сроки и никто не наказан. Он устареет раньше

      П.с. блаженны верущие, ибо их есть Царствие Небесное
      1. НЕКСУС 5 марта 2015 12:31
        а вы всерьез полагаете,что вам все расскажут и покажут ?м Кто чего там пилит и разрабатывает сейчас,мы узнаем потом,лет через 20...и я бы вам напомнил о понятии гос тайны и секретности разработок со всеми вытекающими.Так что не надо тут сидеть и пузыри пускать.
  4. барбитурат 5 марта 2015 16:35
    не понимаю критиков на форуме, в 2014 году показали макет и говорят, что ракета в разработке, кто что когда и кому обещал в 11, 12, 13 году? Велись работы по авиационному варианту Брамос, ракета летает - довели, теперь взялись за следующие изделие. Может тут какое то вопиющее отставание от кого либо в мире? И тут промашка, таких ракет никто в мире больше не делает, только хотят) В чем причина практически истерики?)
    1. тлауикол 5 марта 2015 16:44
      каждый год обещают воздушный запуск....и так каждый год
  5. Петрович 5 марта 2015 16:41
    По Брамосу-М на цифры не смотрите, довольно безграмотные объяснения и по ожидаемой дальности и характеристикам.
    Например:
    Сообщалось, что уменьшение габаритов скажется на запасе топлива, однако не повлияет на дальность полета. Предполагается, что BrahMos-M сможет поражать цели на дистанции до 300 км. При этом сокращение габаритов и веса позволит увеличить максимальную скорость полета до М=3,5.

    Запас топлива уменьшится - не спорю..
    Повлияет на дальность полета, то же не спорю (в меньшую сторону)
    Поражать цели на дальности 300 км - это вряд-ли
    сокращение габаритов и веса - позволит увеличить скорость полета -совершеннейшая чушь.
    Объясняю:
    -тяга СПВРД пропорциональна диаметру КС, при прочих равных условиях (высота полета, скорость, геометрия)
    -сопротивление КР пропорционально миделю ракеты.
    - мидель ракеты (Брамос-М) практически равен диаметру КС.
    Следовательно ТТХ Брамос-М будет соответствовать или хуже, чем у Брамоса, в относительных величинах, разумеется.
    Если же форсировать СПВРД для обеспечения полета при Мн=3,5, то расход топлива нужно увеличивать, а значит на дальность 300 км ну никак не выйти.
    Понятно, что нужно считать...
    Да!
    Уменьшение веса повлияет только на размер крыльев, в меньшую сторону по площади крыла, но никак на сопротивление.

    Это-так, на пальцах
    1. барбитурат 5 марта 2015 18:29
      согласен с Вашими примерными расчетами, но мне кажется, что Вы забыли одну деталь, которая как раз может позволить выйти на заявленную дальность в 300км - это более энергоемкое топливо для новой ракеты, тут, по слухам (специализированные форумы) и материалам открытой прессы есть приличный прогресс, примерно на 20-30% минимум прирост энергоемкости при прочих равных, может на это рассчитывают конструкторы?
      1. Петрович 6 марта 2015 13:16
        Я думал над этим вариантом.
        Маловероятно.
        Да и потом при расчетах Оникса мы смотрели различные топлива, более энергоемкие, чем керосин.
        Увеличение дальности незначительное.
        Это комплексная оптимизационная задача и просто пересчитывать пропорционально удельной теплопроизводительности не совсем правильно.
        Ведь возникает такой вопрос, какая будет полнота сгорания топлива на существующей длине КС и если вместо 0.9 она будет хотя бы 0.85, то уже считай 5% дальности потеряли и потом, как себя поведет КС, хватит ли мощности ТНА, наверняка вязкость выше чем у керосина, а ТНА на пределе.
        Так что там много вопросов.
        Еще один вопрос, какое сопло будет у ДУ на Брамос М:
        - регулируемое это вряд-ли
        - двухпозиционное, это сразу снижение удельного импульса.
        Не!
        Опрометчивые цифры.
  6. Петрович 5 марта 2015 16:46
    А что касается Брамос-2, пока КР с такими ТТХ не появится у нас, она вряд-ли у кого появится...
  7. abc_alex 5 марта 2015 16:56
    Цитата: тлауикол
    здорово good , ну и с какого самолета можно запустить Оникс ? по прошествии 20ти лет ?




    Узнаёте? Это Оникс.
    Су-34, как утверждают, так же может нести Ониксы.
    Но, у России ещё остался комплекс Ту-22М -- Х-22. А Х-22 это куда более мощная ПКР.
    1. тлауикол 5 марта 2015 17:41
      узнаю. этому коллажу уже лет 12ть. а воз и ныне там..
    2. тлауикол 5 марта 2015 18:06
      можно и так нарисовать - что изменится ?

      тут только расстрел с конфискацией поможет
    3. Dog of war 5 марта 2015 18:23
      Поправочка, это явно не 34-ый, к фонарю присмотритесь.
  8. abc_alex 6 марта 2015 11:39
    Цитата: тлауикол
    можно и так нарисовать - что изменится ?
    тут только расстрел с конфискацией поможет



    Вопрос, зачем экстренно создавать самолетный противокорабельный комплекс на басе Оникса, когда есть аналогичный на базе Х-22? ПАК-ДА пока даже не в чертежах, а для Ту-22М готовится Х-32. Смысл то какой? Тем более, что авиация ВМФ располагает минимальным количеством Су-30 (то ли 5, то ли 7), а смогут ли с Яхонтом взлететь палубные Су-33 -- вопрос.
    1. тлауикол 6 марта 2015 11:43
      встречный вопрос - зачем тогда е..ть мозги 15 лет ? чтобы спросили : где деньги где время и где результат ?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня