Семён Алексеевич Лавочкин

44
Семён Алексеевич Лавочкин


Семен Алексеевич Лавочкин был новатором в большинстве направлений авиации и ракетной техники своего времени. Первый советский самолет, оснащенный стреловидным крылом, первый полет с преодолением звукового порога, первые зенитные ракеты, а также крылатые ракеты с межконтинентальной дальностью… С.А. Лавочкин имел дар видеть перспективу, находить изящные решения, позволявшие осуществлять настоящий прорыв в будущее. При этом он никогда не забывал, что требуется стране именно сегодня.

Семена Алексеевича сотрудники помнят не только как одаренного конструктора, но и как душевного и отзывчивого человека. За период с 1939 по 1960 гг. конструкторское бюро С.А. Лавочкина из небольшой конструкторской группы трансформировалось в одно из ведущих КБ страны авиационно-ракетной тематики. Под руководством Лавочкина было создано 32 типа самолетов, из них 10 производились серийно, и более 20 типов разнообразных беспилотных машин. Многие из этих летательных аппаратов были приоритетными для обороны страны.

Семен Алексеевич родился в Смоленске в семье школьного учителя. После окончания гимназии служил в армии, а в 1920 году его откомандировали в Москву для учебы в МВТУ. В 1927 году Лавочкин получил должность конструктора в ОКБ Григоровича. В 1935 году уже занимает должность заместителя главного конструктора завода №1, а затем его направляют главным конструктором на завод №38.

В 1939-м Семен Алексеевич переходит на завод №301, где совместно с инженерами Горбуновым и Гудковым, внедряя в промышленность страны новый композитный материал, дельта древесину, проектирует и строит по оригинальной технологии истребитель И-301, впоследствии широко известный как ЛаГГ-3.



Мощное вооружение выделяло И-301 среди других опытных разработок того времени. Опытный образец ЛаГГ-3 имел такие многообещающие характеристики, что правительство приняло решение поставить самолет в серию сразу на шести заводах. Однако вскоре боевое применение ЛаГГ-3 выявило, что серийные машины значительно потеряли в скорости по сравнению с опытным самолетом. В боевых качествах они явно уступали как Як-1, так и немецкому самолету Bf-109F.

Но произошло чудо: в апреле 1942-го опытный ЛаГГ-3 оснащенный двигателем воздушного охлаждения М-82 показал отличные результаты летных характеристик, значительно превосходящие "Як" с двигателем М-105П. Самолет на заводе №21 в Горьком запустили в серийное производство под обозначением Ла-5. В дальнейшем с двигателями М-82Ф и М-82ФН выходили модификации, которые по боевым качествам превосходили немецкие истребители. Bf-109G-2 и FW-190A-4. Но Ла-5 продолжал усовершенствоваться, и за создание на его основе истребителя Ла-7 В 1943 году Лавочкину присвоили звание Героя Социалистического Труда за разработку истребителя Ла-5. За годы войны в Советском Союзе вошли в строй более 6500 истребителей ЛаГГ-3, 10000 Ла-5 различных модификаций и более 5750 самолетов Ла-7. Каждый третий советский истребитель времен войны носил имя «Лавочкин».

Ла-5ФН.

В 1947 году двигателем АШ-82ФН конструктор завершает строительство цельнометаллических четырехпушечных истребителей Ла-9 и Ла-11, которые составляли основу нашей истребительной авиации до полного перехода на реактивные самолеты.

Лавочкин был по-настоящему честным и бесстрашным человеком. А. Чесалов вспоминал: «В начале 1946 г. мне пришлось быть свидетелем поведения С.А. Лавочкина на специальной комиссии по рассмотрению деятельности бывшего наркома авиационной промышленности А. Шахурина. Был период культа личности. Над Шахуриным готовилась расправа. Берия стремился обвинить его в неправильных действиях и упущениях во время войны. Когда слово предоставили Лавочкину, он спокойно и обстоятельно рассказал, какая большая работа проделана наркоматом под руководством Шахурина во время войны для увеличения количества и улучшения качества наших боевых самолетов, напомнил о его роли в перебазировании авиационных заводов на восток, о руководстве технической политикой в наркомате. Эта была речь глубоко порядочного человека».

В 1946-47 годах в ОКБ Лавочкина строится ряд опытных истребителей с реактивными двигателями РД-10 — самолеты "150", "150М", "150Ф", "152", "156", а также "154" на базе ТРД ТР-1 конструкции А. Люльки. Но из-за задержки двигателя ТР-1 постройка последнего так и не была завершена. Резкий рост скоростей полета заставил Лавочкина и его помощников искать новые аэродинамические формы. В сотрудничестве с учеными ЦАГИ в 1947 году ОКБ первым в стране выпустило экспериментальный истребитель "160" со стреловидным (35°) крылом и оперением. Проведенные успешные летные испытания этого самолета открыли перед нашей авиацией новые перспективы штурма звукового барьера. За создание самолета "160" Лавочкин в 1948 году в очередной раз стал лауреатом Сталинской премии.

Полученные уникальные результаты дали возможность ОКБ в 1947-48 годах спроектировать и построить фронтовые реактивные истребители второго поколения — "168", "174" и "176", с увеличенной стреловидностью крыла до 45°. Благодаря новому крылу была преодолена скорость звука в полете со снижением. Во многом благодаря исследовательским и опытным работам ОКБ С.А. Лавочкина, в СССР к концу 1940-х создана полноценная реактивная истребительная авиация.

Самолет «176» был очень удачным. К слову, скорость звука в ОКБ Микояна преодолели лишь в 1949 году на модернизированном истребителе МиГ-15 с двигателем ВК-1Ф в 3380 кг, а в ОКБ Яковлева в 1950 году на самолете Як-50. Летчик-испытатель И.Е. Федоров эту машину вспоминал с любовью: "176-й летал не хуже МиГа-15 — легок в управлении, устойчив, с мощным вооружением и при этом на 500 кг легче. Но, как говорят в авиации, не попал в струю".



В 1946 году на заводе №301 создаются первые лаборатории: гидропневматическая, самолетного оборудования, моторная, лаборатория статических испытаний и технологическая лаборатория. В 1946-47 годах в моторной лаборатории завода создан форсированный вариант двигателя РД-10 с системой дожигания топлива за турбиной, первым в СССР успешно испытанный в полете на самолете "156" и примененный затем на самолетах "150Ф" и "160". В 1947-м в лаборатории самолетного оборудования успешно разработана конструкция герметической кабины для реактивных истребителей второго поколения. К концу 1940-х, ввиду появления у потенциального противника атомной бомбы и тяжелых бомбардировщиков — носителей ядерного оружия, на первое место выходит задача создания эффективных средств защиты воздушных рубежей. В 1948-49 годах коллектив ОКБ переходит к созданию всепогодных истребителей- перехватчиков, оснащенных бортовыми радиолокационными станциями (РЛС), позволяющими перехватывать воздушного противника в любое время суток и в любых метеоусловиях.

В 1949 году вышел на испытания опытный двухместный всепогодный перехватчик "200". Следом, в 1951 году, созданы одноместный сверхзвуковой перехватчик "190" и в 1952-м двухместный барражирующий перехватчик "200В" с новой РЛС большого радиуса действия.

Первый из этих самолетов имел короткую судьбу, но был весьма примечательной машиной, что стоит отметить более подробно. Не имея перспектив с разработкой нового фронтового истребителя, Лавочкин обратился к Сталину и министру авиапромышленности Хруничеву с предложением построить сверхзвуковой высотный перехватчик для борьбы с бомбардировщиками на высотах от 15 до 19-20 тыс. метров. Для решения этой задачи необходимо было провести целый комплекс работ, включавший совершенствование аэродинамики самолета, обеспечивающей маневр на высоте и потолок, работу радио- и электрооборудования в высотных условиях, совершенствование систем жизнеобеспечения и спасения экипажа и, главное, повышение тяги и надежности работы двигателя на высоте.



Из конструктивных новинок также следует выделить герметичное крыло бак, покрытое изнутри специальной керосиноустойчивой пленкой, новое катапультное кресло с защитной шторкой и оригинальную схему велосипедного шасси со специальным рычажным механизмом уборки и выпуска основной стойки, обеспечивающее угол атаки на посадке до 20-22°. На истребитель установили двигатель АЛ-5 ОКБ А. Люльки.

В течение 1949 и 1950 годов работы по истребителю "190" шли весьма интенсивно, однако затем с увеличением загрузки ОКБ новыми неотложными заданиями темп замедлился. Несмотря на это, в июне 1951 года был совершен первый взлет. Из-за не доведенности двигателя АЛ-5 испытания машины были приостановлены. А в дальнейшем и прекращены из-за увеличения объема работ по другим программам ОКБ.

В проведенных полетах была проверена и подтверждена надежность всех примененных решений, за исключением схемы велосипедного шасси. На этом самолете удалось впервые в нашей стране достичь сверхзвуковой скорости в горизонтальном полете -1192 км/ч на высоте 5000 м, что соответствует числу М=1,03. Таким образом, машины С.А. Лавочкин стали первыми в преодолении звукового барьера как в полете со снижением, так и в горизонтальном полете. Однако эффективность истребителей, оснащенных стрелково-пушечным вооружением, уже не обеспечивала надежную защиту нашего неба. На повестку дня встал вопрос создания управляемого ракетного оружия.

В августе 1950 года в стране начинаются работы по созданию первой советской системы ПВО "Беркут" (впоследствии С-25) на базе управляемых ракет наземного и воздушного базирования, головной разработчик КБ-1. ОКБ С.А. Лавочкина привлекается к этой теме в качестве разработчика ЗУР В-300 и управляемой ракеты класса "воздух-воздух" Г-300. В условиях чрезвычайно жестких сроков и высокой ответственности — работы курировал лично Л. Берия — ОКБ успешно справился с новой тематикой. Уже 25 июля 1951года состоялся первый пуск созданной под руководством Лавочкина зенитной ракеты "205", а 26 апреля 1953 года впервые в СССР зенитной ракетой "205" был поражен самолет-мишень Ту-4.

В ходе создания системы С-25 ("Беркут"), с 1950-го по 1957 год в ОКБ были разработаны восемь вариантов ЗУР В-300 для системы С-25 и две ракеты "воздух-воздух" Г-300. В 1955 году первая в стране система зенитного ракетного управляемого оружия С-25 успешно прошла испытания и поступила на вооружение.



Система С-25 оставалась на вооружении до начала 1980-х. За разработку первого отечественного зенитного управляемого оружия в 1956 году ОКБ-301 С.А. Лавочкин получил вторую Золотую Звезду Героя Социалистического Труда.

Параллельно с наземными ЗУР в 1951-1952 годах в рамках системы "Беркут" проводились работы и по управляемым ракетам применяемым с самолетов. В 1953 году Семен Алексеевич выступил с предложением разработать принципиально новую автоматизированную систему перехвата К-15. Главная ее идея состояла в оптимальном сочетании ЛТХ самолета-перехватчика, ракеты и бортового оборудования.

С 1953-го по 1959 года в ОКБ были последовательно разработаны два проекта системы К-15. Первый вариант — самолет "250" под реактивные двигатели ВК-9 разработки В. Климова с ракетами "275" — из-за затягивания сроков создания ВК-9 завершен не был. Второй вариант — истребитель "250А" с двумя ТРД АЛ-7Ф-1 созданными в ОКБ А. Люльки с вооружением из ракет "275А", "277" и "279". Несмотря на аварии двух опытных машин, в конце 1958 года их подготовили к комплексным испытаниям. Однако, ввиду большого объема работ в ОКБ по иным приоритетным заданиями и начала разработки в ОКБ А.Н. Туполева подобной системе, от дальнейшего продолжения работ по системе К-15 пришлось отказаться.



Параллельно с 1950 года в ОКБ шла разработка беспилотного самолета-мишени Ла-17. В 1954 году беспилотник приняли на вооружение и запустили в серию. В различных модификациях он находился в серийной постройке до начала 1990-х.

В 1954-55 годах в ОКБ начались две крупные работы, ставшие "лебединой песней" в конструкторской деятельности Лавочкина: строительство сверхзвуковой межконтинентальной крылатой ракеты "Буря" и создание зенитно-ракетной системы дальнего действия "Даль". Эти приоритетные для страны разработки потребовали решения ряда сложных научных и технических проблем. Возросший творческий потенциал ОКБ позволил успешно решить многие из них. Сам Лавочкин в 1958 году был избран членом-корреспондентом АН СССР.

Оснащенная сверхзвуковым прямоточным двигателем М. Бондарюка и ядерным боезарядом МКР "Буря" вышла на испытания в июле 1957 года. До конца 1960 года было произведено 18 испытательных пусков, подтвердивших высокие летные данные аппарата: максимальная скорость соответствовала числу М=3,3, высота полета 26000 м и дальность до 8000 км. Однако приоритет Хрущевым был отдан баллистическим ракетам.



С конца 1958-го начались и испытания системы "Даль", позволявшей поражать автоматически одновременно десятью ракетами 10 воздушных целей на дальностях до 180 км. Испытания шли трудно, а тут еще в апреле 1960 года произошел очередной провокационный полет американского самолета-разведчика U-2 над нашей территорией, оставшийся безнаказанным. Раздосадованный Хрущев в сердцах приказал Лавочкину лично отправляться на полигон и ускорить отработку системы "Даль".

В своей книге «Ракеты и мы» известный конструктор Борис Евсеевич Черток вспоминал: "Он выглядел сильно уставшим, и поэтому степень бедствия воспринимал в каком-то отрешенном состоянии. На прощание попросил передать привет Королёву, и вдруг, улыбнувшись, по-доброму добавил: "Не знаю, как там у вас, а мне во время войны было легче".

9 июня 1960 года, в условиях сильной жары, на полигоне Сары-Шаган после удачного пуска ракеты "400" системы "Даль", впервые поразившей уголковую парашютную мишень, сердце Семена Алексеевича не выдержало. Своевременной медицинской помощи ввиду удаленности испытательной площадки ему оказать не смогли. Генеральный конструктор, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат четырех Государственных премий, член-корреспондент Академии наук СССР С.А. Лавочкин скончался. Смерть Лавочкина стала одной из причин, не позволивших довести его последнее детище до принятия на вооружение.

Созданное Семеном Алексеевичем опытно-конструкторское предприятие в 1960 г. получило наименование «Завод им. С.А. Лавочкина», а с 1972 года стало называться «Научно-производственным объединением им. С.А. Лавочкина». С 1965 года и поныне НПО им. Лавочкина — одно из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли страны.



Источники:
Якубович Н. Неизвестный Лавочкин. М.: Яуза, Эксмо, 2012. С. 3-7, 67-71, 143-148, 279-290.
Якубович Н. Самолёты С. А. Лавочкина. М.: Русское авиационное общество (РУСАВИА), 2002. С. 117-147.
Пономарев А.И. Советские авиационные конструкторы. М.: Воениздат, 1990. С. 183-192.
Смирнов Ю. На пороге звукового барьера // Крылья Родины. 2000. №3. С. 8-9.
Серов Г. Ровесник века // Крылья Родины. 2000. №8. С. 24-25.
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. М.: Машиностроение, 1988. С. 223-240, 365-377.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    10 марта 2015 06:40
    Семен Алексеевич- выдающийся конструктор! На самолетах его конструкции воевал всю войну ас №1 СССР- Иван Кожедуб одержавший 64 победы. И тысячи советских летчиков. Надежный самолет с пушечным вооружением был грозным противником всех самолетов Люфтваффе. Земной поклон Вам Семен Алексеевич!
    1. шерьонер
      -15
      10 марта 2015 07:27
      Почему-то если речь идет о Троцком , сразу упоминается , что его настоящая фамилия Бронштейн. А про Лавочкина автор скромно умолчал , что его настоящее имя Симон Альтерович...
      1. +15
        10 марта 2015 07:38
        Цитата: шерьонер
        . А про Лавочкина автор скромно умолчал , что его настоящее имя Симон Альтерович...

        А дело то не в национальности,Вассерман к примеру по национальности евреи,но он Русский по духу.У нас много русских по национальности,а вот душой они евреи или еще кто.Нет у них не Родины не флага,кто заплатит,тому и служу.
        1. шерьонер
          -4
          10 марта 2015 07:46
          На данном ресурсе Вассерман долго не продержался бы . Он конечно русский по духу , но на ближневосточный конфликт смотрит объективно , и соответственно безоговорочно поддерживает Израиль. А на данном ресурсе это не в чести
          1. +9
            10 марта 2015 10:05
            И это ложь, уважаемый, как же вам хочется как всегда выглядеть жертвой, но я думаю эти времена прошли и особенно на этом ресурсе, о человеке больше его дела говорят а не фамилия, мерзюков у каждого народа хватает.
          2. +3
            10 марта 2015 12:02
            Повторяю еще раз свое сообщение. Быть русским - это не значит носить шапку- ушанку, ватник, пить водку стаканами и разговаривать матом.
          3. 0
            10 марта 2015 12:27
            смотря в каком контексте смотреть.
          4. heccrbq06
            0
            10 марта 2015 21:28
            Ответь на вопрос ,почему евреи выгнали арабов со своей родины?
            1. +1
              10 марта 2015 21:31
              Из Египта что ли? fool
              1. 0
                12 марта 2015 05:35
                Вы, сударь, с географией не дружите? Египет-то тут причём? Арабы родом с места, который так и называется - Аравийский полуостров. Вы бы ещё сюда Персов и Турков до кучи добавили. А там и до китайцев и суданцев-мусульман рукой подать.
            2. 0
              12 марта 2015 08:54
              После создания государства Израиль арабы решили его ликвидировать, началась первая арабо-израильская война в 1948г. Несмотря на численный перевес арабы были разбиты, плохо они воюют. Кто бы что ни говорил. Потом была война 1956г за Суэцкий канал. В 1967 Израиль нанёс привинтивный удар и захватил часть арабских земель. Их мотивация понятна-обеспечить свою безопасность, плюс под это дело земли себе добавили. Потом была война 1973г, потом сепаратный мир с Египтом. Каков итог? До появления ИГИЛ напряжённость была с Сирией и Ливаном. Из Ливана постоянные обстрелы Израиля, а те в ответ спецоперации, дальше вмешиваются Сирийцы и пошло-поехало. Не пускай палестинцы Кассамы, глядишь хотя бы слабый был бы мир. И что интересно: воюют безо всякого шанса на победу. Ну а для СССР и США Ближний восток был хорошим полигоном для испытания оружия. Только наши в отличие от США не самые последние разработки испытывали, а арабам оружие поставляли в урезанном виде. Денег это у СССР убавило изрядно, а дивидендов никаких. Один из камней в распад СССР
            3. 0
              12 марта 2015 08:54
              После создания государства Израиль арабы решили его ликвидировать, началась первая арабо-израильская война в 1948г. Несмотря на численный перевес арабы были разбиты, плохо они воюют. Кто бы что ни говорил. Потом была война 1956г за Суэцкий канал. В 1967 Израиль нанёс привинтивный удар и захватил часть арабских земель. Их мотивация понятна-обеспечить свою безопасность, плюс под это дело земли себе добавили. Потом была война 1973г, потом сепаратный мир с Египтом. Каков итог? До появления ИГИЛ напряжённость была с Сирией и Ливаном. Из Ливана постоянные обстрелы Израиля, а те в ответ спецоперации, дальше вмешиваются Сирийцы и пошло-поехало. Не пускай палестинцы Кассамы, глядишь хотя бы слабый был бы мир. И что интересно: воюют безо всякого шанса на победу. Ну а для СССР и США Ближний восток был хорошим полигоном для испытания оружия. Только наши в отличие от США не самые последние разработки испытывали, а арабам оружие поставляли в урезанном виде. Денег это у СССР убавило изрядно, а дивидендов никаких. Один из камней в распад СССР
      2. avt
        +6
        10 марта 2015 09:24
        Цитата: шерьонер
        Почему-то если речь идет о Троцком , сразу упоминается , что его настоящая фамилия Бронштейн. А про Лавочкина автор скромно умолчал , что его настоящее имя Симон Альтерович...

        Ну, да и вообще надо честно открыть всю правду про авиацию про то шо изобрел Сема Лет, Шлема Фон.
        Цитата: шерьонер
        На данном ресурсе Вассерман долго не продержался бы

        laughing ,,Это потому что Коля Тараскин молодой ищо" -пошарьте в архиве сайта - много интересного узнаете, хотя глупости с умным видом говорить проще.
        Цитата: АлНиколаич
        По сути дела, система "Буря" стала первым в мире образцом, способным летать со
        скоростью свыше 3 маха!

        Жаль Хрущь не дал изготовленные образцы отстрелять - порезали. negative
        1. +3
          10 марта 2015 10:35
          Цитата: avt
          Жаль Хрущь не дал изготовленные образцы отстрелять - порезали.

          Увы, при всём неуважении к данному политическому деятелю, нужно реально оценивать то время, и те проблемы (в том числе и финансовые). Страна ещё полностью не отстроилась после войны, а потому денег в бюджете не хватало на все проекты. Приходилось выбирать между тем, что даст реальных результат сейчас. В конце 50-х годов была принята на вооружение стратегическая ракета Р-7, заканчивались испытания ракеты Р-16. Это было уже реальное стратегическое оружие. Крылатые ракеты , к коем относится система «Буря» Лавочкина С.А. и ей подобная система «Буран» Мясищева В.М. делали только первые робкие шаги. Не была отработана система наведения на цель (её до приемлемого уровня доведут лишь к концу шестидесятых годов).
          А вот порезали, уважаемый коллега avt, только те образцы, что были предназначены для наземных испытаний. Лётные образцы все были использованы.

          Оснащенная сверхзвуковым прямоточным двигателем М. Бондарюка и ядерным боезарядом МКР "Буря" вышла на испытания в июле 1957 года. До конца 1960 года было произведено 18 испытательных пусков, подтвердивших высокие летные данные аппарата: максимальная скорость соответствовала числу М=3,3, высота полета 26000 м и дальность до 8000 км. Однако приоритет Хрущевым был отдан баллистическим ракетам.

          Лучше уж синица в руках, чем журавель в небе.
          Автор указал лишь расчётные данные ракеты. Реально она летала (последние 4 пуска) на расстояние около 6000 км и при этом сильно откланялась от точки прицеливания.
          1. avt
            +2
            10 марта 2015 11:15
            Цитата: Гамдлислям
            нужно реально оценивать то время, и те проблемы (в том числе и финансовые).

            Нужно . Особенно в конкретном случае . Что мешало отстрелять уже ГОТОВЫЕ образцы в рамках испытания техники и получения информации да по той же системе наведения в реальном полете для конструкторов по итогам ?? Так нет - порезали .И полагаю не дешевле получилось чем запустить. Все это как то напоминает судьбу ,,Оки".Про то что оставались нелетные образцы не слышал на ,,Лавочкине".
            1. 0
              10 марта 2015 18:18
              Цитата: avt
              Что мешало отстрелять уже ГОТОВЫЕ образцы в рамках испытания техники и получения информации да по той же системе наведения в реальном полете для конструкторов по итогам ??

              Всего было изготовлено 19 образцов. 18 из них использовались для испытаний.

              Цитата: avt
              Так нет - порезали .И полагаю не дешевле получилось чем запустить.

              Сам проект стратегической крылатой ракеты был закрыт Постановлением СовМина СССР ещё 5.02.1960 г. как бесперспективный (п и н д о сы тоже самое сделали). Однако Лавочкину было разрешено продолжить испытания данной системы уже в качестве дальнего сверзвукового беспилотного разведчика. Это направление использования "Бури" умерло после смерти Лавочкина С.А. (не нашлось приверженцев этой идеи в руководстве ОКБ).
              Возможно были на предприятии Лавочкина заготовки (но из лётных образцов не использован был только один), кои и пошли на слом.

              Цитата: avt
              Все это как то напоминает судьбу ,,Оки"

              "Ока" серийно выпускалась и была принята на вооружение. Даже стояла на боевом дежурстве.
              Стоил ли сравнивать ситуацию с этой ракетной системой, не имевшей аналогов за бугром, с опытно-конструкторскими разработками и испытательными запусками "Бури".
          2. 0
            12 марта 2015 05:38
            Огромное число разработок 50-60 годов значительно опережали своё время. К примеру, сравните характеристики М-50 и Б-1Б... МиГ-21 по своим характеристикам не уступал Ф-16, различия только в уровне электроники.
            1. 0
              12 марта 2015 10:58
              В тот период упор делался на скорость, технологии уже позволяли. Новые машины помимо авионики получили новые более экономичные двигатели, стали более маневренными, расчёты стали делать на компьютере. Ф-16 значительно больше полезной нагрузки несёт, у него кабина удобнее, обзор из неё лучше и по взлётному весу стал намного тяжелее. С МиГ-21 лучше сравнить Ф-5 или опытный Ф-20. В современном бою опять велико значение маневренности
            2. 0
              12 марта 2015 10:58
              В тот период упор делался на скорость, технологии уже позволяли. Новые машины помимо авионики получили новые более экономичные двигатели, стали более маневренными, расчёты стали делать на компьютере. Ф-16 значительно больше полезной нагрузки несёт, у него кабина удобнее, обзор из неё лучше и по взлётному весу стал намного тяжелее. С МиГ-21 лучше сравнить Ф-5 или опытный Ф-20. В современном бою опять велико значение маневренности
      3. 0
        10 марта 2015 10:02
        А настоящая фамилия Яйценюха? Не в этом дело, дело в чести человека, как прожил свою жизнь.
      4. +4
        10 марта 2015 12:26
        Лавочкин и есть настоящий еврей. Преданный своей стране. Это и есть тот случай когда неважно какая у тебя национальность. Как и Лев Рохлин.
      5. Dudu
        +1
        10 марта 2015 16:44
        А вы нам не скажите настоящие имя и фамилию "Степана Бандеры" или это не кошерно?
      6. Комментарий был удален.
      7. heccrbq06
        0
        10 марта 2015 21:27
        Человек из гонимого нагодца лучше не надо вспоминать такие вещи,тебе же лучше.
      8. +1
        11 марта 2015 03:40
        Цитата: шерьонер
        Почему-то если речь идет о Троцком , сразу упоминается , что его настоящая фамилия Бронштейн. А про Лавочкина автор скромно умолчал , что его настоящее имя Симон Альтерович...

        Не надо лукавить ,евреем считается тот кто исповедает иудаизм.(Лавочкин таковым не был)Если у вас принято выпячивать национальность в угоду политическим целям ,то у нас нет.И Холокост для нас не Жертвоприношение ,а геноцид.
  2. +8
    10 марта 2015 07:26
    По сути дела, система "Буря" стала первым в мире образцом, способным летать со
    скоростью свыше 3 маха! По сути- гиперзвук! И это в 1954 году! Лавочкин смог!
    Он мог, когда другие не могли! Вспоминаю цикл статей на нашем сайте, про ЛА5.
    Честь и хвала хорошему конструктору и организатору!
  3. +6
    10 марта 2015 07:47
    Цитата: шерьонер
    Почему-то если речь идет о Троцком , сразу упоминается , что его настоящая фамилия Бронштейн. А про Лавочкина автор скромно умолчал , что его настоящее имя Симон Альтерович...


    Лавочкин, как и тот же Галлай, не столько еврей сколько Советский Человек. И будь они евреями, узбеками, грузинами как Сталин, или бурятами и чукчами, Россия ими будет гордиться и считать именно своим. А вот Порошенко, был бы он даже 100% русским, нашим бы никогда не был, даже если он родился в СССР.

    А то, что на этом сайте порой наподают на евреев... Так это большей частью не на евреев, а на израилетян, как на союзников США. Не понимаем мы, вашей любви к "старшему брату".
    1. шерьонер
      -4
      10 марта 2015 08:33
      У нас есть только любовь к своей стране. И есть факты. А они говорят , что убивает нас в основном российское оружие , а защищает американское. И от этого факта никуда не деться. Одна моя знакомая приехала сейчас сюда на 3 месяца из Луганска.русская. Как водится , Америку ненавидит. Через месяц сказала мне , что она конечно Америку ненавидит, но если бы она здесь постоянно жила, то иначе бы относилась и к Америке , и к России. Угол зрения на многое влияет. Очень трудно быть нейтральным , когда твой товарищ гибнет от Корнета
      1. +5
        10 марта 2015 09:01
        Дело не в том от какого оружия гибнет твой товарищ, в том в чьих руках оно находится.Поасть в эти руки ономожет самыми разными путями. Всё остальное - суть пропаганда, которой пользуются политики. В Чечне наши ребята гибли от российского оружия и что? Мы должны ненавидеть тех кто его производит, остановить его производство(?). Торговля оружием выгоднейший бизнес и "штатовцам" также выгодно продавать израильтянам своё оружие и чем больше тем лучше, а значит выгодно что бы у другой стороны оружие не переводилось, при случае они толкнут его и им, причём даже скупив где нибудь на стороне именно российское оружие, может быть китайское или чешское - не важно.
      2. +4
        10 марта 2015 10:13
        Не удержался, придется вмешаться...

        Цитата: шерьонер
        Угол зрения на многое влияет. Очень трудно быть нейтральным , когда твой товарищ гибнет от Корнета


        Не корректное сравнение... Вот с другого угла зрения (по Вашим словам) я могу сказать и о том, что в 08.08.08 Ваша страна Грузии помогала, значит, однозначно - Вы - враги МОЕЙ страны...

        Или другой пример: евреи из Израиля сейчас воюют на территории Украины и на той, и на другой стороне... НО бОльшей частью - на стороне укровласти... С какого угла зрения будем рассматривать???

        Разговор должен идти о великом СОВЕТСКОМ авиаконструкторе Лавочкине, а не выяснении отношений между Израилем и Россией, евреями и русскими...

        У Вас четко обозначена позиция: пришли на форум, где большинство посетителей являются патриотами России, с целью потроллить, завести и довести до абсурда обсуждения различных как исторических, так и современных фактов жизни и развития человечества как такового и России - в частности...
      3. +2
        10 марта 2015 10:15
        Убивает не оружие а человек, поезжайте во Вьетнам и Югославию, в Ирак и Ливию и спросите их, ваше мнение, согласно вашей логике должно измениться, там в основном убивало и убивает американское оружие, а про Окраину, так это часть СССР которое и вооружено именно советским оружием а не американским, вот поставят америкосовские защитники оружие фюрерам киевским и начнут опять защищать самостийность, сколько ещё народу положат? Подумайте - не оружие убивает а человек или нелюдь, а русское оружие ковалось для защиты своей страны, вспомните на кого напала Россия в последние 20 лет и на кого напали ваши защитники американцы и сколько крови это бандитское государство ещё прольёт, а про русских только орут и обвиняют и под шумок проворачивают свои кровавые дела.
      4. avt
        +2
        10 марта 2015 10:36
        Цитата: шерьонер
        У нас есть только любовь к своей стране. И есть факты. А они говорят , что убивает нас в основном российское оружие , а защищает американское. И от этого факта никуда не деться.

        Ой вэй ! Таки что нам делать от списка членов висшего состава ВЧК- ОГеПУ и начальников ГУЛАГА !??Это поглавней железяки то будет.Или таки нет ?
        Цитата: шерьонер
        . Очень трудно быть нейтральным , когда твой товарищ гибнет от Корнета

        Мама дарагая ?Таварисчь. И таки нам скопом у очередь антисемитов вставать , или походу уже сами вписали ?Во таки всех на сайте не с серыми погонами и значком с могем Давид? А может вам таки внять совету товрисча Жаботинского времен рэволюции и ,,не надо играть на скрыпке на чужой свадьбе , тем более что гости ушли и вас не слушают"?
      5. +1
        10 марта 2015 10:40
        Цитата: шерьонер
        И есть факты. А они говорят , что убивает нас в основном российское оружие , а защищает американское.

        Винтовка (автомат) Галил это конечно же разработка на основе американского оружия. Ага.

        Цитата: шерьонер
        Очень трудно быть нейтральным , когда твой товарищ гибнет от Корнета

        Убивает не оружие, убивает человек или нелюдь.
        "Корнет" это Оболенский что ли?
      6. +3
        10 марта 2015 17:40
        Ёпт! Так дружит пусть Израиль с Россией, а не с Америкой - и всё, не гибнут слодаты АОИ от "Корнетов" и "калашей". И С-300 защищать будет небо земли обетованной. Не пробовали? Нет?? Память коротка. Бизнес дороже чести? Так и не жалуйтесь. А про луганчанку - она не русская, точно! Где жо...пе тепло, там и родина???
      7. heccrbq06
        0
        10 марта 2015 21:30
        А русские тут причем?Ты своим в Кремле этот вопрос задай.
      8. 0
        12 марта 2015 05:46
        Ага. Обалденная логика!
        Учитывая, что в Афганистане, в 80-х, наши ребята гибли от пуль, выпущенных из британского Ли-Энфилда (т.н. "Бур"), - всех англичан под нож надо было!
        Советские партизаны активно применяли трофейную технику... МП-40... Кто автор? Фолмера - повесить за мошонку! Моего Фридриха уделали из его оружия! Г-н Маузер! Вы ответите за гибель румынских солдат в Крыму от пули тамошних партизан!..
        Такой бред можно гнать погонными метрами и длинными тоннами...
    2. +3
      10 марта 2015 10:48
      Уважаемый коллега Эдуард, полностью Вас поддерживаю. Сталин выдвигал людей не по национальности, а по деловым качествам. Верховный был прогматиком. Если человек подтверждал своей работой, что он стоящий специалист (руководитель), то он получал поддержку, а если оказывался всего-лишь брехун, то карьера его была коротка.
  4. +3
    10 марта 2015 09:05
    Да, Лавочкин один из столпов советской авиации. У Покрышкина читал, что ему понравилось общение с Лавочкиным в противовес Яковлеву, не хотел Яковлев слушать про минусы машины. Хотя, по списку асов если пройтись - http://www.opoccuu.com/air-aces.htm - на Р39 много сбивали и лучшим асом можно Гулаева назвать - 0,83 сбитых самолета на бой. Покрышкин - 0,43, а Кожедуб - 0,55, Покрышев - 0,63.
    По самолетам, получается, у Лавочкина лишь семейство Ла5-Ла11 сложилось, хотя и Ла5 и Ла7 отличались африканской жарой до 50 градусов в кабине, насколько читал.
    1. 0
      10 марта 2015 11:00
      Цитата: sevtrash
      По самолетам, получается, у Лавочкина лишь семейство Ла5-Ла11 сложилось, хотя и Ла5 и Ла7 отличались африканской жарой до 50 градусов в кабине

      В качестве ложки дёгтя в бочку мёда.
      Истребитель Яценко Владимира Панфиловича И-28 что-то сильно напоминает силуэт истребителя Лавочкина времён ВОВ. Это деревянный истребитель, выполненный по той же технологии, что и ЛаГГ, Ла-5.
      И-28 был основным конкурентом Поликарповского И-180. Его серийное производство началось в конце 1938 г. на Саратовском заводе. Шло очень трудно. Было собрано 5 экземпляров, после чего пришёл приказ о прекращении производства. Подвёл (как и И-180) двигатель. Были немалые технологические трудности.
      1. 0
        10 марта 2015 14:00
        Ай да бросьте вы,данный аппарат можно назвать цельнодеревянным с большей натяжкой,половина фюзеляжа(до кабины)ферменная из стальных труб,стабилизатор,рули,элероны цельнометаллические.Основные несущие элементы крыла выполнены из"дельтадревесины"но скреплялись дюралевыми уголками количество которых, от колличества деталей крыла составляло более 35%.Проэкт изначально курировался авиа строительным отделом народн коммисариата оборонной промышшл,руководил которым В.П.Горбунов(знакомая фамилия?),отсюда и "похожести".Проэкт был призван реализовать преимущества элепсовидного крыла в купе с профилями большего относительного удленнения.Оно обеспечивало низкое сопротивление на высоких скоростях и при этом обеспечивало высокие несущие свойства на низких(посадочных,маневровых)скоростях.С начала 30х г такими крыльями очень активно занимались в европе."Спитфаер"и Хе-112 пожалуй самые"яркие"результаты этих работ(но их крылья целиком дюралевые).В тоже время данное крыло требовало очень высоких харрактеристик как местной так и общей прочности,высокой точности изготовления(вполне закономерно,что в Саратове возникли сложности с серией).При этом,такому крылу свойственны очень серьезные проблемы с выходом из штопора.Именно решение "штопорных проблем"делает необходимым применение обратного излома.Аварию первого летного образца многие специалисты связывают с надломом крыла при пикировании,отсюда значительная вибрация,повлекшая срыв капота дв-ля,выкидывание пилота и последующее частичное разрушение машины. Косвенно это подтверждается тем,что крыло второго летного образца было коренным образом переработанно,стало толще(тяжелее)и уже не имело требуемых аэродинамических"плюсов".
    2. 0
      12 марта 2015 11:13
      Кобра была комфортабельна, радиосвязь в ней была хорошая. При относительно скромных характеристиках, была качественно собрана и на ней удобно было воевать, поэтому и наших асов на ней много было, не то что Р-40 или Харрикейн
    3. 0
      12 марта 2015 11:13
      Кобра была комфортабельна, радиосвязь в ней была хорошая. При относительно скромных характеристиках, была качественно собрана и на ней удобно было воевать, поэтому и наших асов на ней много было, не то что Р-40 или Харрикейн
  5. +4
    10 марта 2015 11:34
    Лавочкин ушёл в расцвете своих творческих сил. Сколько ещё он мог сделать... Война многих настигла уже в мирное время...
    "Фронт идёт через КБ" М. Арлазорова - прекрасная книга о нём. Кто может ещё не читал - прочитайте...
    1. +1
      10 марта 2015 13:54
      У меня есть такая, одна из любимых моих книг
  6. +2
    10 марта 2015 13:47
    "...Мощное вооружение выделяло И-301 среди других опытных разработок того времени. Опытный образец ЛаГГ-3 имел такие многообещающие характеристики, что правительство приняло решение поставить самолет в серию сразу на шести заводах. Однако вскоре боевое применение ЛаГГ-3 выявило, что серийные машины значительно потеряли в скорости по сравнению с опытным самолетом..."
    Для интересующихся ЛаГГ-3 могу порекомендовать книгу Рабкина "Люди, время, самолеты". Рабкин был ведущим инженером ЛИИ по ЛаГГ-3 и , полагаю, знал о чем писал.
    1. 0
      10 марта 2015 17:42
      Цитата: tolancop
      Опытный образец ЛаГГ-3 имел такие многообещающие характеристики

      Да, уважаемый коллега tolancop, опытный образец действительно был много обещающим... Не даром его прозвали лётчики-испытатели - роялем. Он был изготовлен квалифицированными специалистами на опытном производстве, основательно вылизан, отполирован. Это дало ему возможность показать приличные ЛТХ. И даже при этом в ходе испытаний были выявлены многочисленные конструктивные дефекты и недостаточная прочность.
      А что до мощного вооружения опытного образца, так на серийных машинах его то уже не было. Самолёт пришлось облегчать, чтобы добиться приемлемых манёвленных характеристик.

      Цитата: tolancop
      Однако вскоре боевое применение ЛаГГ-3 выявило, что серийные машины значительно потеряли в скорости по сравнению с опытным самолетом...

      Реальное производство, со своими технологиями, с кадрами недостаточно квалифицированными, привели к тому, ЛТХ самолёта снизились до уровня И-16 (а по манёвренности уступали). Прочность самолёта (особенно фюзеляжа за кабиной и крыла) оказалась недостаточная. Аварийность данного самолёта (а так же первых серий Ла-5) была самая большая в ВВС РККА по сравнению с другими типами боевых самолётов. Не даром лётчики расшифровывали аббревиатуру ЛаГГ - как Лакированный Гарантированный Гроб.
      Да же эталонный экземпляр самолёта ЛаГГ-3 на 1942 г. прошёл испытание далеко не с первого раза и имел массу замечаний.
      1. +2
        11 марта 2015 06:07
        И-301 многообещающих харрактеристик не когда не показывал,т.к.проэктировался под двигатель М-106 который так и не родился.Причина его быстрого пуска в большую серию- цельнодеревянная конструкция.Машины производства Таганрогского завода имели вполне преемлемые ЛТХ-ЛаГГ-1(трехбачный,без радиостанции),облегчением машины(ввиду монтажа более слабого М-105)занимался сам Горбунов назначенный гл.инженером завода.Прочность машины не вызывала нареканий.А вот продукция Горьковского авиазавода пострадала в следствии множества"улучшений"вносимых ЛИИ ВВС,увеличения запаса топлива,величины БК шкасов,монтажа углекислотной противопожарной системы(это я уже про ЛаГГ-3).А главное когда производство наконец то было налаженно,прекратились поставки эпоксидных компонентов(для дельтодревесины) из Германии.Пришлось искать эрзацы(что облегчению конструкции не способствовало),спешно договариваться с амерами(при этом плановые обязательства не кто не отменял.),а выпущенные машины военпредами не принимались(в следствии перетяжеления)и хранились на площадке готовой продукции завода(без консервации)порядка 3 месяцев,позже по особому распоряжению машины были приняты,причем требующие восстановительного ремонта-предварительно "восстанавливались"за счет завода.Весной 41г было решено сократить выпуск ЛаГГ-3 в Горьком,прекратить выпуск на всех остальных заводах.На перспективу готовилось его основное производство в Тбилиси.Все заделы с остановленных предприятий были переданны в Горький на достройку.В таких условиях рождались ЛаГГ-3 3-4ой серии именно их прозвали"гробами"они трескались при жестких посадках(но не за кабиной а у стабилизатора).Однако не одной аварии или катастрофы из-за частичного разрушения конструкции в воздухе зафиксированно не было.В апреле 41г по этому поводу состоялось совещание руководства НКАП и ВВС,Гудков(на тот момент Гл.Конструктор ОКБ-301)давал объяснения.Вообще ЛаГГ-3 был не намного хуже-или лучше других"новых"истребителей.Во всяком случае его серийный выпуск(в Тбилиси)п прекратили в августе 44г.,на месяц раньше чем Як-1Б.А вот"гадким утенком"ВВС РККА он стал в конце 60х когда Яковлев издал мемуары-"Цэль жизни".
  7. +1
    10 марта 2015 15:30
    Великий человек, великий конструктор. Вечная слава, вечная память.
  8. 0
    10 марта 2015 18:33
    Чтобы понять причину этого чудесного чуда (изв за тавтологию масла масляного):" Но произошло чудо: в апреле 1942-го опытный ЛаГГ-3 оснащенный двигателем воздушного охлаждения М-82 показал отличные результаты летных характеристик, значительно превосходящие "Як" с двигателем М-105П. Самолет на заводе №21 в Горьком запустили в серийное производство под обозначением Ла-5."Нужно открутить время на несколько лет назад. Итак, Чкалов разбился на опытном экземпляре И180. Поликарпов несмотря на аварийную ситуацию, гибель народного героя продолжает работу по доводке самолета.На выходе появляются доведенные модификации И-180, затем И-185. Последниий является выдающимся, подчеркиваю- реально отработанным в производстве истребителем, как принято тогда говорить всех времен и народов (кому интересно отсылаю к трудам Шаврова , этот человек выражаясь современным языком "гораздо круче" Арлозоровых и Рабкиных и прочих вместе взятых, ну кто в теме тот поймет)Опытные партии И-185 принимали участие в боевых действиях, но в серию не пошли, не потому что сложные в конструктивном плане, тут то как раз все прекрасно и технологично, заточено под наше производство, а просто потому что не было уже на тот момент у КБ Поликарпова "своего" авиастроительного завода. Напоминаю, 41-42 год, Наркомат обороны издает циркуляр предписывающий прекратить пытаться внедрять новую технику, разрешено совершенствовать принятые на вооружение образцы ( и это решение в разрезе тех лет абсолютно правильное)Поэтому в Наркомате авиационной промышленности в 1942 году и было принято так сказать силовое решение передать материалы КБ Поликарпова "на винтомоторную группу с вооружением самолетов И-180,И-185" для того чтобы поправить летные ТТХ довольно неудачного и посредственного ЛаГГа. Поликарпову это конечно очень тяжело далось, с точки зрения чисто человеческой, проще было свернуть производство ЛаГГов и пустить в серию И-185, но дисциплина есть дисциплина. Если кто-то думает что вот отдали бумажки а дальше как хотите, сами занимайтесь генетическим скрещиванием самолетов, то тут то как раз совсем другой случай. Все специалисты Поликарповского КБ вплотную занимались данного вида "генетикой", что получилось на выходе: Ла-5, самолет с характеристиками гораздо лучше ЛаГГа но хуже чем И-185.
    В дальнейшем (Ла-7, Ла-9, Ла-11) его характеристики почти довели до уровня И-185.Но там от ЛаГГа ничего уже не осталось. Со Стороны Лавочкина честнее было бы признать ведущую роль в создании серии Ла-5,7,9 КБ Поликарпова во главе с ним самим, но увы...Вот вкратце слегка такой ликбез.
    1. -1
      10 марта 2015 19:16
      Цитата: мичманхаритонов
      Вот вкратце слегка такой ликбез.

      Т.е. можно ожидать, что кроме этого краткого ликбеза мы в скором времени будем осчастливлены полноценным историко-инженерным исследованием по поводу появления в рядах ВВС РККА самолёта Ла-5 и незавидной судьбы И-185. what
      Типа: ни кто ещё кроме мичманхаритонов не постиг в этом вопросе истины... sad
      Флаг Вам в руки, мичман. yes И успехов Вам на этом не топтанном feel поле ...
      1. +2
        10 марта 2015 20:26
        И Вам не хворать!!
        На постижение истины в последней инстанции не претендую. Историко инженерные исследования провел вышеупомянутый мною авиаконструктор. А"типа кто еще чего то не постиг" смотри полемику выше, вот там "постижение истины" развернуто во всей красе. А мой краткий экскурс по этой тематике не являет собой самодовольное топтанье целины,с флагом и барабаном на шее, а скромная попытка направить мысли некоторых индивидуумов в продуктивном направлении.
    2. -1
      10 марта 2015 22:49
      Вообще там поработал Яковлев http://www.airwar.ru/enc/fww2/i185.html.
      Чертежи на винтомоторную группу по решению Яковлева передали не только Лавочкину, но и Микояну и собственно Яковлеву. Еще раньше Лавочкина Гудков пытался сделать Гу82 возможно с документацией по мотору от Су4.
    3. 0
      11 марта 2015 16:34
      Да, жаль что и ВИТ-2 Поликарповский в серию не пошёл
    4. 0
      11 марта 2015 16:34
      Да, жаль что и ВИТ-2 Поликарповский в серию не пошёл
  9. +2
    10 марта 2015 19:03
    Вообще-то И-180 шёл без конкурса, как дальнейшее развитие И-16. Поэтому говорить о конкуренции со стороны конструкции Яценко не корректно. Да и сравнение также никак не в пользу последнего.
    Пусть Лавочкин еврей, что в этом такого? Надо просто понимать, что есть израильтяне - евреи, живущие на Родине. Есть евреи - люди, встречающиеся во всё мире, живущие как для себя, так и для страны, в которой пребывают. И есть ж.и.д.ы - евреи, живущие только для себя где бы то ни было. Да и бог бы с ними такими, но им же непременно надо гадить стране, в которой живут и окружающим людям. И так как эти обычно на виду, то отсюда и растут корни отношения к евреям в целом.
    Ну а ЛаГГ конечно был воплощён как уг. Идея неплохая, а вот опыта молодому коллективу не хватило. И только наработки Поликарпова, удачно адаптированые специалистами КБ, позволили родится хорошему истребителю. Правда, с опозданием в полтора года...
    Ну а оправдывание Хрущова в какой бы ни было области - моветон. К сожалению человек создал для страны огромное множество проблем, часть которых аукается нам и сейчас...
    1. 0
      12 марта 2015 10:15
      В целом согласен, относительно Хрущёва скажу, что нет в его деятельности только плохого и только хорошего. Другое дело, что были при нём и достижения и провалы. Даже памятник ему создал скульптор Эрнст Неизвестный в чёрно-белом оформлении, как символ его натуры. Помимо всего прочего ему не хватало культуры и образования. Конечно такой человек не должен быть лицом страны, ему бы колхозом управлять. К сожалению в те времена во главу угла ставилась идеология, а не экономика и интересы людей, а в конечном итоге и государства.
    2. 0
      12 марта 2015 10:15
      В целом согласен, относительно Хрущёва скажу, что нет в его деятельности только плохого и только хорошего. Другое дело, что были при нём и достижения и провалы. Даже памятник ему создал скульптор Эрнст Неизвестный в чёрно-белом оформлении, как символ его натуры. Помимо всего прочего ему не хватало культуры и образования. Конечно такой человек не должен быть лицом страны, ему бы колхозом управлять. К сожалению в те времена во главу угла ставилась идеология, а не экономика и интересы людей, а в конечном итоге и государства.
  10. +1
    10 марта 2015 20:10
    Цитата: avt
    может вам таки внять совету товрисча Жаботинского времен рэволюции и ,,не надо играть на скрыпке на чужой свадьбе , тем более что гости ушли и вас не слушают"?

    Эти слова , да всем евреям в уши .
  11. +3
    10 марта 2015 20:18
    Для системы "400" (Даль) ОАО "ВНИИРА" с момента ее построения создавал командную радиолинию Шифр "Радуга". Главным конструктором был И.М. Векслин. КРУ была создана, пуски ракет прошли успешно, но неудовлетворительно работал спец. вычислитель и С.А. Лавочкин скончался. Это был выдающийся ученый. Разработку закрыли и тогда И.М.Векслин перенес эту КРУ для управления истребителями-перехватчиками.
    Долго эту модмфикацию КРУ ОАО "ВНИИРА" испытывал, внедрял в серию. В итоге снова все получилось. И.М. Векслин и я были удостоены за ее создания Государственных премий и правительственных наград. Затем меня назначили Главным конструктором новой КРУ. Мне пришлось изменить принцип работы, провести Гос. испытания и обеспечить принятие уже новой КРУ на вооружение.
    Вот так после смерти С.А. Лавочкина развивались его идеи. А сколько прошло лет. Эти ВиВТ и в настоящий момент поступают в войска и обороняют нашу страну. Специалисты, которые работали уже после смерти И.М. Векслина, были прекрасные и талантливые ученые. С ними можно было творить новые ВиВТ. Честь имею.