История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

25 марта 1941 г. Югославия присоединилась к Тройственному пакту. Однако ситуация в Белграде вскоре изменилась: англичане подбили высшее командование вооруженных сил Югославии (видное место среди заговорщиков занимали генералы ВВС Душан Симович и Боривойе Миркович) на путч. На руку офицерству играли традиционные антигерманские настроения сербов и агитация запрещенной коммунистической партии.

Союзницей держав оси Югославия оставалась всего два дня: 27 марта народ и офицеры вышли на улицы — власть передали малолетнему королю Петру II. События в Югославии заставили Гитлера отложить нападение на Советский Союз. В раздражении фюрер отдал Герингу приказ: "Белград сровнять с землей". Приказ был воспринят с воодушевлением. Ранее многие германские офицеры выражали недовольство отношением Гитлера к Югославии как к какой-то примадонне, а теперь у них появилась возможность расквитаться по счетам, оставшимся со времен Первой мировой войны. Сербия страшно пострадает в годы II мировой войны, но за яркие страницы в своей истории народы всегда платят дорого…

Уже 1 апреля 1941 года один немецкий истребитель Bf-110 вторгся в воздушное пространство Югославии и был принужден к посадке югославским "Харрикейном", самолет перекрасили и передали в ВВС Югославии, однако после первого же боевого вылета он был разбит при посадке.


С качественной точки зрения германская и югославская авиация были примерно равны, но численно германская авиация (вместе с авиацией стран-союзниц) превосходила югославскую в шесть раз (Германия имела 1412 военных самолетов, Италия — 702 и Венгрия — 287). Внезапность нападения и сопутствовавшая ему паника привели к тому, что большее количество самолетов были уничтожены в первые два дня войны на земле. Однако несмотря на такое значительное численное превосходство, югославские летчики сумели достойно показать себя в бою…

Немецкое вторжение в Югославию началось на рассвете 6 апреля с бомбардировок самолетами VIII-го авиакорпуса (VIII. Fliegerkorps), базировавшегося в Болгарии, и 4-го воздушного флота, расквартированного на территории Австрии, Венгрии и Румынии. Юго-запад Югославии и Адриатическое побережье подверглись комбинированным атакам X-го авиакорпуса (X. Fliegerkorps) и 2-й и 4-й авиабригад (2a et 4a Squadra Aerea) Королевских итальянских ВВС с баз авиационного командования "Албания" (Commando Aeronautica Albania). В это "кровавое" воскресенье Белград и аэродромы подверглись нападению четырех волн бомбардировщиков по 100 машин в каждой. Командующий 4-м воздушным флотом генерал-полковник Лёр сыграл важную роль, возложенную Гитлером на немецкие силы в его Директиве №25 (наказание югославского правительства).

В составе BBKJ на 6 апреля 1941 г. насчитывалось 440 самолетов, включая 140 истребителей, около 100 из которых являлись современными (Bf.109E (55), "Харрикейн" Mk.I (46), ИК-3 (7), Potez 63 (1).

История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Югославские летчики у истребителя "Рогожарски" ИК-3


Люфтваффе подготовили массированный налет на Белград, который должен был последовать спустя час после начальных налетов VIII-го авиакорпуса. В налете приняли участие 74 Ju 87, 160 He 111 и Do 17Z, которые сопровождали Bf 110 и 100 Bf 109 E.

Белград прикрывала 32-я авиационная группа, состоящая из трех эскадрилий с 27 истребителями Bf -109E, базирующаяся на аэродроме Прнявор. На аэродроме Земун располагалась 51-я авиагруппа 6-го истребительного полка, также состоящая из трех эскадрилий, однако, только одна из них — 102-я, перелетевшая 5 апреля из Мостара, имела на вооружении 10 Bf -109E, тогда так в остальных эскадрильях было всего 6 отечественных истребителей ИК-3 и два французских самолета Potez 630.

История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Югославский истребитель Potez 630


В сумме полк располагал 43-мя современными истребителями, по своим характеристикам равноценными немецким самолетам. Единственным недостатком была подготовка сербских пилотов исключительно к боям парами при отсутствии подготовки к боям большими группами, кроме того, эффективность действия югославских истребителей была снижена из-за проблем с топливом. Югославские пилоты не были застигнуты врасплох: все самолеты истребительной группы, прикрывавшей Белград, немедленно взлетели с аэродрома, расположенного недалеко от Земуна.

История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Картина современного сербского художника. Утро над Белградом


Несмотря на то, что одному истребителю Рогожарски ИК-3 пришлось повернуть назад из-за перегрева двигателя во время взлета, остальные пять машин атаковали первые самолеты противника. ИК-3 атаковали бомбардировщики, но вмешались подоспевшие Bf 109E, и начался ряд ожесточенных сражений. Немецкие истребители набросились на истребители ИК-3, обладавшие характерными силуэтами, тогда как сербские Мессершмитты из-за сходства с немцами смогли внести смятение в ряды врага и прорваться к бомбардировщикам. Югославские пилоты заявили пять побед, но один ИК-3 был сбит и еще три машины, получившие серьезные повреждения, разбились во время аварийной посадки. Один пилот погиб, еще два получили ранения. Также погиб командир 102-й эскадрильи 6-го истребительного полка, пилотировавший Bf -109E . Он успел сбить один немецкий бомбардировщик, но затем и сам был сбит немецким истребителем сопровождения. Пилот успел выпрыгнуть с парашютом, но был расстрелян немцами в воздухе.

История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Картина современного художника. Югославские истребители Рогожарски ИК-3 атакуют немецкие самолеты.


Командир эскадрильи капитан Саво Поянич сбил бомбардировщик (He 111 или Do 17) и истребитель Bf 109E. Когда у него закончились боеприпасы, его ИК-3 был серьезно поврежден зашедшим в хвост "эмилем". В этот момент на самолет Поянича набросился целый штаффель немецких истребителей. Югославский летчик сымитировал повреждение двигателя своего ИК-3, и вошел в штопор, но при попытке посадить свой самолет был обстрелян низколетящим Bf 110; машина получила серьезные повреждения, а сам пилот был ранен в плечо. В течение отражения этого налета сержант Милислав Семич сбил Ju 87.

С аэродрома Прнявор также взлетело югославских 19 Bf -109E, 8 осталось в резерве. Они перехватили немцев над восточным Сремом и успели сбить несколько бомбардировщиков, но из-за сильного истребительного прикрытия не смогли воспрепятствовать бомбардировке. В этой авиагруппе погибших пилотов не было, несколько самолетов получило повреждения, пилоты отделались ранениями.

История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Картина современного художника. Воздушный бой между югославским истребителем Рогожарски ИК-3 и немецким Bf -109


Итого: в первом бою ВВС Югославии потеряли 3 самолета сбитыми и 12 поврежденными (всех типов). В свою очередь немцы заявили о девяти победах: 2 Bf 109, 5 "Харрикейнов" и истребителя "Dewoitine" (почти наверняка один из ИК-3).

Следующие три немецкие атаки на Белград разделяли лишь часы. Вторая атака произошла между 10 и 11 часами (57 Ju 87 и 30 Bf 109), третья в 14 часов (94 двухмоторных бомбардировщика и 60 истребителей) и четвертая в 16 часов (90 Ju 87 и 60 истребителей).

Пытаясь воспрепятствовать этим атакам, югославы использовали в каждом бою по 13-16 истребителей. Югославские летчики пробивались через немецкие построения, чтобы совершить невозможное и сбить вражеские бомбардировщики, их храбрость и дерзость поражала немцев, считавших противника "самоубийцами".

До конца дня 6 апреля самолеты истребительного полка, защищавшего Белград совершили всего 140 самолетовылетов. По правилам того времени предполагалось, что самолет может совершить 1-2 вылета за день, тогда как некоторые самолеты 6-го полка вылетали на задание 8-10 раз, а пилоты по 4-5 раз. За этот день полк потерял 13 пилотов, 6 из которых погибли, а семь были ранены, 23 самолета, в том числе 8 сбитых и 15 поврежденных. Кроме того, погиб капитан Живица Митрович из 2-го истребительного полка, нарушивший приказ и улетевший из своей зоны патрулирования под Крагуевцем на защиту Белграда и принявший неравный бой с врагом. В этом бою были сбиты и он и его ведомый, спасшийся с парашютом.

Немцы потеряли двухмоторных бомбардировщика Do 17 Z, 5 двухмоторных истребителей Bf 110, некоторые из которых были заявлены югославами как сбитые двухмоторные бомбардировщики, из которых 4 были сбиты (погибли три члена экипажей), а пятая машина была потеряна, рухнув на землю во время посадки. Шестой Bf 110 совершил вынужденную посадку, а седьмой был поврежден. 4 пикировщика Ju 87. Также были потеряны 2 истребителя: Bf 109 E-4/B и Bf 109 E-7. Со своей стороны, в боях над Белградом пилоты Luftwaffe претендовали на девятнадцать Me 109 и еще на четыре истребителя неизвестного типа.

Всего в первый день войны Белград был атакован 484 бомбардировщиками и "штуками", сбросившими в общей сложности 360 тонн бомб. Жертвами апрельской войны стали более четырех тысяч белградцев. Большая их часть погибла в первый день, более половины тел осталось под завалами и найдено не было. Через 58 лет немцы снова будут бомбить Белград, правда, уже в компании с другими стервятниками…

История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Здание городской спупщины Белграда, разрушенное немецкой бомбардировкой 6 апреля 1941 года


На второй день войны у югославов осталось всего 22 истребителя, однако они продолжили бои уже с большим умением и организованностью. Были проведены четыре групповых перехвата, бои в первой половине дня прошли без потерь. Однако, когда появилась значительная группа немецких пикировщиков с истребительным прикрытием, на перехват были брошены 16 истребителей. В 30 километрах от Белграда немцы были атакованы. Бой начался успешной групповой атакой югославских истребителей, но затем распался на серию дуэлей с переменным успехом. Было потеряно 8 югославских самолетов, 4 летчика погибло.

История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Картина современного художника. Воздушный бой между югославским истребителем Рогожарски ИК-3 и немецким Bf -109


Так как немецкие разведчики обнаружили аэродром 32-й группы, вечером 7 апреля несколько самолетов 6-го полка перебазировались на запасной аэродром, остальные перелетели утром 8-го апреля.

14 оставшихся Bf -109E (один отремонтировали 7 апреля) 8 апреля были усилены пятью "Харрикейнами" из 4-го истребительного полка из Баня-Луки, но смысла в этом усилении уже не было, так как 11 апреля, когда возобновились атаки на Белград, 6-й полк об этом вообще не был извещен из-за полного развала связи и системы воздушного наблюдения. В конце дня 11 апреля югославское верховное командование приняло решение о прекращении воздушной обороны Белграда и разрушении мостов.

11 апреля югославские Bf-109E участвовали в отражении попытки штурмовки немецкими тяжелыми истребителями аэродрома Велики Радницы, в ходе которой было ими сбито два немецких истребителя Bf -110, а истребителями "Рогожарски" ИК-3 2 пикирующих бомбардировщика Ju 87. В тот от день младший лейтенант Милисав Семич на истребителе ИК-3 атаковал и сбил Bf 110 D. Один югославский Bf-109E, принадлежавший летной школе, был сбит 12 апреля в ходе авиаразведки в районе Мостара.

Так как из-за плохой погоды югославские истребители не смогли перелететь под Сараево, утром 12 апреля экипажи подожгли свои оставшиеся самолеты (11 Bf-109E, 5 "Харрикейнов" и 3 ИК-3), так как аэродром от немцев отделяло всего 15 километров.

История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Немецкие пехотинцы рассматривают останки трех ИК-3, сожженных утром 12 апреля на аэродроме Велики Радницы


Не менее активно действовали и другие югославские летчики. Истребители "Харриккейн Мк.1" и "Икарус" ИК-2 действовали в Боснии и в районе Загреба как истребители и штурмовики до 13 апреля, когда последние машины были сожжены самими летчиками при подходе немцев к аэродромам.

История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Югославские самолеты различных типов, захваченные вермахтом на аэродроме Земун, на заднем плане ИК-3


9 апреля патруль югославских истребителей ИК-2 заметил группу примерно из 27 немецких Bf.109E. Пара ИК-2 в то время заходила на посадку, один из истребителей приземлился на заправку, а другой развернулся и вступил в бой. Одинокий пилот на ИК-2 был окружен 9 "Мессершмиттами". Летчик, используя все свое мастерство и маневренность своего самолета, выдержал все атаки и сумел благополучно приземлиться на аэродроме. В небо были подняты 8 Харрикейнов Мк. II и 5 ИК-2, которые вступили в бой. Через 10 минут, немецкие истребители отступили в направлении Австрии, оставив на поле боя сбитыми 2 "Мессершмитта", ещё несколько были сильно повреждены. С югославской стороны, были сбиты 1 ИК-2 и 2 " Харрикейна".

История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Истребитель "Харрикейн" Мк.1 ВВС Югославии


6 апреля в ходе воздушного боя у Куманово (Македония), где базировались устаревшие югославские истребители-бипланы Хаукер "Фьюри" 5 авиаполка, югославские летчики совершили одновременно 3 авиатарана. Своих противников таранили сын русских белоэмигрантов Константин Ермаков, Танасич и Воислав Попович. Причем после того как у Ермакова закончились боеприпасы он таранил Bf-110.

История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Константин Ермаков


История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Милорад Танасич


История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Воислав Попович


Всего в том бою югославы претендуют на 5 побед: три Bf109E и два Bf110. По немецким данным, потери Bf.109 составили один самолет, еще четыре разбились при посадках на аэродромы, однако степень боевых повреждений неизвестна. Также были потеряны два Bf110 (причем экипажи погибли). Югославские власти нашли место падения одного "110-го" и в его обломках был найден труп болгарского офицера, который, по всей видимости, выполнял функции проводника. Сами югославы потеряли 11 машин (сбитыми в воздухе либо списанными после вынужденных посадок).

Нехватка истребителей заставила поднимать в воздух даже такие старые машины как Avia BH.33: два старых биплана даже попытались вступить в бой с группой “мессершмиттов”. Результат, разумеется, был предрешен заранее — оба самолета были сбиты, пилоты погибли.

Югославские бомбардировщики Do17К, несмотря на то, что часть самолетов была уничтожена на аэродроме, атаковали немецкие колонны, аэродромы в Болгарии, совершив даже рейд на Софию. Экипажи трех самолетов предприняли попытку перелета в СССР. Один из них разбился в Румынии, один сдался в Венгрии и один приземлился в оккупированном Мостаре. 15 апреля 7 самолетов пытались обеспечить эвакуацию короля Петра II и правительства. Над Грецией эти самолеты были атакованы итальянцами, два уцелевших бомбардировщика присоединились к британским ВВС в Африке.

Собственные потери югославских Dornier Do.17K составили:
— 2 сбиты в воздухе;
— 4 повреждены в воздухе;
— 44 уничтожены на земле;
— 1 уничтожен экипажем;
— 1 тяжело поврежден при взлете;
— 7 попытались перелететь в Грецию;
— 2 пытались перелететь в СССР;
— 1 ошибочно сел на территории, занятой противником;
— 2 пропали без вести.

История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Пилоты бомбардировщиков Dornier Do.17K ВВС Югославии


Многие из самолетов трех эскадрилий "Бленхеймов" ВВС Югославии в первый день войны самолеты "люфтваффе" уничтожили на стоянках.

История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Бомбардировщик Бристоль "Бленхейм" Мк.1 ВВС Югославии


Уцелевшие бомбили немецкие колонны, двигавшиеся от болгарской границы, и даже наносили удары по промышленным объектам в Австрии и Венгрии. При этом они понесли чрезвычайно высокие потери в воздухе и на земле. Так днем 8-го мая 1941 года югославские "Бленхеймы", вместе с двумя (или тремя) легкими бомбардировщиками-бипланами Hawker “Hind”, 3 экземпляра которых было закуплено в 1936 году для испытаний, были отправлены бомбить немецкие войска к югу от г.Куманов. Согласно зарубежным источниками группа была перехвачена немецкими истребителями и в ходе боя все бипланы-бомбардировщики были сбиты. Несколько "Бленхеймов" быстро продвигавшиеся части Вермахта захватили на аэродромах.

История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Легкий бомбардировщик Hawker “Hind” ВВС Югославии


Югославские бомбардировщики SM.79K совершили несколько вылетов против немецких и итальянских войск, добившись некоторого успеха, но к концу кампании практически все они были уничтожены (частично — собственными экипажами). Несколько SM.79K удалось эвакуировать в Грецию. Кроме того, один самолёт перелетел в СССР, о чем вспоминает наш прославленный ас Александр Иванович Покрышкин, и в июле-августе 1941 года вновь участвовал в боевых операциях против немцев в районе Одессы.

История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)


История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Советские летчики у перелетевшего в СССР югославского бомбардировщика Savoia-Marchetti SM.79


В первых же налетах на югославские аэродромы было уничтожено около трех десятков устаревших легких бомбардировщиков-разведчиков Breguet Br.XIX. Самолеты, которым удалось взлететь, стали наносить удары по наступавшим войскам противника. Они бомбили и обстреливали дороги, мосты и железнодорожные станции. Так, они атаковали мост через Драву и бомбили колонны немецких войск. Летая днем и без прикрытия, тихоходные бипланы нередко становились жертвами истребителей Люфтваффе. Как ни была низка боевая ценность устаревших "Бреге", им все-таки удалось разрушить стратегически важный мост через реку Вардар, что помогло на некоторое время задержать продвижение немцев.

Югославские морские торпедоносцы Dornier Do 22 Kj производили разведку вдоль Адриатического побережья, прикрывали минные постановки. Во время атаки Do 22 был поврежден итальянский танкер близ Бари. После поражения Do 22Kj по большей части перелетели на о. Корфу, после чего в Египет и были включены в британские Королевские ВВС. Выполняли разведку и вели противолодочное патрулирование.

Также самоотверженно сражались и зенитчики, но силы были неравны, Югославия распалась, а их вооружение досталось агрессору в качестве трофеев.

История ВВС Югославии. Часть 2. Апрельская война (1941 г.)

Итальянцы осматривают трофейные югославские зенитные крупнокалиберные зенитные пулеметы М.38 (ZB-60)


Таким образом, югославские летчики в ходе Апрельской войны, даже в условиях предательства, трусости и нерешительности командования, развала фронта и огромного численного превосходства противника, делали все, что было в их силах и даже больше для защиты родины, сражаясь до последнего, в том числе и немецкой же техникой против немцев.

Всего в период с 6 по 15 апреля 1941 г. было выполнено около 1400 боевых вылетов, сбито 105 самолетов противника (еще около 60 повреждено), из них пилоты Bf -109E сбили: 7 немецких Bf -109 E, 2 Bf-110, 4 Ju-87, 1 Ju-88, 1 He-111, 2 Do-17 и 2 Hs -126, а также итальянский Cant Z -1007 bis, тип еще четырех сбитых вражеских самолетов не установлен. Еще 14 немецких самолетов были тяжело повреждены: 3 Bf-109, 2 Bf-110, 3 Ju-87, 1 Ju-88, 1 Do-17 и He -111. В свою очередь, 15 югославских Bf -109 были потеряны в воздушных боях,15 получили тяжелые повреждения, 4 уничтожены на аэродромах, 21 самолет был уничтожен своими экипажами при отступлении. Но собственные потери составили почти половину самолетного парка (главным образом — на земле), 138 летчиков и еще 570 военнослужащих BBKJ. Почти 250 югославских летчиков и других членов экипажей на своих самолетах перелетели в Грецию, на Ближний Восток и в СССР. Восемь Do 22 и один СИМ-14 из состава морской авиации перелетели в Египет и еще год воевали под британским командованием, летая с югославскими опознавательными знаками. Они действовали против германских субмарин. Четыре бомбардировщика SM.79 и один Do-17 перелетели к англичанам, а один SM.79 — в СССР. Лояльные королю югославы достигли даже США — 40 летчиков в составе 15-й американской воздушной армии на B-24J (временно имевших опознавательные знаки BBKJ) бомбили Германию до конца войны. Около 100 летчиков воевали на "Спитфайрах" и "Балтиморах" в составе ВВС Великобритании. Уже в 1942 г. в самой Югославии с использованием трофейных самолетов зародилась партизанская авиация.

Продолжение следует…
Автор: Кузнецов Роман (Роман 1977)


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Gans1234 13 марта 2015 06:51
    Вай, не видел первую часть - пропустил.
    Новый цикл - дюже спс - будем расширять знания о братушках
    Очередное спс и + в копилку автора
  2. Gans1234 13 марта 2015 06:52
    Одно пожелание - делайте в статьях меню со ссылками на другие статьи цикла - минимум хлопот а дюже удобная вещь)
  3. qwert 13 марта 2015 07:01
    Ик-3 похож на Харрикейн. Причем с Мерлином. Интересно какой движок у югославов был
  4. Yarik 13 марта 2015 10:55
    qwert (1) RU Сегодня, 07:01
    Ик-3 похож на Харрикейн. Причем с Мерлином. Интересно какой движок у югославов был

    Похож,да не совсем.Профиль крыла,в частности,менее толстый. wink
  5. кобальт 13 марта 2015 14:40
    Люди самоотверженно воевали за свою родину, почет и уважение им.
  6. code54 13 марта 2015 14:48
    На фото "Бомбардировщик Бристоль "Бленхейм" Мк.1 ВВС Югославии" так криво фотошопом приляпаны кресты на крыльях !!! На левом светлую грань даже не затерли....

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня