Вспомогательные суда проекта 20180 пополняют ВМФ России

Контракт на постройку очередного судна по общему проекту 20180 был заключен в 2014 году. Сообщается, что закладка четвертого судна в серии, предназначенного для ВМФ России, состоится на предприятии «Звездочка» в 2015 году. В настоящее время ведется подготовка технической документации и утверждение проекта. В СМИ появилась информация о работе над перепроектированием корабля с целью замены импортного оборудования и генераторов. Планируется, что до 2024 года российский флот должен получить 5 новых кораблей, созданных на базе проекта 20180, различного назначения от транспорта вооружений, до научно-исследовательского судна для работы в арктической зоне.

В настоящее время флоту уже передано спасательное буксирное судно «Звездочка» (проект 20180), а второй корабль, морской транспорт вооружений «Академик Ковалев», проходит комплекс швартовых испытаний и будет включен в состав флота уже в 2015 году. Первый корабль, построенный по проекту 20180, был передан флоту в 2010 году. В настоящее время спасательное буксирное судно несут службу в составе Беломорской военно-морской базы в составе Северного флота России. Второй корабль, морской транспорт вооружений «Академик Ковалев» (проект 20180ТВ), будет нести службу на Тихоокеанском флоте.


Вспомогательные суда проекта 20180 пополняют ВМФ России
Спасательное буксирное судно «Звездочка» (проект 20180)


Проект спасательного буксирного суда проекта 20180 был разработан центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» из города Санкт-Петербурга. На основе данного проекта были созданы также морской транспорт вооружений, получивший обозначение проект 20180ТВ (20181), и поисково-спасательное морское судно обеспечения — проект 20183. Главным конструкторам всех трех данных проектов является А. А. Форст. Главные задачи подобных кораблей — это поисково-спасательные работы, подъем крупногабаритных объектов, обследование и подъем затонувшей морской техники, морская транспортировка, перегрузка, обеспечение испытаний различной морской техники, оружия и вооружений, обеспечение процесса боевой подготовки сил флота.

В субботу, 26 июля 2014 года, Центр судоремонта «Звездочка» (Архангельская область, город Северодвинск) впервые вывел из эллинга морской транспорт вооружений 20180ТВ «Академик Ковалев», для того чтобы спустить корабль на воду, об этом сообщал официальный сайт предприятия. Государственный контракт на строительство и поставку для нужд Минобороны России новейшего морского транспорта вооружения был заключен в сентябре 2011 года. Разработчиком проекта данного корабля выступило ОАО «ЦМКБ «Алмаз». Корабль усиленного ледового класса предназначен для транспортировки морем, погрузки и выгрузки различных образцов вооружений. Закладка корабля состоялось в декабре 2011 года, в настоящее время корабль близок к подписанию приемного акта флотом.

Спасательное буксирное судно «Звездочка» (проект 20180)


Ровно через год 20 декабря 2012 года в главном стапельном цехе Центра судоремонта «Звездочка» состоялась торжественная церемония закладки еще одного судна в рамках данного проекта — спасательного буксирного судна (СБС) проекта 20183, который также был разработан специалистами ОАО «ЦМКБ «Алмаз» из Санкт-Петербурга. Госконтракт на производство и поставку для нужд Минобороны России новейшего спасательного судна был подписан 1 августа 2012 года. Многоцелевой корабль усиленного ледового класса предназначен для осуществления поисково-спасательных работ, транспортировки морем крупногабаритных и большегрузных контейнеров и образцов морской техники, испытательного и научно-исследовательского оборудования, специальной и военной техники. Существует возможность использования данного корабля в интересах исследования российского шельфа, а также перевозки участков трубопроводов. В состав российского флота корабль должен войти в конце 2016 года, спуск корабля на воду состоится в 2015 году.

Оба корабля — суда проекта 20180ТВ и 20183 — стали именными. Первый из них получил названием «Академик Ковалёв». Так была увековечена память выдающегося отечественного конструктора атомных стратегических подводных лодок С. Н. Ковалёва. Второй был назван «Академик Александров». Так была увековечена память одного из отцов-основателей современного российского атомного подводного флота — А. П. Александрова. Инициатива о присвоении данных имен кораблям принадлежала трудовым коллективам ЦМКБ «Алмаз», ЦКБ МТ «Рубин» и Центра судоремонта «Звездочка».

Морской транспорт вооружений 20180ТВ «Академик Ковалёв»


Корабли проектов 20180, 20180ТВ и 20183 обладают специальными обводами корпуса и усиленной конструкцией с ледовой защитой, что позволяет им работать в северных морях. Благодаря этим своим особенностям корабли данного проекта менее требовательны к условиям работы по сравнению с кораблями, относящимися к предыдущим проектам. По сравнению с аналогами предыдущих поколений, новые суда обладают повышенными мореходными качествами, увеличенной грузоподъемностью и мореходностью, большим объемом внутренних помещений. Также они в состоянии обеспечить безопасную транспортировку специальных видов морских вооружений в условиях максимальной безопасности для людей и окружающей среды.

Корабли данного проекта оснащаются двумя дизель-электрическими силовыми установками «Шорх» KL6538В-AS06 по 3625 л.с. каждая, а также четырьмя дизель-генераторами по 1680 кВт и двумя генераторами по 1080 кВт. Движителями судна являются два винта фиксированного шага на ВРК и два носовых подруливающих устройства. Максимальная скорость хода равняется 14 узлам, экономический режим хода — 9 узлов. Все корабли оборудованы площадкой, с которой может взлететь и сесть вертолет Ка-27.

Морской транспорт вооружений 20180ТВ «Академик Ковалёв»


Спасательное буксирное судно проекта 20180

Представляет собой базовый проект, предназначенный для проведения поисково-спасательных работ. Обладает водоизмещением 5500 тонн и классической компоновкой корпуса. Общая длина корабля 96 метров, максимальная ширина — 17,9 метра. Корпус судна обладает выраженным баком и поднимающейся над ним надстройкой, на которой располагается вертолетная площадка. Наибольшая осадка корабля равняется 9,3 метра. Экипаж включает в себя до 70 человек. Судно оснащено оборудованием, предназначенным для буксировки других кораблей, а также тремя грузовыми кранами, два из которых расположен на корме судна и имеют грузоподъемность по 80 тонн каждый, высота подъема их стрел составляет от 4,5 до 19 метров. С их помощью можно проводить погрузочно-разгрузочные работы или осуществлять спуск и подъем на воду спасательных аппаратов. На судне размещаются глубоководные аппараты АС-39 «Консул» или спасательный глубоководный аппарат (СГА) «Бестер» проекта 18271. Для осуществления наблюдения за подводными объектами на борту корабля имеются необитаемые подводные аппараты «Куантум» и «Тайгер».

Морской транспорт вооружений проекта 20180ТВ (20181)

На основе базового корабля проекта 20180 был создан морской транспорт вооружений, получивший шифр 20180ТВ (20181). Корабли данного типа также обладают классической компоновкой. Длина корабля при этом была увеличена до 107,6 метра при сохранении той же максимальной ширины судна — 17,9 метра. Водоизмещение корабля за счет удлинения корпуса выросло до 6300 тонн. На корабле установлен один кран, обладающий грузоподъемностью в 120 тонн, буксировочное оборудование на корабле отсутствует. Перед надстройкой находится бак небольшого размера, экипаж — 60 человек. По некоторым данным, корабль может быть использован для обеспечения новейших российских стратегических атомных подводных крейсеров проекта «Борей» межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава».

Спасательный буксир проекта 20183 «Академик Александров»


Спасательный буксир проекта 20183

Данный корабль своими размерами повторяет головное судно проекта 20180. Главным визуальным отличием данного проекта является бак, который выполнен в закрытом виде без наличия отдельной палубы, где обшивка бака доходит до самой надстройки корабля и соединяется с ее нижней стенкой. Водоизмещение судна составляет 5400 тонн, на борту находится два крана разной грузоподъемности. Экипаж корабля состоит примерно из 65 человек. Благодаря использованию универсального набора оборудования суда имеют очень широкие возможности по решению разнообразных задач вспомогательного толка и могут как перевозить различные грузы во внутренних объемах своего корпуса, так и осуществлять погрузочно-разгрузочные работы своими силами.

Спасательное буксирное судно «Звездочка» (проект 20180)


Источники информации:
http://bastion-karpenko.narod.ru/20180TV.html
http://www.arms-expo.ru/news/armed_forces/noveyshee_morskoe_transportnoe_sudno_dlya_vmf_rossii_spushcheno_na_vodu_v_severodvinske/?sphrase_id=3070162
http://militaryrussia.ru/blog/topic-542.html
http://www.star.ru
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

25 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти