От французских «ромбов» до французского «Кристи»

Вряд ли будет преувеличением сказать, что в истории танкостроения было всего лишь несколько значимых имен, определивших и его историю, и его лицо. И можно также доказательно утверждать, что история создания танка это также и «комедия ошибок». В итоге побеждал не тот, кто был умнее противника, а всего лишь… менее глупым, чем он!

И наглядный тому пример – история французского танкостроения. И «вагончик на гусеницах» – танк «Шнейдер» СА.1, и настоящий вагон «Сен-Шамон» – по сути, были чем угодно, но только не танками. Но зато первый настоящий танк тоже создали французы и утерли нос англичанам – это знаменитый «Рено» ФТ-17. Танк этот имел массу недостатков, не критиковал его разве что только самый ленивый, но он воевал и, кстати, мог бы воевать даже сейчас. Все точно так же, как и с нашим танком Т-34 – вот ведь какая интересная судьба у машин-шедевров. Людям хочется еще большего совершенства, но достижимо ли оно вообще, вот что хотелось бы знать?

Но вернемся к французам… Создав свои «вагоны» на шасси трактора «Холт», они убедились, что это тупик и обратились… к опыту своих британских коллег. Свой французский «ромбоид» опять же предложила фирма «Сен-Шамон». Он получил название «Сен-Шамон – 25-тонный» и был он по конструкции очень похож на английские танки Мк. Но… французы решили поставить пушку между гусениц, а пулеметные спонсоны разместить попарно в шахматном порядке, чтобы увеличь, таким образом, плотность огня. Наверное, их проект был бы по-своему интересен, будь он воплощен в металл, но стоило ли его делать ради… чего? Чтобы поставить на него одну 75-мм пушку образца 1897 г., стреляющую прямо по курсу между гусениц?


От французских «ромбов» до французского «Кристи»


Проекция «Сен-Шамон 25 тонн» (вид сверху)

Дело в том, что другими своими характеристиками танк не блистал. Так, вес его вопреки названию, приближался (по проекту!) к 36 тоннам! Он имел такой же привод, как собственно «Сен-Шамон» – то есть 120-сильный двигатель вращал генератор, тот питал током два электромотора по одному на каждую гусеницу. Толщина лобовой и брони бортов должна была составлять 16 мм, днища и крыши – 5,4 мм. Углы наведения – 23° в обе стороны для пушки, и 180° для каждой пары пулеметов. Боекомплект – 100 снарядов и 16000 патронов. Скорость – 4,5 км/ч, то есть в этом плане танк не превосходил английские машины.


Проекция танка «Сен-Шамон 25 тонн» (вид сбоку)

Забавной особенностью танка стала башня для водителя с крестообразными смотровыми щелями. В ней он размещался, находясь над пушкой. Интересно, что практически такой же танк решили было делать и англичане, только попроще, тоже с одной пушкой вперед, но лишь с двумя пулеметами по бортам – Мк.VI. Этот танк дошел до стадии деревянного макета, но тоже света так и не увидел. Не был построен и французский «ромбоид».


Макет Мк VI

Так и остался вершиной французского танкового дизайна маленький ФТ-17, причем, ни его конкурент – безбашенный танк «Пежо» с короткой 75-мм пушкой, ни САУ с таким же расположением 75-мм пушки в носу, на основе все того же ФТ, света так и не увидели.


Пежо ФТ-18


Рено ФТ-17 75-мм САУ

Зато для танка 2С, французы сделали отличную трехместную башню с 75-мм специальным танковым орудием и стробоскопом для наблюдения! О, этот стробоскоп в то время был просто чудом техники, настолько же простым, насколько и технически совершенным. Два цилиндра с узкими вертикальными щелями один в другом и цилиндр из пуленепробиваемого стекла – вот и все, не считая их привода. Когда металлические цилиндры вращались с большой скоростью в противоположные стороны, их стены как бы исчезали «растворялись» и человек, находящийся внутри мог видеть все вокруг почти также хорошо, как и если бы он вел наблюдение, высунув голову из люка!


Т-34 – легенда танкового дизайна

Теперь им бы догадаться унифицировать башню от этого тяжелого танка с ходовой частью среднего, и были бы у французов тяжелый танк и средний танк с одинаковыми башнями, а задняя башня от 2С могла бы пойти на танк-разведчик. Но… додуматься до такого очевидного и простого решения французские военные и инженеры почему-то так и не смогли. Вместо трехместной башни, они сделали ее двухместной, и это стало их роковой ошибкой. Башни на двух человек получились очень тесными. В них можно было поставить пушку в 47-мм – хорошую для 30-х годов, но ровным счетом ничего не значившую в годы войны! Наш Т-34 тоже вначале имел двухместную башню. Но… у него в ней стояла пушка калибром 76,2-мм! И был резерв на увеличение массы, что позволило и третьего человека в нее посадить, и калибр орудия увеличить. А вот французам такая дорожка было закрыта.


А вот самый первый танк Кристи 1919 г. вообще бы никто не купил!


Первый «английский танк Кристи» A13 МкIII сохранил ходовую часть оригинала, но был чисто гусеничной машиной.

Им, правда, хватило ума также купить танк Кристи (что до них сделали англичане и мы) и превратить его едва ли не в лучший «иностранный кристи» тех лет. Вот только на поле боя эти машины так и не успели! Англичане начали с того, что немного его доработали и запустили в серийное производство под маркой A13, причем в чисто гусеничном варианте. Впоследствии на базе его шасси были созданы такие танки, как «Ковенантер», «Крусейдер», «Кромвелл», «Сентер» и «Комета» – то есть это были все, абсолютно все так называемые «крейсерские» танки армии Великобритании периода Второй мировой войны! В СССР колесно-гусеничный движитель вначале сохранили, но с увеличением веса машин отказались в пользу чисто гусеничного.


Английский «Кромвелл». Видно, что это «тот же Т-34», вот только дизайн у него явно испорчен.

В этом плане французы оказались более «самобытными», или у них было больше самолюбия и глупого тщеславия, потому, что танк у Кристи они тоже приобрели, принимать его на вооружение явно не спешили. В результате «французские Кристи» в отличие от советских и английских на войну опоздали, хотя конструкция инженеров фирмы «Мулине» и получилась весьма оригинальной. Предполагалось, что этот новый танк должен стать прототипом для «кавалерийского танка», которому предстоит заменить средние танки S-35 и S-40. Казалось бы, это были хорошие машины, но они не устраивали инженеров и военных, прежде всего потому, что у них была мала скорость, а бронирование – хотя и очень солидное для таких машин, считалось недостаточно рациональным! Поэтому со старыми приемами конструирования танков французы решили порвать навсегда, а разработать такой танк, который сочетал бы в себе все мыслимые по тому времени и даже немыслимые достоинства, то есть самую настоящую «машину завтрашнего дня»!

Ходовая часть нового танка впервые в истории французского танкостроения должна была состоять из четырех катков диаметром 82 см с каждой стороны – своего рода know-how, ставшее впоследствии характерным для многих послевоенных танков, выпущенных во Франции. При этом устройство ходовой части было продумано так, что оно позволяло машине продолжать движение при потере одной из гусениц и, соответственно, как и у танков Кристи, она могла двигаться и совсем без них.

Броневые детали корпуса и башни в лучших традициях французского танкостроения были литыми и располагались настолько рационально, что буквально «обтекали» экипаж и расположенные за ними механизмы. Толщина лобовой брони доходила до 60 мм (т.е. была больше, чем у Т-34), бортовой 30-50 мм, а у бронедеталей кормы – 40 мм.


Французский «Кристи» АМХ-40: внешний вид и разрез

Топливные баки располагались над ходовой частью, причем, так как новый танк, получивший марку АМХ-40, должен был оснащаться дизельным двигателем мощностью 160 л.с., то и топливо для него было «тяжелым», а потому и не таким пожароопасным, как традиционный бензин. Объем двигателя был также существенно меньше, чем у двигателя танка S-35(190 л.с.) и S-40(220 л.с.), в силу чего его вес (около 20 т) был практически таким же, как и у этих машин, но при несравнимо более сильном бронировании! Интересным решением стала легко поднимавшаяся верхняя броневая плита над двигательным отсеком, сделанная по принципу автомобильного капота. Ее можно было легко поднять, поставить специальную подпорку и работать с удобством.


АМХ-40 – общий разрез (графика)

В башне нового танка размещались два члена экипажа – командир и заряжающий, причем она впервые в истории танкового дизайна приобрела яйцеобразную форму и была очень похожа на башни более поздних советских машин – таких как Т-54 и Т-55. Спроектировав ее, французские конструкторы доказали, что когда надо они умеют отказаться от стереотипов и сделать и впрямь нечто совершенно новое.


АМХ-40 – разрез моторного отсека.

Доступ в танк осуществлялся через круглый люк диаметром 60 см в задней части башни. Еще один люк находился у нее на «макушке» и также мог служить для входа и выхода, хотя этому и мешал располагавшийся у него в центре панорамный перископ. Таким образом, башня не имела выступающих элементов, за исключением двух броневых колпаков дальномера, поскольку даже верхний перископ в люке был сделан втягивающимся внутрь. В целом это был неплохой дизайн, вот только наличие всего лишь одного прибора наблюдения представляло собой определенную опасность. Лишиться его в бою для командира танка означало резко сузить свое поле зрения, так как теперь он мог наблюдать за полем боя только через орудийный прицел, пусть даже и совмещенный с дальномером.


АМХ-40 – ходовая часть.

Вооружение танка (и это был, пожалуй, был самый главный его недостаток) состояло из той же 47-мм пушки SA-35, что стояла и на танках S-35 и S-40. Вспомогательным служили два пулемета «Шательро» калибра 7,5-мм. Один из них традиционно был спарен с пушкой, а вот второй – ну надо же было такое придумать! – второй разместили в специальном отсеке внутри корпуса сразу позади башни. При необходимости его можно было извлечь, установить на специальный кронштейн и вести огонь по самолетам. Нечто подобное немцы впоследствии установили на корме своей САУ «Ягдтигр», только на нем пулемет для зенитной стрельбы в корпус в походном положении не убирался. Хотя ствол пулемета при этом высовывался наружу, сам он был защищен от воздействия огня противника и к тому же находился всегда под руками, потому, что рядом с ним располагался башенный люк. Боекомплект к орудию состоял из 156 снарядов, то есть, был увеличен по сравнению с предыдущими танками в два раза!

Водитель танка занимал место по оси, а панель с приборами управления находилась позади рулевого колеса. То есть компоновка была максимально приближена к автомобильной. По обеим сторонам от его места располагались стеллажи для хранения боеприпасов, что облегчало доступ со стороны боевого отделения.


АМХ-40 – вид сверху

Следует отметить, что АМХ-40 был еще и немного короче и менее высок, чем S-35, хотя их общий вес и габариты были почти одинаковыми. Это говорит о высокой культуре веса новой модели. В качестве потенциального преемника старых машин он мог бы стать ещё лучше, если бы на нем стояла 75-мм пушка, сравнимая по своим характеристикам с орудием танка Т-34, или, допустим, американского «Шермана». Ведь свою родословную они вели от французского орудия образца 1897 года, из-за чего американские танки во Франции без проблем стреляли ее снарядами даже в 1944 году. Но, тем не менее, этого не было сделано даже в чертежах. Новый танк так и остался на бумаге, а дальше наступил «жаркий май» 1940 года и Франции стало не до того, чтобы разрабатывать новые танки, а оставалось пользоваться тем, что есть!

Цветные рисунки А.Шепса
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Мур 17 марта 2015 06:59
    ...Но, тем не менее, этого не было сделано даже в чертежах. Новый танк так и остался на бумаге...

    Хорошо, что не было сделано и осталось на бумаге. А то вместе с чехословацкими ещё бы и этот вот плод французской мысли в боях 41-го появился...
  2. Сакмагон 17 марта 2015 06:59
    У автора явно было хорошее настроение - свалил все в кучу - и интересные (и точные!) данные, и откровенный стёб...
    Английский «Кромвелл». Видно, что это «тот же Т-34», вот только дизайн у него явно испорчен...

    Ёпть, один в один, вот только дизайн подкачал...
    1. Штык 17 марта 2015 10:39
      Цитата: Сакмагон
      Ёпть, один в один, вот только дизайн подкачал..

      Был создан в 1941—1942 годах фирмой BRCWc и производился серийно с осени 1943 по 1945 год.
      Меня терзают смутные сомнения…
    2. voyaka uh 17 марта 2015 21:08
      Кромвель и Т-34 роднит одинаковая американская подвеска Кристи.
      А дизайн... У Тигра тоже дизайн нет "от Диора". Когда броня толстая,
      наклонные плиты не так актуальны. У Кромвеля броня от 75 до 100 мм
      (от 3 до 4 дюймов ).
  3. qwert 17 марта 2015 07:14
    Цитата: Сакмагон
    У автора явно было хорошее настроение - свалил все в кучу - и интересные (и точные!) данные, и откровенный стёб...

    Поэтому и статья получилась легкая и быстрочитаемая. Хоть и спорная. Но под весеннее настроение - самое то.
  4. parusnik 17 марта 2015 07:41
    Спасибо, по улыбался...легко написано...Продолжения желаем..
  5. казак волгский 17 марта 2015 08:17
    хорошая статья и с юморком!
  6. inkass_98 17 марта 2015 08:23
    Да уж... Галопом (кавалерийско-крейсерским laughing ) по Европам. Но получилось неплохо, только эмоций в техническом обзоре многовато, сплошные восклицательные знаки при полном отсутствии их необходимости.
  7. тасха 17 марта 2015 13:20
    Взболтать, но не смешивать. Очень некачественно, неполно, да ещё и с претензией на якобы юмор..

    "Так и остался вершиной французского танкового дизайна маленький ФТ-17, причем, ни его конкурент – безбашенный танк «Пежо» с короткой 75-мм пушкой, ни САУ с таким же расположением 75-мм пушки в носу, на основе все того же ФТ, света так и не увидели."

    Судя по имеющимся фотографиям, танк Пежо и САУ на основе ФТ-17 всё-таки были построены в металле.
    1. yehat 17 марта 2015 15:11
      к половине французских танков у меня один синоним - забавные.
      у английских - почти у всех, другая ассоциация - лучше бы люди своим делом занимались, а не лезли туда, где не понимают.
  8. Сем Фарадей 17 марта 2015 16:59
    Было бы интересно, если бы автор упомянул английский "Виккерс" 6-ти тонный и его потомков.
  9. Александр72 17 марта 2015 18:01
    . "Смешались в кучу кони, люди..."
    Хотя, если это только стёб, то автору - громадный плюсище!!! У него явно получилось улыбнуть. А если это попытка вдумчивого анализа, то не получилось - нет ни анализа, ни вдумчивости.
    Честь имею.
  10. moskowit 17 марта 2015 19:49
    "Гремя огнём, сверкая блеском стали,
    пойдут машины в яростный поход..."
    Все потомки "Кристи", и отечественные, и аглицкие имеют стремительный, летящий силуэт. Красивые машины. good
  11. Карауыл 17 марта 2015 20:16
    Очень и очень понравилась статья.
Картина дня