Амет-Хан Султан

Амет-Хан Султан


Известный летчик-испытатель Амет-Хан Султан по матери был крымским татарином. По отцу он был лакец (дагестанский горец). Родился он 25 октября 1920 года в Алупке. Когда закончил 7 классов, поступил в железнодорожное ФЗУ. Затем работал слесарем. В эти же годы начал летать в Симферопольском аэроклубе. А в 1939 году его по рекомендации предприятия приняли в Качинскую военную авиационную школу.

22 июня 1941 года младший лейтенант Амет-Хан находился в 4-м ИАП под Кишинёвом. В первый день войны Султан произвёл несколько штурмовок на своем И-153. А к октябрю 1941 года лётчик уже имел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника и был награждён орденом Красного Знамени. Однако свою первую воздушную победу Амет-Хан одержал только в следующем году.


31 мая 1942 года, впустую израсходовав весь боезапас своего непрерывно атакующего "Харрикейна", Султан левым крылом снизу таранил двухмоторный Ju-88, готовый обрушить тонны взрывчатой смерти на мирных обитателей Ярославля. Бомбардировщик пошел вниз, увлекая за собой в небытие застрявший в его прочном корпусе истребитель Амет-Хана. Прыгал он уже из горящих обломков. Колоссальной выдержки и присутствия духа хватило, чтобы вырваться из необычного капкана, чтобы не дернуть вытяжное кольцо парашюта сразу и не сжечь свой единственный шанс на спасение.

Амет-Хан Султан


За свой таран младший летчик 4-го истребительного полка стал почетным гражданином Ярославля и обладателем именных часов. В характеристике, составленной в те дни, отмечалось: "Тов. Амет-Хан в боевой работе неутомим. В бою отважен, упорен и настойчив. В принятии решений смел. Является мастером воздушной разведки, один из первых в полку провёл бой с бомбардировщиком противника в сумерках".

Летом умудренному воздушному бойцу пришлось снова прыгать из самой гущи ожесточенной воздушной схватки, но теперь над Сталинградом. Почетным гражданином еще одного волжского города он тогда не стал, хотя, может, и заслужил это. Слишком далека еще была тогда победа и слишком близко стоял враг. Крыло к крылу с Султаном в специальной группе "охотников" за хвалеными немецкими асами сражались такие мастера воздушного боя как В.Д. Лавриненков, А.К. Рязанов, И.Н. Степаненко, И.Г. Борисов, Б.Н. Еремин. Быть рядом с ними означало самое высокое признание профессиональных летных и боевых качеств, независимо от служебного положения и количества наград за прошлые заслуги. Дело в том, что подтверждать это высочайшее и, вместе с тем, суровое отличие необходимо было в каждом боевом вылете.

Они постоянно учились сами и учили умелого и опытного врага узнавать и признавать себя по особой хватке и четкому летному почерку, которые сами по себе нередко определяли исход боя. Ко времени ожесточенных боев в небе Воронежа и Сталинграда Амет-Хан успешно освоил и до предела использовал все потенциальные боевые возможности истребителей И-15, И-16, И-153, "Харрикейн", Як-1, Як-7б.

Над Кубанью, Ростовом-на-Дону, Таганрогом, Мелитополем, Крымом Султан воевал уже на американской "Аэрокобре". Именно тогда отчетливо проявилась его склонность к максимальному раскрытию всех возможностей новой авиационной техники в боевых условиях. Постоянные пересаживания с одного типа истребителя на другой только обогащали его опытом и новыми знаниями.

Амет-Хан Султан


В этой связи показателен следующий эпизод. В январе 1944 года он в паре с Героем Советского Союза И.Г. Борисовым привел на свой аэродром связной "Физелер-Шторх", дав ему свою твердую установку на посадку. После беглого осмотра военного трофея без консультаций с пленным экипажем он успешно облетал совершенно незнакомую машину, которая, кстати, имела сложную механизацию крыла.

В отношении освоения новой техники судьба явно благоволила к нему. Над Восточной Пруссией и Берлином он воевал на новейшем Ла-7. На этом истребителе Амет-Хан и поставил свою последнюю точку в Великой Отечественной, 29 апреля 1945 года, сбив над столичным аэродромом Темпельгоф своего последнего — Fw-190.

За широкими плечами и в послужном списке гвардии майора, помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе, Героя Советского Союза оставались 603 боевых вылета. Из них 70 — на штурмовку, когда легкий истребитель практически беззащитен перед огненным смерчем, несущимся от опасно близкой земли. Его нервы выдержали 150 воздушных боев, в которых сбивали его и в которых он сбил 30 самолетов противника лично и 19 — в группе.

Амет-Хан Султан
Истребитель Ла-7 Амет-Хана Султана, весна 1945 года.

22 июня 1945 года двадцатипятилетнему летчику вторично присваивается звание Героя, а в августе перед сыном лудильщика из Алупки сами собой распахиваются двери престижной академии, за которыми отчетливо просматривались контуры будущей генеральской карьеры. Но в начале 1946 года он со свойственной ему прямотой и честностью ставит на ней здоровенный крест. "Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учебы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии", — простодушно писал он в рапорте по команде.

Вернуться же к любимому делу в мирные послевоенные дни оказалось гораздо сложней. Хорошо, что рядом оставались еще достаточно влиятельные боевые друзья. Только в феврале 1947 года Амет-Хан становится рядовым летчиком-испытателем Летно-исследовательского института и начинает осваивать, по существу, новую профессию. В этом тяжелейшем и опасном труде он по-настоящему найдет себя, и поможет ему бесценный боевой опыт, отшлифованные войной летные и волевые качества.

В кратчайший срок Амет-Хан выдвигается в число лучших. В 1949 году ему присваивается 3-й класс, а затем с интервалом в один и два года — 2-й и 1-й классы летчика-испытателя. При строжайшей методике отбора испытателей согласно категориям сложности проводимых испытаний такой стремительный взлет удавался лишь самым способным и достойным. Золотые Звезды и ордена при такой постановке практически утрачивали свой немалый вес.

Начинал он с "летающих лабораторий" ЛЛ-1 и ЛЛ-2 конструкции П.В. Цыбина. Планер, оснащенный пороховым ракетным двигателем, разбегался, буксируемый самолетом, на специальной сбрасывавшейся тележке, а садился — на лыжу. После расцепки планер, пикируя, разгонялся пороховым двигателем до скорости, соответствовавшей числу М=0,87. Так добывался ценнейший экспериментальный материал по аэродинамике различных крыльев.

Как-то после взлета ЛЛ-1 не отделилась тележка. Посадка с ней могла привести к тяжелым последствиям, вплоть до гибели машины. И все же испытатель решился на посадку. После опасного приземления на лишенные тормозов колеса тележки он расчетливо и хладнокровно не оставлял попыток ее отцепить. Только в самом конце, пролетев почти всю взлетно-посадочную полосу, ему это удалось и он сел штатно, как положено на лыжу. В это время злосчастная "телега" все еще продолжала свой бешеный пробег.

Амет-Хан Султан
Планер ЛЛ-2.

В июне 1949 года он на двухмоторном Ту-2 выполнил первую в стране дозаправку топливом в воздухе методом "с крыла на крыло". Сколько сил и нервов отдали они вместе с А.П. Якимовым для отработки и доводки системы, разработанной В.С. Васяниным и И.И. Шелестом, теперь мало кто знает. Остались только скупые, лаконичные записи в летной книжке, глухо свидетельствующие о драматизме тех дней.

К концу того же года Верникову и Амет-Хану доверяют самое сложное — испытание опытного всепогодного двухместного истребителя-перехватчика ОКБ А.И.Микояна И-320 ("Р-2"). А в 1951 году прихотливая судьба летчика-испытателя усаживает его в самолет-снаряд "КС", точнее его аналог. Самолет-снаряд после отцепки с носителя Ту-4 должен был лететь на крупную надводную цель-корабль.

В январе Султан Амет-Хан выполнил первый полет на аналоге, стартовав с земли, а спустя четыре месяце — отделившись от четырехмоторного носителя. В одном из полетов двигатель не запустился сразу после отделения, и только у самой земли испытателю удалось это сделать. Ценой невероятного нервного напряжения и благодаря знаменитой выдержке пилота, испытания успешно завершились. За проявленные мужество и героизм Амет-Хан Султан в третий раз представляется к званию Героя Советского Союза. Однако утверждения в этот раз не произошло.

Амет-Хан Султан
Ту-4КС с подвешенным самолетом-аналогом "К".

Со службой Амет-Хана в ЛИИ связана одна история. Командование ВВС сочло, что оклады летчиков-испытателей слишком завышены по отношению к другими летчикам. А чтобы все выглядело «красиво», дали распоряжение летчикам написать о своём согласии на снижение зарплаты. Амет-Хан написал, как и его коллеги, о согласии, но приписал: «Вот только жена категорически против». И.В. Сталин всегда проявлял интерес к авиации и ходу испытаний новых машин. Когда он увидел приписку именитого лётчика, наложил свою резолюцию: «Полностью согласен с женой Амет-Хана». Оклады для испытателей оставили прежними.

В феврале 1953 года за успешно проведенные испытания самолета-аналога "К" отважный пилот удостаивается ордена Красного Знамени и Государственной премии. В том же году он осваивает "сверхзвук", исследуя его на самолете СИ-10, созданным на базе МиГ-17. Спустя четыре года вспомнили о его полетах на аналоге самолета-снаряда. Вместе с В.Г. Павловым и В.П. Трофимовым на самолете СМ-20, имитирующем крылатую ракету К-20, он испытывает специальную аппаратуру, осуществляя опасные старты с самолета-носителя Ту-95К. Похоже, что полеты на аналогах крылатых ракет стали сопутствующей специальностью Султана.

В пятидесятые годы работа Амет-Хана связана с испытанием катапультных кресел для сверхзвуковых истребителей, осуществлявшихся парашютистами-испытателями В.И. Головиным и В.С. Кочетковым. 12 ноября 1950 года в одном из испытательных полетов на летающей лаборатории УТИ МиГ-15 произошел самопроизвольный взрыв пиропатрона катапультного кресла. Из пробитого бака топливо хлынуло в обе пилотские кабины, которые моментально преобразились в керосиновые ванны. Взрывом покорежило направляющий рельс катапультного кресла, что препятствовало покиданию поврежденного самолета парашютисту Головину. Серийный УТИ МиГ-15 не был ценным испытательным объектом, и не будь "неприятности" с направляющей катапульты можно было бы с чистой совестью покидать машину, которая вдруг стала зажигательной бомбой замедленного действия. Спасая жизнь товарища, Султан пошел на рискованную посадку и так мягко "притер" свою крылатую "зажигалку" к взлетно-посадочной полосе, что не случилось никаких искрений и возгораний.

В апреле 1959 года он впервые поднимает в воздух экспериментальный самолет НМ-1 конструкции П.В. Цыбина и успешно проводит его испытания. Осень 1961 года он встречает будучи "Заслуженным летчиком-испытателем СССР". Для испытателей это звание — высочайшая награда.

Известный аварский писатель Расул Гамзатов вспоминал:
«Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать — татарка… Дагестанцы считают его своим героем, а татары — своим.
— Чей же ты? — спросил я его однажды.
— Я герой не татарский и не лакский, — ответил Амет-Хан, — я — Герой Советского Союза.
— А чей сын?
— Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?»

Смерть настигнет замечательного летчика и человека спустя 10 лет. Произошло это 1 февраля 1971 года на сравнительно тихоходном, серийном бомбардировщике Ту-16, переоборудованном в летающую лабораторию для испытаний новых реактивных двигателей. В этот день Амет-Хан вылетел на "летающей лаборатории", чтобы провести испытания ТРД. Испытуемый мотор помещался внутри фюзеляжа ТУ-16 и для запуска опускался вниз. Когда экипаж приступил к выпуску двигателя, радист сообщил на «вышку» о начале выполнения лётного задания. Это было последнее сообщение с воздушного корабля. Ту-16 рухнул в болото. Экипаж погиб. Что произошло в тот трагический момент, до сих пор неизвестно. Вероятнее всего, взорвался опытный двигатель.

Амет-Хан Султан
Летающая лаборатория на базе Ту-16.

К этому времени Амет-Хан налетал 4237 часов, освоил и испытал около 100 (!) типов летательных аппаратов, был награжден двумя звездами Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "Знак Почета" и многими медалями, но генералом так и не стал. Уроженца Алупки, почетного гражданина Ярославля и жителя подмосковного Жуковского похоронят в Москве на Новодевичьем. Позднее его именем назовут горный пик в Дагестане, улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском и Махачкале.

Амет-Хан Султан
Ла-5 Амет-Хана в г .Алупке

Источники:
Бабаков А.А. Герои Советского Союза. М.: Воениздат, 1987. С. 51.
Бутаев Б. Амет-Хане Султан. М.: Политиздат, 1990. С. 12-17, 48-51, 111-128, 180-184, 202-226.
Гаджикурбанов С. Вспомним об Амет-Хане Султане // Газета «Новое Время». № 43. 29.10.10.
Симонов А. А. Заслуженные испытатели СССР. Москва: Авиамир, 2009. С. 21-22.
Симонов А., Бобошин Н. Почетный гражданин Ярославля. // Крылья Родины. 2001. № 4. С.30-31.
Шишов Л. Ворожейкин А. Летать рожденный // Крылья Родины: сб. статей. М.: ДОСААФ СССР, 1983. С.132-133.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 34
  1. Хубун 17 марта 2015 06:30
    — Я герой не татарский и не лакский, — ответил Амет-Хан, — я — Герой Советского Союза.
    — А чей сын?
    Многим стоит это прочитать и запомнить!!!
    1. Сакмагон 17 марта 2015 07:06
      Русский офицер
      1. ДэнСабака 17 марта 2015 12:32
        У нас в городе (Жуковский МО) и улица его именем названа и памятник ему стоит......
      2. ivanzu87 17 марта 2015 14:47
        Все таки советский.
      3. Север-Ветер 17 марта 2015 23:10
        и были они Солдатами
        Империи звёздно- красной
        И.Сивак. Пропавшая без вести армия.
        Север-Ветер
    2. Ибрагим Боташев 17 марта 2015 21:28
      Цитата: Хубун
      — Я герой не татарский и не лакский, — ответил Амет-Хан, — я — Герой Советского Союза.
      — А чей сын?
      Многим стоит это прочитать и запомнить!!!

      А ведь его народ депортировали с таким-то героем.
      Ибрагим Боташев
      1. Nrsimha42 18 марта 2015 01:57
        Депортировали, потому, что они честно это заслужили. Среди крымских татар, достойных людей были единицы - типа героя этой статьи и разведчицы, попавшей в плен и замученной нацистами - а большинство - было ПРЕДАТЕЛЯМИ, воевавших в карательных подразделениях фашистов и выдававших фашистам наших подпольщиков.
        1. Ибрагим Боташев 18 марта 2015 17:08
          Цитата: Nrsimha42
          Депортировали, потому, что они честно это заслужили. Среди крымских татар, достойных людей были единицы - типа героя этой статьи и разведчицы, попавшей в плен и замученной нацистами - а большинство - было ПРЕДАТЕЛЯМИ, воевавших в карательных подразделениях фашистов и выдававших фашистам наших подпольщиков.

          Вы меня простите, атеист человек или верующий- не важно, но никто, повторяю никто не смеет судить о участи народов: заслужили они или нет. Не стоит бить в грудь о гордится депортацией. Это одна из причин гибели и разрушения многонациональных государств. Мой народ имея 12 герое Советского союза и еще 11 непризнанных был депортирован при том, что на фронтах воевало больше 8 000 представителей моего народа, а еще 9 000 фронтовиков погибло, вдобавок, в оккупации еще 9 000 было убито ФАШИСТАМИ.Три моих прадеда погибли на фронтах, а один вернулся и был убит здесь шайками грабителей. Так скажите: заслужила ли моя семья этой депортации, заслужил ли мой народ? По такой логике следовало бы и Украинцев, и Латышей, и Эстонцев и Литовцев депортировать не так ли?Не следует говорить об их количестве героев, в процентном соотношении они переплюнули предателями всех, но это же не означает, что весь народ предатель? Вы бы не отдали такой приказ, потому что эти народы что-то для вас могут и значить, а на "чурок", видите ли, плевать!И уж поверьте самому этому Великому Герою депортация, наверняка, была не по душе.
          Ибрагим Боташев
    3. Комментарий был удален.
    4. Сталкер 18 марта 2015 19:24
      — Я герой не татарский и не лакский, — ответил Амет-Хан, — я — Герой Советского Союза.
      — А чей сын?
      Многим стоит это прочитать и запомнить!!!


      Низкий поклон и вечная память Герою !!! Тебя всегда будут помнить !!! hi soldier
      Сталкер
  2. gas113 17 марта 2015 06:34
    Да один из крутейших!!!
  3. Джамал1974 17 марта 2015 07:02
    В Махачкале есть улица имени
    Амет-Хана Султана, и аэропорт Махачкалы назван в его честь, один из лучших сынов не только Дагестана, но и всей России.
    1. ДОН-100 17 марта 2015 12:05
      Бюст прославленного лётчика перед аэропортом Махачкалы.
  4. qwert 17 марта 2015 07:31
    У Игоря Шелеста в книге "С крыла на крыло" хорошо описано как разрабатывали и испытывали систему дозаправки. Да и у Галлая в книгах про Амет-Хана достаточно много написано.
  5. parusnik 17 марта 2015 07:36
    Советский человек!Герой Советского Союза!
  6. svu93 17 марта 2015 07:47
    в Симферополе его тоже помнят! сам видел именную доску!
  7. agbykov 17 марта 2015 09:15
    В Симферополе площадь перед Центральным рынком носит имя Ахмет-Хана Султана (https://www.google.com/maps/place/%D0%BF%D0%BB.+%D0%90%D0%BC%D0%B5%D1%82-%D0%A5
    %D0%B0%D0%BD+%D0%A1%D1%83%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0,+%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D1%8
    4%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C/@44.9441098,34.0939182,17z/data=!3m1
    !4b1!4m2!3m1!1s0x40eaddd7681fa87f:0x8dcc6d0360966749)
  8. Echo 17 марта 2015 09:29
    Мужики, чо за фигня!?

    Во-первых на заглавной картинке изображен Р-39, на котором Амет-Хан Султан никогда не летал!

    Во-вторых - в Алупке установлен не Ла-5, а Ла-7 (причем не серийный, а прототип, у которого маслорадиатор еще от Ла-5ФН). Или вы так знаете историю авиации, что не можете Ла-5 отличить от Ла-5ФН или Ла-7?

    Ну что за ламерство? :(
    1. semirek 17 марта 2015 09:51
      Зачем привязываться к мелочам?Статья написана о настоящем герое-лётчике,и я не вижу особых принципиальных отличий ла-7 от ла-5,главное он есть,да и кто бы сохранял эти самолёты асов-лётчиков после войны,их были сотни.Самолёт на снимке,скорей всего восстановленный в позднее советское время.
    2. veteran66 17 марта 2015 10:51
      "Над Кубанью, Ростовом-на-Дону, Таганрогом, Мелитополем, Крымом Султан воевал уже на американской "Аэрокобре"." При внимательном прочтении текста всплывают "интересные" подробности. Рассмотрев маслорадиатор Ла-5, неужели не увидели типичную дверь "Аэрокобры" на фото с Аллелюхиным? Внимательнее нужно быть ))))
    3. qwert 17 марта 2015 14:58
      На самолетах Ла-5Ф — Ла-5ФН воевали такие советские летчики, как К.А Евстигнеев, В.И. Попков, А.В. Алелюхин, В.Д Лавриненков, Амет-Хан Султан, П.Я. Головачев и другие. На истребителе Ла-5 начал свой боевой путь трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб. (http://www.airaces.ru/plane/voennye-samoljoty-sssr/la-5.html)

      Самолеты, на которых летал Аметхан Султан
      - ОКБ О.К.Антонова - Ан-2, Ан-10, Ан-12, Ан-12Б, Ан-24, планер А-2.
      - ОКБ С.А.Лавочкина - Ла-5, Ла-5УТИ, Ла-7, Ла-15...
      - Иностранные - «Аэрокобра», «Кингкобра», «Харрикейн», В-25, Си-47. (http://www.milli-firka.org)

      Так, что и на Ла-5 летал и на Аэрокобре.

      На фото модель: Р-39N "Аэрокобра" Амет-Хана Султана. 9-й ГвИАП, осень 1943 год. Более того с аэрокоброй связана следующая история: "В августе 1943 года, базируясь в отбитом у врага Котельникове, полк получил новые истребители Р-39 "Аэрокобра". Но при первых же полётах обнаружилось коварство заокеанского подарка: самолёт легко впадал в штопор, из которого не сумели выйти лейтенант Климов и старший лейтенант Ершов... Комполка Шестаков, первым сумевший вывести машину из штопора, вдруг срочно был отозван на повышение в Москву, на его место назначен ас и таранщик Анатолий Морозов, к нему-то, старому товарищу по ратной работе летом 1941 года, и подошёл Амет-Хан с просьбой: "Разрешите опробовать "Аэрокобру" на штопор, покорю - научу других"..Весь полк, замерев, следил за опасным вращением самолёта, падающего с высоты 7000 метров. Лишь в сотнях метров от земли машина перешла в крутое пикирование и вскоре покатилась по взлётно - посадочной полосе. А потом счастливый Амет-Хан объяснял всем, как вывести капризную машину из смертельно опасного вращения."
  9. semirek 17 марта 2015 09:42
    Отличная статья!Спасибо автору.
  10. ROSS_Ulair 17 марта 2015 10:03
    Читал про великого советского аса еще совсем в юном возрасте, а потому был счастлив и горд, когда несколько лет назад в нашем городе была поставлена стелла, прославляющая подвиг Амет-Хан Султана!

    Фото - город Ярославль, недалеко от железнодорожного моста, на который заходил юнкерс. Амет-Хан таранил его над Волгой, буквально за пару километров до цели бомбардировки.
    http://visityar.com/sights/pamyatnik-amet-khanu-sultanu/

    PS У истории было продолжение с выжившими членами экипажа юнкерса. Сумело выпрыгнуть три человека, один погиб. Все они были захвачены в плен, и отстраивали разбомбленные Московский вокзал города, а также Ярославский моторный завод (тогда - Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ)), строили микрорайон с типовыми послевоенными двухэтажками для рабочих. В 49-м году, после освобождения двое членов экипажа вернулись в Германию, а вот командир юнкерса остался. Все было банально - немец спился. В последние годы его жизни, а умер он в середине 50-х, его часто видели в местной районной "разливайке-рюмочной". Это все - по воспоминаниям жителей и ветеранов.

    PPS Несколько лет жил рядом с микрорайоном Сокол - раньше на месте микрорайона был аэродром, с которого и взлетал в тот боевой вылет на отражение атаки бомбардировщиков будущий дважды Герой Советского Союза.
    Сейчас живу на пересечении с улицей Кривова - в честь Героя Советского Союза Н. А. Кривова (1922—1943) — лётчика; воспитанника Ярославского аэроклуба, родился и жил в Ярославле, служил в одном полку с Кожедубом И.Н.
  11. semirek 17 марта 2015 10:46
    Подвиг героев ВОВ--- неиссякаемый источник патриотизма не только для молодого поколения--это каркас страны,на котором должно жить государство,а не на каких то там "мифических подвигах" заокеанских головорезов.
  12. Мареман Василич 17 марта 2015 10:52
    Амет-Хан Султан великий сын своего народа, советского народа. Неважно кем его считали, дагестанцем, крымским татарином или русским, он считал себя советским человеком и не жалея жизни защищал свою Советскую Родину.
  13. РусланНН 17 марта 2015 11:15
    Настоящий горец. Мужчина
  14. mc1aren 17 марта 2015 12:05
    Цитата: qwert
    У Игоря Шелеста в книге "С крыла на крыло" хорошо описано как разрабатывали и испытывали систему дозаправки. Да и у Галлая в книгах про Амет-Хана достаточно много написано.

    шелеста и галлая читал в детстве запоями...
    1. Quzmi4 17 марта 2015 19:09
      Уважаемый!
      Шелест и Галлай по-любому достойны написания с БОЛЬШОЙ БУКВЫ...
    2. Quzmi4 17 марта 2015 19:09
      Уважаемый!
      Шелест и Галлай по-любому достойны написания с БОЛЬШОЙ БУКВЫ...
  15. AYUJAK 17 марта 2015 12:37
    Удивительная судьба!
  16. Паштет 17 марта 2015 12:38
    Как мне рассказывал покойный друг семьи из бывший ведущий специалист по лётным испытаниям двигателей ЛИИ,Амет-Хан Султана,погибшего при испытании двигателей на Ту-16ЛЛ, хоронили люди в бурках и накидках на плечах из овечьей шкуры,они прошли до самого кладбища ,где и был похоронен Амет-Хан Султан.
    1. ватник 17 марта 2015 15:33
      Великий человек был и настоящий патриот. Светлая ему память.
  17. alleksSalut4507 17 марта 2015 17:37
    Цитата: Хубун

    Хубун


    Сегодня, 06:30

    ↓ Новый


    — Я герой не татарский и не лакский, — ответил Амет-Хан, — я — Герой Советского Союза. — А чей сын?Многим стоит это прочитать и запомнить!!!

    ОН ДОСТОИН ЕЩЁ НЕ ОДНОЙ ЗВЕЗДЫ ГЕРОЯ,А ДВУХ.ДАЙТЕ ЕМУ ИХ!!!
  18. ротмистр 17 марта 2015 18:21
    Ахмет-Хан Султан в 1944г находился на отдыхе в родном городе Алупка и стал свидетелем выселения своей матери, во время депортации крымских татар . Ни звания , ни ордена не помогли остановить депортацию. Только вмешательство командующего 8 воздушной армии генерала Хрюкина спасло мать дважды героя от выселения. Обида у него осталась сильная. Как у нас любят всех под одну гребенку грести , кроме этого великого летчика среди крымских татар еще было 6 Героев Советского Союза и 3 полных кавалера Ордена Славы. Один был герой Польши.Все надо делать вовремя и по заслугам, дабы потом не думать , как исправить.
    1. Quzmi4 17 марта 2015 19:11
      А исправлять всегда трудней, чем сразу подумать.
    2. Quzmi4 17 марта 2015 19:11
      А исправлять всегда трудней, чем сразу подумать.
  19. Робертъ Невский 17 марта 2015 19:42
    Какой великий Человек !
  20. bekfaer96 17 марта 2015 22:25
    бронзовый бюст на родине дважды Героя Советского Союза Амет Хану Султану город Алупка, Республика Крым
  21. bekfaer96 17 марта 2015 22:26
    такой город не возможно не любить
  22. POMAH 17 марта 2015 23:21
    Он, наверное, один за весь крымско-татарский народ воевал...
    1. ROSS_Ulair 18 марта 2015 00:07
      Цитата: POMAH
      Он, наверное, один за весь крымско-татарский народ воевал...


      Когда-то читал информацию, что из 10 тыс. призванных крымских татар в РККА за годы войны, дезертировало 9.5 тыс. За достоверность не ручаюсь, источника не помню
    2. Nrsimha42 18 марта 2015 02:03
      Была там ещё и разведчица, попавшая в плен и замученная нацистами, а так - всё верно, предатели и депортировали их за дело.
  23. Bugor 18 марта 2015 08:52
    В статье ошибка: он написал в заявлении, что ВДОВА против. Иосиф Виссарионыч юмор оценил.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня