ARL-44 – танк меж двух времен

33
Как часто люди стремятся действительно важные и нужные дела связать с некими мифологическими событиями, толку от которых ни на грош. Ну, например, отметить годовщину какого-то события запуском космического корабля. Причем, добро бы это был юбилей какого-нибудь космического деятеля, так нет же: в прошлой нашей истории это чаще всего был «день великого октября». К юбилейным датам начинали наступления и брали штурмом города, хотя немного подождав можно было бы достичь большего успеха. Торопились выпустить паровозы ко «дню Х», к красным датам совершали свои перелеты летчики. Однако такое было не только у нас! Во Франции, например, в интересах «большой политики» построили даже танк! И не только построили, а наладили промышленный выпуск и только потом убедились, что «выстрел был вслепую». О какой машине идет речь? Конечно о танке ARL-44 – тяжелом «танке меж двух времен».

А было так, что хотя Франция и была оккупирована немцами, но тамошние инженеры продолжали там свою работу, в том числе и над проектами новых танков. Такая работа проводилась и инженерами фирмы «Шнейдер» и, судя по всему, немцев это ничуть не интересовало. Такой вот подпольный танковый дизайн они осуществляли, причем, что производственные мощности французских заводов никто не отменял, а технологические возможности своего производства, они, безусловно, знали хорошо.



И вот едва только немцев прогнали из Парижа, как в ноябре 1944 года французы решают строить свой собственный танк! Вот они – амбиции! Еще часть территории по-прежнему не освобождена, а собственные танки мы будем строить! Танк должен был быть вооружен 75-мм пушкой SA 32, иметь общий вес 35 тонн и такую же броневую защиту, что и «Шерман». Новый танк должен был быть запущен в производство без задержек, без экспериментов, без постройки прототипа. Общее количество машин для армии – 500 танков, а ежемесячный выпуск от 50 до 70 экземпляров. И тут встал вопрос: если такая спешка, то на какой основе делать этот танк?

Решили поиграть в «инженерные кубики»: «взять губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмина, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча…» – вот по этому принципу и создавался новый танк! B1 bis, например, хорошо освоен, но не отвечает требованиям времени, потому что скорость ограничена. Значит, возьмем от него, то, что хорошо и добавим то, что тоже хорошо и вдобавок современно. Однако, танк все же не картонная упаковка и так быстро его не произведешь. К тому же французские военные поняли, что делать танк на уровне «Шермана» просто глупо, проще его купить!

Поэтому танк ARL-44 решили сделать таким, чтобы он отличался от танков своих англоговорящих союзников, причем в лучшую сторону!

ARL-44 – танк меж двух времен
ARL-44, вид сбоку


Для этого на него решили поставить 120 мм лобовую броню, мощную пушку и соответствующий двигатель, но шасси взять от проверенного временем и технологически отработанного B1 bis. Ну, а чтобы не перегружать заказом промышленность, решили построить новых танков всего 60. Ведь было очевидно, что новой войны не предвидится, и вряд ли СССР бросит свои войска в сторону Франции через Германию. Но даже если такое бы и случилось, то понятно, что защитить ее 60 танков не смогут, и отдуваться за все придется американцам. Но… престиж, национальная гордость и прочие красивые слова оказались в данном случае важнее здравого смысла!

Первый прототип собрали в марте 1946 года, Он оснащен башней ACL1 (Ateliers de la Loire) и американской 76-мм пушкой, которую сразу же посчитали слишком уж слабой. Тогда на следующую машину поставили морскую 90-мм пушку DCA и новую башню фирмы «Шнейдер». Но ни один из французских двигателей не подходил. Поэтому поставили немецкий Maybach HL230 мощностью 600 л.с. С таким орудием французские военные решили классифицировать новую машину как «танк-истребитель» и этим удовлетворились полностью.


Устройство башни


Первый танк серии вышел весной 1947 года, после чего начался длительный период испытания машины, который выявил массу недостатков. Поэтому испытания продолжались до конца 1950-х, и, тем не менее, не все проблемы с новым танком решить не удалось.


Деревянный макет танка ARL-44


Первые 10 машин показали на параде 14 июля 1951 года, и они произвели впечатление на всех, кто их видел. Вот только в эксплуатацию первые машины ввели только в октябре 1951 года, потому, что проехать на параде это одно, а вот служить в армии нечто совсем другое. Отмечались множественные случаи разрыва ремней привода вентиляторов и поломки коробки передач. Ну, а стрелять из танковой пушки было вообще запрещено! Закончилась эпопея с танком тем, что уже в декабре того же года его временно отстранили от службы. Потом подсчитали стоимость всех его усовершенствований и… решили, что проще от него отказаться, что и было сделано в следующем, 1952 году. Хотя, да, это был опыт, так сказать, возвращения в «танковый клуб»!

С конструктивной точки зрения это была заурядная машина – машина гибрид, но «гибридностью» как раз и интересная. Вес ее составлял 48 тонн, экипаж насчитывал 5 человек. Танк у конструкторов получился большой: длина с орудием 10,52 м (длина корпуса 7,15 м), ширина 3,40 м, высота 3,20 м, то есть больше чем наш предвоенный Т-35. Бронирование нижней и верхней передних броневых плит составляло – 75-120 мм. На бортах корпуса – 50 мм. На башне спереди – 110 мм. На бортах башни – 60 мм. Бронирование было достаточно современным, то есть лобовая броня имела большой наклон, не имела люков, и также броневой лист закрывал всю ходовую часть, что было характерно для французских танков 30-ых годов. Часть броневых плит были катанными и устанавливались с большими углами наклона, меньшая часть изготавливалась из литой брони, в частности – маска пушки. Почему-то танк не получил командирской башенки, но зато имел традиционную дверь в борту между гусеницами. Решения эти были устаревшими. Удивительно, как французские инженеры не догадались использовать это техническое решение. Ведь немецкие трофейные танки были у них под рукой. У них были перед глазами танки американцев, но как бы там ни было, башенку этот танк так и не получил.

Основное вооружение состояло из пушки калибра 90-мм с дульным тормозом. Скорость бронебойного снаряда равнялась 1000 м/сек. Боекомплект: 50 снарядов. Пулеметное вооружение: 2 пулемета 7,5 мм mod 31. Боекомплект к пулеметам: 5000 патронов. Двигатель танка – германский Maybach HL 230 Тип И, 12-цилиндровый мощностью 575 л.с. (по другим данным – 760 л.с.) и работавший на бензине. Для такого танка его мощность была недостаточной. Скорость по шоссе составляла всего 25 км/ч, (по другим – 35 км/ч) а запас хода – 350 км (150 км). Благодаря своим широким гусеницам, унаследованным от танк В1, ARL-44 обладал хорошей проходимостью (неизвестно, какова была его проходимость на обледенелых дорогах и на снегу), брал вертикальное препятствие высотой в один метр, брод глубиной 1,30 м, и ров – 2,30 м. Танк имел очень высокий гусеничный обвод практически охватывающий корпус по периметру, опять-таки, как у В1 и английского танка «Черчилль», хотя это не давало особых преимуществ в увеличении проходимости. В общем, по сути дела это был своего рода «французский «Тигр», с рядом улучшенных характеристик. Но когда этот танк появился, он был уже никому не нужен. Зато все смогли убедиться, что Франция по-прежнему может делать танки не хуже других! Ну, а на примере создания этой машины все прочие смогли убедиться, что конструировать танки «из кубиков», конечно, можно. Но только вот прорыва, какого-то впечатляющего успеха ожидать довольно-таки сложно. Причем особо серьезные требования в данном случае предъявляются к шасси и двигателю. Броня, хотя и очень важна, но без совершенной ходовой не работает, также, как, впрочем, и мощная пушка!

И надо сказать, что этот урок французскими конструкторами был усвоен в полной мере, так что совсем бесследно для них работа по созданию этого танка тоже бесследно не прошла. Появились их знаменитые танки с «качающимися башнями» и автоматы заряжания и много чего еще, но это уже будет совсем другая история…


Танки ARL-44 на параде в Париже
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    19 марта 2015 05:40
    Действительно,2МВ как будто мимо французов пролетела,типа все проспали-не каких общемировых тенденций.И ведь действительно,было куда посмотреть,франция после войны взяла на вооружение"тигры".Десять лет(без малого)проволандались,результат 7 убогих недотанков.Вся эта история укладывается в диалог двух персонажей из фильма"Волк и семеро козлят"-"И почему,я маму не послушался"-а волк ему-" потому что"-.
    1. Михаил98
      0
      24 апреля 2015 21:48
      Как это "мимо пролетела"? 10 мая 1940 года начались активные боевые действия, 22 июня 1940 года Франция капитулировала. Больше месяца шли бои. А потом часть Франции была оккупирована, а южная часть Франции с правительством Виши сотрудничала с нацистской Германией до открытия Второго фронта Союзными войсками.
      И после оккупации Франция (так и хочется сказать толерантная) продолжала воевать уже на Восточном фронте до самого конца войны (по обе стороны Восточного фронта):
      - 33-я гренадерская дивизия (на начальном этапе бригада) СС «Шарлемань» (1-я французская);
      - авиаполк (на начальном этапе эскадрилья) "Нормандия-Неман".
      Таким образом Франция получалась победителем при любом исходе войны, присоединившись к победителю.
      ИМХО в гренадёрской дивизии СС французского народа было всяко больше, чем в авиаполку. В этом свете отношение Франции к 9 мая не выглядит абсурдным. Просто спустя 70 лет Франция наконец перестала лицемерить и вспоминает свои страницы героического прошлого, а не навязанные пропагандой.
  2. +11
    19 марта 2015 06:28
    "Вот только в эксплуатацию первые машины ввели только в октябре 1951 года, потому, что проехать на параде это одно, а вот служить в армии нечто совсем другое."- никому ничего не напоминает?
    1. +4
      19 марта 2015 06:53
      Ай,ай - какие параллели Вы проводите...
      1. 0
        19 марта 2015 22:43
        никому ничего не напоминает?

        Да вы, батенька, бунтарь. )
    2. +1
      19 марта 2015 13:55
      Сразу по прочтении об этом же подумал.
    3. Комментарий был удален.
    4. -1
      19 марта 2015 14:56
      Цитата: ps-1972
      никому ничего не напоминает?

      Таки на букву А ?
    5. +4
      19 марта 2015 17:33
      Французский тяжелый танк АRL-44
      Работы над этим танком были начаты еще до захвата Франции немцами в 1940 году. Ещё до начала войны французы ясно осознавали что их тяжёлые танки, особенно в плане вооружения, не соответствуют современным требования ведения войны. И в 1938 году начали разрабатывать новую машину на базе шасси тяжёлого танка В1. По проекту танк предполагалось оснастить башней абсолютно новой конструкции и установить в ней 75-мм длинноствольную пушку. Но, к сожалению, к моменту захвата Франции немецкими войсками этот проект был только в стадии разработки. В 1944 году, сразу же после освобождения Парижа, новая модель танка была немедленно запущена в производство. Первый серийный танк был выпущен в 1946 году. Производство башен для танка АRL-44 было налажено на заводе компании «Шнейдер». Гусеницы и подвеска на танк, практически без изменений перекочевали с танка В1, а вот корпус, башня и двигатель были абсолютно оригинальной разработкой и до этого во Франции ничего подобного не было. На танке стояла модернизированная 90-мм зенитная пушка «Шнейдер», имевшая начальную скоростью полёта снаряда 830 м/сек. Танки ARL 44 поступили на вооружение 503–го танкового полка который базировался в Мурмелон-ле-Гран, и пошли на замену трофейным немецким "Пантерам", которые составляли основу вооружения этого полка. Танк ARL 44 показал себя довольно ненадёжным. Часто выходили из строя тормоза, коробка передач и подвеска. Была даже разработана специальная программа для увеличения надёжности этих танков. Перед публикой ARL 44 засветился только один раз - 10 машин приняли участие в параде на День взятия Бастилии 14 июля 1951 года. Производство этих танков было свёрнуто в 1953 году, после того как во Францию стал активно поставляться американский танк М47 "Паттон". Оставшиеся танки, в дальнейшем, использовались в основном в качестве мишеней.
  3. +2
    19 марта 2015 07:58
    не стоило тужиться, дальше бы коньяками да винами занимались, у них это лучше получается
  4. +4
    19 марта 2015 08:13
    "Леклерк" в конце концов у них получился неплохой, но очень уж дорогой. Так сказать, танк "мирного времени". Это говорит и о том, что реально воевать французы ни с кем не собираются, а "осваивают" военный бюджет. В отличии от наших массовых танков, которые должны драться с противником на поле боя, а не на парадах дефелировать.
    1. 0
      19 марта 2015 13:17
      На парадах этот танк идет с электроникой отключенной на 60% - "как бы чего не вышло"!
  5. 0
    19 марта 2015 09:15
    Не понял, а из орудия почему стрелять то нельзя было?
    1. +1
      19 марта 2015 10:25
      Скорее всего из за не доработанного размещения в башне. Что то вроде - (после выстрела ствол влетает башню и вылетает сзади). Вон он какой длиннющий а внушительного дульного тормоза - нет.
      1. 0
        19 марта 2015 22:46
        У французов теории танкового дульного тормоза до сих пор нет. Концепции есть, но их на ствол не насадишь. laughing
      2. 0
        20 марта 2015 14:00
        хорошо бы сравнить, как немцы говорили о трудностях размещения в тигре 88мм зенитки.
        Внутри почти все пространство заняло орудие, а ведь у них башня была больше...
  6. avt
    +1
    19 марта 2015 09:16
    Ммдааа! laughing Понты великая вещь !Жажда- ничто ,имидж- все.
  7. 0
    19 марта 2015 09:42
    Сорри за небольшой оффтоп, ибо личное мнение могу высказать только через призму WoT. Так там из топовой пушки стрелять крайне проблематично. А ещё со стоковой башней - скворечником наверное самый неказистый танк всей игры.
  8. +2
    19 марта 2015 10:02
    Да, французы всегда славились умением создавать танки, непригодные для реальных боевых действий, только для парадов. Ярким примером этого служит AMX-13, как написал автор -"знаменитые танки с «качающимися башнями» и автоматы заряжания". А знамениты они тем, что расстреляв небольшую укладку автомата заряжения, так должен был покинуть поле боя, чтоб перезарядить автомат. Хотя в реальности ему это конечно не потребуется)
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      19 марта 2015 15:14
      Цитата: Инжeнeр
      Да, французы всегда славились умением создавать танки, непригодные для реальных боевых действий,

      Зря Вы так,"Леклерк" - очень достойная машина. Вот бы он выступил в танковом биатлоне! Особенно хотелось бы посмотреть и сравнить результаты стрельб. Прицел стабилизирован в двух плоскостях. На каждом из 8 перископических прицелов командира имеется кнопка целеуказания, нажав на которую орудие танка автоматически наводится на линию визирования данного прибора наблюдения. ЭВМ СУО обладает способностью автоматически вводить необходимые поправки в прицел.
      Стабилизатор вооружения танка «Леклерк» использует электрические приводы
      1. +1
        19 марта 2015 21:32
        Стабилизатор вооружения танка «Леклерк» использует электрические приводы наведения башни и пушки (гидравлические системы и агрегаты были полностью исключены из конструкции башни для снижения вероятности возникновения пожара). Стабилизатор пушки позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности со скоростью 36 км/ч, а скорость движения поражаемых целей при этом может превышать 72 км/ч. Башня танка оборудована автономной системой аварийного электроснабжения, которая питается от аккумуляторов. Аккумуляторы также обеспечивают питание агрегатов и приборов СУО при отключенном двигателе.
      2. 0
        23 марта 2015 18:36
        машина хорошая, но стоит столько, что массовое производство будет как бомбежка для экономики.
    3. 0
      19 марта 2015 22:12
      Цитата: Инжeнeр
      Ярким примером этого служит AMX-13

      Только АМХ-13 прошли пару-тройку войн и неплохо себя зарекомендовали. К слову их башни ставили и на средние танки (Египет так модернизировал Шерманы). Сами танки в большом количестве поставлялись на экспорт. Позже на базе АМХ-13 был создан легкий танк Кирасир. И эти машины до сих пор стоят на вооружении ряда армий.

      Цитата: Инжeнeр
      Хотя в реальности ему это конечно не потребуется

      Результат их применения свидетельствует об обратном. Израильтяне массово применяли эти машины в арабо-израильских войнах. Не "Центурион", но тоже неплохо (если экипаж обучен, а командование вменяемое).
      1. 0
        23 марта 2015 11:25
        Цитата: Blackgrifon
        Только АМХ-13 прошли пару-тройку войн и неплохо себя зарекомендовали.

        Не смешите..Они себя не плохо показывали на парадах и в полицейских операциях, но стоило им попасть в конфликт, где противоборствующая сторона может им представить более чем достойный ответ, то сразу экипажа этих танков, вместо боя стали разыскивать воронку по глубже или иное укрытие, лишь бы не быть на линии огня. Почему ВС Израиля ОЧЕНЬ быстро от них и отказались.
        Цитата: Blackgrifon
        К слову их башни ставили и на средние танки (Египет так модернизировал Шерманы).

        И тут основная заслуга не французов, а немцев так как пушка АМХ13 - точная копия пушки германской "Пантеры" времен ВМВ...
        Цитата: Blackgrifon
        Израильтяне массово применяли эти машины в арабо-израильских войнах. Не "Центурион", но тоже неплохо (если экипаж обучен, а командование вменяемое).

        Ваши сведения не верны. АМХ13 в тех боях показали себя плохо, а вот "Центурионы" великолепно, не даром за экипажем одного из них удерживался рекорд уничтожения вражеского танка на максимальной дистанции

        Шестидневная Война окончилась для "Цахала" ошеломляющей победой. Жизненно важная роль, которую сыграли бронетанковые войска, утвердила их на центральном месте в послевоенном планировании. .... Не оставалось никаких сомнений, что AMX-13 устарел, и тяжелые потери в частях, вооружённых AMX побудили израильтян вывести их из частей первой линии и оставить на службе в разведывательных частях.

        "Рабочие лошадки" бронетанковых бригад, танки "Центурион" и "Паттон", в целом получили хорошую оценку, хотя без критиков не обошлось. "Центурион" любили за бронезащиту, но он имел маленькую скорость, а его двигатель и трансмиссия были неадекватны. После войны они были заменены дизелем и трансмиссией "Континенталь" ("Continental"), используемыми в американском танке M60A1. Эта версия в прессе иногда называлась "Бен Гурион", но "Цахал" просто называл её "Усовершенствованным Центурионом".

        Израильтяне вообще предпочитали танки британского дизайна: более медлительные, но лучше бронированные

        http://btvt.narod.ru/2/6d2.htm
  9. +17
    19 марта 2015 10:18
    Спасибо за статью, познавательно!
    P.S.
    ТС, а сколько у тебя боев? lol
  10. +20
    19 марта 2015 11:05
    Да уж, технически более развитые европейцы создали шедевр, не то что запуганные Сталиным и коммунистами "недочеловеки" ( сарказм).
  11. +3
    19 марта 2015 11:08
    Статье плюс. Не знал об этом танке вообще.
  12. +3
    19 марта 2015 11:40
    Да, французы они мастера делать не ездящие танки, не летающие самолеты и не плавающие корабли. При этом пиар на высоте - весь мир радостно пьет отвратные коньяки, крайне сомнительные вина и закупает Рафаэли с Мистралями.
    1. +5
      19 марта 2015 13:11
      ну про Мистрали и Рафаэли не скажу, но про вина и коньяки вы напрасно. и то и другое у них есть отменного качества, другой вопрос что цена таких продуктов довольно кусачая
      1. 0
        19 марта 2015 16:57
        Есть очень даже не плохие, но массовые, разрекламированные, которые радостно пьет весь мир - как правило полная дрянь.
        Недавно читал про один известный коньячный бренд, так они сами не скрывают даже, что их продукция до VSOP включительно, предназначена для готовки и коктейлей, а пить в чистом виде можно начиная от XO.
        Таже хрень и с винами, до 30 евро за бутылку - помои, от 30 до 50 - для готовки, от 50, если повезет с партией, можно пить.
        При этом на рынке есть масса вполне приличных вин не французского производства за совершенно другие деньги. В Болгарии например можно в магазине купить бутылку вполне приличного местного вина за 3,5 Евро.
    2. +2
      19 марта 2015 22:18
      Цитата: MooH
      Да, французы они мастера делать не ездящие танки, не летающие самолеты и не плавающие корабли.

      Ну-ну. Вы хотя бы для интереса посмотрите сколько танков, самолетов и кораблей продала Франция до распада СССР другим странам. Эти "не ездящие танки" неплохо воевали в Палестине и Синае, "не летающие самолеты" провоевали пол мира (именно "французы" в ВВС Аргентины добились наибольшего успеха в Фолклендской войне), про корабли тоже можно сказать много хорошего.
      Другое дело, что Франция как поставщик была КРАЙНЕ ненадежным (блокирование поставок кораблей Израилю, срыв поставок ПКР Аргентине да и последние события). Кроме того, французы никогда не против навариться на клиенте - перед ПМВ Российская империя заказала 100 тыс. кирас для пехоты (фактически, аналог современных бронежилетов). К сожалению, поставленное оказалось бракованным.
      1. +1
        20 марта 2015 00:08
        Из недавнего на ВО: данный танк, идиотский револьвер галан тё-тё, переусложненные и криво стреляющие пушки системы Депора. Еще недавно была статья про французике истребители перед второй мировой - десятки типов и из них только один или два более-менее удачные. И это только по материалам ВО за последний месяц. А если включить память и вспомнить броненосец Цесаревич, танк Char 2c...
        1. 0
          21 марта 2015 16:12
          Ждем статью на пулемет Шоша...
    3. +2
      19 марта 2015 22:51
      Цитата: MooH
      французы они мастера делать не ездящие танки, не летающие самолеты и не плавающие корабли.


      О, да... Крупнейший линкор "Ришелье"... Влияет на морские дела фактом своего существования (и размером) - колосаль...
  13. +2
    19 марта 2015 12:18
    Перед войной они вообще конкретного урода собирались построить. По сравнению с этим бронепоездом АRL кажется верхом конструкторской мысли.
    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
    FCM F1 образца 1939 г.

    БОЕВАЯ МАССА 140-145 тонн

    ЭКИПАЖ, чел. 8

    ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
    Длина, мм 10530
    Ширина, мм 3100
    Высота, мм 4210

    ВООРУЖЕНИЕ
    90-мм пушка, 47-мм пушка и четыре 7,5-мм пулемета

    БРОНИРОВАНИЕ
    Лоб корпуса - 120 мм
    Борт корпуса - 100\120 мм

    ДВИГАТЕЛЬ
    два Renault V12 KGM, жидкостного охлаждения, мощностью по 550 л.с. каждый

    ТРАНСМИССИЯ
    электрическая

    ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
    (на один борт) 16 сдвоенных опорных катков, 4 независимых катка, ведущее колесо заднего расположения

    СКОРОСТЬ
    20-24 км\ч

    ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
    около 100 км

    ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
    Высота стенки, м 1,00
    Ширина рва, м около 4,00
    Глубина брода, м около 1,00
    1. 0
      23 марта 2015 18:40
      кроме уродов, были у них и хорошие машины
      проект AMX 40 любопытен, средний танк сомуа был один из лучших в свое время. Если бы с башней не накосячили, был бы не хуже т34 или немецкого т3,т4.
      Конструкторы во франции были хорошие и технологии были, только военное ведомство фигней страдало, из-за чего в танках и авиации был разброд
  14. странник_032
    +9
    19 марта 2015 15:06
    Так и хочется снять с ARL-44 башню,убрать броню,поставить кабину,отвал,нож-рыхлитель и другие гусянки. winked feel



    И по любому получится что-то вроде этого:


    Так может и надо было проектировать бульдозер сразу? Тем более пол Европы в руинах тогда было.
    Дурни в общем говоря,а могли бы на этом неплохо заработать тогда. yes
  15. 0
    19 марта 2015 22:53
    Цитата: странник_032
    по любому получится что-то вроде этого:


    Это случайно ЧТЗ не из книги рекордов Гинесса? laughing
  16. +1
    20 марта 2015 19:53
    Это FCM 50t. Я так понял он "родственник" ARL 44?
  17. 0
    21 марта 2015 02:35
    не знаю что в нем революционного, это танк по форме напоминает танки начала 40х, в 51м уже катались на т-54 и паттонах.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»