Худшие танки-вагоны

Как известно лучшим критерием правильности любой теории является практика. Мы знаем, что тот же «танк Менделеева» или танк Стивена Купчака построены не были. А это значит, что проверить их возможности на практике не удалось. Однако в истории танкостроения существовал вполне реальный танк-вагон и о том, что он из себя представлял, и как воевал хорошо известно. Речь идет о французском танке «Сен-Шамон», производства одноименной фирмы.

Худшие танки-вагоны

"Сен-Шамон" в танковом музее в Самюре Франция


Танк «Шнейдер» CA1 должен был стать стандартным французским тяжелым танком, причем заказ на эту машину в количестве 400 единиц был размещен 25 февраля 1916 года. Тем не менее, фирме «Сен-Шамон» недалеко от Лиона поручили разработать еще один танк, размером побольше, и лучше вооруженный, по сравнению с танком «Шнейдер». Но никаких консультаций с военными проведено не было, а маршал Жоффр – главнокомандующий французской армией даже не был осведомлен об этом заказе.



Худшие танки-вагоны

Прототип танка «Сен-Шамон»


Конструированием танка занялся полковник Рималье, который, не мудрствуя от лукавого, просто взял шасси трактора «Холт» и удлинил его настолько, чтобы на нем поместилась и пушка, и запас снарядов, и двигатель. По сути дела это была увеличенная версия танка «Шнейдер». Видимо, на большее фантазии у него не хватило, но зато он позаботился поставить на новый танк пушку своей конструкции. Деревянные бочкообразные ролики, окованные по краям металлом, были расположены в передней и задней части корпуса, чтобы предотвратить зарывание корпуса в мягком грунте. И да, катки оказались очень даже к месту, однако в грязь они не работали. Серьезным нововведением был установленный на танке электрический привод – четырехцилиндровый бензиновый двигатель «Панар» мощностью 80/90 л.с., крутивший 52 кВт динамо, питавшего током два ходовых электромотора, по одному на каждую гусеницу. Эта система устранила необходимость в коробке передач, и все сложности связанные с их переключением и позволил машине «разворачиваться на месте». Тем не менее, передача была сложная и, к сожалению, не надежная и только добавила неприятностей ко всем прочим проблемам с этим танком.

Худшие танки-вагоны

«Сен-Шамон» преодолевает препятствие


На испытаниях машины было выяснено, что выход экипажа из танка, несмотря на оборудованную в нем для этого дверь весьма затруднителен, тормоз отката под стволом у пушки уязвим для огня противника, а возможности наблюдения крайне ограниченны.

После постройки первых 165 танков (из 400 заказанных), 75-мм пушка «Сен-Шамон» T.R. была заменена стандартным 75-мм орудием М. 1897. Плоскую крышу с двумя круглыми куполами заменили на покатую, чтобы гранаты заброшенные на нее гранаты скатывались на землю. На большинстве танков над головой водителя поставили башенку квадратной формы с люком. Гусеницы, которые были слишком узкими, были заменены на более широкие, с новым рисунком грунтозацепов, чтобы повысить их сцепление с почвой и тяговые характеристики, и это было хорошо. Но это улучшение вызвало увеличение размеров надгусеничных полок внутри самого танка, а вот это было уже плохо.

Было рекомендовано установить дополнительные 8,5 мм пластины брони по бортам (в дополнение к основным броневым листам толщиной 8,5 мм.), чтобы обеспечить полную защиту против немецкой бронебойной пули марки «К». Но сделать в полном объеме этого не успели. На вооружении танка кроме пушки были четыре пулемета «Гочкис» (один с каждой стороны, один спереди, и один сзади), имевшие боекомплект в 8488 патронов. Боекомплект орудия составлял 106 снарядов. Экипаж – 8 человек. Вес (в основном из тяжелой системы передачи) 24 тонн.[/left]

Худшие танки-вагоны

Вот при помощи такого приспособления танки Сен-Шамон должны были форсировать препятствия!


Танки «Сен-Шамон» были впервые использованы в бою 5 мая 1917 года, когда они поддержали атаку французской пехоты. Главный недостаток в конструкции – передний свес – сразу же показал себя с самой плохой стороны: из 16 танков, участвовавших в штурме немецких позиций, 15 застряли при попытке пересечь немецкие окопы. CA.1 также участвовали в этой атаке, но результат был неудачен и для них только одному CA.1 удалось пройти немецкие окопы. Многие танки этого типа были разбиты германской артиллерией, снаряды которой легко проламывали их тонкую броню. В результате к ноябрю 1918 года в строю осталось только 72 танка этого типа.

Ну, а теперь давайте заглянем внутрь этой машины и посмотрим, а каково было на ней воевать? Начнем с места водителя танка располагавшегося слева от оси танка. Ну, понятно, что там находились рычаги и педали, а наблюдение осуществлялось через ничем не прикрытые щели. То есть опять-таки даже простейший перископ и тот на него не поставили. Впрочем, а может быть все-таки поставили? Ведь для чего, как не для перископа с широким полем зрения на его броне внизу справа (на фото оно хорошо видно) сделано прямоугольное отверстие? Но точно ли оно для перископа? В японском журнале «Армор моделлинг» на него указывает стрелка, и автор спрашивает, а для чего это? Удивительно, «Армор моделлинг» и не знает! Впрочем, японцы от Парижа далеко. Чтобы все выяснить точно, я написал куратору бронетанкового музея в Самюре – что это за отверстие, для чего? И получил ответ: «Вы задали отличный вопрос, на который у меня… нет ответа! Буду искать!» Кстати, это хороший пример того, с которыми историкам техники приходится сталкиваться в своей работе. Казалось бы, есть танк, есть документация, а для чего отверстие не знают даже в Самюре! Кстати, внутри корпуса за ним находится короб, но сверху он наглухо закрыт, хотя если это перископ, то… там должно бы находиться стекло. Ну, что ж – подождем ответа из Самюра и, возможно, тогда это станет основой для темы о танковых приборах наблюдения…

Худшие танки-вагоны

«Сен-Шамон» в Самюре, вид спереди. Хорошо видно таинственное отверстие на броне справа


Ну, а теперь опять «полезем в танк». Справа от рабочего места водителя находилось орудие и вот то, как французы его там установили, это вообще нечто! Вы думаете, что там была какая-то тумба, на которую крепилась люлька пушки? Нет, ничего подобного! Конструкторы просто вставили внутрь танка все 75-мм орудие целиком вместе с лафетом! А закрепили они его в танке на… осях колес! То есть в принципе, если извлечь его из-под брони и поставить на колеса, то никто бы и не сказал, что когда-то это было «танковое орудие». Наводчик располагался слева сидя и управлял механизмами вертикальной и горизонтальной наводки. Причем горизонтальная наводка была очень ограниченной, так как осуществлялась передвижением пушки… по колесной оси. А под ногами у него находился деревянный каток для повышения проходимости, так что сидеть ему на своем месте было очень даже неудобно. Заряжающий стоял у него за спиной, а сзади находилась кассета со снарядами. Иначе было нельзя, так как откат у французской 75-мм пушки обр. 1897 года был очень велик. Поскольку затвор у пушки был поршневой, то нужен был третий номер расчета – «замковой», который находился от орудия справа. Для него было также предусмотрено сиденье и это было хорошо. Но плохо было то, что он же отвечал за установленный здесь же пулемет «Гочкис». И получалось, что когда он стрелял из пулемета, некому было открывать замок и наоборот. Здесь же над орудием, над головами его расчета крепился выдвигающийся прожектор. Ну, а работала эта «артиллерийская установка» так: наводчик указывал водителю как лучше «поймать цель» (либо это делал водитель, указывавший наводчику куда стрелять!), после чего они общими усилиями «загоняли» ее в прицел, а заряжающий и замковой по команде наводчика заряжали орудие, после чего и производился выстрел.

За оборону танка по обеим сторонам и сзади отвечали три пулеметчика, причем два боковых располагались несколько несимметрично друг к другу из-за того, что справа на корпусе танка находилась «входная дверь». Удобств для пулеметчиков не придумали никаких! В походе они сидели на надгусеничных полках, прямо на металлических листах (разве что сами что-то подкладывали?), а вели огонь по врагу сидя на корточках. При этом они упирались коленками в угол надгусеничной полки и… о какой меткой стрельбе тут вообще могла идти речь? Тебя вместе с танком трясет, кидает на ухабах, а держаться ты можешь только лишь за пистолетную рукоятку и еще рукоятку на затыльнике пулемета и все! Питание пулеметов «Гочкис» осуществлялось из металлической обоймы на 30 патронов, вставлять которую было одному человеку очень неудобно, но даже в том случае если использовалась лента, все равно вести прицельный огонь из оружия, установленного таким образом, было невероятно сложно. Как работал этот пулемет лучше и нагляднее всего показано в кинофильме «Золотая пуля» и если вы его смотрели, то поставьте себя на место человека, который в одиночку должен был обслужить его в танке «Сен-Шамон»!

Худшие танки-вагоны

Входили в танк вот через эту дверь


Двигатель располагался посредине машины со всеми вытекающими из этого последствиями. Правда, к любой его части доступ был очень хороший, да и заводился он также изнутри. Но этим все удобства такого расположения и исчерпывались. А так и шума, и гари в танке хватало, не спасала от этого никакая вентиляция. В задней части справа располагался еще один пулеметчик, слева было место механика, и здесь же находился еще один каток – французы даже не додумались закрыть его каким-нибудь кожухом от грязи, и здоровущий бак для бензина.

Опыт боев показал, что так зарывался носом, попадая даже в самые неглубокие рвы, а выбирался из них с большим трудом. Английские «ромбоиды» могли нести на себе фашины и сбрасывать их в эти рвы, но в данном случае для «Сен-Шамона» этот путь был закрыт: спереди у него была пушка. Очень часто дойдя до первого же противотанкового рва, эти машины останавливались, так как просто не могли их пересечь. Опять-таки, тот же опытный английский «Лидер флотилии» имел два орудия и мог подавлять пулеметы на поле боя. Имел более или менее продуманную ходовую часть и поскольку был длинен – целых четыре гусеницы. А тут… ведь было же очевидно, что танк будет «черпать носом» и тем не менее его построили!

Худшие танки-вагоны

Английский танк «Лидер флотилии», проект


В результате их поневоле начали использовать как САУ для стрельбы с закрытых позиций и часто по невидимой цели при соответствующей корректировке огня. Броня в этом случае защищала их от близких разрывов, но суть в том, что в этом случае терялась сама идея танка. Ведь изначально это был именно танк и нужен был танк, а вышла САУ, зачем-то вооруженная кучей пулеметов, без которых машина этого типа вполне бы могла обойтись!

Худшие танки-вагоны

Танк «Шнейдер СА.1 в Самюре


В результате «Сен-Шамон» (ну и, конечно, его «собрат» «Шнейдер СА.1) по единогласному мнению всех экспертов были признаны худшими танками Первой мировой войны и больше машины такого типа не строились и не применялись.
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 14
  1. parusnik 20 марта 2015 06:45
    Заря, детство танкостроения...малыш учится ползать...
  2. qwert 20 марта 2015 06:59
    всегда думал, что Сен-Шамон гораздо больше
    1. inkass_98 20 марта 2015 07:50
      Цитата: qwert
      Сен-Шамон гораздо больше

      Да, я тоже так думал, сравнить в масштабе было не с чем, видел только иллюстрации.
      По теме: не только "Сен-Шамон" был таким неудобным, немецкие и английские танки были не лучше. Та же теснота, вонь, гарь, шум и пороховые газы.
      1. Kars 20 марта 2015 07:57
        У немцев был один танк собственной разработки
        1. kalibr 20 марта 2015 08:41
          Нет не один, а довольно много!
          1. Kars 20 марта 2015 08:48
            Цитата: kalibr
            Нет не один, а довольно много!

            одна модель
            1. Александр72 20 марта 2015 10:18
              Уточняю, одна серийная модель - тяжелый танк А7V, который по образному выражению современником напоминал "амбар на гусеницах". Экспериментальных и опытных разработок, в том числе и воплощенных в металле было множество, именно на их основе уже в пост-Версальской Германии были разработаны "Ляйхттрактор" и "Гросстрактор", которые прошли цикл испытаний и дали немцам необходимый опыт в конструировании техники такого класса.
            2. Комментарий был удален.
      2. Kars 20 марта 2015 07:58
        _______________
  3. Kars 20 марта 2015 07:26
    Да Первая мировая сейчас как говорится в Тренде.Китайские товарищи вводят моделистов в растройство.Уже выпустили почти все образцы БТТ и это вагончик не забыли
    1. kalibr 20 марта 2015 07:43
      Это Вы сами сделали? Очень здорово!Надо бы на подиум с травой поставить,а?
      1. Kars 20 марта 2015 07:50
        Цитата: kalibr
        Это Вы сами сделали? Очень здорово!Надо бы на подиум с травой поставить,а?

        нет это не моя работа.Я себе пока взял Рено ФТ-17,кстате с диарамкой в комплекте
        картинка с сайта производителя
        1. kalibr 20 марта 2015 08:45
          Круто! И даже весьма!
  4. фомкин 20 марта 2015 07:40
    На редкость интересная подборка фактов.
  5. лис 20 марта 2015 07:41
    с тех пор и пошёл "модный французский шарм" в дизайне...
  6. abrakadabre 20 марта 2015 08:07
    «Сен-Шамон» в Самюре, вид спереди. Хорошо видно таинственное отверстие на броне справа
    Возможно это отверстие для того, чтобы водитель смог посмотреть вниз перед танком. Ну или кто там сидел мог посмотреть и сказать водителю.
    1. kalibr 20 марта 2015 08:44
      По логике вещей так, но их куратор не может сказать ни да ни нет. От отверстия вверх идет короб. Но сверху он закрыт металлическим листом. И куда смотреть? Убрать лист, постпавить вниз зеркало? Но там поверхность кривая, смотреть будет неудобно. А французы пока молчат!
      1. тасха 20 марта 2015 12:49
        Короб закрыт не наглухо. Металлический лист - это специальная крышка на петлях. Водитель мог её поднимать. Например - при движении вдоль траншеи\окопа или по мосту.
  7. chebman 20 марта 2015 11:00
    "Казалось бы, есть танк, есть документация, а для чего отверстие не знают даже в Самюре!"
    Французы многое чего не могут объяснить, Например, конструкцию дверной ручки на первом Логане, куда надо было засунуть два пальца в отверстие, чтобы закрыть дверь.
  8. lao_tsy 20 марта 2015 16:00
    Каких только монстриков не навыпускали!
    Цитата: parusnik
    Заря, детство танкостроения...малыш учится ползать...
  9. Александр72 20 марта 2015 16:48
    Немного не по теме - история о танковом экипаже "Сен-Шамона", рассказанная одним из офицеров армий Антанты:
    "Ночь 11-го июня 1918 года. Наша группа расположилась на опушке леса и готовится к сражениям следующего дня. Вдруг меня окликают:
    - Мой командир! Командир, повернитесь. На поле находится танк. Танк возвращается к нашим позициям. Все повернулись в ту сторону, откуда был слышен лязг гусениц.
    - "Шнейдер" или "Сен-Шамон"?- спросил Перре.
    - "Сен-Шамон",- ответил Майан.- Я узнал его по звуку двигателя.
    В тот же момент двигатель заглох, и танк остановился.
    - Давайте сходим и посмотрим, - сказал кто-то. Мы побежали туда, где стоял танк. Хотя нелегко было разыскать его темной ночью, машину все-таки нашли.
    - Мой командир! Здесь есть номер машины,- сообщил мне Тирион, артиллерист 3-й батареи.- Но дверь заперта и никто не отзывается!
    Мы увидели номер - 80341 (не совсем ясно, о каком номере идет речь. - Прим.авт.) Каилло, который ходил вокруг танка, крикнул:
    - Есть кто-нибудь внутри?
    Все слушали, но ответа не последовало.
    - Мой командир! Верхний люк открыт!
    - Посмотрите внутри!- ответил я. Тирион залез внутрь, и через несколько секунд раздался его крик:
    - О, мой Бог! Здесь только один человек из экипажа, но он весь в крови и мертвый и, похоже, что держит в руках рычаги управления.
    Взяв лампу, Майан тоже проник внутрь, а затем открыл дверь. - Здесь все погибли,- заключил он. - Четыре пулеметчика, стрелок, механик. Я думаю, водитель - лейтенант Блондель. Он умер последним".
  10. Александр72 20 марта 2015 16:51
    Ниже рисунок танка «Сен-Шамон» ранней версии с ложными пулеметными амбразурами. Мальмезон, окрябрь 1917 года.
  11. Александр72 20 марта 2015 17:11
    А вот собственно и немецкий тяжелый танк А7V - единственный из германских, который гордо называли серийным, хотя их было выпущено всего 20 штук. Первую серию составили танки на шасси N 501, 502, 505 - 507 и 540 - 544. Номера танков второй серии - 525, 526, 527, 528, 529 (корпуса "Крупп"); 560, 561, 562, 563 и 564 (корпуса "Рёхлинг"). Кроме него было разработано несколько опытных машин и ряд многообещающих проектов - от легких танков LK до тяжелого штурмового танка "Oberschleisen" и сверхтяжелого 152-тонного "K-Wagen" ("Колоссаль"). Картинка кликабельна (по крайней мере я на это надеюсь.) Это все. Честь имею.
    1. Kars 20 марта 2015 20:45
      _____________________
  12. boroda64 20 марта 2015 20:53
    ....
    а где = туалет, душ и спальня..???
    1. рюрикович 20 марта 2015 21:32
      Может туда ещё и "мадам" для соответствующих услуг приписать? wink drinks
  13. Volgarr 20 марта 2015 23:44
    Кунсткамера - сборище механических уродцев !

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня