Боевые «Чайки» Н. Поликарпова

40
Боевые «Чайки» Н. Поликарпова


Истребитель И-153 «Чайка» принимал активное участие во множестве военных конфликтах тридцатых годов ХХ века. Эти машины сыграли неоценимую роль в отражении гитлеровской агрессии в самый тяжелый период Великой Отечественной войны. Конструкция И-153 была доведена до совершенства, и этот самолет по праву считается самым удачным истребителем-бипланом в мире. Однако создан он был в тот период, когда время бипланов подошло к концу.

Сегодня, с нашей точки зрения, может показаться несколько странным, что Н. Поликарпов в 1933 году, создавая новый скоростной истребитель-моноплан И-16, продолжил работу и над бипланами, и почти одновременно с "ишачком" выпустил И-15.

До 1933 года истребители в большинстве стран были бипланами или же полуторапланами. Но вскоре конструкторов увлекли истребители-монопланы, обладающие большей скоростью, но несколько худшей маневренностью. Предполагалось, что эти два типа истребителей в боевой обстановке должны своими качествами дополнять друг друга. Скоростные истребители-монопланы успешно должны идти на перехват противника для нанесения первого удара и преследования, а более маневренные бипланы вести воздушный бой в горизонтальной плоскости на виражах.

И-15 являлся дальнейшим развитием истребителя-биплана И-5, который был создан Н. Поликарповым и Д. Григоровичем и оснащался мотором "Гном-Рон-Юпитер VI". Указанный двигатель производился у нас по лицензии под маркой М-22 и имел мощность в 480 л.с.

На И-15 установили более совершенный и мощный мотор воздушного охлаждения М-25 (лицензионная марка американского Райт "Циклон" Ф-3). В наследство от И-5 к И-15 передались высокие летные данные, легкость в управлении, отличные взлетно-посадочные качества. В первых сериях И-15 верхнее крыло имело характерный излом, получивший название "чайка".



С этой «чайкой» было не все так просто. Сотрудники НИИ ВВС утверждали, что из-за новой схемы крыла И-15 будет обладать неустойчивостью, затрудняющей вождение самолета в строю и ухудшающей результаты прицельной стрельбы. Поликарпов категорически отвергал эту версию. В докладной записке руководству МАПа он писал: «Вводя схему "чайка" в самолет И-15, я хотел, наряду с уменьшением интерференции, обеспечить этим наилучшую маневренность самолета, особенно на глубоком вираже».

Чтобы повысить путевую устойчивость и улучшить, по их мнению, условия прицеливания и обзор при посадке, военные рекомендовали использовать привычную схему верхнего крыла. Поликарпов вынужден был уступить, и с 1938 года в серии стал выходить И-15бис (или И-152) с верхним крылом без "чайки". И-152 оснастили более мощным высотным двигателем М-25В мощностью в 775 л.с. и усилили вооружение до 4-х пулеметов. Конструкторы также улучшили капот мотора и усилили в целом несущую основу самолета.

На истребителе И-15бис наши летчики сражались в небе Испании, Монголии, Китая. Но, несмотря на то, что по скороподъемности, маневренности этот истребитель оставался одним из лучших в своем классе, скорость его полета стала уже недостаточной. Нашим пилотам на И-15бис было уже трудно вести бои с более скоростными монопланами, такими, как германский Bf-109 и японский Ки-27. Самолету критически недоставало скорости.



Поликарпов, предвидя такую ситуацию, еще в 1937 году предложил новый проект истребителя-биплана И-153 (буквально И-15 — третья модель), который представлял собой дальнейшее совершенствование И-15. Новый самолет получил усиленную конструкцию, более чистые аэродинамические формы и убирающееся в полете шасси. В этот раз Поликарпов все-таки настоял на своем: верхнее крыло истребителя вновь получило форму "чайка". Этим же именем нарекли и сам истребитель.

В 1938 году на летных испытаниях И-153 продемонстрировал великолепные летные данные. При одинаковом с И-15бис двигателе М-25В скорость возросла на 40 км/ч, а при двигателе М-62 в 1000 л.с. она увеличилась еще на 30 км/ч. С 1939 года "Чайка" пошла в серию. Наряду с новым двигателем самолет оснастили винтом изменяемого шага, что еще более улучшило летные данные.

На И-153 первой серии, предназначенной для войсковых испытаний, ставили двигатели М-25В (775 л.с.), затем монтировали М-62 (1000 л.с.), а позже М-63 (1100 л.с.). Все эти двигатели воздушного охлаждения конструкции Аркадия Швецова. Они явились дальнейшим развитием лицензионной однорядной девятицилиндровой звезды "Райт-Циклон" SR-1820. Капот у различных модификаций И153, благодаря тому, что габариты всех применяемых на нем двигателей были практически равны, не изменялся.

Вооружение на большинстве И-153 состояло из синхронных пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм, а позже четырех крупнокалиберных БС (калибр 12,7 мм) или двух пушек ШВАК. Самолет мог брать до 200 кг бомбовой нагрузки. Огонь велся через специальные огневые трубы, проложенные между цилиндрами двигателя. Пулеметы при этом располагались попарно в фюзеляже. Одна пара находилась сверху над бензобаком, вторая посередине высоты фюзеляжа. Верхние пулеметы питались боезапасом из двух коробок по 700 патронов. У нижних же имелась одна разделенная коробка по 500 патронов.



И-153 с успехом использовался в Советско-финской войне и на Халхин-Голе. Однако в самом конце тридцатых годов, в результате участия во многих конфликтах и войнах, становится очевидным, что основным качеством истребителя для активного боя является все-таки скорость.

Моноплан окончательно занимает лидирующее положение в боевой авиации. Тем не менее, многие специалисты и тогда высказывались за боевое применение биплана в сочетании с более скоростными машинами. Среди них был, конечно же, и Поликарпов, который в 1940 году, уже после своего И-180, вдруг предоставил расчеты на феноменальный безрасчалочный полутораплан И-195 с двигателем М-90 мощностью в 1750 л.с. с расчетной скоростью 590 км/ч.

Лучшими бипланами конца тридцатых годов следует считать германский Не-51, английский Глостер "Гладиатор", японский "Кавасаки" Ki-10 и итальянский "Фиат" CR-32 (имел самую высокую из всех подобных машин скорость 520 км/ч на высоте 4500 м). В этом блестящем ряду выдающихся машин стоит и наша "Чайка". Недаром А.С. Яковлев писал: "И-153 был единственным в Советском Союзе серийным бипланом с убирающимся шасси и лучшим из когда-либо созданных истребителей такой схемы ".

И-153, наряду с И-15 и И-16, принял участие в боях с японцами в районе реки Халхин-Гол, проходивших со 2 июня по 16 сентября 1939 года. Японские войска, после ряда вооруженных провокаций вторглись в Монголию, имея 225 самолетов. Большинство из них составляли монопланы типа «Накадзима» Ки-27 и «Мицубиси» A5M 1937-38 годов выпуска с максимальной скоростью не выше 460 км/ч. Ecли учесть их довольно низкую вертикальную маневренность и относительно слабое вооружение (по 2 пулемета 7,7 мм), то нетрудно сделать вывод в сторону превосходства И-153, обладающего четырьмя крупнокалиберными пулеметами 12,7 мм.

Превосходство японцам могли бы дать лишь новые истребители "Накадзима" Kи-43, оснащенные мощным двигателем в 1100 л.с., имевшие максимальную скорость 515 км/ч и вооруженные крупнокалиберными пулеметами 12,7 мм. Но эти машины лишь начали выпускаться, и их количество составляло единицы.

В ходе сражения с обеих сторон было задействовано значительное количество войск, в том числе с японской стороны 300 самолетов различных типов, с советско-монгольской 515. Тактика наших истребителей обычно строилась по принципу замысла Поликарпова "скорость плюс маневренность": нижний ярус, порядка 4000 м занимали И-15 и И-153 для ведения боя по горизонтали на крутых виражах, а более скоростные И-16 поднимались выше, готовясь к сражению на вертикальном маневре.

Японские пилоты имели отличную боевую подготовку, но и советские летчики сражались умело и самоотверженно. Так, Арсению Ворожейкину довелось вести бой с семью истребителями противника, но он не покинул поля боя. На "ястребке", буквально изрешеченном пулями, он сумел возвратиться на свой аэродром. Виктор Скобарихин со своей девяткой вел бой с большой группой Ки-27. Спасая товарища, он таранил японский истребитель и возвратился на свою базу. Механик, осматривая самолет, обнаружил в поврежденном крыле "японский сувенир" — часть колеса от шасси Ки-27. Сергей Грицевец на И-153 приземлился на территории противника и, взяв "на борт" командира полка Вячеслава Забалуева, который выбросился из горящего самолета с парашютом, спас его от не минуемой гибели. Примечателен и такой случай. Майор Грицевец по прибытии в часть И-153 решил пойти на военную хитрость, приказав летчикам на "Чайках" до начала боя не убирать шасси. И японцы на самом деле по привычке приняли их за И-15бис. Сблизившись с противником, наши летчики неожиданно убрали шасси и вступили в бой.



Всякий раз "Чайки", обладавшие исключительной маневренностью, связывали боем японские истребители, давая возможность И-16 атаковать бомбардировщики противника. Сказал доброе слово об этом самолете и маршал Г.К. Жуков: "В начале кампании японская авиация прижимала нашу. Их самолеты несколько превосходили наши до тех пор, пока мы не получили "Чайки" И-153 и группу летчиков во главе с Яковом Смушкевичем. Наше господство в воздухе стало очевидным".

За боевые подвиги в Монголии многие наши летчики были удостоены звания Героя Советского Союза. Дважды Героями стали С. Грицевец, Г. Кравченко и Я. Смушкевич. Бои в воздухе над Халхин-Голом продолжались до 15 сентября. Наши потери в боях были значительно меньше, чем у противника. Всего за кампанию было сбито 38 «Чаек».

В августе 1940 года 93 «Чайки» были поставлены ВВС Китая. Однако заметных успехов они добиться не смогли, поскольку японская армия использовала истребители нового поколения, превосходящие И-153 по максимальной скорости и скороподъемности. Кроме того, китайские летчики не отличались стойкостью и отвагой.

В 1939 году, накануне войны с СССР, финские ВВС были реорганизованы и состояли из четырех полностью укомплектованных полков, в состав которых входили истребители "Фоккер СХ", "Фоккер D-XX1" и "Бристоль Бульдог", бомбардировщики "Авро-Энсон", "Бристоль Бленхейм" и "Юнкерс К-43". Всего 145 самолетов с характерными опознавательными знаками — синяя свастика в белом круге. Им противостояла значительно более многочисленная группировка советских истребителей, состоящая из И-15, И-16 и И-153.

Характерными признаками «незнаменитой той войны» явились мощные оборонительные сооружения линии Маннергейма, тяжелейшие погодные условия жестокой зимы, яростное сопротивление финнов, как на земле, так и в воздухе, широкая материальная поддержка Финляндии со стороны многих стран мира.

Боевую основу финской авиации составили истребители, собранные в группу LIV-24. В ходе жестоких боев финская авиация понесла серьезные потери. 30 ноября ВВС РККА нанесли первый бомбовый удар по Хельсинки и другим городам Финляндии, подверглись бомбардировкам аэродромы в Иммоле и Мериоки. Хотя самолеты противника и уступали по боевым и летным характеристикам И-16 и И-153, дрались финны самоотверженно. К концу второго дня боев пилоты группы LIV-24 сбили 9 советских самолетов. За декабрь 1939 года сбили еще 36 советских бомбардировщиков. А в начале января 1940 года группой капитана Сарванто было уничтожено семь ДБ-3, шедших без прикрытия.



Тем не менее, финское командование запретило летчикам на "Фоккерах" ввязываться в бои с более мощными и маневренными И-16 и И-153. Ограниченные возможности LIV-24 были направлены в основном на борьбу с бомбардировщиками. Наиболее «горячие» финские пилоты ослушивались приказов своего командования и вступали в бой с советскими истребителями, это привело к гибели многих из них, в том числе знаменитых асов Суоми, сержанта Тили (5 побед) и лейтенанта Вуорела (6 сбитых).

По мере боев финские ВВС пополнялись новой техникой. Им поставлялись шведские "Гладиаторы", итальянские "Фиат G50", а также французские "Моран MS-406". К тому же, в руки финнов достались двадцать пять трофейных советских самолетов: пять ДБ-3, шесть СБ, один И-16, пять И-15 бис, восемь И-153. Во вновь созданных группах на финской стороне участвовали датские, английские, американские, канадские, польские и испанские пилоты. Финские бомбардировщики бомбили скопления советских войск близ Ленинграда, корабли Балтфлота и военные объекты в Эстонии. Финны пытались, но неудачно, бомбить Ленинград и Мурманск. Всего финскими ВВС совершено 423 боевых вылета и сброшено 113 т бомб.



Потери авиации финской стороны составили 362 самолета, советской 261 машина. Так была закончена "зимняя война", но в 1941 году финны, припомнив старые обиды, вновь вступили в войну на стороне фашистской Германии.

Многие военные летчики с горькой усмешкой вспоминали книгу военной фантастики Н. Шпанова "Первый удар", выпущенную "Воениздатом" летом 1939 года. В ней по минутам была расписана предстоящая война с фашистской Германией. После описания разгрома нашими истребителями ПВО многочисленных армад фашистских бомбардировщиков, вторгшихся в пределы СССР, помечены по часам следующие "потрясающие" события: "18 августа в 19.00 наши штурмовые части вылетают для атаки аэродромов противника. 19.20 поднимаются в воздух 720 скоростных дальних бомбардировщика. Цель — бомбежка военных промышленных районов врага. 24.00. Советские бомбардировщики бомбят цель. На авиационном заводе "Дорнье" погашены огни. Немецкие рабочие с нетерпением ожидают момента, когда бомбы будут сброшены на завод, в котором они находятся, и поют "Интернационал"

В первые же дни войны на приграничных аэродромах вражеской авиацией были разрушены и сожжены 1200 советских самолетов. Оставшимся поликарповским "ястребкам" предстояло сражаться с полчищами "мессеров", которые имели более высокую скорость и лучшее вооружение. Выручил здесь лишь массовый героизм советских пилотов.

В десятом часу утра 22 июня четыре истребителя "Чайка" вступили в бой с восемью Bf-109E. Два "мессера" были сбиты, а третьего протаранил лейтенант Петр Рябцев, когда у него кончились патроны. Он покинул горящий И-153 над самой землей и все-таки успел раскрыть парашют.

Дорогу через Ладогу под Ленинградом охраняли летчики 127-го авиационного полка, которым командовал майор В. Пузейкин. Немало сбитых вражеских самолетов было на счету авиаторов, однако крупны были и собственные потери: к 17 октября 1941 года в полку осталось всего семнадцать И-16 и И-153. Под Москвой на "Чайках" отличились летчики старшего лейтенанта Федора Калугина. Пехотинцы в окопах с радостными возгласами встречали группу "Чаек", шедших на огневую обработку переднего края противника.

Можно еще много привести примеров отваги и героизма наших пилотов в первый год войны. Но "ишачки" и "Чайки" безнадежно устаревали, а у немцев появлялась модернизированная техника, способная на многое. Вот как об этом рассказывал Герой Советского Союза Константин Сухов: "Летом 1942 года мы группой И-16 и И-153 шли на штурмовку вражеских позиций где-то под Керчью. После выполнения задания вступили в бой с восьмеркой Bf-109G на высоте 1200 м. Я на своем И-153 схлестнулся с одним из "мессеров", который зашел в хвост моего самолета и открыл огонь. Мгновенно делаю глубокий вираж и, вывернувшись из зоны обстрела, сам атакую фрица, беру его в прицел, жму на гашетку пулеметов, в боекомплекте которых остались последние патроны. Но огонь мой не эффективен: немец на большой скорости ушел слишком далеко. Он выполняет боевой разворот и снова заходит на меня с задней полусферы. Ухожу от него переворотом. Так продолжалось несколько раз, пока у меня окончательно не закончились патроны. Немец сразу понял это и, сбавив скорость, следует за мной по пятам. Еще раз пытаюсь на глубоком вираже ускользнуть от "мессера", но немец упредил меня и бьет из всех стволов. Пули и снаряды "эрликона" со звоном разбивают приборную доску, повреждают двигатель. Но сам цел, выручила бронеспинка. Я иду на вынужденную, выбрав подходящую площадку... Да, это была горькая наука: у наших "Чаек" маневренность не хуже, чем у Bf-109, но так не хватало ста километров скорости, чтобы вести бой на равных».



Однако, высокие пилотажные качества позволяли эффективно применять И-153 в качестве ночного истребителя для обеспечения ПВО промышленных объектов от ударов ночных бомбардировщиков. В 1943 году авиационным руководством было проведено исследование, посвященное истребительной тактике действия, которое включало информацию по самолетам противника, обобщению опыта боевого применения отечественных истребителей и включало рекомендации по использованию эффективных приемов воздушного боя. В нем нашел отражение тот факт, что осенью 1942 года в Сталинградских боях И-153 сбивали Bf-109G. Имелись рекомендации по применению на «Чайках» реактивных снарядов, выпуская их четырехснарядными залпами с разным временем подрыва. Отмечалась отличная маневренность самолетов, которая позволяла увернуться от атаки и встретить противника огнем «в лоб». Самолеты И-153 использовали специальную тактику, получившую наименование «пчелиный рой», которая заключалась в том, что в воздушном бою эти машины держались вместе, энергично маневрируя (преимущественно разворотами). Истребители становились малоуязвимыми для вражеских машин, так как с любой стороны самолеты противника встречал плотный огонь нескольких «Чаек».

И-153 участвовали в воздушных боях Великой отечественной до середины 1943 года. Затем И-153 передали в запасные полки и летные училища. Так закончилась долгая боевая служба легендарной «Чайки», несомненно, лучшего для своего времени истребителя-биплана.



Источники:
Маслов М. Боевые «чайки» Сталина. И-15, И-15бис, И-153. М.: Яуза, Коллекция, ЭКСМО, 2008. С. 79-82, 84-128.
Маслов М. Истребитель И-153 // Авиколлекция. 2014. №1. С. 2-3, 18-30.
Иванов С. Истребители Поликарпова // Война в воздухе. № 136. С. 56-66
Котельников В. И-153. Краткое техническое описание // Мир авиации. 1993. №3. С. 11-13.
Сергеев Ю. И-153. Последний серийный истребитель Поликарпова // Крылья Родины. 2000. №8. С. 19-22.
Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. М.: Машиностроение, 1994. С. 520-525.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    18 марта 2015 05:09
    Вся ирония в том, что эта лучшая "Чайка", в 40-х уже была просто НЕ НУЖНА, тем более в том количестве, в каком их выпустили. Но, да же на них наши деды смогли дать отпор не только в воздухе, но и на земле. Так как многие штурмовые авиаполки, на начальном этапе войны, были оснащены этими самолетами. Какое же мужество надо иметь, что бы заходить на штурмовку на столь открытом ветру и пулям врага самолете.\
    1. Комментарий был удален.
    2. +13
      18 марта 2015 07:06
      Цитата: svp67
      Вся ирония в том, что эта лучшая "Чайка", в 40-х уже была просто НЕ НУЖНА

      Уважаемый коллега Сергей, это нам, через 75 с лишним лет ясно. Тогда же было несколько по другому. Готовились к войне на два фронта. На момент начала выпуска И-153 отвечал требованиям военных. Это подтвердилось и в ходе столкновений с японской авиацией, где участвовали (в общей сложности) 70 машин. Потери (как боевые, так и не боевые) составили 23 машины.
    3. +12
      18 марта 2015 07:50
      Нужна- не нужна. Для штурмовки или не для штурмовки. А 11 самолетов Хромов завалил на Чайке. Все-таки лучший истребитель тот - в котором сидит лучший летчик. Сумел зайти незаметно и внезапно в атаку, или сумел принудить мессер к бою на виражах, кто знает, но ведь смог. И сбивал на "ненужном" биплане фашинюг.
    4. +8
      18 марта 2015 10:19
      Как штурмовик он себя отлично показал в 1942 году во время битвы за Кавказ в узких ущельях юрки тихоходный И - 153 был не заменим
    5. +3
      18 марта 2015 11:01
      Конечно, нужны были Миг-1 и Ла-5, но в наличии были только "Чайки", на них и воевали. Причем- с успехом
      1. +3
        18 марта 2015 13:12
        Цитата: inc88
        Конечно, нужны были Миг-1
        what
        А сколько МиГ-1 в войне участвовало и как сильно они были нужны?
        1. +2
          18 марта 2015 18:20
          миг 1 высотник потому и перевели в пво их
          вся проблема наших самолетов была в двигателях и деревянной конструкции что их утяжеляло по сравнению с теми же дюралевыми немцами
          кстати один из первых таранов был совершен в небе над бресткой крепостью
          1. +5
            19 марта 2015 00:00
            "И-153 был единственным в Советском Союзе серийным бипланом с убирающимся шасси и лучшим из когда-либо созданных истребителей такой схемы ".

            В мае 1940 года у нас испытывали биплан у которого не только шасси убиралось, но и нижнее крыло.
            ИС-1 (Разработчик: Шевченко, Никитин)
            1. +2
              19 марта 2015 13:01
              Цитата: Bad_gr
              В мае 1940 года у нас испытывали биплан у которого не только шасси убиралось, но и нижнее крыло.
              ИС-1 (Разработчик: Шевченко, Никитин)

              Спасибо за очень интересную информацию! Заинтриговало, на нашем сайте к удивлению не нашел информации(может плохо искал.. what ). Порылся в инете и нашел хорошую статью об этом. Может кто-нибудь разместит ее у нас? http://www.airwar.ru/enc/fww2/is1.html
    6. Комментарий был удален.
  2. +4
    18 марта 2015 07:17
    Как хорошо, что до настоящего времени сумели сохранит летающие образцы того периода и их можно увидит вживую, но за частую они находятся в частных коллекциях в других государствах. В Австралии, если не ошибаюсь как раз несколько летающих машин Поликарпова.
    1. +4
      18 марта 2015 07:34
      Цитата: miv110
      Как хорошо, что до настоящего времени сумели сохранит летающие образцы того периода и их можно увидит вживую

      Эти реплики И-153 и И-16 были изготовлены в Новосибирске в 90-х годах по заказу новозеланского бизмесмена. После его смерти наследники распродали колекцию его машин. Так что теперь они разошлись по всему миру.
  3. +3
    18 марта 2015 07:28
    Сегодня, с нашей точки зрения, может показаться несколько странным, что Н. Поликарпов в 1933 году, создавая новый скоростной истребитель-моноплан И-16, продолжил работу и над бипланами, и почти одновременно с "ишачком" выпустил И-15.

    Уважаемый Автор, Поликарпов Н.Н. не по своей прихоти разрабатывал бипланы И-15 и И-153. Это было задание военных.
    Да, и на момент выпуска И-15 и И-16 не было явного преимущества за монопланом И-16. Скорость - это лишь одна из, множества, характеристик боевой машины (и далеко не самая основная).
    Раз военные приняли машину на вооружение, значит она отвечала их концепции.

    Вооружение на большинстве И-153 состояло из синхронных пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм, а позже четырех крупнокалиберных БС (калибр 12,7 мм) или двух пушек ШВАК.

    Я до сих пор не встречал информации о выпуске И-153 с четырмя крупнокалиберными БС (калибр 12,7 мм). Было выпущено около 150 машин, вооружённых одним крупнокалиберным БС и двумя ШКАСами. С пушечными «Чайками» дальше выпуска нескольких опытных машин дело не пошло.
    1. +5
      18 марта 2015 07:54
      Я тоже до солидной монографии по МиГ-3 не встречал информации о том, что четырехпушечных "троек" было выпущено почти две сотни. Всегда казалось, что пара экземпляров. Просто редко где сейчас встретишь новую инфу, которая уточнит некоторые моменты.
      1. +4
        18 марта 2015 08:56
        Цитата: qwert
        Я тоже до солидной монографии по МиГ-3 не встречал информации о том, что четырехпушечных "троек" было выпущено почти две сотни.

        Уважаемый коллега Эдуард, с И-153 (как и с МиГом с тремя БС) причина была до банальности проста. В то время не могли обеспечить требуемым колличеством крупнокалиберных пулемётов. Их производство (БС) только разворачивалось и шло довольно трудно. Кстати, это было одной из причин появления модефикации И-16 тип 29.
        А вот пушечный И-153 в ходе испытаний показал, что скорость и манёвренность упали, и довольно серьёзно. Поэтому в таком варианте в серию не запускалась машина
        .
        1. +1
          18 марта 2015 10:48
          Викепедия не Бог весть какой источник, однако:
          И-153 — М-25В — первые серийные экземпляры
          И-153П — М-62 — такой же, как предыдущий, но вместо 4-х БС 2 ШВАК — синхронные. Был в серии (построено 8 машин).
          И-153В — М-62 — высотный с герметической кабиной (сварной) А. Я. Щербакова. Опытный.
          И-153В — М-63 ТК.ГК. — имел 2 турбокомпрессора ТК-3 и мягкую кабину. Опытный.

          А вот с сайта http://www.aviarmor.net/:
          Большая часть И-153 была вооружена четырьмя пулемётами ШКАС, но самолёты поздних серий имели четыре пулёмета БС (И-153БС). В 1939 году провели эксперимент по установке на этот истребитель пушечного вооружения. Вместо двух нижних БС самолёт оснастили двумя синхронными пушками ШВАК. Модификация И-153П успешно прошла испытания, но было выпущено всего 8 таких самолётов.

          В принципе в статье те же данные.
          1. 0
            18 марта 2015 14:21
            Цитата: qwert
            Викепедия не Бог весть какой источник, однако:

            Это из монографии Маслова Михаила Александровича «Истребитель И-153 «Чайка»:
            Еще на стадии проектирования И-153 представители ВВС требовали установки на самолет крупнокалиберных пулеметов. Как только такие пулеметы с удовлетворительными характеристиками появились, ими немедленно вооружили "Чайку". Первый И-153 No.6021 с двумя пулеметами ТКБ-150 калибра 12,7 мм (вместо двух верхних ШКАСов) проходил полигонные испытания в августе 1939 г. Каждый пулемет имел боезапас 165 патронов, для перезарядки пулеметов на самолете установили дополнительный баллон со сжатым воздухом.
            Чуть позже появился вариант с установкой одного синхронного крупнокалиберного пулемета и двух ШКАС. Оружие испытали на И-153 No.6506 в феврале-марте 1940 г., в таком виде самолет рекомендовали к запуску в серийное производство. Установка одного крупнокалиберного пулемета вместо двух (аналогичная история с И-16 тип 29) отчасти объясняется тем, что в 1940 г. валовое (крупносерийное) производство пулеметов ТКБ-150 конструкции Березина еще не началось и на все самолеты их не хватало. Чуть позже эти "пулеметы в синхронном варианте получили обозначение БС (Березина, синхронный) и нашли широкое применение в советских ВВС.
            Осенью 1940 г. на полигоне под Кубинкой войсковые испытания прошли три И-153 (No.8527, No.8528, No.8545, вооруженные одним БС и двумя ШКАС. До конца года авиазавод No.1 выпустил полторы сотни "Чаек" с таким вооружением.

            Шавров В.Б. тоже ничего не пишет о выпуске черырёх пулемётных «Чаек».
  4. +3
    18 марта 2015 07:47
    Цитата: svp67
    Вся ирония в том, что эта лучшая "Чайка", в 40-х уже была просто НЕ НУЖНА

    На начало войны была вообще сложная ситуация с пониманием будущих воздушных боев. Поэтому и была такая петрушка с разносортицей истребителей - одновременно выпускались ЛаГГи, МиГи, Яки и уже устаревшие но с мощным вооружением И-16 последних серий. И только реальная война поставила все на свое место. Остались Яки-1/7/9/3, ЛаГГи превратились в Ла-5/7, а время И-15 и И-16 окончательно ушло. Поликарпов, "король истребителей", мог бы еще себя проявить, но не сложилось...
    1. 0
      18 марта 2015 11:38
      Согласен,что ситуация с пониманием была СЛОЖНАЯ.Вроде как у нас не кому было анализировать не испанскую не финскую войну.Да ту же "битву за британию",которая показала не только приоритеты развития истребительной авиации(бипланы???\монопланы!!!),но и определяющие факторы тактики ее применения(минимальной боевой единицей стало звено 4-6 машин),а следовательно и важность радиосвязи.Вообще с 36г.сплошное"болото"в развитии ВВС,а И-153 есть наиболее яркий результат этого "застоя"-истребитель не догнать,-с"бобром"не справиться.Считаю"чайку"мертворожденным"истребителем.
      1. 0
        19 марта 2015 17:32
        это же с каким бобром-ровесником было чайке не справиться?
        в 38-40гг появился ряд скоростных бомбардировщиков, которые чайка не догоняла, но остальные... за счет скороподъемности чайка была очень хорошим перехватчиков обороны объектов.
    2. 0
      19 марта 2015 17:29
      надо сказать, что Поликарпова просто отодвинул Яковлев, забрав буквально все - производственную базу, часть КБ, квоты на перспективные двигатели и материалы, да еще и молодежь подсидела, ведь Миг-1 - это была поликарповская разработка, а они ее стырили и присвоили себе.
      1. +1
        19 марта 2015 20:11
        Цитата: yehat
        надо сказать, что Поликарпова просто отодвинул Яковлев, забрав буквально все - производственную базу, часть КБ, квоты на перспективные двигатели и материалы, да еще и молодежь подсидела, ведь Миг-1 - это была поликарповская разработка, а они ее стырили и присвоили себе.

        Уважаемый коллега Сергей, а причём здесь Яковлев, молодёжь и МиГ-1? belay
        Это просто какой-то винигред из разной информации. what
    3. +1
      20 марта 2015 18:35
      Была статья -"Осанна Альтеровичу-Лавочкину". Там я в комментах описывал, "Чудесное появление" Ла-5,7,9 и 11...Ваша цитата "Поликарпов, "король истребителей", мог бы еще себя проявить, но не сложилось..." немного неправильна.Сложите И-185 и знаменитое решение наркомата авиационной промышленности. Вот вам и ответ на чудо с появлением Ла из ЛаГГа и конкретно прояление гения Поликарпова. Правда апологеты Лавочкина какие-то злые оказались,меня начали чем-то упрекать, ну да ладно, фиг с ними
  5. +3
    18 марта 2015 07:48
    Успешно и эффективно применялся И-153 при обороне Кавказа,особенно при штурмовках вражеских позиций в горах...
  6. +2
    18 марта 2015 08:06
    чайка - шедевр среди бипланов- истребителей да и просто красивый самолет........ слава нашим пилотам!
    1. 0
      19 марта 2015 17:42
      я бы самолет шедевром не назвал. были и недостатки. Хотя в целом, самолет получился хороший. Шедевром можно назвать японский Зеро, Bf-109f2, Ла-7, некоторые не принятые прототипы Поликарпова (кстати, линейку Миг-1, миг-3 считаю шедевром именно поликарпова), москито,ил-2м3, мне очень нравится итальянский макки-7, затрудняюсь назвать шедевром хоть один из яков, а чайку шедевром назвать точно не хочу. Мустанг или та-152 тоже шедеврами не считаю. Ki-84 может быть...
      1. 0
        20 марта 2015 18:37
        Шедевр Як-9 и Як-3
      2. 0
        14 февраля 2022 02:03
        Зеро в "шедевры" записали американцы, чтоб оправдать свои потери начального периода войны. Шедевр получился так себе-ни брони, ни скорости, ни прочности, ни вооружения (крыльевые пушки с 30 снарядами на ствол годились лишь для стрельбы по наземным целям). Крылья у "шедевра" отваливались через 300 метров крутого пикирования. Даже P-40 с опытным пилотом был для Зеро уязвим лишь на взлете. Когда американцы разработали тактику воздушного боя с Зеро он резко из шедевра превратился в летающий крематорий. В начальном периоде войны джапы брали за счет мастерства летчиков, а не шедевральности самолетов. Для 41-42 года ТТХ Зеро не отвечало требованиям по большинству параметров, за исключнением может дальности.
  7. +1
    18 марта 2015 08:12
    Интересно, будет ли материал по И-180 и по И-185? Достаточно часто встречаются упоминания о них, но не очень подробное.
    1. 0
      20 марта 2015 18:38
      Библия Шаврова Вам в Помощь, часть 2 и "Самолеты страны Совето"
  8. +1
    18 марта 2015 10:34
    Н.Н Поликарпов (г.Орел)
  9. +4
    18 марта 2015 11:27
    А ведь И-153 имел шансы не стать последним истребителем-бипланом Поликарпова. Еще разрабатывались И-190 с мотором М-88 (первый полёт в 1939 г) и И-195 - который остался в проекте.
  10. LMaksim
    +1
    18 марта 2015 11:40
    Играл в ИЛ-2 Штурмовик. Прекрасные самолеты, маневренные, маленькие, с достаточно мощным вооружением. Хорошие были у нас конструкторы, в тяжелые для страны годы. Благодаря их талантам и усилиям всего народа мы и выиграли ту войну.
    1. 0
      18 марта 2015 14:02
      Цитата: LMaksim
      Играл в ИЛ-2 Штурмовик. Прекрасные самолеты, маневренные, маленькие, с достаточно мощным вооружением. Хорошие были у нас конструкторы, в тяжелые для страны годы. Благодаря их талантам и усилиям всего народа мы и выиграли ту войну.

      Только поднимать шасси вручную замучаешься (в игре) smile
      1. 0
        19 марта 2015 17:45
        а меня бесило то, что если неаккуратно спикируешь на чайке, двигатель глох ))) Кстати, как и некоторые версии спитфайра.
        1. 0
          14 февраля 2022 02:08
          Карбюратор устаревшей конструкции с поплавковой камерой, при отрицательных перегрузках и длительном полете кверх ногами переставал работать. Этим не только Чайки страдали. .
  11. Комментарий был удален.
  12. +1
    18 марта 2015 11:59
    В научно-популярной литературе самолет И-153 описан довольно подробно. Сравнивая эволюцию элементов конструкции от И-15 до И-153, можно определить направления и способы их модернизации, так или иначе повлиявших на боевые качества, оценить правильность принимаемых конструкторских решений. Исходя из опыта войны в Испании 1936-1938 г.г., общего состояния авиационной науки и возможностей производства было принято решение о глубокой модернизации истребителя И-15 и создания на его основе самолетов И-152, И-153, И-190, И-207. Трудно сказать, правильным ли оно было, но может быть признано оптимальным в условиях, схожести элементов конструкций, вооружения, двигателей И-16 и И-15, их производства зачастую на одних и тех же предприятиях.
    Время показало, что И-153 было трудно в бою с истребителями-монопланами цельнометаллической конструкции с закрытой кабиной, бронеспинкой, протектированными баками, пулеметно-пушечным вооружением, но в войну сражаются тем оружием, которое в наличии и в конечном итоге, побеждает тот, кто лучше им владеет.
  13. +3
    18 марта 2015 18:34
    Добиваясь повышения боевых качеств маневренных истребителей, Н.Н.Поликарпов в 1938 году создал новый самолет - И-153 Чайка. Внешне он был похож на истребитель И-15. Основные размеры остались такими же, мало изменилась и форма изогнутых участков верхнего крыла, но шасси на И-153 убиралось в полете, двигатель более мощный, вся конструкция соответственно усилена, спинка сиденья летчика бронирована. Лучшими стали многие узлы и детали. Зимой лыжи при уборке шасси прилегали к фюзеляжу заподлицо. Благодаря этому "Чайка" при убранном шасси развивала скорость до 440 км/час, сохранив основные маневренные качества своего предшественника. Вес пустого самолета - 1348 кг, взлетный - 1859 кг. Первое боевое испытание И-153 прошли летом 1939 года в районе реки Халхин-Гол. Самолет И-153 - последний в нашей стране истребитель бипланной схемы, строившийся крупными сериями. Заводы выпустили 3400 самолетов этого типа. Конструктор использовал все возможное, чтобы добиться наивысшей скорости при сохранении свойственной биплану маневренности. И "Чайки" с убранными шасси даже во второй половине тридцатых годов относились к скоростным машинам. Однако уже в конце тридцатых и особенно в сороковых годах скорость в 400 км/час для истребителей была явно недостаточной. От самолетов такого назначения требовалась скорость 500-600 и даже 650 км/час. Такой скорости биплан развить не мог. И все же "Чайка" вошла в историю. На этих машинах наши летчики в первый период Великой Отечественной войны, когда еще не хватало самолетов новых типов, успешно вели воздушные бои, штурмовали вражеские автоколонны, аэродромы.
    Модификации самолета:
    И-153П - пушечный вариант (2 синхронные пушки ШВАК), строился серийно.
    И-153В - высотный, с герметической кабиной А.Я. Щербакова, опытный, а скорее экспериментальный.
    И-153Т - высотный, с турбокомпрессорами и мягкой гермокабиной Н.Н. Поликарпова, также скорее экспериментальный.
    На фото И-153 в камуфляже типа "курочка ряба". Самое забавное, что самолеты в этом камуфляже действительно использовались в ВВС РККА. Название камуфляжа, конечное же, неофициальное. Но я читал, что так были окрашены И-153 и И-15бис в воспоминаниях многих советских летчиков, фамилии которых вспомнить к сожалению не могу.
    Честь имею.
  14. 0
    18 марта 2015 22:48
    При штурмовке,чайки имели меньший процент потерь, в сравнении с ил2.
    1. 0
      14 февраля 2022 02:10
      Потому что использовались в основном ночью или по обьектам с слабой ПВО, где нибудь на Карельском фронте.
  15. +1
    19 марта 2015 12:20
    Спасибо за статью! Очень познавательно и интересно!(Пожалуй, будет время feel , в War Thunder'e надо вновь полетать на этой птичке)
  16. 0
    20 марта 2015 19:48
    Воевать в начале 1941 пришлось нашим лётчикам и на этой уже "отставшей от времени" Чайке. Не было уже исправных других самолетов , новых и скоростных. Но, то что и в 1943 году они еще воевали ,для меня -НОВОСТЬ!
  17. +3
    20 марта 2015 21:36
    Дед у меня учился на И-16, в полк в феврале 1942 попал на "Чайку". Быстро их немцы "подчистили", штурмовки на таком небронированном самолете - дело страшное, да еще без опыта. Потом на Ил-2 оставшихся переучили, и так до конца войны. Потом Ил-10, МИГ-15, МИГ-17... Храню его шлемофон 1952 года выпуска и опасные бритвы "Золинген", трофейные. Вечная память героям.
  18. 0
    15 августа 2015 22:03
    константин сухов-эскадрилья ведет бой. очень интересная книга.
  19. 0
    14 февраля 2022 01:56
    Наиболее эффективно Чайки проявили себя в первые дни войны, когда почти все аэродромы были разбомблены и выведены из строя. И-153 мог взлетать и садиться с любого 100 метрового клочка земли, буквально прямо со стоянок, что сильно упрощало маскировку и рассредоточение, а так же сильно сокращало время взлета, ввиду отсутствия необходимости выруливания на ВВП. . Потому львинная доля побед 22.06.1941 (включая 5 сбитых самолетов Калабашкина) пришлась на И-153, которые могли продолжать использование выведенных из строя аэродромов, с которых ни ЯК ни МИГ взлететь или приземлиться уже не мог.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»