«Великолепная семерка» – французские опытные танки 1945 – 1958 гг.

Танк ARL-44 не задался у французов с самого начала. Но… в оправдание им следует сказать, что этот танк – дизайн 1944 года, то есть разработка, сделанная в зоне оккупации. Зато, как только Франция была полностью освобождена, к лакомому танковому пирогу сразу устремилось множество фирм, рассчитывая, что уж они-то непременно создадут шедевр и «родина-мать» их одарит своими милостями!

Так уже в декабре 1945 года за разработку нового танка принимается фирма FCM, конкурент другого столь же известного производителя – АМХ. Новый танк получил обозначение FCM 50t и был он… едва ли не более странным, чем неудавшийся ARL-44. Правда, на его башне командирская башенка все же к установке планировалась, но вот в отношении всего остального… Начнем с того, что танк в явно напоминал германский «Тигр II», однако в худшем его варианте. Имея классическую компоновку, этот танк из-за неудачного расположения двигателя и трансмиссии имел башню, сильно сдвинутую вперед, чего немцы на своей машине все же не допустили. Шасси и вовсе один в один было позаимствовано у немцев: одинарные и спаренные катки диаметром 80 см в количестве 12 штук на борт, причем каток, располагавшийся внутри спаренных катков, зачем-то был толще, чем они, то есть унификация колес ходовой части не была абсолютной, что вряд ли можно считать рациональным. Подвеска гидропневматическая, то есть сложная, а вот гусеницы все с теми же «лодкообразными» траками, что были и на В1bis. Как и немецкий танк, новая французская машина должна была оборудоваться как транспортными гусеницами (шириной 37 см), так и боевыми (шириной 65 см), что, видимо, и поставило на ней крест.

«Великолепная семерка»  –  французские опытные танки 1945 – 1958 гг.
FCM 50t: боковой разрез



Вес танка планировался на уровне 54 т, экипаж должен было состоять из 5 человек, максимальная толщина брони – 120 мм. Пушка – та же самая калибра 90-мм, что была и на ARL-44. Запас снарядов – 91 шт. Мощность немецкого двигателя «Maybach» планировалась на уровне 1000 л.с., что позволяло надеяться на скорость в 45 км/ч по шоссе. Впрочем, все эти показатели цифрами так и остались, так как танк этот дальше чертежей никуда не пошел. Не соблазнили армейцев ни шноркель для подводного хода, ни прицеп-цистерна 2000 литров для увеличения радиуса действия. Уж очень он, скажем так – явно нелепо выглядел.

Естественно, что их конкуренты из АМХ не дремали и в течение 1945-1958 гг. работали над танком AMX-50 «Сен-Шамон». Проект нового танка был представлен в марте 1945 года под номером 141, после чего по нему было заказано два прототипа, получивших индекс «М4». Первоначально танк относился к средним, и создавался под очевидным влиянием немецких танков «Пантера» и «Тигр II». В частности, танк получил характерную ходовую часть с опорными катками большого диаметра, расположенными в шахматном порядке, по девять катков на борт. Поначалу максимальная толщина брони на нем составляла всего 30 мм. Но в окончательном варианте по требованию военных бронезащита была значительно усилена. Одновременно башню традиционного типа заменили на недавно спроектированную фирмой FAHM «качающуюся башню».

«Великолепная семерка»  –  французские опытные танки 1945 – 1958 гг.

АМХ-М4. Вид сбоку

В 1949 году был изготовлен корпус первого прототипа, который теперь обозначался как AMX 50. Зимой эта машина получила новую 100-мм пушку, разработанную в Arsenal de Tarbes. Вскоре был достроен и второй прототип, также получивший такое же 100-мм орудие, но в башне измененной формы. Масса этих прототипов составила уже 53,7 тонны. Проблемой оказался подбор необходимого двигателя, так как планировалось, что этот танк должен будет превосходить все существующие на тот момент средние танки по скорости. Испытывались немецкий карбюраторный «Maybach HL 295» и дизельный двигатель компании «Saurer». Однако оба они не смогли разогнать танк свыше 51 км/ч (что для такой машины, в общем-то, тоже хороший результат, хотя и не «супер»!).

«Великолепная семерка»  –  французские опытные танки 1945 – 1958 гг.
АМХ-М4. Боковой разрез


В 1951 году, после завершения предварительных испытаний обоих прототипов, было решено усилить вооружение установкой на танк уже 120-мм орудия. Вновь была увеличена толщина брони. Для размещения орудия была спроектирована огромная башня сначала обычного типа, но для него была создана еще и «качающаяся башня». В результате всех внесенных изменений полная масса танка, теперь уже считающегося «тяжелым», возросла до 59 тонн. Первый из десяти заказанных прототипов был представлен в 1953 году.

«Великолепная семерка»  –  французские опытные танки 1945 – 1958 гг.
АМХ-М4. «Качающаяся башня»


Кто-то из французских военных специалистов к этому времени уже имел, видимо, возможность познакомиться с советскими танками ИС-З. От них-то и поступило очередное предложение усилить бронирование, в носовой части придать форму нашего танка. При этом масса машины увеличилась до 64 тонн. Ходовые испытания выявили многочисленные проблемы, в первую очередь связанные с подвеской, которая также требовала усиления. В итоге было решено коренным образом переработать проект с целью создания облегченной версии танка. Посидели, поработали головой, и в 1958 году получили танк весом «всего» 57,8 тонн. Однако проблемы с двигателем окончательно так и не решили, а предполагаемая скорость в 65 км/ч так и не была достигнута. Всего было выпущено 6 прототипов, но ни один из них до стадии серийного производства так и не дошел!

«Великолепная семерка»  –  французские опытные танки 1945 – 1958 гг.
АМХ-50-100 на заводском дворе[/center]

«Великолепная семерка»  –  французские опытные танки 1945 – 1958 гг.

АМХ-50-100 во время ходовых испытаний. Как видите, танк имел скошенные скулы корпуса, придававшие ему весьма эстетичный вид. Однако уже тогда было доказано, что существенной прибавки бронестойкости это не приносит, а вот технологичность конструкции снижает. И зачем, спрашивается, тогда эти «красивости»?

В 1951 году появился танк SOMUA SM. Впрочем, заказан он был намного раньше, еще в 1946 году, но прототип был готов только в октябре 1951 года. Испытания проводились с января по июль 1953 году, но положительных результатов не дали. Очертаниями корпуса он был очень похож на немецкую «Пантеру» и имел качающуюся башню со 100-мм орудием.

То есть, как вы видите, время все шло и шло, танки строились и испытывались, но «воз по-прежнему оставался где-то там». Но должно же было хоть кому-то повезти и вот в 1952 году принимается фирма LORRAINE, которая предлагает свой танк весом 40 тонн. Машина получила «щучий нос», хотя и не совсем такой, как у ИС-3, по пять катков на борт, как у Т-34, качающуюся башню, опять-таки очень сильно сдвинутую вперед, вооруженную 100-мм орудием SA 47 и боекомплектом в 50 выстрелов и двумя пулеметами. Гусеницы широкие – 60 см. Двигатель: «Maybach» 12-цилиндровый 850 л.с. Длина: 10,80 м; ширина: 3,30 м; высота: 2,85 м. Максимальная скорость: 60 км/ч; вес – 39,7 т. Запас хода: 300 км. Танк имел противоснарядное бронирование и экипаж из 4 человек: командира, наводчика, заряжающего и водителя.

Самым мощным из всей это пятерки был, конечно, АМХ-50-120, имевший «качающуюся башню» со 120-мм орудием. Кроме этого орудия, на нем стояла еще и вспомогательная автоматическая пушка калибра 20-мм MG 151, и 1 пулемет. Боекомплект орудия составлял 46 снарядов. Однако размеры танка были велики: длина 9,50 м; ширина 3,10 м; высота 3,58 м. Причем, это данные по уже второй, несколько «уменьшенной» модели этого танка, а первая «высокая», имела высоту 3,58 м. И это при том, что максимальная толщина брони на нем не превышала 80 мм, то есть была меньше лобовой брони башни советского Т-34!

«Великолепная семерка»  –  французские опытные танки 1945 – 1958 гг.
АМХ-50-120. Разрез


«Великолепная семерка»  –  французские опытные танки 1945 – 1958 гг.
«Батиньоль-Шатильон» 25-тонный


В 1954 году появился танк фирмы «Батиньоль-Шатильон» 25-тонный из города Нанта и тоже с «качающейся башней», ставший своего рода увеличенным АМХ-13. Было построено 2 прототипа этого танка, но серийно он не выпускался. Вооружение машины состояло из 90-мм пушки с начальной скоростью снаряда 930 м/сек (у 100-мм – 1000 м/сек) и одного пулемета.

Длина 5,67 м; ширина 3,16 м; высота 2,37 м. Скорость: 65 км/ч. Экипаж: 4 человека.

Ну и, наконец, конструкция самой «качающейся башни»… Да, потом-то она в серию все же пошла, и можно говорить о том, что на этих машинах она отрабатывалась для ее последующей установки на АМХ-13. Все это так. Но… главный ее недостаток был в том, что она на тот момент не годилась для танков-участников ракетно-ядерного конфликта. Дело в том, что верхняя часть такой башни в местах соприкосновения с нижним основанием, имеет зазор. И герметичным его никак не сделать. Прецизионную точность сопряжения верхней и нижней частей башни не обеспечить никак. На случай, если пойдет дождь, эта «щель» герметизируется прорезиненным брезентом и этого достаточно. Но… первый же взрыв на броне или рядом с танком, не говоря уже о ядерном взрыве, сразу же сорвет все эти уплотнения. Никакая ФВУ не справится с созданием в нем избыточного давления, поскольку из башни будет «сифонить» изо всех щелей по ее периметру. То есть танк с такой башней в ядерной войне участвовать не может, а вот где-нибудь в Африке или в Латинской Америке почему бы и не воевать?! Кстати, форсировать водные преграды по дну такому танку также затруднительно и получается, что недостатков у этой башни куда больше, чем достоинств!

«Великолепная семерка»  –  французские опытные танки 1945 – 1958 гг.
АМХ- 50-120 во время испытаний


Ну и последний французский танк, о котором следует здесь упомянуть, и тоже существовавший только в проекте, был предложен в 1951 году гражданским инженером М.Г. Генри. Назывался он «Хантер», имел высоту всего лишь 1,5 м и являлся амфибийным парашютно-десантным танком! Вооружение: безоткатная пушка неустановленного калибра, расположенная по оси машины и справа от нее пулемет. Экипаж – 2 человека, водитель и стрелок, так что по сути это был даже не танк, а танкетка. Для облегчения движения по снегу и болотам автор предлагал использовать «лыжи» с гидравлическим приводом расположенные на днище, а для придания ей амфибийных свойств – надувные баллонеты по периметру корпуса. Всерьез этот проект никогда не рассматривался, но как пример «живого творчества масс по ту сторону» он вполне нагляден!

«Великолепная семерка»  –  французские опытные танки 1945 – 1958 гг.
АМХ-50-120. Музей в Самюре
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 41
  1. qwert 24 марта 2015 06:53
    В классическом дизайне, а-ля "Королевский тигр" , танк выглядел посолидней.
    1. avt 24 марта 2015 09:19
      Цитата: qwert
      В классическом дизайне, а-ля "Королевский тигр" , танк выглядел посолидней.

      Франки аки скульпторы - взяли ,,Тигр" и отсекли от него все ,,лишнее'' laughing Получился не ,,Мышонок" , а ,,Лягушка".
      avt
      1. Комментарий был удален.
  2. mark1 24 марта 2015 07:05
    В качающейся башне недостаток , я думаю, не щель (верхняя часть по идее должна быть необитаемая), а большая высота.
    1. kalibr 24 марта 2015 08:44
      Да нет, она была обитаемой, вот в чем дело!
      1. mark1 24 марта 2015 11:39
        Цитата: kalibr
        Да нет, она была обитаемой, вот в чем дело!

        В статье указаны принципиальные недостатки схемы "качающаяся башня". Применительно к этому танку - да, башня была обитаемая, но создавалась эта схема для автоматизации процесса заряжания орудия ( 2 6-ти зарядных барабана на АМХ-13 например), и поэтому в верхней части экипажу в общем то делать нечего, так что ни чего не мешает сделать верхнюю часть башни необитаемой. Т.е. щель не является таким уж принципиальным недостатком, а вот габариты- от них ни куда не денешься.
  3. inkass_98 24 марта 2015 07:41
    Шахматное расположение опорных катков принесло немало головных болей еще немцам на "Тиграх", зачем было идти заведомо тупиковым путем? Климат во Франции, конечно, мягче, чем в России, но если есть негативный опыт использования такой подвески, то есть смыл к нему прислушаться.
    1. MooH 24 марта 2015 23:16
      У этой подвески есть и положительные стороны - меньшее давление на грунт и возможность использования гусениц двух типоразмеров. Соответственно, при эксплуатации в условиях западной Европы, такая схема вполне имеет право на существование.
      1. mirag2 25 марта 2015 11:20
        У этой подвески есть и положительные стороны - меньшее давление на грунт и возможность использования гусениц двух типоразмеров.
        Использование гусениц двух типоразмеров не плюс,а недостаток!!!
        1. MooH 25 марта 2015 19:32
          Почему недостаток? Можно увеличить ширину танка за железнодорожный габарит, что автоматом улучшает поперечную устойчивость и дает возможность либо усилить бортовое бронирование, либо увеличить внутренний объем и все эти ништяки без повышения давления на грунт.
          Минус не мой. Поставил плюс из принципа, не люблю минусов без опровержения минусуемого комментария.
  4. Siberia 9444 24 марта 2015 07:52
    Да же со всеми не достатка АМХ-50-100 очень интересная модель танк тут надо учесть и год. После войны конструкторы искали оптимальные решение с учетом такой страшной школы.
  5. Басарев 24 марта 2015 08:55
    Редкостные уродики эти франкские танки.
  6. Zigmars 24 марта 2015 09:25
    Французы по части разработки танков всегда отличались нестандартным мышлением.
    1. igordok 24 марта 2015 19:02
      Цитата: Zigmars
      Французы по части разработки танков всегда отличались нестандартным мышлением.

      Для своего времени, FT-17 был нестандартным.
    2. Андрей НМ 26 марта 2015 18:19
      Французы всегда были специфичны в вопросах дизайна. Что не сделают, всегда получается "фуражка де Голля".
  7. flSergius 24 марта 2015 09:33
    А кто нибудь пробовал ставить на Bat-Chât 25 t трубу и сетку и использовать как башенную ПТ?
  8. Александр72 24 марта 2015 09:47
    А в результате всех этих работ французы запустили в серию вот это:
    легкий танк АМХ-13, на котором первоначально была установлена качающаяся башня FL-10 с 75-мм нарезной пушкой CN-75-50 - цельнотянутый вариант немецкой KwK 42 (той что была установлена на "Пантере"). Танк АМХ-13 производился фирмой "Крезо-Луар" с 1953 года. Всего выпущено по разным данным от 3000 до 4000 таких танков, большая часть которых была поставлена ряду стран Латинской Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. При этом французы ухитрились поставлять свое оружие обоим сторонам арабо-израильского конфликта: танки АМХ-13 состояли на вооружении АОИ, а башни FL-10 с вооружением были установлены на египетских М4А2 "Шерман" в ходе их модернизации.
  9. Александр72 24 марта 2015 10:21
    Немного о тяжелом танке АМХ-50-120, того что экспонируется в музее Самюра (с башней "Tourelle D", в статье есть его цветное фото)
    Экипаж – 4 человека
    Снаряженная масса – 57,8 тонн
    Длина полная – 9,5 метра
    Ширина – 3,58 метра
    Высота – 3,1 метра
    Максимальная скорость – 65 км/ч (фактически достигнутая - 51 км/ч)
    Вооружение:
    120мм нарезная пушка , боекомплект 46 выстрелов
    7,5мм спаренный и 7,5мм зенитный пулемёты
    Бронирование:
    Лоб корпуса – 80 мм верх
    Борт – 80 мм
    Башня – 85 мм лобовая броня качающейся части.
    Вот еще одно фото, рядом виден танк ARL-44 из предыдущей публикации на этом сайте.
  10. MooH 24 марта 2015 10:50
    Из всего этого шоу уродов наиболее перспективно выглядит это:
    То есть, как вы видите, время все шло и шло, танки строились и испытывались, но «воз по-прежнему оставался где-то там». Но должно же было хоть кому-то повезти и вот в 1952 году принимается фирма LORRAINE, которая предлагает свой танк весом 40 тонн. Машина получила «щучий нос», хотя и не совсем такой, как у ИС-3, по пять катков на борт, как у Т-34, качающуюся башню, опять-таки очень сильно сдвинутую вперед, вооруженную 100-мм орудием SA 47 и боекомплектом в 50 выстрелов и двумя пулеметами. Гусеницы широкие – 60 см. Двигатель: «Maybach» 12-цилиндровый 850 л.с. Длина: 10,80 м; ширина: 3,30 м; высота: 2,85 м. Максимальная скорость: 60 км/ч; вес – 39,7 т. Запас хода: 300 км. Танк имел противоснарядное бронирование и экипаж из 4 человек: командира, наводчика, заряжающего и водителя.

    Жаль, что автор дает так мало по нему информации. Очевидно, что проект имел некие фатальные недостатки, но совершенно не понятно какие.
    1. kalibr 24 марта 2015 11:39
      А ее у самих французов очень мало...
    2. DimetroDreamer 24 марта 2015 14:06
      Шоу уродов немного в другой стране.
      DimetroDreamer
      1. BYV 24 марта 2015 19:15
        Цитата: DimetroDreamer
        Шоу уродов немного в другой стране.

        В этой?
        "Немцы угорают от M3Lee..." laughing
        BYV
      2. Комментарий был удален.
  11. DimetroDreamer 24 марта 2015 14:06
    Французские танки очень красивые внешне и с технической точки зрения хороши. Во всяком случае на голову выше Савескево сайуса
    DimetroDreamer
    1. flSergius 24 марта 2015 17:23
      Судьба западного тролля на ВО однотипна, незавидна и предсказуема
    2. BYV 24 марта 2015 19:20
      Цитата: DimetroDreamer
      Во всяком случае на голову выше Савескево сайуса

      Конечно! Мало того, на три - четыре головы выше... в высоту fellow
      BYV
    3. иов 25 марта 2015 13:43
      ААААААААА Матрасная тряпка stop какие плюсы в техническом отношении у этих убожеств? Если б хорошие танки были б, их бы больше советских во всем мире использовали б, а наши 34ки досих пор воюют, во как.
    4. игорка357 26 марта 2015 12:46
      Диметромечтатель это онанист что ли))?
  12. Terminol 24 марта 2015 14:30
    На мой взгляд тема очень интересная, но автор не справился. Все содержание какое то дерганое и урывистое, такое ощущение, что автор себя не утруждал вырывая из контекста разных источников. С миру по нитке...я минусовал.
    1. kalibr 24 марта 2015 19:24
      Найдите больше и изложите в деталях. Критиковать любой может, сделать лучше гораздо труднее!
      1. Argon 24 марта 2015 21:42
        Любезный,это как раз то место где читатели высказывают свое мнение,в т.ч. и критику .Авторы-это другой"класс"аудитории,желающих стать автором гораздо больше чем людей,на это способных.Соизмерить собственную самооцэнку с реальностью,по моему не плохая возможность,дабы в будущем не заниматься бесплодными попытками.Или на против ,приняв к сведению мнения других не торопиться с результатом.
        1. kalibr 25 марта 2015 13:23
          Это все так, но... найдите больше!
      2. Terminol 25 марта 2015 07:33
        Я стараюсь не делать того, что не умею и другим не советую. То что статья сырая и сделана на скорую руку видно и простому, как я читателю. Мне тема интересна, вот только удовольствия от ее прочтения не получил, тем и высказал свое не удовлетворение. Автору есть над чем работать. Как в поговорке "Умение и труд - всех перетрут" hi
        1. kalibr 25 марта 2015 13:26
          Уж если в музее БТТ в Самюре не знают для чего на их танке дыра на броне спереди, то можете себе представить, как "много у них" информации. Понятно, что хочется лучше, да где взять-то?
          1. Terminol 26 марта 2015 08:19
            Да не кто не требует от автора подобные данные, просто необходимо изменить порядок повествования. Например разделить статью на несколько частей, как делают некоторые авторы и каждую часть посвятить одному танку или группе, связанных логической цепочкой разработки.
  13. Marssik 24 марта 2015 15:16
    Очень рваное содержание ,ни про автомат заряжания ,ни про пушки ...
    1. L10n77 24 марта 2015 16:57
      а потому, что автомата заряжания на них не было, после отстрела барабана (4 снаряда) экипажу приходилось его снаряжать заново - это примерно 30-40 минут работы снаружи танка.
      1. Marssik 24 марта 2015 20:00
        вот про механизм подачи первых 4х было бы интересно прочитать в довесок
  14. Garik1971 24 марта 2015 17:49
    Смотрю и вижу КВ-2 скрещенного с Тигром.
    Очень старательно старались ... wink
    Но школы нет.
  15. Deaddakon 24 марта 2015 17:57
    Немецкие наработки. Никакого личного опыта.
  16. yehat 25 марта 2015 12:45
    смотрю на эти танки и думаю, что их делали для рекламных проспектов, а не для военных действий.
    Они могут удивить в магазине и могут очень неприятно удивить в поле.
  17. Инжeнeр 25 марта 2015 16:26
    Цитата: DimetroDreamer
    Французские танки очень красивые внешне и с технической точки зрения хороши. Во всяком случае на голову выше Савескево сайуса


    Американские красивучее и на 2,5 головы выше даже французских)
  18. CRASH. 20 апреля 2015 10:18
    Сказать бы людям с WOT что танк Батчат реально зовется «Батиньоль-Шатильон») а то поколение уже выросло на холодильниках и луноходах)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня