История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1

Не успели отгреметь выстрелы в Хорватии, как пламя гражданской войны заполыхало в соседней Боснии и Герцеговине.

Ещё в октябре 1991 года скупщина республики провозгласила ее суверенитет и объявила о выходе из состава СФРЮ. 29 февраля 1992 года по рекомендации Европейского союза был проведен референдум о государственной самостоятельности республики, который бойкотировали местные сербы. Сразу после референдума в столице республики Сараево произошло событие, которое можно считать точкой отсчета начавшейся войны. 1 марта 1992 года перед православной церковью люди в масках обстреляли сербскую свадебную процессию. Был убит отец жениха, несколько человек ранено. Нападавшие скрылись (личности их не установлены до сих пор). Тут же на улицах города появились баррикады.

Масла в огонь подлили США с ЕС, приняв 10 марта 1992 года совместную Декларацию о позитивном рассмотрении вопроса о признании независимости Боснии и Герцеговины, причем в существующих административных границах. Хотя уже всем было ясно — о единой Боснии и Герцеговине больше не может быть и речи, размежевание по этническому принципу — единственный способ избежать войны. Однако лидер мусульман Алия Изетбегович, отстаивая концепцию единого мусульманского государства, открыто признал, что он жертвует миром ради независимости.


4 апреля 1992 года Изетбегович объявил в Сараево мобилизацию всех полицейских и резервистов, вследствие чего сербские лидеры призвали сербов покидать город. 6 апреля 1992 года Республика Босния и Герцеговина во главе с Алией Изетбеговичем была официально признана Западом. В тот же день в Боснии начались вооруженные столкновения между представителями основных национально-религиозных групп: хорватами, мусульманами и сербами. Сербским ответом мусульманам и Западу стало создание Республики Сербской. Это случилось 7 апреля 1992 года в деревушке Пале недалеко от Сараево. Очень скоро само Сараево было блокировано сербскими вооруженными формированиями.

События вокруг гарнизонов ЮНА в республике стали развиваться по уже обкатанному в Словении и Хорватии сценарию. Они немедленно были блокированы, а 27 апреля 1992 года руководство Боснии и Герцеговины потребовало вывода армии из Боснии либо же передачи её под гражданский контроль республики. Ситуация складывалась тупиковая и разрешить её удалось только 3 мая, когда офицерами ЮНА в Сараевском аэропорту был задержан возвращавшийся из Португалии Изетбегович. Условием его освобождения стало обеспечение беспрепятственного выхода воинских частей из блокированных казарм. Несмотря на обещание Изетбеговича, мусульманские боевики не соблюдали заключенные договоренности и колонны ЮНА выходившие из республики обстреливались.

Иногда эвакуация превращалась в настоящую боевую операцию. Так, 23 апреля, для того, что бы эвакуировать личный состав из блокированных казарм, пришлось привлекать вертолеты Ми-8 и десантников 63-й бригады ВДВ. Всего в операции участвовало 9 Ми-8 (из них одна находилась в резерве) и 16 бойцов 63-й бригады которые должны были занять позиции по периметру казарм и прикрыть эвакуацию. Расчет был сделан на внезапность (чтобы избежать "утечки информации", окруженным сообщили об эвакуации всего за десять минут до её начала) и быстроту (на посадку людей в вертолеты по плану отводилось 12 минут). Риск был очень велик, поэтому все участники операции были добровольцами.

Тем не менее, это рискованное предприятие завершилось полным успехом. Вертолеты взлетели одновременно с началом артиллерийского налета на позиции мусульманских боевиков, осаждавших казармы, а с его окончанием уже были над целью (подлетное время от аэродрома базирования составляло всего 15 минут). Приземлившись на территории военного городка, вертолетчики под прикрытием десантников приняли на борт своих "вертушек" 170 военнослужащих и гражданских лиц, более двух недель находившихся под непрерывными обстрелами, всего за семь с половиной минут. При этом, вероятно, были побиты все мыслимые рекорды по пассажировместимости Ми-8. Так, одна из "восьмерок" приняла на борт 43 человека. Хотя взлетать пришлось под огнем и пробоины получили практически все машины, раненых и убитых на борту не было. Все вертолеты благополучно вернулись в Мостар.


Истребитель ВВС ЮНА МиГ-29, прикрывающий вывод югославских войск над Сараево


Тем не менее не обошлось без потерь.

12 апреля 1992 над Боснией был сбит МиГ-21Р (серийный номер 261111). Сбит над Боснией. Пилот катапультировался и попал в плен.



23 апреля 1992 сбит J-21 "Ястреб". Пилот катапультировался и попал в плен.

24 апреля 1992 — J-21 "Ястреб". Пилот катапультировался и сумел пешком вернуться на свою базу.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1


24 апреля 1992 — G-4 "Супер Галеб". Пилот катапультировался и попал в плен.

2 мая 1992 — сбит ракетой ПЗРК МиГ-21бис. Пилот пропал без вести (вероятно, не успел катапультироваться)

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1


18 мая 1992 года было подписано соглашение о полном выводе ЮНА из Боснии, а 20 мая боснийское руководство объявило её оккупационной, что в точности повторяло ситуацию, складывавшуюся в это же время с Советской Армией в бывших республиках СССР. К чести югославов, надо сказать, что при всем внутреннем хаосе, царившем в армии, им удалось вывести части ЮНА на территорию Сербии и Черногории, в основном сохранив (в отличии от бывшего Союза) тяжелое оружие и боевую технику. То, что не удавалось эвакуировать, уничтожалось на месте.

Так крупнейшая авиабаза югославских ВВС в Боснии Бихач досталась мусульманам полностью разрушенной. Вся техника была или вывезена или уничтожена. Взорваны были даже подземные ангары базы расположенные в горе Плизейвица. В результате босняки и хорваты не получили не одной боевой машины. Даже большую часть аэроклубовских легких самолетов и планеров удалось перегнать на территорию Республики Сербской.

Поэтому армии Республики Босния и Герцеговина достались только несколько учебно-тренировочных самолетов типа UTVA-75, UTVA-66 и Пайпер PA-18 "Супер Кэб", принадлежавших аэроклубу в Бихаче. Их стали использовать для курьерских полетов. Позже к ним присоединился купленные боснийцами транспортный CASA C-212-200 "Авиокар" и бывший хорватский Ан-2. Несмотря на ооновское эмбарго на "черном рынке" босняки смогли приобрести зимой 1992-1993 гг. несколько вертолетов Ми-8. Всего же, в ходе войны по неофициальным оценкам, Босния и Герцеговина смогла обзавестись 14 вертолетами Ми-8/Ми-17, восемь из которых было потеряно в ходе боевых действий. До 1993 г. в интересах боснийцев работали хорватские вертолеты Ми-8, но в 1993 г. начались боевые действия между боснийскими мусульманами и хорватскими католиками, которые продолжались до весны 1994 г; лишь в марте 1994 г. кооперация в части вертолетных операций между боснийцами и хорватами возобновилась.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1

UTVA-75 армии Республики Босния и Герцеговина


В Республике Сербской все обстояло иначе: никто ничего не уничтожал, а боевая техника и вооружение передавались по описи. Официально ВВС и ПВО Республики Сербской были сформированы 27 мая 1992 года. В этот день они совершили 16 боевых вылетов, атакуя хорватские позиции. Всего боснийские сербы получили от ЮНА 22 Ј-21 "Јастреб" и G-2 "Галеб" (12 J-21 и 2 NJ-21), 12 Ј-22 Орао (10 одноместных J-22 и два двухместных NJ-22), 27 вертолётов "Газель", 14 Ми-8, а также комплексы ПВО, в том числе несколько десятков ЗРК С-75М "Волхов" и две крупных авиабазы (Залусаны и Маховляны) .

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1

Штурмовик Ј-21 "Јастреб" ВВС Республики Сербской


История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1

ЗРК С-75М "Волхов" ПВО Республики Сербской


Из ЮНА были срочно "уволены" все летчики и техники — уроженцы этих мест и сразу же зачислены на службу в новые ВВС. В личном составе, подобно большинству ВВС новых балканских государств, нехватки не ощущалось — в Баня-Луку съезжались сербы, уроженцы Боснии, со всех уголков бывшей Югославии. Командовать ими стал полковник Живомир Нинкович (получивший звание генерал-полковника).

Командующим армией боснийских сербов стал бывший командующий 9-м корпусом Югославской народной армии талантливый генерал Ратко Младич.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1

Ратко Младич, прилетевший на вертолете "Газель" для инспекции войск


К середине марта в руках сербов оказалось 2/3 территории республики. Однако сербам не удалось решить главную стратегическую задачу — они не смогли взять Сараево. В Боснии сложилась ситуация, при которой на сравнительно небольшой территории друг с другом сражались 17 вооруженных формирований.

В мае 1992 года в очереди за хлебом в Сараево взорвался снаряд, убивший 22 человека. Запад сразу обвинил в этом теракте сербов, хотя сами сербы до сих пор уверены, что это была хорошо спланированная провокация. 30 мая Совет безопасности ООН объявил о введении полномасштабных санкций против Югославии (Россия была "за" их введение).

В июне 1992 года в войну на стороне мусульман открыто ввязались католики-хорваты. Хорватские войска начали наступление по двум направлениям. По некоторым данным в боях участвовало до 40 тысяч солдат и офицеров, поддержанные почти сотней танков. К этому хорватские ВВС уже успели набрать ""жирок". На закупку самолетов и вертолетов в обход санкций ООН был выделен специальный секретный фонд. В прессе конца 1990-х гг. проскочила цифра, отражающая затраты Хорватии на оборону — 1,86 миллиарда долларов США, 30% валового национального продукта. Откуда у маленькой, недавно получившей независимость страны такие деньги? Одна из многих балканских загадок… Главным поставщиком оружия и военной техники для Хорватии стала Германия. Еще в годы Второй мировой войны хорватские усташи самым тесным образом сотрудничали с оккупационными германскими войсками. По своей оснащенности ВВС Хорватии уступали только ВВС Сербии, которые являлись прямыми наследниками ВВС СФРЮ. Трудно поверить, что командование UNPROFOR или комиссары ООН не знали о подобных делах. Просто строительство ВВС Хорватии — всего лишь один из многих примеров политики "двойных стандартов": санкции ООН в отношении Сербии соблюдались очень жестко и оказались эффективными. Хорватские же, "сугубо мирные и чисто спортивные" истребители МиГ-21 взлетали и садились на ту же самую полосу, что и самолеты ООН.

При поставке хорватам вертолетов Ми-24 соблюдалась видимость приличия — сняли вооружение, а сами "крокодилы" официально считались скоростными санитарными вертолетами, для чего на бортах фюзеляжей нарисовали красные кресты. Ми-Установка вооружения на "санитарный вертолет" занимала всего несколько часов. Хорваты периодически демонстрировали Ми-24 без вооружения иностранным наблюдателям и журналистам. Один Ми-24Д был доработан в поисково-спасательный вариант: на нем установили лебедку и демонтировали все вооружение. Один "крокодил" в 1995 г. доработали в противолодочный, после чего вертолет получил возможность нести на внешней подвески четыре американские противолодочные торпеды Мк. 44. Наконец, один Ми-24 был оснащен ИК системой обзора передней полусферы и использовался в качестве разведчика.

Для транспортных перевозок и в интересах спецподразделений, активно использовались и полученные Ми-8.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1

Хорватский вертолет Ми-8, доставивший на позиции боеприпасы


Собственными силами хорваты организовали производство небольших дистанционно-пилотируемых разведывательных летательных аппаратов (ДПЛА).

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1


Вновь созданные хорватские ВВС стали активно участвовать в боевых действиях как на территории Боснии, так и на территории Сербской Краины. Разумеется не обошлось без потерь: при посадке на вершину горы Велебит разбился Ми-8МТВ-1, погиб экипаж и находившиеся на борту 28 спецназовцев. 21 мая сербы сбили Ми-8МТВ-1, на борту которого находилось 19 раненых. 5 августа выпущенная хорватским расчетом, который принял вертолет за сербский, ракета ПЗРК попала в Ми- 8МТВ-, к счастью для находившихся на его борту, ракета не взорвалась.

24 июня 1992 г. в сербская ЗСУ М-53/59 "Прага" сбила первый хорватский МиГ-21бис, угнанный пилотом-хорватом ЮНА 4 февраля 1992 г., летчик, полковник Антон Радош, погиб (по другой версии, истребитель столкнулся с землей в полете на предельно малой высоте). Сами хорваты утверждают, что истребитель был сбит "дружественным огнём" (ракетой ПЗРК) . Пилот катапультировался, однако его дальнейшая судьба не была выяснена (числится погибшим).

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1

Сербская 30-мм ЗСУ М-53/59 "Прага"


Сербы также достаточно активно использовали свою авиацию, основной задачей которой стала поддержка своих сухопутных войск. "Орао" и "Ястребы" наносили удары по наступающим хорватским частям. В числе успехов сербских пилотов (нагрузка, кстати, на которых была достаточно напряженной-до пяти боевых вылетов в день) можно назвать уничтожение стратегически важного моста в районе Славонского Брода (использовались УР AGM-65B "Мейверик"). Помимо управляемого оружия применялись также 500-кг бомбы, НУРС калибра 57-мм и 128-мм и британские кассетные бомбы BL-755. Всего в ходе боев ВВС республики Сербской выполнили 870 боевых вылетов. О потерях известно крайне мало: в число уничтоженных можно с уверенностью занести только два самолета J-22 "Орао" и "спарку" NJ-21 "Ястреб", причем "Орао" также был потерян якобы был потерян в результате "дружественного огня". В обоих случаях спастись пилотам не удалось., причем в сбитом "Ястребе" кроме пилота, погиб ещё и техник, сам напросившийся в боевой вылет. В целом столь небольшие потери можно отнести на счет опыта сербских пилотов: наученные Хорватией, они никогда не делали больше двух заходов на цель.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1

Штурмовик J-22 ВВС Республики Сербской


Активно использовались вертолеты: "Газели" ПТУР "Малютка" уничтожили несколько танков.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1

Подвеска ПТУР "Малютка" на вертолет "Газель ВВС армии боснийских сербов


С помощью Ми-8 удалось спасти более 600 раненых бойцов и мирных жителей.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1


В день выполнялось по три полета в Белград. Чтобы не быть сбитыми ПВО противника, летали у самой земли, ниже проводов линий электропередач. С Ми-8 (для облегчения вертолета) обычно снимали створки грузового люка, а на пол кабины летчиков укладывали импровизированную броню. Летчики шутили по поводу слабой защищенности кабины "восьмерки": "Моторы мощные, а все остальное как жестяное ведро, поэтому при обстреле лучше на шлеме сидеть, а не одевать на голову". Они были вооружены пистолетами-пулеметами М84 "Шкорпион" (югославский vz. 61) и автоматами М70 (АКМ югославского производства), последний брали с собой, по опыту сбитых коллег из ЮНА, на случай вынужденной посадки для схватки не на жизнь, а на смерть. Сербские вертолетчики не забыли судьбу экипажа поврежденного попавшего в засаду хорватской ПВО. Ми-8 упал на территории Боснии и Герцеговины, тем не менее хорваты пересекли границу соседней республики и пленили экипаж. Вертолетчиков подвергли пыткам, а потом обезглавили.

3 июля в Груде боснийские хорваты провозгласили республику Герцег-Босна, что стало неприятным сюрпризом для мусульман. Во главе нового образования стал Мате Бобан. Но под угрозой международных санкций и вступление в войну Белграда, хорватский президент Туджман отвел свои войска из Боснии. Этим воспользовались сербы, отбив часть ранее потерянных территорий.

По итогам первых боев ВВС Республики Сербской были реорганизованы. Все летные подразделения были сведены в 92-ю смешанную авиационную бригаду. Бригада включала в себя две истребительно-бомбардировочные эскадрильи и смешанную вертолетную эскадрилью.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1

Штурмовик J-22 ВВС Республики Сербской на аэродроме


Аэроклубовские "Цессны-172", "Злины" Z.526, "Пайперы" PA-18-150, "Вильги" PZL-80 вместе с военными UTVA-66 и UTVA-75 составили 92-ю легкую многоцелевую эскадрилью.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1

Легкий самолет UTVA-75 сопровождает колонну армии боснийских сербов


Силы ПВО состояли из ракетной бригады, легкой артиллерийско-ракетной бригады и радиотехнического батальона. На их вооружении состояли ЗРК С-75 "Двина" и "Волхов", мобильные комплексы малой дальности 9К31 "Стрела-1" и 9К35М "Стрела-10", а также 40-мм буксируемые орудия L70 "Бофорс", 30-мм и 20-мм ЗСУ. Позже в боевой состав вошел 172-й самоходный ракетный полк. Его мобильные ЗРК 2К12 "Квадрат" прикрывали от ударов с воздуха сербские подразделения, действовавшие в районе Сараево.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1

ЗРК 2К12 "Квадрат" ПВО Республики Сербской


Впрочем, расчетам ЗРК заняться было особенно нечем, хорватские самолеты появлялись в воздухе крайне редко, а авиация армии Республики Босния и Герцеговина вообще не проявляла никакой активности, то зенитчикам работы хватало. Зенитные орудия благодаря свей скорострельности активно использовались для уничтожения пехоты и легких фортификационных сооружений, особенно ЗСУ М-53/59 "Прага" с ее двумя 30-мм орудиями. Неоднократно отмечались случаи, что даже ее первых выстрелов с характерным "ду-ду-ду" хватало для прекращения атаки противника.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1

20-мм зенитное орудие "Испано-Сюиза" М-55А4В1 армии боснийских сербов ведет огонь по позициям мусульман


В начале 1992 года, согласно резолюции №743 Совета Безопасности ООН, в Боснию был направлен 14-тысячный контингент "голубых касок". Их миссия была чисто наблюдательной, и их присутствие часто просто игнорировалось противоборствующими сторонами. В середине июля в дело вмешалась НАТО: в Адриатике появились боевые корабли, которые поддерживали режим морской блокады Югославии. Демонстрация силы была очевидной, и сербы подписали очередное мирное соглашение (которое, правда, продержалось всего месяц).

Следующей акцией НАТО стала организация воздушного моста в блокированный сербами Сараево. Для этого на местный аэродром высадили канадцев (которых вскоре сменили французы). Они должны были обеспечить безопасность десятков американских, бельгийских, британских, канадских, немецких, греческих, итальянских, саудовских и турецких транспортников, которые стали выполнять регулярные полеты с гуманитарной помощью. Часто вместе с "гуманитаркой" на борту были и военные грузы и оружие для мусульман. Потому естественно, что очень скоро "транспортники" стали восприниматься сербами как воздушные мишени и регулярно ими обстреливались. Этому способствовало то обстоятельство, что сараевский аэропорт с трех сторон окружен горами, поэтому взлетная и посадочная глиссады проходят прямо над городом.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1

Снимок аэродрома Сараево сделан из кабины военно-транспортного "Геркулеса" ВВС США. Самолет сделал четвертый разворот и выходит на посадочную глиссаду


3 сентября 1992 года при подлете к аэропорту ракетой ПЗРК был сбит итальянский транспортный самолет G.222, все 4 члена экипажа погибли. Виновники трагедии до сих пор не найдены, так как обстрел произошел над районом, в котором действовали сразу три группировки. После случившегося "воздушный мост" быстренько прикрыли. Правда, ненадолго. Под давлением американцев уже 3 октября полеты продолжились. Но с тех пор в аэропорту в течение последующих трех лет приземлялись практически исключительно американские, британские и канадские самолеты. Всего до окончания операции в январе 1996 года 270 самолетов выполнили 12951 вылет. Из них 50 самолетов получили повреждения от огня с земли. Кроме уже упомянутого итальянского G.222, при полетах в Сараево ещё был потерян только один Ил-76ТД белорусской авиакомпании "Belair", выкатившийся на посадке за пределы ВПП, который, несмотря на исправные двигатели и оборудование, был брошен тут же из соображений безопасности, так как аэродром простреливался сербскими снайперами.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1


Усилия НАТО вкупе с ООН и Европейским союзом так и не привели к установлению мира в Боснии. Мало того, в конце 1992 г. возобновились бои в районе мусульманских анклавов в восточной части страны. ООН решило организовать доставку в эти районы продовольствия, медикаментов и прочих предметов первой необходимости.

С 28 февраля 1993 года по личному указанию президента США Билла Клинтона к воздушному мосту в Восточную Боснию подключились транспортные С-130Е американских ВВС. Все грузы сбрасывались с парашютами, и только ночью. В этой операции, получившей название по способу доставки "Парашют", были задействованы 44 американских "Геркулеса". Не оставались в стороне и европейцы- над анклавами отметились французские и германские С-160 "Трансалл". Основным грузом были стандартные продовольственные пайки американской армии. Последний вылет в мусульманские анклавы был выполнен в августе 1994 года, после чего полеты туда прекратили из-за возросшей активности ПВО боснийских сербов. На тот момент было выполнено 2828 вылета.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1

Военно-транспортный самолет Локхид С-130Е «Геркулес» регистрационный номер 40457 из 317-го транспортного авиакрыла ВВС США, участвовавший в операции "Парашют"


Конфликт вокруг Сребницы разрешился уже в апреле 1993 года, после того как ООН объявило этот район демилитаризованной зоной и туда вошли канадские миротворцы. С воздуха их поддерживали французские "Пумы" и британские "Си Кинги" НС.4.

9 октября 1992 года ООН объявило воздушное пространство Боснии запретным для полетов любых военных самолетов воюющих сторон. Впрочем, сербы тут же перебросили часть своей авиации аэродромы, находившиеся под контролем Армии Сербской Краины и не попадавший в "бесполетную" зону. Краинские сербы, к тому моменту времени уже начали создавать свою армию, чтобы противостоять хорватам, которые особенно не скрывали, что хотят с ними рассчитаться. Всего ВВС Сербской Краины насчитывали 2 Ј-22 Орао , 2 G-2 "Галеб", 12 Ј-21 Јастреб , Ј-20 "Крагуй", УТВА 66 и один Ан-2, а также 18 вертолетов "Газель" и Ми-8. Ан-2 прославился особенно частыми нарушениями "бесполетной зоны", совершая регулярные рейсы к войскам боснийских сербов

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1


Была создана и своя система ПВО из ЗРК С-75 "Двина, 2К12 "Квадрат", "Стрела-1М", ПЗРК Стрела-2М и зенитных орудий, а также таких весьма экзотичных "зенитных систем" с УР "воздух-воздух" Р-73 на базе стандартных югославских армейских грузовиков ТАМ-150 под обозначением "Цицибан".

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1


Это принесло свои плоды. 14 сентября 1993 года ЗРК "Квадрат" был сбит хорватский МиГ-21бис, на боевые полеты которых НАТО смотрело "сквозь пальцы". Летчик погиб.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 9. Войны на развалинах. Босния и Герцеговина. Часть 1

Хорватский МиГ-21бис с бортовым номером "103", сбитый ПВО Сербской Краины 14 сентября 1993 года


Наблюдать за выполнением этого решения ООН были призваны экипажи самолетов ДРЛО Е-3А НАТО, которые патрулировали над Адриатикой и Венгрией. Для обеспечения непрерывного дежурства их общее количество было доведено до шести единиц. Кроме них, воздушную разведку вели RC-135, U-2 и P-3 ВВС и ВМС США. Радиотехническая разведка осуществлялась американскими самолетами EF-111A и EA-6B, базировавшимися в Италии.

В самой же Боснии бои не прекращались 17 июля 1992 г. был сбит сербский Ми-8. Вертолету с экипажем из трех человек предстояло забрать раненых из села Пелагичево. Ширина воздушного коридора по маршруту полета составляла всего 1,5 км. Молодой экипаж (самому старшему было 26 лет) отошел от маршрута, в результате вертолет оказался над селом, занятом хорватскими войсками, которые немедленно открыли огонь по "восьмерке", которая была сбита.

2 августа 1992 г., уже после подписания перемирия, засадой мусульман с горы из ПЗРК "Стрела-2М" был сбит сербский Ми-8Т. с опознавательными знаками красного креста, летевший воздушным коридором. Погибло девять человек, находившихся на борту, в том числе женщина и двое малолетних детей. Вертолет шел обратным рейсом в Баня-Луку из Белграда (туда экипаж доставил одного раненого в Военно-медицинскую академию) и прихватил возвращавшихся из больницы детей.

Прекращение поставок из Югославии больно ударило по авиации армии боснийских сербов. Из-за нехватки запасных частей многие самолеты были прикованы к земле, увеличилась аварийность, так в катастрофах с 1993 по 1995 годы были потеряны J-22 и два NJ-22. Тем не менее, 18 ноября 1993 г. два сербских штурмовика J-22 "Орао" совершили 48-километровый перелёт на сверхмалой высоте, оставаясь незамеченными для самолётов ДРЛО Е-3 "Сентри" и БРЛС патрульных истребителей НАТО, после чего разбомбили боснийские позиции близ Бихача.

В конце 1993 г. из США в Албанию было переброшено первое подразделение беспилотных летательных аппаратов GNAT-750 фирмы "Дженерал Атомикс", получивших название "Тайер-1". В состав подразделения первоначально вошли три беспилотных аппарата, мобильная станция управления и обработки информации, а также наземный модуль спутниковой связи. Первый полет "беспилотника" с территории Албании состоялся 1 февраля 1994 г. С помощью этих аппаратов (использовавшихся Центральным разведывательным управлением США) добывалась информация о местонахождении бронетанковых подразделений, позиций артиллерии и ЗРК сербов, а также контролировалось прохождение конвоев ООН.

Продолжение следует…
Автор: Кузнецов Роман (Роман 1977)


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. qwert 26 марта 2015 07:05
    А это точно Р-73 на грузовике? Размер кажется великоватым.

    А в целом... Жила-была Югославия, в целом достаточно спокойно и тихо. А теперь клубок карликовых государств с кучей взаимных претензий.
    1. Пеший 26 марта 2015 15:09
      Амбиции политиков поддержанные Западом.
      1. Daniel 26 марта 2015 15:31
        Тем не менее, 18 ноября 1993 г. два сербских штурмовика J-22 "Орао" совершили 48-километровый перелёт на сверхмалой высоте, оставаясь незамеченными для самолётов ДРЛО Е-3 "Сентри" и БРЛС патрульных истребителей НАТО

        Это как? Если бы они летели ниже наземного радара, это бы еще было понятно, но спрятаться от самолетов ДРЛОиУ? what
  2. qwert 26 марта 2015 15:56
    Цитата: Daniel
    Если бы они летели ниже наземного радара, это бы еще было понятно, но спрятаться от самолетов ДРЛОиУ?


    Фиговый Авакс, однако)))
  3. Комментарий был удален.
  4. Денис 26 марта 2015 17:08
    Зато они этим много сказали! Когда F-117 сбили
    Фильм очень понравился
  5. 31rus 26 марта 2015 21:05
    Уважаемые обратите внимание двойные стандарты ,отрабатывание различного развития ситуации,все это было отработанно в Югославии,конечно была бы помощь сербам ,мог быть сегодняшний сценарий(санкции,угрозы)
  6. leleek 28 января 2016 23:33
    интересная статья.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня