Невосполнимая потеря ВВС США


Рим. В предоставлении воздушного пространства отказано.

Мадрид. Мы намерены действовать в рамках установленного международного законодательства. В предоставлении воздушного пространства отказано.


Париж. Французское правительство выражает крайнюю озабоченность сложившейся ситуацией и намерено добиваться решения данного вопроса мирным путем. В предоставлении воздушного пространства отказано.

Лондон. Согласие получено.


...В сгустившихся сумерках авиабаза Лейкенхит наполнена гулом взлетающих самолетов. Шесть звеньев, одно за другим, поднимаются в воздух и берут курс на юг, в Бискайский залив. Снайперы ночного неба безмолвно скользят над Атлантикой. Где-то вдали мерцает линия португальского побережья. Поворот в контрольной точке маршрута, из темноты слышны позывные заправщиков, вылетевших из Гибралтара. Дозаправка — и вновь под крылом лишь плеск тяжелых волн. Полет вдоль северного побережья Африки, курсом Ист. Новая дозаправка. В ночь улетают огни приморских курортов Туниса. Очередная контрольная точка маршрута, поворот на 90°. В час сорок пять по среднеевропейскому времени пересечена “линия смерти” в заливе Сидра. Боевые машины складывают крылья и стремительно уходят на ПМВ. Под крылом мчатся бескрайние волны песка. Впереди — огни спящего Триполи. Описав круг над пустыней, бомбардировщики ложатся на боевой курс...

Главной целью налета был международный аэропорт ливийской столицы, где в результате удара сгорели 10 военно-транспортных Ил-76. Бомбардировке также подверглись казармы военной базы Баб-эль-Азизия, центр подготовки боевых пловцов при академии ВМС Ливии и резиденция Муаммара Каддафи. Сам лидер ливийской революции не пострадал: заранее предупрежденный о налете премьер-министром Италии, Каддафи успел укрыться в безопасном месте.

Невосполнимая потеря ВВС США


Небо над ливийской столицей прикрывали 48 пусковых установок С-125, 48 мобильных ПУ ЗРК “Куб”, а также устаревшие комплексы С-75, дальнобойные С-200 и ЗРК французского производства “Кроталь II”. Несмотря на довольно сильную и современную ПВО, потери атакующих оказались невелики — всего один самолет (экипаж погиб). Успеху способствовал неожиданный выход на Триполи “с тыла”: прицельно-навигационные комплексы “Муравьедов” позволяли им безопасно лететь над ночной пустыней на высоте менее 50 метров! Поздно включившаяся ливийская система ПВО немедленно подверглась атаке со стороны ВМС США: работу основной ударной группы обеспечивали 27 палубных штурмовиков. В результате, когда поднялся шум и пошла пальба, F-111 уже уносились за горизонт. Спустя семь часов бомбардировщики вернулись в британский Лейкенхит.

Несмотря на тупую немотивированную агрессию вашингтонской администрации, операция “Каньон Эльдорадо” стала эталонным примером взаимодействия авиации различных типов и родов войск. Главными “звездами” операции, несомненно, стали истребители-бомбардировщики F-111 Aadvark (“Трубкозуб” или “Муравьед”) модификации “F” и их модификация EF-111 “Рейвен” (самолеты радиоэлектронного подавления). Несмотря на своё “тактическое” предназначение, эти машины осуществили беспосадочный перелет длиной 10 400 км и успешно поразили цели на другом континенте.

“Муравьеды” летели за четыре моря отнюдь не с пустыми карманами. Каждый F-111 тащил по 8 тысяч фунтов (свыше 3,5 тонн) управляемых бомб.



О том, что “Муравьед” способен разбомбить кого угодно, было известно еще со времен Вьетнама. “Карманные стратегические бомбардировщики” оказались мало восприимчивы к системам ПВО образца 1960-70-х гг. Оснащенные РЛС следования рельефу местности (AN/APQ-110, позднее AN/APN-189), они в автоматическом режиме выходили на цель в любое время суток, прорывая вражескую ПВО на сверхзвуке на предельно малой высоте. “Муравьеды” обладали просто феноменальной грузоподъемностью. Их полная боевая нагрузка, в зависимости от модификации, могла достигать 12 тонн! В наши дни ни один из существующих истребителей-бомбардировщиков не может похвастаться подобным результатом. А боевой радиус, даже без дозаправки, превышал 2000 километров.

В Саудовской Аравии первые 20 самолетов F-111F из 492-й и 493-й эскадрилий 48-го тактического авиакрыла появились 25 августа. Истребители-бомбардировщики выполнили беспосадочный перелет с несколькими дозаправками в воздухе по маршруту авиабаза Лейкинхит — авиабаза Тайф.

Ла-Манш, вся Европа, Эгейское море, Палестина, затем — саудовская пустыня...

Самолеты летели с полной боевой нагрузкой — каждый нес по четыре 2000-фунтовые корректируемые бомбы GBU-15 и по две УР «Сайдуиндер», ПТБ, подкрыльевые контейнеры для отстрела ИК ловушек и дипольных отражателей, в задней части фюзеляжа крепились контейнеры AN/ALQ-131 с аппаратурой РЭБ. Еще двадцать F-111F перелетели в Саудовскую Аравию 2 сентября. Перелет выполнялся с подвешенными корректируемыми авиабомбами и ракетами «Сайдуиндер».

— Хроника “учений” ВВС США за 1990 год (подготовка к операции “Буря в пустыне”)

При этом в названии “Муравьедов” гордо стояла литера “F”, обычно присваиваемая истребителям (fighter), а сами бомбардировщики данного типа зачислялись в состав тактических истребительных авиакрыльев (TFW).

Впрочем, за океаном традиционно записывают в истребительные эскадрильи любую авиатехнику, хоть немного уступающую по размерам Б-52. Яркий пример — противотанковые штурмовики А-10 “Тандерболт”.

В отличие от абсурдной классификации авиационных подразделений, “истребительная” литера в обозначении F-111 появилась отнюдь не спроста. Судьба этого самолета перевернулась с ног на голову: концепт-проект тяжелого перехватчика наземного и корабельного базирования быстро превратился в мощный тактический бомбардировщик. Универсальный ударный самолет, превосходивший любого из своих ровесников по параметру “выживаемость” и способный самостоятельно постоять за себя в воздушном бою.

Несмотря на аномальные размеры (масса пустого свыше 20 тонн), летные характеристики F-111 более соответствовали истребителю, чем бомбардировщику. “Муравьед” установил рекорд скорости среди всех типов боевых самолетов, когда-либо стоявших на вооружении ВВС США (2,5 М или ~2655 км/ч на большой высоте и 1470 км/ч у земли).


Истребитель-перехватчик F-111B на палубе авианосца "Корал Си", 1968 г.


По значению устоявшейся скороподъемности он также не уступал большинству истребителей 60-х гг. Крыло изменяемой стреловидности нивелировало громоздкие размеры F-111, обеспечивая тому приемлемую маневренность на горизонталях и способность к работе в качестве перехватчика.

Тем не менее, с учетом уровня развития технологий и тяги авиационных двигателей конца 60-х гг., программа Tactical Fighter Experimental (TFX) была заведомо невыполнимым проектом. Военно-воздушным силам требовался “ультимативный” истребитель-бомбардировщик, построенный с применением новых конструктивных решений. В то время, как морские летчики были согласны на компромиссы. Флот неуклонно тащил проект на дно: макс. взлетная масса “оморяченной” версии F-111B не могла превышать 35 тонн (согласно оригинальному ТЗ — 22,7 тонны), при этом конструкция палубного перехватчика предполагала наличие в носовой части “тарелки” радара диаметром 1,2 метра!

В результате возникших неразрешимых противоречий, роль тяжелого палубного перехватчика в конце концов досталась специализированному F-14 “Томкэт”, ему же досталась компоновка с крылом изменяемой геометрии, двигатели TF30, допплеровский радар AN/APW-9 и дальнобойные ракеты “воздух-воздух” AIM-54 “Феникс” (технологии, создававшиеся по программе тяжелого перехватчика F-111B).

Проект F-111 полностью перешел под контроль ВВС. В наследство от “истребительного прошлого” новому бомбардировщику досталась высокая маневренность, ракеты “воздух-воздух” с тепловой ГСН и внутренний бомбоотсек, образовавшийся на месте снятой шестиствольной пушки и барабана на 2028 снарядов.



Конструкция “Муравьеда” отличалась обилием новых и оригинальных решений:

— двухместной кабиной с рядным расположением членов экипажа (что упростило их взаимодействие в боевых условиях);



— отделяемой спасательной капсулой (что обеспечило безопасное покидание аварийного самолета в любом диапазоне скоростей и высот с дополнительной амортизацией и защитой пилотов при приземлении. F-111 стал единственным боевым самолетом, со времен Первой мировой войны, чьи пилоты не брали в полет парашют);



— крыло изменяемой стреловидности (от 16 до 72 градусов), а также связанные конструкторские решения. Например, поворачивающиеся вслед за крылом пилоны подвески вооружения — для правильной ориентации боеприпасов по отношению к набегающему потоку и снижения их лобового сопротивления (кроме двух внешних пилонов — они должны быть освобождены до начала складывания плоскостей);

— всепогодный прицельно-навигационный комплекс, чьей главной задачей был выход на цель в автоматическом режиме. Способность к маловысотным сверхзвуковым “броскам” со следованием рельефу местности; модификация “F” дополнительно получила инфракрасную прицельную станцию AN/AVQ-26 “Пэйв Тэк” (ИК и оптические камеры переднего обзора, сопряженные с лазерным дальномером, также используемым для подсветки целей);

— ориентация на применение высокоточного оружия. Любой из “Муравьедов” изначально имел возможность применять бомбы с лазерным наведением, а бомбардировщики модификации “F” — могли самостоятельно подсвечивать лазером цель.

В бой!

Самолеты F-111 совершили свыше 4000 боевых вылетов над Вьетнамом при шести подтвержденных потерях. Лучший результат среди всех типов применявшейся авиатехники. При этом пилоты “Муравьедов” с гордостью отмечали, что боевая нагрузка одного F-111 равнялась нагрузке четырех “Фантомов”.

Блистательным стал “сезон охоты” 1986 года — “миссия невыполнима” или операция “Каньон Эльдорадо”. Неожиданный удар по Ливии с территории Великобритании, нанесенный силами тактической авиации.

Последняя ступень в карьере — “Буря в пустыне”. Согласно официальной статистике, F-111 вновь показали наилучшую боевую эффективность среди всех ударных самолетов (3,2 успешно выполненных миссии на один провал).

66 бомбардировщиков F-111F сбросили на Ирак 80% всего количества управляемых бомб, разбомбив 2203 целей, включая 920 танков, 252 артиллерийских точек, 245 укрытий авиации, 113 бункеров и 12 мостов. Даже если разделить данные цифры на три, результат более чем внушительный!

Помимо вышеназванных самолетов, в налетах на Ирак приняли участие еще 18 “Муравьедов” модификации “E”.

Среди особых достижений программы F-111 была т.н. “длинная модификация” F-111G (она же FB-111 или Weapon System 129A), ставшая результатом переделки F-111A в стратегический бомбардировщик (всего было построено 77 экземпляров для замены B-52 модификаций C, D и F, а также сверхзвукового B-58). Максимальная взлетная масса достигла 54 тонн, запас топлива во внутренних баках увеличился еще на 2200 литров, а полная боевая нагрузка возросла до 16 тонн. Основным вооружением стали четыре крылатые ракеты AGM-69 SRAM со специальными боевыми частями мощностью 300 кт. F-111G эксплуатировались до конца 1980-х гг., пока не были вытеснены стратегическим сверхзвуковым бомбардировщиком B-1 “Лансер”.

И вот, несмотря на выдающиеся заслуги и рекорды, F-111 Aadvark был списан из рядов ВВС, как морально устаревший реликт времен “холодной войны”. Последний ударный F-111F был снят с вооружения в 1996 году. Его модификация, самолет РЭБ EF-111 “Рэйвен” покинул ряды ВВС на два года позже, в 1998 году.

Единственным зарубежным эксплуатантом F-111 стали австралийские ВВС. Факт, еще раз подтвердивший правило, что далеко не каждый удачный образец военной техники находит успех на мировом рынке (назвать неудачным F-111 не поворачивается язык). Тем не менее, “Муравьед” оказался избыточно сложен и дорог для большинства союзников США, а возможности F-111 были явно избыточны для стран, не претендующих на статус супердержав и не бомбящих цели на другом континенте.



Австралия сняла с вооружения свои F-111 в 2010 году. На этом, история уникальных полустратегических бомбардировщиков подошла к своему логическому концу.

Впрочем, ставить в этой истории точку пока рано: F-111 был по достоинству оценен по другую сторону океана. Советская разведка уже в конце 1960-х гг. предоставила полное досье о новой американской “жар-птице”, и даже смогла получить доступ к обломкам разбившихся во Вьетнаме самолетов (в одной из лабораторий МАИ до сих пор можно видеть спасательную капсулу “Муравьеда”). Ознакомившись с предоставленными данными, советские конструкторы сделали однозначный вывод: надо делать свой аналог. Так родился фронтовой бомбардировщик Су-24, создававшийся с оглядкой на “Муравьеда” и А-5 “Виджилент” (еще один супергерой, по образу и подобию которого был сделан коробчатый фюзеляж Су-24).



Разумеется, ни о каком слепом копировании речи не шло, однако, не секрет, что концепция “Сушки” с крылом изменяемой геометрии, высокотехнологичным прицельно-навигационным оборудованием и рядным расположением пилотов в двухместной кабине есть отражение идей, заложенных в F-111.

В настоящее время на вооружение ВВС России ежегодно поступают по паре десятков новейших тактических бомбардировщиков Су-34, также несущих в себе “зерно” той самой концепции “Муравьеда”. Высокоманевренный тактический бомбардировщик, созданный на базе тяжелого истребителя. С двухместной кабиной с поперечным расположением кресел пилотов и совершенным прицельно-навигационным оборудованием для маловысотных сверхзвуковых прорывов вражеской обороны. Впрочем, это уже совсем другая история.

“Кто продал родину?”

Именно такой вопрос задают посетители англоязычных авиационных форумов, обсуждая канувший в лету F-111. Кто развалил армию и авиацию? Кто раньше времени списал эти замечательные бомбардировщики? И что теперь делать, и кто виноват?

Несомненно, за 30 долгих лет F-111 уже порядком устарел. Но! Он по-прежнему делал свою работу лучше всех. Закаленный в боях воин. Проверенный убийца. Тактика применения “Муравьедов” и наземная инфраструктура для их обслуживания были отлажены до мелочей. Боевая нагрузка и радиус действия могли изумить любого из их современных потомков.



Старый конь борозды не испортит. Что мешало провести модернизацию элитных убийц — с установкой современного БРЭО, ночных прицельных систем (LANTIRN) и РЛС с АФАР, как это делается на древних F-15. При желании — заменить двигатели на более эффективные образцы, внедрить ряд новых технологий, связанных со снижением заметности, повышения эргономики кабины и повышением боевых возможностей самолета. Огромная взлетная масса (45 тонн) обеспечивала неограниченный полет фантазии и бесконечные резервы для модернизации “Муравьедов”. Притом, даже менее заслуженный и гораздо менее полезный ровесник “трех единиц” — палубный перехватчик F-14 оставался на вооружении аж до 2006 года. А в России до сих пор летают самолеты семейства Су-24.

Официально, списание F-111 стало следствием появления тактического бомбардировщика F-15E “Страйк Игл”. Новый самолет, созданный на базе двухместной учебной “спарки” истребителя F-15, практически не уступал в воздушном бою своему оригинальному прародителю (а по возможностям БРЭО и применению УР “воздух-воздух” однозначно превосходил первые модификации “Орла”). Тем не менее, по значениям боевой нагрузки и радиусу действия, он оказался позади F-111, которого должен был заменить. При этом, в полном боевом “обвесе”: с гроздьями бомб, ПТБ, контейнеров РЭБ и прицельно-навигационных систем, F-15E несомненно уступает “Муравьеду” по всем основным ЛТХ, превращаясь в неповоротливого “бройлера” с громадным расходом топлива. Особенно на сверхзвуке, на предельно малой высоте — режимах, для которых специально создавался F-111. Имевший складное крыло (стреловидность до 72°, идеально для вышеописанных режимов полета) и внутренний бомбоотсек (где обычно размещалось съемное прицельное оборудование).

Но основные трудности еще впереди. Через 10 лет стареющие “Страйк Иглы” выработают свой ресурс и вынужденно уйдут на покой. А им на смену придут...

В то время, как русские массово строят “нормальные” тактические бомбардировщики Су-34: сбалансированные ударные машины, хорошо приспособленные для своих задач, ВВС США надеяться особо не на что. Совсем скоро их главной ударной силой станут F-35, напару с перспективными тяжелыми беспилотниками. Но хватит ли у них сил, чтобы заменить проверенных ветеранов?

Янки хранят спокойствие, объясняя выбор новыми условиями современных войн. Меньшая боевая нагрузка самолетов компенсируется высокой точностью их оружия. Новые истребители-бомбардировщики должны сохранить свои “истребительные” навыки в полном объеме, а их малая заметность позволит им уверенно действовать в любой обстановке.

Командованию тактической авиации уже не придется совершать вылеты за “тридевять земель”: политическая ситуация изменилась, теперь ВВС могут спокойно воспользоваться авиабазами в любом регионе Земли, в т.ч. даже на постсоветском пространстве. Во время последнего нападения на Ливию, самолеты летали с ближайших авиабаз: Сигонелла на Сицилии и Соуда-Бей на острове Крит, расположенной всего в 300 км от ливийского берега. Необходимость в “полустратегических бомбардировщиках” полностью отпала.

Так это или нет — покажет будущее.

Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

127 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти