Любовь моя — лошади. Часть II

5
Три правителя — Елизавета Петровна, Петр II и Екатерина Великая — не обращали внимания на развитие военного коннозаводства. У каждого из трех монархов были на то свои причины, которые никоим образом не искупают их вины перед отраслью.

В течение трех царствований коннозаводство было настолько расстроено, что оно перестало соответствовать тем требованиям, которые предъявлялись к выращиванию военных пород лошадей.

Императрица Елизавета Петровна, вступив на престол, лошадей почему-то невзлюбила. И все дела в этом отношении были ею заброшены, коннозаводство было лишено руководящей идеи. Хотя, как свидетельствует знаменитая картина, императрица в молодости нередко участвовала в псовой охоте вместе с юным Петром II.

Любовь моя — лошади. Часть II
.

Как отмечают историки, государыня была дамой чрезмерно капризной и требовательной: ей скорее приходили на ум всякие шалости, нежели дела государственные. Поэтому в управлении военным коневодством уже не было того напора, что раньше: капризная воля государыни и временщики в управлении уничтожили то, что было создано Петром Великим и Анной Иоанновной. Без всякой государственной необходимости были уничтожены все малоросские конные заводы. Предпринимались слабые попытки улучшения отрасли: например, было решено разводить лошадей для армии в Архангельской губернии, имеющей второстепенное значение (архив "Губернских ведомостей", 1859 год, №3, №5). Но это начинание быстро пришло в упадок и не смогло коренным образом изменить отношение государственной власти.

Время Петра II было тоже неблагоприятным. Ничего не было сделано для коннозаводства, которое приходило в быстрый упадок. Монастырскому коннозаводству, начало которому было положено А. П. Волынским, тоже был нанесен удар: согласно высочайшему указу от 13 апреля 1762 года, всех пригодных лошадей забрали в кирасирские и драгунские полки. Таким образом, монастыри лишились ценных пород лошадей. Монастырские заводы были разрушены. А жаль. Ведь иноземные монахи, например, из монастыря Утерсен, расположенного в Северной Германии, смогли вырастить знаменитую голштинскую породу лошадей.

И, наконец, Екатерина Великая не только не уделяла внимания коннозаводству, но и резко сократила расходы на коннозаводство, ради экономии были закрыты те заводы, которые еще оставались. Справедливости ради стоит отметить, что в эпоху ее царствования был основан только один Деркульский завод, который сохранился и до наших дней.

Однако общее состояние отрасли было весьма плачевным. От былого великолепия остался лишь небольшой след. Но, как известно, за черными днями наступают ясные. И для военных коннозаводчиков наступили золотые времена.

Они начались с приходом к власти Павла I, который воспитывался на "аглицкий" манер и был страстным приверженцем военного искусства Фридриха Великого и старался подражать ему в организации армии. Кавалерийские полки Фридриха были оснащены превосходными лошадьми, способными к берейторской выездке (это высшая школа верховой езды). Павел пожелал иметь такую же конницу и обратил внимание на коннозаводство, которое долгое время было в опале. В истории коннозаводства его имя должно стоять наряду с именами Петра Великого и Анны Иоанновны. Идея Петра Великого снова воскресла; широкий взгляд его на коннозаводство как на достояние, предназначенное для производства не только военных лошадей, но и других пород, нашел свою поддержку у императора Павла. Он также признавал, что коннозаводство прежде всего является достоянием общенародным, затем правительственным и наконец придворным. Заводы снова возрождались. Приобретались породы в Дании, Испании, Персии, арабских странах, Саксонии, Турции.

В России стали строиться новые заводы. Их появление в самых разных губерниях существенным образом облегчило закупку и поставку лошадей в действующую армию. Ремонтерам теперь было намного легче и быстрее приезжать в близлежащие новые заводы, расположенные в Симферопольский, Малоархангельский, Пензенский, Подольский, Эзельской (Лифляндской) и других губерниях.

Руководство новых заводов стремилось перещеголять своих коллег, которые выращивали традиционные для себя породы. Жеребцы и матки на новых заводах были смешанных пород: датской, английской, неаполитанской, мекленбургской, персидской и многих других "хороших пород". Более того, чтобы существенным образом улучшить породу, было разрешено к жеребцам государственных заводов бесплатно приводить маток частных владельцев. Такая мера позволила существенно улучшить состояние коннозаводства у населения.

Александр I поддерживал коннозаводство. Он повелел заново открыть упраздненные Елизаветой Петровной военные полковые заводы, которые стали работать при военных поселениях. Такая мера позволила улучшить экономическое состояние отрасли, которая считалась убыточной.

"Нужно обратить внимание на конские заводы, потому что сие может иметь влияние на ремонты кавалерийские. Известно, что конские заводы, за исключением степных, признаются невыгодной статьей хозяйства", — докладывал в 1807 году граф Кочубей государю Александру I.

Военные конные заводы учреждаются один за другим: Стрелецкий появился в 1801 году, Лимаревский — в 1818 году и Новоалександровский в 1822 году. Для новых заводов приобретались жеребцы, выращенные на заводе у графини Орловой-Чесменской, также закупались английские и арабские породы.

Продолжение следует…
Любовь моя — лошади. Часть I
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    30 марта 2015 08:35
    Как-то даже странно, не одного комментария от специалистов "Военного обозрения" ! Наверное все ждут продолжение.
    1. +4
      30 марта 2015 11:17
      А кто сейчас с лошадьми дело когда-либо имел? У меня, например, весь опыт общения - поуправлял немного, транспортируя воз с сеном с сенокоса до сарая, когда мне лет 12 было.
      Еще смутные воспоминания из разного рода исторических источников. Из которых в целом следует, что кто любит лошадей, ни за что не станет связывать их с военным делом. Там лошади - это расходный материал. Ну да, кормят обычно овсом, в отличие от деревенских работяг. Но и возиться, случись что, не будут. В военное время, когда работа по снятию шкур, разделке и захоронению останков себя не окупает, гниющие трупы лошадей по обочинам путей следования тех или иных кавалерийских частей - обычное дело. Захромал конь, списали и сразу же в расход. А захромать может даже самый породистый жеребец, в выездку которого не одна тысяча человекочасов вбита. Недаром в те времена ветеринаров называли коновалами.
      1. jjj
        +1
        30 марта 2015 20:28
        Любовник царевны Софьи - сестры Петра Алексеевича - князь Василий Голицын, будучи в ссылке в Архангельской губернии вывел мезенскую породу лошадей. Удивительная порода - не болеет, не боится морозов, тянет огромную поклажу, не привередлива в еде. Порода сохранена до наших дней и развивается.
        Поэтому попытки конезаводчества в Архангельской губернии были имели под собой в то время смысл
      2. 0
        31 марта 2015 10:25
        Кормили зерном не только "военных" лошадей но и "простых деревенских работяг" вот по этой самой причине не в каждом крестьянском дворе была лошадь.
        Как там товарищ Сухов говаривал:_"Коня кормить нужно!"
        А съедала одна лошадь в день как 4 едока - 4 килограмма зерна.
  2. 0
    30 марта 2015 08:35
    Не совсем понятно ведь начало орловским рысакам было положено в царствование Екатерины II.
    1. xan
      +3
      30 марта 2015 11:40
      Цитата: Мать Тереза
      Не совсем понятно ведь начало орловским рысакам было положено в царствование Екатерины II.

      Тоже удивляюсь. Да и между Фридрихом 2 и Павлом 1 прошло почти пол века, а русская кавалерия и при Фридрихе уже воевала знатно. Там отметился молодой Румянцев, учивший свои кавполки атакам сомкнутыми рядами и написавший новый устав для кавалерии. А лично наши всегда рубились достойно.
      Где-то же брала лошадей многочисленная русская регулярная кавалерия.И казаки проблем с лошадьми не испытывали. Может просто не хватало конского состава высокого качества, но это другой вопрос.
  3. +3
    30 марта 2015 08:46
    Еще хочу добавить что в России есть огромное количество конных туристических маршрутов, по чудесным местам и очень жаль что данный вид отпуска не столь популярен.
  4. 0
    30 марта 2015 09:39
    интересно конечно, но как то все размазано без цифр, фактов, конкретики. Создан конезавод, на основе каких породы, количество голов, цель селекции. Поверхностный обзор.
    1. +1
      30 марта 2015 11:38
      Там все довольно сложно. Это надо вопрос по-сути с самого начала расписывать, поскольку нынешнему народу он практически незнаком. А расписать это дело еще и с любовью к лошадям практически невозможно. У меня подборка тематических книг по вопросу на полгигабайта. И на конец 19 века там отношение к лошадям как к механизмам каким-то. Расписано все четко, поэтапно, рационально и совершенно бездушно. Например, отмечается, что кровь с боен вполне серьезный и ценный питательный продукт, от которого лошади становятся сильнее, выносливее и реже болеют. Или на полном серьезе рассматривается борьба с конским онанизмом по причине того, что такие кони менее эффективны в тяжелой работе. Никакой романтики, в общем.
  5. +1
    30 марта 2015 12:33
    Весьма интересная статья. Просто не в попад, но мой папа служил срочную в конной артиллерии. К сожалению многие истории не из тех времен не помню, но и то что запомнил тема для отдельного рассказа. Самому в детстве приходилось на лошади возить копны к зароду. До сих пор поражаюсь уму и чистоплотности этих благородных животных.
  6. 0
    30 марта 2015 14:02
    Только не Пётр Второй, а Пётр Третий. Или они расставлены не в том порядке.