«Короткий Бруно» против французов и англичан

Когда началась Первая мировая война, оказалось, что у Германии нет ни тяжелой, ни сверхтяжелой дальнобойной артиллерии, хотя на поле боя их «Большая Берта» и была вне конкуренции. Но что такое 16 км дальнобойности по сравнению с 32 км для аналогичного калибра в морском флоте? Между тем там было много орудий, которые уже не устраивали моряков, но были вполне пригодны для действий на суше. Проблема заключалась в том, как переместить их туда, где они были нужны, так как они часто были очень большими и громоздкими.

Самым простым способом решения проблемы было создание стационарных артиллерийских установок, аналогичных тем, что имели Англия, Австро-Венгрия и Россия. В течение 1915 года количество 21-, 24-, 35,5- и 38-см корабельных орудий достигло внушительной величины. Вот только такая их установка имела серьезный недостаток — полное отсутствие мобильности. Если фронт приближался, они зачастую просто не могли вести огонь по противнику и вынужденно переходили на фланговый огонь, не говоря уже о том, что в этом случае возникала угроза их захвата. И вдобавок перемещение одного из этих гигантов могло занять несколько недель напряженной работы. Лучшим решением, конечно, было поставить эти очень тяжелые орудия на железнодорожный ход, что уже было к этому времени проверено на практике во Франции.


«Короткий Бруно» против французов и англичан

"Короткий Бруно" на огневом рубеже

Первые E-пушки (Eisenbahngeschütze, т.е. железнодорожные орудия), попавшие на фронт в 1916 году, представляли собой орудия калибра 24 см L/30 ("Теодор Отто", дальнобойность 18,7 км) и 24 см L/40 ("Теодор Карл", дальнобойность 25,5 км). Их очень скоро оценили как мощное и очень мобильное средство вооруженной борьбы, особенно в тех случаях, когда требовалось противостоять внезапным атакам противника. В других случаях главными целями этих орудий были батареи вражеских дальнобойных орудий, железнодорожные станции, склады, дороги и узлы снабжения, полевые аэродромы и большие скопления войск.


А вот так это чудовище стреляло!

Конечно, у них были свои недостатки. Из-за того, что стрелять они могли только по траверсу, размещать их приходилось почти всегда на изогнутой ветке или же строить дополнительные ответвления с определенным радиусом кривизны. В 1917 году пушки были размещены на специальных поворотных платформах, которые могли разворачиваться на 360°. Новые орудия получили название EB-пушки (Eisenbahn-Bettungsgeschütze) и уже летом того же года начали активно использоваться. Первым таким орудием стала 28 см L/40 пушка "Бруно". Вариант с несколько измененным стволом назвали "Курфюрст". В 1918 году на службе находилось шесть таких орудий. Боевой вес каждой такой пушки составлял 156 т. Орудия эти были первоначально установлены на борту броненосца "Дейчланд". Но после Ютландского морского сражения их посчитали устаревшими и что их можно с большим успехом использовать в другом месте. Углы наведения составляли от 0° до +45°, углы горизонтальной наводки 8°(если не используется 360-градусный поворотный стол). Дальность стрельбы снарядом весом 302 кг с начальной скоростью 740 м/сек составляла 31 км. Как и у всех тяжелых орудий, ствол его имел довольно короткий срок службы (около 850 выстрелов), после чего его требовалось заменять. Всего 20 орудий этого типа были введены в действие. Использовались они для охраны бельгийского побережья от возможных атак английского флота и контрбатарейной борьбы.


Ствол орудия из музея в Канберре


Затвор орудия

Армия получили только два орудия. Причем одно из них было захвачено 31-м батальоном австралийцев во время знаменитого наступления 8 августа 1918 года. До этого в течение всего лета это орудие обстреливало Амьен (важный транспортный узел) с расстояния более чем в 20 км. Австралийцы увезли его к себе на «Зеленый континент» и там водрузили в музее в Канберре. Раскраска орудия на первый взгляд кажется удивительной, но тем не менее она вполне достоверна. Сохранились фотографии периода войны и инструкции по его раскраске именно в такие цвета, что и было выполнено дотошными сотрудниками этого музея.


Оригинальный камуфляж установки.

После войны Бельгия также получило одно из этих орудий в счет репараций. Но и немцам удалось скрыть определенное количество стволов, некоторые из старых батарей в прибрежных районов, и к тому же спрятать целый ряд платформ, на которых они могли устанавливаться, для чего они были замаскированы под коммерческие. Поэтому когда Германия начала перевооружение в середине 30-х годов, эти пушки были вновь быстро собраны на заводах Круппа. Одно из этих орудий как раз и было "Коротким Бруно" ("Короткий", так как имел ствол L/35 и дальность менее тридцати километров). В годы Второй мировой войны это орудие было использовано против Англии, а позже для ведения огня по Ленинграду. Так что эти орудия уничтожения, если так можно выразиться, прожили на удивление долгую жизнь!


Масштабная модель "Короткого Бруно"

А вот французы, между прочим, имели железнодорожные орудия еще до начала Первой мировой войны, хотя их и обвиняли к приверженности к единому калибру 75 мм и одному снаряду на все случаи жизни! Главной проблемой установки морских орудий на железнодорожных транспортерах являлось отсутствие совершенных механизмов гашения отдачи и, кроме всего прочего, они были очень громоздкими. Тем не менее, одно такое орудие калибра 305-мм MLE было разработано еще в 1906 году. Проблема с отдачей была решена очень просто и дешево. Французские инженеры от противооткатных механизмов отказались совсем! Фирма «Шнейдер» предложила жестко закрепленный на лафете ствол, способный двигаться на цапфах только вверх и вниз. Под лафетом монтировались поперечные брусья, а вдоль рельсов укладывались продольные балки таким образом, чтобы эти брусья плотно к ним прилегали. При выстреле сила трения между ними быстро поглощала отдачу, так что сам транспортер откатывался на метр или около того и не больше. Это была довольно «сырая» система, но она работала, и это позволило французам построить целый ряд тяжелых железнодорожных пушек, сыгравших важную роль в их победе над Германией.


Схема 305 Mle 1906. Вид сбоку.

305 Mle 1906 имел ствол L/45,9 калибра 305 мм. Как и большинство таких орудий, оно могло наводиться только в вертикальной плоскости от +2 ° до +40 °. При этом оно могло забросить 348-кг гранату с начальной скоростью 795 м/сек. на максимальную дальность в 27,5 км. Вес орудия на боевой позиции составлял 178 тонн. Интересно, что очень скоро французы вошли во вкус и решили увеличить калибр подобных артиллерийских систем с таким простым откатом. В результате у них появились орудия калибра 320 мм и даже 370 мм, что решило проблему утилизации стволов от старых броненосцев с пользой для дела!


Французское 320-мм железнодорожное орудие. Хорошо видны деревянные поперечные брусья под лафетом и уложенные вдоль рельсов металлические балки для скольжения

Соответственно в Англии 305-мм гаубицы на железнодорожных платформах могли поворачиваться во все стороны, что позволяло с одного пути вести огонь целой батарей этих орудий-монстров и сосредоточенно бить по одной и той же цели!

center][/center]
305-мм орудие«Виккерса». Август 1917 года


Батарея английских 305-мм гаубиц Мк V, развернутых на 90°. Декабрь 1940 года


Снаряд и котик

Что касается США, то там железнодорожные орудия были разработаны так поздно, что ни одно из них в Европу до окончания войны не попало, но тем не менее все они были завершены постройкой в 1919 году и затем много лет использовались в частях береговой обороны США.

Поэтому когда говорят, что в Первую мировую войну немцев победил «генерал Танк», а вот орудия были лучше у германцев, это верно, но верно лишь отчасти. И количественное, и качественное разнообразие в артиллерийских системах точно так же было на стороне союзников, хотя никто не отрицает, что отдельные артиллерийские системы у германской армии были весьма хороши.
Автор:
Олег Скворцовский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

9 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти