«Короткий Бруно» против французов и англичан

9
Когда началась Первая мировая война, оказалось, что у Германии нет ни тяжелой, ни сверхтяжелой дальнобойной артиллерии, хотя на поле боя их «Большая Берта» и была вне конкуренции. Но что такое 16 км дальнобойности по сравнению с 32 км для аналогичного калибра в морском флоте? Между тем там было много орудий, которые уже не устраивали моряков, но были вполне пригодны для действий на суше. Проблема заключалась в том, как переместить их туда, где они были нужны, так как они часто были очень большими и громоздкими.

Самым простым способом решения проблемы было создание стационарных артиллерийских установок, аналогичных тем, что имели Англия, Австро-Венгрия и Россия. В течение 1915 года количество 21-, 24-, 35,5- и 38-см корабельных орудий достигло внушительной величины. Вот только такая их установка имела серьезный недостаток — полное отсутствие мобильности. Если фронт приближался, они зачастую просто не могли вести огонь по противнику и вынужденно переходили на фланговый огонь, не говоря уже о том, что в этом случае возникала угроза их захвата. И вдобавок перемещение одного из этих гигантов могло занять несколько недель напряженной работы. Лучшим решением, конечно, было поставить эти очень тяжелые орудия на железнодорожный ход, что уже было к этому времени проверено на практике во Франции.



«Короткий Бруно» против французов и англичан
"Короткий Бруно" на огневом рубеже


Первые E-пушки (Eisenbahngeschütze, т.е. железнодорожные орудия), попавшие на фронт в 1916 году, представляли собой орудия калибра 24 см L/30 ("Теодор Отто", дальнобойность 18,7 км) и 24 см L/40 ("Теодор Карл", дальнобойность 25,5 км). Их очень скоро оценили как мощное и очень мобильное средство вооруженной борьбы, особенно в тех случаях, когда требовалось противостоять внезапным атакам противника. В других случаях главными целями этих орудий были батареи вражеских дальнобойных орудий, железнодорожные станции, склады, дороги и узлы снабжения, полевые аэродромы и большие скопления войск.


А вот так это чудовище стреляло!


Конечно, у них были свои недостатки. Из-за того, что стрелять они могли только по траверсу, размещать их приходилось почти всегда на изогнутой ветке или же строить дополнительные ответвления с определенным радиусом кривизны. В 1917 году пушки были размещены на специальных поворотных платформах, которые могли разворачиваться на 360°. Новые орудия получили название EB-пушки (Eisenbahn-Bettungsgeschütze) и уже летом того же года начали активно использоваться. Первым таким орудием стала 28 см L/40 пушка "Бруно". Вариант с несколько измененным стволом назвали "Курфюрст". В 1918 году на службе находилось шесть таких орудий. Боевой вес каждой такой пушки составлял 156 т. Орудия эти были первоначально установлены на борту броненосца "Дейчланд". Но после Ютландского морского сражения их посчитали устаревшими и что их можно с большим успехом использовать в другом месте. Углы наведения составляли от 0° до +45°, углы горизонтальной наводки 8°(если не используется 360-градусный поворотный стол). Дальность стрельбы снарядом весом 302 кг с начальной скоростью 740 м/сек составляла 31 км. Как и у всех тяжелых орудий, ствол его имел довольно короткий срок службы (около 850 выстрелов), после чего его требовалось заменять. Всего 20 орудий этого типа были введены в действие. Использовались они для охраны бельгийского побережья от возможных атак английского флота и контрбатарейной борьбы.


Ствол орудия из музея в Канберре



Затвор орудия


Армия получили только два орудия. Причем одно из них было захвачено 31-м батальоном австралийцев во время знаменитого наступления 8 августа 1918 года. До этого в течение всего лета это орудие обстреливало Амьен (важный транспортный узел) с расстояния более чем в 20 км. Австралийцы увезли его к себе на «Зеленый континент» и там водрузили в музее в Канберре. Раскраска орудия на первый взгляд кажется удивительной, но тем не менее она вполне достоверна. Сохранились фотографии периода войны и инструкции по его раскраске именно в такие цвета, что и было выполнено дотошными сотрудниками этого музея.


Оригинальный камуфляж установки.


После войны Бельгия также получило одно из этих орудий в счет репараций. Но и немцам удалось скрыть определенное количество стволов, некоторые из старых батарей в прибрежных районов, и к тому же спрятать целый ряд платформ, на которых они могли устанавливаться, для чего они были замаскированы под коммерческие. Поэтому когда Германия начала перевооружение в середине 30-х годов, эти пушки были вновь быстро собраны на заводах Круппа. Одно из этих орудий как раз и было "Коротким Бруно" ("Короткий", так как имел ствол L/35 и дальность менее тридцати километров). В годы Второй мировой войны это орудие было использовано против Англии, а позже для ведения огня по Ленинграду. Так что эти орудия уничтожения, если так можно выразиться, прожили на удивление долгую жизнь!


Масштабная модель "Короткого Бруно"


А вот французы, между прочим, имели железнодорожные орудия еще до начала Первой мировой войны, хотя их и обвиняли к приверженности к единому калибру 75 мм и одному снаряду на все случаи жизни! Главной проблемой установки морских орудий на железнодорожных транспортерах являлось отсутствие совершенных механизмов гашения отдачи и, кроме всего прочего, они были очень громоздкими. Тем не менее, одно такое орудие калибра 305-мм MLE было разработано еще в 1906 году. Проблема с отдачей была решена очень просто и дешево. Французские инженеры от противооткатных механизмов отказались совсем! Фирма «Шнейдер» предложила жестко закрепленный на лафете ствол, способный двигаться на цапфах только вверх и вниз. Под лафетом монтировались поперечные брусья, а вдоль рельсов укладывались продольные балки таким образом, чтобы эти брусья плотно к ним прилегали. При выстреле сила трения между ними быстро поглощала отдачу, так что сам транспортер откатывался на метр или около того и не больше. Это была довольно «сырая» система, но она работала, и это позволило французам построить целый ряд тяжелых железнодорожных пушек, сыгравших важную роль в их победе над Германией.


Схема 305 Mle 1906. Вид сбоку.


305 Mle 1906 имел ствол L/45,9 калибра 305 мм. Как и большинство таких орудий, оно могло наводиться только в вертикальной плоскости от +2 ° до +40 °. При этом оно могло забросить 348-кг гранату с начальной скоростью 795 м/сек. на максимальную дальность в 27,5 км. Вес орудия на боевой позиции составлял 178 тонн. Интересно, что очень скоро французы вошли во вкус и решили увеличить калибр подобных артиллерийских систем с таким простым откатом. В результате у них появились орудия калибра 320 мм и даже 370 мм, что решило проблему утилизации стволов от старых броненосцев с пользой для дела!


Французское 320-мм железнодорожное орудие. Хорошо видны деревянные поперечные брусья под лафетом и уложенные вдоль рельсов металлические балки для скольжения


Соответственно в Англии 305-мм гаубицы на железнодорожных платформах могли поворачиваться во все стороны, что позволяло с одного пути вести огонь целой батарей этих орудий-монстров и сосредоточенно бить по одной и той же цели!

center]
305-мм орудие«Виккерса». Август 1917 года[/center]


Батарея английских 305-мм гаубиц Мк V, развернутых на 90°. Декабрь 1940 года



Снаряд и котик


Что касается США, то там железнодорожные орудия были разработаны так поздно, что ни одно из них в Европу до окончания войны не попало, но тем не менее все они были завершены постройкой в 1919 году и затем много лет использовались в частях береговой обороны США.

Поэтому когда говорят, что в Первую мировую войну немцев победил «генерал Танк», а вот орудия были лучше у германцев, это верно, но верно лишь отчасти. И количественное, и качественное разнообразие в артиллерийских системах точно так же было на стороне союзников, хотя никто не отрицает, что отдельные артиллерийские системы у германской армии были весьма хороши.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    7 апреля 2015 06:53
    Пушки сверх больших калибров на ж-д платформах - крайне интересная и к сожалению относительно мало описанная в нашей литературе тема. Между тем с точки зрения инженерного дела и учета положения дел во флоте(появление Дредноута уничтожило броненосцы как класс и оставило "лес" никому не нужных морских орудий крупного калибра) это интереснейшая тема, в то время находящаяся на пике развития технологий. Решение французов о гашении отдачи трением - просто гениально. Это позволило дешево нарастить парк сверхтяжелой артиллерии в короткие сроки. Хочется только снять шляпу перед инженерами того времени.
    1. 0
      7 апреля 2015 17:29
      ошибочно считать, что дредноут вытеснил броненосцы. Их вытеснило развитие двигателей и артиллерии, когда стали важны дальность стрельбы и скорость корабля, когда изменилась тактика и появились бронепалубные крейсера, а схема бронирования броненосцев стала неэффективной. Именно тяжелые крейсера Бисмарка доказали свое превосходство над дредноутной линией англичан. Так что, оставьте эту английскую пропаганду дредноутов.
      1. 0
        7 апреля 2015 18:23
        Цитата: yehat
        Их вытеснило развитие двигателей и артиллерии, когда стали важны дальность стрельбы и скорость корабля, когда изменилась тактика и появились бронепалубные крейсера, а схема бронирования броненосцев стала неэффективной

        Бронепалубные крейсера появились в 70-х годах XIX века. Броненосцы сошли со сцены после 1905 года.
        Если Вы имели в виду линейные крейсера, то как показывает опыт ЧФ, бригада ЭБР в составе 2-3 броненосцев может спокойно отбиться от одного ЛКР, нанеся тому чувствительные повреждения.
        Цитата: yehat
        Именно тяжелые крейсера Бисмарка доказали свое превосходство над дредноутной линией англичан.

        Тяжёлые. Крейсера. Бисмарка. belay
        Эмм... мы точно говорим об одной и той же реальности? Потому как в истории нашей реальности немецкие линейные КР, до этого громившие британских одноклассников, при встрече с ЛК Гранд Флита еле смогли уйти. "Зейдлиц" дополз до базы чудом.
  2. +2
    7 апреля 2015 08:39
    Конечно, использование орудий большого калибра на ж/д платформе имеет много плюсов. Это относительная мобильность(все же лучше стационарного размещения), тяжелый и крепкий лафет, большая дальность стрельбы, возможность иметь большой запас снарядов "под рукой" и др. Но есть и минусы. Это ограниченность применения, привязанность к ж/д колее, необходимость тщательной предварительной разведки, высокая заметность, высокая уязвимость от диверсий, риск уничтожения или захвата при повреждении путей, причем пути могли получить повреждения и при выстреле. В общем, данные орудия идеально подходили только для флота. Собственно, для этого они и разрабатывались. И несомненно, они внесли свой вклад в итоги Первой мировой войны. И дали толчок в развитии крупнокалиберной артиллерии.
  3. +2
    7 апреля 2015 10:01
    Качественные фотографии. Чувствуется в них дух эпохи...
  4. +4
    7 апреля 2015 17:31
    Судьба форта “Красная горка” богата драматическими событиями и примененными технологическими решениями при строительстве и установленном вооружении. Например, орудия Канэ, изготовленные по закупленной у французов технологии, впервые использовали систему “патрон”. То есть, снаряд и заряд пороха соединялись одним элементом – гильзой. Благодаря этой технлогии достигалась невиданная для больших орудийных калибров скорострельность.
    Апогей своего существования форт “Красная горка” пережил во время Великой Отечественной Войны, сыграв ключевую роль в обороне Ораниенбаумского плацдарма и став непреходящей головной болью командования вермахта. Артиллеристы форта раз за разом наносили ужасающие удары по немецким позициям, сея хаос, испуг и разрушения.
    1. +6
      7 апреля 2015 18:05
      форт “Красная горка”


      А вот и мы в начале лета 1959 года на ремонте путей для батареи.
      За нами между рельсами бетонная площадка с гнездом полуметрового диаметра для фиксации платформы с орудием.
  5. 0
    7 апреля 2015 17:31
    да, фотографии зачетные! особенно интересен немецкий камуфляж
  6. 0
    7 апреля 2015 18:25
    Цитата: D-Master
    Решение французов о гашении отдачи трением - просто гениально.

    Трение и гравитация,для гашения отдачи, уже использовались раньше. Ничего гениального,тут больше примитивности.
  7. 0
    7 апреля 2015 18:36
    Если бы в статьях описывалась тактика применения и результативность, то было бы интереснее читать. А так только вздыхать по ТТХ не интересно.
  8. Комментарий был удален.
  9. Комментарий был удален.
  10. Комментарий был удален.
  11. крыса
    0
    8 апреля 2015 01:10
    Цитата: qwert
    Качественные фотографии. Чувствуется в них дух эпохи...

    Ага.
    1. Precious.Fluids
      0
      8 апреля 2015 02:34
      Цитата: крыса
      Ага.

      Ого.