"Short Bruno" against the French and the British

9
When the First World War began, it turned out that Germany had neither heavy nor super heavy long-range artillery, although their "Big Bert" was out of competition on the battlefield. But what is 16 km range compared to 32 km for a similar caliber in the sea navy? Meanwhile, there were many guns that did not suit sailors, but were quite suitable for operations on land. The problem was how to move them to where they were needed, as they were often very large and bulky.

The easiest way to solve the problem was the creation of stationary artillery installations, similar to those that England, Austria-Hungary and Russia had. During 1915, the number of 21-, 24-, 35,5- and 38-cm ship guns reached an impressive amount. Only this kind of installation had a serious drawback - a complete lack of mobility. If the front was approaching, they often simply could not fire on the enemy and were forced to flank fire, not to mention the fact that in this case there was a threat of their capture. And in addition, moving one of these giants could take several weeks of hard work. The best solution, of course, was to put these very heavy tools on the railway line, which had already been tested in practice in France.



"Short Bruno" against the French and the British
"Short Bruno" on the firing line


The first E-guns (Eisenbahngeschütze, i.e. rail guns) that hit the front in 1916, were 24 cm L / 30 caliber guns (Theodore Otto, 18,7 km long range) and 24 cm L / 40 (Theodore Karl ", 25,5 km range). They were soon appreciated as a powerful and very mobile means of warfare, especially in those cases when it was necessary to withstand the sudden attacks of the enemy. In other cases, the main targets of these guns were batteries of enemy long-range guns, railway stations, depots, roads and supply centers, field airfields and large concentrations of troops.


And this is how this monster shot!


Of course, they had their flaws. Due to the fact that they could only shoot along the traverse, they almost always had to be placed on a curved branch or they could build additional branches with a certain radius of curvature. In 1917, the guns were placed on special turntables that could be deployed on the 360 °. The new guns were called EB-guns (Eisenbahn-Bettungsgeschütze) and in the summer of that year they began to be actively used. The first such weapon was the 28 cm L / 40 cannon "Bruno". The version with a slightly modified barrel was called the Elector. In 1918, there were six such guns in service. The combat weight of each such gun was 156 t. These guns were originally installed on board the battleship Deutschland. But after the sea of ​​battle of Jutland they were considered obsolete and that they could be used with great success elsewhere. The guidance angles ranged from 0 ° to + 45 °, the angles of horizontal pickup were 8 ° (if an 360-degree rotary table is not used). The firing range of a projectile weighing 302 kg with an initial speed of 740 m / s was 31 km. Like all heavy guns, the barrel had a rather short lifespan (around 850 shots), after which it was required to be replaced. Total 20 guns of this type were put into action. They were used to protect the Belgian coast from possible attacks of the English fleet and the counter-battery struggle.


Cannabra Gun Cannon Barrel



Gun shutter


The army received only two guns. Moreover, one of them was captured by the Australian 31 battalion during the famous August 8 offensive of the year 1918. Prior to that, throughout the summer, this gun bombarded Amiens (an important transportation hub) from a distance of more than 20 km. Australians took him to their “Green Continent” and hoisted it in a museum in Canberra. The painting of the gun at first glance seems surprising, but nevertheless it is quite reliable. There are pictures of the war period and instructions for painting it in colors that were made by the meticulous staff of this museum.


Original camouflage installation.


After the war, Belgium also received one of these weapons in reparations. But the Germans managed to hide a certain number of trunks, some of the old batteries in the coastal areas, and also hide a number of platforms on which they could be installed, for which they were disguised as commercial ones. Therefore, when Germany began rearmament in the middle of the 30s, these guns were quickly reassembled at the Krupp plants. One of these guns was the “Short Bruno” (“Short”, as it had an L / 35 trunk and a range of less than thirty kilometers). During the Second World War, this weapon was used against England, and later for firing at Leningrad. So these weapons of destruction, if I may say so, lived a surprisingly long life!


Scale Model "Short Bruno"


But the French, by the way, had rail guns even before the start of World War I, although they were accused of adherence to a single caliber 75 mm and one shell for all occasions! The main problem with the installation of marine tools on railway transporters was the lack of perfect mechanisms for damping recoil and, among other things, they were very cumbersome. However, one such 305-mm MLE cannon was developed in the 1906 year. The return problem was solved very easily and cheaply. French engineers refused to recoil mechanisms at all! Schneider offered a stem rigidly attached to the carriage that can only move up and down on the trunnions. Under the carriage mounted transverse bars, and along the rails fit longitudinal beams so that these bars fit tightly to them. When fired, the friction force between them quickly absorbed recoil, so that the conveyor itself rolled back a meter or so and no more. It was a rather “raw” system, but it worked, and this allowed the French to build a whole series of heavy railway cannons, which played an important role in their victory over Germany.


305 Scheme Mle 1906. Side view.


305 Mle 1906 had an L / 45,9 barrel of 305 caliber mm. Like most of these guns, it could only be induced in a vertical plane from + 2 ° to + 40 °. At the same time, it could throw an 348-kg grenade with an initial speed of 795 m / s. at maximum range in 27,5 km. The weight of the gun at the combat position was 178 tons. Interestingly, very soon the French tasted and decided to increase the caliber of such artillery systems with such a simple rollback. As a result, they had tools of caliber 320 mm and even 370 mm, which solved the problem of disposing of trunks from old battleships for good use!


French 320 mm railway gun. Wooden cross-beams under the gun carriage and laid along the rails are clearly visible metal beams for sliding


Accordingly, in England, 305-mm howitzers on railway platforms could be turned in all directions, which made it possible to fire a whole battery of these monster guns from one path and concentrate on the same target!

center]
305-mm Vickers gun. August 1917 of the year[/ Center]


Battery British 305-mm howitzers Mk V, deployed on 90 °. December 1940 of the year



Shell and cat


As for the USA, the railway guns were developed there so late that none of them entered Europe before the end of the war, but nevertheless all of them were completed in the 1919 year and then used for many years in parts of the US coastal defense.

Therefore, when they say that the “General Tank” defeated the Germans in the First World War, but the Germans had better instruments, this is true, but only partly true. Both quantitative and qualitative diversity in artillery systems was on the Allied side in the same way, although no one denies that the German army had separate artillery systems very well.
Our news channels

Subscribe and stay up to date with the latest news and the most important events of the day.

9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. +10
    April 7 2015
    Super-large-caliber cannons on railway platforms are an extremely interesting and, unfortunately, relatively little topic described in our literature. Meanwhile, from the point of view of engineering and accounting for the state of affairs in the fleet (the appearance of the Dreadnought destroyed battleships as a class and left the "forest" of useless large-caliber naval guns) this is an interesting topic, at that time at the height of technology development. The French decision to damp recoil by friction is simply ingenious. This made it possible to cheaply build up the fleet of super-heavy artillery in a short time. I just want to take off my hat to the engineers of that time.
    1. 0
      April 7 2015
      it is a mistake to assume that the dreadnought replaced the armadillos. They were supplanted by the development of engines and artillery, when the firing range and speed of the ship became important, when tactics changed and armored cruisers appeared, and the armor carrier reservation scheme became ineffective. It was the heavy cruisers of Bismarck who proved their superiority over the dreadnought line of the British. So leave this English Dreadnought propaganda.
      1. 0
        April 7 2015
        Quote: yehat
        They were supplanted by the development of engines and artillery, when the firing range and speed of the ship became important, when tactics changed and armored cruisers appeared, and the armor carrier reservation scheme became ineffective

        Armored cruisers appeared in the 70s of the XIX century. Armadillos left the scene after 1905.
        If you had in mind linear cruisers, then as the experience of the Black Sea Fleet shows, an EDB team of 2-3 armadillos can calmly fight off one LCR, causing damage to it.
        Quote: yehat
        It was the heavy cruisers of Bismarck who proved their superiority over the dreadnought line of the British.

        Heavy. Cruisers. Bismarck. belay
        Um ... are we exactly talking about the same reality? Because in the history of our reality, the German linear RCs, who had previously smashed their British classmates, could hardly leave when they met the Grand Fleet LK. "Seydlitz" crawled to the base miraculously.
  2. +2
    April 7 2015
    Of course, the use of large caliber guns on a railway platform has many advantages. These are relative mobility (still better than stationary placement), heavy and sturdy gun carriage, long firing range, the ability to have a large supply of shells "at hand", etc. But there are also disadvantages. These are limited use, attachment to the railway track, the need for thorough preliminary reconnaissance, high visibility, high vulnerability to sabotage, the risk of destruction or capture if the tracks are damaged, and the tracks could be damaged when fired. In general, these guns were ideal only for the fleet. Actually, for this they were developed. And undoubtedly, they contributed to the outcome of the First World War. And they gave impetus to the development of large-caliber artillery.
  3. +2
    April 7 2015
    Quality photos. The spirit of the era is felt in them ...
  4. +4
    April 7 2015
    The fate of the fort “Krasnaya Gorka” is rich in dramatic events and applied technological solutions during construction and installed weapons. For example, Kane guns manufactured using technology purchased from the French first used the cartridge system. That is, the shell and the charge of gunpowder were connected by one element - a sleeve. Thanks to this technology, an unprecedented rate of fire was achieved for large gun calibers.
    Fort Krasnaya Gorka survived the apogee of its existence during World War II, playing a key role in the defense of the Oranienbaum bridgehead and becoming an enduring headache for the Wehrmacht command. Fort gunners delivered terrifying blows to German positions over and over, wreaking havoc, fear and destruction.
    1. +6
      April 7 2015
      Fort “Red Hill”


      And here we are at the beginning of the summer of 1959 on the repair of ways for the battery.
      Behind us, between the rails, is a concrete platform with a half-meter diameter jack for fixing the platform with the gun.
  5. 0
    April 7 2015
    Yes, the photos are valid! German camouflage is especially interesting
  6. 0
    April 7 2015
    Quote: D-Master
    The French decision to quench friction returns is simply ingenious.

    Friction and gravity, for damping returns, have already been used before. Nothing ingenious, there is more primitiveness.
  7. 0
    April 7 2015
    If application articles and performance were described in the articles, it would be more interesting to read. And just sigh on TTX is not interesting.
  8. The comment was deleted.
  9. The comment was deleted.
  10. The comment was deleted.
  11. rat
    rat
    0
    April 8 2015
    Quote: qwert
    Quality photos. The spirit of the era is felt in them ...

    Ага.
    1. Precious Fluids
      0
      April 8 2015
      Quote: rat
      Ага.

      Wow.


"Right Sector" (banned in Russia), "Ukrainian Insurgent Army" (UPA) (banned in Russia), ISIS (banned in Russia), "Jabhat Fatah al-Sham" formerly "Jabhat al-Nusra" (banned in Russia) , Taliban (banned in Russia), Al-Qaeda (banned in Russia), Anti-Corruption Foundation (banned in Russia), Navalny Headquarters (banned in Russia), Facebook (banned in Russia), Instagram (banned in Russia), Meta (banned in Russia), Misanthropic Division (banned in Russia), Azov (banned in Russia), Muslim Brotherhood (banned in Russia), Aum Shinrikyo (banned in Russia), AUE (banned in Russia), UNA-UNSO (banned in Russia), Mejlis of the Crimean Tatar People (banned in Russia), Legion “Freedom of Russia” (armed formation, recognized as terrorist in the Russian Federation and banned)

“Non-profit organizations, unregistered public associations or individuals performing the functions of a foreign agent,” as well as media outlets performing the functions of a foreign agent: “Medusa”; "Voice of America"; "Realities"; "Present time"; "Radio Freedom"; Ponomarev; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevich; Dud; Gordon; Zhdanov; Medvedev; Fedorov; "Owl"; "Alliance of Doctors"; "RKK" "Levada Center"; "Memorial"; "Voice"; "Person and law"; "Rain"; "Mediazone"; "Deutsche Welle"; QMS "Caucasian Knot"; "Insider"; "New Newspaper"

«Короткий Бруно» против французов и англичан

Когда началась Первая мировая война, оказалось, что у Германии нет ни тяжелой, ни сверхтяжелой дальнобойной артиллерии, хотя на поле боя их «Большая Берта» и была вне конкуренции. Но что такое 16 км дальнобойности по сравнению с 32 км для аналогичного калибра в морском флоте? Между тем там было много орудий, которые уже не устраивали моряков, но были вполне пригодны для действий на суше. Проблема заключалась в том, как переместить их туда, где они были нужны, так как они часто были очень большими и громоздкими.

Самым простым способом решения проблемы было создание стационарных артиллерийских установок, аналогичных тем, что имели Англия, Австро-Венгрия и Россия. В течение 1915 года количество 21-, 24-, 35,5- и 38-см корабельных орудий достигло внушительной величины. Вот только такая их установка имела серьезный недостаток — полное отсутствие мобильности. Если фронт приближался, они зачастую просто не могли вести огонь по противнику и вынужденно переходили на фланговый огонь, не говоря уже о том, что в этом случае возникала угроза их захвата. И вдобавок перемещение одного из этих гигантов могло занять несколько недель напряженной работы. Лучшим решением, конечно, было поставить эти очень тяжелые орудия на железнодорожный ход, что уже было к этому времени проверено на практике во Франции.

«Короткий Бруно» против французов и англичан

"Короткий Бруно" на огневом рубеже


Первые E-пушки (Eisenbahngeschütze, т.е. железнодорожные орудия), попавшие на фронт в 1916 году, представляли собой орудия калибра 24 см L/30 ("Теодор Отто", дальнобойность 18,7 км) и 24 см L/40 ("Теодор Карл", дальнобойность 25,5 км). Их очень скоро оценили как мощное и очень мобильное средство вооруженной борьбы, особенно в тех случаях, когда требовалось противостоять внезапным атакам противника. В других случаях главными целями этих орудий были батареи вражеских дальнобойных орудий, железнодорожные станции, склады, дороги и узлы снабжения, полевые аэродромы и большие скопления войск.

«Короткий Бруно» против французов и англичан

А вот так это чудовище стреляло!

Конечно, у них были свои недостатки. Из-за того, что стрелять они могли только по траверсу, размещать их приходилось почти всегда на изогнутой ветке или же строить дополнительные ответвления с определенным радиусом кривизны. В 1917 году пушки были размещены на специальных поворотных платформах, которые могли разворачиваться на 360°. Новые орудия получили название EB-пушки (Eisenbahn-Bettungsgeschütze) и уже летом того же года начали активно использоваться. Первым таким орудием стала 28 см L/40 пушка "Бруно". Вариант с несколько измененным стволом назвали "Курфюрст". В 1918 году на службе находилось шесть таких орудий. Боевой вес каждой такой пушки составлял 156 т. Орудия эти были первоначально установлены на борту броненосца "Дейчланд". Но после Ютландского морского сражения их посчитали устаревшими и что их можно с большим успехом использовать в другом месте. Углы наведения составляли от 0° до +45°, углы горизонтальной наводки 8°(если не используется 360-градусный поворотный стол). Дальность стрельбы снарядом весом 302 кг с начальной скоростью 740 м/сек составляла 31 км. Как и у всех тяжелых орудий, ствол его имел довольно короткий срок службы (около 850 выстрелов), после чего его требовалось заменять. Всего 20 орудий этого типа были введены в действие. Использовались они для охраны бельгийского побережья от возможных атак английского флота и контрбатарейной борьбы.

«Короткий Бруно» против французов и англичан

Ствол орудия из музея в Канберре

«Короткий Бруно» против французов и англичан

Затвор орудия

Армия получили только два орудия. Причем одно из них было захвачено 31-м батальоном австралийцев во время знаменитого наступления 8 августа 1918 года. До этого в течение всего лета это орудие обстреливало Амьен (важный транспортный узел) с расстояния более чем в 20 км. Австралийцы увезли его к себе на «Зеленый континент» и там водрузили в музее в Канберре. Раскраска орудия на первый взгляд кажется удивительной, но тем не менее она вполне достоверна. Сохранились фотографии периода войны и инструкции по его раскраске именно в такие цвета, что и было выполнено дотошными сотрудниками этого музея.

«Короткий Бруно» против французов и англичан

Оригинальный камуфляж установки.

После войны Бельгия также получило одно из этих орудий в счет репараций. Но и немцам удалось скрыть определенное количество стволов, некоторые из старых батарей в прибрежных районов, и к тому же спрятать целый ряд платформ, на которых они могли устанавливаться, для чего они были замаскированы под коммерческие. Поэтому когда Германия начала перевооружение в середине 30-х годов, эти пушки были вновь быстро собраны на заводах Круппа. Одно из этих орудий как раз и было "Коротким Бруно" ("Короткий", так как имел ствол L/35 и дальность менее тридцати километров). В годы Второй мировой войны это орудие было использовано против Англии, а позже для ведения огня по Ленинграду. Так что эти орудия уничтожения, если так можно выразиться, прожили на удивление долгую жизнь!

«Короткий Бруно» против французов и англичан

Масштабная модель "Короткого Бруно"

А вот французы, между прочим, имели железнодорожные орудия еще до начала Первой мировой войны, хотя их и обвиняли к приверженности к единому калибру 75 мм и одному снаряду на все случаи жизни! Главной проблемой установки морских орудий на железнодорожных транспортерах являлось отсутствие совершенных механизмов гашения отдачи и, кроме всего прочего, они были очень громоздкими. Тем не менее, одно такое орудие калибра 305-мм MLE было разработано еще в 1906 году. Проблема с отдачей была решена очень просто и дешево. Французские инженеры от противооткатных механизмов отказались совсем! Фирма «Шнейдер» предложила жестко закрепленный на лафете ствол, способный двигаться на цапфах только вверх и вниз. Под лафетом монтировались поперечные брусья, а вдоль рельсов укладывались продольные балки таким образом, чтобы эти брусья плотно к ним прилегали. При выстреле сила трения между ними быстро поглощала отдачу, так что сам транспортер откатывался на метр или около того и не больше. Это была довольно «сырая» система, но она работала, и это позволило французам построить целый ряд тяжелых железнодорожных пушек, сыгравших важную роль в их победе над Германией.

«Короткий Бруно» против французов и англичан

Схема 305 Mle 1906. Вид сбоку.

305 Mle 1906 имел ствол L/45,9 калибра 305 мм. Как и большинство таких орудий, оно могло наводиться только в вертикальной плоскости от +2 ° до +40 °. При этом оно могло забросить 348-кг гранату с начальной скоростью 795 м/сек. на максимальную дальность в 27,5 км. Вес орудия на боевой позиции составлял 178 тонн. Интересно, что очень скоро французы вошли во вкус и решили увеличить калибр подобных артиллерийских систем с таким простым откатом. В результате у них появились орудия калибра 320 мм и даже 370 мм, что решило проблему утилизации стволов от старых броненосцев с пользой для дела!

«Короткий Бруно» против французов и англичан

Французское 320-мм железнодорожное орудие. Хорошо видны деревянные поперечные брусья под лафетом и уложенные вдоль рельсов металлические балки для скольжения

Соответственно в Англии 305-мм гаубицы на железнодорожных платформах могли поворачиваться во все стороны, что позволяло с одного пути вести огонь целой батарей этих орудий-монстров и сосредоточенно бить по одной и той же цели!

center]«Короткий Бруно» против французов и англичан[/center]
305-мм орудие«Виккерса». Август 1917 года

«Короткий Бруно» против французов и англичан

Батарея английских 305-мм гаубиц Мк V, развернутых на 90°. Декабрь 1940 года

«Короткий Бруно» против французов и англичан

Снаряд и котик

Что касается США, то там железнодорожные орудия были разработаны так поздно, что ни одно из них в Европу до окончания войны не попало, но тем не менее все они были завершены постройкой в 1919 году и затем много лет использовались в частях береговой обороны США.

Поэтому когда говорят, что в Первую мировую войну немцев победил «генерал Танк», а вот орудия были лучше у германцев, это верно, но верно лишь отчасти. И количественное, и качественное разнообразие в артиллерийских системах точно так же было на стороне союзников, хотя никто не отрицает, что отдельные артиллерийские системы у германской армии были весьма хороши.
Автор: Олег Скворцовский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. D-Master 7 апреля 2015 06:53
    Пушки сверх больших калибров на ж-д платформах - крайне интересная и к сожалению относительно мало описанная в нашей литературе тема. Между тем с точки зрения инженерного дела и учета положения дел во флоте(появление Дредноута уничтожило броненосцы как класс и оставило "лес" никому не нужных морских орудий крупного калибра) это интереснейшая тема, в то время находящаяся на пике развития технологий. Решение французов о гашении отдачи трением - просто гениально. Это позволило дешево нарастить парк сверхтяжелой артиллерии в короткие сроки. Хочется только снять шляпу перед инженерами того времени.
    1. yehat 7 апреля 2015 17:29
      ошибочно считать, что дредноут вытеснил броненосцы. Их вытеснило развитие двигателей и артиллерии, когда стали важны дальность стрельбы и скорость корабля, когда изменилась тактика и появились бронепалубные крейсера, а схема бронирования броненосцев стала неэффективной. Именно тяжелые крейсера Бисмарка доказали свое превосходство над дредноутной линией англичан. Так что, оставьте эту английскую пропаганду дредноутов.
      1. Alexey RA 7 апреля 2015 18:23
        Цитата: yehat
        Их вытеснило развитие двигателей и артиллерии, когда стали важны дальность стрельбы и скорость корабля, когда изменилась тактика и появились бронепалубные крейсера, а схема бронирования броненосцев стала неэффективной

        Бронепалубные крейсера появились в 70-х годах XIX века. Броненосцы сошли со сцены после 1905 года.
        Если Вы имели в виду линейные крейсера, то как показывает опыт ЧФ, бригада ЭБР в составе 2-3 броненосцев может спокойно отбиться от одного ЛКР, нанеся тому чувствительные повреждения.
        Цитата: yehat
        Именно тяжелые крейсера Бисмарка доказали свое превосходство над дредноутной линией англичан.

        Тяжёлые. Крейсера. Бисмарка. belay
        Эмм... мы точно говорим об одной и той же реальности? Потому как в истории нашей реальности немецкие линейные КР, до этого громившие британских одноклассников, при встрече с ЛК Гранд Флита еле смогли уйти. "Зейдлиц" дополз до базы чудом.
  2. Mixweb 7 апреля 2015 08:39
    Конечно, использование орудий большого калибра на ж/д платформе имеет много плюсов. Это относительная мобильность(все же лучше стационарного размещения), тяжелый и крепкий лафет, большая дальность стрельбы, возможность иметь большой запас снарядов "под рукой" и др. Но есть и минусы. Это ограниченность применения, привязанность к ж/д колее, необходимость тщательной предварительной разведки, высокая заметность, высокая уязвимость от диверсий, риск уничтожения или захвата при повреждении путей, причем пути могли получить повреждения и при выстреле. В общем, данные орудия идеально подходили только для флота. Собственно, для этого они и разрабатывались. И несомненно, они внесли свой вклад в итоги Первой мировой войны. И дали толчок в развитии крупнокалиберной артиллерии.
  3. qwert 7 апреля 2015 10:01
    Качественные фотографии. Чувствуется в них дух эпохи...
  4. ma_shlomha 7 апреля 2015 17:31
    Судьба форта “Красная горка” богата драматическими событиями и примененными технологическими решениями при строительстве и установленном вооружении. Например, орудия Канэ, изготовленные по закупленной у французов технологии, впервые использовали систему “патрон”. То есть, снаряд и заряд пороха соединялись одним элементом – гильзой. Благодаря этой технлогии достигалась невиданная для больших орудийных калибров скорострельность.
    Апогей своего существования форт “Красная горка” пережил во время Великой Отечественной Войны, сыграв ключевую роль в обороне Ораниенбаумского плацдарма и став непреходящей головной болью командования вермахта. Артиллеристы форта раз за разом наносили ужасающие удары по немецким позициям, сея хаос, испуг и разрушения.
    1. crambol 7 апреля 2015 18:05
      форт “Красная горка”


      А вот и мы в начале лета 1959 года на ремонте путей для батареи.
      За нами между рельсами бетонная площадка с гнездом полуметрового диаметра для фиксации платформы с орудием.
  5. yehat 7 апреля 2015 17:31
    да, фотографии зачетные! особенно интересен немецкий камуфляж
  6. Денимакс 7 апреля 2015 18:25
    Цитата: D-Master
    Решение французов о гашении отдачи трением - просто гениально.

    Трение и гравитация,для гашения отдачи, уже использовались раньше. Ничего гениального,тут больше примитивности.
  7. Денимакс 7 апреля 2015 18:36
    Если бы в статьях описывалась тактика применения и результативность, то было бы интереснее читать. А так только вздыхать по ТТХ не интересно.
  8. Комментарий был удален.
  9. Комментарий был удален.
  10. Комментарий был удален.
  11. крыса 8 апреля 2015 01:10
    Цитата: qwert
    Качественные фотографии. Чувствуется в них дух эпохи...

    Ага.
    крыса
    1. Precious.Fluids 8 апреля 2015 02:34
      Цитата: крыса
      Ага.

      Ого.


      Precious.Fluids

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня