Забытые герои (часть первая)

Мы отмечаем семидесятую годовщину Великой Победы, у всех на слуху знаменитые битвы, решившие исход войны. Но в нашей войне были и менее значимые эпизоды, без этих маленьких деталей не сложилась бы общая картина нашей Победы. Некоторые события, о которых я хотел бы поведать читателю, в конечном итоге влияли на ход боевых действий и позволяли другим участникам войны становиться героями.

Забытые герои (часть первая)


Линейный ледокол «Анастас Микоян»


Боевая история этого ледокола до сих пор овеяна тайнами и загадками, историки обошли стороной подвиг, совершённый членами экипажа этого ледокола. Существует несколько версий, которые разнятся в деталях, но эти различия никак не сказываются на главном: «Микоян» совершил невозможное и вышел из всех передряг истинным героем!

Ледокол «А. Микоян» был четвёртым в серии линейных ледоколов типа «И. Сталин» и строился дольше своих собратьев. В июне 1941 года шли испытания ледокола, проводимые сдаточной командой завода. После чего должны были быть Государственные испытания и приёмка Госкомиссией. Вступление «А. Микояна» в строй планировалось в четвёртом квартале 1941 года, после чего он должен был перейти на Дальний Восток.

Начавшаяся 22 июня война перепутала все мирные планы. Решением Верховного Совета СССР в стране с 00.00 часов началась мобилизация. 28 июня был мобилизован и «А. Микоян». Вне всяких планов на заводе началось переоборудование его во вспомогательный крейсер. Планировалось использовать его для действий на коммуникациях и обороне побережья от вражеских десантов. Одновременно продолжались наладочные работы и испытания. О довоенных планах пришлось забыть. Командиром корабля был назначен капитан 2 ранга Сергей Михайлович Сергеев. В состав экипажа, сформированного из краснофлотцев и старшин, добровольно вошли рабочие заводской сдаточной команды, пожелавшие бить врага «на своём корабле».

На нем установили семь 130-мм, четыре 76-мм и шесть 45-мм орудий, а также четыре 12,7-мм зенитных пулемета ДШК.

По мощности артиллерийского вооружения ледокол не уступал отечественным эскадренным миноносцам. Его 130-мм орудия могли стрелять своими почти 34-килограммовыми снарядами на дальность 25,5 км. Скорострельность при этом составляла 7 — 10 выстрелов в минуту.

В начале сентября 1941 года переоборудование ледокола было закончено, и “А. Микоян” приказом командующего Черноморским флотом был включен в отряд кораблей северо-западного района Черного моря, который в составе крейсера “Коминтерн”, эсминцев “Незаможник” и “Шаумян”, дивизиона канлодок и других кораблей предназначался для оказания огневой поддержки защитникам Одессы.

13 сентября в 11.40 «Микоян» снялся с якоря и в охранении двух малых охотников и двух самолётов МБР-2 и взял курс на Одессу, куда благополучно прибыл рано утром 14 сентября. Подготовившись к бою, «Микоян» снялся с якоря. В 12 часов 40 минут корабль лёг на боевой курс. Артиллеристы на снарядах написали: «Гитлеру — лично». В 12 часов 45 минут дали первый, пристрелочный выстрел. Получив данные корректировщиков, перешли на поражение. Враг заметил появление в море «Микояна», и его последовательно атаковали три самолёта-торпедоносца. Но их вовремя заметили наблюдатели. Умелым маневром командир уклонился от торпед. Артиллеристы продолжили огонь по врагу. Действуя под Одессой, артиллеристы подавляли огневые точки, помогали защитникам отражать атаки вражеских танков и пехоты. В день проводили по нескольку стрельб, выпуская по врагу до 100 снарядов. Только за первые пять стрельб по врагу было выпущено 466 снарядов главного калибра. Зенитчики отражали многочисленные атаки вражеской авиации.

Когда положение под Одессой сложилось особенно тяжёлым, крейсеры «Красный Кавказ», «Красный Крым». «Червона Украина» и вспомогательный крейсер «Микоян» провели 66 стрельб и обрушили на врага 8500 снарядов. Корабли вели огонь в основном по невидимым целям на дистанции от 10 до 14 кабельтовых.

Командир «Микояна» и команда сумели полностью освоить новые для них, необычайные маневренные возможности корабля. Все дни действия под Одессой корабль постоянно подвергался атакам авиации противника. Особая маневренность помогала быстро выходить из-под обстрела, уклонятся от бомб вражеских самолётов, атакующих грузный, широкий, хорошо видимый лётчикам корабль, казавшийся им лёгкой добычей. В одном из налётов «Микоян» атаковали сразу три «Юнкерса». Зенитным огнём один из них был подбит, загорелся и начал падать на корабль. «Микоян» сманеврировал, самолёт врага рухнул в воду.

Действуя под Одессой, «Микоян», с его небольшой скоростью в 12 узлов (в отличие от крейсеров, лидеров и эсминцев) не получил прямых попаданий бомб и снарядов и не потерял ни одного человека. Но от частого форсирования и перемены ходов, сотрясения близких разрывов шесть из девяти котлов получили повреждения водогрейных трубок. Вот тут и пригодилось высокое мастерство моряков — бывших заводских специалистов. Они и предложили, не покидая боевой позиции, поочередно выводя повреждённые котлы из действия, устранить неисправности. Первым, в асбестовом костюме, в топку первого котла при температуре 270 градусов вошёл инженер-капитан Ф.Х. Хамидулин. В короткий срок, работая по ночам, в асбестовых костюмах и капковых жилетах, смоченных водой, котельные машинисты (кочегары) устранили неисправность — прочеканили все трубки.

Поддерживая огнём Приморскую армию, вспомогательный крейсер «Микоян» получил благодарность от командования Одесского оборонительного района. И только израсходовав весь боезапас, ночью 19 сентября ушёл в Севастополь.

22 сентября «Микоян» принял участие в высадке десанта у Григорьевки. "Микоян" имел большую осадку и меньшую, чем у боевых кораблей скорость полного хода. Поэтому он был включён в состав отряда артиллерийской поддержки. Совместно с канонерскими лодками «Днестр» и «Красная Грузия» поддерживал десантников 3-го полка морской пехоты. Позже экипаж узнал: своим огнём они подавили 2 вражеские батареи. В районе деревни Дофиновка зенитчики сбили два вражеских самолёта «Ю-88». До наступления рассвета "Микоян", имевший небольшую скорость хода, направился в Севастополь. Кстати, комендоры “А. Микояна” впервые на флоте огнем своего главного калибра начали отражать налеты вражеской авиации. По предложению командира БЧ-5 старшего инженера-Лейтенанта Юзефа Злотника амбразуры в щитах орудий были увеличены, угол возвышения орудий стал больше. Автоген, правда, не брал броневую сталь. Тогда бывший судостроитель Николай Назаратий прорезал амбразуры с помощью электросварочного агрегата.

До получения приказа об эвакуации Одесского оборонительного района, «Микоян», непрерывно находясь под атаками авиации и огнём береговых батарей, совместно с кораблями флота продолжал обстреливать позиции врага. Затем перешёл в Севастополь, где на заводе №-201 были качественно отремонтированы повреждённые котлы и механизмы.

В октябре «Микоян» получил приказ перейти в Новороссийск. В Севастополе на него погрузили воинскую часть, 36 стволов дальнобойных морских орудий и боеприпасы. Орудия имели очень большой вес, и перевезти их мог только «Микоян». Отразив на переходе атаку самолётов противника, 15 октября корабль прибыл в Новороссийск.

Принял участие вспомогательный крейсер и в обороне Севастополя, систематически совершая рейсы из Новороссийска. Доставляя в осаждённый город пополнение, военные грузы, вывозил раненых и гражданское население. На нём эвакуировали личный состав и оружие 2-й бригады торпедных катеров, начали вывозить демонтированную художественную и историческую ценность — «Панораму обороны Севастополя. В октябре на нём было эвакуировано более 1000 раненых. В начале ноября на «Микояне» в Новороссийск перешёл штаб флота. Корабль вёл огонь и по позициям врага под Севастополем.

Затем «Микоян» перебазировался в Поти. 5 ноября получили неожиданное приказание — полностью снять вооружение. Краснофлотцы, старшины, офицеры, помогая рабочим местного завода разоружить корабль, были недовольны этим и открыто высказывались против того, чтобы отсиживаться в тылу, когда в это тяжкое время их товарищи насмерть бьются с врагом. Они не знали, и не должны были знать, что началась подготовка к секретной операции. За пять дней все орудия были демонтированы. Вспомогательный крейсер “А. Микоян” снова стал линейным ледоколом. Личный состав артиллерийской боевой части был списан на берег. Была списана на берег и часть командного состава. Вскоре потребовали сдать пулемёты, винтовки и пистолеты. Капитану 2 ранга С. М. Сергееву с большим трудом удалось оставить 9 пистолетов для офицеров. Из оружия на борту было ещё охотничье ружьё.

На корабле начал работать особый отдел контрразведки флота. Каждый моряк проверялся самым тщательным образом. После такой проверки кое-кого в кубриках недосчитались. На замену прибыли новые, проверенные. У всех были отобраны документы, письма и фотографии родных и близких.

Экипажу приказали уничтожить, сжечь военную форму. Взамен выдали со складов разнообразную гражданскую одежду. Всех сфотографировали и вскоре выдали мореходные книжки (паспорта) гражданских моряков. Военно-морской флаг спустили и подняли государственный. Команда терялась в догадках по поводу всех этих действий. Но объяснений никто не давал.

Связаны эти странности были с тем, что осенью 1941 года Государственный комитет обороны СССР принял весьма своеобразное решение — перегнать с Черного моря на Север и на Дальний Восток три больших танкера («Сахалин», «Варлаам Аванесов», «Туапсе») и линейный ледокол «А. Микоян». Это объяснялось острой нехваткой тоннажа для перевозки грузов (внутренних и по ленд-лизу). На Черном море этим судам делать было нечего, а на Севере и Дальнем Востоке они были нужны до зарезу. То есть решение само по себе было бы вполне правильным, если бы не одно географическое обстоятельство. Идти нужно было через Мраморное море в Средиземное, затем отнюдь не вокруг Европы (это была гарантированная гибель либо от немецких подлодок, либо от их же бомбардировщиков), а через Суэцкий канал в Индийский океан, потом через Атлантику и Тихий океан на советский Дальний Восток (оттуда «Микоян» должен был продолжить плавание по Севморпути к Мурманску). Таким образом, предстояла почти кругосветка, причем провести ее надо было в условиях войны. Самое интересное ожидало советские суда в начале пути. Во время войны практически все торговые суда всех воюющих стран получали хоть какое-нибудь вооружение (1-2 пушки, несколько пулеметов). Конечно, оно было чисто символическим, но в каких-то ситуациях (против одиночных самолетов, катеров, вспомогательных крейсеров) помочь могло. Кроме того, по возможности, торговые суда сопровождались боевыми кораблями. Увы, для советской четверки все эти варианты были исключены.

Дело в том, что из Черного моря в Средиземное путь лежал через Босфор, Мраморное море и Дарданеллы, принадлежащие Турции. А она, соблюдая нейтралитет, не пропускала через проливы боевые корабли воюющих стран. Более того, она и вооруженные транспорты тоже не пропускала. Соответственно, даже символической пары пушек наши суда иметь не могли. Но это было еще полбеды. Беда была в том, что лежащее за Дарданеллами Эгейское море полностью контролировалось немцами и итальянцами, захватившими как континентальную Грецию, так и все острова Греческого архипелага, через который и предстояло советским судам идти на юг.

Ледокол прибыл в Батуми. Вслед за ним сюда же пришли три танкера: “Сахалин”, “Туапсе” и “Варлаам Аванесов”. Все три одинаковые по водоизмещению, грузоподъемности и с примерно равной скоростью полного хода.

Забытые герои (часть первая)


25 ноября 1941 года в 3 часа 45 минут конвой в составе ледокола, трёх танкеров и кораблей охранения под покровом ночи вышел в море. Некоторое время шли в сторону Севастополя, а затем взяли курс на Босфор. Головным шёл лидер «Ташкент» под флагом контр-адмирала Владимирского За ним, в кильватере — «Микоян» и танкеры. Справа от ледокола шёл эсминец «Способный», слева — эсминец «Сообразительный». Но боевые корабли могли сопровождать караван только до турецких территориальных вод.

Переход до Босфора протяженностью 575 миль, планировали пройти за трое суток. Днём было спокойно, небо было затянуто тучами. К вечеру пошёл пошел дождь с мокрым снегом, поднялся ветер, разыгрался девятибалльным штормом. Море покрылось темными, пенными валами, началась качка. Ветер крепчал, кромешная тьма поглотила суда и корабли охранения. Ночью шторм достиг 10 баллов. Шли со скоростью около 10 узлов — танкеры больше не могли, и особенно «Микоян» со своими угольными котлами, он и так всё время отставал. Загруженные по горловины танкеры держались хорошо, только порой волны накрывали их до ходовых мостиков. На «Микояне», с его яйцевидным корпусом, размах качки достигал 56 градусов. Но его мощному корпусу удары волн были нестрашны. Порой он то зарывался носом в волну, то, переваливая через очередной огромный вал, обнажал винты. Военным кораблям пришлось туго. «Ташкент» кренило до 47 градусов при предельном крене 52 градуса. От ударов волн у него просела палуба в носовой части и треснула по обоим бортам в районе миделя. Эсминцы с креном до 50 градусов почти ложились на борт. Исправляя полученные повреждения, шли вперед. Порой корабли и суда скрывались из вида за завесой дождя и густыми снежными шквалами.

Ночью шторм иногда стихал. Неожиданно командир «Сообразительного» доложил, что обнаружены силуэты неизвестных судов. Корабли охранения приготовились к бою. «Сообразительный», по приказу Владимирского, сблизился с неизвестными судами. Оказалось, что это были три турецких транспорта. Чтобы не вышло трагической ошибки, они застопорили ход и осветили прожекторами накрашенные на бортах большие изображения национального флага. Разойдясь, конвой продолжил путь.

Через трое суток шторм стал стихать, задержав прибытие судов в Стамбул на сутки. Утром 29 ноября показались турецкие берега. В 10 милях от Босфора корабли охранения подняли флажный сигнал «Желаем счастливого плавания» и повернули на обратный курс. В турецких территориальных водах встретили сторожевые корабли, которые некоторое время шли рядом, высматривая, нет ли на палубах судов вооружения.

Вскоре караван стал на якоря на рейде Стамбула. Прибывшие на «Микоян» представители турецких портовых властей не слишком интересовались грузом и в трюма не заглянули. Прошлись по верхней палубе, в каюте капитана 2 ранга Сергеева оформили необходимые в таких случаях документы, выпили по чарке русской водки и покинули судно.

На «Микоян» поднялся советский военно-морской атташе в Турции капитан 2 ранга Родионов, а с ним и помощник английского военно-морского атташе капитан-лейтенант Роджерс. В каюте Сергеева состоялось совещание капитанов судов. Родионов сообщил о решении Государственного Комитета Обороны, в котором капитанам ставилась задача: прорваться в порт Фамагуста на острове Кипр, к союзникам. Танкерам предписывалось временно поступить в распоряжение союзного командования, а ледоколу следовать на Дальний Восток.

По договорённости между Советским правительством и правительством Великобритании, от пролива Дарданеллы и до Кипра суда должны были сопровождать английские боевые корабли. Но никакого охранения, хотя и обещали, они дать не могли. Английский Средиземноморский флот в боях понёс большие потери. Рисковать своими кораблями ради охраны советского ледокола и танкеров, англичане не посчитали возможным. О чем и сообщил капитану «Микояна» британский представитель. Положение осложнялось ещё и тем, что Турция, объявившая 25 июня о своём нейтралитете в войне между Германией и СССР, занимала прогерманскую ориентацию. Несмотря на все принятые меры, сведения об экспедиции получили огласку. Турецкий лоцман, ставивший танкер «Сахалин» на якорь, сообщил капитану Придо Адовичу Померанцу, что они ждут подхода еще одной группы советских танкеров, которые предполагалось отправить вторым эшелоном . Прибытие советских судов не осталось незамеченным и в городе, где свила себе гнездо вражеская агентура. В конце ноября 1941 года (Отправка второго эшелона в составе танкеров «Вайян-Кутюрье», «И. Сталин», «В. Куйбышев», «Серго», «Эмба» была отменена.) в печати промелькнули сообщения западных агентств о том, что в Турции, особенно в Стамбуле, появилось много немецких «туристов», и это в военное время?! Возле танкеров сновали шлюпки с «любителями рыбной ловли», занимающимися фотографированием. Наблюдение велось и в бинокли с берега, и с судов союзников Германии. Неподалеку находились и корабли турецкого военно-морского флота: эсминцы, подводные лодки. Крейсер «Султан Селим» — бывший германский «Гебен» — ощетинился орудиями.

Танкер «Сахалин» стоял как раз напротив здания немецкого консульства. Но даже самый придирчивый глаз не мог заметить на судне ничего особенного. Шла обычная разгрузка нефтепродуктов, доставленных для одной из турецких фирм. Казалось, что «Сахалин» только сдаст груз и снова уйдет в Батуми. Начальник экспедиции Иван Георгиевич Сырых 29 ноября созвал всех капитанов судов. Пришел и советский военно-морской атташе в Турции капитан 2-го ранга К. К. Родионов. После недолгого обмена мнениями решили, что пора выполнять намеченный план: каждое судно должно следовать на Дальний Восток раздельно, с неопределенными интервалами, с различными координатами маршрутов, проложенных на штурманских картах...

В особой инструкции, вручённой Родионовым капитану 2 ранга Сергееву, категорически приказывалось: «Корабль ни в коем случае не сдавать, взрывом топить, экипажу в плен не сдаваться».

Продолжение следует…

В статье использованы материалы:
http://maxpark.com/community/14/content/3204127
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5720/
Автор: Serg65


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 32
  1. С_Байкала 16 апреля 2015 07:55
    Первым, в асбестовом костюме, в топку первого котла при температуре 270 градусов вошёл инженер-капитан Ф.Х. Хамидулин.
    Читаешь и не веришь, что человек способен решиться на такое. А он это сделал. Сколько таких неведомых героев в войну было.....
    1. татарин 174 16 апреля 2015 08:24
      Цитата: С_Байкала
      Читаешь и не веришь, что человек способен решиться на такое. А он это сделал. Сколько таких неведомых героев в войну было.....

      Сомневаюсь, чтобы хоть один американец, немец или англичанин на такое способны!
      1. вася 16 апреля 2015 11:35
        Цитата: татарин 174
        Цитата: С_Байкала
        Читаешь и не веришь, что человек способен решиться на такое. А он это сделал. Сколько таких неведомых героев в войну было.....

        Сомневаюсь, чтобы хоть один американец, немец или англичанин на такое способны!

        Были способны. Сейчас даже в наших не во всех уверен.
      2. Serg65 16 апреля 2015 13:26
        Цитата: татарин 174
        Сомневаюсь, чтобы хоть один американец, немец или англичанин на такое способны!

        Ну это вы зря....на праздничном банкете по случаю победы в Кремле, после выступления ряда генералов о бездарности, тупости немцев, И.Сталин сказал " Товарищи, вот вы тут говорите, что немец труслив и глуп, а с кем вы, товарищи, воевали 4 года???" Немец был достойным противником, почему был? Не тот уже немец!!!
      3. татарин 174 16 апреля 2015 15:06
        Цитата: татарин 174
        Сомневаюсь, чтобы хоть один американец, немец или англичанин на такое способны!

        Прошу прощения у российских и других немцев проживающих сейчас не в Германии. Нечаянно обидел может, простите... Я не вас имел ввиду.
    2. qwert 16 апреля 2015 12:59
      И где фильмы про них?????
      Штпрафбат есть, Сталинград, Цитадель и много чего мелколго и подленького напридумывали чтобы снять в последние годы, а героев стараются забыть- это в лучшем случае, а в худшем опорочить.
      Тут такой блокбастер можно было бы снять , что и молодежь бы пошла. Пошла бы и узнала, что нам есть кем и чем гордиться.
  2. татарин 174 16 апреля 2015 08:22
    Ждём продолжения!
  3. PROXOR 16 апреля 2015 09:31
    Разрядил бы плюсометр если бы можно было бы по максимуму. Великолепная статья. Буду с нетерпением ждать продолжения.
    1. казак волгский 16 апреля 2015 10:09
      солидарен! статья великолепна!
  4. AlekseyB 16 апреля 2015 09:41
    Друзья так и не понял по какому маршруту следовало добраться до Мурманска, может кто объяснит?
    AlekseyB
    1. казак волгский 16 апреля 2015 10:07
      сначала через Суэцкий канал и Индийский океан до Владивостока- потом на север и по Севморпути....
      1. Денис 16 апреля 2015 12:59
        Цитата: казак волгский
        сначала через Суэцкий канал и Индийский океан до Владивостока

        Самая расчудесная часть пути,как там экипажу и без войны невесело
        У ледоколов же другая форма корпуса,на волнах болтало нещадно
        путём продавливания льда весом судна с расколом льда. Это различие непосредственно подтверждается формой корпуса
      2. Serg65 16 апреля 2015 13:28
        Цитата: казак волгский
        сначала через Суэцкий канал и Индийский океан до Владивостока- потом на север и по Севморпути....

        Ой не спешите с прокладкой маршрута!!! Подождите продолжения, всё интересное ещё в переди.
  5. казак волгский 16 апреля 2015 10:08
    великолепная статья! автору спасибо. подробностей не знал..... а ведь сколько таких героев - безвестных...
  6. Мать Тереза 16 апреля 2015 10:15
    Спасибо за статью, и как многие жду продолжения.
  7. Mad-dok 16 апреля 2015 11:29
    А почему такой маршрут выбрали? Можно же через Индийский океан, потом через Индонезию и во Владивосток. Короче же получается. Или я что-то не понял..
    1. Serg65 16 апреля 2015 13:32
      Цитата: Mad-dok
      А почему такой маршрут выбрали? Можно же через Индийский океан, потом через Индонезию и во Владивосток. Короче же получается. Или я что-то не понял..

      Тёзка, короче ещё не значит что безопасно.
      Есть такой анекдот:
      Стоят на пригорке два быка, молодой и старый.
      Внизу пасётся стадо коров.
      Молодой говорит...давай быстро спустимся и поимеем хоть одну!
      -Нет, мы медленно пойдём и поимеем всё стадо! wink
  8. MahsusNazar 16 апреля 2015 11:30
    Продолжения жду с нетерпением!
    Спасибо!!!
  9. Aqr009 16 апреля 2015 11:47
    Давненько в инете читал, что неспроста "Микоян" рядом с берегами Антарктиды проследовал. У него на борту, якобы, было специальное разведывательное и научное оборудование, в том числе радиометрическое.
    Но самое главное, среди экипажа были "специальные" люди с паранормальными способностями, которые могли засечь любую ментальную (или иную) деятельность Ананербе, если таковая имела место на Антарктиде!
    Советским властям не давала покоя активность фашистов на антарктическом направлении! Уж очень они боялись непостижимого и непредсказуемого удара фашистов с неожиданной стороны! Не зря же почти сразу после войны снарядили пароход "Обь" для детальнейшего исследования того района Антарктиды!
    1. Serg65 16 апреля 2015 13:33
      Цитата: Aqr009
      него на борту, якобы, было специальное разведывательное и научное оборудование, в том числе радиометрическое.

      laughing Фантастика, вещь интересная, но далека от реальности!!!
      1. ava09 18 апреля 2015 02:12
        То что я чего-то не знаю, ещё не значит что этого не может быть.
    2. Денис 16 апреля 2015 15:33
      Цитата: Aqr009
      любую ментальную (или иную) деятельность Ананербе, если таковая имела место на Антарктиде!

      Было бы край как несладко будь у них хоть 10% таких возможностей
      Байки и ещё раз байки.Было в одной газетёнки про базы нацистов на Антарктиде-газетёнка годна лишь к употреблению по назначению.Те места и сейчас,при нынешних возможностях,не очень густо заселены,а уж тогда ...
      Нужны факты не из занимательного фантастического чтива
      Первые сведения о секретном нацистском убежище во льдах Антарктиды, получившем кодовое название "База-211", исходят от американцев. Летом 1945 года янки обнаружили у побережья Аргентины две немецкие подводные лодки. Корабли США смогли загнать субмарины в устье реки, где и захватили их. Оказалось, что это специальные подлодки из так называемого "Конвоя фюрера". На допросе экипажей якобы выяснилось следующее:
      подробнее http://vld-koz.narod.ru/index/0-23
      Выделено ключевое слово.И с кем это они сведениями делились?
      Из той же оперы
      Убедительно,но далеко не факт
    3. Денис 16 апреля 2015 16:02
      Цитата: Aqr009
      Не зря же почти сразу после войны снарядили пароход "Обь" для детальнейшего исследования того района Антарктиды!

      А с фактиками у Вас того,ну или почти того
      10 лет это почти сразу?
      30 ноября 1955 года флагманский корабль экспедиции дизель-электроход «Обь» под командованием капитана И. А. Ма-на вышел из калининградского порта. Плавание в Атлантическом океане проходило спокойно, и в конце декабря дизель-электроход «Обь», после захода в южно-африканский порт Кейптаун, уже рассекал своим форштевнем воды Индийского океана.
      5 января 1956 года дизель-электроход «Обь» в густом тумане подошел к леднику Хелен. В этом районе было огромное скопление айсбергов. Проектируясь друг на друга на экране радиолокатора, они казались сплошной стеной. Но вот туман рассеялся, и корабль через узкий проход между айсбергами прошел к востоку от устья ледника в бухту Фарр. В эту бухту еще в 1912—1914 годах заходило судно «Аврора» австралийской экспедиции Моусона. Недалеко, на шельфовом леднике Шекл-тона, зимовала западная партия этой экспедиции.
      А через год запустили спутник
    4. Елена2013 17 апреля 2015 02:56
      Вот интересное видео от нашего военного про Антарктиду. Третий рейх, пирамиды, ядерные взрывы...
  10. С_Байкала 16 апреля 2015 11:48
    http://csu-konda-mp4.ru/novoe/ptv/tok%20200.pdf Кстати - сам заинтересовался - это современный пожарный костюм. Одна из характеристик - держит 200 градусов в течении 600 сек. Тут описаны 270. Насколько я понимаю. он там еще и работал. Думаю, 70 лет назад такого костюма не было. Капитан огромной смелости и невероятного чувства долга человек.
  11. JääKorppi 16 апреля 2015 12:19
    Гвозди бы делать из этих людей, не было б в Мире прочнее гвоздей
  12. Bro_Kable 16 апреля 2015 13:46
    Не удержался. прошел по ссылкам. Спасибо!
    На макспарке- хорошая статья, фото, наградные документы в комментариях.
  13. sergei.84 16 апреля 2015 21:09
    Автору СПАСИБО!Этим маршрутом мы из Одессы ходили на Дальний восток на рыбалку,ивася добывать.Самый трудный отрезок-Красное море.Жара конкретная,после вахты простынь под краном намочишь укроешься и пока она на тебе сохнет дремлешь.И так трое суток,пока не проскочили.Так это было в начале 90х с кондишками и хорошей вентиляцией.А что говорить о дедах,на угольных котлах и с естественной вентиляцией,да еще и тихоход.
    1. Serg65 17 апреля 2015 07:24
      Цитата: sergei.84
      Самый трудный отрезок-Красное море.Жара конкретная,после вахты простынь под краном намочишь укроешься и пока она на тебе сохнет дремлешь

      laughing Как Сергей, Сергею скажу, самое страшное в Красном море не жара(русский человек, он терпеливый. Выдерживая -50, он и +50 выдержит), страшно когда над Аравией бушует песчанная буря и куча песка сыпется на корабль, как не задраивайся, а песок себе дорогу находит.
      1. sergei.84 17 апреля 2015 13:23
        С этим тоже знаком,два раза по восемь месяцев рыбачили у Марокко,Сахара иногда накрывала.
  14. Елена2013 17 апреля 2015 02:58
    А это, кстати, изображение Антарктиды без ледяного покрова!
  15. серж сибиряк 17 апреля 2015 20:19
    "да были люди..." героические дни -это для нас сегодня-для них это были будни.огромное им ВСЕМ защитникам и нашей РОДИНЫ за ИХ будни!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня