Недоброй памяти «рама». FW 189

Недоброй памяти «рама». FW 189


Самолет FW 189, известный широкой общественности как «рама», вне всякого сомнения, стал одним из символов люфтваффе прошедшей войны. В мемуарах ветеранов Красной Армии он фигурирует весьма часто — пехотинцы вспоминают его как опасного предвестника скорого налета или артобстрела, летчики — как очень трудного, живучего воздушного противника. Вездесущие «рамы» буквально «висели» над позициями, осуществляя разведку и корректировку. Но при этом построили их гораздо меньше, чем не менее знаменитых истребителей "Мессершмитт» Bf.109 или бомбардировщиков «Юнкерс».

В феврале 1937 года министерство авиации Германии подготовило требования к трехместному самолету-разведчику с круговым обзором для замены Hs 126. Ответом немецкой промышленности стали одномоторные асимметричный "Блом и Фосс" BV 141, "Арадо" Аг 198 и "Фокке-Вульф" FW 189. Последний имел практически полностью остекленную центральную гондолу (за что он и получил прозвище "Филин"), два двигателя и оперение, закрепленное на хвостовых балках.


Чиновники из министерства авиации Германии сначала предпочли "Арадо", посчитав остальные машины неприемлемыми ("Арадо" так и не стал серийным из-за плохой управляемости и низких летных данных). Хотя преимущества FW 189 с его идеальным обзором для экипажа были очевидны с самого начала. Более того, конструкторы машины К. Танк и Э. Козел предложили применять на FW 189 различные гондолы, в зависимости от назначения самолета: для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, учебного, бронированного штурмовика, противотанкового самолета, а также для пассажирских спецперевозок и транспортировки легких грузов. "Филин" хорошо летал на малых высотах и прекрасно подходил для разведки. Его обширное остекление обеспечивало идеальный обзор, хотя, как следует из иностранных источников, передние наклонные панели искажали изображение.

Недоброй памяти «рама». FW 189


Первый прототип FW 189V1 поднялся в воздух летом 1938 года. Конструктор положительно отозвался о машине и назвал ее "Ойле" ("Сова"), хотя в люфтваффе он получил имя "Уху" ("Филин"). Средства массовой информации окрестили его "Летающим глазом".

Самым массовым вариантом самолета стал FW 189A, отличавшийся от прототипа V1 винтами и конструкцией главных стоек шасси. V2, взлетевший летом 1938 года, имел пару пулеметов MG 17 с кольцевым прицелом для стрельбы по курсу и размещенных в корне крыла, по одному магазинному MG 15 — в носовой и средней частях гондолы, а также в хвостовом конусе. На четырех крыльевых держателях могли подвешиваться бомбы калибра 50 кг, авиационные химические приборы.

Хотя к началу 1939 года на опытных машинах и отработали конструкцию FW 189A-0, командование "Люфтваффе" не спешило с принятием его на вооружение, поскольку Hs 126 вполне управлялись с возложенными на них обязанностями. Единственное, что могла сделать компания, — это продолжать отрабатывать другие версии, и лишь в 1941 году решили выпустить десять предсерийных машин А-0. Тогда же стало очевидно, что Hs 126 не соответствуют требованиям военных кампаний на Западе, и "Фокке-Вульфу" заказали дополнительное количество машин варианта А-1.

Положительные отзывы из строевых частей ускорили дело. К тому же FW 189 спокойно летал на одном двигателе. Фирма "Фокке-Вульф" быстро осваивала производство самолетов серии А-1, но производственные линии были значительно перегружены, главным образом выпуском истребителя FW 190. Пришлось привлечь чешский завод "Аэро", который в 1941 году выпустил 151 FW 189, в то время как головное предприятие — только 99.

Ожидалось, что с началом войны против СССР возрастет потребность и в воздушных разведчиках, поэтому значительную часть авиапромышленности Франции предоставили "Фокке-Вульфу". В Мериньяк из Бремена перевезли производственную оснастку. В результате выпуск разведчиков достиг 20 самолетов в месяц.

На "А-1" отсутствовал носовой пулемет и вооружение состояло из двух MG 17 и пары MG 15. При необходимости FW 189 мог сбрасывать с пикирования или горизонтального полета 50-кг бомбы. В стандартную комплектацию машины входили и дымовые приборы S 125, но они не использовались. В гондоле монтировался аэрофотоаппарат Rb 20/30, а также у экипажа всегда находились ручные кинокамеры.

В середине 1941 года начался выпуск FW 189A-2, на котором MG 15 заменили более скорострельной спаркой из пулеметов MG 81Z, которая могла обеспечить до 3600 выстрелов в минуту. Поворот хвостового конуса производился электроприводом. Это облегчало наведение на цель оружия, защищавшего заднюю полусферу.

Недоброй памяти «рама». FW 189


На советско-германском фронте FW 189 прозвали "рамой" за его характерный вид. Близко познакомиться с машиной довелось, когда в НИИ ВВС детально обследовали трофейный вариант "А-2" (чуть позже на аэродроме Чкаловская появилась еще один FW 189).

На самолете стояла пара перевернутых V-образных моторов воздушного охлаждения "Аргус" As-410 A1 с мощностью на взлетном режиме в 465 л.с. Эти моторы легко запускались даже в морозы и считались очень надежными. Для быстрой замены двигателей предусмотрели снятие силовой установки с моторамой и капотами. Машина имела два топливных бака по 222 л каждый. Они были протектированы и располагались в балках за гондолами двигателей. Маслобаки, вмещавшие по 19 л, находились в задней части двигателей.

Двухлонжеронное крыло с задней стенкой и работающей металлической обшивкой было главным силовым элементом машины. Наиболее же интересным агрегатом разведчика была центральная гондола, исполненная как единое целое с центропланом. Она прочно крепилась заклепками к лонжеронам центроплана. В ней размещался экипаж, оборудование и системы вооружения. Гондолу экипажа в ходе производства с варианта V1 до самого последнего произведенного самолета, за исключением двух опытны машин, не меняли. Кресло пилота было сильно сдвинуто влево. С той же стороны располагались почти все пилотажно-навигационные приборы. Справа и немного сзади на вращающемся сиденье размещался штурман-радист с оптическим бомбоприцелом GV 219d. В случае необходимости он мог вести огонь из надфюзеляжной пулеметной установки. В хвостовой части гондолы на матрасе лежал стрелок-бортмеханик. Носовая часть гондолы практически целиком остеклена плоскими стеклами типа "Триплекс".

Стрелковое вооружение самолета включало пять 7,92-мм пулеметов. Расположение огневых точек защищало, в основном, заднюю полусферу FW 189. Передние пулеметы же служили, прежде всего, для обстрела наземных целей. Отличный обзор с разведчика снижал вероятность внезапной атаки истребителей. Высокая же маневренность позволяла вовремя подготовиться к оборонительному бою. При удачном маневрировании истребитель противника все время мог находиться в зоне действия оборонительных точек FW 189. Аэродинамика разведчика позволяла выполнять виражи на скоростях порядка 180-200 км/ч. Как правило, разведчик выходил из боя, снижаясь по спирали и переходя на бреющий полет.

Нашим летчикам-истребителям рекомендовалось атаковать FW 189 спереди с пикирования под углом 30-45° или снизу под углом более 45°. Атаки следовало начинать из-за облаков или со стороны солнца. Неожиданными для "немца" могли быть атаки снизу, так как обеспечивала маскировку на фоне земной поверхности и сковывать маневр самолета для ухода бреющим полетом. Уязвимым местом разведчика были — экипаж, практически не прикрытый броней со стороны передней полусферы. В случае атаки со стороны задней полусферы желательно было поразить заднего стрелка, тогда вся нижняя плоскость задней полусферы делалась незащищенной.

Огневая мощь самого «Фокке-Вульфа» оставляла желать лучшего. В начальный период войны в задней линзовой установке FW 189 монтировался один пулемет MG 17, позднее замененный спаркой MG 81. Имелись также по два под каждой консолью крыла бомбодержателя, с электрозамками для 50 кг бомб. Как вариант, можно было подвешивать две бомбы по 100 кг. Максимальная же бомбовая нагрузка не превышала 200 кг.

Сиденье штурмана передвигалось и вращалось, что давало возможность, не вставая смещаться назад и, повернувшись на 140-160°, вести стрельбу с верхней пулеметной установки. Из-за отсутствия спинки на сидении, штурману приходилось все время наклоняться вперед, что утомляло в полете. Недостатком кабины экипажа считалось слабое бронирование. Зато она могла подогреваться, причем до любой требуемой температуры. Удачное же размещение экипажа рядом друг с другом, обеспечивало хорошую связь между ними без СПУ и взаимозамену. Отмечалось и продуманное расположение всего, необходимого летного оборудования и вооружения.

В своих выводах специалисты НИИ ВВС отмечали: "Двухбалочная схема, осуществленная на ФВ 189, является одной из наиболее удачных схем для «войскового разведчика и корректировщика артиллерийского огня». Низкие летные данные самолета, наличие только мелкокалиберного оружия и слабая бронезащита экипажа дают возможность уничтожать ФВ 189 не только истребителям, но также штурмовикам и фронтовым бомбардировщикам".

Недоброй памяти «рама». FW 189


В годы войны авиазаводы также произвели некоторое количество учебных FW 189A-3 оборудованных двойным управлением. Кроме того несколько "А-О" и "А-1", доработали до варианта "А-3". Еще в 1940 году несколько "А-О" направили в 9-ю армейскую эскадрилью 2-й учебно-боевой эскадры, но до 1942-го FW 189 на фронтах встречался крайне редко. Впоследствии FW 189 поступили в авиационные части, в том числе словацких и венгерских ВВС. Кроме этих машин, известны пятиместный учебно-тренировочный FW 189В и двухместный бронированный штурмовик FW 189C с тесной коробчатой гондолой, в которой едва хватило места для пилота и сидевшего к нему спиной стрелка. Проектировался двухпоплавковый гидросамолет Fw189D.

Зимой 1938-1939 годов у первого прототипа переделали бронегондолу в тип FW 189C и он, получив обозначение V1b, взлетел весной 1939 года. У пилота практически отсутствовал обзор, он не мог вести огонь из бортового оружия. У стрелка положение с обзором было даже хуже. Управляемость V1b оказалась низкой, а летно-технические возможности оставляли желать лучшего и дальше испытаний дело не пошло.

Недоброй памяти «рама». FW 189


Весной 1940 года поднялся в воздух FW 189V6 с модернизированными моторами и шасси от FW 189F-0, с усовершенствованной бронированной гондолой экипажа и улучшенным обзором. Его вооружение включало две пушки MG FF и четыре пулемета MG 17, а также установку с парой MG 81Z для стрельбы назад.

Но военные выбрали Hs 129 главное преимущество которого заключалось в меньших геометрических размерах и себестоимости. В 1939-1940-х годах завод в г. Бремене построил три предсерийных "В-О" и десять "В-1".

Последняя серийная версия FW 189А-4 имела усиленную бронезащиту и крыльевые пушки MG FF. В конце 1942 года выпустили небольшое количество "А-4", предназначенных для штурмовых действий и разведчиков с улучшенным бронированием и вооружением из пушек MG FF вместо пулеметов MG17. Всего построили 828 FW 189, в том числе 293 — в Мериньяке и 337 — в Праге.

22 июня 1941 года ни одного FW 189 в боевых частях «Люфтваффе» еще не было. «Рамы» были отправлены на советский фронт только к зиме. Несмотря на то, что потери Hs 126 в процентном отношении были небольшими (даже меньше, чем у новых Bf.109 и Ju 88), но гигантский размах советского фронта и напряженность боевых действий делали свое дело — фашистская авиация за короткий промежуток времени лишились более чем 80 Hs 126, в том числе 43 были потеряны безвозвратно. К тому же «хеншели» уже не производились, и в разведывательные эскадрильи пошли FW 189.

Положительной особенностью самолета, выявленной в ходе боевой эксплуатации, была уникальная устойчивость, совмещавшаяся с хорошей управляемостью. Двигатели "Аргус" отлично заводились и устойчиво работали при любых температурах. Впрочем, отказ одного мотора практически ничем не угрожал самолету; «рама» прекрасно могла продолжить полет и на одном двигателе. Живучесть FW 189 была чрезвычайно высока. Благодаря своей отличной маневренности, (достигалась за счет низкой нагрузкой на крыло), разведчик был довольно сложной мишенью, кроме того, «рама» хорошо держала большое количество попаданий пулеметных пуль и мелких осколков. Зафиксирован даже случай, когда FW 189 возвратился на свой аэродром после тарана.

На участках главных ударов фашистских армий FW 189 наши солдаты знали превосходно. "Проклятые "рамы", — вспоминал генерал Ф.П. Полынин, — с рассвета дотемна бороздили наше небо, выискивая объекты для удара, следя за передвижениями наших войск." А на самых напряженных участках фронта, таких как Сталинградский плацдарм, FW 189 буквально "висели" над позициями советских войск. В частности, над Мамаевым курганом «рамы» появлялись по 5-6 раз в сутки с промежутком всего в 2-3 часа. Как правило, вылет разведчиков сопровождался последующим налетом пикировщиков.

Недоброй памяти «рама». FW 189


Весной 1943 года FW 189 опробовал новую для себя роль — противопартизанскую борьбу. Руководство германской армии признало высокую эффективность этих машин во время проведения карательных операций в тылах действия группы армий "Центр". Тем не менее, уже через несколько недель все «рамы» были вновь направлены на фронт для обеспечения операции "Цитадель".

Для советских пилотов самолет FW 189 и в 1943 году считались трудным, но почетным трофеем. Невзирая на хорошую увертливость «рам», советские пилоты все-таки научились их сбивать. Генерал Б.Н. Еремин вспоминал: "Чтобы завалить этот самолет наверняка, надо было вести огонь по кабине. Но при удивительной маневренности "рамы" сделать это было не просто. Так и получилось: я прошил очередью одну из балок, успел открыть огонь Глазов, но, очевидно, надо было в прямом смысле перерубить балку, чтобы "рама" упала…"

FW 189 воевали и в Северной Африке, для чего их силовые установки оборудовали пылезащитными фильтрами. Два "А-1 " переоборудовали под штабные самолеты. Около 30 "А-1 " переделали в ночные перехватчики, входившие в состав 100-й и 5-й эскадр ночных истребителей. Вместо разведывательного оборудования на них разместили радиолокатор FuG 212 С-1 с антеннами в носовой части, а надфюзеляжные пулеметы заменили на MG 151/1 5 (иногда использовали пушки MG 151/20).

Несмотря на то, что As 410 был хорошим двигателем, на фирме продолжали подбирать более мощные моторы. На единственном FW 189E, спроектированном в SNCASO, установили французские звездообразные 700-сильные моторы GR 14M 4/5. Большой популярностью пользовалась модификация FW 189F "А-2" с 600-сильными двигателями As 411МА-1.

Среди последних 17 машинами, изготовленных в 1944-м в Бордо, был и FW 189F-1. В проекте "F-2" предусмотрели усиленную бронезащиту и электропривод механизма уборки шасси.

Недоброй памяти «рама». FW 189


Источники:
Харук А. Ненавистная «рама» Fw 189. М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2011. С.15-31. 39-44.
Иванов С. "Летающий глаз" вермахта // Война в воздухе. №18. С.3-7, 9-11,
Харук А. «Летающий глаз» люфтваффе // Авиация и время. 2009. №4. С. 4-15.
Сафонов С. Глазастый "Филин" // Крылья Родины.2002. №8. 15-17.
Котельников В., Хазанов Д. Легендарная "рама" // Мир авиации. 1994. №1. С. 12-20.
Грин Уильям. Крылья люфтваффе (боевые самолеты третьего Рейха). Ч. 2. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1994. С. 126-131.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 60
  1. D-Master 15 апреля 2015 06:55
    Рама - одно из выдаивающихся вооружений 3го рейха. Немцы во второй мировой войне показали всему миру как нужно воевать и что для этого нужно. Рама - самолет разведчик - корректор стала важнейшим элементом взаимодействия сухопутных войск и люфтваффе. Что интересно - самый титулованный пилот рейха - Ганс-У́льрих Рудéль начинал свой путь - пилотом Рамы и только позже перешел на Ю-87.
    1. Per se. 15 апреля 2015 09:32
      Цитата: D-Master
      Рама - одно из выдаивающихся вооружений 3го рейха.

      Вряд ли выдающееся, на примере Су-12 можно задаться вопросом, что немцам мешало поставить на FW-189 моторы помощнее. Если же говорить о выдающемся, это грамотное использование немцами своей техники, отличное взаимодействие родов войск. Здесь уместно вспомнить и о корректировщике-разведчике Хеншель 126, что тоже немало крови попортил нашим солдатам, будучи уже устаревшим самолётом (в просторечьи "Костыль"). Все ближнеразведывательные эскадрильи, сосредоточенные перед войной у наших границ, были вооружены только Hs.126. Такие эскадрильи, приданные армейским корпусам и танковым дивизиям, сыграли немалую роль в обеспечении четкого управления немецкими войсками в сложной обстановке лета 1941 г.
      1. andrey-ivanov 15 апреля 2015 14:19
        что немцам мешало поставить на FW-189 моторы помощнее.

        Моторы помощнее, как и более серьёзное вооружение - это резкое увеличение веса и размеров самолёта. Сравните Су-12 и Фв-189 всё станет ясно. А нафига это небольшому разведчику? Он и так превосходно справлялся со своими обязанностями.
        1. Per se. 15 апреля 2015 19:57
          Цитата: andrey-ivanov
          Моторы помощнее, как и более серьёзное вооружение - это резкое увеличение веса и размеров самолёта
          Тем не менее, немцы усиливали вооружение, так-как отмечалось, что "наличие только мелкокалиберного оружия и слабая бронезащита экипажа дают возможность уничтожать FW 189 не только истребителям, но и штурмовикам и фронтовым бомбардировщикам", поэтому в конце 1942 г. запустили в серию модификацию FW 189А-4, у которой крыльевые пулеметы заменили пушками MG FF и поставили броню в нижней части фюзеляжа, под моторами и бензобаками. Мощность моторов так же увеличивалась, - FW 189F. Модель F-1 получила форсированные двигатели As 411МА-1, у которых взлетная мощность достигала 580 л.с. Усилить бронирование, увеличить запас топлива, ввести изменения в электросистему планировали на FW 189F-2, но доработать их так и не успели. В конце 1943 г. в Бордо собрали 5 FW 189F-1 и еще 17 таких машин – в начале 1944 г. Последней модификацией стал нереализованный проект FW 189G с рядом изменений в конструкции и еще более мощными двигателями As 402 в 950 л.с. Завод до конца войны не успел достроить даже опытный прототип этой серии. Да, самолёт был вертким, удачным, но к середине-концу войны, он устарел. Если сравнивать Су-12 и FW-189, конечно большая разница и по мощности моторов, и по взлётному весу, как и габариты разнятся. Так, если сравнивать Messerschmitt Bf 109C-1 и его же модификацию Bf 109K-4, разница тоже будет заметной по всем параметрам, например, взлётный вес С-1 2200 кг, а К-4 уже 3362 кг. Говорить, - "А нафига", да потому, что иначе уже безнадёжно сбивали, это относиться и к FW-189, был бы новый разведчик, разве Люфтваффе стало бы хуже?
    2. vomag 15 апреля 2015 09:45
      В раме нет ничего выдающегося!средний самолет по всем ТТХ кроме вооружения там вааще алес капут! про штуку говорить в принципе не имеет смысла устарела к середине 1942г и че там на ней ваш Ганс навоевал я не знам.....
      1. D-Master 15 апреля 2015 15:09
        Не наш а их Ганс-У́льрих Рудéль. По официальным данным люфтваффе, Рудель совершил 2530 боевых вылетов (наибольшее количество среди пилотов Второй мировой войны), во время которых Рудель уничтожил около 2000 единиц боевой техники, в том числе 900 танков, 150 самоходных орудий, 4 бронепоезда, 800 автомашин, многочисленные, но не поддающиеся точному подсчёту мелкие плавательные средства типа плотов, моторных лодок и т. п., которые использовало командование РККА для переброски войск по воде, также участвовал в потоплении двух крейсеров, эсминца и линкора «Марат».

        Бо́льшую часть вылетов совершил на различных модификациях пикирующего бомбардировщика Ю-87 «Штука», ставшего, по утверждению Руделя, в высшей степени эффективным для уничтожения танков после установки по настоянию Руделя в подкрыльевых гондолах двух пушек калибра 37 мм.

        Нашей армии противостоял - образованный, сильный духом и умением враг. Лучший в мире. И тем выше честь и хвала бойцам красной армии и всему Советскому народу который смог победить такого врага.
        1. vomag 15 апреля 2015 17:00
          Штука тихоходный "пикер" в битве за Британию немцы за пару недель их потеряли стока что вааще ю87 летать там перестали!Рудель уничтожил около 2000 единиц боевой техники, в том числе 900 танков, 150 самоходных орудий, 4 бронепоезда, 800 автомашин, многочисленные, но не поддающиеся точному подсчёту мелкие плавательные средства типа плотов, моторных лодок и т. п., которые использовало командование РККА для переброски войск по воде, также участвовал в потоплении двух крейсеров, эсминца и линкора «Марат».Вот это и есть пропаганда гебельса дескать смотрите на что мы способны это вранье как минимум на половину!У немцев есть вернее были асы которым приписывали 300-500 и даже 800 сбитых советских самолетов...А минусерам мой привет опять понятно что в технике 2 мировой вы увы полное и унылое гов...ататата...
          1. Штык 15 апреля 2015 19:38
            Цитата: vomag
            Рудель уничтожил около 2000 единиц боевой техники, в том числе 900 танков,

            По танкам явный перебор - чья то фантазия, в его мемуарах (Пилот Штуки) упоминается 500.
          2. Господь Гнева 16 апреля 2015 03:24
            А почему всегда ставятся под сомнение именно счета асов-истребителей и Руделя ?
            Давайте уже глянем широко и вспомним подводников (наверно у них количество кораблей по винтам считалось), снайперов (по количеству сданных гильз), танкистов итд
            1. Sanyl1 16 апреля 2015 09:56
              Потому что все это дешевая пропаганда. Когда наступила череда поражений, Германии нечего не оставалось как поднимать боевой дух армии и населения пиаром и выдумками. А после войны все это обросло новыми фантазиями писателей и историков...
            2. AwaZ 15 сентября 2015 21:22
              а и кроме Руделя там хватало фантазеров. Да и немцы сами не скрывали что занимались приписками , особенно в первые месяцы войны в СССР. А Руделя многие его же соратники не любили за 3,14здежжж, но с удовольствием ставили палочки по поводу и без.
              Кстати , если понаблюдать за статистикой немцев, как только их переводили воевать на западное направление , всё их мастерство резко улетучивалось и появлялась реальная статистика. Вероятно врать западным противникам было как то не удобно , а на восточном фронте можно было что попало нести.
        2. ленивый 16 апреля 2015 13:02
          фантаст ваш рудль
      2. Штык 15 апреля 2015 19:35
        Цитата: vomag
        В раме нет ничего выдающегося! ...там вааще алес капут! про штуку говорить в принципе не имеет смысла устарела к середине 1942г

        Не мешало бы книги почитывать! А что такое "рама" на поле боя или пикирующая "Штука", лучше послушать ветеранов, те на себе испытали и такое городить не будут!
        1. vomag 15 апреля 2015 19:51
          Знаете ли почитывал и где упоминание о штуках после1943? после появления рамы обычно был арт налет вот что пугало до смерти солдат !где тут ВЫДАЮЩЕЕСЯ ТТХ?на тот момент это был обычный самолет разведчик-корректировщик я об этом и писал но люди тут как на зло непонятливые вааще...
        2. EGOrkka 17 апреля 2015 06:16
          Выдающаяся была тактика и организация использования технических средств.Вспомните берлин был взят за 2 недели!!!! Научились и мы.
      3. samoletil18 18 апреля 2015 23:38
        У-2 тогда просто пустое место? Тут многое определяла тактика, и как правильно заметили комментаторы статьи, взаимодействие видов и родов войск. Вот и даже Швабедиссен отметил в своем опусе о сталинских соколах малыша У-2, как серьезную проблему. Рудель может столько и не наработал, сколько ему геббельсовская пропаганда приписала, но "штуки" и "рамы" применялись до конца войны, следовательно, немцы видели в них оружие достойное внимания. Также добавлю снятые с производства Су-2 еще в 1942 поддерживались в наших ВВС аж в 1944 в качестве корректировщиков и лидеров штурмовиков, хотя, к 1942 одномоторный бомбер, не приспособленный для пикирования и штурмовки выглядел анахронизмом.
    3. perfect100 15 апреля 2015 11:56
      Немцы во второй мировой войне показали всему миру, как НЕ нужно воевать и что для этого НЕ нужно делать. Не нужно забывать, кто победил, а кто был разгромлен и безоговорочно капитулировал!
      1. Per se. 15 апреля 2015 13:38
        Цитата: perfect100
        Немцы во второй мировой войне показали всему миру, как НЕ нужно воевать
        Наши деды победили сильнейшую армию мира, и, не стоит пафосно в ура-трубу дудеть, жестокие были уроки, жестокие бои с сильным противников, дорого досталась победа. Гитлер не мог не напасть, все знали, что война с нацистами неизбежна, но немцы напали не дожидаясь нашего перевооружения к 1942 году, нашей готовности атаковать самим, и не дожидаясь формальной капитуляции Англии. Из этого и сейчас надо делать выводы, враг нападает тогда, когда тебе это неудобно, когда это неожиданно. Что до немецкой техники, так благодаря трофеям и пленным спецам из Германии, была ускоренно создана наша реактивная авиация и ракетные войска с баллистическими ракетами (наша Р-1 копия немецкой Фау-2). Много чего было позаимствовано и для развития нашего послевоенного подводного флота, и не только.
      2. D-Master 15 апреля 2015 15:04
        А не кто и не забывает кто победил в этой страшной войне, а кто был разгромлен. Но всегда нужно помнить, что мы разгромили лучшую армию мира и разгромили ее тогда когда научились воевать лучше чем они. Но за уроки заплатили реками крови. А утверждать, что немцы не умели воевать - может только человек абсолютно не знающий историю, и тем самым принижающим роль собственной армии и собственного народа.
        1. Лось 15 апреля 2015 15:44
          что мы разгромили лучшую армию мира

          Не МЫ, а наши деды и прадеды.
          Лось
        2. 11черный 15 апреля 2015 16:22
          Цитата: D-Master
          Но всегда нужно помнить, что мы разгромили лучшую армию мира

          Не совсем - лучшая армия мира разгромила одну из лучших, так будет вернее
          Цитата: D-Master
          Но за уроки заплатили реками крови

          Боевые потери красной армии сопоставимы с немецкими, уже специалисты не раз заявляли что разница потерь не может, даже в самом худшем случае превышать 30%, могу ссылку дать где все подробно и доходчиво расписано, а остальные 20000000 это фашистская нечисть женщин и стариков в концлагерях, так что заплатили наши деды не "за уроки" - они сами урок преподали, да какой! - противник был мерзейший, не знающий добра, морали и пощады, вот и все
          Цитата: D-Master
          А утверждать, что немцы не умели воевать

          Вот тут согласен - умели, еще как умели, Францию вон за месяц раком поставили
    4. Гражданский 15 апреля 2015 19:21
      Просто нет слов парламентских, чтобы пересказать слова деда про "раму"... удачны-неудачный вопрос второй, как же этот самолет он ненавидел... и под Харьковом и на днепровском плацдарме нашей крови он выпил...
    5. Господь Гнева 16 апреля 2015 03:16
      Наверно самый удачный все таки Fieseler Fi 156 Storch.
      Самолет долгожитель. И даже сейчас успешно выпускается и продается.
      1. yehat 16 апреля 2015 14:05
        в СССР производился его клон Аист - отличался только коническим обтекателем на винте и был чуть быстрее.
        ps а в игре ИЛ-2 Шторх - самый неубиваемый самолет, он выживает даже без крыльев )))
        в реальности пилоты Шторха могли приземляться вертикально "парашютом" с небольшой высоты.
  2. qwert 15 апреля 2015 07:05
    Да уж, "проклятая "рама". Попортила она нашим солдатам крови и нервов. Этакий предвестник скорой бомбардировки позиции. Один из символов Войны, упоминается чуть-ли не в каждом воспоминании фронтовиков и старых советских фильмах.
    Интересна сделана задняя стрелковая установка и прототип штурмовика.
  3. svp67 15 апреля 2015 07:44
    В своих выводах специалисты НИИ ВВС отмечали: "Двухбалочная схема, осуществленная на ФВ 189, является одной из наиболее удачных схем для «войскового разведчика и корректировщика артиллерийского огня»
    Так,что понятно почему ВДРУГ, после войны появился вот такой вот самолет Сухого - Су12
  4. Вольный ветер 15 апреля 2015 08:20
    В 1943 году в КБ Сухого пришло указание спроектировать самолет разведчик, духбалочной схемы. Будущий СУ-12. в 1943 году кабины некоторых рам оборудовались дыхательными аппаратами для высотных полетов. При установки более мощных двигателей потолок превышал 10 км. Достать там раму очень мало вероятно. Оба летчика снабжались мощными биноклями. Зачастую летчики, при корректировке артогня, связывались непосредственно с командирами артбатарей.
  5. heruv1me 15 апреля 2015 08:23
    Цитата: D-Master
    Что интересно - самый титулованный пилот рейха - Ганс-У́льрих Рудéль начинал свой путь - пилотом Рамы и только позже перешел на Ю-87.

    Никогда Рудель не летал на раме, начинал он на FW-44, потом летал только на штуке и на FW-190.
    1. yehat 16 апреля 2015 14:07
      FW-190 каком?
      А4,А8, G ?
  6. ARES623 15 апреля 2015 08:24
    Цитата: D-Master
    Немцы во второй мировой войне показали всему миру как нужно воевать и что для этого нужно

    Поэтому, имея в тылу всю экономику Европы, ее людские ресурсы, Германия войну и проиграла!!!!!!!!! Берите с нее пример!Имея потери в обороне намного меньшие, чем в аналогичных условиях несла Красная Армия, вермахт, тем не менее, оставлял свои позиции, даже находясь на своей территории. Это как показатель стойкости армии. Так что по вопросу - "показали как надо воевать", смотреть , все же, надо на русских.ИМХО
    1. andrey-ivanov 15 апреля 2015 14:05
      Поэтому, имея в тылу всю экономику Европы, ее людские ресурсы,

      при чём здесь людские ресурсы? Количество иностранцев в вермахте и СС никогда не было большим. Практически всю войну немцы вынесли на себе. А вот по поводу экономики согласен - кто только в Европе не трудился на "благо" Рейха.
      1. zubkoff46 15 апреля 2015 15:27
        А около миллиона хиви в войсках это много или мало? А полиция безопасности и криминальная полиция на оккупированных территориях?
        1. Лось 15 апреля 2015 16:39
          А около миллиона хиви

          Хиви здесь не в счёт. Непосредственно на стороне Третьего Рейха воевали от 1,5 до 2 миллионов французов, румын, финнов, датчан, испанцев, итальянцев и т.д. Даже африканеры попадались...
          Таким образом можно говорить не о войне с Германией, а о войне с объединённой Европой. Так что Вечная Слава нашим дедам и прадедам, которые смогли сломать хребет всей этой своре.
          Лось
      2. Лось 15 апреля 2015 15:47
        Количество иностранцев в вермахте и СС никогда не было большим.

        Ну да. Так, немного, всего лишь миллиона 1,5...
        Лось
      3. Sanyl1 16 апреля 2015 10:12
        Финны, румыны, венгры, болгары, итальянцы и прочие голландцы-французы не в счет? Только на восточном фронте численность войск союзников в отдельные периоды достигала 30% общей численности войск Германии и союзников.
    2. yehat 16 апреля 2015 14:17
      Цитата: ARES623

      Имея потери в обороне намного меньшие, чем в аналогичных условиях несла Красная Армия, вермахт, тем не менее, оставлял свои позиции, даже находясь на своей территории. Это как показатель стойкости армии. Так что по вопросу - "показали как надо воевать", смотреть , все же, надо на русских.ИМХО

      Вермахт отступал потому, что у экономики Германии не было мощностей достаточно его снабжать и восполнять потери. В 41 году у немцев армия была более, чем наполовину оснащена техникой, захваченной в европе, особенно во франции и Чехии.
      К 43 году ситуация изменилась сильно - по оснащенности немецкие части уже уступали РККА. А отступали потому, что война ими велась в первую очередь техническими средствами - пушками, танками, авиацией. Когда отошли за Вислу, у немцев была высокая численность армии, но безнадежно уступающее оснащение и снабжение - орудия соотносились в 3-15 раз, танки в 3-4 раза, транспорт тоже за счет ленд лиза у СССР был лучше. А к тому же колоссальная нехватка топлива. Единственное, что немцы держали на высоком уровне к концу войны - оснащение пехоты тяжелым вооружением: пулеметами и фаустпатронами. Штурмгевер STG44 в 44 году появился, но не успел повлиять на бои
  7. КалиновМост 15 апреля 2015 08:31
    Среди последних 17 машинами, изготовленных в 1944-м в Бордо, был и FW 189F-1. В проекте "F-2" предусмотрели усиленную бронезащиту и электропривод механизма уборки шасси.


    Надо понимать, что до этого шасси убиралось "в ручную"?

    Недавно кто-то стебался над механизмом выпуска-уборки шасси на И-16...
    Хотя конечно И-16 - одноместный самолет, а у Рамы за этим мог следить штурман, но все же 44-й год не 42-й
    КалиновМост
    1. andrey-ivanov 15 апреля 2015 14:09
      Рама самолёт довольно небольшой, так-что вполне возможно, что на первых модификациях шасси и убиралось вручную. Кстати, на многих гораздо более крупных машинах, стояли системы аварийной уборки шасси с ручным приводом. Например на английском бомбере "Стирлинг", для уборки шасси в ручном режиме, нужно было сделать ... 1000 оборотов (!) рукояткой с достаточно тугим ходом.
    2. qwert 15 апреля 2015 14:44
      Механизм уборки шасси может быть ручным, электрическим, пневматическим и гидравлическим. У нас на Яках и Лавочкиных были совершенно разные системы. Хотя оба конструктора испытывали и альтернативные системы, но в серии так и оставались "фирменные".
  8. Rus_87 15 апреля 2015 08:50
    Скажите, знающие люди, а для чего у него на коках винтов какие-то "ребрышки" установлены?
    1. Per se. 15 апреля 2015 13:09
      Цитата: Rus_87
      для чего у него на коках винтов какие-то "ребрышки" установлены?
      На моторах установлены двухлопастные автоматические винты изменяемого шага фирмы. Аргус, имеющие механизм для перевода лопастей во флюгерное положение. Лопасти винта деревянные, втулка металлическая. Диаметр винта 2,6м. Винт работает при двух постоянных числах оборотов, соответствующих взлетному (3100 об/мин) и крейсерскому (2800 об/мин) режимам. Режим работы винта устанавливает летчик, причем число оборотов винта остается неизменным от полного газа до некоторого определенного положения дросселя. При дальнейшем дросселировании мотора винт работает как винт фиксированного шага.
      Необходимая для перестановки лопастей энергия создается вращением ветрянки, установленной перед втулкой и вращающейся под давлением набегающего потока. Вращение ветрянки передается через систему зубчатых колес и пружинного регулятора на червячную передачу, находящуюся в зацеплении с червячным; колесом, насаженным на комлевую часть винта.
  9. voyaka uh 15 апреля 2015 10:39
    Самолет был супер-удачный.
    Счастье, что у Рейха не было денег на его
    массовый выпуск в качестве ударного самолета
    ("Рама" была дорогим аэропланом).
    Его американский аналог: тяжелый двухмоторный
    истребитель-разведчик Лайтниниг P-38 Lightning.
    1. enot73 15 апреля 2015 11:04
      Можно вспомнить ещё один знаменитый самолёт союзников , построенный по подобной схеме .Нортроп P-61 «Блэк Уидоу» («Чёрная вдова»; англ. Northrop P-61 Black Widow) — американский тяжёлый ночной истребитель периода Второй мировой войны. Первый истребитель, специально разработанный для ночных операций. В общей сложности фирма Нортроп изготовила (включая прототипы) 215 самолетов Р-61А, 450 Р-61В, 41 Р-61С.
      1. Роман 1977 15 апреля 2015 11:43
        Ну почему "Раму" пытались приспособить в качестве ночного истребителя для борьбы с лёгкими ночными бомбардировщиками Н. Н. Поликарпова У-2 (По-2), буквально терроризировавшими по ночам прифронтовые расположения немецких войск. С этой целью был создан Fw.189 Behelfsnachtjoger, который оснащался радиолокатором FuG.212C-1 "Litchenstein" с обычной антенной группой в форме большого четырехкратного диполя, монтировавшимся в носовой части гондолы экипажа, что исключало возможность размещения там сколько-нибудь эффективного истребительного вооружения. Для ведения воздушного боя верхняя шкворневая установка с 7,9 мм пулемётом MG.15 или со спаренным 7,9 мм пулемётом MG.81Z демонтировалась, и вместо неё устанавливалась жёстко закреплённая 20 мм пушка-автомат MG.151/20. Она монтировалась под наклоном вверх и немного вперёд наподобие системы "Schrage Musik" ("Джазовая музыка"), устанавливавшейся на большинстве ночных истребителей Люфтваффе.
        Первые два истребителя поступили на вооружение ночной истребительной эскадры "Сто" NJG100, сформированной в Брянске в августе 1943-го, в марте 1944-го года. Затем, начиная с мая месяца, они стали в небольших количествах поступать на вооружение преимущественно первого штаффеля эскадры 1./NJG100. К июню общее количество истребителей FW.189A на вооружении "сотой" эскадры достигло восьми. Затем в августе пять из них были переведены во вторую группу II./NJG100. К сожалению, сведений об эффективности применения FW.189 в качестве ночных истребителей не осталось. В воспоминаниях советских лётчиков эти машины также не фигурируют. Каких успехов они достигли на поприще борьбы с У-2, осталось невыясненным. Последние редкие появления их были зафиксированы в феврале-марте 1945-го года в районе аэродромов Данциг, Вицкерстранд, Грайфсвальд. Всего в ночные истребители были конверсированы около 30-ти экземпляров FW.189А.
        http://www.airwar.ru/enc/fww2/fw189.htm

      2. andrey-ivanov 15 апреля 2015 14:22
        А также Ф-82 "Твин Мустанг" - дальнейшее развитие удачного истребителя.
        1. enot73 15 апреля 2015 17:54
          Цитата: andrey-ivanov
          А также Ф-82 "Твин Мустанг" - дальнейшее развитие удачного истребителя.
          Ну , у этого самолёта , просто два раздельных фюзеляжа , а у ФВ - 189 , в отличие от Ф - 82 кабина экипажа одна и расположена она посередине . Несколько сходным с Ф - 82 , по конструкции , скорее был Хе - 111 Цвиллинг . хотя тоже его конструкция отличается от Ф - 82
          1. Штык 15 апреля 2015 19:54
            Цитата: enot73
            Хе - 111 Цвиллинг

            Рожденный воображением генерал-полковника Эрнста Удета "Цвиллинг" или "Сиамские близнецы" стал одним из самых необычных самолетов, поступивших на вооружение в течении второй мировой войны - летающим "монстром" Hе.111z. В течении 1940г, когда началась разработка огромных грузовых планеров Ju.322 и Ме.321, люфтваффе стали искать подходящий для них буксировщик. Во время визита в Мариэнэ Уlет предложил Хейнкелю создать из двух Hе.111 "сиамских близнецов", способных выполнить эту задачу. Общая база шасси составила 10м, а максимальный взлетный вес 28400кг. Расстояние между двумя фюзеляжами "Хейнкель-Цвиллинг" было 12.8м. В конце осени 1941г. успешно были испытаны Hе.111z-V1 и V2. В воздухе Hе.111z смотрелся весьма странно, но его характеристики оказались даже выше, чем было нужно для решения поставленных задач. Уже через три месяца после первого полета V1 оба опытных самолета были поставлены в испытательный центр в Рехлине, а "Хейнкель" получила заказ еще на 10 "Цвиллингов". Первые три из них, как и опытные, собирались из Hе.111h-6, а оставшиеся из H-16. Восемь дополнительных машин были поставлены до конца весны 1942г
    2. goose 15 апреля 2015 12:09
      Ну совсем неудачное сравнение. Fw-189 появился, как пример использования никому не нужных двигателей, и его выпуск был лимитирован только его ценой, сравнительно небольшой. (Это к слову, почему он не стал похож на Су-12). Если бы это самолет потерял свои преимущества в виде цены, простоты, надежности, слабых и никому не нужных двигателей, возможности садиться на маленькие площадки, маленького расхода топлива, ему был бы обеспечен провал.
      Единственное, что непонятно, почему его не вооружили MG-131. Пулеметов было мало, пушки были излишеством.
      Потребность на фронте в нем также была весьма небольшой, и выпуска хватало. Ибо самолет был узкоспециализированным, и проявил себя плохо во всех остальных ролях. Единственные роли второго плана, которые хоть как-то удались - ночной перехватчик По-2 и противопартизанский самолет. Но ввиду уж очень узких задач и наличия конкурента в виде Fi, "Рама" всё время чувствовала определенное давление.
      1. enot73 15 апреля 2015 17:40
        Цитата: goose
        Fw-189 появился, как пример использования никому не нужных двигателей
        Не совсем так , движки были от Arado Ar 96 , а построили их в количестве 2891 шт . Выпускали их даже , под названием Авиа С - 2, после войны , в Чехословакии .
      2. Argon 15 апреля 2015 18:08
        Вы goose не правы машина создавалась целенаправленно,как основная машина передовых авионаблюдателей-координаторов(наиболее многочисленная часть разведавиации"Люфтваффе").Машина получилась очень удачной(обладала рядом уникальных харрактеристик в области управляемости,штопора,скорости сваливания)но довольно дорогой как в производстве так и в обслуживании(в сравнении с Hs-126).
    3. jjj 15 апреля 2015 13:08
      Цитата: voyaka uh
      Его американский аналог: тяжелый двухмоторный
      истребитель-разведчик Лайтниниг P-38 Lightning.

      На нем погиб известный пилот и писатель Антуан де Сент-Экзюпери
      jjj
      1. REZMovec 15 апреля 2015 14:33
        Экзюпери погиб на безоружной разведывательной версии Р-38
  10. Андрей ВОВ 15 апреля 2015 10:40
    Дедушка мой фронтовик,когда я его просил рассказать о войне,а он с огромной неохотой все это делал,как то рассказал,что больше всего нервировало и просто дрожь и мандраж,когда начинали в тишине рамы гудеть...действительно предвестники..материли они их на чем свет стоит)))
  11. Серый 43 15 апреля 2015 10:49
    Во всех мемуарах наших лётчиков-истребителей этот самолёт описывается как трудная цель,но и их сбивали
    1. goose 15 апреля 2015 12:16
      Цитата: Серый 43
      Во всех мемуарах наших лётчиков-истребителей этот самолёт описывается как трудная цель,но и их сбивали

      Специалисты ЛИИ правильно говорили, что сбить Fw-189 , было не трудно, но обученному пилоту. Ввиду слабой летной и огневой подготовки большинства пилотов-истребителей РККА, привыкших атаковать на плоском маневре при выравнивании скоростей, да в таком случае атака была трудной. При вертикальном маневре и использовании йо-йо, этот самолет был обычной мишенью, причем не самой прочной и трудной. Думаю, у "профи", он проблем не вызывал. Другие летчики, то же слабо обученные, но поумнее научились сбивать "рамы", используя радиосвязь и работу в паре (о чем можно прочитать в мемуарах). Такой метод обнулял возможность уходить от огня виражом, т.к. самолет попадал под огонь напарника.
    2. andrey-ivanov 15 апреля 2015 14:15
      где-то читал, что за сбитую "раму" давали орден. Правда или нет утверждать не буду.
  12. РусланНН 15 апреля 2015 12:21
    Очень живучий самолет. Покойный дед в войну зенитчиком был, вспоминал нехорошими словами, очень трудно сбить. Появилась рама - жди бомбежки.
    1. Люблю Родину 17 апреля 2015 18:07
      Во время войны снайпер Етобаев Арсений Михайлович сбил одну "раму" и одну "штуку" из снайперской винтовки...
  13. Корниловец 15 апреля 2015 12:45
    Да попила, она нашу кровь, пехота ее ненавидела...
  14. апро 15 апреля 2015 13:44
    Правильная тактика,правильно поставленная задачей- правильный самолет.Разведка переднего края или как сейчас говорится передовой авианаводчик,основа грамотного управления войсками,немцы сумели это реализовать на практике.Хотя самолетик по своим данным не самый выдающийся,и ещё один момент основной парк рам сделали для немцев чехичехи стонавшие под бременем оккупации зарплатами премиями и оздоровительными турпутевками.
    1. REZMovec 15 апреля 2015 14:36
      Лягушатники тоже не отставали...
  15. miv110 15 апреля 2015 14:54
    Специалисты по «Рамам» в истребительной авиации ВВС КА и ВМФhttp://warspot.ru/2255-spetsialisty-po-ramam-v-istrebitelnoy-aviatsii-vvs-ka-i-v
    mf
    Среди трех тысяч советских асов, лично сбивших во время войны 5 и более самолетов противника, тех, кто имел на боевом счету сбитую «Раму», относительно немного – всего порядка семи сотен человек. Еще меньше тех, кому удалось отпраздновать победу над ФВ-189 дважды, и совсем мало – кому посчастливилось отправить на землю три таких самолета и более.
    Наибольшего успеха в борьбе с ненавистными корректировщиками добились двое советских летчиков-истребителей, причем «пальму первенства» поровну делят между собой представители армейцев и моряков: по 5 подтвержденных личных воздушных побед имеют на боевом счету Герои Советского Союза Николай Федорович Краснов, воевавший в составе 402-го, 116-го, 31-го и 530-го истребительных авиаполков ВВС КА, и Аркадий Федорович Селютин из 4-го Гвардейского ИАП ВВС Балтийского флота.
    Вторую ступеньку «пьедестала почета» (если в принципе возможно применить подобную спортивную терминологию к реалиям воздушной войны) занимают пилоты, имеющие на боевом счету по 4 лично сбитые «Рамы»:
    Кучеренко Петр Максимович (297-й ИАП, всего 12+9 побед, летал на Ла-5);
    Яшин Виктор Николаевич (157-й ИАП, всего 26+1 победа, Як-1, Як-9);
    Семенов Василий Иванович (107-й Гв.ИАП, всего 13 +1 победа, Як-1);
    Сухов Константин Васильевич (16-й Гв.ИАП, всего 22+0 победы, «Аэрокобра»);
    Ревуцкий Виктор Константинович (72-й Гв.ИАП, всего 12+0 побед, Як-7);
    Тимофеенко Иван Васильевич (9-й Гв.ИАП, всего 18+3 победы, Як-1, «Аэрокобра»);
    Харенко Николай Михайлович (163-й ИАП, всего 15+0 побед, Як-9).
    При этом два первых пилота в списке помимо четырех личных побед имеют на своем счету по одной «Раме», сбитой в группе. Петр Кучеренко является, судя по всему, самым «скорострельным» летчиком среди «охотников за рамами»: для того, чтобы сбить четырех врагов, ему понадобилось всего 9 дней (первая победа 25.07.1943, четвертая – 02.08.1943).
    Список «бронзовых лауреатов» нашего воображаемого пьедестала, сбивших лично по три «Рамы», более обширен, но также в масштабах общего количества летчиков-асов весьма невелик и насчитывает всего 19 фамилий.
  16. qwert 15 апреля 2015 15:01
    Французам за перевыполнение платили премиальные и он выдавали до 130% плана!!! Старались "союзнички".
  17. marat-73 15 апреля 2015 16:53
    Цитата: D-Master

    ... Лучший в мире...

    Перестаньте чушь говорить! Как же может быть "лучший в мире" проиграть "не самому лучшему в мире"? Вашего "самого лучшего" вместе с их вассальной Европой и американско-английскими хозяевами победили наши деды, т.е. жители СССР. Передайте своим хозяевам/заказчикам, что этот номер с нами не пройдет.
    1. Штык 15 апреля 2015 19:58
      Цитата: marat-73
      Передайте своим хозяевам/заказчикам, что этот номер с нами не пройдет.

      А почему без "УРА !!!" в конце комментария?
  18. uzer 13 15 апреля 2015 19:44
    Самолет как таковой получился удачным и полезным для войны,особенно в начальный период.Однако сама идея воздушной разведки не получила необходимой технической поддержки.Отсутствовала специализированная фотоаппаратура,ассортимент фотоматериалов и химических реактивов был крайне скуден.Все это сильно ограничивало возможности самолете-разведчика. Съемка делалась практически бытовым фотоаппаратом с большой высоты.Если взять для расчета разрешающую способность объектива 50 линий\мм,а длину изображенного на снимке участка местности около 1 км,то реальное разрешение снимка будет 20 метров\мм.Это примерно соответствует разрешенным для бытового использования спутниковым изображениям местности.Реальные военные снимки люфтваффе подтверждают такое предположение.Они были пригодны для корректировки артиллерийского огня или для приближенного подсчета количества боевой техники,саму технику очень сложно классифицировать.





    Снимки,сделанные
    1. Лось 15 апреля 2015 21:49
      Однако сама идея воздушной разведки не получила необходимой технической поддержки.Отсутствовала специализированная фотоаппаратура,ассортимент фотоматериалов и химических реактивов был крайне скуден.

      Ну вот зачем писать откровенную чушь?
      Когда это немцы не понимали необходимости разведки? Всё они понимали, вояки они всегда были грамотные. И авиа разведка у них была более чем развита. Одних только самолётов разведчиков (модифицированных или специально разработанных) у них было более 40 образцов (у нас, для сравнения, раза в 4 меньше). И фототехника у них была более чем на уровне (как и оптика вообще).
      Касательно конкретно "Филина". На нём устанавливались, в специальном гнезде, камеры Rb 20/30, Rb 50/30, Rb 21/18 или Rb 15/8, а наблюдатель действительно мог вести съёмку перспективной ручной камерой. Вот только "бытовой" Hk19 как-то назвать сложно.
      Лось
  19. oxotnuk86 15 апреля 2015 20:50
    Спасибо за статью +. Действительно в мемуарах "рама" и "костыль" упоминаетса только как головная боль для пехоты. Да и сбрасывать со счетов психологическое воздействие не стоит. Было интересно увидеть фотографии и узнать подробнее историю самолёта.
  20. Денимакс 16 апреля 2015 01:33
    Когда полное преимущество в воздухе, тогда могут летать такие стеклянные аквариумы.
    Поликарповские бипланы, были бы оптимальными истребителями таких этажерок.
    Маневренность выше, и очередь со всех Шкасов сделает кровавое опустошение в кабине экипажа.
  21. xomaNN 16 апреля 2015 17:36
    По моему, если интересную и удачную авиатехниику разработал враг, умнее опираясь на эту готовую разработку, сделать свою еще лучше. laughing
    Опыт двухфюзеляжных самолетов-разведчиков в комментах осветили. Упомяну еще советский 70-х годов, разведчик мясищевского КБ (кажется его индекс- М-38?)
  22. abc_alex 16 апреля 2015 17:57
    Рама -- самолет приличный, но все его преимущества сохранялись ровно до того момента, пока у РККА оставался "истребительный голод". Как верно отмечено выше, после 1943 года экипажи "Рам" фактически сали самоубийцами. Потери были очень велики и немцы прекратили использовать их.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня