«Тварь». Многоцелевой пикировщик SB2C «Хеллдайвер»

«Тварь». Многоцелевой пикировщик SB2C «Хеллдайвер»


Имя "Хеллдайвер" было своего рода талисманом для "Кертисса". Его присваивали всем палубным бомбардировщиком, последовательно разработанным с конца 20-х годов на этой фирме. Первым в этом списке стоит многоцелевой биплан F8C. Его сменил палубный бомбардировщик SBC, который остался последним серийным боевым бипланом США.

Но самым известным и массовым самолетом с именем "Хеллдайвер" в истории американской авиации стал многоцелевой пикировщик для авианосцев SB2C. Выпущенный серией более 7000 самолетов, SB2C "Хеллдайвер" тем не менее оказался довольно неудачным и никогда не пользовался уважением летчиков.


История этого самолета началась в 1938 году, когда флот США разработал требования к двухместному бомбардировщику, который должен был заменить на палубах авианосцев биплан SBC "Хеллдайвер", к тому времени еще находившийся на вооружении. Весной 1939 года задание на разработку направили фирмам "Брюстер" и "Кертисс".

Прототип "Брюстера" получил обозначение XSB2A-1, а серийные машины (выпущено около 750) строились под обозначением SВ2А "Буканир". Из-за низких летных данных "Буканиры" так и не участвовали в боевых действиях и использовались лишь как учебные и буксировщики мишеней.

Конструкторы фирмы "Кертисс" во главе с Р. Блэйкоком новый палубник также задумали как моноплан, но оставили ему бипланное имя "Хеллдайвер". К тому времени репутация "Кертисса" у военных была очень высокой. Поэтому практически одновременно с разработкой нового палубника флот начал подготовку к серийном у производству машины, заранее уверенный в успехе. За подобную спешку впоследствии расплачивались морские летчики, получившие "сырые" самолеты.

В мае 1939 года флот США заказал постройку первого прототипа XSB2C-1. Поскольку все производственные мощности фирмы были заняты выпуском истребителя Р-40, то сборку первого XSB2C-1 начали на новом авиазаводе в Колумбусе. Здесь же собирались развернуть и серийный выпуск палубников.

«Тварь». Многоцелевой пикировщик SB2C «Хеллдайвер»


После продувок модели в аэродинамической трубе, изменили форму крыла и увеличили его площадь на 10%. Осенью части почти готовой первой машины перевезли на основной завод фирмы в Буффало для окончательной сборки. На этом же заводском аэродроме XSB2C-1 впервые поднялся в воздух 1 8 декабря 1940 года.

Еще до первого вылета опытной машины на заводе в Колумбусе вовсю шла работа над головной партией в 200 бомбардировщиков. Поставки на флот серийных самолетов специалисты "Кертисса" планировали начать с декабря 1941 года. Даже когда в ходе летных испытаний первого XSB2C- 1 стал и выявлять недостатки, темп подготовки к серии не снижали. В Европе уже шла война, и военные очень нуждались в новых палубных бомбардировщиках.

На испытаниях летчики буквально после каждого вылета докладывали конструкторам об очередных отказах. Так, очень ненадежно работали "сырой" двигатель "Райт" R-2600-8 (1700 л.с.) и трехлопастный винт изменяемого шага. Но самые серьезные проблемы были с устойчивостью машины и управляемостью на малых скоростях, а ведь этот режим очень важен при посадке на авианосец.

В феврале 1941 года из-за остановки двигателя на посадке сильно повредили первый прототип, сломав крыло. При восстановлении XSB2C-1 дорабатали его конструкцию. Для лучшей устойчивости удлинили на 30 см фюзеляж и увеличили площадь киля. Восстановленный самолет вернулся к испытательным полетам в октябре 1941 года, но через два месяца программа вновь остановилась. 21 декабря летчику Бэрону Халсу предстояли испытания на пикирование. На высоте 6700 м пилот дал ручку от себя и ввел XSB2C-1 в пике. Однако при выходе из пикирования машина не выдержала нагрузок разрушился киль и значительные повреждения получил силовой набор правой плоскости. Для исключения подобных инцидентов, пришлось срочно усиливать крыло и оперение. Вес самолета при этом, естественно, увеличился, но наибольшую добавку в килограммах принесли другие доработки. Опыт боевых действий в Европе заставлял военных и конструкторов пересматривать требования к оснащению боевых самолетов.

Флот потребовал на "Хеллдайверс" увеличить емкость баков и улучшить защиту топливной системы. Пилот и стрелок получили увеличенную на 88 кг бронезащиту и, кроме этого, предусмотрели оснащение самолета четырьмя стреляющими вперед пулеметами калибра 12,7 мм в крыле вместо двух синхронизированных пулеметов такого же калибра. Под крылом, помимо пары стофунтовых (45,36 кг) бомб, появилась возможность подвесить два дополнительных бака по 220 л. Казалось, что эти доработки значительно повысят боевую эффективность машины. Но из-за выросшего веса пустого самолета с 3230 кг до 4588 кг все получилось наоборот.

«Тварь». Многоцелевой пикировщик SB2C «Хеллдайвер»


Летные данные перетяжеленного "Хеллдайвера" резко ухудшились. Ведь двигатель остался тот же, и доработанный самолет стал еще более неустойчивым и медлительным. Несмотря на недостатки, подготовка массового производства шла по плану, хотя первую серийную машину подготовили лишь в июне 1942 года. Испытания первых серийных "Хеллдайверов" с индексом SB2C-1 вызвали у летчиков еще большую критику, по сравнению с прототипом XSB2C-1. Потяжелевшие бомбардировщики плохо слушались рулей и совсем не хотели разгоняться. Утяжеление сказалось и на прочности машины. Так, осенью 1942 года один "Хеллдайвер" разрушился в воздухе, маневрируя на большой скорости.

Подобные проблемы вынуждали конструкторов постоянно вносить в конструкцию изменения и усиливать силовой набор. Перечень подобных доработок был очень обширным, а общее количество серьезных изменений доходило к ноябрю 1943 года почти до тысячи. К тому времени "Хеллдайвер" уже официально приняли на вооружение, и строевые пилоты вовсю критиковали "сырую" машину, которая внешне выглядела вполне современной.

Конструкция "Хеллдайвера" была цельнометаллической с двухлонжеронным крылом с автоматическими предкрылками. Для безопасного пикирования на задней кромке имелись перфорированные тормозные щитки с гидроприводом. Плоскости для базирования на авианосцах могли складываться наверх "домиком", примерно, по половине размаха. В крыле размещались топливные баки и восемь пулеметов калибра 12,7 мм с боезапасом по 1600 патронов на ствол, стрелявшие вне плоскости винта. В дальнейшем их заменили двумя 20-мм пушками (боезапас каждой 800 патронов), установленными по одной в каждой плоскости (самолет получил индекс SB2C-1 С). Эта замена позволила сэкономить более 100 кг.

В овальном фюзеляже за мотором сидел пилот, защищенный плитами и передним бронестеклом. За ним, разделенный главным топливным баком, в отдельной кабине размещался стрелок-радист, прикрывавший заднюю полусферу пулеметом калибра 12,7 мм, впоследствии замененном парой стволов калибра 7,62 мм.

В нижнем бомболюке с гидростворками помещалась одна 1000-фунтовая (453, 6 кг) или две 500-фунтовые (226, 8 кг) бомбы. При снятых створках можно было подвесить одну торпеду Мк 13-2. Основные одноколесные стойки шасси убирались в корневые части плоскостей, а хвостовое колесо было неубираемым.

К вступлению США во Вторую мировую войну биплан SBC уже устарел и основным палубным пикировщиком на флоте считался "Дуглас" SBD "Донтлесс", поступивший на вооружение летом 1940 года. "Донтлесс" довольно быстро перестал удовлетворять требованиям военных, и руководство флота планировало заменить его новейшим "Хеллдайвером". По расчетам, пикирующий бомбардировщик фирмы "Кертисс" должен был значительно превосходить предшественника в бомбовой нагрузке, дальности и в скорости. Но неудачная аэродинамическая компоновка и перетяжеление планера превратили "Хеллдайвер" в плохо управляемый самолет, оказавшийся ненамного быстрее "Донтлесса".

Первыми на флоте в декабре 1942 года "Хеллдайверы" получили строевые летчики эскадрильи VS-9 на авианосце "Уэссекс". Пилоты приступили к интенсивным тренировкам, готовясь к реальным боевым вылетам. Однако характеристики самолета и постоянные отказы привели моряков в ужас.

«Тварь». Многоцелевой пикировщик SB2C «Хеллдайвер»


Командир авианосца капитан Кларк, докладывая руководству флота о частых поломках машины и тяжелом управлении медлительного самолета, предлагал вообще снять "Хеллдайвер" с вооружения и остановить серийный выпуск. Однако маховик производства был уже раскручен, к тому же заменить "Хеллдайвер" на стапелях было нечем, а флот очень нуждался в пикирующих бомбардировщиках. Конструкторы постоянно обещали военным избавить свое детище от солидного букета болезней и недостатков, но машины первых серий оставались очень "сырыми".

Об отношении летчиков к своим самолетам красноречивей всего говорят прозвища, которыми они наградили пикировщик фирмы "Кертисс". Аббревиатуру SB2C палубная братия расшифровывала по-своему "Сукин сын второго класса". Была и более короткая кличка, но не менее обидная — "Тварь". Комментарии, как говорится, излишни. Хорошую машину такими именами называть бы не стали. Обидные прозвища раздавались и на палубе американского авианосца "Банкер Хилл", когда эскадрилья VB-17 переучилась на новые самолеты с "Донтлессов". В ноябре 1943 года "Хеллдайверы" с этого "плавучего аэродрома" впервые ушли на боевое задание, приняв участие в налете на Рабаул. Пилоты критически отозвались о боевой эффективности самолета, справедливо упрекая его за все недостатки. Командир эскадрильи Джеймс Вое признавался впоследствии, что, если бы он мог выбирать себе самолет, то предпочел бы неудачному "Хеллдайверу" старый и проверенный "Донтлесс".

Критика "Хеллдаивера" никак не влияла на темп серийного выпуска, и к 1944 году это был самый массовый пикирующий бомбардировщик на флоте США. Естественно, что часть недостатков постепенно устранили, но в целом "Хеллдайвер" так и не смог удовлетворить по характеристикам морских летчиков.

Самолеты постоянно летали над Тихим океаном с бомбами и торпедами, но были для "Хеллдайверов" и откровенно неудачные операции. Так, 20 июня 1944 года в морском сражении у Филиппинских островов участвовали 50 "Хеллдайверов", из которых потеряли более 40. Таких неудач для палубных самолетов американцы не знали со времен битвы за Мидуэй, когда за один день потеряли почти все торпедоносцы-бомбардировщики "Дуглас" ТВВ "Девастэйтор".

«Тварь». Многоцелевой пикировщик SB2C «Хеллдайвер»


Чтобы частично улучшить данные неудачного самолета, конструкторы работали над новыми вариантами "Хеллдаивера". Модификацией под индексом SB2C-2 стал опытный прототип дальнего разведчика-бомбардировщика на двух больших поплавках.

Самолет строился по заданию флота, но после испытаний в 1943 году так и остался в единственном экземпляре. Следующий номер по порядку получил вариант SB2C-3 с двигателем R-2600-20 взлетной мощностью 1900 л.с. и четырехлопастным винтом (на предыдущих машинах винт был трехлопастным).

Поставки SB2C-3 флоту начались в 1944 году, а общее количество выпущенных "Хеллдайверов" этой модификации составило 1112. Еще более массовым (2045 самолетов) стал вариант SB2C-4 с подкрыльевыми узлами для восьми неуправляемых ракет калибра 127 мм.

Часть "четверок" оснастили радаром в обтекателе под правой плоскостью (SB2C-4E). Последним серийным вариантом стал SB2C-5 с увеличенным запасом топлива и новым фонарем пилота без переплета (выпустили 970 самолетов). Успели построить два опытных XSB2C-6 с мощным двигателем R-2800-28 "Дабл Уосп", однако с окончанием войны серию разворачивать не стали.

«Тварь». Многоцелевой пикировщик SB2C «Хеллдайвер»


В соответствии с программой унификации самолетов для флота и армии, предусмотрели поставку "Хеллдаивера" в варианте сухопутного штурмовика для ВВС США. Самолет получил армейское обозначение А-25 и был в общем идентичен SB2C-1, отличаясь снятым морским оборудованием и не складывающимся крылом. Из заказанной серии в 900 машин А-25, 410 — передали в авиацию Корпуса морской пехоты США, где они использовались как учебные под индексом SB2C-1А.

"Хеллдайверы" выпускали не только в сборочных цехах фирмы "Кертисс" в Колумбусе, но и по лицензии на двух авиазаводах в Канаде. Канадские самолеты имели обозначение SBW-1, SBW-3, SBW-4E и SBW-5, в полном соответствии с аналогичными по цифрам родными вариантами. Вместе с лицензионными самолетами общая цифра собранных пикировщиков достигла 7140 машин.

26 канадских "Хеллдайверов" передали по ленд-лизу англичанам, и под обозначением SVW-1B они попали в эскадрилью N1820 авиации Королевского флота Великобритании. Эта часть облетала новые самолеты на базе США в Скантуме, и в апреле 1944 года на авианосце "Арбитр" отправилась обратно домой.

Английские пилоты были единодушны в оценке неудачного палубника, и Королевский флот отказался от дальнейших доставок "Хеллдайверов", а 1820-я эскадрилья ни разу не участвовала в боевых вылетах на своих пикировщиках. В Соединенных Штатах на палубах авианосцев и береговых аэродромах "Хеллдайвер" числился боевым самолетом до 1948 года, после чего был снят с вооружения. Часть бомбардировщиков передали в Италию и Францию, и именно французские оставались последними летающими машинами этого типа, успев повоевать в Индокитае.

«Тварь». Многоцелевой пикировщик SB2C «Хеллдайвер»


«Тварь». Многоцелевой пикировщик SB2C «Хеллдайвер»


Источники:
Иванов С. SB2C Helldiver // Война в воздухе. № 121. С.2-3, 6,9, 13-16. 27-28.
Околелов Н., Чечин А. От биплана к моноплану // Моделист-конструктор. 2002. №1. С.36-40.
Котельников В. Морские самолеты палубного и берегового базирования 1939-1945. // Моделист-конструктор. Специальный выпуск. 2004. №1. С. 51-53.
Колов С. Неудачный "Хеллдайвер" // Крылья Родины. 2003. №3. С.26-28.
Кондратьев В. Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик "Кертисс" SB2C "Хеллдайвер" // Авиамастер. 2003. №4. С. 8-12.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 29
  1. 3axap 20 апреля 2015 06:30
    Спасибо за статью.Честно не летун и не летчик,но статью прочитал с интересом.Маленький кусочек истории моей планеты.А то уже надоели эти УкроБрехуны и да Еврогейские аналитики и предсказатели.Вот прочитал статью и немножко почерпнул энаний и открыл для себя ,что-то интересное. hi
    3axap
  2. inkass_98 20 апреля 2015 08:00
    Статья интересная, об этом самолете раньше читал мало и вскользь, а тут все достаточно подробно.
    Интересен факт серийного выпуска откровенно неудачной машины, да еще и таким огромным тиражом. Видимо, все не так просто, кто-то хапнул денежку.
    1. oblako 20 апреля 2015 08:40
      Да уж, традиции живы и обнажают главный порок системы рыночного хозяйства: главное это поток прибыли, а не поток полезности... возможно с F-22 и F-35 не все так однозначно. Да и к нашим образцам техники надо присматриваться с других позиций. Это урок из прошлого.
      1. avt 20 апреля 2015 09:31
        Ничего что на заглавном фото ,,Доунтлес" ? Или у меня глюки !? wassat
        avt
        1. ССИ 20 апреля 2015 09:49
          Цитата: avt
          Ничего что на заглавном фото ,,Доунтлес" ? Или у меня глюки !?

          Вы совершенно правы. Характерная особенность "Даунтлесса" - перфорированные элероны (закрылки).
          1. enot73 20 апреля 2015 11:16
            Цитата: ССИ
            Ничего что на заглавном фото ,,Доунтлес" ? Или у меня глюки !
            Он самый , и вот его фото с другого ракурса Douglas SBD Dauntless Считается наиболее удачным палубным пикирующим бомбардировщиком американских ВМС в годы второй мировой войны. Именно эти самолёты атаковали японскую авианосную группу у атолла Мидуэй, нанеся урон, от которого Императорский флот так и не смог оправиться.
          2. Per se. 20 апреля 2015 11:19
            Цитата: ССИ
            Характерная особенность "Даунтлесса" - перфорированные элероны (закрылки).
            Значительную часть задней кромки занимали большие щитки. Они были разделены на две половины, открывающиеся вверх и вниз, действуя как тормоза при пикировании. При заходе на посадку нижние половины действовали как обычные щитки-закрылки. Секции закрылков перфорировались отверстиями диаметром 44-мм для устранения бафтинга (тряски оперения). Элероны на А-24 не перфорированы, и они находятся дальше от закрылков (щитков), на рисунке это хорошо видно. Кстати, на рисунке изображён момент атаки, прославившей А-24. Пикируя со стороны заходящего солнца, А-24 отправили на морское дно японские авианосцы «Kara» (Kaga), «Акаги» (Akagi), «Хирю» (Hiryu) и «Сорю» (Soryu), это полностью изменили ход войны на Тихом океане. Немногие другие типы палубных самолетов союзников могли похвалиться, что они так сильно изменили историю, как палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик A-24/SBD "Dauntless".
            1. Alexey RA 20 апреля 2015 11:52
              Цитата: Per se.
              Пикируя со стороны заходящего солнца, А-24 отправили на морское дно японские авианосцы «Kara» (Kaga), «Акаги» (Akagi), «Хирю» (Hiryu) и «Сорю» (Soryu)

              Я таки дико извиняюсь, но заходящее солнце в 10:26? belay

              Под "заходящее солнце" подходит разве что "Хирю", который атаковали в 17:00. Остальную троицу АВ 1 и 2 ДАВ разобрали утром.

              И, кстати, пикировать на японские АВ под Мидуэем А-24 не могли по определению, потому как А-24 - это самолёты армии США. smile
              1. Per se. 20 апреля 2015 12:17
                Цитата: Alexey RA
                И, кстати, пикировать на японские АВ под Мидуэем А-24 не могли по определению, потому как А-24 - это самолёты армии США.
                Ваша правда, А-24, армейское обозначение самолёта, SBD "Dauntless", флотское. Это важно, и это моя опечатка-ошибка при концентрации внимания на конструкции машины, а не её разделения в обозначении. Что до красот с заходящим солнцем, к сожалению, сам не участвовал, но эта деталь упоминается в ряде источников. Наконец, я не акцентировал хронологию ударов по всем четырём авианосцам и время агонии японских кораблей.
                1. Alexey RA 20 апреля 2015 12:43
                  Цитата: Per se.
                  Что до красот с заходящим солнцем, к сожалению, сам не участвовал,

                  smile
                  Цитата: Per se.
                  но эта деталь упоминается в ряде источников.

                  Вероятно, данная деталь относится к последней атаке - на "Хирю".
                  Потому как "Акаги", "Каги" и "Сорю" атаковали в 10:25-10:26 - аккурат после того, как САР и scramble Кидо Бутай закончили набивать фраги на МВ и ПМВ.
                  В промежутке между этой атакой и собственным поражением "Хирю" ещё успел нанести два ответных удара (выведя из строя "Йорктаун") и начать подготовку третьего.
                  1. Per se. 20 апреля 2015 13:22
                    Цитата: Alexey RA
                    Вероятно, данная деталь относится к последней атаке - на "Хирю".
                    Да, именно "Хирю" атаковали одни пикировщики со стороны "заходящего солнца" после 17 часов дня, так-как у американцев уже не осталось ни одного торпедоносца. С "Энтерпрайз" была создана смешанная группа из пикировщиков, всего 25 самолётов, плюс с «Хорнета» поднялось ещё 16 пикировщиков. "Сорю" затонул в 19.13, "Кага" в 19.25, а безнадёжно повреждённые "Акаги" и "Хирю" были затоплены самими японцами лишь утром новых суток.
                    1. Alexey RA 20 апреля 2015 14:04
                      Цитата: Per se.
                      Да, именно "Хирю" атаковали одни пикировщики со стороны "заходящего солнца" после 17 часов дня, так-как у американцев уже не осталось ни одного торпедоносца.

                      Вы не поверите, но 6 июня на Big E нашлись аж 3 боеготовых торпа, которых послали работать по "Микуме" с "Могами" - но приказали делать это крайне осторожно. smile
                      Теперь слушайте внимательно. Я хочу потопить этот крейсер, и наилучший способ это сделать – загнать в него несколько торпед. Я хочу, чтобы пикировщики заставили замолчать его зенитки, перед тем, как вы выйдете в атаку. Но если хотя бы одна пушка на цели в момент начала вашей атаки будет стрелять - никакой атаки. Разворачивайтесь и приносите ваши торпеды обратно. Я не собираюсь терять остатки торпедоносцев, если я могу этого не делать. Это понятно?
                      (с) Спрюэнс

                      Отправка на "Хирю" одних SBD, ПМСМ, связана с тем, что после утренней резни оставшиеся в живых экипажи торпов были абсолютно небоеспособны.

                      Вообще, бардак у янки был знатный...
                      Четыре не взлетевших SBD и вернувшийся самолет Роденбурга опустили в ангар, где неисправности быстро устранили, самолеты перепроверили и повторно подготовили к вылету, но не включили в план очередности подъема на полётную палубу, и потому не вооружили бомбами. Таким образом, авиагруппа корабля на весь день 4 июня 1942 года потеряла пять боеготовых, заправленных и вооруженных пикировщиков, просто занимавших место в ангаре – во втором вылете ни один из этих самолетов участия не принимал.
                      (с) М.Токарев
        2. zubkoff46 20 апреля 2015 12:29
          Не глюки... Правильно.
    2. Комментарий был удален.
    3. Александр72 20 апреля 2015 18:05
      Нельзя утверждать однозначно, что палубный разведчик-бомбардировщик Кертисс SB2C-3 HELLDIVER был совершенно неудачной машиной. Хотя его первое боевое применени удачным назвать сложно:
      Первым крупным морским сражением, в котором "Хеллдайверы" приняли активное участие, стала битва авианосцев в Филиппинском море 19-20 июня 1944 года. В этом сражении участвовало до 1000 американских палубных самолетов и 450 японских.
      20 июня американцы послали свои ударные самолеты на поиск противника, но в первом вылете экипажи никого не обнаружили. Только после полудня один из воздушных разведчиков заметил вражеский флот, уходящий на всех парах, в 310 милях от американской эскадры. В 16.30 бомбардировщики и торпедоносцы были готовы к повторному вылету. Несмотря на то, что близились сумерки, а большинство экипажей не имело опыта ночных посадок, командующий авианосной группой адмирал Митчер решил рискнуть.
      В воздух поднялись 216 самолетов, из них 47 "Хеллдайверов". Над целью их встретили 35 "Зеро", которых связали боем истребители эскорта. Атакующие прорвались сквозь завесу зенитного огня и сбросили свой груз, нанеся серьезные повреждения пяти авианосцам (один из них был вскоре добит американской подводной лодкой), линкору и крейсеру.
      Возвращаться пришлось в полной темноте. Несколько самолетов заблудились и, израсходовав горючее, упали в море. Чтобы облегчить своим пилотам поиск эскадры, адмирал Митчер, вопреки требованиям светомаскировки, приказал включить на авианосцах все прожектора. Одним это помогло, но для других стало причиной гибели. Ослепленные прожекторами летчики на посадке промахивались мимо авианосцев, бились об палубы, врезались в надстройки или в уже севшие самолеты. Некоторые, чувствуя, что посадка на палубу в таких условиях им не под силу, садились на воду рядом с авианосцами. Позже большинство из них их подобрали спасательные катера.
      В итоге потери составили более 100 самолетов, из которых лишь 20 были сбиты японцами, а остальные пропали без вести, разбились или утонули при посадке. Особенно тяжелый урон понесли эскадрильи "Хеллдайверов". Из 47 экипажей, участвовавших в налете, благополучно возвратились лишь четыре! Еще четыре пали жертвами японских зенитчиков, а 39 сели на воду или разбились, пытаясь совершить ночную посадку на авианосец.
      Драматический финал этого дня не повлиял на дальнейшую карьеру "Хеллдайвера". Пикировщики "Кертисса" участвовали практически во всех операциях американского флота вплоть до конца войны.
      Последняя серийная версия - SB2C-5 оставался стандартным палубным бомбардировщиком ВМФ США до июля 1949 года, когда американцы приняли на вооружение концептуально новый самолет "Дуглас" А-1 "Скайрейдер".
      В послевоенные годы "Хеллдайверы" передали в рамках программ военной помощи Италии, Франции, Греции, Португалии и Таиланду. В частности, греческие ВВС получили 20 машин и использовали их в 1948-1949 годах против коммунистических повстанцев, развернувших партизанскую войну на севере страны. Французские "поганки", сведенные в эскадрилью 3.F и базировавшиеся на палубе авианосца "Арроманш", в начале 50-х активно воевали в Индокитае. Дольше всех "Хеллдайверы" сохранились в Италии. Там они были сняты с вооружения и отправлены на слом только в 1959 году.
      Всего было выпущено 7141 "Хеллдайвер" всех модификаций. Многовато для "неудачного" самолета, даже для богатых американцев, не правда ли?
      Честь имею.
      1. Инженер-технарь 20 апреля 2015 19:45
        Так ведь и Ту-22 было выпущено не мало, но никто никогда не называл его удачным самолетом.
        P-40 тоже наштамповали, а наши летчики его по боевым качествам ставили ниже чем ЛаГГ-3(который американцы включили в книгу "100 самых неудачных самолетов")
        1. Александр72 20 апреля 2015 20:37
          Ту-22 строились на Казанском заводе № 22 с 1959 года по декабрь 1969 года. Всего было изготовлено 311 самолётов этого типа (в модификациях бомбардировщика Ту-22А и Ту-22Б, разведчика Ту-22Р, ракетоносца Ту-22К, постановщика помех Ту-22П и учебно-тренировочного самолёта Ту-22У; свыше половины из них было оснащено штангой системы дозаправки топливом по системе «шланг-конус» от самолётов 3МС-2 и Ту-16Н и имело обозначения Ту-22РД, Ту-22КД, Ту-22ПД и Ту-22УД соответственно). Так что этот самолет трудно назвать крупносерийным. Да он считался не самым удачным и одним из самых аварийных в СССР. Всего с 1960 по 1989 г. только Дальняя авиация потеряла 31 Ту-22, в катастрофах погибли 44 человека. Если подсчитать количество аварий и катастроф с этими машинами в расчете на один выпущенный самолет, то эта цифра окажется значительно выше, чем у его предшественника - Ту-16. Но и здесь не все однозначно: количество жертв в происшествиях с Ту-22 за этот же период втрое меньше, чем у старой машины Ту-16. 45 членов экипажей сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22 успешно покинули свои самолеты. Не следует забывать, что Ту-22 был первым серийным сверхзвуковым бомбардировщиком в советских ВВС и в какой-то мере этапной машиной, на которой прошли апробацию и обкатку многие ранее не применявшиеся и в чем-то революционные решения.
          Что касается крупносерийного выпуска истребителей Р-40 "Уорхок/Томахок/Киттихок", то здесь все гораздо проще: у американцев просто не было другого готового к крупносерийному выпуску истребителя: Р-39 "Эйркобра" не вполне отвечал требованиям ВВС США к истребителям (поэтому большая часть выпуска ушла к союзникам по программе ленд-лиза), Р-43 "Лэнсер" был гораздо хуже по ЛТХ и до создания на его основе Рипаблик Р-47 было еще далеко, у Р-38 "Лайтнинг" было много проблем с недоведенными силовыми установками (турбокомпрессор), Р-51 в первой версии с двигателем "Аллисон" вообще никуда не годился - недаром американцы перечислили его в штурмовики А-36 и поспешили сбагрить британцам (которые впоследствии скрестили планер А-36 с собственным мотором Роллс-Ройс "Мерлин", после доработки в США и получился легендарный Р-51 "Мустанг"). Палубные истребители (Брюстер F2F и Грумман F4F "Уайлдкэт") я вообще не рассматриваю. Кстати Р-40 тоже в значительной степени предназначался для поставок за рубеж (была даже версия с неубираемым шасси) и постоянно совершенствовался: Р-40В\С и Р-40К - это совершенно разные машины по своим ЛТХ и версия Р-40К и последующие были гораздо лучше ЛаГГ-3.
          Честь имею.
  3. Комментарий был удален.
  4. GRAY 20 апреля 2015 11:09
    Умиляет расположение турели стрелка-радиста, мне кажется что вряд ли он мог попасть в противника из своей оглобли. Правда он не мог попасть и в собственное хвостовое оперение, но идиотизма конструкции это не отменяет.
    1. Alexey RA 20 апреля 2015 12:09
      Цитата: GRAY
      Умиляет расположение турели стрелка-радиста, мне кажется что вряд ли он мог попасть в противника из своей оглобли. Правда он не мог попасть и в собственное хвостовое оперение, но идиотизма конструкции это не отменяет.

      Просто на фото турель не до конца приведена в боевое положение.
      Далее шла кабина стрелка-радиста, в которой на турельной установке закреплялась спарка пулеметов. Для увеличения сектора обстрела закабинный гаргрот складывался.

      1. GRAY 20 апреля 2015 12:31
        Цитата: Alexey RA
        Просто на фото турель не до конца приведена в боевое положение.

        Спасибо, не знал.
  5. Alexey RA 20 апреля 2015 11:24
    Об отношении летчиков к своим самолетам красноречивей всего говорят прозвища, которыми они наградили пикировщик фирмы "Кертисс". Аббревиатуру SB2C палубная братия расшифровывала по-своему "Сукин сын второго класса". Была и более короткая кличка, но не менее обидная — "".

    Для сравнения: аббревиатуру SBD в названии предшественника "Ведьмы", разведчика-пикировщика Dauntless, неофициально расшифровывали как Slow, But Deadly - медленный, но смертоносный.
    Впрочем, Dauntless-ы полностью оправдали это название - достаточно вспомнить, что именно они потопили 4 АВ Кидо Бутай под Мидуэем.
  6. Майнер 20 апреля 2015 13:41
    Дополнить бы текст статьи еще и выкладками про боевое использования этого аппарата: как себя показал по своей основной специальности - атакуя корабли противника, как обстояло дело в воздушных боях с его участием.

    Ведь это всё же - боевой самолёт, а про бои ничего не сказано.
    Или я что-то пропустил... Тогда извиняюсь.


    P.S.
    За материал - всё равно спасибо!
    Ибо после его прочтения, стал знать чуть больше, нежели знал до этого.
  7. qwert 20 апреля 2015 14:22
    Цитата: Майнер
    Ведь это всё же - боевой самолёт, а про бои ничего не сказано.

    Да он как-то не очень себя в боях показал. ПРимерно также как Аэрокобра на Западном фронте. Или примерно также как американский-же Р-40.
    Конечно если смотреть канал Дискавери- то у американцев всегда техника "Лучшая в мире", но в реальности много было посредственных серийных машин.
    Та же самая Аэрокобра, если ее брать без наших асов, была далеко не удачным самолетом. И в поздние времена это сохранилось. Та же 100-я серия была хорошей только на бумаге.
    1. 52гим 20 апреля 2015 16:09
      " Та же 100-я серия была хорошей только на бумаге." А что, Ф-105, Ф-106, Ф-111 были машинами, не отвечающими своему времени? Тому же Су-24м до "Бородавочника" по ряду ТТХ так и не дотянуться.Да и Су-11 с "Дельтой Дарт" не суперски выглядит. А уж Су-7б нервно "стирает в кровь ладошки", глядя на ТТХ "Тада". Поосторожнее с обобщениями, Коллега!
      1. avt 20 апреля 2015 17:13
        Цитата: 52гим
        " Та же 100-я серия была хорошей только на бумаге."

        Ну не токая уж и плохая для своего времени , особенно родоначальник Супер Сейбр .
        Цитата: 52гим
        Тому же Су-24м до "Бородавочника"

        wassat ,,Бородавочник" вообще то А-10 ,который болт с тандыром .С каого перепугу его с Су- 24 , да еще и М равняете ????
        avt
        1. 52гим 20 апреля 2015 23:47
          Пардоньте, соврамши! Трубкозуб!
      2. Alexey RA 20 апреля 2015 17:40
        Цитата: 52гим
        Тому же Су-24м до "Бородавочника" по ряду ТТХ так и не дотянуться.

        Су-24М - это одноклассник "Торнадо" и F-111 (точнее, F-111 находится между Су-24 и Ту-22М).
        В классе "бородавочника" у СССР машин не было - ибо не было необходимости уничтожать с воздуха длинные колонны бесчисленных НАТОвских танков и бронемашин. Вместо тяжёлого штурмовика СССР сделал ставку на более лёгкий дозвуковой Су-25. И сверхзвуковые МиГ-23БН, МиГ-27 и Су-17.
        1. 52гим 20 апреля 2015 23:51
          Странно, что за остальные машины мню не зззззапинали..
      3. qwert 21 апреля 2015 10:57
        Цитата: 52гим
        Су-11 с "Дельтой Дарт"

        Су-11 по возрасту надо сравнивать с F-102, а с F-106 сравнивать Су-15.
        F-100 был очень аварийным (на уровне F-104)и по всем характеристикам уступал МиГ-19.
        F-111, несмотря на номер, я бы к "сотой серии" не относил. Это просто инерция была в номераци, а затем отказались от "сотого" шифра, хотя F-111 присвоить успели. Он и по году выпуска не подходит.
        F-105, на мой взгляд, был лучше чем наш Су-7. Но, сами американцы считают его неудачным. Он был живучий, но с большими ограничениями по маневру.
        F
  8. hudjuk 20 апреля 2015 17:23
    Технарю за статью огромное спасибо!!!За всю серию статей -СПАСИБО!!!Таких материалов на сайте все меньше и меньше...
  9. фа2998 20 апреля 2015 18:13
    Цитата: ССИ
    Цитата: avt
    Ничего что на заглавном фото ,,Доунтлес" ? Или у меня глюки !?

    Вы совершенно правы. Характерная особенность "Даунтлесса" - перфорированные элероны (закрылки).

    Автору +,редко пропускаю"про авиацию".А о Даунтес-сам не усмотрел.Да у него члены экипажа сидят в одной кабине,буквально спина к спине,а у Хеллдайвера стрелок сидит ближе к вертикальному оперению. hi
  10. Инженер-технарь 20 апреля 2015 19:41
    Цитата: фа2998
    Ничего что на заглавном фото ,,Доунтлес" ? Или у меня глюки !?

    Извиняюсь. Подпись под фото гласила, что это Хеллдайвер. Да и в этом ракурсе выглядел похоже. Турель такая же открытая. Так, что еще раз прошу прощения, за использованную иллюстрацию.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня