Непревзойдённая Лидия Литвяк

38
Непревзойдённая Лидия Литвяк


Среди треска, помех и хриплых, басовитых мужских команд в напряженном фронтовом эфире прозвучал звонкий девичий голос: «Атакую. Прикрой!» После этого «Як» с нарисованной на фюзеляже белой лилией стремительно ринулся в атаку и быстро настиг врага. Прогремела пушечная очередь, фашистский бомбардировщик задымил и провалился к земле. Спустя несколько минут в небе над фронтовым аэродромом показалась четверка истребителей. Ведущий качнул крылом, резко отвернул влево, следом за ним, с незначительными промежутками, второй, третий и четвертый, с белой лилией.

После посадки с крыла самолета, приземлившегося последним, спрыгнул на землю невысокого роста стройный летчик, снял шлемофон. Ветром растрепало красивые светлые волосы. Девушка — механик машины — спросила: «Ну как, Лида?» Под этим вопросом подразумевалось все: и как работала техника, и все ли благополучно на линии фронта, и, самое главное, был ли воздушный бой. «Нормально, Инна, — ответила летчица, — был бой. Подбила еще одного». Она стояла на плоскости самолета и улыбалась. Не верилось, что эта маленькая, хрупкая красивая девушка — бесстрашный воздушный боец, грозный для врага летчик-истребитель.



Лидия Литвяк вошла в историю как самая результативная женщина-истребитель Второй мировой войны. При этом, как вспоминали сослуживцы, она являлась образцом истинной женственности. Это была невысокая, худенькая белокурая девушка с тонкими чертами лица. Казалось, что она создана для возвышенной мирной жизни и уюта. Но в годы войны для неё главным стала борьба с фашистскими захватчиками. Этому делу она отдавала все свои силы, и за это она отдала свою жизнь.

Родилась Лида 18 августа 1921 года в столице нашей Родины. Когда ей исполнилось 14 лет, она пошла в аэроклуб. И в возрасте 15 лет выполнила свой первый самостоятельный полет. Позже были курсы геологов, участие в экспедиции на Крайнем Севере. Но больше всего ее манило небо.



После завершения обучения в Херсонской школе пилотов, Лида трудилась в Калининском аэроклубе, где числилась одним из наилучших инструкторов. К 22 июня 1941 года Литвяк успела подготовить 45 курсантов. И это тоже был ее вклад в будущую Победу.

После объявления о начале войны, Лида не оставляла попыток попасть на фронт. Она узнала о формировании известной летчицей Мариной Расковой женских авиаполков. Чтобы попасть в такой авиаполк, ей пришлось схитрить и добавить 100 часов к своему настоящему налету.

Шла осень 1942 года. В составе женской восьмерки летчиков-истребителей Лидия Литвяк прибыла в один из полков, прикрывавших подступы к Сталинграду. Над передним краем позиций наших войск непрерывно кружили немецкие бомбардировщики. В небе не прекращались ожесточенные схватки. Полк нес большие потери, и летчицы сразу включились в боевую работу. В это период борт Яка отважной летчицы украсил рисунок белой лилии. Через некоторое время ее имя для многих стало символом бесстрашия, а однополчане дали ей символичное имя — «Белая лилия Сталинграда».



Горит Сталинград. Полку поставлена задача — прикрыть город. В нем — боевые порядки наших войск. Вот появилось звено фашистских бомбардировщиков. Вместе с ведущим Лида идет на врага. Страшна для летчика лобовая атака. Истребители сближаются с быстротой молнии. Не успеешь отвернуть — неизбежно гибельное столкновение. А если отвернешь, то получишь очередь из всех стволов противника. Исход атаки решают выдержка, мастерство, мгновенная реакция. Фашистские летчики не выдержали, метнулись в стороны и вниз. Это и нужно было нашим летчикам. Одного атаковал ведущий, за вторым ринулась Лида. Настигла, ударила всей силой оружия, сбила.

Это была ее первая личная победа. Сколько Лида мечтала о ней! Душа переполняется радостью и гордостью. В честь победы ей захотелось бросить машину в пике, затем вверх, крутнуть ее на вертикали. Пусть видят ее торжество. Но рядом шел бой. У командира эскадрильи Раисы Беляевой кончился боезапас. Еще считанные мгновения — и будет уже поздно. Литвяк спешит на помощь, открывает огонь. Немец бросился в сторону, однако это не помогло, Лида настигла его, завязался бой. Видя, что советский летчик не уступает ему в мастерстве, враг дрался отчаянно, но на какое-то мгновение его машина попала в прицел Яка. Литвяк нажала гашетку. «Мессер» загорелся, скользнул на крыло. Сверкнул купол белого парашюта.

Германский ас, капитан из воздушной эскадры Рихтгофен, сидел в штабе части. Он обратился с просьбой показать ему советского летчика, который сбил его самолет. Легкой стремительной походкой в помещение вошла Лида. В комбинезоне и в шлемофоне с летными очками. Вскинув руку к виску, доложила: «Младший лейтенант Литвяк прибыла». Посмотрела в сторону пленного, на кресты, поблескивающие черной эмалью. Так вот он, какой ее враг! Гитлеровец смотрел на нее с любопытством. Любопытство сменилось недоумением, и вдруг он побагровел. Очевидно, русские решили над ним посмеяться. Как? Эта девочка? Не может такого быть! Тот летчик вел бой мастерски. Настоящий был ас. Но никто не смеялся. Присутствующие молча смотрели на победителя и побежденного. Немецкий ас попросил доказательств. Лида рассказала подробности боя, которые могли быть известны только им двоим.

Проходят недели, месяцы. Лида Литвяк — настоящий воздушный боец. Ей поручаются сложные боевые задания, она выполняет их с честью. В памяти боевых друзей и подруг сохранился мастерски проведенный бой четверки наших «Яков» с 29 гитлеровскими самолетами.

Звено истребителей прикрывало наземные части. Ведущий, командир полка Баранов, первым увидел группу в составе двенадцати бомбардировщиков, подал сигнал к атаке. Последовал дерзкий и стремительный удар. Две фашистские машины, сраженные метким огнем ведущего и его ведомого — Лидии Литвяк, свалились, остальные, бросая бомбы, рассыпались. Через несколько минут подошла еще одна группа противника — семнадцать бомбардировщиков и истребителей «Фокке-вульф». Наше звено атаковало немцев с ходу, сломало боевые порядки, нарушило огневое взаимодействие.

От метких ударов Каминского и Саломатина загорелись два «юнкерса». Литвяк и Баранов мастерски расправились с «Фокке-вульфом». Беспорядочно отстреливаясь, враг покидает поле боя. Его не преследуют: горючее на исходе. Четверка отважных летчиков вернулась на базу, не имея ни одной пробоины.



22 марта 1943 года. Над командным пунктом взлетела ракета. Взревели моторы, в воздух пошли истребители. Пробив облака, Литвяк обнаружила группу фашистов. Тринадцать Ju-87, прикрываемых истребителями. Они шли на Ростов. Летчица атаковала крайнего. Враг заметался, уклоняясь от огненных трасс, откололся от группы. Лида преследует его. На нее набрасывается пара Ме-109. Пулеметная трасса мелькнула у самой плоскости. Лида отвернула в сторону и вновь энергичным маневром заходит в хвост бомбардировщика. Вот он в прицеле. Но в это же мгновение вражеский истребитель дает очередь по Яку. Нестерпимая боль перехватила дыхание, но Лида не вышла из атаки, почти теряя сознание, нажала гашетку. Вражеский самолет загорелся, пошел на крыло, провалился в темную облачность. Разворот на свой аэродром. Лишь бы хватило сил. Главное — не потерять сознание. В глазах пелена, желтые, красные круги. По телу разливается слабость. Вдобавок двигатель начинает работать с перебоями, тянет едва-едва. Но вот показался родной аэродром. Последнее усилие. Двигатель заглох над самой границей летного поля, истребитель ударился о землю и, погасив скорость, остановился. Вылезти из кабины Литвяк не смогла.

Из московского госпиталя Лидя вернулась раньше, чем окончательно выздоровела, и сразу включилась в работу. Растет боевой опыт отважной летчицы. Лидия Владимировна Литвяк — уже командир звена. Награждена орденами Красной Звезды и Красного Знамени.



8 июля 1943 года, преследуя подбитый ею «Юнкерс», который пытался уйти в облака, Лида внезапно встретилась с вражеским Ме-109. Подбив меткой очередью «Юнкерс», она вступила в бой с новым врагом. После непродолжительной отчаянной схватки Лиля зашла в хвост самолета противника и расстреляла его. По счету уничтоженных лично и в группе с товарищами он был двенадцатым. Из этого боя Лиля вернулась раненной в плечо и ногу.

Врач полка требует освободить Лиду от полетов, но она рвется в небо и снова идет на выполнение задания.

Первого августа 1943 года Лидия Литвяк не вернулась с боевого задания, погибла в ожесточенном неравном бою.

Она прожила очень короткую жизнь — только 22 года. На боевом счету отважной девушки было 15 уничтоженных врагов: 14 самолетов и один аэростат-корректировщик.



6 мая 1990 года Литвяк Лидия Владимировна указом президента СССР была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза, и ей было присвоено очередное воинское звание — старший лейтенант.

Уже после войны однополчане организовали поиск пропавшей лётчицы. Лишь случайно ее удалось найти в братской могиле возле села Дмитровка, Шахтерского района Донецкой области. Сегодня прискорбно сознавать, что и в город Красный Луч, где увековечено имя Лидии Литвяк, и в село Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области, где она была похоронена, снова пришла война.



Источники:
Егерс Е. Советские асы. М.: Торнадо, 1997. С. 25-27, 40.
Каневский А. Белая лилия Сталинграда. Москва — Луганская область — Москва // Авиапанорама. 2014. №3. С. 85-89.
Каневский А. Белая лилия // Авиапанорама. 2012. №2. С.62-64.
Штучкин Т. Её звали Лиля // Крылья Родины: сб. статей. М.: ДОСААФ СССР, 1983. С. 143-145.
Виталий Г., Полунина Е., Хазанов Д. Женские лица воздушной войны // Авиамастер. 2000. №3. С. 6-7.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Трамблёр
    -9
    28 апреля 2015 06:03
    пока читал, мысленно блевал не переставая. Причины: 1) Всегда испытывал отвращение к эмансипированным женщинам, которые везде суют свой нос, выпячивая своё "я", даже там где этого не просят. Сколько можно говорить, что война это мужская стихия и женщинам там делать нечего, разве что на вспомогательных ролях. Максимум, что она имела право делать в районе боевых действий это помогать раненым или работать в госпитале. 2) Сама статья написана отвратно, в слащавой ура-патриотической манере. Она сбила 12 немецких самолётов? Хм! Хартманн сбил 352 самолёта, и русских и американских. 3) То, что её сбили, это закономерный итог, и в этом виновата она сама. надо было остаться в тылу и там работать, продолжать готовить курсантов, и сама бы осталась жива и пользу бы принесла Отечеству гораздо большую. А её 12 немецких самолётов сбили бы наши мужики, типа Покрышкина.
    1. +20
      28 апреля 2015 06:48
      Трамблер, надрать бы тебе задницу... Неважно как статья написана. Здесь показана жизнь и борьба женщины за свою Родину. И что, что ее сбили? Она пробовала и боролась.
      А ты? спрятался за компом и опускаешь других.
      Сам то что в своей жизни сделал? какую пользу принес стране?
      Такие как ты в войну по тылам прятались.
      1. +13
        28 апреля 2015 06:57
        А чем статья-то не нравится. Читается легко и интересно. Да патриоическая. А с какими еще чувствами такую статью писать, да еще в предверии Победы? С трамблерскими?????
    2. +17
      28 апреля 2015 06:58
      Цитата: Трамблёр
      пока читал, мысленно блевал не переставая.

      Цитата: Трамблёр
      Она сбила 12 немецких самолётов? Хм! Хартманн сбил 352 самолёта, и русских и американских. 3) То, что её сбили, это закономерный итог, и в этом виновата она сама.

      Да уж. Есть такие русские как Лидия Литвяк. А есть и такие как Трамблёр. Я даже шокирован. Тут два объяснения может быть:
      1) Дедушка Трамблёр воевал на стороне фашистов, ну или просто был полицаем. Отсюда его любовь к дутым победам немецких асов, и обида на советский народ, что они все-таки победили.
      2) проблемы с девушками. Отсюда обида на весь женский род.

      Ну а если по статье. То однозначно плюс.
      И огромное восхищение героиней. Действительно, такая хрупкая и валила асов. Как сил хватало на виражах - непонятно. При этом как я понял провоевала год. И за год результативности почти как у Сафонова. Удивительная девушка и при этом женственная и красивая. Реально восхищен.
      1. +3
        28 апреля 2015 23:56
        Хартманн сбил 352 самолета? делим эту цифру на 10 - получим реальный результат.
        Хартманн не ввязывался в воздушные бои, тем более затяжные. Его тактика - выследил отставшего - вынырнул из облаков ударил и сразу же убегать.
        Сколько раз Хартманн был сам сбит? Если память мне не изменяет - раза 4, если не больше.
        Да и вообще, система подсчета немцами сбитых самолетов была какая-то мутная.
        1. 0
          17 ноября 2021 12:09
          Hartmann 14 fois tombé!...14 fois, victoire 87 pas une de plus! Hartman travaillé pour CCCP et Vietnam tactique éclair puis fuite.
    3. +1
      28 апреля 2015 06:59
      Похвалитесь своими подвигами
      1. +6
        28 апреля 2015 08:43
        Цитата: Трамблёр
        пока читал, мысленно блевал не переставая.

        ХЗ, и не лечится. Каждый выполнял свой долг там, где он мог принести пользу. От тебя же пользы никакой, сплошной расход энергии, воздуха и продуктов.
        1. +3
          28 апреля 2015 10:34
          Немецкие лётчики начали вести счёт сбитым самолётам раньше, потому, как они раньше начали войну. Немцам в зачёт сбитым ставились все повреждённые самолёты. Для советских асов считали только те, которые упали на контролируемой своими территории. Так что все разговоры о преимуществе немецких асов над советскими - простая подтасовка фактов.
    4. 0
      17 ноября 2021 13:14
      "Трепещите", предательское отношение, потому что он упоминает туза вражеской армии, и его рекомендация - Хахаахаха!! .
      У Хартманна 1400 вылетов, включая 825 боев за 87 подтвержденных побед и 14 поражений. Нацистские баллы значительно упали с 2000-х годов.
      Привет вам от Франции.
  2. +29
    28 апреля 2015 06:21
    Были же люди!
    Многим теперь невдомёк
  3. Комментарий был удален.
  4. +6
    28 апреля 2015 06:58
    Самолет ее только в 70 е годы нашли
  5. +4
    28 апреля 2015 08:08
    Желание выгнать поганой метлой ненавистного врага,с родной земли---переполняло советский народ,как всегда первой рвалась в бой молодёжь,таких примеров множество.Одна из них-Лидия Литвяк---вечная её память!
    Хотел бы добавить,создание задолго до войны ОСОВИАХИМа,сыграло большую роль в Победе,активное население СССР прошло в предвоенные годы обучение в нём,получив не только военные навыки,а подчас уже и военную специальнось.Лозунг-молодёжь на самолёт,был едва ли самым главным в стране.По сути тысячи будущих военных лётчиков-вышли из аэроклубов.
  6. +2
    28 апреля 2015 09:06
    В 2013 году вышел сериал «Истребители» реж. А.Мурадов, примером для собирательного образа героини фильма Лидии Литовченко (актриса Е.Вилкова), была Лидия Литвяк.
    1. +8
      28 апреля 2015 10:09
      сериал так себе. Современный. демократически-либеральный. В стиле "уродский сталинский режим".

      То как показали Литовченко, 15 самолетов не завалишь. Тем более истребителей, и тем более летая на Як-1. Я в том смысле, что на Ла-7 или Як-3 - это было проще.

      Хотя актриса подобрана неплохо. Но Литвяк, на последнем фото в статье все-равно красивее. Хоть , как говорится на вкус и цвет... Но, на мой взгляд ко всему прочему Лидия Литвяк была и по настоящему красива.
      Сколько же прекрасных и великих людей унесла эта война ...
      1. +4
        28 апреля 2015 11:08
        Цитата: qwert
        сериал так себе. Современный. демократически-либеральный

        Недавно прочёл удивление ветерана о том,что актрисы в фильмах как будто только от косметолога,парикмахера и костюмера.А на самом деле часто не было элементарного
        1. 0
          29 апреля 2015 14:45
          Ага! А самый правдивый фильм о военных лётчиках- "Небесный тихоход"! Вот где вся правда о войне! И как на фронте и пляшут и поют. Как боевой лётчик, ст. лейтенант "поперёк себя толще", зато ни слова ни про трибуналы, ни про особистов. Вот,где она, сермяжная правда!
  7. +2
    28 апреля 2015 09:31
    Не нравится, как написано - так кто не дает написать лучше?..
    1. 0
      28 апреля 2015 12:32
      Цитата: Dragon-y
      Не нравится, как написано - так кто не дает написать лучше?..

      Вы о статье или о сценариях современных сериалов?
      Сценариев столько,что их писать-не переписать
  8. +7
    28 апреля 2015 09:35
    ГЕРОИНЯ народа -победителя!!!
    Слава тем кто жив!!!
    Вечная память погибшим за нас и уже навеки ушедшим от нас!
  9. +1
    28 апреля 2015 09:50
    Женщины не должны воевать. Если женщинам приходится браться за оружие значит мы мужчины чегото недаделали.
    1. +1
      28 апреля 2015 12:35
      Цитата: жаба
      Женщины не должны воевать

      Такое не возможно,но представьте как Вы бы объяснили это очереди таких девчёнок осаждавших тогда военкоматы
      1. 0
        28 апреля 2015 15:17
        Прошу прощения но ключевая фраза вторая.
  10. +1
    28 апреля 2015 11:18
    Цитата: Махмут
    Немецкие лётчики начали вести счёт сбитым самолётам раньше, потому, как они раньше начали войну.

    И ЕЩЕ ОДИН НЮАНС. И НЕМЦЫ,И Ы МЕРИЛИ ВСЕ ПО ЧИСЛУ ДВИГАТЕЛЕЙ НА СБИТОМ САМОЛЕТЕ - СБИЛ ОДИН ДВУХМОТОРНЫЙ, В ЗАЧЕТ ШЛО ДВА САМОЛЕТА И ТАК ДАЛЕЕ.....
  11. +3
    28 апреля 2015 11:25
    Светлая память!
    Трагедия произошедшего и от гибели прекрасной женщины и летчика и в сухости известия о гибели Героини.И почему то очень поздняя оценка подвигу,которому по сути нет ЦЕНЫ, ИБО ЕГО СОВЕРШИЛА ЖЕНЩИНА!!!
    1. 0
      7 августа 2018 11:10
      "Поздняя оценка" имеет основание. Сбитый самолет, как и саму летчицу не нашли. Со слов местных узнали, что ее после посадки на вынужденную она якобы попала в плен. Слухи - слухами, но то что она пропала без вести сказалось на награждении, учитывая то что ее отец был репрессирован, представление на Героя не утвердили, а наградили Орденом Отечественной войны I степени.
      Уже гораздо позже были найдены свидетели ее посадки и обнаружены останки. Имя установили в 1988 году. Наградили посмертно в 90-м.
  12. +4
    28 апреля 2015 11:35
    Кроме того, Люфтваффе засчитывало "победы", а не уничтоженные машины. Отметка о попадании и повреждении на фотопулемете есть - получи. А это -" две большие разницы". Самолет зачастую продолжал вести бой или уходил домой поврежденным, благополучно возвращаясь на свой аэродром.
    1. +6
      28 апреля 2015 12:40
      немцефилов бесполезно тыкать носами в факты. патология осознания...
      сколько лет им, фашистам, показывают белое, но они упорно уверяют, что видят черное.
    2. Комментарий был удален.
  13. +1
    28 апреля 2015 12:39
    Молодец! Вот это люди!
  14. +8
    28 апреля 2015 18:35
    Специально для Трамблёра.

    Тактика Хартманна - избегать от собачьих схваток, нападать из засады.
    Литвяк - выполнение задачи.

    Хартманн выиграл много маленьких боёв, но проиграл битву за небо.
    Лидия сбила не так много самолетов, но выиграла войну.

    Хартманн будучи сбитым симулировал ранение, чтобы не вступать в бой.
    Литвяк обманом дописала себе опыта, чтобы попасть на фронт.

    Хартманн старался валить самых слабых, действовал как шакал.
    Литвяк - всех, в т.ч. и асов.

    Хартманн умер в старости, т.е. как старик.
    Литвяк рассталась с жизнью на поле боя.

    Хартманн был рожден в мужском теле.
    Литвяк - в женском.

    Вопрос - кто из них настоящий воин?

    P.S. А давайте сравнивать Литвяк с женщинами-летчиками других государств, к примеру, соотечественницами того же Хартмана.
    1. +2
      28 апреля 2015 18:54
      Великолепные доводы!!!! +
  15. +1
    28 апреля 2015 21:17
    Цитата: жаба
    Прошу прощения но ключевая фраза вторая.

    Это после войны можно сопли размазывать, когда идет реальная война за выживание народа, тут не до сантиментов и воевать будут все, и мужики и женщины и дети. Или Вы думаете стоять по 12 часов у станка в полуголодном состоянии легче? Или вместо мужика в поле пахать?
  16. +1
    28 апреля 2015 22:04
    Вот Бабы были!!!!!!!!!!!!! Жизнь- Отечеству, Честь -Никому!!!!!!!! 22- года Мама дорогая.
  17. +1
    28 апреля 2015 23:17
    Цитата: stix99
    Цитата: Махмут
    Немецкие лётчики начали вести счёт сбитым самолётам раньше, потому, как они раньше начали войну.

    И ЕЩЕ ОДИН НЮАНС. И НЕМЦЫ,И Ы МЕРИЛИ ВСЕ ПО ЧИСЛУ ДВИГАТЕЛЕЙ НА СБИТОМ САМОЛЕТЕ - СБИЛ ОДИН ДВУХМОТОРНЫЙ, В ЗАЧЕТ ШЛО ДВА САМОЛЕТА И ТАК ДАЛЕЕ.....

    А еще у немецких пилотов были зверские налеты. Т.е. из за нехватки пилотов им приходилось совершать больше боевых вылетов. Как то так. В книге "Великая оболганная война" об этом рассказано подробней.
    1. +1
      28 апреля 2015 23:47
      нехватка пилотов у немцев пошла к концу войны. А до этого курсанты налетывали порядка 150 часов, прежде чем попадали в строевые части. А у нас в первой половине войны в полки приходили молодые лейтенанты и сержанты, у которых налет составлял всего лишь ничего, порядка 30 часов. как о них говорили: взлет-посадка. И в первый месяц их нахождения в полку, полетов и боев проходило становление как пилотов. Кто выживал этой мясорубке - становились неплохими пилотами, а то и асами, которые драли люфтваффе и в хвост и в гриву.
  18. +1
    29 апреля 2015 17:12
    1 августа 1943 г. не вернулась из боевого задания командир звена 3-й эскадрильи 73- го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк. Ни самолета, ни летчицу однополчанам найти не удалось. После гибели Александра Евдокимова, который был ее ведомым в этом бою, поиски прекратили совсем - только он знал, в каком месте упал "Як" его командира...
    Это была одна из самых тяжелых потерь авиационной части за год боевых действий: погибла любимица полка, летчик-истребитель, бесстрашный и умелый боец, уничтоживший в воздушных сражениях 14 немецких боевых самолетов и один аэростат-корректировщик.
    "Пропала без вести": Лаконичная и в то же время совершенно неопределенная запись в карточке военного архива.
    В 1946 году местные жители сдали на металлолом останки Лилиного самолета. Люди надолго потеряли след отважной летчицы.
    Бесстрашная Лиля, геройски погибшая в родном небе, похороненная в своей земле, на долгие годы осталась пропавшей без вести. Длилась эта неопределенность долгие сорок пять лет. Но след отважной летчицы упорно искали все эти годы. Искали однополчане, школьники,солдаты.
    В 1968-м газета "Комсомольская правда" предприняла попытку восстановить честное Лилино имя. Оформление "Комсомолкой" представление к присвоению Л.В.Литвяк звания Героя было направлено в политическое управление ВВС. Поддержав благородный порыв коллектива газеты, командование ВВС все же не забыло о принципе "осторожность - не помеха", и вынесло вердикт: "Ищите. Найдете, будем говорить".
    В 1971-м в поиски Литвяк включились юные бойцы Отряда разведчиков военной славы, которым руководила Валентина Ващенко, учительница 1-й школы города Красный Луч. Несколько лет подряд ребята и девчонки отряда вдоль и поперек "прочесывали" землю в районе села Мариновка.
    Лилин след они нашли неожиданно, почти случайно. Позднее выяснилось следующее. Останки неизвестной летчицы, случайно обнаруженные местными мальчишками, похоронили 26 июля 1969 г. вместе с останками других воинов, погибших в этой районе. Захоронение состоялось в центре села Дмитровка Шахтерского района. Перед этим врачи установили, что останки летчика принадлежат женщине невысокого роста. Так появилась на братской могиле № 19 села Дмитровка среди многих фамилий "Неизвестный летчик".
    Итак - летчица-истребитель! Но кто? В тот период в 8-й воздушной армии их было две - Екатерина Буданова и Лидия Литвяк. Катя геройски погибла в июне 1943-го. Ее могила известна. Значит Лиля? Да, это, безусловно, была она. Полученная из Центрального архива Министерства обороны справка подтвердила сделанный вывод. В июле 1988-го имя Лидии Литвяк увековечено в месте ее захоронения, братской могиле № 19, которая находится в центре села Дмитровка. В ноябре 1988-го приказом заместителя министра обороны внесено изменение в пункт 22-й приказа Главного управления кадров от 16 сентября 1943 г, в отношении судьбы Литвяк написано:
    "Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г."
    Так все белые пятна в судьбе Лили были ликвидированы. Вслед за этим в Верховный Совет СССР ушло представление к присвоению Л.В. Литвяк звания Героя Советского Союза и о повышении в звании посмертно. 6 мая 1990 г. гвардии старшему лейтенанту Литвяк это высокое звание присвоено.
    Честь имею.
    1. 0
      29 апреля 2015 17:28
      Слов благодарности здесь мало. Поэтому низкий поклон, до самой земли, всем тем людям участвовавшим в восстановлении исторической справедливости. СПАСИБО ВСЕМ ВАМ.
  19. 0
    29 апреля 2015 17:58
    Цитата: Виктор123
    нехватка пилотов у немцев пошла к концу войны. А до этого курсанты налетывали порядка 150 часов, прежде чем попадали в строевые части. А у нас в первой половине войны в полки приходили молодые лейтенанты и сержанты, у которых налет составлял всего лишь ничего, порядка 30 часов. как о них говорили: взлет-посадка. И в первый месяц их нахождения в полку, полетов и боев проходило становление как пилотов. Кто выживал этой мясорубке - становились неплохими пилотами, а то и асами, которые драли люфтваффе и в хвост и в гриву.

    Я говорю не о налетах до боевых действий, а именно в них.
  20. 0
    17 ноября 2021 13:16
    Hartmann à 1400 sorties dont 825 de combats pour 87 victoires confirmées et 14 défaites.