Легендарная создательница женских боевых авиаполков

18
Легендарная создательница женских боевых авиаполков


Женщина в гимнастерке с голубыми авиационными петлицами, приветливая, открытая улыбка — такой запомнили советские люди Героя Советского Союза Марину Раскову. Умная, начитанная, страстно увлеченная музыкой, она была волевым, целеустремленным человеком, отважной летчицей. Свою жизнь, а о ней сложены легенды, Марина всецело посвятила авиации.

Родилась Марина Михайловна в Москве, в семье учителя. В 1932 году она устроилась на работу чертежницей в Военно-воздушную академию. Вскоре Марина стала лаборанткой кафедры аэронавигации, здесь она заинтересовалась специальностью авиационного штурмана. Раскова стала учиться производить штурманские расчеты и изучать теорию аэронавигации. Ознакомительные полеты в 1933 году предопределили дальнейшую жизнь и судьбу Марины Расковой. Она решила стать штурманом. Работая в академии, Марина самостоятельно изучила аэронавигацию и в 1934 году в Центральном учебном комбинате Гражданского воздушного флота сдала экстерном экзаменационные испытания на звание штурмана. После этого Раскова была назначена инструктором-летнабом аэронавигационной лаборатории и сама стала обучать слушателей академии штурманскому делу. Это была высокая честь для молодой женщины-авиатора. Одновременно, совмещая с основной работой, она закончила школу летчиков Центрального аэроклуба Осоавиахима и весьма хорошо летала на легких спортивных самолетах.

Как штурман Раскова совершила несколько дальних беспосадочных перелетов, побывала в экспедициях по прокладке новых авиационных трасс, составляла сложные и ответственные навигационные расчеты для проведения воздушных парадов в небе Москвы, в которых и сама Марина Михайловна неоднократно участвовала. В 1937 году, с летчицей Валентиной Гризодубовой она пролетела по маршруту Москва-Актюбинск 1443 километра и установила новый женский мировой рекорд дальности полета по прямой. В. Гризодубова и М. Раскова побили международный рекорд полета по прямой американских летчиц, которые пролетели около 800 километров.

В 1938 году М. Раскова, П. Осипенко и В. Ломако установили рекорд дальности полета на гидросамолете по маршруту Севастополь — Архангельск. По прямой было пройдено расстояние 2241 км. Итогом этого периода жизни Расковой стал героический беспосадочный полет по маршруту Москва — Дальний Восток осенью 1938 года, совершенный совместно с В. Гризодубовой и П. Осипенко на двухмоторном самолете «Родина». За 26 часов и 29 минут «Родина» прошла маршрут 6450 километров. Этот подвиг был высоко оценен нашим народом и правительством страны. Указом Президиума Верховного Совета СССР 2 ноября 1938 года отважным летчицам В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко, М.М. Расковой, первым из женщин страны, присвоили звание Героя Советского Союза.



В тяжелые для Родины дни осени 1941 года, когда враг рвался к столице, началась организация трех женских авиаполков. Эти авиационные подразделения формировались из состава девушек-летчиц ГВФ и Осоавиахима. Но для обслуживания самолетов требовался технический состав. Центральный комитет комсомола мобилизовал девушек комсомолок с предприятий и студенток, которые и пополнили ряды этих полков. Создание женских авиационных полков не имело аналогов в истории.

Задача была сложная и совершенно новая. Требовалось подготовить истребительный авиаполк, вооруженный лучшими, по тому времени в нашей авиации истребителями Як-1, а также авиаполк ночных бомбардировщиков на легких самолетах У-2 и полк бомбардировщиков, вооруженный новейшими для военных лет пикировщиками Пе-2. Гражданских летчиц необходимо было обучить летать на боевых самолетах и воевать, а остальных девушек — обслуживать авиационную технику. Нужно было научить, всех владеть оружием. Нужно было научить девушек, будущих штурманов, прокладывать маршрут, находить цель и точно наносить по ней бомбовый удар, вести огонь по воздушным целям и отражать атаки противника в воздухе. Безусловно, что в те короткие сроки, что были отпущены на подготовку новых авиационных полков, была возможность дать исключительно основы военных знаний. Дальнейший опыт борьбы познавался девушками уже на фронте.

Формирование этих авиационных полков поручили известному штурману страны Герою Советского Союза М.М. Расковой. Ей были быстро налажены учеба девушек и тренировочные полеты на учебных самолетах, а затем и на боевых. Она умела все делать с огоньком, и заражала своей активностью окружающих. Ее красивое лицо, умный взгляд серых глаз, приветливая улыбка располагали к себе. Она часто рассказывала девушкам, как ей самой хотелось лететь на фронт в самые первые дни начавшейся войны и бить ненавистного врага. Но командование поручило ей организацию женских авиаполков, потому что тысячи девушек, и среди них многие летчицы, стремились на фронт и хотели защищать Родину. Надо было помочь им в этом. Командование полков было подобрано из кадровых женщин-офицеров, которых назначили на должности комиссаров, инженеров, штурманов частей. Но их было очень мало.

Большинство же девушек-добровольцев впервые надели военную форму. Конечно, не сразу становились они военными, не сразу привыкали к четкому распорядку воинской части. Но большое желание девушек стать на фронте настоящими военными помогло им. И день ото дня они получали все меньше замечаний. Огромную заботу проявляла Раскова о здоровье, питании и обмундировании девушек. Она доставала все необходимое для полков: от белья до самолетов. Летала в Москву, в Куйбышев и иные города, следила за тем, как идет дело со снабжением. Марина Михайловна была неплохим оратором. Она выступала горячо и ярко, никогда не читала «по бумажке». Она говорила девушкам: «Мы должны продолжать славные традиции русской женщины-воина. Нет преград для нас и условностей, мешавших Надежде Дуровой полностью проявлять мужество и героизм. Нам все дано: и право защищать Родину, и грозное оружие — боевые самолеты. Что ж, сможем оправдать надежды, которые возлагает на нас Родина?» «Оправдаем!» — единодушно отвечали ей девушки. «И я в этом уверена!» — подытожила Раскова. Девушки любили Марину Михайловну, они верили ей и смело, без колебаний шли за ней.

Раскова была в жизни веселым и жизнерадостным человеком. Но суровое время войны и огромная ответственность, которая легла на ее плечи, делали ее очень собранной, иногда несколько суровой и требовательной до деталей в необходимом. Ей очень нравилось петь. В детстве у нее проявились способности, она училась в музыкальной школе. Больше всего она любила Римского-Корсакова. А в дни войны, в небольшом кругу, она с удовольствием пела полюбившиеся песни: «Ой, Днипро, Днипро, ты широк, могуч…» или «Землянку».

Далеко в эвакуации были ее родные: дочка Таня и мать Анна Спиридоновна. Как радовалась Марина, получая письма от родных. Особенно трогали ее письма Танюши. Раскова говорила: «Ждут меня, скучают. Какое счастливое будет время, когда кончится война». Ее любовь к детям была какой-то особенно священной. Если только нужно была помощь ребенку, она доставала все: и лекарства и самолет, и находила возможность отпустить мать к семье.



Раскова смело назначала девушек на командные должности, учитывая при этом и черты характера, и их способности, и, естественно, желание. О том насколько успешно были Мариной Михайловной подобраны летчицы на руководящие должности, показала сама жизнь. Воспитанницы Расковой с почетом оправдали оказанное им доверие. Е.Д. Бершанская, например, ныне полковник запаса, командовала полком ночных бомбардировщиков и отлично справилась с задачей. А в историю истребительной авиации вошли имена таких командиров эскадрилий и звеньев как: Р. Беляева, Л. Хомякова, В.Лисицына, Т. Памятных, К. Буданова. Храбро и беспощадно били они врага, смело, и уверенно вели за собой в бой своих подчиненных. Великолепно показали себя и командиры эскадрилий бомбардировщиков Ж. Тимофеева, Н. Федутенко, К. Фомичева, отлично водили свои звенья М. Долина, Л. Губина, С. Кривоногова. А штурманы В. Кравченко, Г. Ольховская, Т. Зубкова, Г. Джунковская стали снайперами бомбардировочных ударов.



Марина Михайловна Раскова приняла командование полком пикирующих бомбардировщиков. Во главе своего полка она повела эскадрильи на фронт. Надо сказать, что этот полк был уже третьим, который она подготовила. Еще весной 1942 года она возглавила перелет на фронт двух других полков — истребительного и ночных бомбардировщиков. Полки были переданы командованию и до самого конца войны участвовали в боях. Четвертого января 1943 года при перелете на фронт под Сталинград самолет Пе-2, который пилотировала Раскова, попал в туман со снегопадом и потерпел крушение.

Прах легендарной летчицы и ныне покоится на Красной площади у Кремлевской стены, а ее славные дела, совершенные в годы войны и в мирное время, долгие годы являются примером для уже многих поколений авиаторов нашей страны.



Источники:
Виталий Г., Полунина Е., Хазанов Д. Женские лица воздушной войны // Авиамастер. 2000. №3. С. 6-7.
Казаринова М. Летчица из легенды // Крылья Родины: сб. статей. М.: ДОСААФ СССР, 1983. С. 128-131.
Бабаков А. Герои Советского Союза. Том.2. М.: Воениздат, 1987. С. 345.
Раскова М. До берегов Амура. // Поэма о крыльях: сб. статей. М.: Современник. 1988. С. 213-220.
Калашников Б. Драма "Родины" // Знание — сила. 2008. № 10. С. 92-99.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    29 апреля 2015 07:02
    Не знал, что были истребительные женские полки. Не знал, что Раскова их формировала. Хотя о довоенной жизни Расковой читал много и даже ее книгу с интересом прочел. Сильные люди были в то время... Сильные и с большой душой. Вечная им память!!!
    1. +1
      29 апреля 2015 18:18
      Цитата: qwert
      Не знал, что были истребительные женские полки.

      Уважаемый коллега Эдуард, Вы и не могли знать об этом, т.к. таких полков не существовало. Был сформирован только ночной легкобомбардировочный авиаполк.
      Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии»[1]. Руководила сформированием Марина Раскова. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка.[2] Партийно-политическое руководство полком возглавила Мария Рунт.
      Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельс. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Создаваемые согласно тому же приказу два других женских авиаполка (а точнее был подготовлен только лётный состав двух эскадрилий истребителей, которые были включены в фронтовые авиаполки полки, и бомбардировочная эскадрилья, которую на фронте раздёргали по полкам) так и не были окончательно сформированы в следствии гибели Расковой, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов.
      23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года.
      Приказом НКО СССР № 64 от 8 февраля 1943 года, за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено почётное звание «Гвардейский» и он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.
      1. +3
        29 апреля 2015 19:08
        14мая 1941 года женский истребительный авиаполк включился в боевую работу в составе 114 истребительной авиадивизии ПВО. И только 10 сентября 1941 года состав 586 полка разбавили мужским пополнением, причем как отмечают ветераны, "зеленым" пополнением, подготовкой и вводом его в бой занимались девушки. Что такое 4 месяца войны? Это много. И этот период полк был исключительно женским. Да и потом костяк полка еще долгое время составляли именно девушки Расковой, многие из которых стали асами и имели награды. Так, что говорить, что не было такого полка, как минимум спорно. И не видеть заслуги Расковой в этом тоже. Её вклад был бы столь же велик подготовь она несколько женских эскадрилий для разных полков. Все равно-это ее воспитанницы, и все сбитые ими самолеты- это вклад в Победу и Марины Расковой.
        1. -2
          29 апреля 2015 21:45
          Цитата: Инженер-технарь
          14мая 1941 года женский истребительный авиаполк включился в боевую работу в составе 114 истребительной авиадивизии ПВО.

          ??????????????

          Цитата: Инженер-технарь
          И только 10 сентября 1941 года состав 586 полка разбавили мужским пополнением, причем как отмечают ветераны, "зеленым" пополнением, подготовкой и вводом его в бой занимались девушки.

          - Как мог женский полк быть разбавлен мужским пополнением 10 сентября 1941 года, если только через месяц появился Приказ НКО СССР № 0099 от 08.10.41 «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии»? К тому же девушки до прибытия в полк никогда не летали на истребителях и не воевали. Чему они могли научить «зелёное мужское пополнение»?
          - Октябрь 1941 года — 10 апреля 1942 года. Полк был сформирован по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». Руководила сформированием Марина Раскова. К 9 декабря 1941 года двадцать пять пилотов (девушек), назначенных в 586иап, сдали все экзамены по новейшей материальной части на одноместном фронтовом истребителе Як-1.
          - Лётчица Прохорова, Евгения Филипповна с декабря 1941-го по март 1942 года исполняла обязанности командира 586иап. По штатно-должностному списку командир 586иап Тамара Казаринова прибыла в полк только 23 февраля 1942 года. В феврале 1942 г. Пришёл Приказ о присвоении девушкам воинских званий.
          - 10 апреля — 14 мая 1942. Промежуточный аэродром Разбойщина (ныне п. Жасминка).
          - 14 мая 1942 — февраль 1943. Приказом фронта полк остаётся на обороне Саратове, аэродром Анисовка, подчинение 144иад ПВО.
          - 9 октября 1942 заместитель Народного комиссара обороны СССР генерал-лейтенант Громадин отстранил от должности командира полка Т. А. Казаринову. В дальнейшем командовали полком мужчины.
          - Лётчики полка во время ВОВ произвели 4419 боевых вылетов, провели 125 воздушных боёв, сбили 38 самолётов противника.
          - После гибели М. Расковой полк стал именоваться 586-й истребительный авиационный полк им. М.Расковой
          - В журнале АвиаМастер № 03 за 2000 год есть статья авторов Горбач В., Полунина Е., Хазанов Д. «Женские лица воздушной войны».

          Цитата: Инженер-технарь
          И не видеть заслуги Расковой в этом тоже. Её вклад был бы столь же велик подготовь она несколько женских эскадрилий для разных полков.

          Уважаемый коллега Александр, Вы не внимательно относитесь к комментариям коллег.
          В комментариях было написано: «Создаваемые согласно тому же приказу два других женских авиаполка (а точнее был подготовлен только лётный состав двух эскадрилий истребителей, которые были включены во фронтовые авиаполки полки, и бомбардировочная эскадрилья, которую на фронте раздёргали по полкам) так и не были окончательно сформированы вследствие гибели Расковой…»
          1. 0
            30 апреля 2015 09:36
            "В журнале АвиаМастер № 03 за 2000 год есть статья авторов Горбач В., Полунина Е., Хазанов Д. «Женские лица воздушной войны»." там как раз на третьей странице справа и пишут, что девушкам пришлось обучать молодое пополнение.
        2. 0
          29 апреля 2015 22:10
          587-й бомбардировочный авиационный полк им. М.Расковой, затем 125-й гвардейский бомбардировочный Борисовский орденов Суворова и Кутузова авиационный полк им. М.Расковой. Полк изначально был сформирован смешанного состава. Командир полка - майор Раскова Марина Михайловна по 4 января 1943 (погибла в авиакатастрофе при перелёте на фронт).
          В дальнейшем полком командовали - подполковник Марков Валентин Васильевич с 5 января 1943 г. по 14 апреля 1945 г. и гв. майор Титенко Семен Моисеевич с 14 апреля по 9 мая 1945 года.
          Ссылка на списочный состав полка - http://www.nashapobeda.lv/1597.html
          1. 0
            30 апреля 2015 08:21
            ну, как так? Был полк. Дошел до победы. Сформировала Раскова. Как и любой полк в ходе боевых действий пополнялся. Но, в любом случае он был. Значит ее полк-то.

            Хотя, Гамдлислям, Вы спор перевели уже на другую тему. В статье о формировании полков Расковой. Вы же не будете спорить, что она это инициировала и этим занималась? А про их славный путь и боевой состав (уже после гибели Расковой, т.е. это уже отдельная тема) можете написать отдельную статью. В предверии победы это будет не лишним. Наверняка там были асы и герои, которых не грех и вспомнить еще раз.

            Цитата: Инженер-технарь
            14мая 1941 года женский истребительный авиаполк включился в боевую работу в составе 114 истребительной авиадивизии ПВО. И только 10 сентября 1941 года

            Точнее будет 1942 года, а не 1941.

            Цитата: Инженер-технарь
            . Что такое 4 месяца войны? Это много.

            Тут не поспоришь. Это более чем много. Когда читаешь мемуары летчиков-истребителей, то как правило они вспоминают, что в августе их полк остался без машин, а Кожевников к примеру пишет, что в августе из всего полка осталось всего два летчика и один "ишачок". Вот и выходит, что через 2-3 месяца боевой работы в 1941 году многие полки нуждались в перформировании. Война была страшной мясорубкой.
            1. +1
              30 апреля 2015 09:03
              Цитата: qwert
              ну, как так? Был полк. Дошел до победы.

              Уважаемый коллега Эдуард, где-то в августе - начале сентября 1942 года из 586 полка (двух эскадрильного состава) восемь экипажей (первая эскадрилья) под командованием Раисы Беляевой убыли под Сталинград, где продолжили боевую службу в другом полку.
              Вместо убывших девушек была сформирована эскадрилья уже из мужчин. Полк провоевал всю войну в составе ПВО.
              В бомбардировочном 587 полку (который формировала Раскова М.М. и где была назначена командиром) была изначально лишь одна эскадрилья женская. Кроме этого надо учитывать, что лётный состав в полку составляет лишь 10-15% от списочного состава. В наземном составе 586 и 587 полков преобладали мужчины (в других авиаполках РККА в наземном составе, а иногда и в лётном, также были женщины).
              Вот поэтому я и утверждаю, что чисто женским был только один 588 авиаполк, воевавший на самолётах По-2 (У-2).
        3. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
  2. +5
    29 апреля 2015 08:19
    Удивляет то, что Марина Михайловна Раскова самостоятельно изучила аэронавигацию, сдала экстерном экзаменационные испытания на звание штурмана и сама стала обучать слушателей академии штурманскому делу. Очень способная была женщина. Жаль, что рано погибла. Светлая память М.М.Расковой.
    1. +5
      29 апреля 2015 09:50
      Ничего удивительного нет. Если посмотреть учебники тех годов, как не странно, они на порядок, а то и два выше по информированию, изложению, простоте в понимании. Плюс, следует заметить, что люди те были настойчивы и упорнее чем мы, мало спали, много работали, и жили идеей. Так что тут все понятно. Прекрасная женщина, сильная, красивая, умная! Вечная ей память!
  3. +3
    29 апреля 2015 09:02
    В СССР была книга "Ночные ведьмы" - про легкий бомбардировочный полк созданный Расковой. Там очень хорошо описан их боевой путь, и, самое главное ЖИЗНЬ этих БОЕВЫХ девушек,и очень жаль, что сейчас об этом никто не слышал. Да и не хочет слушать....
    Современные девушки только танцами "пчелок" и шмотками интересуются и не более.
    1. +3
      29 апреля 2015 10:03
      Сейчас вообще мало кто читает, ни истори не знают, ни героев своих. Произошла подмена понятий. Раньше жили идеей, будущим своих детей, дружбой... А сейчас только животные инстинкты. Молодеж, в живую, даже знакомиться разучилась. Кроме контакта, фейсбука та твитера ни чего не видят и не слышат. А потом всякие майданы появляются и желание "жить в европе с кружевыми трусиками"! Имеем, что имеем... Сами виноваты, нужно заниматься воспитанием! В одном блоге, к сожалению не помню кто, блогер написал хороший совет, что нужно в два раза меньше своим детям давать денег и в два раза больше с ними проводить время! Вот тогда наверное и начнет получаться правильно воспитывать! Может и танцы "пчелок" уйдут в небытие...
  4. XYZ
    +2
    29 апреля 2015 16:43
    В детстве с большим интересом читал книгу М.М. Расковой "Записки штурмана". Замечательная книга, как и ее автор.
  5. 0
    29 апреля 2015 21:04
    Настоящая женщина-герой,про которых нужно рассказывать подрастающему поколению,чтобы знали,кто настоящие герои,а не эти которые в Голливудских-боевиках всех подряд <<мочат>>!
    1. +1
      30 апреля 2015 08:34
      Про нее тоже можно было бы снять фильм. Но, с другой стороны, лучше не надо.
      А то, к чему не прикоснуться наши демократические режиссеры - таким гадким становится. Они ведь все опошлят и испоганят.
  6. 0
    30 апреля 2015 09:33
    Только сейчас дошло. Прошу прощения у автора, что своим неверным комментарием, развел здесь бодягу. В статье нигде и не говориться, что все эти полки воевали в изначальном варианте и еще неправильно использовал множественное число..

    Гамдислям, я понял, что Вы хотели уточнить именно по моему комменту, а не оспорить заслуги Расковой в формировании авиационных частей.
  7. ту-95рц
    0
    30 апреля 2015 10:12
    Валентина Степановна Гризодубова вспоминает:

    "Марина Раскова выросла в семье музыканта,
    хорошо играла на фортепьяно и специалисты прочили ей карьеру певицы.
    Но...Однажды ей предложили работу чертежницы в аэронавигационном отделе в
    Военно-воздушной академии, а в 1931 году Марина в 21-летнем возрасте сдала
    экстерном (!) экзамены на званаие штурмана, став, таким образом, одной из
    первых женщин аэронавигаторов в СССР.

    Очень немногие знали, что у М.Расковой было еще одно, негласное место службы - в НКВД. Я уверена, что из за нее пострадало
    много людей. У нас, можно сказать, получилось "распределение ролей":
    она сажала, а я бегала по инстанциям и старалась вытащить" ​

    Первоисточник
    здесь: http://forum.a.evvaul.com/index.php?topic=1065.0 Здесь же есть и другие интересные моменты связанные с со знаменитым перелётом.
    1. 0
      30 апреля 2015 19:19
      Цитата: ту-95рц
      Очень немногие знали, что у М.Расковой было еще одно, негласное место службы - в НКВД. Я уверена, что из за нее пострадаломного людей. У нас, можно сказать, получилось "распределение ролей":она сажала, а я бегала по инстанциям и старалась вытащить" ​

      Уважаемый Виктор Константинович, прочитав Ваш коментарий, вынужден ответить, чтобы развееть некоторые мифы 90-х годов.
      В воспоминаниях (мемуарах) Главного маршала авиации Голованова Александра Евгеньевича командующего Авиации дальнего действия в годы войны - "Дальняя бомбардировочная..." (впервые изданна в полном объёме без цензурных правок в 2004 г.) командиру полка дальней авиации Гризадубовой Валентине Степановне посвящено лишь несколько обзащев. И те связаны с доносами, которые Вапентина Степановна написала Сталину И.В. на Голованова А.Е. за то, что он отказался её назначать командиром дивизии (несмотря на её многочисленные домогательства).
      По указанию Сталина И.В. было проведено расследования всех "сигналов", указанных в доносе Гризодубовой В.С.. Увы, они не подтвердились.
      Я сейчас не помню в чьих воспоминаниях читал, но там упоминалось, что когда Голованов А.Е. спросил у Сталина И.В. разрешения о назначении Гризодубовой А.С. командиром полка (АДД подчинялась непосредственно Сталину И.В.), то Иосиф Виссарионович посоветовал Голованову хорошенько подумать, прежде чем принимать такое решение.
      И заметьте, Гризодубова В.С. была назначена командиром уже действующего полка, сформированного из лётчиков ГВФ (гражданская авиация).
      Раскова М.М. сама обратилась к Сталину И.В. с предложением сформировать боевые полки, и три полка сформировала (командиром одного из них была назначена впоследствии).