Легендарная создательница женских боевых авиаполков

Легендарная создательница женских боевых авиаполков


Женщина в гимнастерке с голубыми авиационными петлицами, приветливая, открытая улыбка — такой запомнили советские люди Героя Советского Союза Марину Раскову. Умная, начитанная, страстно увлеченная музыкой, она была волевым, целеустремленным человеком, отважной летчицей. Свою жизнь, а о ней сложены легенды, Марина всецело посвятила авиации.


Родилась Марина Михайловна в Москве, в семье учителя. В 1932 году она устроилась на работу чертежницей в Военно-воздушную академию. Вскоре Марина стала лаборанткой кафедры аэронавигации, здесь она заинтересовалась специальностью авиационного штурмана. Раскова стала учиться производить штурманские расчеты и изучать теорию аэронавигации. Ознакомительные полеты в 1933 году предопределили дальнейшую жизнь и судьбу Марины Расковой. Она решила стать штурманом. Работая в академии, Марина самостоятельно изучила аэронавигацию и в 1934 году в Центральном учебном комбинате Гражданского воздушного флота сдала экстерном экзаменационные испытания на звание штурмана. После этого Раскова была назначена инструктором-летнабом аэронавигационной лаборатории и сама стала обучать слушателей академии штурманскому делу. Это была высокая честь для молодой женщины-авиатора. Одновременно, совмещая с основной работой, она закончила школу летчиков Центрального аэроклуба Осоавиахима и весьма хорошо летала на легких спортивных самолетах.

Как штурман Раскова совершила несколько дальних беспосадочных перелетов, побывала в экспедициях по прокладке новых авиационных трасс, составляла сложные и ответственные навигационные расчеты для проведения воздушных парадов в небе Москвы, в которых и сама Марина Михайловна неоднократно участвовала. В 1937 году, с летчицей Валентиной Гризодубовой она пролетела по маршруту Москва-Актюбинск 1443 километра и установила новый женский мировой рекорд дальности полета по прямой. В. Гризодубова и М. Раскова побили международный рекорд полета по прямой американских летчиц, которые пролетели около 800 километров.

В 1938 году М. Раскова, П. Осипенко и В. Ломако установили рекорд дальности полета на гидросамолете по маршруту Севастополь — Архангельск. По прямой было пройдено расстояние 2241 км. Итогом этого периода жизни Расковой стал героический беспосадочный полет по маршруту Москва — Дальний Восток осенью 1938 года, совершенный совместно с В. Гризодубовой и П. Осипенко на двухмоторном самолете «Родина». За 26 часов и 29 минут «Родина» прошла маршрут 6450 километров. Этот подвиг был высоко оценен нашим народом и правительством страны. Указом Президиума Верховного Совета СССР 2 ноября 1938 года отважным летчицам В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко, М.М. Расковой, первым из женщин страны, присвоили звание Героя Советского Союза.



В тяжелые для Родины дни осени 1941 года, когда враг рвался к столице, началась организация трех женских авиаполков. Эти авиационные подразделения формировались из состава девушек-летчиц ГВФ и Осоавиахима. Но для обслуживания самолетов требовался технический состав. Центральный комитет комсомола мобилизовал девушек комсомолок с предприятий и студенток, которые и пополнили ряды этих полков. Создание женских авиационных полков не имело аналогов в истории.

Задача была сложная и совершенно новая. Требовалось подготовить истребительный авиаполк, вооруженный лучшими, по тому времени в нашей авиации истребителями Як-1, а также авиаполк ночных бомбардировщиков на легких самолетах У-2 и полк бомбардировщиков, вооруженный новейшими для военных лет пикировщиками Пе-2. Гражданских летчиц необходимо было обучить летать на боевых самолетах и воевать, а остальных девушек — обслуживать авиационную технику. Нужно было научить, всех владеть оружием. Нужно было научить девушек, будущих штурманов, прокладывать маршрут, находить цель и точно наносить по ней бомбовый удар, вести огонь по воздушным целям и отражать атаки противника в воздухе. Безусловно, что в те короткие сроки, что были отпущены на подготовку новых авиационных полков, была возможность дать исключительно основы военных знаний. Дальнейший опыт борьбы познавался девушками уже на фронте.

Формирование этих авиационных полков поручили известному штурману страны Герою Советского Союза М.М. Расковой. Ей были быстро налажены учеба девушек и тренировочные полеты на учебных самолетах, а затем и на боевых. Она умела все делать с огоньком, и заражала своей активностью окружающих. Ее красивое лицо, умный взгляд серых глаз, приветливая улыбка располагали к себе. Она часто рассказывала девушкам, как ей самой хотелось лететь на фронт в самые первые дни начавшейся войны и бить ненавистного врага. Но командование поручило ей организацию женских авиаполков, потому что тысячи девушек, и среди них многие летчицы, стремились на фронт и хотели защищать Родину. Надо было помочь им в этом. Командование полков было подобрано из кадровых женщин-офицеров, которых назначили на должности комиссаров, инженеров, штурманов частей. Но их было очень мало.

Большинство же девушек-добровольцев впервые надели военную форму. Конечно, не сразу становились они военными, не сразу привыкали к четкому распорядку воинской части. Но большое желание девушек стать на фронте настоящими военными помогло им. И день ото дня они получали все меньше замечаний. Огромную заботу проявляла Раскова о здоровье, питании и обмундировании девушек. Она доставала все необходимое для полков: от белья до самолетов. Летала в Москву, в Куйбышев и иные города, следила за тем, как идет дело со снабжением. Марина Михайловна была неплохим оратором. Она выступала горячо и ярко, никогда не читала «по бумажке». Она говорила девушкам: «Мы должны продолжать славные традиции русской женщины-воина. Нет преград для нас и условностей, мешавших Надежде Дуровой полностью проявлять мужество и героизм. Нам все дано: и право защищать Родину, и грозное оружие — боевые самолеты. Что ж, сможем оправдать надежды, которые возлагает на нас Родина?» «Оправдаем!» — единодушно отвечали ей девушки. «И я в этом уверена!» — подытожила Раскова. Девушки любили Марину Михайловну, они верили ей и смело, без колебаний шли за ней.

Раскова была в жизни веселым и жизнерадостным человеком. Но суровое время войны и огромная ответственность, которая легла на ее плечи, делали ее очень собранной, иногда несколько суровой и требовательной до деталей в необходимом. Ей очень нравилось петь. В детстве у нее проявились способности, она училась в музыкальной школе. Больше всего она любила Римского-Корсакова. А в дни войны, в небольшом кругу, она с удовольствием пела полюбившиеся песни: «Ой, Днипро, Днипро, ты широк, могуч…» или «Землянку».

Далеко в эвакуации были ее родные: дочка Таня и мать Анна Спиридоновна. Как радовалась Марина, получая письма от родных. Особенно трогали ее письма Танюши. Раскова говорила: «Ждут меня, скучают. Какое счастливое будет время, когда кончится война». Ее любовь к детям была какой-то особенно священной. Если только нужно была помощь ребенку, она доставала все: и лекарства и самолет, и находила возможность отпустить мать к семье.



Раскова смело назначала девушек на командные должности, учитывая при этом и черты характера, и их способности, и, естественно, желание. О том насколько успешно были Мариной Михайловной подобраны летчицы на руководящие должности, показала сама жизнь. Воспитанницы Расковой с почетом оправдали оказанное им доверие. Е.Д. Бершанская, например, ныне полковник запаса, командовала полком ночных бомбардировщиков и отлично справилась с задачей. А в историю истребительной авиации вошли имена таких командиров эскадрилий и звеньев как: Р. Беляева, Л. Хомякова, В.Лисицына, Т. Памятных, К. Буданова. Храбро и беспощадно били они врага, смело, и уверенно вели за собой в бой своих подчиненных. Великолепно показали себя и командиры эскадрилий бомбардировщиков Ж. Тимофеева, Н. Федутенко, К. Фомичева, отлично водили свои звенья М. Долина, Л. Губина, С. Кривоногова. А штурманы В. Кравченко, Г. Ольховская, Т. Зубкова, Г. Джунковская стали снайперами бомбардировочных ударов.



Марина Михайловна Раскова приняла командование полком пикирующих бомбардировщиков. Во главе своего полка она повела эскадрильи на фронт. Надо сказать, что этот полк был уже третьим, который она подготовила. Еще весной 1942 года она возглавила перелет на фронт двух других полков — истребительного и ночных бомбардировщиков. Полки были переданы командованию и до самого конца войны участвовали в боях. Четвертого января 1943 года при перелете на фронт под Сталинград самолет Пе-2, который пилотировала Раскова, попал в туман со снегопадом и потерпел крушение.

Прах легендарной летчицы и ныне покоится на Красной площади у Кремлевской стены, а ее славные дела, совершенные в годы войны и в мирное время, долгие годы являются примером для уже многих поколений авиаторов нашей страны.



Источники:
Виталий Г., Полунина Е., Хазанов Д. Женские лица воздушной войны // Авиамастер. 2000. №3. С. 6-7.
Казаринова М. Летчица из легенды // Крылья Родины: сб. статей. М.: ДОСААФ СССР, 1983. С. 128-131.
Бабаков А. Герои Советского Союза. Том.2. М.: Воениздат, 1987. С. 345.
Раскова М. До берегов Амура. // Поэма о крыльях: сб. статей. М.: Современник. 1988. С. 213-220.
Калашников Б. Драма "Родины" // Знание — сила. 2008. № 10. С. 92-99.
Автор:
Инженер-технарь
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

18 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти