Штурмовик «Hs 129»

39
Штурмовик «Hs 129»


Анализируя использование авиации в боях первых месяцев гражданской войны в Испании, министерство авиации Германии сделало вывод о целесообразности разработки специального бронированного самолёта огневой поддержки. Эта машина должна была бороться с бронетехникой и буквально взламывать линию обороны противника, из-за чего получила неофициальное имя "крылатый консервный нож".

Разработка штурмовика началась осенью 1937 года, когда руководство «Люфтваффе» составило технические требования к нему. Самолет планировался одноместным, в первую очередь из-за экономии веса, необходимого для обеспечения бронирования кабины. Отказ от заднего стрелка объяснялся также и тем, что штурмовик должен был «работать» под прикрытием истребителями. Двигателей, по мыслям экспертов, требовалось не менее двух, чтобы в случае повреждения одного из них, машина могла вернуться на базу. В качестве основного вооружения запланировали две 20-мм пушки.

Принять участие в проекте решили четыре германских авиационные фирмы: "Гота" (этот концерн вскоре вышел из участия в конкурсе), Гамбургский авиазавод (позднее переименованный в "Блом и Фосс"), "Фокке-Вульф" и "Хеншель". Невзирая на заданные строгие условия, каждая фирма располагала своими взглядами на штурмовик. Наиболее необычным был проект Р.40 Гамбургского авиационного завода, выполненный по асимметричной аэродинамической схеме, с кабиной-гондолой, располагавшейся справа от мотора. Однако это новаторское решение не получило понимания у военных, хотя в дальнейшем "Блом и Фосс" смогла выпустить малую серию самолетов-разведчиков BV 141, имеющих аналогичную схему. Конструкторы "Фокке-Вульфа" проектировали двухместную машину, базирующуюся на проекте двухбалочного разведчика Fw 189 (знаменитая "рама").

Наиболее точно отвечала техническим требованиям разработка Фридриха Николауса, главного конструктора "Хеншеля". Это проект представлял собой классический одноместный моноплан с парой перевёрнутых V-образных моторов "Аргус" и забронированной кабиной пилота. Фюзеляж в сечении был треугольным, для обеспечения более удобного расположения броне листов. Лётчик располагался в вершине этого треугольника, поэтому кабина была очень тесной, летчик фактически упирался своими плечами в её стенки.



Рассмотрение проектов "Фокке-Вульфа" и "Хеншеля" состоялось весной 1938 года. По причине того, что главный конструктор "Фокке-Вульфа" Курт Танк принял решение переоборудовать первый опытный экземпляр Fw 189V1 в самолет-штурмовик, только после проведения его испытаний в первоначальном варианте разведчика, то главное внимание уделили машине "Хеншеля". Задание на постройку прототипа выдали не сразу, тем более что вопросов и претензий к представленному проекту хватало.

В первую очередь отмечали очень тесную кабину. Однако чтобы ликвидировать этот недостаток, требовалось совершенно иное бронирование кабины, это влекло следом и полную переделку самолёта. В итоге решили оставить всё как есть, сочтя, что летчик может и потерпеть, так как продолжительность полёта штурмовика была небольшой.

В сентябре 1938 года министерство авиации заказало три прототипа, получивших обозначение Hs 129, одновременно начав подготовку оснастки для серийного производства. Первый Hs 129V1 подготовили в апреле 1939 года, а через полтора месяца вышли Hs 129V2 и V3. Пустые машины потяжелели на 12%, к тому же на них установили двигатели "Аргус" As 410A-0 по 430 л. с., вместо предусмотренных по 465 л.с. Из-за этого даже без вооружения и с неполной заправкой самолёт не достигал обещанных характеристик. Штурмовик получился инертным, а из-за больших усилий на органах управления, оказался, практически неуправляемым на углах пикирования более 45°. Из-за этого разбился Hs 129V1 во время лётных испытаний.

Такое положение вещей было явно неприемлемым, и фирма срочно провела доработки. На Hs 129V4, ставшим родоначальником серии Hs 129А-0, прежде всего, поставили двигатели As 410А-1 с обещанной мощностью в 465 л.с., и триммеры на рули высоты и направления с электроприводом.

Лётные испытания первых самолётов проводили в Рехлине как заводские, так и военные летчики. Их мнение было единодушным. Самолёт оказался очень тяжёлым в управлении, особенно у земли в турбулентной атмосфере. Продолжить полёт на одном двигателе тяжёлая машина практически не могла. Помимо тесной кабины, много нареканий вызывало недостаточное остекление фонаря, поэтому из-за скверной видимости ещё больше осложнялось управление. Поменяв форму фонаря и увеличив площадь остекления, с этой проблемой как-то справились, хотя расположенное почти у самого лица пилота, толстенное 75-мм бронестекло всё равно ухудшало видимость. Из-за тесной кабины ручку управления сделали короткой и с малым запасом хода, что требовало больших усилий от пилота при манёврах. В тесной кабине не хватило места для всех приборов, и контрольные индикаторы двигателей расположили на мотогондолах, поэтому следить за их показаниями было крайне неудобно.

Такое обилие недостатков, казалось, должно было однозначно привести к остановке работ по Hs 129, но двухместный Fw 189V1b оказался ещё более тяжёлым и крупным. Оснащённый такими же двигателями и похожим бронированием кабины, Fw 189V1b показал худшие лётные характеристики, отличаясь, правда, немного более легким управлением.

Фирма "Фокке-Вульф" в дальнейшем выпустила улучшенный вариант штурмовика Fw 189V6 (не прошедшего в серию), который проходил оценку во 2-й эскадрилье второй учебной авиационной эскадры, организованной летом 1940 года для эксплуатационных испытаний первых Hs 129A-0.



Кабина Hs 129, защищенная толстыми листами брони, давала повод лётчикам шутить, что самолёт выполнен в стиле паровоза, намекая на известность фирмы "Хеншель" своими локомотивами. Переднюю часть кабины образовали четыре 12-мм плиты, аналогичную толщину имел и пол, а боковая броня выполнялась из стали в 6 мм. Лётчик сидел в кресле с бронеспинкой и заголовником. Конструкция фюзеляжа была цельнометаллической, а центроплан соединялся с крылом и бронёй болтами. Двигатели "Аргус" As 410А-1 имели 5-мм броню по бокам мотогондолы. Топливо располагалось в одном баке в 200 л, располагавшемся сразу за кабиной, и в двух крыльевых емкостью по 205 л. Всё стрелковое вооружение находилось в носу и состояло из пары 7,9-мм пулемётов MG 17 и двух 20-мм авиационных пушек MG FF. Места для прицела ReviС 12/С в кабине не оставалось, и его смонтировали снаружи перед лобовым стеклом справа.

Эксплуатационные испытания штурмовика, проходившие летом 1940 года, получили такую критику у командования "Люфтваффе", что машину сочли непригодной для принятия на вооружение. Самолет Hs 129А-0 оказался способен брать всего две 50-кг бомбы на наружных узлах подвески. С такой нагрузкой максимальный угол пикирования был не более 15°. В случае пикирования с большим углом усилия на ручке возрастали столь сильно, что машина становилась фактически неуправляемой. Не выдерживала никакой критики и тесная кабина с остеклением, искажающим видимость, что послужило причиной целого ряда различных лётных происшествий.

Ещё в период испытаний разработчики "Хеншеля" создали вариант Hs 129A-1 с новой кабиной (имеющей лучший обзор) и облегченным управлением. Несмотря на это, "Люфтваффе" отказались принять семь первых экземпляров Hs 129A-1, решив прекратить производство неудачного самолёта.

Главным источником бед для Hs 129 с самого начала считался слабый двигатель. Кроме "Аргуса" немецкая промышленность в то время не располагала подходящим мотором. После капитуляции Франции летом 1940 года, появилась возможность применить французский мотор воздушного охлаждения. "Гном-Рон" 14М был тяжелей "Аргуса" практически в два раза, но при этом он был мощнее на 50%. Конструкторы стали срочно прорабатывать варианта штурмовика под новые двигатели для возобновления серийного выпуска штурмовика. Проработали два основных варианта: первый являлся доработанным Hs 129 с удлиненным фюзеляжем, второй — увеличенный по всем размерам. Но эти модификации не устроили руководство министерства авиации, прежде всего тем, что требовали замену всей серийной оснастки, на которой производили первые Hs 129.

В начале 1941 года решили двух Hs 129A-0 смонтировать 700-сильные "Гном-Рон" 14М 4/5 и провести требуемые доработки без трансформации основной конструкции. Крылья несколько усилили для монтажа более тяжёлых моторов и перекомпоновали оборудование, чтобы сохранить необходимую центровку. Одновременно заложили серию из 10 экземпляров, получивших обозначение Hs 129В-0.



Испытания Hs 129B-0 проведенные в Рехлине выявили, что надежды был напрасными и особых изменений в поведении машины не наблюдалось. Однако серию уже развернули, а бронированный штурмовик был остро востребован в разгоравшейся войне, производство останавливать не надо. Первой получила новые самолеты учебная авиационная часть.

Следующей модификацией стал Hs 129В-1, на котором в носовой части оставили два пулемёта MG 17, а пару пушек MG FF на новой машине сменили MG 151 равного калибра, но с более высокими характеристиками. Также установили наружные узлы для подвески сменного вооружения. Подвеска R-1 состояла из двух 50-кг бомб или двух кассет с 48 противопехотными бомбами SD 2 в каждой. Вариант R-2 оснащался 30-мм пушкой МК 101 с боекомплектом 30 снарядов в специальном обтекателе. В варианте R-3 подвешивалась четырехпулеметная батарея. Подвеска R-4 — из одной 250-кг бомбы или четырёх, либо же 96 бомб SD 2, a R-5 включала в себя установку фотоаппарата.

Первые Hs 129B-1 направили в 4-ю эскадрилью 1-й штурмовой авиационной эскадры, дислоцировавшейся на северо-западе Германии. Весной 1942 года все 12 самолётов эскадрильи перелетели на Восточный фронт. Боевая работа штурмовиков с пыльных степных аэродромов оказалась тяжелым испытанием для французских моторов, и без того не отличавшихся особой надёжностью. При полётах в Европе с бетонных полос карбюраторы двигателей практически не забивались, а в полевых условиях восточного фронта слабые воздушные фильтры не могли справиться с мобильной пылью. В итоге почти полгода эскадрилья была не боеспособна, простаивая в ожидании новых фильтрующих элементов.

Ещё большее разочарование принесло применение новых "Хеншелей" в Северной Африке. 4-я эскадрилья 2-й штурмовой авиационной эскадры была сформирована в конце лета 1942 года в Польше, а 30 ноября 12 Hs 129B-1 отправились на север Африки на помощь Роммелю. При этом во время перелёта в Ливию эскадрильей было потеряно четыре самолёта из-за отказа ненадёжных моторов. Для оставшихся штурмовиков африканский песок оказался ничуть не лучше русской пыли. Новые фильтры помогали мало, и ещё два самолета из-за засорения карбюраторов разбились на вражеской территории. Оставшиеся Hs 129 были переброшены в Триполи, однако наступление английской армии заставило эвакуировать остатки подразделения в Бари (Италия).

Несмотря на боевые неудачи, завод в Шенефельде продолжал серийный выпуск Hs 129B-1. Пожалуй, единственным преимуществом Hs 129, по сравнению с более маневренным, но хуже вооруженным Ju 87, выполнявшим похожие задачи, было наличие бронированной кабины, надёжно защищавшей лётчика от наземного огня. Но плохая работа и слабая защита двигателей всё перечёркивали. При отказе или повреждении одного из моторов, лётчик мог вернуться обратно, только сбросив всё подвесное вооружение, и ещё надо было суметь удержать непослушную машину. Только отсутствие более подходящего самолёта для борьбы с бронетанковой техникой, прежде всего с советскими Т-34 и KB, вынудило "Люфтваффе" оставить Hs 129 на вооружении. Хотя и появились новые модификации "Юнкерсов" Ju 87D-5 с 20-мм пушками и Ju 87G с двумя орудиями калибра 37 мм, но они практически не имели брони и к тому же имели меньшую скорость из-за не убираемого шасси.



В начале 1943 года на Восточном фронте создали специальные подразделения истребителей танков. Первой такой эскадрильей стала отдельная 51-ая истребительной авиационной эскадры, вооруженная Hs 129B-1/R-2 с 30-мм пушкой МК 101. Но уже первые встречи с нашими Т-34 и KB выявили, что лобовая броня наших танков пушками штурмовика не пробивается. Тогда фашисты стали использовать кумулятивные бомбы весом по 4 кг каждая. Чтобы повысить вероятность попадания в цель, три штурмовика производили пикирование друг за другом в единую линию, производя одновременный сброс бомб. Теоретически это правильно, однако на практике такой метод оказывался трудновыполнимым по причине ограниченной видимости лётчика из тесной кабины.

Следующей на Восточном фронте оказалась 8-я эскадрилья, вместе с заново укомплектованной 4-й эскадрильей 2-й эскадры, которая так неудачно начала свою боевую карьеру в Северной Африке. Четырём эскадрильям довелось участвовать в операции "Цитадель", начавшейся летом 1943 года на Курской дуге. Задача у штурмовиков была одна — советские танки, а вылеты самолеты совершали практически без перерыва. В то время, когда "Хеншели" одной эскадрильи производили атаку танков, другая эскадрилья готовилась к вылету, третья производила взлет, а четвёртая возвращалась на аэродром. Столь активное использование немецких штурмовиков смогло доставить немало хлопот советским танкистам, хотя без надёжного истребительного прикрытия "Хеншели" оказывались беззащитны от атак нашей авиации и несли существенные потери.



Осенью 1943 года все эскадрильи Hs 129 на Восточном фронте были сведены вместе в 4-ю танковую группу 9-й штурмовой авиационной эскадры. Наряду с немецкими пилотами в боевых действиях на "Хеншелях" принимали участие и летчики Королевских ВВС Румынии. Следует сказать, что одновременно с 62 Hs 129B немцы передали союзникам и семь стареньких Hs 129А-1 с моторами "Аргус", снятых с вооружения "Люфтваффе" ещё в 1940 году.

Сменив пару пулемётов MG 17 на крупнокалиберные MG 131, получили вариант Hs 129B-2. Аналогично предыдущей модификации, имелась возможность подвешивать на нем различные варианты вооружения, используя наружные узлы. Так как главной задачей "Хеншелей" была борьба с танками, то разумно решили, что значительно удобнее сразу на производстве оборудовать штурмовик встроенным противотанковым орудием. Эта идея привела к появлению Hs 129B-2/Wa ("waffeпtrager" — носитель оружия). Новый вариант оснастили 30-мм пушкой МК 103 с высокой начальной скоростью снаряда. Отдельные экземпляры имели 37-мм орудие ВК 37, но, для этого пришлось демонтировать оба курсовых пулемёта MG 131. Однако толку было мало. Германский "летающий консервный нож" был бессилен перед лобовой бронёй наших танков.



Немецкие конструкторы не переставали ломать голову над тем, что же придумать для успешной борьбы с неуязвимыми Т-34 и КВ. В начале 1944 года на базе Удетфельд, в Германии, был организован специальный 26-й испытательный отряд для проверки новых образцов вооружения. Отряд испытал целый спектр разнообразного вооружения: реактивные снаряды Wfr.Gr.21 (210мм) и Wfr.Gr.28 (280мм), 70-мм ракету "Панцерблитц 1" и 50-мм "Панцерблитц 2", авиационную мортиру SG 113А и даже 300-литровые баки с зажигательной смесью. Однако всё это оружие оказалось малоэффективным, либо недоведённым.

Самым оптимальным, казалось, предложение использовать противотанковую пушку РаК40 калибра 75 мм. Однако аэродинамиков беспокоило наличие крупного обтекателя для смонтированного снизу орудия. Испытания в Травемюнде в мае 1944 года показали, что летать в такой конфигурации в общем можно. Сменив механический привод на электрический, и смонтировав мощный дульный тормоз, пушкой, получившей шифр ВК 7,5, оснастили малую серию Hs 129B-3/Wa.

Штурмовики заключительной и самой мощной модификации получили на вооружении накануне 1945 года две эскадрильи на Восточном фронте. Тяжелые (весом по 12 кг) снаряды 75-мм пушки были серьезным оружием против любой бронетехники, но штурмовиков Hs 129В-3/Wa изготовили немного, и полное превосходство нашей авиации в небе не давало возможности германским машинам выполнять свои атаки безнаказанно.



Парадоксально, но Хеншелям" пришлось повоевать и против Германии. Румыния, капитулировав 23 августа 1944 года, объявила своему недавнему союзнику войну. И 21 сентября 24 Hs 129 румынских ВВС вместе с советскими войсками атаковали позиции гитлеровских войск.

В "Люфтваффе" в конце 1944 года боевые вылеты совершали всего две эскадрильи Hs 129, которые находились на Восточном фронте. Другие соединения понесли крупные потери и были расформированы.

Серийное производство штурмовиков прекратили ещё в сентябре 1944 году, когда министерство авиации потребовало оставить выпуск только истребителей. Всего собрали 859 Hs 129 различных модификаций. КБ "Хеншеля" пробовало ещё раньше выпустить вариант самолёта с двумя моторами "Изотта-Фраскини Дельта" RC 16/48 по 840 л.с. и вооружённого двумя пушками МК 103 калибра 30 мм. Но из-за не доведенности двигателей ни один Hs 129C не построили.

Применение Hs 129 на фронтах не могло оказать значительного влияния на ход военных действий, в отличие от использования советского штурмовика Ил-2. И виной тому не небольшая серия самолёта, а прежде всего его недостатки: тяжёлое управление, невысокая скорость, ненадёжность и слабое бронирование двигателей, отсутствие защитного вооружения сзади. Лётчики "Люфтваффе" более чем скептически относились к своим "Хеншелям". Один из немецких пилотов уже после войны признавался, что характеристики машины были настолько плохими и полёты настолько опасными, что до сих пор его мучают ночные кошмары. И самым надёжным агрегатом Hs 129 тот же пилот называл контейнер с принадлежностями на случай вынужденной посадки. А в этом отсеке, расположенном в центральной части правого крыла, находились пистолет, каска и противогаз.





Источники:
Кондратьев В. "Летающий паровоз" фирмы "Хеншель" // Авиамастер. 2000. №6. С. 21-27.
Иванов С. Hs 129 — истребитель советских танков // Война в воздухе. №17. С.3-7, 26-30.
Колов С. Характеристики плохие, полеты — опасные // Крылья Родины. 1999. №2. С. 28-31.
Грин Уильям. Крылья люфтваффе (боевые самолеты третьего Рейха). Ч. 4. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1995. С. 277-280.
Обухов В., Кульбака С., Сидоренко С. Самолеты Второй мировой войны. Минск: Попурри, 2003. С.228-230.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    26 мая 2015 06:33
    На "Бородавочник" внешне смахивает.
    1. +2
      26 мая 2015 15:16
      Статье "+". Весьма интересно почитать!!!
      На данном пепелаце можно и самому полетать, правда только в WOWP. laughing
      1. 0
        26 мая 2015 19:27
        Вартандер получше будет.

        Вообще удивительно. Согласно симулятивным компьютерным играм немецкая техника средненькая и слабенькая. Что наземная, что воздушная. Как то даже сильно авнтюристически выглядит начинать, что-то с таким вооружением.
        Тем не менее...
        .
        1. Комментарий был удален.
        2. +1
          26 мая 2015 20:06
          Как правильно отмечали многие-воюет не техника а люди.
    2. 0
      26 мая 2015 15:34
      Тоже отметил - "шнобель" похож на А-10.
      1. 0
        1 декабря 2018 14:54
        Цитата: sub307
        Тоже отметил - "шнобель" похож на А-10.

        Американский А-10 разрабатывался отчасти с учётом и дизайна, и боевого использования Hs-129, это не просто совпадение.
    3. Комментарий был удален.
    4. +4
      26 мая 2015 18:51
      Статье ПЛЮС!
      good
      Как странно, что никто в комментариях не ссылается на "сумрачный тевтонский гений".
      Обычно очень часто используют этот термин, если речь идёт про германскую технику.
      wink
  2. +13
    26 мая 2015 06:43
    Спасибо за интересную статью. Очень интересно почитать о неудачах немецких инженеров. Которым (иногда создается впечатление) под силу было почти все. Ан нет!!!! Считаю, что наличие у Люфтвафффе самолета близкого нашему ИЛ-2 очень сильно изменило бы равновесие сил на фронте. В тандеме с Ю-87 они бы просто сметали бы наши передовые линии. Но история не знает сослагательного наклонения. Хорошо, что у их инженеров не вышло, а наши смогли создать такое чудо как Ил-2.
    1. +2
      26 мая 2015 08:14
      Цитата: D-Master
      Хорошо, что у их инженеров не вышло, а наши смогли создать такое чудо как Ил-2.

      В любом случае, попытка у немцев была очень хорошая, тем более, что больше никто так и не смог создать адекватный штурмовик - ни союзники, ни японцы, само собой.
      Немецкая же задумка практически шла параллельно с нашими разработками по Ил-2, поскольку кабина пилота, мотогондолы и баки имели бронезащиту, что было абсолютно верным решением для этого типа самолетов.
    2. +2
      26 мая 2015 08:16
      Цитата: D-Master
      Спасибо за интересную статью. Очень интересно почитать о неудачах немецких инженеров

      И на старуху бывает проруха Не всё , к счастью , гладко было и в гитлеровско рейхе . Вот ещё два примера " несостоявшихся " машин Хе - 177 и Ме - 210 / 410
      1. +1
        26 мая 2015 11:19
        В честь чего они не состоявшиеся? Посмотри сколько шт выпущено.
        1. +2
          26 мая 2015 15:47
          Цитата: Scraptor
          В честь чего они не состоявшиеся? Посмотри сколько шт выпущено.
          Ме - 210 разрабатывался , как многоцелевой самолёт , который должен был заменить Ме - 110 , однако прототип Ме-210, поднявшийся в воздух 5 сентября 1939 года, оказался очень сырым конструктивно и имел плохие летные качества. После этого случая программа развития многоцелевой авиации была впервые поставлена под сомнение. Тем не менее, работы продолжились . Пока шли попытки наладить серийный выпуск Ме-210, самолет непрерывно приспосабливали для установки на нем самых мощных из имевшихся двигателей. Однако новых двигателей постоянно не хватало. Желание установить на самолет как можно более мощные двигатели объяснялось тем, что от самолета требовалась большая универсальность. Самолет должен был нести самое разное вооружение и при этом сохранять определенные тактико-технические характеристики. Ни командование люфтваффе, ни Мессершмитт не шли на компромиссы. В итоге, новая машина не показала существенных преимуществ перед Bf 110, но все-таки была принята на вооружение и запущена в производство. Выпуск серийных Ме-210 начался в апреле 1941 г. Общий объем производства, включая прототипы, составил порядка 650 экземпляров. Ме - 410 представлял собой улучшенный 210 - й . Превосходя Bf 110 по летно-тактическим характеристикам (прежде всего, скорости и дальности полета), Me-410 уступал ему в универсальности применения, Производился недолго с мая 1943 по август 1944 вылущено около 1200 ед . Мессер Bf-110 оставался в производстве дольше, чем самолеты, созданные для его замены, и был построен в гораздо большем количестве Для сравнения : выпуск Ме - 110 составил более 6000 шт .
        2. +1
          26 мая 2015 15:58
          Цитата: enot73
          В честь чего они не состоявшиеся? Посмотри сколько шт выпущено.

          В апреле 1937 г. в Германии была закрыта программа разработки четырехмоторных бомбардировщиков Ju-89 и Do-19 — т.н. «Урал-бомберов», поскольку по мнению руководства Рейхсминистерства авиации эти самолеты представляли собой вчерашний день в плане технологии и летных качеств, и к началу войны неминуемо устарели бы. Но вопрос о создании бомбардировщика дальнего действия оставался на повестке дня — ещё в июне 1936 г.Конструкторы Хе - 177, исходя из требования обеспечить высокую скорость, пошли на применение своеобразной силовой установки: четырех моторов, установленных попарно в двух мотогондолах, причем каждая пара через редуктор работала на один винт. Таким образом, внешне самолет выглядел двухмоторным, Поставки предсерийных самолетов начались в 1941 г., общий объем производства (включая прототипы) составил 1137 машин, выпущенных фирмами «Хейнкель» (414) и «Арадо» (723).Хейнкель Не 177А оказался чрезвычайно проблемным самолетом — и обусловлено это было чрезмерной сложностью его силовой установки. И если к 1944 г. надежность работы спаренных моторов удалось довести до приемлемых пределов, то их качественное наземное обслуживание в полевых условиях было практически невозможным. К тому же, затянувшееся внедрение Не 177А в части привело к тому, что «Грейф» появился на фронте, когда Люфтваффе, перейдя к обороне, уже не нуждались в дальних бомбардировщиках. В итоге, к осени 1944 г. все части с Не 177А были расформированы, и на аэродромах без дела простаивали сотни ненужных самолетов.
      2. 0
        27 мая 2015 08:32
        he-177 состоялся, хоть и не без проблем из-за двигателей.
        его высотность использовали для бомбежек наступающих войск СССР и Англии.
      3. +1
        1 декабря 2018 14:52
        Цитата: enot73
        Вот ещё два примера " несостоявшихся " машин Хе - 177 и Ме - 210 / 410

        На самом деле это расхожий стереотип. В реальности, после преодоления первоначальных проблем, как у любой сырой машины, эти самолёты достаточно успешно использовались в боях. В частности, первые (и, слава Богу, единственные, и надеюсь, такими и останутся) стратегические бомбардировки территории СССР были осуществлены именно He-177.
    3. 0
      27 мая 2015 12:06
      Цитата: D-Master
      Считаю, что наличие у Люфтвафффе самолета близкого нашему ИЛ-2 очень сильно изменило бы равновесие сил на фронте. В тандеме с Ю-87 они бы просто сметали бы наши передовые линии. Но история не знает сослагательного наклонения. Хорошо, что у их инженеров не вышло, а наши смогли создать такое чудо как Ил-2.

      а у нас еще был бомбер Су-2 (Су-4), который вместо использования в паре с Ил-2 применяли вместо... А потом и вообще закрыли производство выпустив только 800 машин.
  3. +10
    26 мая 2015 06:46
    И самым надёжным агрегатом Hs 129 тот же пилот называл контейнер с принадлежностями на случай вынужденной посадки. А в этом отсеке, расположенном в центральной части правого крыла, находились пистолет, каска и противогаз.

    странная логика!
    пистолет -- ясно для чего, но каска, но противогаз...
    ещё бы коньки и мольберт добавили -- тогда набор бесполезных предметов был бы более полным. fool
    1. +5
      26 мая 2015 07:00
      Надувной матрас, утюг и зонтик.
      1. 0
        26 мая 2015 10:34
        Цитата: Некомбатант
        и зонтик.


        не лишними были бы для сбитого пилота люфтваффе которого весьма настойчиво ловят также портрет геббельса в пенюаре, набор шестерёнок из сломанного будильника и набор открыток с видами Линца с автографом бесноватого адика.
    2. 0
      26 мая 2015 18:43
      А калейдоскоп, чтоб не скучать? А набор открыток с видами Швейцарских Альп? А дезодорант и крем для и от загара? До кучи еще и мангал с шампурами не положили!
      Куда смотрит профсоюз пилотов Люфтваффе? request
  4. +4
    26 мая 2015 06:46
    Спасибо за статью! Характерно, что по техническим характеристикам "летающий паровоз" сильно отставал
    от "бетонного самолёта"! И несмотря на большую площадь крыла, Ил2 имел большую скорость, и соответственно этой же площади- лучшие манёвренные характеристики, и надёжность. Есть фото Ил2,
    вернувшихся из полёта, с огромными дырами в крыльях, и с отломанными частями оперения, причём, эти
    машины долетели на свой аэродром и удачно приземлились!
  5. +9
    26 мая 2015 06:57
    Парадоксально что немцы всегда отличавшиеся практичностью так повелись на авиапушки как противотанковое средство. Если сравнивать 37мм. бронебойный снаряд с сердечником из сплава вольфрама с авиабомбой ПТАБ 2,5-1,5, то последняя при наибольшей эффективности стоит на порядок меньше, проста в изготовлении и применении. Немцы тратили драгоценный для них вольфрам впустую ибо кроме отверстия в корпусе особых повреждений снаряд причинить не мог, максимум вывести из строя двигатель. Такой танк довольно просто было восстановить до боеспособного состояния в полевых условиях. Попадание ПТАБ 2,5-1,5 приводило зачастую к пожару и уничтожению танка/самоходки, восстанавливать уже нечего...
  6. +5
    26 мая 2015 08:28
    По данному самолету, в наставлении нашим летчикам говорилось, атаковать можешь откуда хочешь и как хочешь, только не спереди.А так хоть сбоку, хоть снизу, хоть сверху. вражина и не увидит кто его сбил.
  7. +1
    26 мая 2015 08:51
    Статья интересная,автору плюс! Спереди самолёт похож чем то на нашу "пешку",но немного. Установка пушки калибра 75-мм-это что то,хотя и неудивительно-Гитлера всегда мучала гигантомания
    1. +4
      26 мая 2015 10:23
      Тут скорее не гигантомания, а желание хоть как-то приспособить неудачную машину для нужд фронта. Тот же Рудель летал на своей Штуке с двумя 37 мм пушками в контейнерах. И не потому, что это удачная попытка продлить жизнь пикировщика как истребителя танков, а просто Рудель кроме Штуки больше летать не на чем не мог.
      1. 0
        26 мая 2015 19:39
        Он в конце войны летал с этим вооружением.
        Да и количество вылетов было незначительным. Не помню точно, но кажется там были проблемы с прочностью фюзеляжа, а также с точностью стрельбы. Так большая отдача разрушала конструкцию, а подвешенные под крыльями гондолы при стрельбе раскачивали самолёт. Точность была не важная.

        Вообще подкрыльные пушки были не лучшим решением.
      2. 0
        26 мая 2015 22:52
        Может ему сложно было на чем то более быстроходном летать с одной ногой
    2. 0
      26 мая 2015 15:10
      Он больше похож на Су-25. ""Пешка" - это Bf-110.
    3. 0
      28 мая 2015 12:37
      У нас тоже были эксперименты с пушками крупного калибра для самолетов. Если не ошибаюсь 45мм устанавливали на ЯКи.
      Но 75мм, это что то!
  8. +3
    26 мая 2015 09:37
    Отдельные экземпляры имели 37-мм орудие ВК 37, но, для этого пришлось демонтировать оба курсовых пулемёта MG 131. Однако толку было мало. Германский "летающий консервный нож" был бессилен перед лобовой бронёй наших танков.

    Э-э-э, ну глупость же написали. С самолётов по крыше башни и корпуса лупили. А в лоб танк с самолёта поразить - это ж какую пушку туда надо поставить да и попасть же ещё надо.
    1. +2
      26 мая 2015 14:44
      Ну, он же не отвесно пикировал. Поэтому получаем эквивалентную толщину брони по формуле: Толщина брони / cos(90"-угол пикирования) Итак угол пикирования с нагрузкой 15" тогда толщина крыши башни танка в 12мм становится равной 46мм. Это для 37 мм многовато будет. 6 мм крыши превращаются в 25мм. Да и пикировать с бОльшим углом на подвижную цель сложно. Так, что судя по всему строчить с уклоном до 15 градусов -самое то для него, причем по бортам, а не по крыше. Но в любом случае 37 мм маловато. будет
      1. 0
        27 мая 2015 08:39
        нет, не маловато. Вы не учли то, что углы наклона брони практически подставляют броню т34 под самым удобным углом для пробития при стрельбе сверху.
        в этих условиях 37мм пушка могла шить т34 в корпус (в самом толстом месте 45мм) броню СО ВСЕХ сторон.
        А вот в лоб броню башни-гайки, где было 82мм, из 37мм пушки пробить было нереально.
  9. avt
    +3
    26 мая 2015 09:42
    Да .Аппарат - классический сон разума . Гораздо интереснее и для нас опаснее были модификации ФВ- 190 в виде эдакого истребителя бомбардировщика.
    Цитата: enot73
    . Вот ещё два примера " несостоявшихся " машин Хе - 177 и Ме - 210 / 410

    Мессер - да , неудачный , а Хенкель просто не довели - движки часто горели, да и вообще немцы к бомбардировочной дальней авиации относились не очень,но 177 конкретно делали под носитель управляемого оружия - крылатых ракет и боб ,,Фриц".
  10. 0
    26 мая 2015 10:58
    Двухмоторный самолет лучше подходит в качестве "летающей противотанковой пушки". А если он оказался таким неудачным, то наверное так сильно хотели иметь штурмовик.
  11. +1
    26 мая 2015 12:16
    Может, самолёт и получился неудачным, но - красив!
  12. +4
    26 мая 2015 14:38
    Господа, в табличке характеристик скорость для Ил-2 максимальная ниже крейсерской, автор почините пожалуйста, а за статью спасибо.
  13. 0
    26 мая 2015 16:44
    Ну я не назвал бы 129й "неудачей немецких инженеров". На самом деле стоит признать что концепция и технические решения заложенные в Хеншель были довольно удачными и пожалуй были ближе к "идеальному самолёту поля боя" чем заложенные в ИЛ-2.
    Хеншель сгубили не ошибки проектировщиков а скорее экономика помноженная на недопонимание важности подобных самолётов. Ведь большинство проблем 129го заключалось в неудачной и явно маломощной СУ. установка на бронированный штурмовик трофейных и не предназначенных для этой машины двигателей. Это вынудило и "переобжать мидель" для экономии веса, это поставило крест на втором члене экипажа, это привело к тяжёлому управлению и низкой полезной нагрузке.
    А теперь представьте себе как мог выглядеть и что сделать подобный самолёт после замены слабосильных Аргусов на парочку ВМW-801C ? Кстати опять же - разверните треугольную ферму фезюляжа и кабины в обратную сторону? Обзор становится идеальным, пулестойкость брони повышается, при этом сохраняется сечение (вес) ... В общем как говорится спасибо что не успели довести машину до ума...
  14. 0
    26 мая 2015 19:43
    новые модификации "Юнкерсов" Ju 87D-5 с 20-мм пушками и Ju 87G с двумя орудиями калибра 37 мм, но они практически не имели брони и к тому же имели меньшую скорость из-за не убираемого шасси
    Впервые прочитал о нём в детстве в этой книге,тогда её зачитывали до дыр
  15. +2
    26 мая 2015 22:39
    Автору спасибо и "+". От себя добалю, что в период блицкригов у немцев было относительно мало тактической авиации. В ход шли даже бипланы Hs-123. И обсуждаемый штурмовик отвлек от производства в бОльших объёмах Ю-87 и Ме-110. Когда до них дошло, что средние бомберы пожирают ресурсов больше, чем приносят пользы, бросились в другую крайность - Фв-190А, вариант неплохой. Только характер войны изменился, и средние и тяжелые бомберы, необходимые в войне на истощение, снимались с производства по экономическим причинам и полной потерей господства в воздухе!
    Накосячили немцы сами, немного сдклали англо-американцы. Но немцев загнали в такую безисходность наши воины и трудяги с заводов и полей.
    Нс-129 пример того, что при всех издержках советской экономики, у нас находились возможности по выпуску разнообразной авиатехники: дотаточное число истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков, транспортных самолетов (ленд-лиз помог, конечно, но это не было решающим вкладом в Победу). А Германия, считай Европа, вынуждена была придумывать штурмовики под слабосильные "Аргусы", т.к. сильные мотры уходили для Ме и Фв. У нас же пострадал только МиГ, но Як и ЛаГГ не сворачивали ради Пе-2 с М-105, а Ил-2 вышел в количествах существенных для влияния ход войны и характеристиками лучшими, чем Хеншель.
  16. +1
    26 мая 2015 22:55
    Отличная статья! Было бы очень интересно увидеть статью про Дорнье Пфайль! Крайне интересный агрегат- других таких не было
  17. +2
    26 мая 2015 23:29
    показалось
  18. +2
    27 мая 2015 00:27
    Упирать в статье на то, что лобовая броня наших танков осталась непробиваемой для пушек Хеншеля - глупо! Самолет - не наземная противотанковая пушка, на которую танк идет в атаку в лоб.
    В начале войны, лобовую броню Т-34 (не говоря о еще более толстой брони КВ) не пробивала ни одна тогдашняя противотанковая пушка. С этим справлялась только 88-мм зенитная пушка. Пришлось им поставить эту пушку на танковое шасси, получился Тигр. Для Пантеры сделали длинноствольную 75-мм пушку. Но эти орудия разве что дирижабль в воздух поднимет, но никак не самолет.
    А авиационная пушка с вольфрамовыми бронебойными снарядами, может справиться только с верхней тоненькой броней танка (или жалюзи, закрывающие двигатель). Соответственно, самолет и заходит в атаку на танк с такого ракурса, чтобы поразить его в корму(в двигатель), или в крышу башни, но никак не в лоб. (Это, ко всему прочему - еще и подставляться под встречный выстрел танковой пушки в лоб, и под огонь пулемета...)
    1. -1
      27 мая 2015 08:36
      я летал на симуляторе на hs-129. при определенном умении, не важно, откуда заходит самолет, т.к. можно стрелять не только на бреющем, но и при коротком пикировании и при пологом снижении, хотя, конечно, удобнее всего заходить сзади идущей колонны.
  19. +1
    27 мая 2015 09:05
    Немного добавлю.Во-первых,применение маломощных Аргусов было заложено еще в ТТЗ.Предполагалось,что DB-600/601 и Yumo-210/211 нужны для более срочных программ.Что машина малоудачная,по-моему,бесспорно.Заведомо малоскоростной штурмовик без стрелка -нонсенс.К слову,у французов был свой штурмовик - Bre-691/693/695 и он,ИМХО,был значительно лучше.Во всяком случае,ему 14M были "по размеру".
    Ме-410 был вполне доведенной машиной.Другое дело,с любой полезной вещью,в т.ч. универсализацией не надо доходить до абсурда.Если Геринг хотел иметь в одном флаконе и истребитель,и и-б,и штурмовик,то трудно ждать чего-то другого
    А вообще,о противотанковой артиллерии люфтваффе надо писать отдельно.чего там только не было.
  20. 0
    31 мая 2015 22:51
    На фото AZOVA Ил-102 — советский экспериментальный штурмовик.Разрабатывался в КБ Ильюшина с 70-х годов XX века под руководством Г. В. Новожилова. Является глубокой переработкой Ил-40. Самолёт строился с мая 1980 г. по январь 1982 г., а свой первый полёт совершил 25 сентября 1982 года.Хорошо прошёл лётные испытания, но в серию по ряду причин запущен не был. Самолёт экспонировался на выставке «Мосаэрошоу-92». В 2005 году машина, до этого находившаяся на хранении на территории ЛИИ, была покрашена и установлена на постамент. ТАК ЧТО НИЧЕГО НЕ ПОКАЗАЛОСЬ.
  21. 0
    2 июня 2015 20:47
    Цитата: Nayhas

    ... Немцы тратили драгоценный для них вольфрам впустую ибо кроме отверстия в корпусе особых повреждений снаряд причинить не мог, максимум вывести из строя двигатель....


    А вот здесь предлагаю остановиться и вспомнить школьный курс физике, в котором, в частности, говориться о том, что когда движущиеся твердое тело сталкивается с преградой, то кинетическая энергия движущегося тела преобразуется в тепло, которое выделяется во внешнюю среду...
    Надо это вспомнить для того, чтобы понимать - из чего складывается поражающее действие подкалиберного вольфрамого снаряда.
    Прочности этого снаряда достаточно для того, чтобы не разрушиться при ударе о поверхность брони, а пробить ее. Кинетической энергии снаряда - опять таки достаточно для того, чтобы пробить броню, а за счет преобразования части этой энергии в тепло, снаряд раскаляется до такой температуры, что, оказавшись внутри тнка, в заброневом пространстве, вызвает пожар (или детонацию боеукладки, если попадет в нее).

    Для проверки физических процессов,проделайте очень простой опыт - забейте толстый гвоздь тяжелым молотком в доску или в бревно, и потрогайте шляпку гвоздя. Увидите, что она очень сильно нагреется ...

    Резюме: такой снаряд не просто пробивает дырку в броне, но еще и поджигает танк