Вертолёты ОКБ Камова

40
14 апреля 1953 года в небо впервые поднялся многоцелевой вертолет Ка-15, который стал первым массовым вертолетом, созданным в ОКБ Николая Ильича Камова. В будущем данное конструкторское бюро многократно доказывало свою состоятельность и достоинства выбранной схемы. Фирменной чертой камовских машин стало использование соосной схемы расположения винтов. Теперь, спустя более чем 60 лет, машины ОКБ Камова — это грозное и эффективное оружие российских вооруженных сил, способное выполнить даже необычные военные задачи.

Первая ласточка — Ка-15

Опытное конструкторское бюро — 2 (ОКБ-2), возглавляемое талантливым конструктором Николаем Ильичом Камовым, одним из основателей отечественной школы вертолетостроения, было создано 7 октября 1948 года. В будущем оно было сначала переименовано в Ухтомский вертолетный завод (УВЗ), а в 1974 году ему было присвоено имя главного конструктора. Изначально данное конструкторское бюро специализировалось на создании вертолетов для советского военно-морского флота. На долгие годы визитной карточкой данного КБ стала соосная схема расположения винтов, которая позволяла создавать высокоманевренные и хорошо управляемые винтокрылые машины, сохраняя при этом малые габариты техники.

Первым успехом КБ можно смело назвать вертолет Ка-15, который по натовской кодификации получил в чем-то даже обидное обозначение «Курица». Именно этот двухместный корабельный вертолет стал первой машиной ОКБ Камова, которая была выпущена большой серией. Всего было построено 354 таких вертолета. Первый полет новая машина совершила 14 апреля 1953 года. Ее поднял в воздух летчик-испытатель Дмитрий Ефремов.



Разработка вертолета Ка-15 велась в начале 50-х годов прошлого века. Макет вертолета был одобрен военными в конце 1951 года. Предназначенный для размещения на корабле, вертолет Ка-15 было очень компактной машиной. По длине он почти в два раза уступал вертолету Ми-1. При этом конструкторам пришлось поработать над тем, чтобы разместить в таком небольшом объеме все необходимое оборудование.

Сравнительные войсковые испытания вертолетов Ми-1 (одновинтовой схемы с рулевым винтом) и Ка-15 (соосной схемы) по решению флотского руководства были проведены на борту крейсера «Михаил Кутузов». Благодаря высокой маневренности и малым размерам вертолет Камова мог успешно взлетать и садиться с небольшой корабельной площадки даже в условиях шестибалльного волнения на море. В то время как вертолет Ми-1, обладавший длинной хвостовой балкой и рулевым винтом, был существенно ограничен в эксплуатации с корабельной палубы. Его нельзя было использовать при качке корабля и наличии турбулентности потока воздуха. Результаты проведенных на крейсере «Михаил Кутузов» испытаний окончательно убедили советских моряков в том, что для вертолетов корабельного базирования необходима соосная схема.

При этом полученные в ходе испытаний летно-технические характеристики вертолета Ка-15 превзошли проектные. Небольшой вертолет с пилотом и пассажиром на борту мог перевозить груз в 210 кг при взлетном весе 1410 кг и мощности двигателя 280 л.с. В то же время вертолет Ми-1 мог взять на борт 255 кг грузов при массе машины 2470 кг и мощности двигателя — 575 л.с. Одновременно с этим характеристики управляемости, которые были свойственны соосному вертолету, и компактность вертолета Ка-15 позволяли совершать взлет/посадку с очень ограниченных площадок.



В строевые соединения ВМФ вертолет начал поступать в 1957 году. Но из-за небольшой грузоподъемности в качестве противолодочного вертолета Ка-15 был неэффективен. Так, один вертолет мог взять на борт лишь 2 гидроакустических буя, предназначенных для слежения за подлодками. При этом аппаратура управления находилась на другом вертолете, а средства поражения подлодок (глубинные бомбы) — на третьем. Также эксплуатация новой машины на флоте сопровождалась разнообразными неполадками, которые говорили о низкой надежности Ка-15: отмечался флаттер несущего винта, а также колебания типа «Земной резонанс» во время руления.

В июле 1960 года один из таких вертолетов, принадлежащий 710-му отдельному вертолетному авиаполку, разбился из-за произошедшего схлестывания лопастей после совершения взлета с аэродрома Новонежино. В ноябре подобный случай повторился снова, но тогда вертолет удалось посадить. Два этих случая не были единственными. В мае 1963 года вертолеты полностью прекратили полеты в ВМФ СССР, где ему на смену уже были готовы прийти новые вертолеты и самолеты. В ДОСААФ и Аэрофлоте данные машины эксплуатировались вплоть до 1970-х годов. Их использовали для обучения курсантов наряду с Ми-1. Также вертолет использовался в сельском хозяйстве для опыления посевов.

Летно-технические характеристики Ка-15:
Экипаж — 1 человек.
Количество пассажиров — 1 человек или 300 кг грузов.
Габаритные размеры: длина — 6,26 м, высота — 3,35 м, диаметр несущего винта — 9,96 м.
Масса пустого — 968 кг.
Максимальная взлетная масса — 1460 кг.
Мощность двигателей — 1х280 л.с.
Максимальная скорость — 155 км/ч.
Практическая дальность — 278 км.
Практический потолок — 3500 м.

Противолодочный вертолет Ка-25 и корабельный многоцелевой вертолет Ка-27

Важной вехой в судьбе ОКБ Камова стал вертолет Ка-25. Этот вертолет стал залогом становления конструкторского бюро и российской корабельной авиации в целом. Став первым отечественным специально спроектированным боевым вертолетом. Вертолет Ка-25 предназначался для борьбы с атомными подводными лодками вероятного противника. Для успешного решения возложенных на него задач и обеспечения полетов над безориентирной водной гладью на вертолете Ка-25 впервые в мире была установлена РЛС кругового обзора. Вертолеты Ка-25 верой и правдой прослужили на флоте примерно 30 лет.



Первый полет противолодочный вертолет Ка-25 совершил 20 мая 1961 года. Машину поднял в небо летчик-испытатель Д. К. Ефремов. Первые серийные образцы вертолета были построены в 1965 году на вертолетном заводе, расположенном в городе Улан-Удэ. Эти машины положили начало успешной эксплуатации вертолетов Ка-25 на флоте. Именно Ка-25 стал первым отечественным боевым вертолетом и оставался им до 1969 года. В этом году в СССР был создан армейский боевой вертолет Ми-24.

Вертолет Ка-25 был построен по двухвинтовой соосной схеме и имел два мощных газотурбинных двигателя, шасси вертолета было четырехопорным. Фюзеляж Ка-25 был цельнометаллическим. Основной направленностью вертолета была борьба с подводными лодками противника. Поэтому его вооружение состояло из противолодочной самонаводящейся торпеды АТ-1 или 4-8 глубинных бомб массой от 50 кг до 250 кг. Помимо этого на вертолете имелась кассета с радиогидроакустическими буями, которая также подвешивалась в его отсеке вооружений. Данный отсек был снабжен створками, которые можно было открыть при помощи электроприводов.

Вертолет Ка-25 стал отличной винтокрылой машиной, которая полностью устраивала военных моряков. В нашей стране вертолеты Ка-25 находились на вооружении до 1991 года, а Ка-25Ц (вертолет целеуказания) до середины 90-х годов. Всего было создано 18 различных вариантов данной машины разного назначения. С 1965 по 1973 год в Улан-Удэ было собрано около 460 вертолетов Ка-25 всех модификаций.



Летно-технические характеристики Ка-25:
Экипаж — 2 человек.
Количество пассажиров — 1 оператор противолодочного вооружения или 12 пассажиров.
Боевая нагрузка — 1100 кг бомб или торпед.
Габаритные размеры: длина — 9,75 м, высота — 5,37 м, диаметр несущего винта — 15,74 м.
Масса пустого — 4765 кг.
Максимальная взлетная масса — 7500 кг.
Мощность двигателей — 2х1000 л.с.
Максимальная скорость — 220 км/ч.
Практическая дальность — 650 км.
Практический потолок — 4000 м.

Логичным продолжением удачной конструкции стал боевой многоцелевой корабельный вертолет следующего поколения — Ка-27. При этом эффективность советской противолодочной обороны с появлением данного вертолета существенно выросла. На базе вертолета Ка-27 в интересах ВМФ были построены новые вертолетные комплексы: поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС, вертолет высадки морского десанта и огневой поддержки — Ка-29, вертолет радиолокационного дозора — Ка-31 и многие другие.



Первый опытный образец будущего вертолета Ка-27 поднялся в небо 8 августа 1973 года, 24 декабря того же года он совершил свой первый полет по кругу. Серийное производство нового корабельного вертолета было развернуто в 1977 году на вертолетном заводе в городе Кумертау. По различным причинам доводка вертолета продолжалась на протяжении 9 лет. На вооружение ВМФ СССР вертолет приняли только 14 апреля 1981 года. С вооружения вертолет все еще не снят. В настоящее время он является единственным российским противолодочным вертолетом. На вооружении находится более 80 таких машин, а всего было собрано 267 вертолетов Ка-27 различных модификаций.

Вертолет Ка-27 был спроектирован по традиционной для ОКБ Камова схеме с использованием двух трехлопастных несущих винтов противоположного вращения. Фюзеляж машины был цельнометаллическим. Конструкционно вертолет состоит из фюзеляжа, несущей системы, системы управления, силовой установки и взлетно-посадочных устройств. Для борьбы с вражескими подводными лодками могли использоваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и свободнопадающие противолодочные авиабомбы (ПЛАБ) калибра 50 кг или 250 кг.



Летно-технические характеристики Ка-27:
Экипаж — 3 человек.
Количество пассажиров — 3 оператора или 3 пассажира или 4000 кг груза в кабине или 5000 кг на внешней подвеске.
Боевая нагрузка — 2000 кг бомб, торпед или ракет.
Габаритные размеры: длина -12,25 м, высота — 5,4 м, диаметр несущего винта — 15,9 м.
Масса пустого — 6100 кг.
Максимальная взлетная масса — 12000 кг.
Мощность двигателей — 2х2225 л.с.
Максимальная скорость — 290 км/ч.
Практическая дальность — 900 км.
Практический потолок — 5000 м.

От «Черной акулы» (Ка-50) к «Аллигатору» (Ка-52)

К середине 70-х годов прошлого века в Советском Союзе основным боевым вертолетом являлся Ми-24, «старичок» и сегодня остается на вооружении, но уже тогда у руководства Министерства обороны страны сложилось мнение, что данная машина не в полном объеме соответствует армейским требованиям. Вертолет, который был создан по концепции «летающей БМП» и в случае необходимости мог вести не только штурмовые действия, но и перебросить с места на место отделение десантников, поплатился за это некоторым снижением своих боевых качеств. К тому же советские военные получили информацию о разработке и испытаниях новых ударных вертолетов в США (речь шла об ударном вертолете AH-64 «Апач»).



Ответом на это стало создание нового ударного вертолета, разработать который поручили ОКБ Камова. После успешной защиты эскизного проекта и макета в мае 1981 года был построен первый образец вертолета Ка-50. Свой первый полет машина совершила 17 июня 1982 года, на следующий год после принятия очень успешного Ка-27. Ка-50 стал не меньшим шедевром камовцев, хоть и не получил настоящей путевки в жизнь. Ка-50 был полноценным ударным вертолетом, который был предназначен для уничтожения живой силы и бронетехники противника на поле боя, а также различных инженерных сооружений противника.

Это был двухдвигательный одноместный боевой вертолет с соосным расположением винтов. Ка-50 получил прямое крыло относительно большого удлинения и развитое вертикальное и горизонтальное оперение. Для улучшения аэродинамических характеристик машины на вертолете было использовано убирающееся шасси. На Ка-50 был использован фюзеляж самолетного типа с достаточно широким применением алюминиевых сплавов и композитных материалов. Также к особенностям нового вертолета можно было отнести систему спасения пилота, которая основывалась на ракетно-парашютной системе К-37-800 производства НПП «Звезда». Для вертолета такая система была в новинку. Она позволяла пилоту безопасно катапультироваться в диапазоне скорости от 0 до 400 км/ч и высоте о 0 до 4 тысяч метров. Катапультирование производилось путем отстрела лопастей несущих винтов и отстрела верхней части фонаря кабины вертолета.

Использование композиционных материалов, которые составляли примерно 30% от всего веса конструкции, позволило уменьшить массу отдельных элементов вертолета на 20-30% по сравнению с металлическими аналогами. Также была повышена надежность и живучесть машины. Ресурс работы отдельных агрегатов планера, благодаря новым материалам, был увеличен в 2-2,5 раза. А трудоемкость производства сложных элементов конструкции вертолета снизилась в 1,5-3 раза.



Вертолеты Ка-50 производились поштучно очень небольшой серией. Последние машины были переданы военным в 2009 году. Всего было построено 15 вертолетов Ка-50 «Черная акула», включая испытательные машины. Все они приписаны к 344-му Центру боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, при этом часть машин уже списана, а часть используется в качестве учебных пособий. Во многом вертолет стал известен благодаря художественному фильму «Черная акула», в котором он сыграл главную роль. Но не стоит думать, что данная машина канула в лету. Для ОКБ Камова вертолет стал бесценным опытом, позволившим на практике отработать новые технологии. В будущем данный опыт был в полной мере реализован в новом многоцелевом ударном вертолете Ка-52 «Аллигатор».

Многоцелевой ударный вертолет Ка-52 имеет гораздо более успешную судьбу. На 1 января 2015 года на вооружении ВВС России имелось 72 таких вертолета, до 2020 года военные должны получить 146 многоцелевых ударных вертолетов Ка-52. Главным отличием данной машины от Ка-50 стало появление второго члена экипажа и полноценная возможность работы в любых погодных условиях и любое время суток. Изначально Ка-50 не предназначался для ведения боя в ночных условиях.

Двухместная модификация «Черной акулы» на 85% была унифицирована с вертолетом Ка-50. От своего предшественника «Аллигатор» унаследовал силовую установку, крыло, несущую систему, оперение, шасси, хвостовую и среднюю части фюзеляжа. Их главное отличие — новая передняя часть в виде двухместной кабины, в которой разместились рядом члены экипажа «Аллигатора». Кабина также оснащена катапультируемыми креслами К-37-800. Серьезно обновилось и приборное оборудование кабины пилотов, где вместо традиционных электромеханических указателей появились жидкокристаллические дисплеи.



Появление второго пилота разгружало экипаж, делая машину более надежной. В Ка-52 не просто добавили оператора-штурмана, но и выбрали нестандартную компоновку кабины. Обычно два члена экипажа в ударных вертолетах размещаются тандемно — друг за другом. Но на Ка-52 члены экипажа сидят плечом к плечу. При этом ручки управления вертолетом имеются как на правом, так и на левом месте. Такое расположение членов экипажа вертолета имело свои плюсы. К примеру, достигалось повышение слаженности работы пилотов, а также отсутствовала необходимость в установке второй приборной панели.

Существенно изменилась и электронная начинка машины. Изюминкой вертолета является РЛС РН01 «Арбалет», которая была создана инженерами «Фазотрон-НИИР». Серийный выпуск данной РЛС начался в 2011 году. «Арбалет» в состоянии одновременно сопровождать до 20 различных целей. При этом система в состоянии обнаружить танк на удалении в 12 км, штурмовик противника -15 км, ракету «Стингер» — 5 км. Но и это еще не все, данная РЛС предупреждает экипаж о приближении к препятствиям типа проводов ЛЭП за 500 метров. При этом погрешность определения расстоянии до цели не превышает 20 метров, а угловая погрешность — 12 минут. РЛС «Арбалет» обслуживает навигационную и прицельную системы Ка-52, а также участвует в организации противоракетной защиты и предупреждает экипаж об опасных метеообразованиях и препятствиях.

Первый полет Ка-52, переделанного из серийного вертолета Ка-50, состоялся 25 июня 1997 года. Серийное производство вертолета было развернуто 29 октября 2008 года на заводе «Прогресс», расположенном в городе Арсеньев. Серия государственных испытаний вертолета Ка-52 завершилась в 2011 году. В том же году в мае первые боевые машины поступили на вооружение строевой части армейской авиации страны.



Боевой разведывательно-ударный вертолет нового поколения Ка-52 «Аллигатор» предназначен для борьбы с танками, бронированной и небронированной техникой противника, его живой силой, а также вертолетами противника на переднем крае противостояния и в тактической глубине. Вертолет может использоваться в любое время суток и в любых погодных условиях. Также вертолеты Ка-52 в состоянии вести разведку целей, осуществлять целераспределение и аппаратурное целеуказание на взаимодействующие с ними боевые вертолеты и КП сухопутных войск. Вертолет в состоянии сопровождать военные колонны и обеспечивать огневое прикрытие десанта, производить патрулирование местности.

Летно-технические характеристики Ка-52:
Экипаж — 2 человека.
Боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески.
Вооружение — 30-мм пушка 2А42 (600 снарядов), 4х3 ПТУР «Вихрь» или 4 УР «Игла-В» или 80х80-мм НУР или 10х122-мм НУР, а также контейнеры с пулеметно-пушечным вооружением.
Габаритные размеры: длина — 14,2 м, высота — 4,9 м, диаметр несущего винта — 14,5 м.
Масса пустого — 7800 кг.
Максимальная взлетная масса — 10400 кг.
Мощность двигателей — 2х2400 л.с.
Максимальная скорость — 300 км/ч.
Максимальная скороподъемность на уровне моря — 16 м/с.
Практическая дальность — 460 км.
Практический потолок — 5500 м.

Источники информации:
http://www.airwar.ru
http://svpressa.ru
http://www.russianhelicopters.aero/ru/kamov
Материалы из свободных источников
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    27 мая 2015 06:58
    Спасибо за статью. good Ка-52 мой любимый вертолет.
    1. +10
      27 мая 2015 07:04
      Цитата: профессор
      Ка-52 мой любимый вертолет.

      Какой не патриотичный комент laughing
      1. +8
        27 мая 2015 09:32
        Цитата: Александр романов
        Какой не патриотичный комент

        Техника не бывает "патриотичной" или не "патриотичной". Она бывает эффективной или не эффективной. Ка-52 по моему мнению эффективная платформа.
        1. +2
          27 мая 2015 14:02
          Цитата: профессор
          Ка-52 по моему мнению эффективная платформа.


          Вот здесь с господином Профессором соглашусь,+! drinks Но самое главное,что это так и не осталось "эффективной ПЛАТФОРМОЙ" recourse

          И для автора..от того,что вы написали в ЛТХ -ПТУР "Вихрь" или "Гермес", а на салонах "привяжут" "Атаку"...ничего не поменяется...



          как разведывательный...да...ну как ЦУ...ещё туда сюда...а вот как ударный.....звиняйте request
        2. 0
          27 мая 2015 22:09
          Цитата: профессор
          Цитата: Александр романов
          Какой не патриотичный комент

          Техника не бывает "патриотичной" или не "патриотичной". Она бывает эффективной или не эффективной. Ка-52 по моему мнению эффективная платформа.

          Простите, уважаемый, не хочу Вас обидеть, но с некоторых пор от слова "эффективный" у меня начинается тихое бешенство (особенно в связке эффективный+менеджер).
    2. 0
      27 мая 2015 12:32
      Мне ж по душе Ка-15 интересная машинка.....а на новом уровне технологий какой она может быть?
      1. +1
        27 мая 2015 12:47
        А почему в статье не написано про легендарный Ка-29? Ведь он был по сути соосным Ми-24.
        1. +2
          27 мая 2015 14:21
          Цитата: Басарев
          А почему в статье не написано про легендарный Ка-29? Ведь он был по сути соосным Ми-24.

          Сказано, внимательно читать надо.

          Это ж сколько на Ка-50 брони навешано, что при меньших габаритах, чем Ка-27, у него дальность вдвое просела?
        2. +1
          28 мая 2015 07:07
          На КА-29 надо по уму сделать перекомпоновку "салона"
  2. +6
    27 мая 2015 07:24
    Цитата: профессор
    Ка-52 мой любимый вертолет.

    Да, жаль нельзя пойти в салон и заказать:-)
  3. +10
    27 мая 2015 07:26
    Цитата: Александр романов
    Ка-52 мой любимый вертолет.
    Какой не патриотичный комент
    laughing
    Вот, за что уважаю "профессора", так это за его честность и отсутствие оголтелости. Если он отстаивает израильскую технику, то делает это с обоснованием и выкладками. Если считает, что у кого-то есть лучше, то честно это признает. hi

    А вот пропустить Ка-27 (с его модификациями Ка-29, Ка-31, Ка-32) это немножко неправильно. soldier
    1. странник_032
      +5
      27 мая 2015 08:54
      Цитата: qwert
      А вот пропустить Ка-27 (с его модификациями Ка-29, Ка-31, Ка-32) это немножко неправильно.


      Поддерживаю. Это на сегодня одни из самых интересных вертушек фирмы "Камов" наравне с КА-50/52.
      Но это поправимо,смотрим:







    2. +1
      27 мая 2015 15:39
      Логичным продолжением удачной конструкции стал боевой многоцелевой корабельный вертолет следующего поколения — Ка-27. ... На базе вертолета Ка-27 в интересах ВМФ были построены новые вертолетные комплексы: поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС, вертолет высадки морского десанта и огневой поддержки — Ка-29, вертолет радиолокационного дозора — Ка-31 и многие другие.

      ...и далее по тексту
    3. Комментарий был удален.
  4. +2
    27 мая 2015 07:31
    В замшелом 1994 г. в бытность мою в командировке в г. Ростов-на-Дону мною же была приобретена модель (итальянская, кстати) не очень понятного вертолета. Назывался он Ка-50, но на хвостовом оперении нес название "Вервольф". Это был просто экстаз! Совершенно уникальная компоновка, необычный облик и все такое прочее. Фильм "Черная акула" я увидел позже.
    При всем уважении к Профессору - именно Ка-50 мой любимый вертолет.
    1. +5
      27 мая 2015 07:44
      Цитата: inkass_98
      При всем уважении к Профессору - именно Ка-50 мой любимый вертолет.

      О вкусах не спорят. ИМХО два пилота лучше чем один.
      1. +2
        27 мая 2015 09:15
        Цитата: профессор
        ИМХО два пилота лучше чем один.

        Конечно лучше, только при таком расположении (Ка-52), у каждого ограничен обзор с одной стороны. При поражении в борт кабины, лягут оба однозначно. Тандемное расположение лучше.
        1. +5
          27 мая 2015 09:29
          Цитата: Штык
          Тандемное расположение лучше.

          Здесь нет единого мнения. При расположении рядом улучшается взаимодействие членов экипажа.
          1. +4
            27 мая 2015 11:41
            Цитата: профессор
            Цитата: Штык
            Тандемное расположение лучше.

            Здесь нет единого мнения. При расположении рядом улучшается взаимодействие членов экипажа.

            Ка 52 создавался как вертолет управления в первую степень поэтому для него лучше расположение рядом
            1. 0
              27 мая 2015 12:54
              Цитата: insafufa
              Ка 52 создавался как вертолет управления в первую степень поэтому для него лучше расположение рядом

              Сдается мне что просто попытались разместить двоих и это оказался самый доступный способ.
              1. 0
                27 мая 2015 14:26
                Цитата: профессор
                Сдается мне что просто попытались разместить двоих и это оказался самый доступный способ.

                На первом экземпляре Ка-52, переделанном из Ка-50, так и было, а потом увидели плюсы такого расположения и решили ничего не менять и в серийных машинах. good
        2. +3
          27 мая 2015 14:07
          Цитата: Штык
          . При поражении в борт кабины, лягут оба однозначно.


          При тандемном рамположении пилотов...точно так же .."лягут" или вы думаете, что в воздухе один смотрит только влево,а второй вправо lol , так это только на ззеиле при выруливании и рулении.
          "Парта" всегда была лучше и функциональнее,т.к. даже из-за простейшего отказа СПУ...в тандемной схеме у членов экипажа возникают офигеннейшие проблемы....сильно не наорёшься..."осипнешь" wassat
        3. 0
          27 мая 2015 23:11
          Цитата: Штык
          Тандемное расположение лучше.

          Не согласен!Когда видишь друг друга, можешь говорить без СПУ...Сравниваю Ми-24 и Ми-8 сравнение не в пользу первого!Кстати я их сравнивал в воздухе, а не на диване!
        4. 0
          28 мая 2015 00:23
          Цитата: Штык
          При поражении в борт кабины, лягут оба однозначно. Тандемное расположение луч

          Расположение пилотов бок о бок ,было продиктовано следующей необходимостью.В Афганистане отмечались случаи уничтожения Ми-24 по следующим причинам , когда убивали пилота ,штурман не имея возможности визуально оценить состояние пилота не успевал перехватить управление на себя ,и как результат вертолет разбивался. Поэтому было решено размещать пилотов бок о бок ,для визуального контакта друг с другом. Были кстати варианты расположения пилотов тандемом ,в частности для Южнокорейского тендора. И кстати ,вы мыслите категориями прошлого века ,времен 70х годов ,когда вертолет должен был ходить над целью. Спрашивается ,зачем тогда вся конценцепция "длинной руки" Ка-50/52 ,если вы предлагаете по старинке ,кавалерийсткими атаками ходить над целью????
  5. +1
    27 мая 2015 09:00
    А где Ка-18?
  6. +3
    27 мая 2015 09:10
    Кому интересно, можете скачать http://mexalib.com:81/view/111200
  7. +6
    27 мая 2015 09:18
    А начиналось все с него-
    1. +3
      27 мая 2015 10:15
      Цитата: Штык
      А начиналось все с него-

      Совершенно верно. Именно Ка-8 был первой (пусть не ласточкой), птахой КБ Камова. Именно на нем была опробована соосная схема, ставшая визитной карточкой фирмы...
      Потом был Ка-10... Эта вертушка первой из камовских машин села на палубу корабля...
      И уже после них был упомянутый в начале материала Ка-15...
  8. +3
    27 мая 2015 10:05
    Последние модели вертолетов КБ "Камова" являются шедеврами мирового вертолетостроения
  9. +4
    27 мая 2015 10:11
    Цитата: kursk87
    Последние модели вертолетов КБ "Камова" являются шедеврами мирового вертолетостроения

    все вертолеты являются шедеврами и КА-26 и КА-126 и КА-226 в том числе
    wink
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv
      +2
      27 мая 2015 11:48
      Цитата: Val_Y
      все вертолеты являются шедеврами и КА-26 и КА-126 и КА-226 в том числе

      +В том числе очень хочется надеяться, что климовцы вскоре доведут до ума и до серийного производства двигатель ВК-800В для Ка-226.
  10. +2
    27 мая 2015 11:11
    Птички радуют глаз и сторожат Родину)
  11. +1
    27 мая 2015 12:46
    Ка-50 прекрасен)
  12. +1
    27 мая 2015 12:52
    А вообще все техника Камова красива
  13. -1
    27 мая 2015 13:04
    А мне нравятся французские машины типа Dolphin,я их по звуку отличаю от любых других.
    1. 0
      28 мая 2015 00:26
      Цитата: fider
      французские машины типа Dolphin

      А аппарат Леонардо да Винчи вам не нравится случаем?))))
  14. 0
    27 мая 2015 19:04
    камовские вертолеты реально красавцы
  15. 0
    27 мая 2015 19:35
    Слабая статья,одно только"и многие другие"все перечеркивает,увы но это так
  16. 0
    27 мая 2015 23:37
    Эх, не оценнены по настоящему вертушки Камова.. А в основном изза конкурирующей конторы Ми.. Да да именно так . лоббизм рулит, милевцы костьми ложились но не допускали сравнительных испытаний вертушек, взять тот же КА50 это прорывная машина в вертолетостроении типа сегодняшней Арматы в танкостроении, тут и скороподъемность 30м\с, и уникальный прицельный комплекс, и ракеты "вихрь" . а уж применеие одного пилота просто делает революцию в ударных вертолетах , это и снижение затрат на обучение ,содержание, и лучшее бронирование , а так же летные хар-ки . Сказки что один пилот неспособен управлять ударным вертолетам оставте бездарям от других вертолетных фирм что не смогли сделать похожего.. Запустив эту байку милевцы сумели пропихнуть в серию эрзац ударного вертолета под видом МИ28 сделанногоиз МИ24 посредством вырезания десантного отсека, а сам МИ24 вырос из МИ8 по схожей процедуре.. Настояли на двухместном пилотировании ну и получили посредственный и дорогой ударник но обозвали вертолетом управления, кем управлять ? МИ28 ага .. А об обеспечении на земле подумали ? Там же все разное! И запчасти и расходники и обучение обслуживание! КА52 здорово потяжелел и распрощался с прекрасными летными хар-ми снизилось бронирование резко подорожал впроизводстве и эксплуатации.. Но за то его смог догнать по хар-ам МИ28.. Вот так изза жадности лоббистов от МИля загубили выдающуюся машину и повтрюсь со временем это будет оценнено как государственное преступление а виновные искренне на это надеюсь понесут наказание и возможно по законам военного времени.
    ссылка на фильм про боевое применение КА50 и статья на отваге примерно про то же http://otvaga2004.ru/boyevoe-primenenie/boyevoye-primeneniye04/chernaya-akula-na
    -trope-vojny/
  17. 0
    28 мая 2015 07:35
    Жалко что в статье не отмечена более ранняя работа Н.И.Камова:
    "первый винтокрылый аппарат КАСКР-1, созданный советскими инженерами Николаем Скржинским и Николаем Камовым в 1929 году, на основе публикаций во французских журналах по авиации о машинах Хуана де ла Сиервы, с «легкой руки» Камова был назван «Вертолет». Позднее, это название прочно закрепилось за советскими геликоптерами."
    http://auto-gyro.in.ua/ru/istor
  18. 0
    29 мая 2015 13:59
    Сказки что один пилот неспособен управлять ударным вертолетам оставте бездарям от других вертолетных фирм что не смогли сделать похожего.. Запустив эту байку милевцы сумели пропихнуть в серию эрзац ударного вертолета под видом МИ28 сделанногоиз МИ24 посредством вырезания десантного отсека, а сам МИ24 вырос из МИ8 по схожей процедуре.. Настояли на двухместном пилотировании ну и получили посредственный и дорогой ударник но обозвали вертолетом управления, кем управлять ? МИ28 ага .. А об обеспечении на земле подумали ? Там же все разное! И запчасти и расходники и обучение обслуживание! КА52 здорово потяжелел и распрощался с прекрасными летными хар-ми снизилось бронирование резко подорожал впроизводстве и эксплуатации.. Но за то его смог догнать по хар-ам МИ28..


    Вот вы насочиняли...
    Никаких "баек" милевцы не запускали. Байку запустили США в 1987 году.

    В тот период, когда решалась судьба ударного вертолета для сухопутных войск РФ лоббистские возможности КБ были мягко говоря не самые сильные. :) Увеличить численность экипажа потребовали военные. И связано это было прежде всего с отсутствием доступных систем вооружения "выстрелил-забыл", а не с лоббизмом.

    А что касается СССР, то Вы или не знали или забыли, что в 1976 году конкурс на ударный вертолет был объявлен на КОНЦЕПЦИЮ и сразу между Ми-28 и В-80. Причем конкретного технического задания не было! И это неправда, что не было совместных испытаний, по крайней мере в 1987 году обе машины провели испытания на обнаружение целей. Милевцы выиграли. И раз уж вы заговорили, про лоббизм милевцев, то вот вам факт -- даже после выигрыша не удалось убедить МО СССР в перспективах Ми-28. Предпочтение отдали В-80. Несмотря на то, что прицельно-навигационный комплекс и камовцев был сырой. Даже предложили создать для В-80 систему стороннего целеуказания с легкого вертолета или с земли. Тоесть идею вертолета управления создали не тупые вояки -- ак по сути дела камовцы :) Именно из-за этого программу Ми-28 не свернули.
  19. 0
    29 мая 2015 14:00
    Назвать Ми-28 эрзацем -- это нужно иметь смелость. Могу я узнать что в нем такого недостаточно, что он попал в категорию "заменителя"? Напоминаю, и Ми и Ка -- это вертолеты-концепции, и концепция у милевцев получилась опережающей всех иностранных одноклассников, причем уже в металлле на начал 90-х а не в бумаге.

    И не могли бы вы заодно объяснить каким именно инструментом выпиливали у Ми-24 десантный отсек для получения Ми-28? :) Но даже если и так, что в этом плохого? Что ужасного в использовании проверенных технических решений? Или по-вашему нужно каждую модель проектировать с нуля?



    Если вам интересно, почему Ка не вытеснил Ми-28 окончательно, то есть объективные причины вне поля конспирологии, идей с лоббизмом или уверенности, что все .
    Для начала милевцы просто угадали с ракетным комплексом. "Атака" делает вертолет многофункциональным. А Вихрь это только ПТУР.

    Угадав с "Атакой" милевцы получили возможность в приоритетном порядке разместить на вертолете "Иглу" (делается тем же КБ в Коломне) что дало вертолету возможность борьбы с себе подобными. Изначально правда планировали Р-60.

    То есть милевцы сразу делали вертолет многофункциональным, решающим весь спектр задач на поле боя за счет управляемого ракетного оружия. А Ка-50 по сути был летающим ПТУР. Блоки НУРС и пушки -- это как бы за скобками.

    Вот вам нормальная причина. Концепция Ми оказалась чуть более правильной. Это и не мудрено -- милевцы специализировались на войсковых вертолетах. Камовцы тут влезли в чужой огород. Думаю, что ровно так же было бы дело, пожелай милевцы освоить нишу флотской авиации.

    И конечно же о "посредственный и дорогой ударник но обозвали вертолетом управления, кем управлять? МИ28 ага".
    Это опять же не от глупости. Это от того, что Ми-28 несет до 2,1 тонны боевой нагрузки, а Ка-52 на 2 центнера меньше. Зато система целеуказания у Ка-52 лучше. Так что решение, предложенное для В-80 ещё в начале программы, всплыло само собой :) Звено груженых Ми-28 с управляющим Ка-52.
  20. 0
    1 июня 2015 21:51
    Камовскому КБ-виват! За то, что наш ВМФ получил воздушную корабельную силу.
    Очень надеюсь, что разработанные под франковские плавбараки "М" КА-52К оплатят штрафами или по суду борзые французы fellow