F-35 не смог взлететь
Бойцу был поставлен неверный диагноз. Вопреки вердиктам лжедокторов, боец молод, силен и совершенно здоров.
Не летает!
Руководствуясь неведомыми соображениями о красоте и правильности компоновки истребителя, досточтимая публика уже давно вынесла F-35 смертный приговор. Наперебой цитируя мнения сторонних источников и “австралийских генералов от авиации”, эксперты забывают поинтересоваться тем, что говорит по этому поводу сама компания “Локхид Мартин”.
Официальный отчет по проекту F-35 на 23 апреля 2015 года. Статус программы. Главные события за прошедшие месяцы. Цифры и факты.
Факты эти таковы, что ставят под сомнение любые тезисы об ущербности данного истребителя и неразрешимых проблемах, связанных с его вводом в эксплуатацию.
Итак, по состоянию на апрель 2015 года общий налет флота F-35 достиг 30000 часов. Допуск на пилотирование F-35 имели 200 пилотов военно-воздушных сил. За восемь лет эксплуатации не было разбито и потеряно ни одного истребителя. Испытания “Лайтнинга” проводились в условиях, далеких от идеального полигона, и включали в себя такие элементы, как полеты с авианосца, дозаправку в воздухе, вертикальный взлет и посадку на палубу десантного корабля в светлое и темное время суток.
Ночная заправка
Фантастически надежная машина, чья история в корне противоречит стереотипу об истребителе, будто бы неспособном летать ночью и в непогоду.
С момента начала производства в распоряжение Пентагона поступило 120 истребителей F-35 трех модификаций, включая 7 машин для иностранных заказчиков. Общее количество произведенных F-35 на конец апреля 2015 г. составляло 140 единиц, включая 20 тестовых бортов, находящихся в собственности у компании “Локхид Мартин”.
Календарь событий:
23 февраля — Израиль заказал дополнительные четырнадцать F-35.
16 марта — на авиационном заводе в Камери (Италия) состоялась выкатка первого F-35A для ВВС этой страны.
19 марта — на а/б Люк открылся учебный центр пилотов F-35.
20 марта — первый пилот-австралиец получил допуск на пилотирование F-35.
26 марта — на а/б Эдвардс завершен цикл испытаний по дозаправке F-35A в полете.
29 марта — на а/б Эглин завершен цикл испытания F-35B в климатической камере (–40 до +50 град. С).
31 марта — летчики 56-го истребительного авиакрыла (а/б Люк) выполнили свой 1000-й полет на F-35.
13 апреля — “вертикалка” F-35B приняла участие в авиашоу на а/б Бофорт .
15 апреля — два палубных истребителя F-35C прибыли на базу морской авиации Лемур с целью знакомства летного и технического состава а/б с новым истребителем.
16 апреля — на фабрике в Форт-Уэрт собран первый F-35A (AM-1) для ВВС Норвегии.
17 апреля — десять F-35 были временно переброшены на а/б Неллис с целью знакомства персонала базы с новой авиатехникой.
По состоянию на конец апреля 2015 года объем заказов по программе F-35 составлял 2243 истребителя для военно-воздушных сил, авиации ВМС и корпуса морской пехоты США, из которых лишь 353 (15%) будут обладать возможностью вертикального взлета. Большинство истребителей поставляется в виде суровой модификации F-35A, с 8-тонным запасом топлива, встроенной пушкой и классическим аэродромным базированием.
Международные контракты включают в себя поставку 697 истребителей для ВВС и авиации Королевского флота Великобритании, военно-воздушных сил Италии, Нидерландов, Турции, Норвегии, Израиля, Дании, Канады, Австралии, Ю. Кореи и Японии.
Исключительно крупносерийная сборка при объемах, исчисляемых тысячами самолетов, должна по всем канонам экономики обеспечить радикальное снижение стоимости производства F-35. Ни один из существующих истребителей 4-го и 5-го поколений при сопоставимых возможностях не сможет соперничать по цене с “Лайтнинг-2”. Конкурентам придется прибегать к иным способам привлечения клиентов.
К настоящему времени в г. Форт-Уэрт (шт. Техас) завершено строительство 1,5-километровой сборочной линии, рассчитанной на производство 300 “Лайтнингов” в год. К работам по программе F-35 привлечены 1200 подрядчиков, обеспечивающих 129 тыс. рабочих мест в 45-ти штатах США.
Неизвестное об известном
С подачи не слишком грамотных, а зачастую ангажированных экспертов, все, кто слышал про F-35, теперь знают, что американцы втянулись в безумную авантюру. Их новейший стелс-истребитель с трудом держится в воздухе. С таким трудом, что интернет-ресурсы уже пестрят красочными описаниями того, как отечественные истребители будут бить неуклюжий F-35: как “дядя избивает дубинкой ребенка”.
Согласно распространенному видео “Локхид Мартин”, истребитель F-35 сохраняет управляемость при угле атаки 110 градусов. Другими словами, при исполнении фигур высшего пилотажа F-35 способен какое-то время лететь "хвостом вперед”, готовый в любой момент вернуться в обычный режим полета. Неуклюжий “Пингвин” — один из самых маневренных истребителей в мире. Реальную конкуренцию F-35 могут составить лишь последние модификации российских “Сушек”, оснащенные двигателями с ОВТ.
Момент на первой минуте видео
Возникает логичный вопрос: каким образом этот неуклюжий с виду самолет с крылом малого удлинения, оснащенный единственным двигателем без управляемого вектора тяги, обладает столь впечатляющей маневренностью?
Объяснений несколько.
Во-первых, тяга! Сумасшедшая тяга двигателя “Пратт&Уитни” F135, превосходящая по значению суммарную тягу обоих двигателей МиГ-29 или F/A-18 “Хорнет”.
И примерно соответствующая тяге обоих двигателей Су-27.
В результате “Лайтнинг” уверенно выходит на закритические углы атаки и движется в воздухе, опираясь на ревущую реактивную струю.
Испытания могучего "сердца" F-35
Каждое новое поколение истребителей обусловлено созданием новых, более эффективных и тяговитых двигателей. Прогресс движется по экспоненте. Тяга “Климова РД-33” (двигатель МиГ-29) в 10 раз выше, чем у немецкого реактивного “Мессершмитта” военных лет. Новая игрушка фирмы “Пратт-Уитни” «жжет» еще сильнее, развивая недосягаемые значения для самолетов минувших поколений (13 тонн без включения форсажа!!). Двигатель “второго этапа” для ПАК ФА обещает обновить данный рекорд. Какой будет тяга у истребителей шестого поколения — представить страшно.
Возвращаемся к F-35. Обеспечению выдающейся маневренности немало способствует размещение оружия во внутренних бомбоотсеках. Отсутствие громоздких пилонов облагораживает аэродинамический облик истребителя, снижает его лобовое сопротивление и увеличивает подъемную силу несущих поверхностей. Кроме того, размещение бомб и ракет вдоль продольной оси, вблизи центра тяжести самолета, уменьшает момент инерции и повышает угловую скорость крена. На околозвуковой скорости “Лайтнинг” способен крутануть “бочку” за секунду, уходя из-под удара сидящего у него на хвосте противника.
Кстати, этому же способствует и крыло малого удлинения F-35.
Вместительность внутренних отсеков вооружений: четыре УРВВ или две бомбы калибром до 900 кг. Достаточно для решения большинства задач в современном бою.
Сюда же — встроенный прицельно-навигационный комплекс для работы “по земле” (вместо подвесного контейнера на истребителях 4-го поколения). И 8 тонн топлива во внутренних баках. “Лайтнинг” не нуждается в ПТБ.
Размещение вооружений и подвесных топливных баков на французском "Рафале". В реальных боевых условиях истребители выглядят несколько иначе, чем те, что используются пилотажные группы на авиасалонах
Создатели этой птицы в полной мере владели знаниями об аэродинамике. Подробнее об этом можно прочесть в интереснейших статьях П.В. Булата, к.т.н., специалиста в области аэродинамики. Вкратце суть такова: на истребителях 4-го поколения применен весь спектр аэродинамических усовершенствований, позволяющих повысить аэродинамическое качество в широком диапазоне числе Маха и углов атаки (значительные наплывы, переднее горизонтальное оперение, уступы на передней кромке крыла и т.д.). По сравнению с “Сушками” или “Рафалями” новые американские истребители выглядят необычно: трапециевидное крыло малого удлинения, сопряженное с фюзеляжем, изготовленным по технологии “стелс”. Однако их вихревая динамика, подобна истребителям прошлого поколения.
Каким образом?
Инженеры “Локхида” максимально используют достижения современной газодинамики, позволяя выжать максимум там, где, казалось, сделать уже ничего нельзя. Профиль F-35 просчитан до микрона. Обратите внимание на ребро на боковой стороне приплюснутого фюзеляжа, отвечающее за формирование вихревых жгутов. Вихревые жгуты от верхней кромки воздухозаборника и ребра носовой части обтекают с двух сторон вертикальные кили, а вихри от наплывов — крыло и горизонтальное оперение. При развитии отрывных явлений вихревой жгут превращается в вихревую пелену, которая не дает развиваться области отрывных течений и тем самым сохраняет эффективность вертикального оперения на больших углах атаки. Похожая схема используется на отечественном ПАК ФА.
F-35 имеет множество секретов, на которые не обращают внимания те, кто привык рассказывать небылицы о плохой аэродинамике “стелсов”.
Например, у него очень легкий и маленький нос. Следствие наличия радиолокатора с АФАР, который, при прочих равных, имеет меньшие массогабариты, чем РЛС с пассивной фазированной антенной. Это упростит поворот истребителя вокруг его поперечной оси инерции (скорость входа в кабрирование/пикирование). Так же, как в свое время МиГ-17, на который пришлось большая часть поверженных “Фантомов” во Вьетнаме. Не имевший никакого радара, он мог с невероятной быстротой задрать нос, чтобы дать убийственную очередь из пушки.
Для сравнения — длинный тяжелый "клюв" Су-27
Наконец, как и любой современный истребитель, F-35 имеет интегральную компоновку, когда значительная часть подъемной силы создается самим фюзеляжем. Ограничение его конструкции по перегрузке составляет стандартные 9g — как и у отечественных МиГов и «Сушек». Ограничения (7g) имеет лишь “вертикалка”, выпущенная мизерным тиражом. Впрочем, это проблемы морских летчиков, а ВВС всегда летают на нормальных самолетах.
Эпилог
В плане аэродинамики и летных характеристик (где любят учинять разнос F-35) у него не наблюдается никаких изъянов. “Лайтнинг” не станет подарком в ближнем бою ни для одного из своих многочисленных конкурентов. Наоборот, в реальной боевой ситуации, при наличии на борту нескольких тонн боевой нагрузки F-35 грозит получить превосходство над любым существующим истребителем. В конечном итоге всё решит мастерство пилота.
Информация