Атака на Перл-Харбор

Атака на Перл-Харбор


Воскресным утром 7 декабря 1941 года Япония совершила внезапное нападение на Соединенные Штаты Америки, атаковав самолетами палубной авиации главную базу Тихоокеанского флота США Перл-Харбор, находящуюся на одном из Гавайских островов — Оаху.

К подготовке операции соединение авианосцев адмирала Нагумо приступило еще летом 1941 года. 26 ноября 1941 года оно вышло из залива Хитокаппу, южной оконечности острова Итуруп и, соблюдая режим радиомолчания, повернуло к острову Оаху через северные воды Тихого океана, что обеспечивало достижение внезапности.


Основу ударного соединения кораблей составляли шесть тяжелых авианосцев: «Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю», «Дзуйкаку» и «Секаку». В открытых водах океана эта армада получила последнее благословение из Токио — радиограмму «Восходите на гору Ниитака 1208», что по секретному коду означало: атака состоится утром 7 декабря. Ударные корабли скрытно вышли в намеченный для подъема самолетов район. В Перл-Харбор в этот воскресный день находилось порядка сотни судов и кораблей, и среди них 8 линкоров, такое же количество крейсеров и 29 эсминцев. Более трети личного состава отдыхало на берегу.

По команде экипажи самолетов первой волны заняли кабины машин. Авианосцы повернули против ветра и прибавили ход. В 6 часов утра по гавайскому времени первый ударный эшелон, который возглавил командир авиационной части авианосца «Акаги» капитан первого ранга Футидой, набрал высоту 3000 метров. 183 боевых самолета четырьмя ударными группами направились к базе Перл-Харбор, 51 пикирующий бомбардировщик «Айчи» D3A (потом американцы дадут ему «свое» имя — «Вэл») с четверть тонными бомбами и 89 палубных бомбардировщиков «Накадзима» B5N2 («Кейт»), из которых 40 самолетов имели на подвесках торпеды, а 49 — 800-килограммовые бомбы.

Чуть в стороне, осуществляя прикрытие, шли пеленгом 43 истребителя «Мицубиси» А6М («Зеро»).

Через час поднялись в воздух машины второй волны. В ее составе было 80 палубных пикировщиков D3A, 54 бомбардировщика B5N2 и 36 истребителей А6М. Возглавил этот эшелон капитан 3 ранга Симазаки.

Оригинальная система наименований летательных аппаратов, принятая в Японии, сыграла свою роль наряду с прекрасно организованной японцами завесой секретности вокруг собственной авиации. Поразительно мало знали американские и английские военные о мощи военно-воздушных сил Страны восходящего солнца, и в том числе, о ее палубных машинах. У союзников распространенным в то время было мнение, что авиация Японии, хотя и достаточно многочисленная, является большей частью устаревшей и в целом «второсортной». За такое «легкое заблуждение» англосаксы заплатили тысячами жизней.

А между тем основу авиации японских ВМФ составляли весьма совершенные боевые машины. Самыми «старыми», из участвующих в налете на Перл-Харбор, были B5N2 палубные бомбардировщики B5N2 фирмы «Накадзима», которые начали поступать на корабли с 1937 года. К началу сороковых годов он, без сомнения, все еще оставался лучшим в мире палубным бомбардировщиком-торпедоносцем. Оснащенный мотором мощностью в 1115 л.с. с винтом изменяемого шага, снабженный убирающимся шасси и закрылками Фаулера, с солидным вооружением, включающим одну 794-килограммовую торпеду либо три 250-килограммовых бомбы. Эта трехместная машина уже после Перл-Харбора дерзкими торпедными атаками уничтожит за неполный год четыре американских авианосца!

Атака на Перл-Харбор


Двухместный пикировщик D3A фирмы «Аичи» приняли на вооружение японского ВМФ в 1939 году. Он был выполнен по схеме одномоторного свободнонесущего моноплана с неубирающимся шасси и подкрыльевыми тормозными щиткам. На D3A был установлен двигатель мощностью 1280 л. с. По своим характеристикам и концепции он был близок к уже прославившемуся на весь мир германскому Ju-87, а по точности бомбометания с пикирования, даже превосходил немецкую машину. Именно самолеты D3A позднее потопили английские крейсеры «Корнуол» и «Дорсетшир» менее через 15 минут после начала налета. На заключительном этапе войны, уже устаревшие самолеты применяли в качестве летающей бомбы, пилотируемых смертниками.

Атака на Перл-Харбор


Наконец, основу японских корабельных авиагрупп составлял небольшой по размерам истребитель «Мицубиси» А6М фирмы «Мицубиси», который стал впоследствии широко известным «Зеро». Этот самолет приняли на вооружение в 1940 году, и к описываемому моменту было выпущено менее четырехсот машин. Большей частью модификации 21 укомплектованных радиальным мотором мощностью 925 л. с. Обладая максимальной скоростью в 538 км/ч, и вооружением, состоящим из двух скорострельных 20-мм пушек и пары 7,9-мм пулеметов, отличной маневренностью, этот палубный истребитель не имел равных в небе Тихого океана вплоть до начала 1943 года. Кроме отличных скоростных и маневренных данных он обладал и огромной дальностью полета, которая превышала 2,4 тысячи километров.

Разумеется, эти японские самолеты имели и определенные недостатки. Например, их топливные баки были непротектированы, летчик не был защищен броней. Но в целом, по летно-техническим характеристикам японские машины были для того времени передовыми.

Атака на Перл-Харбор


На протяжении почти всего полета над океаном висела густая облачность. Однако ближе к острову Оаху облака начали редеть и над Перл-Харбором практически полностью рассеялись. В 7 часов 49 минут капитан Футида дал команду своей группе: «Атака!» Торпедоносцы ринулись вниз, а истребители прикрытия разошлись и приготовились к отражению перехватчиков США. Группа пикировщиков начала набирать высоту, а те машины, что имели на подвеске 800-килограммовые бомбы, выполнили широкую петлю для того, чтобы атаковать с юго-западного направления последними.

В первую очередь японцы нанесли упреждающий удар по армейскому аэродрому Уиллер Филд. В результате быстрого штурмового удара все 60 новеньких Р40, выстроенных ровными рядами на аэродроме, обратились в пылающие факелы. В 7 часов 53 минуты разгоряченный предчувствием победы Футида отдал приказ радисту дать Нагумо условный сигнал «Тора... Тора... Тора», что по секретному коду означало: «Внезапная атака удалась!»

Главной целью японских летчиков были тяжелые корабли флота США — линкоры и авианосцы. К несчастью для японцев, авианосцы в тот момент в бухте отсутствовали, поэтому весь удар обрушился на линкоры. Шесть мощных кораблей, стоявших попарно вдоль восточного побережья острова Форд, стали главной добычей — «лакомым кусочком» для торпедоносцев. Стоящий в центре линкор «Вест Вирджиния», за несколько минут налета был поражен семью торпедами в борт. Даже для огромного линкора, этого было более чем достаточно! И хотя две попавшие в него авиабомбы не разорвались, уже ничего не могло измениться: стремительно набравший воду, корабль пошел на дно, унося с собой 105 человек экипажа.

Атака на Перл-Харбор


Но еще раньше, чем это произошло, линкор «Аризона» был подбит четырьмя бомбами с пикирующих бомбардировщиков, а его борт поразила торпеда. Последовавший чудовищный взрыв сдетонировавшего боезапаса и котлов взметнул облако огня и дыма на 1000-метровую высоту. В результате погиб почти весь экипаж — 1100 моряков были убиты на месте.

Пара торпед попала в «Оклахому», да пикирующие бомбардировщики, промазав, сбросили несколько бомб, которые взорвались рядом с левым бортом. На линкоре вспыхнули пожары, осложнившие борьбу за живучесть корабля. В итоге «Оклахома» перевернулась и затонула. Она унесла на тот свет более 400 человек. Фактически, оказалось, что огромному американскому линкору для гибели хватило всего двух легких авиационных торпед.

Прикрытые корпусами своих гибнущих собратьев, линкоры «Теннеси» и «Мериленд» имели повреждения только от авиабомб, которые не стали смертельными. В стоявший особняком линкор «Калифорния» летчики страны восходящего солнца всадили пару торпеды, а третья взорвалась вблизи борта, попав в причальную стенку. Горящая «калифорния» стала еще и целью нескольких пикирующих бомбардировщиков, однако после этого продолжал удерживаться на плаву еще три дня, после чего затонул, забрав с собой более сотни человек экипажа.

Атака на Перл-Харбор


Всего один линкор смог дать ход. Это была «Невада». Заработав торпеду в борт, корабль, однако, не очень сильно пострадал. Через некоторое время все его зенитные пушки, пулеметы и орудия универсального калибра открыли заградительный огонь. Командир линкора, осознавая, что огромный неподвижный корабль — отличная мишень для следующих ударов, принял решение вывести «Неваду» в море. К тому моменту, когда подошла вторая волна атакующих самолетов, линкор медленно двигался по фарватеру, направляясь к выходу из гавани. Капитан Футида сразу распознал его намерение и отдал приказ пикировщикам затопить «Неваду» на выходе, закупорив, таким образом гавань. Одна за другой в линкор попали пять 250-килограммовых бронебойных авиабомбы. Но взрывов прозвучало шесть, так как сдетонировали пары бензина для бортовых самолетов-разведчиков. Гигантское пламя охватило «Неваду», и командир корабля приказал выбросить линкор на отмель.

Восьмой линейный корабль американского Тихоокеанского флота, флагманская «Пенсильвания» стояла в доке с эсминцами «Доунс» и «Кассин». Густые дымы пожаров спрятали его от первой японской «волны», и он избежал повреждений. Однако Футида сумел разглядеть эти корабли. Бросившись в атаку, японские летчики второго ударного эшелона столкнулись с гораздо более серьезным сопротивлением. В небо вело огонь все, что способно было стрелять, начиная от универсальных пушек линкоров и крейсеров, и заканчивая личным оружием морских пехотинцев. Естественно огонь был беспорядочным и не точным. Были даже те, кто палил в воздух, закрыв глаза. Но, зенитный огонь все-таки снизил точность нанесения бомбовых ударов. «Пенсильванию» поразило всего две авиабомбы. Но зато эсминцам досталось по полной: взрывная волна сбросила их с кильблоков и завалила друг на друга. Тяжелее всего пришлось эсминцу «Шоу». Он «получил» целых три бомбы, а взрыв артпогребов поставил точку в его истории.

Западнее острова Форд замерли стоя на якорях, легкие крейсера «Танжер», «Релей» и «Детройт», бывший линкор «Юта», который был переоборудован в корабль-мишень. В результате налета «Юта», перевернулась и затонула. Крейсер «Релей» получил торпеду в левый борт. Минный заградитель «Оглала», пораженный торпедой, быстро затонул. Однако он спас крейсер «Хелена», так как закрывал его своим корпусом. В результате крейсер, имевший уже одно торпедное попадание, остался на плаву.

Японские пикировщики уничтожили летающие лодки и их ангары в южной оконечности о. Форд. А «последним самурайским приветом» стало прямое попадание авиационной бомбы в плавучую базу гидросамолетов «Кертисс».

Атака на Перл-Харбор


Японцы же потеряли всего 29 самолетов, из них 9 пикировщиков «Айчи» D3A«Айчи» D3A, бомбардировщиков «Накадзима» B5N2 и пять истребителей «Мицубиси» А6М. На авианосцы не вернулись 55 членов экипажей. Стоит помнить, что до налета на о. Оаху базировалось свыше_300 исправных американских боевых самолетов, а это почти двойное превосходство, причем по истребителям вообще многократное. Где же была система ПВО базы?

Примерно в 7 часов утра 7 декабря РЛС расположенная на горе Опана о. Оаху зафиксировала массовые засветки на экранах от большой группы самолетов, которые двигались в направлении острова с севера-востока. В 7 часов 6 минут было доложено на информационный пост ПВО, а дальше... Дальше, как обычно. Представим себе молодого офицера в конце бессонного ночного дежурства. Тем более, что его служебные обязанности и права конкретностью не отличались. Далее, в системе ПВО, одна часть которой подчинялась флоту, а другая — армии. И между этими частями, по привычной в США пренебрежительности отношения между «флотскими» и «сухопутными», взаимопонимания не было.

Еще следует добавить и то обстоятельство, что дежурный был дезориентирован планируемым прилетом в это утро на остров эскадрильи четырехмоторных бомбардировщиков Б-17 и находящимся на подходе к острову авианосца «Энтерпрайз» и поднимающимися с него самолетами-разведчиками. Нельзя также игнорировать и всю меру ответственности в случае объявление ложной тревоги. И молодой лейтенант допустил ошибку. «Все в порядке, — сказал он оператору РЛС. — Это наши». Но если бы он и решил запросить приближающиеся самолеты по радиосвязи, то получил бы ответ экипажей бомбардировщиков Б-17, которые уже были в воздухе.

Атака на Перл-Харбор


Японские летчики одновременно с ударами по кораблям атаковали и аэродром морской авиации Эва, а также базу армейских бомбардировщиков Хикем Филд. Почти 20 японских А6М«Зеро» проштурмовали самолеты, которые стояли в Эве на открытых площадках, и в течении всего нескольких минут уничтожили 30 американских машин. А в Хикем Филд было сожжено на земле двенадцать бомбардировщиков Б-17, столько же А-20 и Б-24, а также порядка 30 устаревших Б-18.

На аэродроме Халейва, в это время дислоцировалась всего одна эскадрилья истребителей. Именно поэтому он был обойден вниманием японцев. С его полосы взлетели лейтенанты Уэлч и Тайлор. По их докладу, в районе аэродроме Уиллер Филд они сумели завалить 7 вражеских самолетов из 11 сбитых утром 7 декабря над Оаху.

Одна из групп японских истребителей, удостоверившись в отсутствии американских истребителей в воздухе, устремилась к базе гидроавиации Канеохе. Сделав несколько заходов, они уничтожили три десятка гидросамолетов РВ.1.

Атака на Перл-Харбор


Последним аэродромом, который подвергся удару первой волны, стал Беллоуз Филд — база армейских истребителей. С него сумела взлететь четверка Р40, которые вскоре были сбиты более опытными пилотами А6М «Зеро». Затем японцы в ходе штурмовки сожгли стоящие на аэродроме американские истребители.

Атака на Перл-Харбор


Была у японских истребителей и возможность потренироваться в стрельбе по летающим мишеням. В конце операции они заметили огромные четырехмоторные Б-17 из состава перелетевшей с материка эскадрильи. Беспомощно кружась над развороченными взрывами аэродромами, они не имели возможности отбиваться от атакующих истребителей: их бортовые пулеметы, тщательно смазанные, были упакованы в заводские ящики. Не могли они и улететь, так как топливо было уже на исходе. Всего две «крепости» остались неповрежденными, но их тоже нельзя было использовать: все хранилища горючего сгорели, заправить было нечем.

А через полчаса грустную судьбу бомбардировщиков разделила эскадрилья самолетов-разведчиков, взлетевших с палубы авианосца «Энтерпрайз». Летчик одного из них сумел дать предупреждающую радиограмму на свой авианосец. «Энтерпрайз» повернул на юго-восток, а вот самолетам-разведчикам уйти было не суждено. Три из них японцы сбили над морем, а один — над островом. Судьба пятого была еще более печальной. Его сбили эсминцы США, чьи ошалевшие экипажи принялись палить по любому летящему объекту, не разбираясь, где свои, где чужие. Безумие продолжалось и после окончания японской атаки. Уже во второй половине дня два самолета с того же «Энтерпрайза» бравые американские пехотинцы сбили очередями из своих пулеметов.

Атака на Перл-Харбор


Этот день стоил Америке 3 тысяч человеческих жизней, 300 различных самолетов и целого линейного флота.

Атака на Перл-Харбор


Источники:
Иванов С. Перл-Харбор // Война в воздухе. №44. С. 24-50.
Иванов С. А6М «Зеро» // Война в воздухе. №3. С. 21-24.
Медведь А. Удар по Жемчужной гавани // Крылья Родины. 1992. №1. С. 30-31.
Яковлев Н. Перл-Харбор. 7 декабря 1941 года. Быль или небыль. М.: Издательство политической литературы, 1988. С. 62-81.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 38
  1. blizart 4 июня 2015 06:18
    Японцы в последней войне показали, что лучше с ними не связываться. Американцы показали, что даже такой бешенно- воинственный народ можно...прикормить.
    1. iouris 4 июня 2015 20:52
      Это нападение ждали в Вашингтоне, чтобы вступить в войну и заработать. Все разведки мира о нём знали. И оно произошло. Стоило только Пентагону прислать директиву об усилении боеготовности, атака, скорее всего, не привела бы к такому взрыву негодования простых американцев и разгулу националистических чувств, умело подогреваемому пропагандой. Исход войны был ясен и для японцев, который понимали, что с экономической мощью США им не совладать. Но Япония слишком зависела от США и Великобритании. Уже война с Россией в 1904 году была развязана в угоду США и Англии. Пёрл-Харбор - это то же самое, что атака башен-близнецов, только цели администрации США разные.
  2. Сахалинец 4 июня 2015 07:08
    Атака японцев на Перл-Харбор в принципе была предсказуема. Под удар японцев попали только устаревшие линкоры, ничего действительно стоящего и современного под удар подставлено не было.
  3. qwert 4 июня 2015 07:16
    Цитата: blizart
    Японцы в последней войне показали, что лучше с ними не связываться.
    В Русско-Японской войне они это тоже показали.


    Цитата: Сахалинец
    Атака японцев на Перл-Харбор в принципе была предсказуема. Под удар японцев попали только устаревшие линкоры, ничего действительно стоящего и современного под удар подставлено не было.


    Есть такая версия. И даже несколько книг на эту тему. Типа умные американцы сами спровоцировали и подтолкнули японцев разбомбить Перл Хпрбор, дабы спровацировать победоносную для себя войну. Ну, стыдно им признаться, что их разнесли как пацанов. На самом деле, как показывает американская история, для того, чтобы спровоцировать конфликт, американцам нужно было гораздо меньше жертв. К примеру для войны с Испанией они взорвали всего один устаревший броненосный корабль, для Въетнамской войны хватило обстрела эсминца. Для войны с Японией достаточно было торпедировать Юту. А здесь кроме флота еще и 300 (!) самолетов и 3000 матросиков и офицеров, это даже для США дорого. Нет, здесь все-таки японцы отличились, а американцы лопухнулись.
    1. iouris 4 июня 2015 21:10
      Это уже давно не версия. Следует исходить из целей войны. История в Гаване - шаг, на пути выдавливания держав Старого света из Западного полушария. Следующий акт - стравливание и развал великих держав, которые поделили Китай и Индокитай. Наконец, вторая мировая - окончательное ослабление Великобритании и превращение США в единственного мирового лидера - экономического, технологического и военно-политического. Развал СССР означал завершение процесса формирования однополярного мира. Тут же вскочил вопрос - где взять врага?
      Вторая мировая, кроме прочего, знаменовала переход от преимущественно рыночного либерального регулирования экономикой к жёсткому государственному, практически коммунистическому. Иначе - невозможно сохранять мировое господство. Администрация США - не правительство страны, а комитет транснациональных монополий. В этом суть.
  4. igordok 4 июня 2015 07:51
    В игре "Ил-2 Забытые сражения" есть локация Перл-Харбор. Включив бессмертие и бесконечный боезапас и горючее, для меня эта локация была 3D моделью Перл-Харбора. Читая информацию по П-Х в будущем, я мог получше ориентироваться в событиях декабря 1941г.
    Согласен. Изучать историю по фильмам и играм последнее дело no , но этот вариант "изучения" более доходчив, чем и пользуются "переписчики истории".
  5. parusnik 4 июня 2015 08:00
    Интересно, как развивалась бы ситуация окажись в Перл-Харборе.. американские авианосцы..? Как-то складывается впечатле, что американцы знали о нападении..и намеренно вывели свои авианосцы..Сознательно подставив под удар остальные силы находящиеся на базе..И пропагандистский эффект..какой был потом..смотрите американские граждане, че с нами япошки сделали..не простим..надо воевать..А то понимаешь сидим тут в мире, в тихую Гитлера поддерживаем..а пора и свои интересы удовлетворять...
    1. Alexey RA 4 июня 2015 11:35
      Цитата: parusnik
      Интересно, как развивалась бы ситуация окажись в Перл-Харборе.. американские авианосцы..?

      А точно так же.
      Американцы на ТО практически дословно выполнили свой предвоенный план: засесть в обороне, покусывая второстепенные точки японского периметра ударами "бей и беги", за это время накопить силы - и медленно пойти от атолла к атоллу по направлению к Метрополии, выманивая силы IJN на генеральное сражение.

      Будь у них на 2 АВ меньше - меньше было бы рейдов. Ну, может пришлось сдать бы Мидуэй и устраивать базирующимся там японцам еженощную побудку с помощью 20-30 В-24.
    2. THE_SEAL 4 июня 2015 17:53
      Цитата: parusnik
      Интересно, как развивалась бы ситуация окажись в Перл-Харборе.. американские авианосцы..? Как-то складывается впечатле, что американцы знали о нападении..и намеренно вывели свои авианосцы..Сознательно подставив под удар остальные силы находящиеся на базе..И пропагандистский эффект..какой был потом..смотрите американские граждане, че с нами япошки сделали..не простим..надо воевать..А то понимаешь сидим тут в мире, в тихую Гитлера поддерживаем..а пора и свои интересы удовлетворять...

      Бред. Это случайность, что авианосцы в море оказались. Если бы американцы хотели войны, то они организовали были ПВО оборону. Самого факта вероломного нападения уже было бы достаточно. Даже если бы успешно отразили атаку японской авиации. А потерять весь линейный флот на Тихом океане. Это серьезно осложнило позиции американцев. И только на Мидуээ и Гуадалканале они смогли вырвать инициативу у япошек. Причем Ямомото прекрасно осознавал с каким колоссом они связались. И предвидел, что малейшее промедление в уничтожении американского флота обернется для Японии поражением в будущем. т.к. возможности американской экономики тогда были безграничны. Не будем забывать и о английском флоте, который также потерпел поражение в Индокитае. С нашей точки зрения мы можем лишь радоваться, что мощь японского флота обрушилась не наш Дальний Восток, а на соизмеримого противника - США и Великобританию. Не стоит я думаю принижать наших союзников. Им повезло что в основном война шла на море, где потери не такие высокие как на суше. Но не будем забывать как неплохо сражалась средиземноморская эскадра англичан против Крингмарине, Итальнского Флота и флота Вишистов. Тоже пусть небольшой, но вклад в нашу общую победу. Немец или итальянец, убитый в Африке или Италии, не окажется под Сталинградом или Москвой.
      1. Alexey RA 4 июня 2015 18:44
        Цитата: THE_SEAL
        С нашей точки зрения мы можем лишь радоваться, что мощь японского флота обрушилась не наш Дальний Восток, а на соизмеримого противника - США и Великобританию.

        Хе-хе-хе... вообще-то, флот был главным противником войны с СССР. С точки зрения флотских овчинка не стоила выделки - ценой потери первоклассных кадров и израсходования запасов топлива Япония в лучшем случае могла приобрести квадратные километры дикой тайги с полностью уничтоженной инфраструктурой.
        А главное - в этой тайге не было того, что было нужно Японии как воздух, как хлеб - там не было разработанных нефтяных месторождений, способных в короткие сроки компенсировать поставки из США, Британии и Голландии и расход топлива в войне с СССР.

        Да и целей у IJN в этой гипотетической войне было не так много. ТОФ СССР был невелик. Из двух его баз та, что на Камчатке, Японии была не нужна. А Владивосток был слишком зубаст. И даже если бы флот ввязался в эту войну, исход её всё равно решался бы на суше. А насчёт способности IJA противостоять РККА флот никаких иллюзий не питал - особенно после Халхин-Гола.
  6. Villiam Wolf 4 июня 2015 09:29
    И все таки мало янки досталось!
  7. Fotoceva62 4 июня 2015 09:41
    На самом деле, Японцы достигнув частного успеха проиграли войну,дав Рузвельту непобиваемые козыри против изоляционистов в США.
    1.Авианосцы не были уничтожены,старое железо жалко,но всплеск патриотизма в США того стоил.
    2.Американские пилоты остались в живых, а самолёты строятся гораздо быстрее,чем готовятся лётчики,тем более США имели мощный резерв пилотов и в отличии от Японцев разветвлённую сеть общедоступных как и в СССР аэроклубов.
    3.Японские пилоты вместо отмеченных на картах как первоочередные цели топливохранилищ и складов боезапаса атаковали уже повреждённые корабли и гонялись за личной славой.
    4.После потерь второй волны и при наличии боеготовых авианосцев США Японское командование удовлетворилось тактическим успехом проиграв стратегически.
    Вывод: Япония сразу проиграла войну, так как даже в первом почти полигонном сражении не смогла достичь поставленных задач ,а дальше в игру вступили факторы помыленной мощи и времени.
    1. Alexey RA 4 июня 2015 12:09
      Цитата: Fotoceva62
      2.Американские пилоты остались в живых, а самолёты строятся гораздо быстрее,чем готовятся лётчики,тем более США имели мощный резерв пилотов и в отличии от Японцев разветвлённую сеть общедоступных как и в СССР аэроклубов.

      На 1941 США ещё не имели мощного резерва пилотов и развёрнутой системы подготовки. В начале 1941 армейцы жаловались президенту, что у них не на чем готовить пилотов даже для строевых частей - слишком много машин уходит по ленд-лизу.
      Американский ДОСААФ (Civilian Pilot Training Program) - система добровольной бесплатной первичной подготовки пилотов - формально был запущен в 1938, однако 60% его лётных школ начали готовить пилотов только в 1941.
      На полную мощность конвейер экипажей вышел в 1942.
      Цитата: Fotoceva62
      4.После потерь второй волны и при наличии боеготовых авианосцев США Японское командование удовлетворилось тактическим успехом проиграв стратегически.

      Вообще-то, для Японии успех был именно стратегическим. Вспомогательная операция по нейтрализации американского ТОФ на время наступления в ЮВА закончилась даже лучше, чем ожидалось. Все поставленные задачи были выполнены, а потери оказались ниже расчётных.
      Другое дело, что кое у кого стратегическое планирование не предусматривало длительной войны... smile
      1. iouris 5 июня 2015 05:01
        Когда устаревший русский парусный флот сжёг устаревший турецкий парусный флот, Россия выиграла стратегически или тактически? Потом приплыла европейская армада на пароходах с нарезными пушками и русские сами затопили свой флот в Севастополе.
        Ни Япония, ни Германия в стратегическом плане выиграть мировую войну не могли. Войну организовали монополии, и она продолжается по их плану. По крайней мере, пока. Посмотрите цифры, которые характеризуют объём производства в США от мирового. Что-то около 40%. После войны уже около 60%. И это всё - экспорт. У СССР было превосходство в территории и в численности населения. У Германии - в технологиях и в организации. Но Япония - остров. Рядом колоссальная страна - Китай. Против СССР Япония не могла использовать своё преимущество - океанский флот, а сухопутные войска были слишком малы для войны с СССР. И не в интересах США было поражение СССР в войне против Германии и Японии. Это было бы слишком опасно. Зато обескровленный СССР, который проводит индустриализацию колоний мирового империализма - самое то. Этот процесс и привёл к созданию ВТО.
    2. Альф 4 июня 2015 17:46
      Цитата: Fotoceva62
      Вывод: Япония сразу проиграла войну, так как даже в первом почти полигонном сражении не смогла достичь поставленных задач ,а дальше в игру вступили факторы помыленной мощи и времени.

      Адмирал Ямамото сказал-В первый год мы будем побеждать, но я совершенно не уверен за второй год и, тем более, за третий.
  8. parusnik 4 июня 2015 10:10
    Цитата: qwert
    Для войны с Японией достаточно было торпедировать Юту. А здесь кроме флота еще и 300 (!) самолетов и 3000 матросиков и офицеров, это даже для США дорого. Нет, здесь все-таки японцы отличились, а американцы лопухнулись.

    Не забывайте,о менталитете американцев, им нравится масштабное,эффектное..с прямыми доказательствами..Ну,где-то торпедировали Юту..а кто..? У прессы масса вопросов..А тут масштаб, масса загубленных жизней,потопленные линкоры..да и доказательство на лицо..Хочешь не хочешь, а всем захочется воевать..и не только супротив Японии..Японцы да, лопухнулись..команда какая была? Бомбить ежели авианосцы будут на базе..Но соблазн оказался велик..Эмоции возобладали над разумом..План Ямомото полетел..Проиграть Японии войну, осталось делом времени..
  9. nnz226 4 июня 2015 10:47
    Почаще бы так америкосы по носу получали, чтоб не мнили себя наикрутейшими!
  10. Alexey RA 4 июня 2015 10:59
    В первую очередь японцы нанесли упреждающий удар по армейскому аэродрому Уиллер Филд. В результате быстрого штурмового удара все 60 новеньких Р40, выстроенных ровными рядами на аэродроме, обратились в пылающие факелы.

    Всего за базой Уилер числилось 99 Р-40 модификаций В и С. После налёта и боёв в воздухе осталось 27 боеготовых машин и 30 повреждённых. 42 машины было уничтожено.
    Почему числилось? Потому что по факту часть машин оказалась рассредоточена на других аэродромах острова. Про Уэлша и Тейлора, взлетевших на Р-40 с Халеивы, известно всем, кто интересовался Пёрл-Харбором. Но эти две машины были лишь частью 47-го истребительного дивизиона, сидевшего в Халеиве. А на аэродроме Беллоуз сидели машины 44-го истребительного дивизиона 18-й истребительной группы.
    Последним аэродромом, который подвергся удару первой волны, стал Беллоуз Филд — база армейских истребителей. С него сумела взлететь четверка Р40, которые вскоре были сбиты более опытными пилотами А6М «Зеро». Затем японцы в ходе штурмовки сожгли стоящие на аэродроме американские истребители.

    Беллоуз не был базой ИА. На нём штатно базировались армейские разведчики. 44 ИД 18 ИАГ был там "в гостях".
    Была у японских истребителей и возможность потренироваться в стрельбе по летающим мишеням. В конце операции они заметили огромные четырехмоторные Б-17 из состава перелетевшей с материка эскадрильи.

    Не в конце. В-17 подошли к базе Хикэм в момент её атаки пикировщиками и истребителями (в районе 08:00). И при заходе на посадку попали под удар.
  11. Mad-dok 4 июня 2015 11:01
    Все равно не могу скрыть своего злорадства. Молодцы японцы..
  12. Alexey RA 4 июня 2015 11:21
    По кораблям:
    Но еще раньше, чем это произошло, линкор «Аризона» был подбит четырьмя бомбами с пикирующих бомбардировщиков, а его борт поразила торпеда. Последовавший чудовищный взрыв сдетонировавшего боезапаса и котлов взметнул облако огня и дыма на 1000-метровую высоту. В результате погиб почти весь экипаж — 1100 моряков были убиты на месте.

    Какие пикировщики? Пикировщики первой волны штурмовали аэродромы.
    "Аризоне" прилетело с горизонтальных бомберов - 800-кг бронебойные бомбы, в роли которых выступали обточенные и снабжённые стабилизаторами 41-см снаряды.
    И торпеда в неё не попадала.
    В донесении с ремонтного судна «Vestal» AR-4, пришвартованного к левому борту линкора «Arizona», сооб­щалось о попадании торпеды в линкор. В 1943 году, когда удалось откачать ил из корпуса корабля, и водолазы обсле­довали повреждения, они не обнару­жили следов попадания торпеды. Об­наруженные повреждения борта в рай­оне носовой башни ГК № 1 были выз­ваны близким разрывом 800-кг авиа­бомбы. Таким образом, можно утвер­ждать, что линкор «Arizona» не был торпедирован.


    Стоящий в центре линкор «Вест Вирджиния», за несколько минут налета был поражен семью торпедами в борт. Даже для огромного линкора, этого было более чем достаточно! И хотя две попавшие в него авиабомбы не разорвались, уже ничего не могло измениться: стремительно набравший воду, корабль пошел на дно, унося с собой 105 человек экипажа.

    А вот это на самом деле был лютый фэйл японцев.
    Потому как по "ВиВи" разгрузились те торпедоносцы, которые должны были атаковать АВ. Причём разгрузились они штучными торпедами "ручной работы" с малой глубиной хода, специально предназначенными для атаки АВ, не имевших мощного бронепояса и ПТЗ.

    Вообще, атака торперов была диким бардаком. И виноваты в этом были именно противоавианосные торперы, которые, не найдя своих целей, решили атаковать ЛК и вклинились в строй машин, предназначенных для атаки ЛК.
  13. qwert 4 июня 2015 13:05
    Цитата: Alexey RA
    Какие пикировщики? Пикировщики первой волны штурмовали аэродромы.
    "Аризоне" прилетело с горизонтальных бомберов - 800-кг бронебойные бомбы, в роли которых выступали обточенные и снабжённые стабилизаторами 41-см снаряды.
    Я читал книгу, не вспомню автора, как раз версия, что американцы специально подставились. Меня кстати они не убедили и кстати, знаете когда впервые эта версия была озвучена? В 1972 году. Помните, что было в этом году? Тут как раз хотя бы в прошлых промахах реабелитироваться, а то совсем....
    Но я не об этом. отвлекся hi В том источнике также утверждалось, что бронебойные бомбы сбросили на него пикирующие "Вэлы".
    1. Alexey RA 4 июня 2015 14:55
      Цитата: qwert
      В том источнике также утверждалось, что бронебойные бомбы сбросили на него пикирующие "Вэлы".

      Это частая ошибка, корни которой, вероятно, растут из общепринятого мнения, что горизонтальный бомбер в корабль может попасть только при большой удаче, а самым страшным бомбером для корабля является пикировщик. smile
      Но в П-Х планировалась атаковать ЛК на якорной стоянке. А по неподвижной цели "левелы" работали очень неплохо. И в "Аризону" прилетела 800-кг ББ - строго по плану:
      Первым атаковать авианосцы и линкоры противника должны были торпедоносцы подполковника Мура­ты. Полковник Фучида должен был бомбить линкоры, стоявшие на якоре возле острова Форд. Пикирующие бомбардировщики подполковника Такахаси концентрировали удар по американским базам Уилер, Хикем и острове Форд. Истребители подпол­ковника Итаи должны были прикры­вать действия бомбардировщиков и торпедоносцев, а, зачистив воздушное пространство от самолетов противни­ка, нанести удар по базам Хикем, Уилер, Канеоэ и Барберс-Пойнт.

      Второй эшелон, возглавляемый подполковником Сигеказу Симазаки, вылетал спустя час после первого. Са­молеты второго эшелона должны были выйти на цель спустя полчаса после первого эшелона. В составе второго эшелона были только вооруженные бомбами самолеты B5N2, пикировщи­ки D3A1 и истребители А6М2.

      Чисто технически "Вэл" просто не поднял бы 800-кг бронебойку. "Вэлы" - это же не "штуки" или "медленные, но смертоносные". Максимальная загрузка японского пикировщика - 250 кг под брюхом и 2 х 60 кг под крыльями.

      Как писалось на Цусимском форуме, такие скромные ТТХ по сравнению с тем же SBD были вызваны тем, что тактика применения авианосной авиации по "большим горшкам" у США и Японии отличалась. Янки сделали основную ставку на универсальные разведчики-пикировщики и 454-кг бомбы, а их торперы должны были лишь ограничивать своими торпедами маневрирование цели. Показательно, что реальные сбросы торпед у янки начали проводиться только в 1940. Японцы наоборот сделали упор на торперы, а пикировщики должны были выбивать ПВО цели.
      1. qwert 4 июня 2015 16:01
        Цитата: Alexey RA
        Это частая ошибка, корни которой, вероятно, растут из общепринятого мнения, что горизонтальный бомбер в корабль может попасть только при большой удаче, а самым страшным бомбером для корабля является пикировщик.


        Ну чисто логически, то это не разумно. С горизонтального бомбометания с малых высот ( а японцы и не думали кидать бронебойные бомбы с высоты, да и с большой высоты и попасть сложнее) бомба будет попадать в палубу под углом, поэтому шансы пробить бронепалубу снижаются. Правильнее такие вещи применять с пикировщиков, а с горизонтального лучше засыпать больши количеством осколочных бомб расчеты ПВО.
        1. Alexey RA 4 июня 2015 16:26
          Цитата: qwert
          Ну чисто логически, то это не разумно. С горизонтального бомбометания с малых высот ( а японцы и не думали кидать бронебойные бомбы с высоты, да и с большой высоты и попасть сложнее) бомба будет попадать в палубу под углом, поэтому шансы пробить бронепалубу снижаются.

          Бомбометание левелов шло с эшелона 10 000 футов. 800-кг бронебойный снаряд с 3-х километров спокойно прошьёт палубы ЛК.
          Цитата: qwert
          Правильнее такие вещи применять с пикировщиков, а с горизонтального лучше засыпать больши количеством осколочных бомб расчеты ПВО.

          У японцев не было пикировщиков под тяжёлую бомбу. Кроме того, на забывайте про высокий уровень подготовки пилотов IJN (обратной стороной которой был крайне малый выпуск).
  14. PROXOR 4 июня 2015 13:21
    Атака на Пёрл Харбор. это мероприятие такого же уровня, как и атака двух самолетов на башни-близнецы в Нью-Йорке. Ни одного Авика. Устаревшие самолёты.
    При этом разведка ВМФ знала о готовившемся нападении, они не знали место. Но даже если так. Ждёшь нападения - объявляется боевая готовность и корабли выходят в море.
    Для сравнения. В ночь с 21 на 22 июня советским частям передали приказ на боевую готовность. ВМФ успел оперативней передать этот приказ. Результат: 22 июня корабли Балтийского и Черноморского флота встретили Люфтвафе шквальным зенитным огнем.
    Эта вонйа была нужна для Матрасии, так же как она нужна им и сейчас. В таком хаосе легче отжимать себе нужные "куски".
    1. Alexey RA 4 июня 2015 15:13
      Цитата: PROXOR
      Ни одного Авика. Устаревшие самолёты.

      Устаревшие? Это Вы про В-17D? Или про Р-40В/С? Или про А-20?
      А насчёт АВ... из двух боеготовых АВ ТОФ один находился практически рядом с гаванью. Ещё 3-4 часа - и торперы Нагаи нашли бы свою цель.
      Цитата: PROXOR
      При этом разведка ВМФ знала о готовившемся нападении, они не знали место. Но даже если так. Ждёшь нападения - объявляется боевая готовность и корабли выходят в море.

      После первого же такого объявления у ТОФ появляется новый командующий. Потому что есть строгое указание из Вашингтона: на время ведения переговоров с Японией боеготовность повышать запрещено, поскольку это может привести к срыву переговоров.
      Разрешения на повышение боеготовности Шорт и Киммель добивались 2 месяца. Выбили только низшую степень. Причём особо усердствовать Киммель не мог - его положение как комТОФ было слишком шатким (при назначении на этот пост он перепрыгнул слишком многих в негласной иерархии старшинства). На Шорта тоже давили: например, учения ПВО с развёртыванием ЗА на реальных позициях привели к угрозам со стороны местных землевладельцев, на территории которых эти позиции находились. Народ там был богатый и со связями - так что угрожали комиссиями Сената и Конгресса, а также повышением цен на строительные работы по господрядам.
      В рамках разрешённого им сверху командования флота и армии на Гавайях сделали максимум возможного.
      Цитата: PROXOR
      Для сравнения. В ночь с 21 на 22 июня советским частям передали приказ на боевую готовность. ВМФ успел оперативней передать этот приказ. Результат: 22 июня корабли Балтийского и Черноморского флота встретили Люфтвафе шквальным зенитным огнем.

      О да... особенно в Севастополе, где первая волна постановщиков мин сбросила свой груз как на учениях - навигационные огни горят, ПВО не работает. И лишь по второй волне наконец-то был открыт огонь. smile
      1. PROXOR 4 июня 2015 17:02
        Цитата: Alexey RA
        Устаревшие? Это Вы про В-17D? Или про Р-40В/С? Или про А-20?
        А насчёт АВ... из двух боеготовых АВ ТОФ один находился практически рядом с гаванью. Ещё 3-4 часа - и торперы Нагаи нашли бы свою цель.

        2 из 8!!!!! Причём тот Энтерпрайз был готов в 37 году. И хотя срок службы у короблей исчесляется десятками лет, на тот момент уже не являлся самым лучшим. Был более современный проект Авианосца.
        Бомбардировщик B-17D уже тоже считался устаревшим, как раз был подготовлен вариант B-17E. Тот самый вариант, которовый в последствии и участвовал в налётах на Японские базы и Немецкие города. Фронтовой истребитель P-40 вообще был неочём. Зеро компании митсубиши был и вооружен лучше и маневренней и быстрее.
        Что же до лёгкого бомбардировщика Бостон А-20, так ВВС США вообще считало его неудачным и ещё в 40м году начла его замену на B-25. Опять же замечу, Нужно было создать нужный ореол для такой операции.
        Цитата: Alexey RA
        После первого же такого объявления у ТОФ появляется новый командующий. Потому что есть строгое указание из Вашингтона: на время ведения переговоров с Японией боеготовность повышать запрещено, поскольку это может привести к срыву переговоров.
        Разрешения на повышение боеготовности Шорт и Киммель добивались 2 месяца. Выбили только низшую степень. Причём особо усердствовать Киммель не мог - его положение как комТОФ было слишком шатким (при назначении на этот пост он перепрыгнул слишком многих в негласной иерархии старшинства). На Шорта тоже давили: например, учения ПВО с развёртыванием ЗА на реальных позициях привели к угрозам со стороны местных землевладельцев, на территории которых эти позиции находились. Народ там был богатый и со связями - так что угрожали комиссиями Сената и Конгресса, а также повышением цен на строительные работы по господрядам.
        В рамках разрешённого им сверху командования флота и армии на Гавайях сделали максимум возможного.

        Это ещё раз доказывает, что адмиралу Киммел, был связан по рукам и ногам. Нужна была трагедия!!!! Флот стоял в гавани на приколе.
        Цитата: Alexey RA
        О да... особенно в Севастополе, где первая волна постановщиков мин сбросила свой груз как на учениях - навигационные огни горят, ПВО не работает. И лишь по второй волне наконец-то был открыт огонь.

        И что?
        Финский залив так же был усеян минами за 21-22 июня!!!!Не надо передёргивать!!!!
        Потерь среди короблей 22 июня не было. То что первая волна одбросалась практически как на учениях ОК!
        Ситуация. Ночь с 21го на 22е. НОЧЬ. Т.е. темно! Война не объявлена, есть боеготовность. Это отражение атаки в случае нападения на корабли. Иными словами: Наши ПВО баз Черноморского и Балтийских флотов противника услышали, но куда стрелять? В темноту. Тогда ещё не было на флотах такого количества прожекторов, не отработана тактика ночного заградительного огня. Юнкерсы и Хенкели отбросались в фарватер и ушли. Не взрывов, ни торпед.
        В 3 часа ночи, когда уже начался рассвет и стало понятно, что делала первая волна, была дана команда ОГОНЬ!!!
        Вообщем не надо выгораживать эту нечесть на планете. Методы их ведения "бизнеса" из века в век одни и те же. И мы современник, можем их сейчас наблюдать.
        1. Alexey RA 4 июня 2015 19:01
          Цитата: PROXOR
          2 из 8!!!!! Причём тот Энтерпрайз был готов в 37 году. И хотя срок службы у короблей исчесляется десятками лет, на тот момент уже не являлся самым лучшим. Был более современный проект Авианосца.

          Ещё раз. На ТО было 3 АВ. Три. Из них "Сара" была в ремонте. Осталось 2. Из которых один был практически у Оаху. Его авиакрыло уже начало перелёт на бербазу.
          Цитата: PROXOR
          Бомбардировщик B-17D уже тоже считался устаревшим, как раз был подготовлен вариант B-17E. Тот самый вариант, которовый в последствии и участвовал в налётах на Японские базы и Немецкие города. Фронтовой истребитель P-40 вообще был неочём.

          А при чём тут ещё не выпускавшиеся модели? Вы ещё "корсар" и "хэллкет" вспомните - они тоже в 1941 полетели.
          На декабрь 1941 на Оаху сидели наиболее современные самолёты ВВС из стоявших на вооружении.
          Цитата: PROXOR
          Потерь среди короблей 22 июня не было.

          Вероятно потому, что корабли никто не атаковал. Люфты не наносили удар по кораблям в базах - они перекрывали минами фарватеры. И эта тактика принесла плоды: 01.07.41 при выходе из Южной бухты на авиамине подорвался ЭМ "Быстрый" (затонул, поднят, не восстановлен).
          1. PROXOR 5 июня 2015 09:45
            Цитата: Alexey RA
            Ещё раз. На ТО было 3 АВ. Три. Из них "Сара" была в ремонте. Осталось 2. Из которых один был практически у Оаху. Его авиакрыло уже начало перелёт на бербазу.

            Даже если 3 из 8. НА ВЕСЬ ТИХИЙ ОКЕАН!!!! При условии того, что дипломатические отношения с Японией находились уже на грани войны!!!!! Прекратите эту чушь нести о мощи ТОФ и что Японцы, такие красавцы, раскатали их как нечего делать. Если ты ждёшь войны, то будешь держать мечь в руке, а не положишь его в дальнюю кладовку.
            Цитата: Alexey RA
            А при чём тут ещё не выпускавшиеся модели? Вы ещё "корсар" и "хэллкет" вспомните - они тоже в 1941 полетели.
            На декабрь 1941 на Оаху сидели наиболее современные самолёты ВВС из стоявших на вооружении.

            Да ладно самые современные. Я то Вам как раз и расписал, что на Оаху были далеко не самые современные образцы авиации. Не надо передёргивать подтягивая сюда Корсары и Хэлкеты. Хотя, сами ответили. В предверии войны, не усилить истребительную авиацию. При этом Матрасники знали что их P-40 ни в какое сравнение не шёл с Японским Зеро. Они понимади какой им самолёт был нужен: Напомню Вам, что с 1940 года пислоты ВВС участвовали как добровольце в отражении нападения на Англию. Они летали на Спидфайеррах и сражались с Месершмитом - 109, а значит имели представление о маневренности и скороси боя.
            Цитата: Alexey RA
            Вероятно потому, что корабли никто не атаковал. Люфты не наносили удар по кораблям в базах - они перекрывали минами фарватеры. И эта тактика принесла плоды: 01.07.41 при выходе из Южной бухты на авиамине подорвался ЭМ "Быстрый" (затонул, поднят, не восстановлен).

            Чтобы это изменило? Ну полетели бы они на корабли, так же как и японцы. Их бы встретили из всех стволов!!! Боевая готовность уже была объявлена.
            Эсминец затонул 01.07.1941 года!!!! О КАК!!! 10 дней с начала войны!!! А ничего что ещё наши корабли несколько раз натыкались на немецкие мины после войны!!!! Люфтвафе действительно добился своего. МСТИЛ ПОСЛЕ КАПИТУЛЯЦИИ!!!
            Вообщем то УВАЖАЕМЫЙ, вижу вашу однобокую оценку ситуации с закрытием глаз на очевидные факты. Прерикаться с Вами не имею желание, ибо вы или глупец заблуждающийся, либо проплаченное лицо Навального.
            1. Alexey RA 5 июня 2015 10:34
              Цитата: PROXOR
              Даже если 3 из 8. НА ВЕСЬ ТИХИЙ ОКЕАН!!!! При условии того, что дипломатические отношения с Японией находились уже на грани войны!!!!! Прекратите эту чушь нести о мощи ТОФ и что Японцы, такие красавцы, раскатали их как нечего делать. Если ты ждёшь войны, то будешь держать мечь в руке, а не положишь его в дальнюю кладовку.

              Ох-хо-хо... Вы хоть американские военные планы войны с Осью читали? ТО был второстепенным театром. Основным ТВД была Европа. Основным противником - Германия.
              Косвенным подтверждением этого может служить тот факт, что во время битвы за Мидуэй, когда Нимиц собирал корабли везде, где только можно, в Атлантике паслись 2 боеготовых быстроходных ЛК и 2 АВ.

              США и так выделили на ТО "Лекса" с "Сарой". Плюс "Энтерпрайз".
              Из оставшихся АВ "Рейнджер" с его урезанной авиагруппой считался непригодным для ТО. "Хорнет" не завершил курс подготовки.
              И, кстати, а откуда у США 8 АВ. Вы что - "Лэнгли" посчитали? Так его ещё в 1936 переоборудовали в авиатранспорт.
              Цитата: PROXOR
              Да ладно самые современные. Я то Вам как раз и расписал, что на Оаху были далеко не самые современные образцы авиации.

              Ещё раз: на Оаху сидели точно такие же машины, которыми были вооружены и другие ИАГ и БАГ США.
              Кстати:
              Выкатка первого В-17Е состоялась 27 сентября 1941 г., через 150 дней после начала постройки.

              Цитата: PROXOR
              Хотя, сами ответили. В предверии войны, не усилить истребительную авиацию. При этом Матрасники знали что их P-40 ни в какое сравнение не шёл с Японским Зеро. Они понимади какой им самолёт был нужен:

              И что было у США из истребителей кроме "топоров" на осень 1941? Хотеть и понимать - это, конечно, хорошо, но на ТЗ и чертежах в бой не пойдёшь.
              Насчёт "не усилили" - это Вы просто не в курсе. За 1940-1941 истребительная авиация на Оаху выросла более чем в 2 раза, плюс получила новенькие Р-40 (ранее на острове базировались Р-36 и Р-26). Ствольная ПВО за это же время выросла втрое.
              Цитата: PROXOR
              Напомню Вам, что с 1940 года пислоты ВВС участвовали как добровольце в отражении нападения на Англию. Они летали на Спидфайеррах и сражались с Месершмитом - 109, а значит имели представление о маневренности и скороси боя.

              А Пёрл-Харбор атаковали немцы? Не знал...
              Какое отношение немецкие истребители имеют к Японии? Японская авиация в США перед войной считалась технически отставшей и неспособной конкурировать с машинами ВВС армии и флота США. Из Китая приходили, правда, какие то сведения о новых японских самолётах - но их считали байками из разряда "у страха глаза велики".
              1. PROXOR 5 июня 2015 10:39
                Alexey RA вкатываю Вам очередной минус. Вы не слышите что я Вам пишу. Больше елозить по той же схеме с Вами не хочу. НАДОЕЛ!!!!
                1. Alexey RA 5 июня 2015 15:17
                  Понимаю. 90% сливов происходят при переходе от лозунгов и обобщений к конкретным фактам типа количества авианосцев, наращивания сил на Оаху и данных о противнике.

                  Кстати, в USN АВ на 1941 не считались главной ударной силой. И по итогам предвоенных Fleet Problems 3 АВ были сочтены оптимальным количеством для сопровождения ядра флота - ЛК: 2 АВ впереди строя, слева-справа, на расстоянии 50-80 миль от ордера ЛК, обеспечивают зачистку воздуха от чужих разведчиков и свою разведку с незамедлительным ударом по обнаруженным АВ противника. А 1 АВ идёт с ЛК и обеспечивает их ПВО на всякий случай.
  15. qwert 4 июня 2015 15:56
    Признаюсь, что когда читаю про войну американцев и японцев, или смотрю фильм про те события то внутренне "Болею" за япошек. Оно наверно неправильно, все-таки четыре военных года американцы были на союзниками. Но с другой стороны, последующие десятилетия вредили нам как т олько могли. И "в чем правда, брат?"
  16. bionik 4 июня 2015 16:04
    В 3:30 7 декабря 1941 года Ха-19 отошла от японской материнской лодки I-24 для атаки американских кораблей в гавани Перл-Харбора. По пути была выявлена неисправность гирокомпаса; около 8:00 Ха-19 наскочила на риф на входе в гавань Перл-Харбора и получила повреждения носовой части; была обнаружена и несколько раз атакована глубинными бомбами американским эсминцем «Хельм» (USS Helm) так, что получила повреждения систем пуска торпед, перископа и аккумуляторных батарей. Командир принял решение прекратить попытки проникнуть в гавань и выбросить лодку на берег, но лодка наскочила на еще один риф и было принято решение добираться до берега вплавь, что удалось только старшине Казуо Сакамаки (1918—1999), который стал первым японским военнопленным. Командир лодки — Куйоши Инагаки — утонул по пути к берегу.

    Ха-19 впоследствии была перевезена в США и использовалась для рекламы облигаций военного займа США. В настоящее время находится в музее Войны на Тихом океане в Техасе.
  17. bionik 4 июня 2015 16:10
    Адмирал Нимиц награждает Дориса Миллера Военно-морским крестом на борту авианосца «Энтерпрайз» за героические действия на борту линкора «Западная Вирджиния» во время атаки базы Перл Харбор японским авианосным соединением. Миллер стал первым чернокожим, получившим эту награду во время Второй мировой войны.
    Во время атаки Миллер побежал на свой пост по боевому расписанию в погреб зенитной батареи, однако, обнаружив, что он разрушен торпедным попаданием, поднялся на палубу, где помогал раненым членам экипажа. По приказу офицера Миллер отправился на мостик помочь смертельно раненному осколком японской бомбы капитану корабля Бенниону, но тот кому времени уже скончался. После этого Дорис Миллер вел огонь из зенитной установки пулеметов Браунинг до тех пор, пока у него не кончился боезапас. Несмотря на то, что он никогда не проходил тренировок по использованию этого оружия, Миллер отмечал: «Это не было особенно трудным. Я всего лишь жал на спуск и пулемет работал вполне исправно. Я до этого видел, как другие управляются с этой штукой. Мне кажется, я достал нескольких японцев, так как они пикировали очень близко от меня».
    «Западная Вирджиния» затонула, получив две бомбы и пять торпед.

    Миллер пропал без вести во время потопления эскортного авианосца «Лиском Бэй» после попадания торпеды с японской подводной лодки I-175 24 ноября 1943 года.
  18. zenion 4 июня 2015 19:21
    Есть интересная книга об этом. Называется "Секретные миссии". Одного английского разведчика у которого были сведения о том, что готовится это нападение. Он передал данные Черчиллю, а Черчилль Рузвельту. Рузвельт ответил, что он знает, но ведь надо, как-то начать войну, чёрт их побери. Так ведь и башни близнецы осыпались, когда нужно было начать войну на Ближнем Востоке.
  19. Умник 4 июня 2015 21:48
    Ребята вы забываете! для 41 года атака перлхарбора японским АУГом сравнима с полетом в космос. Для доктрины тех времен ..Эффективность ауга падает на 10% с каждой пройденой 1000км...до гавайев 6500 по прямой. Т.е. для всех стратегов на тихом океане эта атака в принципе невозможна...никто никогда такого не делал. Ямомото только так не думал)
  20. Робертъ Невский 6 июня 2015 22:35
    Очень познавательная статья. Не знал те подробности от нападения ...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня