Франция подзабывает тех, кого приручила



Лето — это начало и конец его жизни: 29 июня 1900 года он родился, а 31 июля 1944 года его не стало.

Почти 70 лет тому назад весь мир лишился человека, написавшего "Маленького принца". Он не вернулся на американскую авиабазу Борго на острове Корсика. В 1989 году нашли только браслет, а в 2000 году на месте предполагаемой катастрофы один из ныряльщиков обнаружил обломки самолёта. Район поисков был сразу же объявлен Францией запретной зоной, и лишь в 2003 году специалисты, наконец, получили разрешение на проведение поисковых работ.


Три года французские чиновники решали — давать или не давать добро. Однако что-то там "наверху" изменилось, и в район гибели Антуана де Сент-Экзюпери было направлено специальное судно. Благодаря проведённым работам стало окончательно ясно, что писатель-лётчик погиб.

Хотя американское командование его всячески образом старалось уберечь и отговорить от полётов, он не смог ходить спокойно по земле, когда шла Вторая мировая война, и все достойные представители разных народов считали своим долгом воевать за освобождение своих земель от захватчиков. Отстаивая честь французской армии и своей страны, Антуан де Сент-Экзюпери меньше всего думал о своей личной безопасности. Ему претила даже мысль об этом.

12 лет: первый полёт

В 1912 году на авиационном поле в Амберье Сент-Экзюпери впервые поднялся в воздух. Машиной управлял знаменитый польский лётчик Габриэль Вроблевски (по второй версии, будущего писателя покатал другой, не менее известный французский летчик — Жюль Ведрин). Хотя позднее исследователи продемонстрируют открытку, подписанную Сент-Экзюпери, на которой был изображен моноплан LBerthaud-W. Его создали, и летали потом на нем Петр и Габриэль Вроблевски. Последний очень тепло относился к рано овдовевшей матери Антонио.

Тонио родился в аристократической семье. Когда ему было всего лишь четыре года, умер отец. И матери пришлось вместе с детьми — а их было пятеро — покинуть Лион и возвратиться в свой фамильный замок Ла Молль.

Детская фантазия приводит Тонио к конструкторскому труду: он хочет летать на своём велосипеде, прикрепив к нему крылья, сделанные им самим из простыни. Добрые материнские глаза смотрели на неудачную попытку сына взлететь в небо.

И он взлетел. Благодаря своим обширным связям мать смогла устроить ему воздушную прогулку со знаменитым в ту пору французским лётчиком Габриэлем Вроблевски. Для двенадцатилетнего мальчика это стало потрясением.

А потом жизнь понеслась галопом: школа братьев-христиан, иезуитский колледж, колледж маристов, подготовительный курс Военно-морского лицея, отделение архитектуры Академии изящных искусств.

Сент-Экзюпери было 22 года, когда он записался во 2-й полк истребительной авиации, расположенный в Страсбурге.

Этому предшествовала несчастная любовь писателя к бледнолицей Луизе де Вильморен, с которой он был обручен. Свадьба расстроилась по вине родителей невесты, которые не дали согласие на брак дочери с человеком без твёрдого положения в обществе и ощутимого материального достатка. Решение Сент-Экзюпери пойти в авиацию буквально взбесило представителей древнего рода его невесты, переполнило их злобой и ненавистью к этому худенькому юноше, от которого только и следовало ожидать каких-то странностей.

Он действительно был немного странным для их круга: часто задумывался, бывал рассеянным, мог невпопад отвечать на вопросы пожилых леди, чем ввергал их в изумление. Они думали, что юноша их не уважает. А он в это время как раз таки вообще о них не думал, а, скорее всего, размышлял. Он всегда долго размышлял. И одновременно с этим мог выпить всю бутылку, не воспользовавшись стаканом и не предложив испить свой очередной подружке.

Кем он только ни был "до авиации"! Но служба во французских ВВС подтянула его, заставила взглянуть на многие вещи по-другому. Всё же военные люди с годами вырабатывают в себе удивительную привычку к особой самодисциплине, которая подтягивает их. Мало сказать, что до этого Антонио был шалопаем, он был шалопаем с аристократическим замашками, эгоистичным юношей, который растрачивал деньги, посланные ему обедневшей матерью, даже не задумываясь, с каким трудом она их заработала.

Впрочем, расстроенная свадьбы всё же тяжело повлияла на молодого человека. Первое крушение надежд бывает у всякого. И всякого ввергает в уныние. Но небо спасает его. Он много летает. За два года срочной службы освоил несколько гражданских и военных самолетов, благо такая возможность у него была: базы и тех, и других самолетов находились практически рядом. Это LФармане-40, "Сопвич Полуторастоечный", двухместный истребитель SРФD-20 "Эрбемон".

Потом последовал перевод в 37-й истребительный авиаполк в Марокко, затем в 34-й авиаполк в Бурже.

Срочная служба его закончилась. А вот небесная его история только начиналась. Он согласен на всё, чтобы быть поближе к небу, чтобы снова взлететь. Он согласен даже работать обычным механиком и послушно исполняет все приказания своего хозяина.

В это непростое время Сент-Экзюпери находит спасение в творчестве. Он делает, казалось бы, несовместимые вещи: изобретает и начинает писать.

Потом он купил свой собственный самолет и летал на нем, устанавливая рекорды. Запомнился ему и полёт на советском гиганте "Максим Горький", совершенный незадолго до катастрофы этого самолета.

Первый опубликованный роман "Южный почтовый" (1928 год) создается, когда Сент-Экзюпери устраивается работать начальником маленького аэропорта в Кап-Джуди, что находится на самом краю Сахары. В этом романе он описывает всё то, что происходило с ним в детстве и юности: воспоминания о раннем детстве, символы дома, колодца и змеи, встреча с сержантом, который "сторожит звёзды в пустыне", печальная любовь к Женевьеве, а потом любовь Маленького принца к Розе, смерть Берниса, очень напоминающая смерть Маленького принца.

Он пишет в перерывах между полетами над измученными солнцем песками, спасает от разъярённых мавров испанский экипаж и не требует за это награды.

Впрочем, многие писатели именно так и работают, описывая происходящие с ними раньше. Но вот писателей-лётчиков в этом мире маловато. А уж во времена Экзюпери их можно было пересчитать по пальцам.

Его детские эксперименты не прошли даром: в 30-х годах Антуан де Сент-Экзюпери запатентовал более десятка предложений по усовершенствованию авиамоторов. Также он предложил несколько технических решений, касающихся вспомогательных операций при пилотировании, причем некоторые из них выходили за пределы существующих в то время представлений в этой области. А когда началась Вторая мировая война, он предложил в качестве маскировки не затемнять, а наоборот — ослеплять противника, покрывать световой завесой большие территории. В этом направлении начались эксперименты, но всё прервала война.

Стоит отметить, что в эти годы авиапромышленность Франции стала, что называется, крайне демократичной: принимались предложения от разных конструкторов и фирм, которые тут же внедрялись в производство. Казалось бы, такая методика должна дать положительные результаты, но, как показало время, к началу Второй мировой войны лётный парк оказался разрозненным (более 12 моделей самолётов), а сами модели уже устарели по сравнению с немецкими «Мессершмиттами». Не удивительно, что во французском небе немецкое превосходство было очевидным. Однако немцы были крайне удивлены, когда выяснилось, что даже устаревшие модели — "Мюро 113", двухмоторный Р.630, "Девуатин" D.500 (и его модификации D.501 и D.510) — могут сражаться.

Блок MB.174

В 1939 году Антуан получил свою первую боевую награду "Военный крест" за многочисленные боевые вылеты на самолете "Блок MB.174", в ходе которых он выполнял аэрофоторазведку немецких войск.

Однако маленькая Франция была неспособна оказать достойное сопротивление и была полностью оккупирована летом 1941 года. Экзюпери сначала уезжает к своей сестре, а потом в США, где пишет своё странное и гениальное философское произведение — "Маленького принца".

А потом бросает ко все чертям, ручку и бумагу. Он осваивает новый скоростной самолёт — «Лайтнинг Р-38». Но ему не разрешают совершать боевые вылеты и предлагают "раму". Он согласен и на это.

Последний полет на американской "раме" — F-5B-1-LO

О чём думал, этот маленький человек, сидевший за штурвалом самолета? Какие эмоции переполняли или опустошали его? Может быть, он хотел убежать от них или, наоборот, приблизить их?

Сент-Экзюпери не смог расстаться с небом, не смог прервать свои полеты, даже несмотря на то, что командование ВВС США оберегало его и уже не давало совершать рискованные вылеты.

Он хотел одного — лететь и сражаться. Ему давали возможность осуществлять разведывательные полёты в безопасных районах, например, в районе Корсики. Там боевых действий не велось. Но кто же мог подумать, что именно там, где, казалось, было безопасно, его настигнет смерть. Сейчас выдвигается много версий его гибели. Его смерть, как и его жизнь, вызывала множество слухов. Один из них: якобы лётчик устроил таким образом своё самоубийство. Версия родилась на том основании, что ни в одной из немецких сводок не прошла информация о сбитом самолёте. Хотя намного позднее один из немецких пилотов заявил, что именно он подбил американскую "раму" — F-5B-1-LO (разведывательную версию Р-38), но ему этот подвиг не зачли потому, что не было очевидцев разыгравшейся в небе трагедии.

Ценят ли Экзюпери французы

Оказывается, этого французского писателя больше ценят не у него на родине, во Франции, а в России. Посудите сами: всего лишь два весьма скромных памятника в Лионе и Тарфае да городской аэропорт назван в честь него. Музеев нет вообще. Зато они есть в Марокко (там Экзюпери сдал экзамен на гражданского лётчика), Южной Корее, Японии.

Российский астроном Татьяна Смирнова назвала астероид 2578 в честь писателя. Существует фонд "Мир Сент-Экзюпери", открыт лингвокультурный центр в Ульяновске, а в Москве в честь писателя названа библиотека.

И будет ли Франция вспоминать в конце июля 2015 года об обстоятельствах гибели своего великого гражданина и боевого пилота — большой вопрос. Ведь придется вспомнить, за что воевали, с кем, против кого и "быть в ответе за тех, кого приручили".
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Landwarrior 5 июня 2015 07:31
    Бризы Атлантики целовали
    Руки, горящие на штурвале.
    Под Антуаном - синее море и облака.
    Вдаль, над плечом - не встречен, не найден -
    В небе летит пылающий "Лайтинг",
    Краткий сигнал, последний привет на всех языках.
    (с) Олег Медведев hi
    1. qwert 5 июня 2015 11:09
      Полина - молодец. hi
      1. Комментарий был удален.
      2. Aleksander 5 июня 2015 11:24
        Цитата: qwert
        Полина - молодец. hi


        Однако маленькая Франция была неспособна оказать достойное сопротивление и была полностью оккупирована летом 1941 года.


        Да, но ошибки есть-Франция была повержена в 1940-м и наполовину оккупирована, а окончательно оккупирована в 1942-м.
        "Маленькая" Франция обладала практически такой же армией, как и Германия.
        1. efimovaPE 6 июня 2015 13:34
          Извините. Все на форуме прямо вцепились в это выражение. Спасибо, что заметили.
  2. parusnik 5 июня 2015 07:54
    Антуан Сент-Экзюпери, на мой взгляд больше русский писатель, хотя он и француз..Наверное за это мы и любим и ценим его творчество...
  3. Fitter65 5 июня 2015 08:02
    Кроме книги,в 70-е годы,у нас в семье был на виниле "Маленький принц".
  4. Вадим2013 5 июня 2015 08:10
    Читал и видел на "Таганке" спектакль "Маленький принц". Книгу купил на периферии в СССР, будучи в командировке. Светлая память писателю и лётчику Антуану де Сент-Экзюпери.
  5. Связист 5 июня 2015 08:15
    хороший писатель. Патриот Франции и просто отличный парень. Мне он запомнился своими рассказами про авиацию. Рассказ " Полет"(да и другие не хуже), все вроде просто, но доходчиво и понятно. Будем помнить его всегда и детям передавать эту увлеченность небом и любовью к жизни.
  6. anip 5 июня 2015 08:42
    Однако маленькая Франция была неспособна оказать достойное сопротивление и была полностью оккупирована летом 1941 года.

    Это Франция-то маленькая? По европейским меркам, она далеко не маленькая.
  7. фомкин 5 июня 2015 08:58
    У Экзюпери нравится фраза:-"... А на планете куры есть? Да есть. А охотники? Да. Нет в мире совершенства ... ".
  8. bionik 5 июня 2015 10:00
    Бывший пилот Luftwaffe 88-летний Хорст Рипперт (Horst Rippert) признался, что более 60 лет назад именно он сбил самолет Антуана де Сент-Экзюпери, сообщает Le Figaro.
    За две недели до высадки союзников в Провансе, 31 июля Хорст Рипперт возвращался на базу на берегу Средиземного моря и заметил в 3 км над собой ««Лайтнинг P-38», летящий в сторону Марселя. Увидев на самолете французские опознавательные знаки, он сбил его. Пилота Хорст Рипперт не видел. О том, что это мог быть Сент-Экзюпери, немецкий летчик, ставший после войны тележурналистом, узнал гораздо позже. По словам самого Хорста Рипперта, в юности он обожал книги писателя и всю жизнь надеялся, что в сбитом самолете был не Сент-Экзюпери.
    1. Argon 5 июня 2015 15:27
      Если кто то может кинуть скин машины,на которой погиб Экзюпери?Буду благодарен.
      1. saygon66 5 июня 2015 17:23
        - Есть в таком варианте окраски...
        1. saygon66 5 июня 2015 17:32
          - Но скорее всего он был раскрашен в 2 цвета -голубой и серый... Для Средиземноморья.
          1. АВП 518 5 июня 2015 18:42
            Цитата: saygon66
            Но скорее всего он был раскрашен в 2 цвета -голубой и серый... Для Средиземноморья.

            Экзюпери погиб на Р-38 Лайтинг,бортовой 223,окрас металлик.До этого летал бортовой 80 и 363 в камуфляже.
            1. Argon 6 июня 2015 02:10
              Большое спасибо saygon66 и особенно АВП518 за разъяснения
  9. Standard Oil 5 июня 2015 10:00
    Со всем согласен,но меня немного покоробила фраза "маленькая Франция".Французы имели над немцами превосходство,просто какая то их часть не захотела сражаться,да и мотивация отсутствовала
  10. Вольный ветер 5 июня 2015 17:19
    А причем здесь этот, идиотский , заголовок? Кто кого приручил? Франция француза? Кто за кого в ответе? request
  11. Активист СВ 5 июня 2015 17:43
    "Каторга не там, где работают киркой, каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми"

    "Истина человека - то, что делает его человеком"

    " Мне странны пассажиры пригородных поездов - воображают, будто они люди, а сами, точно муравьи, подчиняются привычному гнёту и даже не чувствуют его. Чем они заполняют свои воскресенья, свой жалкий, бессмысленный досуг?
    Однажды в России я слышал - на заводе играли Моцарта. Я об этом написал. И получил двести ругательных писем. Меня не возмущают те, кому больше по вкусу кабацкая музыка. Другой они и не знают. Меня возмущает содержатель кабака. Не выношу, когда уродуют людей.
    Я счастлив своим ремеслом. Чувствую себя пахарем, аэродром – моё поле. В пригородном поезде меня убило бы удушье куда более тяжкое, чем здесь! В последнем счете здесь великолепно!.."

    "Сажусь напротив спящей семьи. Между отцом и матерью кое-как примостился малыш. Но вот он поворачивается во сне, и при свете ночника я вижу его лицо. Какое лицо! От этих двоих родился на свет чудесный золотой плод. Эти бесформенные тяжелые кули породили чудо изящества и обаяния. Я смотрел на гладкий лоб, на пухлые нежные губы и думал: вот лицо музыканта, вот маленький Моцарт, он весь - обещание! Он совсем как маленький принц из сказки, ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал самые смелые надежды! Когда в саду, после долгих поисков, выведут наконец новую розу, все садовники приходят в волнение. Розу отделяют от других, о ней неусыпно заботятся, холят ее и лелеют. Но люди растут без садовника.
    Маленький Моцарт, как и все, попадет под тот же чудовищный пресс. И станет наслаждаться гнусной музыкой низкопробных кабаков. Моцарт обречен."

    Антуан де Сент-Экзюпери

    Сочинения Экзюпери можно разобрать на сотни цитат, он больше чем писатель, он философ.
  12. Ivan_Anatolich 5 июня 2015 18:51
    Однако маленькая Франция была неспособна оказать достойное сопротивление... Какая прелесть!
  13. zubkoff46 5 июня 2015 22:59
    Де Сент Экзюпери хоть и пацифист, но писал здорово. Кто еще не успел ознакомиться с его творчеством - начните с повести "Военный летчик". Не пожалеете. И еще: какая же, оказывается, тесная кабина у "Лайтнинга" - штурвал в живот пилота упирается. - взгляните на снимок в статье. А как быть, если нужно "дать форсаж и ручку на себя"?
    1. Cat Man Null 5 июня 2015 23:09
      Поржу немного (пятница, вечер) wink

      Цитата: zubkoff46
      какая же, оказывается, тесная кабина у "Лайтнинга" - штурвал в живот пилота упирается. - взгляните на снимок в статье. А как быть, если нужно "дать форсаж и ручку на себя"?

      - форсажем пилота отожмет назад, в кресло
      - ручка будет смотреть на.. ну, это.. ниже живота, короче..

      laughing
      1. АВП 518 5 июня 2015 23:27
        Не хилтон конечно,но вполне комфортно.Удобное расположение и обзор. На данном типе не ручка,а штурвальная колонка,и взята она Экзюпери полностью на себя.
        1. АВП 518 5 июня 2015 23:28
          ............................................................
        2. saygon66 6 июня 2015 03:25
          - Точно! Не "Хилтон"!
  14. vitys70.v 29 июня 2017 19:35
    Во время Второй мировой войны Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов на самолете «Блок-174», выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест». В июне 1941 года, уже после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц».
Картина дня