«Пулавчаки» против Люфтваффе



Ранним утром 1 сентября 1939 года фашистские пикирующие бомбардировщика нанесли удар по стратегическим мостам на польской территории. Именно с этих бомбардировок началось германское вторжение в Польшу. Навстречу противнику быстро взлетали польские истребители. Первые же попытки вести бой с «мессершмиттами» показали, что польские машины практически не способны драться с ними. Однако «люфтваффе», несмотря на значительное превосходство как в количестве, так и в качестве своих боевых самолетов, получили сильный и совершенно неожиданный отпор. Германские ВВС потеряли в воздушных боях почти полторы сотни своих машин.


К моменту нападения фашистской Германии на Польшу организационная структура польской истребительной авиации предусматривала наличие истребительного соединения центрального подчинения и отдельных армейских дивизионов. Бригада истребителей под командованием полковника Стефана Павликовского состояла из пяти эскадрилий, четыре из которых были вооружены самолетами Р.11 двух модификаций (29 машин Р.11с и 15 истребителей Р.11 а), а пятая имела 10 машин типа Р.7а. Каждой из четырех армий «Краков», «Познань», «Поморже» и «Львов» придали дивизион двух эскадрильного состава, а армии «Модлин» и оперативной группе «Нарев» — по одной эскадрилье истребителей, которая включала 10 самолетов.

Таким образом, в боевых подразделениях истребительной авиации Польши насчитывалось 160 самолетов, из них 30 типа Р.7а, 17 типа Р.11а и 113 типа Р.11с. В авиационных школах, резерве и ремонте находились 43 самолета Р.11 и 76 машин Р.7а. Авиационные заводы РZL за время боев сумели дополнительно поставить всего 4 новых истребителя Р.11с.

Что же представляли собой польские самолеты-истребители? Одномоторные цельнометаллические высокопланы с крылом типа «чайка», открытой кабиной и неубирающимся шасси. Самолеты были сконструированы известным польским конструктором Зигмундом Пулавским на фирме РZL, и в последствии получили у поляков наименование — «Пулавчаки».

Прототип Р.7 был изготовлен в марте 1931 года. Весной этого же года была заложена малая серия из 10 истребителей Р.7а, а позднее заказано еще 110 машин этого типа. В 1932 году финансовый заказ увеличили на 29 машин. Польскому филиалу заводов Шкода выдали заказ на изготовление 250 двигателей «Юпитер» мощностью 485 л. с., служивших силовыми установками для Р.7а.

Освоение машины в серии шло трудно. Долго не удавалось обеспечить правильную технологию сборки (на самолетах малой серии отклонение элементов конструкции от оси симметрии достигало 30 мм — и это при семиметровой длине фюзеляжа). Вооружение самолетов (пулеметы «Виккерс Е» калибра 7,92 мм) поставлялось неритмично, что также сдерживало выпуск боевых машин. В результате из 54 единиц, предусмотренных к выпуску планом 1932 года, было сдано всего пять. Однако в 1933 году дело наладилось, и во второй половине года производство завершили.

В ходе предпринятой модернизации часть машин получила взамен пулеметов «Виккерс» wz. 09/18 более современные «Виккерс» wz. 09/32, также винтовочного калибра. Попытка установить радиостанцию не имела успеха из-за отсутствия места в кабине. Поступление на вооружение более совершенного истребителя Р.11 в 1934-1935 годах вызвало постепенный перевод Р.7а в учебные подразделения. Однако еще осенью 1939 года три эскадрильи польских истребителей были по-прежнему вооружены этими машинами.

Дальнейшим развитием Р.7а стал истребитель Р.11, работу над которым после трагической гибели Пулавского в авиационной катастрофе продолжил инженер Всеволод Якимюк. После длительных поисков подходящего двигателя конструктор остановился на лицензионном "Меркьюри" IVS2 мощностью 550 л.с., ставшем основным для модификации Р.11а. Свой первый полет головной самолет серии совершил весной 1933 года. Экспортная серия самолетов Р.11 строилась с двигателями Гном-Рон 9Krse.

Летом 1934 года появился наиболее совершенный серийный истребитель польских ВВС — Р.11с с двигателем "Меркьюри" VS2 мощностью 595 л.с. и отличавшийся изменениями в конструкции фюзеляжа, формой вертикального оперения, усиленным до 4 пулеметов вооружением и наличием радиостанции. Всего было заказано 50 машин типа Р.11а и 175 истребителей Р.11 с. Ежемесячный темп выпуска в период наиболее налаженного производства достигал 25 самолетов в месяц, а передача последней заказанной машины состоялась в конце 1936 года.



Из-за недостаточного количества пулеметов значительная часть Р.11с выпускалась с двумя огневыми точками вместо четырех. Интересной особенностью самолетов Пулавского был сбрасываемый в случае пожара фюзеляжный топливный бак.

После показа Р.11с на международной выставке в Стокгольме испанское республиканское правительство выразило пожелание закупить 36 истребителей, но польская декларация о нейтралитете сорвала заключение договоренности.

Появившиеся в 1937-1938 годах новые скоростные истребители сразу превратили Р.7а и Р.11с в устаревшие машины. Спешно разрабатывавшийся для их замены Р.50 «Ястреб» не успел к началу боевых действий, оставшись лишь в опытном экземпляре. Не успели поляки осуществить и намеченную замену двигателей у Р.11 (планировался "Меркьюри" VIII мощностью 710-840 л. с.) и установку закрытой кабины. После такой модернизации самолет должен был получить обозначение Р.11g.


Немецкая разведка оценивала численность польской авиации в 790-800 машин, из них 315 истребителей. Реально же общая численность боевых самолетов в ВВС Польши не превышала 460-470. Для нападения на Польшу командование люфтваффе выделило 2093 машины, в том числе 514 одномоторных истребителей Вf.109 модификаций В, С, В и Е, 95 тяжелых истребителей Вf.110, а также все имевшиеся в наличии пикирующие бомбардировщики Ju-87 — 406 единиц.

Любопытно, что на стороне немцев использовалась разведывательная эскадрилья чешских самолетов Авиа В.534.

«Пулавчаки» против Люфтваффе


Преувеличенное представление о численности польской боевой авиации заставило гитлеровцев опасаться ответных ударов по рейху. В результате большая часть истребителей была оставлена для решения задач ПВО, а в боях над Польшей приняло участие немногим более 200 немецких истребителей Вf.109. В ходе войны одной из главных целей для 810 германских бомбардировщиков стала польская аэродромная сеть. Характерно, что результаты ударов стороны оценивают по-разному.



Широко распространено мнение, сложившееся под влиянием быстрого успеха блицкрига и отчасти геббельсовской пропаганды о том, что большая часть польских истребителей была уничтожена на земле. Польские же исследователи отвергают эту точку зрения. Вот их аргументы. Из 118 потерянных польских истребителей 56 самолетов сбиты в воздухе. Из них 32 — истребителями противника, 10 — экипажами бомбардировщиков и по 7 машин — немецкой и польской (!) зенитной артиллерией. Остальные 62 самолета относились к категории тяжело поврежденных при вынужденных посадках, летных происшествиях и т. п. Эффективность ударов противника по аэродромам оценивается польскими исследователями невысоко: потери составили не более 9 уничтоженных на земле истребителей из боевых подразделений. Следует, однако, отметить, что бомбардировщики и особенно учебные подразделения пострадали в существенно большей степени.

Пилоты польских истребительных эскадрилий доложили об уничтожении в воздушных боях 147 самолетов противника (не считая сбитого по ошибке PZL P.23 «Каras» из 42-й эскадрильи). В числе сбитых — 23 истребителя противника (10 Вf.109 и 13 Bf.110), 101 бомбардировщик (10 Ju-86, 17 Ju-87, 30 Do-17 и 44 Не-111), а также 23 самолета других типов. Особенно успешно действовали истребительная эскадра (52 сбитых) и дивизион Ш /3 армии «Познань» (36 сбитых). Суммарные потери германской авиации в ходе польской кампании достигли 286 уничтоженных самолетов (из них 79 истребителей) и до 280 тяжело поврежденных.



В ходе войны стали известны первые польские асы, такие как поручик Станислав Скальский — 6 побед (два Do-17, один Ju-87 и три Нs-126) и подпоручик Иероним Дудвал — 4 победы (Вf.110, Не-111,Ju-86, Нs-126).

Разумеется, устаревшие польские истребители с максимальной скоростью менее 400 км/ч, не могли конкурировать с Вf.109Е. Этим и объясняется соотношение потерь истребителей 2: 3 в пользу немцев. Однако потеря 13 из 95 Вf.110 должна была заставить задуматься руководство люфтваффе, но этого не произошло.

В ходе войны для поляков открылся еще один фронт. 17 сентября 1939 года советские войска пересекли польскую границу в пяти местах. Это не могло не вызвать столкновений, в том числе и в воздухе. И они произошли. Один из польских пилотов атаковал звено СБ. Два из них сбил и после этого совершил вынужденную посадку в расположении советских войск. Другой летчик, подпоручик Тадеуш Кос, подбил Р-5. Третий пилот, подпоручик Заторский, был сам атакован звеном советских истребителей и сбит в районе местечка Сарны.

Уцелевшие польские самолеты стали перелетать в Румынию. Часть оказалась в Советском Союзе. Позднее, в 1941-1942 годах, румынские ВВС использовали до 40 польских истребителей типа Р.11 на восточном фронте. Около 70 машин этого типа выпустил по лицензии румынский завод IАR. Немцы применяли польские самолеты в учебных целях. А вот польских летчиков они использовать не смогли. Значительная часть их снова встретилась в небе с немцами во Франции и над Лондоном. До последнего дня войны в боевых порядках союзников не исчезали самолеты с красно-белой эмблемой польских ВВС.



Источники:
Котельников В. Накануне Второй мировой // Крылья Родины. 2001. №4. С. 19-21.
Котельников В. «Пулавчак» — герой сентября 39-го // Авиация и космонавтика. 1999. №9. С. 11-17.
Медведь А. Польские «чайки» против «мессеров» // Крылья Родины. 1992. №5. С.31-32.
Кукуруза Л. Война в небе Западной Украины // Авиация и время. 2004. №6. С. 29-34.
Автор:
Инженер-технарь
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти