«Пулавчаки» против Люфтваффе

63


Ранним утром 1 сентября 1939 года фашистские пикирующие бомбардировщика нанесли удар по стратегическим мостам на польской территории. Именно с этих бомбардировок началось германское вторжение в Польшу. Навстречу противнику быстро взлетали польские истребители. Первые же попытки вести бой с «мессершмиттами» показали, что польские машины практически не способны драться с ними. Однако «люфтваффе», несмотря на значительное превосходство как в количестве, так и в качестве своих боевых самолетов, получили сильный и совершенно неожиданный отпор. Германские ВВС потеряли в воздушных боях почти полторы сотни своих машин.

К моменту нападения фашистской Германии на Польшу организационная структура польской истребительной авиации предусматривала наличие истребительного соединения центрального подчинения и отдельных армейских дивизионов. Бригада истребителей под командованием полковника Стефана Павликовского состояла из пяти эскадрилий, четыре из которых были вооружены самолетами Р.11 двух модификаций (29 машин Р.11с и 15 истребителей Р.11 а), а пятая имела 10 машин типа Р.7а. Каждой из четырех армий «Краков», «Познань», «Поморже» и «Львов» придали дивизион двух эскадрильного состава, а армии «Модлин» и оперативной группе «Нарев» — по одной эскадрилье истребителей, которая включала 10 самолетов.

Таким образом, в боевых подразделениях истребительной авиации Польши насчитывалось 160 самолетов, из них 30 типа Р.7а, 17 типа Р.11а и 113 типа Р.11с. В авиационных школах, резерве и ремонте находились 43 самолета Р.11 и 76 машин Р.7а. Авиационные заводы РZL за время боев сумели дополнительно поставить всего 4 новых истребителя Р.11с.

Что же представляли собой польские самолеты-истребители? Одномоторные цельнометаллические высокопланы с крылом типа «чайка», открытой кабиной и неубирающимся шасси. Самолеты были сконструированы известным польским конструктором Зигмундом Пулавским на фирме РZL, и в последствии получили у поляков наименование — «Пулавчаки».

Прототип Р.7 был изготовлен в марте 1931 года. Весной этого же года была заложена малая серия из 10 истребителей Р.7а, а позднее заказано еще 110 машин этого типа. В 1932 году финансовый заказ увеличили на 29 машин. Польскому филиалу заводов Шкода выдали заказ на изготовление 250 двигателей «Юпитер» мощностью 485 л. с., служивших силовыми установками для Р.7а.

Освоение машины в серии шло трудно. Долго не удавалось обеспечить правильную технологию сборки (на самолетах малой серии отклонение элементов конструкции от оси симметрии достигало 30 мм — и это при семиметровой длине фюзеляжа). Вооружение самолетов (пулеметы «Виккерс Е» калибра 7,92 мм) поставлялось неритмично, что также сдерживало выпуск боевых машин. В результате из 54 единиц, предусмотренных к выпуску планом 1932 года, было сдано всего пять. Однако в 1933 году дело наладилось, и во второй половине года производство завершили.

В ходе предпринятой модернизации часть машин получила взамен пулеметов «Виккерс» wz. 09/18 более современные «Виккерс» wz. 09/32, также винтовочного калибра. Попытка установить радиостанцию не имела успеха из-за отсутствия места в кабине. Поступление на вооружение более совершенного истребителя Р.11 в 1934-1935 годах вызвало постепенный перевод Р.7а в учебные подразделения. Однако еще осенью 1939 года три эскадрильи польских истребителей были по-прежнему вооружены этими машинами.

Дальнейшим развитием Р.7а стал истребитель Р.11, работу над которым после трагической гибели Пулавского в авиационной катастрофе продолжил инженер Всеволод Якимюк. После длительных поисков подходящего двигателя конструктор остановился на лицензионном "Меркьюри" IVS2 мощностью 550 л.с., ставшем основным для модификации Р.11а. Свой первый полет головной самолет серии совершил весной 1933 года. Экспортная серия самолетов Р.11 строилась с двигателями Гном-Рон 9Krse.

Летом 1934 года появился наиболее совершенный серийный истребитель польских ВВС — Р.11с с двигателем "Меркьюри" VS2 мощностью 595 л.с. и отличавшийся изменениями в конструкции фюзеляжа, формой вертикального оперения, усиленным до 4 пулеметов вооружением и наличием радиостанции. Всего было заказано 50 машин типа Р.11а и 175 истребителей Р.11 с. Ежемесячный темп выпуска в период наиболее налаженного производства достигал 25 самолетов в месяц, а передача последней заказанной машины состоялась в конце 1936 года.



Из-за недостаточного количества пулеметов значительная часть Р.11с выпускалась с двумя огневыми точками вместо четырех. Интересной особенностью самолетов Пулавского был сбрасываемый в случае пожара фюзеляжный топливный бак.

После показа Р.11с на международной выставке в Стокгольме испанское республиканское правительство выразило пожелание закупить 36 истребителей, но польская декларация о нейтралитете сорвала заключение договоренности.

Появившиеся в 1937-1938 годах новые скоростные истребители сразу превратили Р.7а и Р.11с в устаревшие машины. Спешно разрабатывавшийся для их замены Р.50 «Ястреб» не успел к началу боевых действий, оставшись лишь в опытном экземпляре. Не успели поляки осуществить и намеченную замену двигателей у Р.11 (планировался "Меркьюри" VIII мощностью 710-840 л. с.) и установку закрытой кабины. После такой модернизации самолет должен был получить обозначение Р.11g.

Немецкая разведка оценивала численность польской авиации в 790-800 машин, из них 315 истребителей. Реально же общая численность боевых самолетов в ВВС Польши не превышала 460-470. Для нападения на Польшу командование люфтваффе выделило 2093 машины, в том числе 514 одномоторных истребителей Вf.109 модификаций В, С, В и Е, 95 тяжелых истребителей Вf.110, а также все имевшиеся в наличии пикирующие бомбардировщики Ju-87 — 406 единиц.

Любопытно, что на стороне немцев использовалась разведывательная эскадрилья чешских самолетов Авиа В.534.

«Пулавчаки» против Люфтваффе


Преувеличенное представление о численности польской боевой авиации заставило гитлеровцев опасаться ответных ударов по рейху. В результате большая часть истребителей была оставлена для решения задач ПВО, а в боях над Польшей приняло участие немногим более 200 немецких истребителей Вf.109. В ходе войны одной из главных целей для 810 германских бомбардировщиков стала польская аэродромная сеть. Характерно, что результаты ударов стороны оценивают по-разному.



Широко распространено мнение, сложившееся под влиянием быстрого успеха блицкрига и отчасти геббельсовской пропаганды о том, что большая часть польских истребителей была уничтожена на земле. Польские же исследователи отвергают эту точку зрения. Вот их аргументы. Из 118 потерянных польских истребителей 56 самолетов сбиты в воздухе. Из них 32 — истребителями противника, 10 — экипажами бомбардировщиков и по 7 машин — немецкой и польской (!) зенитной артиллерией. Остальные 62 самолета относились к категории тяжело поврежденных при вынужденных посадках, летных происшествиях и т. п. Эффективность ударов противника по аэродромам оценивается польскими исследователями невысоко: потери составили не более 9 уничтоженных на земле истребителей из боевых подразделений. Следует, однако, отметить, что бомбардировщики и особенно учебные подразделения пострадали в существенно большей степени.

Пилоты польских истребительных эскадрилий доложили об уничтожении в воздушных боях 147 самолетов противника (не считая сбитого по ошибке PZL P.23 «Каras» из 42-й эскадрильи). В числе сбитых — 23 истребителя противника (10 Вf.109 и 13 Bf.110), 101 бомбардировщик (10 Ju-86, 17 Ju-87, 30 Do-17 и 44 Не-111), а также 23 самолета других типов. Особенно успешно действовали истребительная эскадра (52 сбитых) и дивизион Ш /3 армии «Познань» (36 сбитых). Суммарные потери германской авиации в ходе польской кампании достигли 286 уничтоженных самолетов (из них 79 истребителей) и до 280 тяжело поврежденных.



В ходе войны стали известны первые польские асы, такие как поручик Станислав Скальский — 6 побед (два Do-17, один Ju-87 и три Нs-126) и подпоручик Иероним Дудвал — 4 победы (Вf.110, Не-111,Ju-86, Нs-126).

Разумеется, устаревшие польские истребители с максимальной скоростью менее 400 км/ч, не могли конкурировать с Вf.109Е. Этим и объясняется соотношение потерь истребителей 2: 3 в пользу немцев. Однако потеря 13 из 95 Вf.110 должна была заставить задуматься руководство люфтваффе, но этого не произошло.

В ходе войны для поляков открылся еще один фронт. 17 сентября 1939 года советские войска пересекли польскую границу в пяти местах. Это не могло не вызвать столкновений, в том числе и в воздухе. И они произошли. Один из польских пилотов атаковал звено СБ. Два из них сбил и после этого совершил вынужденную посадку в расположении советских войск. Другой летчик, подпоручик Тадеуш Кос, подбил Р-5. Третий пилот, подпоручик Заторский, был сам атакован звеном советских истребителей и сбит в районе местечка Сарны.

Уцелевшие польские самолеты стали перелетать в Румынию. Часть оказалась в Советском Союзе. Позднее, в 1941-1942 годах, румынские ВВС использовали до 40 польских истребителей типа Р.11 на восточном фронте. Около 70 машин этого типа выпустил по лицензии румынский завод IАR. Немцы применяли польские самолеты в учебных целях. А вот польских летчиков они использовать не смогли. Значительная часть их снова встретилась в небе с немцами во Франции и над Лондоном. До последнего дня войны в боевых порядках союзников не исчезали самолеты с красно-белой эмблемой польских ВВС.



Источники:
Котельников В. Накануне Второй мировой // Крылья Родины. 2001. №4. С. 19-21.
Котельников В. «Пулавчак» — герой сентября 39-го // Авиация и космонавтика. 1999. №9. С. 11-17.
Медведь А. Польские «чайки» против «мессеров» // Крылья Родины. 1992. №5. С.31-32.
Кукуруза Л. Война в небе Западной Украины // Авиация и время. 2004. №6. С. 29-34.
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    9 июня 2015 06:12
    Интересный материал. Спасибо большое автору! Вот так потихоньку, с помощью подобных статей, уходят белые пятна собственного незнания. Ещё раз спасибо.
  2. +16
    9 июня 2015 07:10
    да...войну выиграли польские "асы" и экипаж танка "RUDI" с собакой...
    1. +9
      9 июня 2015 09:06
      Цитата: андрей юрьевич
      экипаж танка "RUDI" с собакой...

      три поляка, грузин и собака... мощща!!!! laughing
      1. +6
        9 июня 2015 17:22
        Командиром танка-была СОБАКА!! laughing laughing
        1. +4
          9 июня 2015 18:45
          Цитата: starochkin77
          Командиром танка-была СОБАКА!!


          Точнее немецкий кобель с русской кличкой Шарик.
        2. +2
          10 июня 2015 00:23
          - уккагар! Молодца!
    2. +12
      9 июня 2015 11:01
      Надо учиться объективно оценивать исторические факты. А факты таковы: польские лётчики очень достойно провели проигранную военную кампанию, а затем продолжили борьбу в составе британских ВВС. А после окончания войны англичане их вытурили из страны.
      1. +3
        9 июня 2015 11:58
        Да , это так . Согласно справочнику Б. Мюллера-Гиллебранда , в ходе польской кампании погибло около 400 немецких пилотов и еще 120 получили ранения , польские ВВС потеряли 170 летчиков погибшими и 63 раненым. Люфтваффе в сумме потеряли 285 самолетов (в воздушных боях , от огня зенитной артиллерии и в результате аварий).
        Во французской кампании польские пилоты сбили около 50 немецких самолетов , 13 польских пилотов погибло .
        В битве за Англию в 1940г. участвовало 145 польских пилотов которые сбили 201 немецкий самолет , а всего польскими пилотами базировавшимися в Англии в ходе войны было сбито 760 немецких самолетов .
      2. +8
        9 июня 2015 12:09
        Цитата: iouris
        Надо учиться объективно оценивать исторические факты. А факты таковы: польские лётчики очень достойно провели проигранную военную кампанию, а затем продолжили борьбу в составе британских ВВС. А после окончания войны англичане их вытурили из страны.

        а после,научили детей и внуков,ненавидеть Россию...
        1. +5
          9 июня 2015 23:31
          Это не имеет отношения к делу. Надо учиться различать польский народ и польские "верхи". Лётчики - солдаты, а не политики. Даже Черчилль давал очень нелестные оценки польской "элите". Кроме того, не стоит забывать, что польской независимости было только 22 года, то есть многие поляки родились ещё в Российской империи.
          1. -1
            10 июня 2015 16:28
            "Народ имеет ТО правительство которого он ДОСТОИН..."
        2. 0
          22 июля 2015 21:25
          При чём тут какая то ненависть. Смените в Польше власть и ненависть сменится на любовь
      3. +5
        9 июня 2015 15:11
        А еще англичане совали Поляков в самое пекло, используя как пушечное мясо. Но Поляки продолжают любит англичан
      4. +4
        9 июня 2015 18:54
        Цитата: iouris
        А факты таковы: польские лётчики очень достойно провели проигранную военную кампанию


        Да уж достойней некуда


        Станислав Скальский лучший польский ас с 1939 по 1945 сбил подтвержденно 18 самолетов противника

        1 сентября приземлился рядом со сбитым немецким разведывательным самолётом, защитил экипаж от самосуда толпы, после чего помог отправить немецких лётчиков в госпиталь.

        Потом встречался с ними после войны голубь мира
        1. +4
          9 июня 2015 23:41
          Многие ветераны с нашей стороны тоже по-товарищески встречались с немецкими солдатами после войны. Это правильно, потому что они победители. Многие немцы искренне раскаялись, многие были в нашем плену и были спасены от смерти русскими людьми. Я сам знал таких немцев.
          Немецкие лётчики в начальный период войны также проявляли рыцарское отношение к советским лётчикам. Но, в целом, это, конечно, не типично для тотальной войны.
          Поляки, англичане, французы, американцы вели совсем другую войну.
          1. +1
            10 июня 2015 16:33
            Особенно когда по "РЫЦАРСКИ" расстреливали их в воздухе когда они спасались на парашютах...А так же добивали на земле.гонялись за мирным населением...
    3. 0
      22 июля 2015 21:23
      И они тоже...
  3. +4
    9 июня 2015 07:35
    Хорошая интересная статья. Плюс!
    Хотелось бы, что бы поляки то же читали подобные статьи, может гонор спадёт, а глаза раскроются,
    что были у них и самолёты свои, и герои... Когда то были...
    1. Zaq
      +2
      9 июня 2015 11:00
      Думаешь они не знают свою историю? Знают, а многие и к её чорным страницам умеют признаться. А это сегодня редкая ценность.
  4. +5
    9 июня 2015 07:44
    Все так боялись Сталина, что война с немцами казалась предпочтительней мира с СССР. Чё-то напоминает...
    1. +1
      9 июня 2015 09:39
      СССР подписали договор С Литвой ,Эстонией и Латвией о военной помощи. Войска СССР были введены на территорию этих стран, через некоторое время там произошли "странные " революции и эти страны "странным" образом вдруг стали "союзными" республиками СССР. Больше дураков сотрудничать с СССР не нашлось!
      1. +4
        9 июня 2015 12:21
        Цитата: maiman61
        СССР подписали договор С Литвой ,Эстонией и Латвией о военной помощи. Войска СССР были введены на территорию этих стран, через некоторое время там произошли "странные " революции и эти страны "странным" образом вдруг стали "союзными" республиками СССР. Больше дураков сотрудничать с СССР не нашлось!

        К Польше это не относится, поскольку присоединение республик Прибалтики к СССР произошло уже после нападения Германии на Польшу.
      2. +11
        9 июня 2015 12:22
        Со стороны это так,но страны"прибалтийской демократии"представляли собой довольно странные государственные образования даже по сравнению с тогдашней польшей.Основой их экономики был западный капитал,который активно выводился уже с 38г(как войной запахло).На момент организации нашей базы в Латвии не работал не один из 3х заводов,инфляция составляла 70%в месяц.Население(основная его часть)жило натуральным хозяйством.Да СССР был заинтересован в этих территориях.Коммунистические настроения среди рабочих и интелегенции были сильны,остальные просто хотели кушать.Нам оствалось только потдержать нужные политические силы.Косвенно это подтвеждается бескровностью прихода коммунистов во власть.Остальное было делом техники.Еще один исторический факт о котором как то не принято сейчас вспоминать.Советские войска перешли границу польши через 4 часа после того как польское правительство пересекло границу с Румынией.
      3. 0
        10 июня 2015 00:26
        -чебурданидзе! Ты лучше найди своего крокодила!
      4. +1
        10 июня 2015 16:36
        появились дураки.которые полезли в НАТО.когда у нас "БУЛКИ кончились"
    2. +5
      9 июня 2015 15:09
      А кто собирался воевать с немцами?Поляки чтоль?У них пакт с фрицами с 34г,совместное нападение на Чехов.А "боязнь"Сталина,такой хороший повод вместе с немцами на нас навалится.Только вот Бесноватый,решил сначала на Поляках Вермахт потренировать....
      1. +1
        9 июня 2015 16:21
        Да,какие то дипломатические договоренности были,но вся эта"липа"мало прикрывала краеугольный камень польско-немецких отношений-Данцигская бухта и собственно сам город,фактически находившийся под протекторатом польши.По этому польша присоединилась к англофранцузкому военнополитическому союзу.Они надеялись что Гитлер испугается нападать на польшу при таких союзниках.Они просчитались,Гитлер провоцировал политические элиты европы и элиты"прогнулись".Англичане адекватно оценивая польшу как партнера несколько нижшего уровня не стала вмешиваться(исполнять свой союзнеческий долг).Просто"слили"ее.
      2. +2
        9 июня 2015 17:53
        Что ж мы так польский и французский опыт не учли. И допустили 41-й год. Ведь всего в Красной Армии хватало. кто может пояснить?
      3. +2
        9 июня 2015 23:49
        Не всё так просто. Генералы не очень-то горели желанием воевать против Польши. Они справедливо считали, что превосходство в силах не достаточное. Ещё чуть раньше, Польша могла взять Берлин. Однако ситуация менялась стремительно.
  5. +9
    9 июня 2015 07:49
    В ходе войны для поляков открылся еще один фронт. 17 сентября 1939 года советские войска пересекли польскую границу в пяти местах. ...Да уж конечно, помешали полякам Берлин взять в 1939....Что ж автор не напишет, что на другом фронте..вообще ни черта не делалось, хотя у "друзей" Польши,Англии и Франции было преимущество над немцами..? Я понимаю,что это не входит в рамки статьи..но тем не менее...И последнее, а статья не перепечатка из польского журнала Горизонт..выходил в свое время в СССР..о «Пулавчаках» я читал именно в этом журнале, большая статья была на страницах 4-х..Только о фронте против Красной Армии поляки тогда не писали..
    1. +8
      9 июня 2015 11:22
      Журнал Горизонт помню. Тоненький глянцевый, рассчитанный на учеников 3-6 класса. Там статьи совсем детские были, не серьезные. В стиле как три доблестных поляка порубили шашками взвод гитлеровцев и сожгли пять танков. При этом естественно ни части не называли, ни места происходящего. Только имена типа Гжегож Рудый, Анжей Каланча и Карек Новак. Причем Рудый, Каланча и Новак вообще могут быть и не фамилиями. Какие бы поляки не были порой герои , но гонору и хвастовства у них еще больше. Хотя народ и не плохой.
  6. +5
    9 июня 2015 08:50
    Простые солдаты сражались мужественно, слов нет. А вот продажное руководство, изменило собственному народу. Делалось все, да же в ущерб себе, лишь бы не помочь СССР. Таков был градус ненависти к русским. И их ненависть выросла на их же историческом предательстве, измене своим предкам и славянским православным корням.
    1. +6
      9 июня 2015 08:57
      Откуда у поляков вдруг православные корни появились?
      1. +4
        9 июня 2015 09:11
        Цитата: Penetrator
        Откуда у поляков вдруг православные корни появились?

        из опы наверное... request
        1. +5
          9 июня 2015 12:12
          да хоть заминусуйтесь,к пшекам своего отношения не поменяю...общался...
      2. +2
        9 июня 2015 17:38
        Да они и не появлялись, православие давно там появилось, можно сказать ,одновременно с каталицизмом. В польше православие очень распространено.
  7. +5
    9 июня 2015 09:15
    В ходе войны стали известны первые польские асы, такие как поручик Станислав Скальский — 6 побед (два Do-17, один Ju-87 и три Нs-126) и подпоручик Иероним Дудвал — 4 победы (Вf.110, Не-111,Ju-86, Нs-126).
    Это как: победы, как у немцев или сбитые самолёты?
  8. +3
    9 июня 2015 09:26
    Статья познавательная, автору +. Поляки вообще на тот момент, имели свою, достаточно неплохую авиацию, особенно бомбардировщики. Не то что сейчас, аграрный придаток Запада
  9. +8
    9 июня 2015 10:28
    В английских ВВС воевало 19 эскадрилий, укомплектованных
    полностью польскими летчиками: 11 истребительных, 4 бомбардировочных,
    3 разведки, 1 транспортная.
  10. +4
    9 июня 2015 11:29
    Православными были не только поляки, но часть германских племен.Агрессивная политика папы Римского по окатоличиванию православных, мечем, шантажом и подкупом и дало такие результы. Полякам дано было, в связи с из массовым переходом в католичество, право продвигать веру на восток, полная поддержка и защита.
    Цитата: Penetrator
    Откуда у поляков вдруг православные корни появились?
    1. +4
      9 июня 2015 13:00
      Православие изначально не играло практически никакой значимой роли - слишком мало его последователей было в Польше. Так что говорить о предательстве, мягко говоря, некорректно.
      1. +5
        9 июня 2015 16:36
        Мешко 1-й, князь "Великой Польши" (в реальности княжества Гнезно - Познань) принял католичество в 866 году. Это стало его "идеологическим оружием" в войнах за присоединение иных княжеств будущей Польши, - "Малой Польши" (Краков), Куявии ,Силезии, Мазовии, Поморья. Также он преуспел он в подборе остатков развалившейся Великой Моравии (ою этом позже). В результате этого жившие севернее Лутичи метнулись под германцев (а какая разница? с обеих сторон католики!), а Бодричи потеряли тыл и постепенно были завоеваны войсками германских епископов и герцогов. В конечном итоге, и поляки (западные поляне) про.. теряли Поморье. Но! Мешко Великопольский был не первым славянским князем, который с головой бухнулся в католичество. Еще в 831 году князь Великой Моравии, Моймир 1-й (а это и Моравия, и Чехия, и Силезия, и Словакия, и Краков), будучи самым могущественным славянским государем, предки которого били и аваров и франков (!) ,поддался на уговоры баварцев (своих противников)и Папы Римского (типа, прими веру и войн с баварцами не будет). - Крестил "мораван" в католичество. Потом спохватился, но поздно, плохо кончил. Германский император Людовик (Баварский) подчинил Моравию. Сын Моймира, Ростислав, после продолжительной борьбы и некоторых успехов, тоже погиб. Святополк 1-й на какой-то период восстановил Великую Моравию, но заигрывания "с Западом" привели к тому ,что после смерти Святополка Великая Моравия (наследник славянской державы Само с 7 века )рассыпалась окончательно. Всё ,чего удалось добиться в результате "моравского сопротивления", так это разрешения Папы служить на славянском языке. Кстати, тогда, в период "славянской реставрации" Святополка, в Чехию, Моравию, Словакию и пришли те самые Кирилл с Мефодием, от византийской церкви. В результате метаний моравских властителей между 2-мя ветвями христианства (тогда еще окончательно не порвавшими друг с другом ,еще крестоносцы не грабили Константинополя, хотя все итальянские "приходы" Византия уже потеряла), - в Центральной европе и остался тот самый "православный" след. Но только след, не более. Что же касается Мешко 1-го Пяста , тот только повторил "опыт" великоморавских государей, окатоличиание принесло Мешко успех"собирания земель" в эстафете, перенятой от Великой Моравии, но только на 1-2 поколения. После чего Польшу династии Пястов ждал распад и междоусобицы, конвульсии под наьиравшем силу "дранг нах остен" германских маркграфов и немецкого императора, которых ничуть не смущал "правоверный" католицизм славян. В итоге? - А виноваты "монголо-татары"! Они ж нехорошие, разбили при Легнице немецкого императора и его польских вассалов! нагадили и ушли в Венгрию, но тормознули германизацию Польши, негодники! Из-за этого, куявский князь Владислав Локетек "подобрал" польское наследство в 1320 году с переносом столицы в Краков (Варшавы тогда еще в планах не было, как серьезного града). Следует отметить, что Мешко 1-й (он же Мечислав), пошел на сговор с непримиримым противником - германским императором, именно из-за угрозы "языческой" рееставрации в Польше. Так что предатель славянства однозначный, хотя и не первый.
        1. +1
          11 июня 2015 05:30
          Плюсанул. Но есть вопрос. Великий раскол вроде как в 1054 году произошел. До этой даты не было на официально католиков и православных.
      2. +1
        9 июня 2015 17:09
        "принял католичество в 866 году". - Прошу прощения за "очепятку". Конечно, это был 966 год от Р.X.
    2. 0
      9 июня 2015 15:31
      Плюсанул. Но Православие и Правоверная вера христианская (она же Кафолическая, она же Византийская, она же Схизма- по терминологии католиков) - это 2 совершенно разные вещи. "Православным" московский патриархат резко стал только после победы Никона над старообрядцами (не путать со староверами). До этого времени Православием именовалась именно религия Староверов, сиречь, "язычников" согласно поповской подменной терминологии.
  11. +1
    9 июня 2015 11:43
    Спасибо автору за статью. К своему стыду до сих пор считал, что поляки воевали исключительно на импортной технике и своих самолетов было крайне мало.
  12. +2
    9 июня 2015 12:23
    за сколько дней польша пала? 36 дней (1939.09.01 - 1939-10.06)...франция 44 дня...Россия билась 1418 дней и ночей,и вколотила таки гвоздь,так кому слава?кому почести? кто тут главный? какие там «Пулавчаки»...пшик...он и есть пшик...
    1. +2
      9 июня 2015 12:56
      спасибо за минус, понятно за кого вы...
    2. +1
      9 июня 2015 17:34
      Цитата: андрей юрьевич
      какие там «Пулавчаки»...пшик...он и есть пшик..

      Это к вопросу что "ишачок"-устаревший истребитель
      Уж если поляки на пулавчиках за 36 дней сбили 150 самолетов,потеряв около 300 своих...
      Кстати и в Голландии хорошо сражались:так как во время операции было уничтожено более 200 транспортников «Юнкерс» Ju 52-и это за 10 дней!
      Вообще разговоры Польша пала за 36 дней а Франция за 44 ни о чем конкретно не говорят.
      Продолжительность военных действий определяется величиной территории и людских ресурсов.Желающие могут посчитать,какую территорию за те же 36 дней захватила Германия у СССР.Просто на оставшейся территории была инфраструктура,позволявшая продолжать боевые действия
      1. +4
        9 июня 2015 22:38
        Цитата: Pilat2009
        Вообще разговоры Польша пала за 36 дней а Франция за 44 ни о чем конкретно не говорят.Продолжительность военных действий определяется величиной территории и людских ресурсов.Желающие могут посчитать,какую территорию за те же 36 дней захватила Германия у СССР.

        Ну, думаю для адекватности предлагаемых расчётов необходимо также учитывать соотношение территориальных и людских резервов Германии и её противников. В каждой из компаний эти соотношения были примерно равными (или во всяком случае, не подавляющим) и после каждой из них потенциал Германии только увеличивался. СССР того времени располагал развитой промышленностью в основном в европейской части, максимум - до Урала включительно. Дальневосточную часть можно особенно не рассматривать: там Япония на нервы давила, да и расстояния нешуточные (хотя, конечно, как резерв Дальний Восток был отличной подмогой). Так что в германском генштабе тоже не всё сплошь дураки сидели, а как минимум через одного, и с кем воевать собирались, тоже отлично понимали - линия "два А" не от скуки появилась. То, что советский народ сумел сделать практически невозможное - увакуировать промышленность и развернуть производство с ходу - не вписывалось ни в какие расчёты евро-стратегов и тут, конечно, фактор территории был как нельзя кстати. Но то, что Вермахт так и не выполнил поставленной СТРАТЕГИЧЕСКОЙ задачи - факт, и объяснять его только "громадной территорией", "морозом", "грязью" и прочим джентльменским набором штампов не стоит.
      2. 0
        10 июня 2015 03:59
        В ходе операции "Гельб" - оккупации Бельгии и Голландии гитлеровские Люфтваффе понесло большие потери в транспортной авиации при попытках высадить посадочный десант на занятых парашютистами и планеристами аэродромах противника и это под огнем противника, чье сопротивление не было подавлено полностью из-за недостатка времени и сил у десанта. Кроме того на взлетных полосах аэродромов защитниками было установлено много искусственных препятствий (те же подбитые и вышедшие из строя собственные самолеты), да и свои подбитые самолеты (те же Ю-52) из первой волны посадочного десанта немцы не сумели убрать. Как результат - аварии и большие потери транспортников последующих волн посадочного десанта. Когда это же повторилось в ходе операции на Крите - Гитлер запретил применение собственных ВДВ в массированных десантах и немецкие десантники до конца Второй мировой войны использовались в основном как отлично подготовленна и элитная но все-таки пехота.
        Честь имею.
  13. +3
    9 июня 2015 12:31
    Статья интересная, только хотелось бы немножко больше объективности в оценке количества сбитых польскими лётчиками немецких самолётов. Известно, что каждая из сторон исчисляет потери противника по своему и цифры эти могут расходиться в разы. Жаль, что автор не попытался сравнить польские данные с немецкими.
  14. 0
    9 июня 2015 12:54
    Цитата: Стирбьорн
    Статья познавательная, автору +. Поляки вообще на тот момент, имели свою, достаточно неплохую авиацию, особенно бомбардировщики. Не то что сейчас, аграрный придаток Запада


    У Вас очень смутное представление о польской экономике . Основными статьями польского экспорта являются : машины и оборудование - около 40% , электрооборудование и механизмы - около 24% , металлы и изделия из них - около 11% и т.д . Пищевые продукты животного происхождения - 4.29% , продукты растительного происхождения - 2.67% , готовые пищевые продукты и напитки - 5.86% . Польская экономика вовсе не аграрная , ее основу составляют машиностроение , электротехническая промышленность , химическая и другие высокотехнологические отрасли . Польша на данный момент занимает первое место в Европе по производству бытовой техники .
    1. +1
      9 июня 2015 13:33
      Я имел в виду именно собственное производство, а не филиалы немецких, к примеру, компаний. Я не знаю польских автомобилей, техники и тд. Польские ВС тоже комплектуются зарубежной техникой в основном
    2. +1
      9 июня 2015 14:08
      Один из заводов по сборке боевого вертолета Сикорского Black Hawk -
      в Польше.
      Корпус (фюзеляж) производят на месте, остальное - привозное..
      1. +2
        9 июня 2015 15:16
        Цитата: voyaka uh
        Один из заводов по сборке боевого вертолета Сикорского Black Hawk -
        в Польше.
        Корпус (фюзеляж) производят на месте, остальное - привозное..

        Ну, это все на том заводе где они собирали МиГ-15, Ми-2 и вполне современный вертолет "Сокол". Причем то, что они собирали при соцлагере было не "отверточной сборкой", которую им дали добрые американцы. В те времена поляки даже авиационные двигатели сами производили.
      2. +3
        9 июня 2015 22:43
        Цитата: voyaka uh
        Корпус (фюзеляж) производят на месте, остальное - привозное.
        Ага, это типа как в Запорожье на АвтоЗАЗ-е корейские автомобили делали: кузова у нас штамповали, а всё остальное, вплоть до краски, оттуда ехало. И где тот ЗАЗ теперь? Как и вся украинская промышленность? А в отчётах всё очень красиво смотрелось...
        1. 0
          10 июня 2015 10:24
          for Алекс:
          Польша интегрирована в Евросоюз.
          Все, что там производится - совместное производство
          нескольких стран. Аэробусы. Еврофайтер. Торнадо.
          Одни страны поставляют движки, другие - авионику, крылья...
          в третьей - сборка. Так гораздо дешевле и эффективнее.
  15. +1
    9 июня 2015 14:11
    Цитата: Владимир1960
    Православными были не только поляки, но часть германских племен.Агрессивная политика папы Римского по окатоличиванию православных, мечем, шантажом и подкупом и дало такие результы. Полякам дано было, в связи с из массовым переходом в католичество, право продвигать веру на восток, полная поддержка и защита.
    Цитата: Penetrator
    Откуда у поляков вдруг православные корни появились?


    До 1054г. не существовало понятия "православие" и "католицизм" . Польский князь Мешко крестился в 966 году .
  16. +2
    9 июня 2015 15:26
    А события конца 12, начала 13 века? И как польская шляхта поддавшись на уговоры папы римского огнем и мечем вместе с немецкими рыцарями начали насаждать католицизм на Востоке?
  17. +5
    9 июня 2015 17:27
    На Топваре уже была статья "Истребительная авиация Польши накануне войны".
    В комментарии к этой статье я писла о боевом применении "Пулавчиков" Р-11 против Красной Армии (взято с сайта airwar.ru):
    Во второй половине 30-х годов Р-11 неоднократно привлекали к демонстрации силы на границах с Литвой, Восточной Пруссией, Чехословакией и Советским Союзом. Польские источники сообщают по крайней мере о двух случаях боевого столкновения польских истребителей с советскими самолетами. В августе 1936 г. поручик Урбанович атаковал в приграничном районе биплан Р-5. Первоначально он пытался вынудить его сесть, но советская машина начала отстреливаться. После этого Урбанович в соответствии с инструкцией открыл огонь сам и сбил разведчик. В марте 39-го поручик Звонек обнаружил в воздушном пространстве Польши группу советских бомбардировщиков, сопровождаемую истребителем. Неожиданной атакой он сбил последний. Советскими документами эти польские атаки не подтверждаются.
    После начала Второй мировой войны:
    17 сентября части Красной армии рванулись на Запад, навстречу наступающему вермахту. Сопротивление деморализованных и уже практически разгромленных польских вооруженных сил было незначительным. Самолетов у поляков оставалось немного - хватало лишь на разведку приграничных районов, да и то не везде. К разведке привлекли и Р-11. Отправившиеся на поиск войск Красной армии истребители имели несколько столкновений с советскими самолетами. По польским данным при этом был сбит Р-5 в районе Надворни (подпоручиком Косом) и повреждены два И-16 у погранзаставы "Рокитно" (подпоручиком Заторским). Советские сводки эти потери отрицают. Зато в них за этой датой числятся три сбитых польских машины. Возможно, что одной из них являлся Р-11с Заторского: подбитый истребитель с раненым летчиком разбился при вынужденной посадке.
    Не согласуется с советскими документами и утверждение об атаке одним из перегонявшихся в Румынию Р-11 вблизи границы звена СБ. Якобы два бомбардировщика он сбил и повредил третий.
    После полудня 17 сентября командующий польскими ВВС генерал Заяц отдал приказ эвакуировать уцелевшую технику в Румынию, на аэродром Черновцы (ныне это на Украине). Удалось доставить за границу 32 Р-11с и 10 Р-11а.
    Тем не менее, донесения из штабов ВВС Украинского и Белорусского фронтов Красной армии продолжали упоминать о столкновениях с польскими истребителями и в последующие дни. 18 сентября отмечена встреча с несколькими Р-11 в районе Львова (без боя) и атака на девятку СБ у аэродрома Зло-чув. Два истребителя сделали по два безрезультатных захода. Днем позже, в 17 часов, зафиксирована атака Р-24 (его, конечно, перепутали с Р-11с) на советский разведчик поблизости от Владимира-Волынского. Двумя часами раньше звено СБ под Коломней было обстреляно тремя неизвестными истребителями (возможно, это были немцы). Далее польские истребители в воздухе вообще не замечались. Сводки за всю польскую кампанию заканчивались стандартной фразой: "Польская авиация активности не проявляла".
    Храбрости и мужества польским пилотам, сражавшимся против Люфтваффе на порядком устаревших и слабовооруженных истребителях, не занимать. Однако высшее военное и политической руководство Польши, как только запахло жареным, предало свою армию, свой народ, свою страну и драпануло к своим западным союзникам, а впоследствии имело наглость назвать себя "Правительством Польши в изгнании" и пытаться руководить страной из Лондона, при этом старательно вставляя палки в колеса взаимоотношений СССР и западных союзников по Антигитлеровской коалиции. Прошли годы, но ничего не изменилось - русофобство и преклонение перед Западом по-прежнему краеугольные камни польской внешней политики.
    Честь имею.
  18. 0
    9 июня 2015 19:52
    Цитата: Владимир1960
    А события конца 12, начала 13 века? И как польская шляхта поддавшись на уговоры папы римского огнем и мечем вместе с немецкими рыцарями начали насаждать католицизм на Востоке?


    Свою религию в те времена насаждали все без исключения . Что касаемо 12 и 13 веков , то известно , что поляки в это время вели борьбу с немецкими рыцарями . О совместном насаждении католицизма я не слышал . Можно ссылку по-теме ?
  19. 0
    9 июня 2015 21:11
    Примерно так:

    Если при Сигизмунде II, Генрихе Валуа и Стефане Батории в Речи Посполитой господствовала религиозная терпимость, а Польша на каком-то этапе становится одним из центров Реформации, то при Сигизмунде III Вазе (1587-1632), ревностном стороннике католицизма, положение меняется. В 1596 году для распространения католицизма среди православного населения по Брестской унии была учреждена униатская церковь, которая, признавая главенство папы римского, продолжала использовать православную обрядность


    хотя ранее:
    В середине XIII века восточные территории Польши опустошают татаро-монголы, северные территории страдают от набегов литовцев и пруссов. Чтобы защитить страну, князь Мазовии Конрад в 1226 году пригласил в страну тевтонских рыцарей, которые очень быстро заняли привилегированное положение в государстве, завоевали территорию Восточной Пруссии. В городской среде получил значительное распространение немецкий язык, а на западе (у средней Одры) и юго-западе (в Силезии) происходит процесс полного онемечивания польского населения. В начале XIV века новое государство, созданное немецкими колонистами, отрезало Польше выход к Балтийскому морю.

    Воссоединение большей части Польши под властью одного короля происходит в начале XIV века. В 1320 году на престол был коронован Владислав Локотек из Куявии, и с этого времени начинается национальное возрождение,
  20. 0
    9 июня 2015 23:04
    Простите, поляк, ты - НОРМАЛЬНЫЙ???Соотношение потерь 2:3 пшекских и -15 первых модификаций против BF - 109???ВЕДЬ ИХ (ТВОИ лучшие аэропланы ) уступали И - 16 В РАЗЫ!!!!А фашисты за 3 недели(ТРИ НЕДЕЛИ, НЕДОУМОК) ВОЙНЫ С С АЭРОПЛАНАМИ И КАВАЛЕРИЕЙ твоей фашисто-пшекии понесли потери в разы меньше, чем с РККА за пол-года, а сбили - подбили в разы больше - по твоему????Ты когда последний раз из психушки вылазил???
  21. 0
    10 июня 2015 18:47
    Интересной особенностью самолетов Пулавского был сбрасываемый в случае пожара фюзеляжный топливный бак
    А не поздняк-ли тогда метаться? Это же надо великим шаманом провидцем быт.Ведь пока топливо не разлито,оно не загорится,заранее что-ли сбрасывать?
  22. 0
    11 июня 2015 14:36
    "Бодливой корове бог рогов не дал" fellow
    Я это про то, что Пилсудский и польская верхушка очень агрессивно себя в 30-х годах позиционировала. Грозилась всем соседям, и СССР ( после 1920г была пьяна от побед?) кулачком махала. Да вот с ВПК польским было туго lol
    1. 0
      12 июня 2015 13:23
      Цитата: xomaNN
      с ВПК польским было туго

      Думали островные союзнички подкинут,а они их кинули lol
      Хоть и войну объявили,но за свои интересы
      Да и пшеки с немцами изначально в дружбе были
      Берлин вплоть до 1938 года делал предложения Варшаве о «великом союзе». Корреспондент польской газеты «Политика» Станислав Зерко (Stanisław Żerko) в своей статье «1939 — правда и неправда» так описывал тот период: «Варшава была несравненно ближе к Берлину, чем к Москве, не только в географическом смысле. Частые визиты нацистских лидеров в польскую столицу явились не только проявлением разрядки между двумя странами, но и представляли собой политическое сближение. Отношения между двумя сторонами были очень близкими»
      Ну вот и за что боролись,на то и напоролись