«Разрушитель» Вилли Мессершмитта

44


Существовавшая в середине тридцатых годов так называемая «теория Дуэ» о главенстве авиации в будущих войнах дала толчок к развитию концепции «стратегического» истребителя. Предназначался он для господства в воздухе над важнейшими объектами театров военных действий, сопровождения армад бомбардировщиков, в глубь воздушных пространств противоборствующих стран, для перехвата самолетов на больших расстояниях от своих баз, а также для нанесения ударов по наземным целям и ведения разведки. Большой радиус действия, высокая огневая мощь, хорошие скоростные характеристики и маневренность — вот основные требования, которым должен был отвечать двухмоторный многоместный самолет с большим запасом топлива и грозным вооружением. В Германии этот класс «стратегических» истребителей получил наименование Zerstorer ("Разрушитель").

Разработка такого истребителя началась в середине тридцатых годов сразу в нескольких европейских странах. Во Франции им стал Потэ-63, в Польше — ПЗЛ Р-38, в СССР — «сотка» В. Петлякова и ТИС Н. Поликарпова. В Германии задание на разработку «стратегического» истребителя министерство авиации выдало сразу пяти фирмам.

Самолет, предложенный Вилли Мессершмиттом, получивший обозначение Bf.110, представлял из себя цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и разнесенным вертикальным оперением. В его конструкции было многое от Bf.109, только что запущенного в серию.

В передней части овального фюзеляжа с несущей обшивкой располагалась кабина на трех членов экипажа: летчика, штурмана-радиста, стрелка. Силовая установка — два двигателя водяного охлаждения Даймлер-Бенц DB 600А мощностью 910 л. с. Винты первоначально устанавливались двухлопастные изменяемого шага.

Опытный образец машины впервые поднял в воздух летчик-испытатель Герман Верстер 12 мая 1936 г. Самолет с взлетным весом 5000 кг развил скорость 505 км/ч. Машина легко управлялась и имела приемлемую для своего типа маневренность. Выявился, однако, и ряд недостатков: опасная раскачка на взлете и посадке, плохие разгонные характеристики.

Вскоре Верстер выполнил демонстрационный полет перед инспектором истребительной авиации Эрнстом Удетом, который был удивлен энергичными маневрами большой двухмоторной машины. Удет решил тут же провести тренировочный бой с Bf.110 на новеньком Bf.109В. Поединок окончился вничью, знаменитый ас Первой мировой войны так и не смог поймать в прицел постоянно ускользавший от него на виражах 110-й. Восхищенный инспектор пообещал оказать поддержку новому истребителю. И оказал: истребитель Мессершмитта вышел победителем в конкурсном соревновании с Фокке-Вульфом (FW- 57) и Хеншелем (Нs-124).

«Разрушитель» Вилли Мессершмитта


Решение о запуске в серию «сто десятого» было принято в январе 1937 года, однако лишь в апреле 1938 первая четверка машин экспериментальной серии приступили к испытаниям. Поскольку двигатель DВ 600 к тому времени сняли с производства, а новый DВ 601А еще не изготовлялся, то на истребители поставили 610-сильные моторы Юнкерса Юмо 210В, а также новые трехлопастные винты. Скорость снизилась до 430 км/ч. Вооружение составили четыре 7,9-мм пулемета МС 17 в носовом обтекателе и один 7,9-мм МС 15 в задней части кабины.

Затем последовала небольшая (45 экз.) серия «В» с двигателями Юмо 210С, имеющими непосредственный впрыск топлива в цилиндры и двухступенчатый турбонагнетатель. Эти самолеты развивали скорость 450 км/ч и использовались в основном в учебно-тренировочных подразделениях. В конце 1938 года на завод Мессершмитта в Аугсбурге начали поступать двигатели DВ 601А (1050 л. с.). Машины серии «С» с этими двигателями развивали скорость 540 км/ч на высоте 6000 м, а дальность полета составляла 1100 км, с двумя подвесными баками по 550 л дальность возрастала до 1410 км.

Нацистская пропаганда так широко разрекламировала новый истребитель, что им заинтересовались разведки других стран. Французской секретной службе удалось завербовать некоего Франца Оттила, бывшего военного летчика. Устроившись работать на заводском аэродроме механиком, Оттил в мае 1939 года угнал один из первых серийных Bf.110С-1, намереваясь посадить его на французской авиабазе. Но в тумане летчик заблудился, и на вынужденной посадке самолет взорвался.

Если первоначально завод выпускал только две машины в месяц, то с лета 1939 года Мессершмитт резко увеличил интенсивность производства, кроме того, заказ на выпуск Bf.110 получили еще три завода других фирм, и эти самолеты стали исчисляться сотнями.



В нападении на Польшу участвовали три авиаэскадры Bf.110, насчитывавшие 95 машин. 1 сентября 1939 года они эскортировали бомбардировщики, нанесшие удары по Варшаве и Кракову. Тогда же состоялся первый бой Bf.110С с польскими истребителями ПЗЛ Р-11С, скорость которых не превышала 370 км/ч. «Мессершмитты», спикировав на набирающие высоту Р-11С, сбили четыре и повредили до 20 самолетов без потерь со своей стороны. Но при налете на Лодзь немцам повезло меньше — в бою на виражах более легкие Р-11С сбили три Bf.110С-1, потеряв две свои машины. Вскоре, сломив сопротивление польской авиации, «сто десятые» перешли к действиям по наземным целям. Всего с 1 по 28 сентября немцы потеряли 12 «стратегических» истребителей.

Аналогично события развивались при захвате Норвегии: в воздухе и на земле уничтожались старые норвежские бипланы Глостер «Гладиатор», а затем Bf.110 вылетали только на штурмовку. В этой кампании участвовали истребители новой модификации — Bf.110D с увеличенной дальностью полета. Экипаж сократили до двух человек (на месте штурмана установили топливный бак). Дополнительный грушевидный бак емкостью 1200 л подвешивался под фюзеляжем. Самолеты хорошо зарекомендовали себя в дальних рейдах к арктическим портам — Нарвику и Тронхейму.

Но победная эйфория начала гаснуть: во время нападения на Францию в немногочисленных боях Bf.110 вынуждены были становиться в оборонительный круг, где каждый самолет прикрывал хвост переднему. Но такая тактика не всегда помогала. За три недели боев немцы потеряли 82 из 248 Bf.110. А во время воздушного наступления на Англию (операция «Полет орла») британская истребительная авиация, многочисленная и готовая к отпору, легкими и маневренными «спитфайрами» и «харрикейнами» нанесла сокрушительное поражение «сто десятым».



Так, 15 августа 1940 года 21 Bf.110 сопровождали на бомбежку английских аэродромов авиагруппу Не-111. На подлете к шотландскому берегу их атаковали «спитфайры». Бросив на произвол судьбы бомбардировщики, которые были немедленно рассеяны, Bf.110 встали в оборонительный круг. В итоге немцы потеряли семь истребителей сбитыми, бомбардировщики понесли не меньшие потери. Только в августе немцы потеряли 120 Bf.110 — более 40% из принимавших участие в операции. Это вынудило командование люфтваффе отряжать для защиты самих «стратегических» истребителей группы Bf.109.

Более эффективно самолет использовался в качестве истребителя-бомбардировщика. Летом 1940 года очередную серию (Bf.110С-4/В) оснастили подфюзеляжными пилонами на две 250-кг бомбы. Двигатели стояли модифицированные — DB 601 мощностью 1200 л.с. Строился также дальний разведчик Bf.110С-5, вместо 20-мм пушек в полу кабины монтировалась фотокамера.

Оказавшийся плохим наступательным истребителем, «стодесятка» стала удачным перехватчиком ПВО. Мощное вооружение, большая продолжительность полета позволили эффективно бороться с бомбардировщиками. 18 декабря 1939 года во время налета 24-х «веллингтонов» на Вильгельмсгафенский рейд авиагруппа Bf.110С-1 уничтожила 9 британских бомбардировщиков из 12 сбитых. Вскоре англичане перешли к ночным бомбардировкам Германии.



В июне 1940 года экипажи Bf.110С, обученные ночной тактике, приступили к дежурствам на голландских аэродромах. Первый сбитый «Уитли» записал на свой счет в ночь на 1 июля обер-лейтенант Вернер Стрейб. Первоначально поиск противника в темном небе осуществлялся чисто визуально, но уже в сентябре части ПВО получили первые Bf.110D-1/U-1, оснащенные ИК пеленгаторами. А с лета 1941 года «сто десятых» наводили с земли операторы первых РЛС, с дальностью обнаружения до 48 км.

В качестве скоростных бомбардировщиков и штурмовиков «разрушители» использовались в Балканской кампании, а также против кораблей союзников на Средиземноморье и в Северной Африке. В мае 1941 г. во время антибританского националистического мятежа в Ираке авиагруппа Bf.110С-3 с измалеванными поверх крестов иракскими опознавательными знаками поддерживала путчистов с воздуха.

Весной-летом 1941 года в серию пошли сразу две модификации Bf.110Е и Bf.110F. Конструкторы попытались учесть опыт первых лет войны: поставили протектированные топливные баки, обновили приборное оборудование. Усилилась бронезащита экипажа: летчик спереди закрывался 12-мм бронеплитой и 57-мм бронестеклом, с боков 35-мм бронестеклами, сзади — 8-мм бронеперегородкой. Хвостовой стрелок защищался сзади 8-мм бронешпангоутом и сверху 57-мм бронестеклом.



В качестве истребителя-бомбардировщика «сто десятый» нес под фюзеляжем две бомбы калибром до 1000 кг каждая и под плоскостями еще четыре по 50 кг. В варианте ночного истребителя устанавливался тепловой пеленгатор, а экипаж увеличивался на одного человека — офицера наведения. Строился и разведывательный вариант — Bf.110Е-3. На всех самолетах стояли двигатели DВ 601N. Выпускавшийся параллельно Bf.110F оснащался двигателями DВ 601Р форсажной мощностью 1350 л. с. Но поскольку взлетный вес машины достигал 7200 кг, существенного прироста скорости не произошло, а управляемость самолета только ухудшилась.



В нападении на Советский Союз участвовали две авиагруппы Ме-110 (как они обозначались у нас) во II и VIII воздушных корпусах. Советские летчики быстро нашли способ борьбы со «сто десятыми» — затягивали их в бой на вертикалях, где тяжелый, двухмоторный «мессер» проигрывал нашим легким истребителям. В дальнейшем на советско-германском фронте они применялись только как скоростные бомбардировщики, летая под охраной Ме-109. Неэффективным оказалось и применение Ме-110 для борьбы даже с По-2, ночными бомбардировщиками. Деревянно-полотняный «кукурузник» был невидим для радиолокаторов и теплопеленгатора. Недаром за сбитый По-2 награждали Железным крестом.

В конце 1941 года фирма Мессершмитта разработала новый двухмоторный истребитель Ме-210. Но со вступлением в войну США бомбовые удары по Германии резко возросли, и у немцев уже не было времени переоборудовать заводы для освоения новой машины. Пришлось модернизировать выпускаемые самолеты, разрабатывать для них новые системы вооружения.

Дневные истребители несли ощутимые потери от плотного оборонительного огня «крепостей», летавших сомкнутыми группами. Чтобы успешно раскалывать их строй, серию перехватчиков Bf.110F-2 вооружили дополнительно четырьмя ракетными снарядами калибра 210 мм. На истребителях Bf.110F-4/1 20-мм пушки заменили на 30-мм МК 108, такие же две пушки установили в задней части кабины для стрельбы вверх и вперед. Прицеливание осуществлял летчик через призму коллиматора. Ночные перехватчики этой серии впервые оснащались радиолокационными прицелами FUG 202 фирмы Телефункен.



Первые самолетные радары были тяжелы и громоздки, а четыре большие антенны, смонтированные на носовой части самолета, ощутимо «тормозили» его в полете. Взлетный вес достигал 9300 кг, максимальная скорость упала до 510 км/ч, дальность полета — 840 км. Этого было недостаточно даже для ночного истребителя, и весной 1942 года конструкторы попытались еще раз «реанимировать» самолет, поставив на него более мощный двигатель DВ 605В (1457 л.с. на взлете).

Самолет, обозначенный Bf.110G, получил усиленную бронезащиту (пол и борта кабины летчика) и вооружение — вместо четырех пулеметов стояли две 30-мм пушки МК 108. Для серии Bf.110G-2 разработали два варианта подвесного вооружения: вместо бомбодержателей под фюзеляж подвешивались контейнеры с двумя 20-мм пушками МG 151 или одной 37-мм длинноствольной пушкой ВК 3,7. Дальнобойность орудия позволяла «мессершмиттам» поражать американские бомбардировщики вне сферы действия их пулеметов. Но если «крепости» сопровождались истребителями, то Bf.110G-2 с тяжелой пушкой, закрытой громоздким обтекателем, становилась их легкой добычей.



Чтобы хоть как-то облегчить самолет, в экипаже оставили только летчика, убрали хвостовой пулемет и бронезащиту стрелка. Кроме того, для кратковременного повышения мощности двигателя ввели систему впрыска в цилиндры закиси азота. Такой «чрезвычайный» режим длился 27 минут.

Несмотря на свои многочисленные недостатки. Bf.110G в качестве ночного перехватчика в руках опытного летчика был эффективным оружием. Так, с июня 1944 года в 1 эскадре ночных истребителей II авиагруппа, укомплектованная «сто десятыми», записала на свой счет до конца войны больше самолетов противника, чем 1 авиагруппа, перевооруженная на новые скоростные перехватчики Не-219.

С этим индексом выпускались также: разведчик Bf.110G-3 с максимальной скоростью 560 км/ч и радиусом действия (без баков) 900 км и ночной истребитель Bf.110G-4, оснащенный радиолокатором FUG 212. Последний, помимо штатного вооружения, нес в задней части кабины две «вертикальные» пушки МК 108.



Параллельно с Bf.110G строился еще один вариант — Bf.110H, отличавшийся модифицированным двигателем DВ 605Е, усиленной конструкцией шасси и хвостового оперения, гидравлическим управлением руля высоты.

К началу 1943 года из 390 ночных истребителей ПВО Германии, сведенных в 15 авиагрупп, большинство составляли Bf.110. Тактика действий частей ПВО была отработана достаточно хорошо, и англичане, бомбившие рейх, несли ощутимые потери. Но с июля 1943 года королевские бомбардировщики начали сбрасывать в полете полоски фольги, чем «ослепляли» радиолокаторы нацистов. Перехватчики стали совершенно беспомощны в ночном небе. Командование вынужденно перенацелило их на дневные вылеты. Но необученные дневной тактике «ночники», привыкшие подлетать вплотную к противнику, несли тяжелые потери от огня «крепостей». Только в конце 1943 года немцы создали радиолокатор, способный осуществлять селекцию цели от создаваемых ею помех, FUG 220, и истребители вернулись к действиям ночью.



И хотя Bf.110, образно говоря, цеплялся за воздух усами антенн, пламегасителями на двигателях, обтекателями пушек, из-за чего имел явно недостаточную скорость и плохую маневренность, но был все же лучше, чем переделанные в перехватчики из бомбардировщиков Ju-88 и Dо-217. Новые же ночные истребители Ме-210 и Hе-219 еще только проходили войсковые испытания, поэтому серийное производство Bf.110 продолжалось. В 1943 году было построено 1509 самолетов, в 1944 — 1518. Всего заводы выпустили 6050 Bf.110. В январе 1944 года число ночных авиагрупп увеличивается до 22, из которых 14 укомплектованы устаревшими «сто десятыми».

Начавшееся осенью 1944 года стратегическое наступление Советской Армии и союзников поставило нацистов в столь критическое положение, что командование люфтваффе бросило все имеющиеся в его распоряжении самолеты, в том числе и ночные истребители, на бомбежку наступающих советских частей. Поскольку господство в воздухе давно уже было за советской авиацией, для «стодесяток» началось подлинное избиение. За несколько месяцев практически все они были уничтожены. А в марте 1945 года завод Мессершмитта, успев выпустить за три месяца 1945 года 45 Bf.110, остался в тылу советских войск.





Источники:
Котельников В. Фирсов А. Тяжелые истребители Пе-3, Bf.110. // Авиация и Космонавтика. 1998. №5-6. С. 21-24, 60.
Иванов С. Мессершмит Bf.110 // Война в воздухе. №117. С.2-3, 7-12. 63-68.
Вехов С. «Страгический» истребитель // Крылья Родины. 1992. №1. С. 9-11.
Уильям Грин. Крылья люфтваффе (боевые самолеты Третьего рейха). Часть 5: Мессершмитт. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1995. С. 384-396.
Харук А. Истребители Второй мировой. М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. С.110-114.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    10 июня 2015 06:33
    Хорошо, что мессершмитовцам не пришла идея сделать из Ме110 нормальный пикировщик, как поступили с
    "Соткой" петляковцы- создав из неё Пе-2! Позже из Пе-2 появился Пе-3, полноценный тяжёлый истребитель
    с радиолокатором! А немцы продолжали делать из стодесятого различные "эрзацы" которые абы на что
    сгодятся! А пикировщиком, так и оставалась "штука"- лаптёжник, машина уже устаревшая, стрёмная, и почти
    полностью выбитая после 1943 года!
    1. +20
      10 июня 2015 08:34
      Цитата: АлНиколаич
      Хорошо, что мессершмитовцам не пришла идея сделать из Ме110 нормальный пикировщик, как поступили с
      "Соткой" петляковцы- создав из неё Пе-2!

      А им и без надобности это было, так как они имели великолепный Ю-87 и не плохой Ю-88. Так, что сознательно портить и так не очень хороший истребитель, они не захотели.
    2. +8
      10 июня 2015 11:11
      В статье бравурные картинки Мессера завершает фотография обычного русского Вани, на фоне заваленого Разрушителя.Символично и с юмором. Отдельный плюс. Это вам не Франция и не Англия, это Россия, а точнее Советский Союз.
    3. +5
      10 июня 2015 12:12
      Цитата: АлНиколаич
      А пикировщиком, так и оставалась "штука"- лаптёжник, машина уже устаревшая, стрёмная, и почти
      полностью выбитая после 1943 года!

      Мягко говоря, это не совсем так. Вот здесь хорошая статья о "Штуке" http://vspomniv.ru/shtukas/
  2. +5
    10 июня 2015 06:46
    В "Моделисте - конструкторе" была статья про Ме-110 с заголовком - "надежд не оправдавший" ,в полной мере характерезующий этот самолет.
    1. +4
      10 июня 2015 16:43
      Ну это очень большой стереотип причем советский,раскрученный главным образом для того,чтобы объяснить почему у нас такой машины не было.На самом деле концепция универсальной скоростной\маневренной платформы с"оперативным"радиусом действия живет и здравствует до сих пор.Из последних ее представителей помянем Су-30МКИ и"Рафаль".Во времена 2МВ практически все державы были вынужденны создавать и совершенствовать подобные машины. И на мой взгляд Ме-110 наиболее удачный из них в плане сочетания технических характеристик относительно решаемых им задач.Это первая в своем классе машин с оптимально определенными изначально МГХ(в отличии от"Потеза"),количеством экипажа(в отличии от"Лайтинга)и соотношению прочности планера относительно его веса(в отличии от японского Ки-45 и британского"Москито")т.е,довольно сбалансированного для своего времени вооружения.Единственноя но основная ошибка немцев в том что они изначально пытались сделать эту довольно дорогую машину основной,наряду с Ме-109,и если в ходе европейских"блицкригов"это себя оправдывало,то как только война принемала"тотальный"вид,как"Битва за британию"потери становились существенными в следствии невозможности их быстрого восполнения.Умеляют рассуждения о недостаточной маневренности Ме-110 в бою против одномоторных истребителей.Отметим,что неудачная попытка 42г заменить 110е в серии,была вызванна больше пересмотром реальных условий применения(доктрины)нежели ТТХ самой машины.
      1. 0
        22 июля 2015 13:19
        Была у нас такая машина. Пе-2, в варианте истребителя Пе-3.
  3. +9
    10 июня 2015 06:58
    Касательно Ме 110. Их очень любил Генрих Геринг назвав их железнобокими собирал их с собственную гвардию. Машина созданная без понятных целей, стала ненужным приобретением, которую приспосабливали как могли. А вот касательно пикировщика не соглашусь с АлНиколаевичем. Ю-87 был лучшим в мире и по сути единственным пикировщиком, все остальные пикировщики были именно переделками. Ю-87 обладая уникальным крылом чайка и тормозящими решетками позволял производить пикирование на углах приближенных к 90 градусам. Его низкая скорость вытекала из поставленных задач и как инженеры не бились, сделать именно пикировщик но с лучшими скоростными качествами - не удавалось. Ме-110 даже близко не мог пикировать на таких углах, и не имел системы торможения. Это был бы такой же эрзац пикировщик, как в принципе и все остальное что из него сделали.
    1. 0
      12 июня 2015 16:21
      Их очень любил Генрих Геринг назвав их железнобокими собирал их с собственную гвардию. Машина созданная без понятных целей, стала ненужным приобретением, которую приспосабливали как могли.
      Ну наверное больше не их, а господина Вилли... Но посути Ваша фраза полность предает смысл продвижения 110-ки, как ни пытались, куда не притыкивали, так и не пошел... По моему мнению отрицательных моментов было больше чем положительных. Наверное Ме 110 это машина которая вышла на переломе, и в начале 40-х, как ни прискорбно, но начала стареть...
  4. +10
    10 июня 2015 07:56
    А все равно красивая машина. Вилли был талант, его бы дарования да на благо!
  5. +1
    10 июня 2015 08:32
    «Разрушитель» Вилли Мессершмитта
    Самое интересное, что по не которым данным, именно "переданная" концепция этого "разрушителя" ("летающего крейсера", по версии АНТ) инкриминировалась А.Н.Туполеву
    1. 0
      12 июня 2015 16:25
      Могу ошибаться, но вродь ходила такая легенда, что как раз не 110-го а 109-го и за несколько пузырьков антибиотиков. Толи для сына, толи для... В общем для родственника. И было это в начале 30-х, а разрабатывала концепцию или, условно эскизный проект, группа интузиастов по четким руководством Туполева. Вот он схемку на салфетке ресторанной и "подмахнул", некому представителю конструкторского бюро господина Вилли... К стати, кто сведующий, так ли это?
  6. -2
    10 июня 2015 08:40
    Летал на нем в симуляторе "Ил-2 Битва за Британию", тяжеловат против хурей и спитов, если один то крышка, ни куда не денешься (надежда только на стрелка). Но две 20 мм mg-ff c 250 снарядами "мингешос" на ствол доставляли удовольствие. Если летать парой то можно действовать довольно уверено. В общем фан получить можно.
    1. +7
      10 июня 2015 17:07
      Цитата: heruv1me
      Летал на нем в симуляторе "Ил-2 Битва за Британию", тяжеловат против хурей и спитов, если один то крышка, ни куда не денешься (надежда только на стрелка). Но две 20 мм mg-ff c 250 снарядами "мингешос" на ствол доставляли удовольствие. Если летать парой то можно действовать довольно уверено. В общем фан получить можно.

      Может хватит игрушками что-то доказывать ?
      1. +1
        10 июня 2015 19:41
        Я бы сказал, что пора начинать на игрушках убеждаться в достоверности исторических фактов. Только на хороших на достоверных симуляторах.

        У автора есть ляп. У него тяжёлый самолёт в одном случае проиграл на горизонтали, а во втором на вертикали у более лёгкого.
        Ему бы не плохо самому на симуляторе по летать. Чтобы понять, как бой вести с разноуровневой техникой.
        Бой на вертикали предполагает бой с выгодной позиции с превышением противника по высоте. В дальнейшем атака и при удачи или не удачи уход от преследования с использованием набранной при пикировании скорости. А потом набор высоты вне дасягаемости от противника. Выход на позицию для атаки и повтор.
        Таким образом навязывается противнику свои условия боя.
        Минусы тактики очевидны. Но такой бой позволяет добиваться преимущества.
        1. 0
          30 ноября 2018 13:01
          Цитата: gladcu2
          Бой на вертикали предполагает бой с выгодной позиции с превышением противника по высоте. В дальнейшем атака и при удачи или не удачи уход от преследования с использованием набранной при пикировании скорости. А потом набор высоты вне дасягаемости от противника. Выход на позицию для атаки и повтор.

          Это не совсем бой на вертикалях.
  7. +5
    10 июня 2015 09:00
    Прочитал с большим интересом, безусловно "+". Однако "зацепило вот это:
    В качестве истребителя-бомбардировщика «сто десятый» нес под фюзеляжем две бомбы калибром до 1000 кг каждая и под плоскостями еще четыре по 50 кг.
    В общей сложности получается бомбовая нагрузка 2200 кг! При максимальном взлётном весе Bf.110 - 7400 кг и весе пустого - 5600 кг, даже без учёта 900 л горючего - это как? what
    1. 0
      10 июня 2015 10:17
      Хорошая тяга движков. Но не рекорд.
      Ф-16 легкий одномоторный истребитель - вес пустого - 8 т, берет 4 тонны бомб.
      Ф-4 "Фантом" тяжелый истребитель - вес пустого 14 т, брал 8 тонн бомб.
      1. +4
        10 июня 2015 10:25
        Бомбовая нагрузка Bf.110 в реальности не превышала 1200 кг.
        1. +2
          10 июня 2015 11:20
          Цитата: Bongo
          Бомбовая нагрузка Bf.110 в реальности не превышала 1200 кг.

          В реальности пракатически у всех самолетов боевая нагрузка не достигала максимальной. Т.к. максимальная, она за счет топлива и взлетно-посадочных характеристик. Т.е. нужен аэродром с хорошей полосой и цели находятся совсем недалеко от взлетки.
          Цитата: voyaka uh
          Ф-16 легкий одномоторный истребитель - вес пустого - 8 т, берет 4 тонны бомб.

          В справочниках максимальная указывается -6-7тн.
          Т.е. все правильно. Максимальная и стандартная- две больших разницы.
        2. +1
          10 июня 2015 19:56
          Не, ну ты сравнил божий дар с омлетом.
          Ф-16 и Ф-4 реактивные, у них совершенно другое соотношение тяги и веса.
      2. +3
        10 июня 2015 18:20
        Цитата: voyaka uh
        Хорошая тяга движков. Но не рекорд.


        для 1936 года???

        всего было выпущено 6170 самолетов Bf 110 в восьми основных модификациях (А, В, С, D, Е, F G Н) и в 67 вариантах..
        из общего числа выпущенных машин 3028 использовались в качестве истребителей, 2240 — в качестве ночных истребителей-перехватчиков, а 494 применялись для ведения разведки...

        Bf 110A-0 — самолеты пред серийной партии из четырех машин, на которых вместо двигателей ДВ-600А (910 л/с.) установлены двигатели Юмо-210Да (680 л/с.)
        Bf 110B — самолеты первой серийной модификации, в вариантах истребителя В-1 и разведчика В-2 b учебно-тренировочного самолета В-3...
        Bf-110С — выпущенная с января 1939 года серийная модификация с двигателями ДВ-601. Концы крыла срезаны по образцу Me-109 , у которых крыло имело закругленные концыразмах крыла при этом уменьшался с 16,81 до 16,30 метров...
        Bf-110С-1 — с двигателями ДВ-601А-1s (1100 л/с.)
        Bf 110C-2 — с новой радиостанцией FuG-10
        Bf 110C-3 — истребитель с двумя модернизированными пушками MG-FF
        Bf 110С-4 — истребитель-бомбардировщик с усиленным бронированием и двумя бомбодержателями ЕТС-250 под фюзеляжем,иловая установка из двух двигателей ДВ-601N-1 мощностью 1200 л/с. каждый.
        Bf 110C-5 — фоторазведчик с аэрофотоаппаратом Rb50/30.....
        Bf-110С-6 — истребитель с двумя 30-мм пушками МК-101 вместо 20-мм пушек MG-FF.
        Bf 110C-7 — дальнейшее развитие С-6 с двумя бомбодержателями ЕТС-500 ...
        Bf 110D-1/R1 — дальний истребитель с подвесным баком емкостью 1200 лит...
        Bf 110D-l/R2 — дальний истребитель с двумя подвесными баками емкостью 900 лит под каждым крылом.
        Bf 110D-1/U-1 — ночной истребитель-перехватчик с инфракрасным пеленгатором в 1940 -м году...
        Bf 110D-2 — дальний истребитель-бомбардировщик с двумя бомбодержателями ЕТС-500 и с двумя подвесными баками по 300 лит каждый
        Bf 110D-3 — дальний истребитель сопровождения с двумя подвесными баками емкостью по 300 или 900 лит каждый
        Bf-110Е-1 — истребитель-бомбардировщик с четырьмя дополнительными бомбодержателями ЕТС-50 под крылом, с учетом 1000-кг бомбы на бомбодержателе под фюзеляжем бомбовая нагрузка составила 12000 кг.



        спасибо автору EliaSS
      3. +3
        10 июня 2015 18:20
        Цитата: voyaka uh
        Хорошая тяга движков. Но не рекорд.

        для 1936 года???

        Bf-110Е-1 — истребитель-бомбардировщик с четырьмя дополнительными бомбодержателями ЕТС-50 под крылом, с учетом 1000-кг бомбы на бомбодержателе под фюзеляжем бомбовая нагрузка составила 12000 кг.
        Bf 110E-1/U-1 — ночной истребитель-перехватчик с инфракрасным пеленгатором.
        Ме-110Е-2 и Е-3 — фоторазведчик

        Bf 110F-1 — истребитель-бомбардировщик с двумя бомбодержателями ЕТС-500 и четырьмя ЕТС-50.
        Bf 110F-2 — тяжелый истребитель без бомбодержателей

        Bf 110F-3
        — дальний фоторазведчик.
        Bf 110F-4 — ночной истребитель-перехватчик с усовершенствованным радиооборудованием и инфракрасным локатором. Вместо 20-мм пушек MG-FF установлены ЗО-мм пушки МК-108, в исполнении Me-llOF-4/U-l в задней части кабины установлены две дополнительные 30-мм пушки МК-108 для стрельбы вперед и вверх. В исполнении ночного истребителя-перехватчика Ме-110Р-4а самолет оборудован радиолокатором FuG-202 "Лихтеншейн",20-мм пушки MG-FF заменены пушками MG-151/20 того же калибра.
        Bf 110G-1 — тяжелый дневной истребитель, первый вариант модификации с двигателями ДВ-605В мощностью 1475 л.с. и усиленной броневой защитой. Вооружение, как правило, состояло из четырех 7,92-мм пулеметов MG-17 и двух 20-мм пушек MG-151/20.
        Bf 110G-2 — вариант с усиленным оборонительным вооружением — установлен подвижный спаренный 7,92-мм пулемет MG-81Z. Вариант G-2 выпускался в исполнениях G-2/R-1 с подвесным контейнером с 37-мм пушкой ВК-3,7, G-2/R-2 с системой форсирования двигателей GM-1 и G-2/R-3 с двумя 30-мм пушками МК-108 вместо четырех 7,92-мм пулеметов MG-17.
        Bf 110G-3 — дальний фоторазведчик.
        Bf 110G-4a — ночной истребитель-перехватчик с радиолокатором FuG-212 «Лихтенштейн» С-1, имел подварианты Bf 110G-4a/R-l с 37-мм пушкой ВК-3,7, Bf 110G-4a/R-2 с системой форсирования двигателя GM-1 и Bf 110G-4a/R-3 с двумя 30-мм пушками МК-108 вместо носовых пул
        Ме-110G-4в — ночной истребитель-перехватчик с новым радиолокатором FuG-220 "Лихтенштейн" SN-2.
        Bf 110G-4c — ночной истребитель-перехватчик с модифицированным радиолокатором FuG-220b, способным выделять воздушные цели на фоне помех, создаваемых союзниками с помощью сброса с самолетов металлизированных бумажных полос.
        Bf 110Н — модификация, выпускавшаяся параллельно с модификацией "G". На самолетах этой модификации устанавливались двигатели DB-605E, у них было усилено шасси и хвостовое оперение. Самолеты выпускались в вариантах, аналогичных вариантам модификации "G".


        спасибо автору EliaSS
        Messerschmitt Bf-110C/D тяжелый истребитель

    2. +2
      10 июня 2015 10:39
      Лишний нолик скорее всего.
    3. +2
      10 июня 2015 12:15
      Надо еще внимательнее читать: две бомбы калибром ДО 1000 кг и четыре ПО 50 кг. Понятно, что летал с 1х1000 + 4х50 или 2х500 и 4х50 и т.д. но не мог взять 4х250, потому что только 2 ДО 1000.
      1. +1
        10 июня 2015 13:12
        Вообще то под калибром бомбы понимается масса каждой бомбы в отдельности, а не суммарная масса бомбовой нагрузки. В тексте статьи есть опоминание о том, что одна из модификаций несла две бомбы по 250 кг. Как же самолет потом умудрился поднять в пять раз больше?

        На самом деле если две тонны на самолетик этот подвесить, то он по моему просто сломается на влете. Подвесной бак - и тот весит вдвое меньше.
      2. Виктор Великий
        +1
        10 июня 2015 17:24
        "две бомбы калибром до 1000 кг каждая и под плоскостями еще четыре по 50 кг." (цитата из статьи)
        А в чем проблема то ?
        Если у варианта с 2х910 сильными двигателями бомбовая нагрузка в 1.5 тонны, то почему с тягой в 2х1350 не может быть 2 с лишним тонны бомб?
  8. 0
    10 июня 2015 09:31
    C Западного фронта авиация на Восточный фронт не перекидывалась даже под конец войн. Откуда вы это взяли - не понятно. Прочтите хотя бы одну книжку из мемуаров фашистских бонзе, того же Галланда, который как раз командовал истребительной авиацией под конец войны. Это ремарка. А а по теме: под конец войны Bf.110 вообще не летали, потому как союзники применяли во время налетов постановки помех, глуша немецкие радары наведения авиации и бордовые на самолетах, делая их слепыми. Так что реальная эффективность самолета стала равна 0. К тому же доверия Гитлера к Герингу и к эффективности истребительной авиации не стало, и как следствие, авиационное топливо в части почти не поступало. А ставка сил ПВО была на зенитную артиллерию. Самое интересное, что Гитлер приказал перепрофилирование все авиазаводы на выпуск зенитной артиллерии, не понимая даже, что на этих заводах просто нет оборудования для обработки артиллерийских стволов.
    1. +1
      10 июня 2015 13:57
      Бонза - главный монах (высший чиновник). Вы считаете что генерал истребительной авиации (третий генеральский чин) Галланд был им ? Даже командовавшие воздушными флотами в старших чинах ими не были. Рейхсминистр Геринг - да. МИНИСТР ШПЕЕР не удержавший Гитлера от глупости- тоже бонза.
      1. +2
        10 июня 2015 15:02
        Тут дело в другом. Немецкая авиация в 44-45 годах понесла огромные потери и не успевала восстанавливать материальную часть. Качество пилотов тоже было никаким. В Италии из-за частых боев над морем в частях Люфтваффе оставалось не более 20% личного состава. Дошло до того, что союзники внаглую бомбили аэродромы по несколько раз в день и их некому было перехватывать. А зенитку и склепать проще, и обслугу обучить, и по танкам она при случае стрелять сможет.
        1. -1
          11 июня 2015 09:59
          for RiverVV:
          "А зенитку и склепать проще, и обслугу обучить,"////

          Спорно...
          Если страна вместо боевой авиации начинает преимущественно
          вкладывать средства в ПВО (уход в глухую оборону) - это ...если не агония,
          то свидетельство о признании неспособности выиграть войну.

          Теперь о цене:
          Зенитка 8.8 cm Flak - 33,600 марок - дорогая штучка!.
          Bf 109 -56,600 - 70,000 марок
          Вместо 1 истребителя - всего две зенитки.
          1. 0
            11 июня 2015 13:02
            И что? Самолету, как говорилось выше, внезапно нужны бензин, летчик, аэродром, техническое обслуживание, замена двигателей через энное количество часов (небольшое, кстати). Во время Арденнского наступления немцы вынуждены были взрывать собственные исправные танки - не было бензина.
            Вообще то это как раз и была агония...
    2. 0
      10 июня 2015 20:50
      Там Шпеер с успехом корректировал все перлы недопонимания возможности промышленности.
    3. +1
      30 ноября 2018 13:03
      Цитата: Инжeнeр
      А а по теме: под конец войны Bf.110 вообще не летали, потому как союзники применяли во время налетов постановки помех, глуша немецкие радары наведения авиации и бордовые на самолетах, делая их слепыми.

      Ещё как летали, единственными ограничениями было отсутствие топлива и разрушение авиаполос бомбами, а так производство тех же Ме-110х шло аж до марта 1945 года...
  9. +3
    10 июня 2015 12:17
    А мне 110й нравится... Вполне себе удачный многоцелевой самолёт.
  10. +6
    10 июня 2015 13:08
    У японцев был истребитель Зеро. Который безо всяких подвесных баков мог летать почти на 2000 км, а с подвесными на 2700 км. Вот это был уникальный самолет для поддержки бомбовозов. Хорошо что фашисты его не скопировали. Японские летчики говорили, что если бы у немцев был зеро, то исход битвы за британию, мог быть иным.
    1. +3
      10 июня 2015 23:00
      Да,немцы бы проиграли сразу-и битва не состоялась.Заметьте во всей летературе А-6 награждаются различными эпитетами но,что это хороший самолет вы врядли где то прочитаете.За все нужно платить,до предела облегченный планер иногда преобретал необратимые деформации даже при штатных посадках на палубу.Нам,к сожалению, не сужденно узнать сколько японцы потеряли этих машин в результате боевых повреждений,а сколько из-за банального флаттерного разрушения.Полное отсутствие брони(на основной массе машин)дублирующих,противопожарных систем и средств."Зеро" побеждали пока флот"Микадо"владел инициативой.А-6 ые появлялись внезапно и как правило имели численное превосходство.В значительной степени эти победы были обеспеченны квалификацией морских летчиков японии,к стати,полюбопытствуйте как их готовили.
  11. -7
    10 июня 2015 13:13
    Это Спартаааааа! angry
    1. +4
      10 июня 2015 17:10
      Цитата: arsone
      Это Спартаааааа!

      А, извините, это Вы к чему ?
  12. +5
    10 июня 2015 15:14
    Главное, что у гансов не было напрягов с двигателями и дюралем для корпуса самолётов. Да и их инженеры были "не пальцем сделаны". Читал у кого-то из отечественных авторов лет 10 тому назад, что у Мессершмитта на фирме инженеров было больше, чем во всех советских авиационных КБ вместе взятых. Противник наш был очень грамотный, хорошо выученный, с прекрасной авиационной техникой! Тем более нужно ценить подвиги наших авиаторов, сломавших клюв орлам Геринга!
    1. 0
      10 июня 2015 20:56
      Были у них проблемы и с двигателями и с конструкциями. Тоже не все было просто не смотря на количество инженеров.
      СССР по возможнастям всегда превосходил шансов. И в науке и развитии.
      Просто бывали временные трудности.
      1. +1
        11 июня 2015 07:58
        Цитата: gladcu2
        Просто бывали временные трудности.

        "Временные" трудности на просторах России имеют отчетливую тенденцию к превращению в ПОСТОЯННЫЕ.
  13. +3
    10 июня 2015 21:03
    Статья очень хорошая. С анализом технических деталей.
    Спасибо.
  14. +1
    11 июня 2015 09:51
    Пикирующий бомбардировщик Пе-2
    Переделан из опытного высотного истребителя "100 ".
    Реальная бомбовая нагрузка -600 кг.
    Реальная бомбовая нагрузка лучшего бомбардировщика ВМВ Ю-88 - до 3000 кг
    Скорость серийных Пе-2 в процессе производства постоянно снижалась : с 540 км/ч у предсерийных до 482 км/ч. То есть до скорости Ю-88.
    Поэтому,в 1942 году Мясищеву пришлось провести серьезную модернизацию,в результате которой скорость серийных машин смогли поднять до 534 км/ч
    Немцы на основе Ю-88 выпустили Ю-188 и Ю-88S , которые могли достигать скоростей 570 км/ч и 635 км/ч соответственно.
    Ю-88 тоже был пикирующим бомбардировщиком,хотя экипажи использовали этот прием нечасто. Как ,впрочем, и экипажи Пе-2.
    Эффективность советской бомбардировочной авиации была бы выше, если бы не загубили Ар-2.При сопоставимой скорости ( 480-514 км/ч ) его реальная бомбовая нагрузка доходила до 1500 кг.
  15. +1
    11 июня 2015 16:23
    О разговоре о характеристиках самолёта не верно базироваться только на максимальной скорости или о высотности или о мощности двигателей. Скорее всего разумней говорить о инерционность. Т.е. комплексной составляющей массы, мощности двигателя, коефициенту сопротивления воздуху сопротивлению перегрузке. Это какой-то усредненный фактор.

    Ну например. Толку в высокой скорости если ваш самолёт на её пике практически не управляем. Сколько времени можно держать высокую скорость без перегрева двигателя?

    Все эти таблицы характеристик самолёта дают абсолютно приблизительные, а часто говорят о ложной картине. Вводят в заблуждение.
  16. 0
    14 июня 2015 00:44
    Спасибо за интересную статью.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»