Румынские фрегаты на рубеже веков. Часть вторая

С 1990 по август 1992-го эсминец “Timișoara” прошёл модернизацию: в целях повышения остойчивости крейсера были срезаны ряд надстроек, укорочены дымовая труба и мачта, а тяжелые пусковые установки для ракет П-21 “Термит” были перемещены на одну палубу ниже. Для этого под носовые комплексы пришлось сделать специальные вырезы в бортах и палубе, а в кормовой части пожертвовали частью площади вертолётного ангара: для кормовых пусковых установок были вырезаны углы ангара. После этого я нигде не встречал информацию о базировании на борту этого корабля более чем одного вертолёта.

Румынские фрегаты на рубеже веков. Часть вторая

На этом фото отчётливо видны вырезы под носовые ПУ “Термит”




Вырез в ангаре и верхней палубе под кормовые ПУ “Термит”




Тогда же реактивно-бомбовые установки РБУ-1200 “Ураган” были заменены на РБУ-6000 “Смерч-2”.

Во время ремонта, в августе 1990-го, эсминец “Timișoara” был переименован в “Mărăşeşti”, унаследовав имя списанного эсминца Мэрешешть, который входил в состав флотилии эскадренных миноносцев Королевского Румынского Военно-морского флота. 1 апреля 2001 эсминец Mărăşeşti был переклассифицирован в фрегат (говорят, американцы надоумили), и ему было присвоен бортовой номер F 111.

29 марта Румыния подала заявку на вступление в НАТО, а 2 апреля 2004 года перед зданием штаб-квартиры НАТО уже был поднят государственный флаг Румынии.

В июне 2004 года фрегат “Mărăşeşti” выполнил свою первую задачу во время саммита в Стамбуле.

В том же году фрегат “Mărăşeşti” привели в соответствие со стандартами НАТО и он уступил место флагмана ВМС Румынии фрегату “Regele Ferdinand”.

В 2011 году корабль повторно с успехом прошел сертификацию экспертами альянса НАТО и ему был присвоен самый высокий уровень: № 2. Касательно чего — не знаю, но пишут, что это высшая степень оценки кораблей.

Фрегат “Mărăşeşti” был выставлен на продажу в 1995-м году, но никто не решился стать счастливым обладателем этого чуда румынского кораблестроения, и поэтому до сих пор стоит он зорко на страже рубежей и охраняет беззаботный сон румынских детишек.

А в последнее время он частенько вместе со своими верными партнёрами по блоку НАТО встаёт на защиту демократии во всём мире.


























Фрегат “Mărăşeşti”. Констанца, август 2013 года. Его международный позывной — YQXB (Yankee Quebec X-Ray Bravo)














Фото схемы фрегата Мэрэшешть. День открытых дверей 13 августа 2011 года


Фрегат “Мэрэшешть” — корабль, ставший во многом первым:
— первый румынский корабль, который после Второй мировой войны вышел в Средиземное море;
— первый румынский корабль, который после Второй мировой вышел в Атлантический океан, причём нёс на своём борту вертолёт. Тогда же был совершён первый полёт румынского вертолёта над Средиземным морем;
— первый румынский корабль, который действовал под командованием НАТО в рамках саммита НАТО в Истамбуле (2004-й год);
— единственный румынский корабль, который трижды командовал группировкой NATO „PfP Blackseafor”. Речь идёт о Черноморской военно-морской группе оперативного взаимодействия "Блэксифор" (navă comandant в 2005, 2010 и 2011 годах).

Учебные марши:
Constanța — Toulon — Barcelona (1994);
Constanța — Varna (1994);
Constanța — Cartagena — Napoli — Pireu (1995);
Constanța — La Spezia (1995);
Constanța — Lisabona — Brest — Lisabona (1998).

Международные миссии:
„Cooperative Partner '94” — Болгария;
„Cooperative Marmaide-Classica '95” — Италия;
„Strong Resolve '98” — Бискайский залив;
„Storm 2000” — Болгария;
„Cooperative Partner 2003” — Украина.



Судьба предприятия

Вызывает интерес и судьба предприятия, на котором был построен этот замечательный корабль.



Судоверфь Мангалия, на данный момент это совместное предприятие и называется оно “Daewoo-Mangalia Heavy Industries” или “DMHI”. На заднем плане виднеется злополучный мост



Фрегат “Мэрэшешть” (F 111) на фоне верфи имени 2 Мая. Фото было размещено 2 сентября 2010 года на сайте incomemagazine.ro



Ржавая посудина на фоне верфи имени 2 Мая. Фото было размещено 14 февраля 2011 года на сайте observator.ro Смутно просматривается бортовой номер 271. В таком случае это минный заградитель “Vice-Amiral Ioan Mugescu” типа “Косар”



Видимо, тот же корабль, пришвартованный у причала на верфи имени 2 Мая. На рулевой рубке традиционный для румынских кораблей девиз: “Onoare şi Patrie” (Честь и Родина). Фото было размещено 07.02.2012 года на сайте ziaruldeinvestigatii.ro


Военная верфь “Şantierul Naval Mangalia” сейчас называется “Parcul Industrial Mangalia”: промышленный парк Мангалия. Другими словами, сдают в аренду всем желающим офисные, жилые и складские помещения, а также площади и ангары. В частности, кампания “Daewoo-Mangalia Heavy Industries” поселила на территории парка Мангалия часть своего персонала и складирует горючее для своей ТЭЦ. Там же “NIK CONSALT” занимается проектированием и постройкой судов, плавучих конструкций и социального жилья, а АО “Uranus” организовало пункт приёма и складирования вторсырья. Снимает площадь и частная контора “Группа особого вмешательства” со списком услуг: подводные погружения, альпинизм, спелеология, геология, гидрогеология. Там же снимают площади 2 предприятия, деятельностью которых является металло- и деревообработка, фирма “Comilex” организовало склад мясной продукции, а другая — автосервис. Мне кажется, что напрашивается и наличие ликёроводочного цеха…

В общем, что стало с единственной профильной верфью Румынии, я выяснил, а вот кто на данный момент занимается обслуживанием и ремонтом кораблей ВМС Румынии, выяснить мне не удалось.

Судьба директора предприятия

В 2007 году против занимавшего в 2004-2006 годах пост генерального директора военной верфи “Мангалия” (Еуджена-Лучиана Тудора), его заместителя и администратора частной компании Brenav Trans SRL были возбуждены уголовные дела. Оказалось, что господа кораблестроители злоупотребляли своим служебным положением: использовали бесплатно в личных целях оборудование, портовые краны, грузовой автотранспорт и подделывали документы строгой отчётности. В ходе следствия выяснилось, что они начали процедуру списания нескольких кораблей, а затем и их разделку на металл. Заявленное в официальных документах количество металла было, мягко говоря, сильно занижено. А неучтённый металл был продан “налево”: с помощью администратора кампании Brenav Trans SRL, которое как раз специализировалось на сборе металлолома. Убытки оцениваются в сумму более чем 100 тысяч евро. В общем, всё вышло закономерно: "Тебя посодют, а ты не воруй!"

Автор выражает благодарность Bongo и Профессору за консультации.

Продолжение следует…

Источники:
Norman Friedman. The Naval Institute Guide to World Naval Weapons Systems, 1997-1998
Conway's. All the World's Fighting Ships, 1947-1995
https://ru.wikipedia.org
http://it.wikipedia.org
http://es.wikipedia.org
http://en.wikipedia.org
http://www.neodacii.com
http://www.helis.com
http://www.sirmarfittings.com
http://www.navweaps.com
http://topwar.ru
http://zonwar.ru
http://www.nnre.ru
http://www.korabli.eu
http://blackseaships.ru
http://www.tehnomil.net
www.aripi-argintii.ro
http://www.rumaniamilitary.ro
https://resboiu.wordpress.com
http://www.acttm.ro
http://www.losbarcosdeeugenio.com
http://win.storiain.net
http://flot.com
http://tsushima.su
http://www.worldwar2.ro
http://www.naviecapitani.it
http://forum.worldofwarships.eu
http://forum.worldofwarships.eu
http://www.armada.mde.es
http://www.kbismarck.com
http://observator.ro
https://ziaruldeinvestigatii.ro
http://incomemagazine.ro
http://www.mangaliaparc.ro
http://www.marina.difesa.it
http://www.tehnomil.net
http://www.romanialibera.ro
Автор: Михаил Задунайский

Использованы фотографии: http://photobucket.com www.militaryphotos.net https://ru.wikipedia.org http://it.wikipedia.org http://es.wikipedia.org http://en.wikipedia.org http://www.neodacii.com http://www.helis.com http://www.sirmarfittings.com http://www.navweaps.com http://topwar.ru http://zonwar.ru http://www.nnre.ru http://www.korabli.eu http://blackseaships.ru http://www.tehnomil.net www.aripi-argintii.ro http://www.rumaniamilitary.ro https://resboiu.wordpress.com http://www.acttm.ro http://www.losbarcosdeeugenio.com http://win.storiain.net http://flot.com http://tsushima.su http://www.worldwar2.ro http://www.naviecapitani.it http://forum.worldofwarships.eu http://forum.worldofwarships.eu http://www.armada.mde.es http://www.kbismarck.com http://observator.ro https://ziaruldeinvestigatii.ro http://incomemagazine.ro http://www.mangaliaparc.ro http://www.marina.difesa.it http://www.tehnomil.net

Статьи из этой серии:

Румынские фрегаты на рубеже веков. Часть первая

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Облёт судостроительных верфей Мангалия.
Аэросъемка с борта вертолетаDragu Mihai Daniel.


Репортаж “Невидимое лицо фрегата Мэрэшешть”. Канал Observator TV.


Запуск ПКР с фрегата "Mărăşeşti".


Запуск ПКР с фрегата "Mărăşeşti". Изнутри и снаружи.


Фрегат "Mărăşeşti" проходит сертификацию НАТО.
Читайте также

Комментарии 10

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Bongo (Сергей) 11 июня 2015 06:53
    С учётом того, что данная серия публикаций готовилась в течении длительного временного периода - она получилась весьма качественной. good Обращает на себя внимание тщательная и глубокая проработка исходного материала и источников, к тому же видео и фото в публикации достоверные и соответствуют теме. Это кстати не всегда характерно для "штатных авторов" сайта.
    Что касается "флагмана румынских ВМС" “Мэрэшешть” (F 111) можно отметить, что он изначально не блистал высокими данными, особенно в плане вооружения. ПКР "Термит" с ЖРД в конце 80-х в ВМС СССР монтировались только на ракетные катера, а ПВО корабля такого класса ПЗРК ничего кроме усмешки вызвать не может.
    1. Mister X 11 июня 2015 12:59
      Цитата: Bongo
      она получилась весьма качественной.

      Спасибо!

      Цитата: Bongo
      он изначально не блистал высокими данными, особенно в плане вооружения.

      Как я и писал в первой части - вооружение корабля подвергалось критике: его было бы достаточно для ракетных корветов типа “Тарантул”, но никак не для флагмана.
      .
  2. qwert (Эдуард) 11 июня 2015 06:53
    Фрегат не хуже и не лучше других. Ему бы "Кортик" поставить для улучшения ПВО, а термиты заменить "Яхонтом".
    1. Bongo (Сергей) 11 июня 2015 07:06
      Цитата: qwert
      Фрегат не хуже и не лучше других. Ему бы "Кортик" поставить для улучшения ПВО, а термиты заменить "Яхонтом".

      При всём уважении, не могу с вами согласиться. no Рекомендую сравнить "Мэрэшешти" с советскими БПК(фрегатами) проекта 61 первый из которых вступил в строй ещё в 1963 году. Всего была построена серия из 20 кораблей этого типа( не считая иностранных заказов). Один из них "Сметливый"( на фото) до сих пор входит в состав ЧФ РФ.
      1. kondrat13 (Владимир) 11 июня 2015 17:18
        Это "поющий фрегат"?
        1. Bongo (Сергей) 12 июня 2015 13:05
          Цитата: kondrat13
          Это "поющий фрегат"?

          Да, последний из оставшихся в составе наших ВМС.
  3. Andrewgross 11 июня 2015 09:41
    На последних двух снимках разные корабли, последний снимок - не минзаг типа "Косар".
  4. xomaNN (Николай) 11 июня 2015 11:51
    Этот НК прошел по нисходящей квалификацию от крейсера(?!) до фрегата. Моряки одеты в песочную форму, как америкосы. На фоне советского РК "Термит" смотрится забавно. Автору за многие фото- спасибо!
  5. 25ru 12 июня 2015 05:48
    Отличный материал. Статьям "+", автору hi Согласитесь, что для небольшой и небогатой страны корабль получился весьма неплохой. Вот бы по речным боевым кораблям автор дал материал. Румыны в этом деле мастера.
    1. Mister X 12 июня 2015 13:52
      Цитата: 25ru
      Отличный материал. Статьям "+",

      Спасибо!

      Цитата: 25ru
      Вот бы по речным боевым кораблям автор дал материал.

      Мне уже Bongo предлагал заняться этим.
      Я ещё не решился на это: мне очень сложно писать на эту тему, так как ещё несколько месяцев назад я не знал чем отличается корабль от судна.
      Да и недописанных статей по моей специализации (стрелковое оружие) зависло на добрый десяток публикаций.
Картина дня