Крылатая фортуна Кожедуба

Крылатая фортуна КожедубаСоветский ас времён Великой Отечественной, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников, трижды Герой Советского Союза, кавалер 19 орденов, почётный житель 6 городов бывшего СССР, маршал авиации… Советский строй умел выращивать героев. В известной песне на века закреплено: «Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой». И восторженной любовью советские люди постоянно окружали своих избранников. Но даже при этом слава Ивана Кожедуба в конце войны и в послевоенные годы до времён покорения человеком космоса стояла как бы особняком. Его буквально, а не фигурально носили на руках.

Так ещё до войны наши люди восторгались Валерием Чкаловым. Они с Кожедубом, к слову, были очень похожими в главном: в истовой преданности лётному искусству, в глубинном и доскональном постижении лётного дела, в удальской душевной щедрости, в горячей любви к Родине. И это не просто слова, истёртые публицистическим абразивом. В них – сердцевина, сама суть характеров славных русских Икаров из самой что ни на есть народной гущи вышедших. Трудно, да попросту невозможно себе представить того же Ивана Никитовича на что-то сетующего, жалующегося на какие-то тяготы или невзгоды службы, общественной или политической жизни. Везде и всюду он постоянно излучал несокрушимый оптимизм искони советского разлива. За такую безоглядную приверженность высоким социалистическим идеалам Кожедуба и раньше не жаловали некоторые, нынче – и подавно. Только это ровным счётом ничего не значит. Кожедуб был воистину героем первой величины своего времени. Ему не смели даже эмгэбэшники приказывать. И уж по касательной замечу, что сам Иван Никитович с потрясающим достоинством, как рыцарь доспехи, носил свою громкую славу и свою исключительную избранность. Провидение действительно поцеловало его в макушку ещё при рождении, а потом вело по жизни, тщательно оберегая, как редко кого даже из своих избранников.

Насчёт избранности – тоже ведь не фигура речи. Ещё в детстве десятилетний Ваня чуть было не утонул в Десне. Его чудом спас из холодного весеннего половодья старший брат Александр. Сколько потом было подобных жизненных испытаний на грани смерти, Кожедуб даже припомнить не мог. Но всегда утверждал, что везуч с детства. Только вдумайтесь в эту арифметику: за всю войну Иван Никитович участвовал в 330 боевых вылетах, провёл 120 воздушных боёв и лично сбил 62 самолёта. И в то же время ни одна пуля, ни один осколок счастливца даже не царапнули. Такого теоретически быть не должно, а оно было.


Иван Кожедуб родился в деревне Ображеевка Сумского уезда в бедной крестьянской семье – шестым и последним. Отец его, церковный староста, слыл незаурядным человеком, эдаким сельским интеллигентом.
Разрываясь между фабричными заработками и крестьянским трудом, находил в себе силы читать книги и даже сочинять стихи. Был чрезвычайно религиозен, обладал тонким, взыскательным умом, настойчиво воспитывал в детях трудолюбие, упорство, исполнительность. Неудивительно, что к шести годам последыш Ваня уже много читал. И пронёс затем любовь к печатному слову через всю жизнь. После семилетки энергичный парнишка поступает на рабфак Шосткинского химико-технологического техникума. В ту же пору начинает заниматься в аэроклубе. («Небо, конечно, меня манило, как и всякого мальчишку, но форма лётная привлекала не меньше. И лишь когда взлетел впервые на полторы тысячи метров над землёй, понял: вот это моё до скончания веку!», - вспоминал он).

1940-й год. Кожедуб принят в Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Добротно изучил УТ-2, УТИ-4, И-16. Его поэтому и оставили инструктором при училище. («И летал я, сынок, до одури много. Было бы можно, кажется, не вылезал бы из самолёта. Сама техника пилотирования, шлифовка фигур доставляли ни с чем не сравнимую радость. И вот эту радость мне удавалось передавать таким как сам пацанам. Когда ты любишь дело, легко той любовью и делиться. Плохо было в другом: командование училища вцепилось в меня мёртвой хваткой и долго не отпускало на фронт» - «Вы, разумеется, писали рапорты?» - «Раз пятнадцать или того больше писал. А толку?»).

Лишь в марте 1943 года Кожедуб попадает на Воронежский фронт. («Первый воздушный бой мог стать моим и последним. Мессершмитт-109 пушечной очередью едва ли не ополовинил мой Ла-5. Бронеспинка спасла от зажигательного снаряда. Так на обратном пути ещё и наши зенитчики по ошибке влепили по мне два снаряда. Самолёт-то я посадил, но восстановлению он уже не подлежал. Какое-то время приходилось летать на «остатках» - машинах из серии «на тебе, Боже, что мне не гоже». И только к лету 43-го в судьбе моей наметилось хоть какое-то просветление: присвоили младшего лейтенанта, назначили на должность замкомэски. Как сейчас помню: 6 июля над Курской дугой, во время сорокового боевого вылета я завалил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Ю-87. Как говорится, лиха беда – начало. На следующий день сбил второй, а через два дня - сразу два истребителя Bf-109 истребил. О том, что мне присвоили звание Героя Советского Союза я узнал, кстати, из твоей, из нашей «Красной звезды». До сих пор храню тот номер от 5 февраля 1944 года»).

Крылатая фортуна КожедубаВторой медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника. А третью звезду Героя получил 18 августа 1945 года.

(«Иван Никитович, мне не даёт покоя вопрос: почему немецкие асы на порядок больше сбивали самолётов, чем наши?» - «Для начала тебе анекдот. Василий Иванович возвращается из Англии, как Остап Бендер, шикарно одет и весь в золотых побрякушках. Петька интересуется: откуда добра столько? «Понимаешь, Петька, сели мы там играть в карты. Время их - на стол, а мне говорят: джентльмены карты не показывают. И тут мне, Петька, как попёрло». Главное: нам победы засчитывались исключительно по ФКП (фотокинопулемёт - М.З.), а немцам – по личному докладу. Меня сколько раз ребята донимали: «Никитыч, ты же «мессера» завалил, мы все видели, как он загорелся!» А я им: ну и что? Вдруг до своих дотянет. Нет, братцы, вот когда он в землю-то носом тюкнет, тогда я счёт свой и пополню»).

Кожедуб полагал: главное для пилота подбить первых три самолёта, а потом он уже становится для противника неуязвим. Наверное, и тут присутствовала некая мистика.
Кожедуб, впрочем, никогда её и не отрицал, полагая лётное дело неким особым человеческим промыслом. На этой почве, между прочим, он очень тесно сошёлся с Владимиром Высоцким.

«Четвёртая звезда» Героя – так Иван Никитович называл свою жену, полагая её самым главным своим жизненным приобретением. («Встретил я Веронику случайно в электричке. И долгое время ухаживал, не открываясь, кто я и что я. Ваш брат обычно пишет, что Кожедуб был, дескать, стеснительным ухажёром. Да ничего подобного – на мне где сядешь, там и слезешь. Но, согласись, одно дело, когда за тобой ухаживает трижды Герой – тут любая дура за него готова выскочить замуж. И совсем другое – простой парень. А когда я понял, что за человек Вероника, тогда ей и открылся. И на свадьбе у меня даже Вася Сталин присутствовал!»). По-моему, они никогда не ссорились в том смысле, как обычно вздорят между собой супруги. Хотя кто в семье атаман, а кто рядовой казак виделось издали и невооружённым глазом. Где-то в конце восьмидесятых Ивана Никитовича сильно тряханул инсульт. Так Вероника Николаевна из чайной ложечки кормила мужа и как заправский логопед вновь восстанавливала в нём командную речь. А меня всегда умиляло, как зайдя в военную лавку, маршал авиации первым делом выбирал в подарок какую-нибудь безделицу «для моей молодой жены». Меж тем возрастная разница между ними составляла всего-то семь лет.

…Вторая война Кожедуба – корейская – достойна отдельного рассказа. И по правде говоря, я больше всего Ивана Никитовича о ней-то и расспрашивал, по молодости самодовольно полагая, что о первой – Великой Отечественной – всё знаю. Только вот удивительное дело: балагуристый по природе человек, даже в некотором смысле потешник, он всегда напряжённо, с какой-то внутренней опаской, так для него не характерной, отвечал на мои расспросы. Однажды я ему напрямик сказал: зря, мол, вы, товарищ генерал-полковник, так перестраховываетесь – всё ведь давным-давно о той войне известно. («Конечно, шило в мешке таить сложно. Только ты заметь: распространяются о корейской войне отнюдь не те, кто тюкал самолёты янки – все эти «бэшки» и «фешки» (В-26, В-29, F-80 и F-84 – М.З.). Оно и понятно. Мы ведь все давали подписку о неразглашении»). И лишь после ветров, так называемых перестройки и гласности Иван Никитович стал потихоньку делиться своими корейскими приключениями. От него я впервые узнал о героической и трагической охоте за «Сейбром». У меня в дневниках эта эпопея записана на шести страницах. Здесь приведу лишь несколько выдержек из рассказа Кожедуба: «Мы долгое время держали инициативу в воздухе. Даже бытовало такое название – «Аллея МиГов» – воздушное пространство, куда самолёты ООН вообще не рисковали залетать. Но потом появились американские «сейбры» – F-86 и круто изменили картину войны в воздухе. Да что там говорить: по некоторым параметрам они просто превосходили наши МиГ-15. «Сейбр» требовалось изучить для того, чтобы найти наиболее эффективные способы борьбы с ним. Но как ты достанешь такой трофей? Мы подобьём F-86, но пилот уводит его в Корейский залив и там катапультируется. А в море американцы были хозяевами полными. Ну и служба спасения у них действовала просто превосходно. Наши же специалисты не могли даже помышлять о том, чтобы достать упавший в море истребитель. Те же, которые падали на землю, для изучения были непригодны – хлам один. И ты же ещё учти, что мы обязаны были вести все воздушные переговоры только на китайском языке. В тактическом классе – ещё куда ни шло. А поднимешься в небо и вся китайская грамота улетучивается. И как налаживать взаимодействие? Выход из ситуации для нас «нашли» в высоких московских кабинетах: принудите, мол, «Сейбр» к посадке. Это легко, сынок, сказать. Его и сбить-то - запаришься, а уж принудительно посадить – просто невероятно. Но приказ есть приказ. Пришлось и мне издать по своей 324-й истребительной дивизии свой приказ за номером 043: добыть «Сейбр». Была даже создана специальная группа для такой цели – все старания оказались безуспешными. И всё-таки мои соколы в итоге раздобыли аж два «Сейбра»! Один мне показали в тине, в иле. Мы его отмыли и отправили в Москву. Тут в чём вся проблема заключалась? На F-86 был впервые установлен противоперегрузочный костюм, который сильно интересовал нашу авиапромышленность. Но, когда мы «Сейбры» сбивали, их летчики выпрыгивали вместе с костюм и шлангом со штуцером. Сам автомат давления, – главное во всем этом деле, – естественно, разбивался вместе с истребителем. Чтобы добыть автомат, нужен был живой самолет. И мы его добыли».

Во время войны в Корее в период с апреля 1951 по январь 1952 года пилоты 324-й истребительной авиационной дивизией под командованием Ивана Кожедуба одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).
(«Иван Никитович, только честно: сами-то вы летали в небе над Кореей?» - «А как же не летать! Как только мой замполит Петухов - в Москву – я в кабину МиГа. Он хороший мужик и жили мы с ним душа в душу. Но был приставлен ко мне вышестоящим командованием, чтобы я, значит, не своевольничал. Оно, конечно, правильно. Ты представь себе скандал: вдруг бы америкосы сбили трижды героя. Но ты этого не пиши, не надо…»).

…В 1988 году я написал книгу «Босая душа или Каким я знал Высоцкого». Среди тех, кто в ней вспоминал о великом артисте и барде был и великий лётчик Советского Союза маршал авиации Иван Кожедуб.

«Когда я впервые услышал песни Высоцкого уже не помню. Наверное, в те же годы, как их начали размножать на магнитофонных пленках. Поначалу, как и подавляющее большинство людей, я думал, что автор этих песен - повидавший виды человек, а что фронтовик, то это, само собой, разумеется. Но потом узнаю: Высоцкий совсем молодой парень, на Таганке работает артистом. Там, в театре, мы и познакоми­лись, если не ошибаюсь на премьерном спектакле «Гамлета». Содержа­ние первого нашего разговора не помню: какие-то добрые слова он мне говорил, я его хвалил за игру, за песни особенно. Договорились, что он споёт для моих сослуживцев. Высоцкий сдержал слово. Вот так я его впервые послушал, - живого, не в записи. И был просто потрясен.

Такая сила, такая мощь и в то же время столько души было в его пес­нях, что равнодушным к ним мог оставаться только очень безразличный человек. Я ему сказал: «Ну ты прямо по-истребительски поешь!» А он ответил, что так его песни ещё никто не оценивал.
Ну, вот так и завязалось наше знакомство. Дружбой это я бы не назвал, а такое товарищеское отношение между нами было. Это я говорю не в порядке примазаться там к его всенародной славе. Мне своей хватает. Да и к его популярности, скажу тебе откровенно, мои генеральские звезды мало чего могли добавить. Но что было, то было. Иногда мы разговаривали по те­лефону, иногда встречались на каких-то мероприятиях. Некоторые мои коллеги и даже известный тебе Волкогонов, тогда говорили: ну что ты, мол, Иван Никитович, находишь в этом хрипуне? А ничего не нахожу, отвечал я. Нравится он мне и всё тут. И смелостью своей, и напором, а больше всего тем, что правду пишет и поёт. Знаешь, Михаил, я критик никудышный, но песню про истребителя понимаю не хуже многих критиков. И за душу она меня берёт сильно всегда. Это ж так написано, как будто сам он сидел в кабине!

Однажды мы встретились с Высоцким в Париже, аккурат в День Со­ветской Армии и Военно-морского Флота. Я там бы по делам авиацион­ного спорта как вице-президент Федерации авиационного спорта. «Ну как, – спрашиваю, – споёшь нам сегодня?» – «В такой день, Иван Никитович, – отвечает, – могли бы и не просить – всё равно пел бы!».

А в Ташкенте… Я, помнится, был тогда первым замом Главкома ВВС по боевой подготовке. Приехал к Микояну по делам службы. Вдруг Володя звонит: так, мол, и так, нужен вертолет. Алеша Микоян тоже оказался страст­ным поклонником Высоцкого. Словом, помогли мы артистам. А как же иначе. У меня в этом театре, кстати, очень много друзей. И «водился» я с ними задолго до нашей перестройки и гласности. Не все это пони­мали, многие меня в этом смысле не одобряли, да только я мало обращал внимание на вся­кого рода подсказки да советы. Я чувствовал в Высоцком личность, а личность в человеке всегда ценю превыше всего».

«…Да, Михаил, был я фартовый малый. Везло мне по жизни – святая правда. Скольким смертям в глаза смотрел, а они меня вблизи разглядывали. Однажды в горящем самолёте в штопор свалился. За несколько метров от земли сумел сбить пламя и выйти из штопора. Ей-богу, мне тогда показалось, словно земля родная меня вытолкала обратно в небо!»

Грешен, думаю сейчас: а ведь Ивану Никитовичу и со смертью-то повезло. Он не увидел распада своей Отчизны – великого Советского Союза, трижды Героем которого был по праву.
Автор: Михаил Захарчук
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/krylataja_fortuna_kozheduba_158.htm


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. milann 17 июня 2015 06:28
    Спасибо автору! Наше героическое прошлое геройские люди делали. Нынешние им не чета.
    1. qwert 17 июня 2015 07:55
      Хорошая статья. Правильная. Добрая. Вот такое бы на уроках в школах давать.
      1. Мареман Василич 17 июня 2015 10:19
        Он не просто один из лучших среди союзников, он один из лучших среди всех. сами посудите, 120 боёв и 62 сбитых(это только подтверждённые) и не разу не был сбит.Эффективность потрясающая, на каждый второй бой был сбитый. Николай Скоморохов-42 сбитых, 130 боёв, ни разу не был ни сбит, ни ранен. Вот, это наши великие предки. А им и было-то всем чуть больше 20-ти. А были они такими по одной простой причине, для них Родина была превыше всего.
  2. D-Master 17 июня 2015 06:44
    а ведь Ивану Никитовичу и со смертью-то повезло. Он не увидел распада своей Отчизны – великого Советского Союза, трижды Героем которого был по праву.
    Просто не представляю как бы реагировал великий ас на происходящее сейчас. На декоммунизацию Руины. Думаю сел бы Иван Никитович в истребитель и начал бы штурмовку из всех орудий и пулеметов начиная с Рады и Майдана, и возвращался только боекомплект пополнить.
  3. strelets 17 июня 2015 06:46
    Вечная слава ему и всем героям, защищавшим Россию.
  4. wadim13 17 июня 2015 07:38
    Когда же будет фильм снят про этого великого Человека? Вот это б кино получилось! Такой фильм должно профинансировать государство не считаясь не с какими затратами, но и с самой строгой оценкой. Чтоб за народные деньги опять мелодраму фронтовую не сняли.
    1. qwert 17 июня 2015 07:59
      Не так давно прошел трехсерийный документальный фильм "Корейская война". В фильме были художественные вставки, большей частью про Кожедуба. Видели-бы вы актера, который его играл. Так, что наше государство пусть лучше не снимаает про него фильма. По крайне мере пока идет такая политика. Да и вообще если сейчас снимут про Кожедуба фильм, то это будет кино про то как НКВдешник рит летчиков и пытается соблазнить невесту Кожедуба, которая будет показана весьма разбитной особой.По другому сейчас в России не сним ают.
      Все к чему прикасается наш кигнемотограф, остается после его прикосновения измазанным грязью. Думаю режиссеров надо судить за такие фильмы.
      1. wadim13 17 июня 2015 15:51
        Ну уж если Ваше государство такой фильм не снимет, то больше некому. Наше уж точно не по этой теме. Разве, что гадость какую-нибудь. Жаль. Так хочется увидеть, как пацаны опять во дворе после кино играют в Покрышкина и Кожедуба, Чапаева и Петьку, Сухова и Саида. Тогда бы и войну очередную сложнее бы было устроить на территориях бывшего Великого и Могучего.
      2. valerei 22 июня 2015 00:20
        Практически все наши фильмы отравлены трупным ядом Голливуда. Я их фильмы не смотрю: потрясающая тупость во всём, да Голливуд и сам говорит, что снимает фильмы для цветных подростков.
    2. goncharov.62 17 июня 2015 16:07
      На фильм народ должен деньги собрать и дать добро на съемку режиссеру. Вот только кому?
  5. Kuvabatake 17 июня 2015 07:39
    Последние слова статьи... прямо в точку.
  6. parusnik 17 июня 2015 07:58
    со смертью-то повезло. Он не увидел распада своей Отчизны – великого Советского Союза, трижды Героем которого был по праву.....Действительно, смилостивилась Судьба..Не дала на позор посмотреть...
    1. goncharov.62 17 июня 2015 16:11
      Это не позор, а возвращение к началу. Видать, много неправедного было. Вот и оценка за не выученный урок. Хорошо, одуматься вовремя Господь дал.
  7. юганец 17 июня 2015 09:43
    Конечно же мы должны помнить своих Героев и статья бесспорно полезная. Однако есть некоторые моменты в тексте, которые не совсем точно отображают действительность.
    1) Иван Никитович действительно был самым результативным летчиком - истребителем союзников по официальной статистике. Так же бесспорно и то, что ряд сбитых им самолетов не был засчитан, хотя после лета 1943 с этим стало попроще. К примеру, А.И. Покрышкину (как и всем летчикам полка где он служил) пришлось открывать счет сбитым заново с 1 января 1942 года. Так как штаб полка при отступлении (в декабре 1941) уничтожил все документы по итогам боевой работы. В результате у одного Покрышкина -15 сбитых за 1941 год. А сколько их было во всем полку?
    2) От этого "вброса" автора возникло откровенное недоумение: "Ему не смели даже эмгэбэшники приказывать." Это что такое? Попытка представить Нашего Советского Героя борцом с режимом и "кровавой гэбней"?
    3) нам победы засчитывались исключительно по ФКП (фотокинопулемёт - М.З.), а немцам – по личному докладу" - тоже очень спорное утверждение, вернее совсем не верное. Как раз в люфтваффе было принято засчитывать "победу", а не сбитый, по данным ФКП и письменному рапорту состоящему из 11 пунктов, подтвержденному кем либо из других участников боя. Это им давало простор для "творчества" - ФКП включается пока ведется стрельба, а упал потом самолет или нет не фиксируется. Когда позволяла обстановка по очереди обстреливали один и тот же самолет и подписывали друг другу рапорта. В ВВС РККА до середины 1943 года самолеты сбитые над территорией контролируемой противником не засчитывались, если потом не находили их обломки. Обязательно было подтверждение наземных частей с предоставлением табличек с серийными номерами самолетов(чтобы один и тот же самолет не засчитывали к примеру, и летчики и зенитчики). Ну и моменты самодурства наземного командного состава. Эпизод когда Покрышкин сбивает бомбардировщик на виду у командования фронтом, тот детонирует отчего падают еще два бомбардировщика летевших рядом. Командующий распорядился засчитать Покрышкину только один сбитый. Кстати, именно после беседы Новицкого с Покрышкиным в ходе "воздушной битвы на Кубани" летчикам стали засчитывать сбитых за линией фронта. Достаточно стало свидетельства очевидцев боя с земли, моря или самолетов другого подразделения. ФКП же у нас применяли мало, особенно в первый период войны. Недостаток материальной базы сказывался. К тому же за сбитые самолеты наше государство платило деньги, а уж финотчетность была поставлена куда как строго.
    4) По поводу войны в Корее. Стоило бы отметить, что на похороны Ивана Никитовича приехали и представители МО Китая. они вели свой учет сбитых, в том числе и наших летчиков. Так вот они привезли награду за 17 сбитых американцев.
    1. юганец 17 июня 2015 22:26
      Автор, что приобиделся за пункт №2?
  8. voyaka uh 17 июня 2015 10:19
    "Главное: нам победы засчитывались исключительно по ФКП
    (фотокинопулемёт - М.З.), а немцам – по личному докладу"///

    Опечатка, видимо? Было ровно наоборот. На советских
    истребителях ФКП появились только в конце войны,
    и не на всех. А на немецких были с самого начала войны на всех.
    1. Scraptor 17 июня 2015 12:13
      харьманну начиная с некоторого порога в фотокинопулемет уже не смотрели... bully ихний фюрер разрешил - сказал что верит laughing
      поэтому высшую награду как другой их противотанковый ас он не получил
  9. Комментарий был удален.
  10. Кадук 17 июня 2015 15:18
    Герой!Причем трижды.Летчик-ас!Украинец.А они нам уроженца Австро-Венгрии ,кошкодава и террориста С.Бандеру в герои Украины пропихивают.
  11. евген 17 июня 2015 17:18
    Статья читается на одном дыхании.Отлично.Всякие неточности не в счет.Это как у Станислава Лема-Александр Македонский никогда не доходил до Индийского океана.Вы лжец!!...И все,весь разговор об истории древних веков насмарку.
  12. fruassar 17 июня 2015 18:32
    Вообще не корректно сравнивать немецких асов и наших, по причине разных подходов
    К организации истребительной авиации.
    У Хартмана - 1500 боевых вылетов
    у Кожедуба - 300
    У немцев по 5-6 вылетов в день
    У наших по 2-3
    Немцы просто воевали меньшим колиЧеством летчиков
    если бы у Ивана Никитовича Кожедуба была возможность
    Совершить 1500 боевых вылетов, то и счет был бы у него порядка 300 - 400 сбитых
    1. юганец 17 июня 2015 22:19
      Не надо цитировать "перлы" от Оливера и Констебля. Это из того же источника "суперпроверенные" данные о некоторых индивидах люфтваффе делавших 12 !!!!! боевых вылетов в день. Кто понимает тот скажет, что такой бред возможен для пропаганды, но от реальности он совсем далек. 300 не у кого не было. Надоело уже приводить пример от тех же вышеуказанных "авторов" про то, как Хартман "сделал триста". А когда читаешь официальный отчет люфтваффе за это день из архива, то выходит, что он сбил (прошу прощения - одержал побед, а это далеко не то же что сбитие) совсем не 7 наших самолетов, а совсем таки один. И то сбил ли? Или просто стрелял по нему, что было отражено ФКП и подписью ведомого в рапорте. При том, что по данным о потерях нашего фронта подобных марок истребителей у нас там не было.
  13. евген 17 июня 2015 18:46
    На тему 5-6 боевых вылетов..Не знаю,не пробовал.Но пришлось как то два месяца поработать с предельной нервной и физической нагрузкой.Без выходных и проходных,с 6 утра до 12 ночи.Плюс ответственность.К концу второго месяца начало просто башню сносить,Плюс здоровье поплыло,хотя не хиляк.Всякое про Хартмана говорят.Но 5-6-это передоз.10-12 часов в воздухе!А заправиться,боекомплект,пожрать посрать..?
  14. Ладога 18 июня 2015 01:03
    Советский строй умел выращивать героев.
    Лучше и не скажешь !

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня