А если честно? О причинах Цусимского разгрома


8 мая, воскресенье. Принял морской доклад. Гулял с Дмитрием. Убил кошку. После чая принял князя Хилкова, который только что вернулся из поездки на Дальний Восток.
19 мая, четверг. Теперь окончательно подтвердились ужасные известия о гибели почти всей эскадры в двухдневном бою. Сам Рожественский раненый взят в плен!! День стоял дивный, что прибавляло еще больше грусти на душе. Имел три доклада. Завтракал Петюша. Ездил верхом.
21 мая, суббота. Завтракал Фредерикс. Гулял с Аликс под теплым дождем. Позже погода поправилась, покатался на пруду.


Из дневника Николая II.

Сынок, помни, как бы трудно и тяжело тебе ни было — никому до этого нет дела. Обычная земная суета, если бы этот человек не был единоличным властителем империи с населением 130 миллионов человек. В то время, пока Великий Князь Ходынский и Цусимский катался по пруду, на другом краю Земли погибали тысячи русских моряков, посланных туда по его приказу. Ну и что? Ему до этого не было дела.

Ведение всех морских дел находилось в надежных руках его дяди, Великого Князя Алексея Александровича. Который тоже был не промах.

Свистать всех наверх! Вот некоторые подробности о подвигах этого суперадмирала.

Светский человек с головы до ног, «le Beau Brummell», Алексей Александрович много путешествовал. Одна мысль о возможности провести год вдали от Парижа заставила бы его подать в отставку. Но он состоял на государственной службе и занимал должность не более не менее как адмирала Российского Императорского флота.

Воспоминания его двоюродного брата, Александра Михайловича.

Там была еще известная история. Элиза Балетта. Мелодраму омрачил лишь сорванный аншлаг в Михайловском театре: неблагодарная публика забросала французскую танцовщицу разным сором под выкрики: “На твоих бриллиантах — кровь русских матросов”. Суперадмирал немедленно подал в отставку и, подхватив под руку возлюбленную, укатил с ней в Париж. В 10 тысячах миль к востоку под холодными волнами остались лежать тридцать стальных гробов. Страшнее всего погибали те, кто оказался заперт внутри броненосцев, когда те, перевернувшись, уходили на дно. Темнота, холод, грохот и гул ломающихся механизмов. Эти люди не погибли сразу, но медленно задохнулись и захлебнулись в отсеках под толщей морской воды.

А если честно? О причинах Цусимского разгрома


Это нормально, сынок. Это было давно.

“Проститутки Парижа обходятся России в год по одному броненосцу”. Да мало ли что там говорят в народе! В 1904 году на верфи в Ливорно были построены два первоклассных броненосца для ВМС Аргентины. К тому времени латиноамериканцы внезапно отказались от планов иметь сильный флот и выставили свои корабли на продажу. В Италию немедленно прибыла русская делегация и начался торг.

— Вы должны просить, по крайней мере, втрое дороже, — объясняли русские удивленным аргентинцам, — Иначе нам не из-за чего хлопотать. Шестьсот тысяч с продажной цены каждого броненосца получит великий князь. Четыреста тысяч надо дать госпоже Балетта. А что же останется на нашу-то долю — чинам морского министерства?

Сделка сорвалась. Броненосные крейсера были приобретены Японией.

“Ниссин” и “Касуга” (типа "Джузеппе Гарибальди"). Входили в состав 1-го броненосного отряда в Цусимском бою. Именно они разворотили из своих скорострельных пушек борт ЭБР “Ослябя” (500 погибших).




Шкатулка “Балетта” работы Фаберже. Золото, эмаль, бриллианты. Украшена эмалевым якорем с инициалом “А”.


Все-таки умный человек был Великий Князь. Знал, что постройка броненосцев — самое выгодное занятие.

О тех временах ходят чудные легенды. Бардак и казнокрадство в Адмиралтействе дошли до такой степени, что листы обшивки новых миноносцев скреплялись деревянными втулками. Мало того, что крейсер “Варяг” был построен в Филадельфии, второй участник того легендарного боя — канонерка “Кореец” — строилась в Швеции...

Позвольте узнать, в царской России вообще имелось собственное производство?

Новейший, только что построенный броненосец “Орел” затонул прямо в порту Кронштадта. Подготовка Второй Тихоокеанской эскадры задерживалась. ЭБР “Орел” в течение двух недель не могли поставить на ровный киль — пока одна бригада осушала отсеки правого борта, другая затапливала смежные помещения того же борта...

Такова предыстория трагедии. Реквием по трауру.

О том, что эскадру не ждет ничего хорошего, стало понятно спустя всего 20 дней после выхода из Либавы.

В ночь на 22 октября 1904 г. корабли Второй Тихоокеанской эскадры вступили в бой с английскими рыбаками в районе Доггер-банки (Северное море). Споры о причинах трагикомичного происшествия не утихают до сих пор. Дурная организация, повышенные меры безопасности, типичный флотский бардак — главное, что офицеры и нижние чины свято поверили в то, что на них напала японская эскадра, когда до Порт-Артура еще было совсем не близко.

500 орудийных выстрелов в ночи. Стреляли метко. Потопили и повредили шесть “японских миноносцев”, в т.ч. крейсер “Аврора” (трое погибших).

Последствия Гулльского инцидента были серьезны. Эскадра Рожественского была блокирована британским флотом в испанском порту Виго до выяснения обстоятельств инцидента. Суд не нашел злого умысла в действиях русских моряков, но постановил выплатить компенсацию в виде 65 тыс. фн. стерлингов. После этого Вторая Тихоокеанская эскадра продолжила свой путь к точке невозврата.

В эпоху расцвета паровых машин и трансокеанских рейсовых маршрутов, рассказ о “беспримерном походе” Второй Тихоокеанской эскадры звучит, как минимум, странно. Когда гражданские лайнеры получали “голубые ленты” за скоростное пересечение Атлантики, а флоты европейских держав без перерыва бороздили Тихий и Индийский океаны.

Слово “беспримерный” имеет простое объяснение: эскадра Рожественского была настолько небоеспособна, что даже не могла передвигаться по морю. Подробную хронику можно прочесть у Новикова-Прибоя — о нравах и обычаях на борту, о кумовстве и бардаке, о длительной стоянке на Мадагаскаре и пр. ужасах того похода. Стоит заметить, что непосредственный участник Русско-японской войны несколько сгущает краски. На самом деле, матросский быт и развлечения были непритязательны во все времена. Обычная жизнь простых людей. Все вопросы — только к отцам-командирам.

Почему за все время похода не было сделано ничего для повышения боеготовности экипажей и техники? Где регулярные артиллерийские стрельбы, где учения по борьбе за живучесть, где все то, что обычно делается на кораблях, идущих на войну?

И главный вопрос — зачем вообще пошли Цусимским проливом?
Уже после падения Порт-Артура. Прямо в пасть к японскому дракону.



Потом случился бой. Полная пассивность командования и обреченная эскадра, ползущая 9-узловым ходом, под ураганным огнем со всех сторон.

Потом будут спорить о причинах отказов взрывателей у русских снарядов и об эффективности японской шимозы. Было ли верным решение о сдаче уцелевших кораблей эскадры Небогатова? Какова моральная оценка бегства офицеров штаба с гибнущего ЭБР “Князь Суворов”, под предлогом “спасения раненого командующего” уже несуществующей эскадры (на броненосце остались и погибли 900 нижних чинов). В продолжение кровавого фарса миноносец “Бедовый” с находящимся на его борту штабом эскадры добровольно сдался в плен японским кораблям. Повторять подвиг “Стерегущего”, бившегося до последнего снаряда, в этот раз никто не решился. Позже, во время перехода в Японию, когда ночью миноносец “Бедовый” случайно сорвался с буксира, матросам было приказано пускать сигнальные ракеты. Чтобы японцы вновь обнаружили миноносец и отконвоировали его в Японию.


Памятник морякам с миноносца "Стерегущий" в Санкт-Петербурге


Что означают все эти эпизоды, связанные с подготовкой и закономерной гибелью эскадры? И главное — спросить не с кого! Кто возьмет на себя ответственность? Нежели тот, кто стрелял на прогулке по кошкам?

Царская Россия конца правления Романовых — это просто «жесть». Других слов тут нет.

Потом все эти люди сбегут, не забыв прихватить с собой драгоценные шкатулки, и будут скулить из Парижа о "России, которую мы потеряли".

Пять тысяч русских моряков сложили свои головы не напрасно. Трагедия на Дальнем Востоке стала главным толчком к началу великих преобразований, которые спустя всего полвека превратят нашу страну в самую могущественную сверхдержаву из когда-либо существовавших на Земле.

Что до ратных подвигов, то верно говорили те, кто уцелел в цусимском погроме: “Мы вернемся сюда, но уже с другими командирами”.

И они вернулись!

Вот лишь один малоизвестный эпизод. История о том, как летчики ВВС СССР уничтожили крупнейшую японскую авиабазу на о. Тайване (налет на Формозу, 1938 год, «Как советские летчики разбомбили крупнейшую авиабазу Японии»).
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

227 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти