Балтийский форпост

Балтийский форпост


Откуда произошло название острова Котлин, неизвестно. Было время, носил он и иноземные имена: Рычрет, Риссерт, Реттусари, Кеттусари. За столетия до того, как на острове построили город, русские воины отстаивали его, как и близлежащие берега, от вражеских полчищ. Не раз здесь звенели мечи. Издревле этой землей владел Господин Великий Новгород. Недруги же постоянно пытались отсечь Русь от моря, и потому здесь во все века шли войны.

Великая смута в стране и крайнее ослабление Московского государства вынудили царя Михаила Федоровича в 1617 году по Столбовскому договору отказаться от Ижорской земли, которую новые хозяева нарекли Ингерманландией. Так Россия оказалась отрезанной от вод Балтийского моря.


Но снова и снова наши предки пытались возвратить эти земли, в том числе и этот низменный островок, заросший густым лесом, который лежал на самом удобном водном пути из Балтийского моря в Неву. В 1656 году воевода Потемкин ходил «за свейский рубеж на Варяжское море» с отрядом кормщиков и донских казаков. У Котлина русская гребная флотилия разбила отряд шведских кораблей и захватила богатые трофеи. Тогда остров снова стал частью России, но лишь на короткий период времени. И только в царствование Петра I, вместе со всей ижорской землей, он навсегда избавляется от иноземных владельцев.

В те годы борьба за устье Невы, за Прибалтику потребовала от русского народа огромных усилий и жертв. Затяжной, кровопролитной оказалась война с грозным противником — Швецией. Она шла уже четвертый год, а конца не было видно. Войска короля Карла XII осенью 1703 г. наступали со стороны реки Сестры и грозили спешно строившейся крепости Санкт-Петербург. А на взморье виднелись паруса эскадры шведского вице-адмирала Нумерса.

Петру было необходимо найти подходящее место для постройки крепости, которая защитила бы Петербург от набегов вражеского флота. Царь давно и заочно, еще по карте, облюбовал остров Котлин. Он лежал возле самого фарватера. Казалось, сама природа предназначила ему роль щита, прикрывающего устье Невы. Правда, установленные на острове орудия не могли своим огнем перекрыть весь фарватер, враг мог пройти. И Петр принял решение построить форт на отмели, примерно в версте от южного берега Котлина, по другую сторону фарватера.

Первое русское береговое укрепление на Балтике назвали Кроншлосс — Коронный ключ. Его четырнадцать шестифунтовых орудий уже не давали вражескому флоту беспрепятственно подойти к Петербургу. Выбор места оказался в такой степени удачным, что полтора столетия форт оставался важнейшим пунктом обороны Котлина и утратил свое значение только после появления более дальнобойной нарезной артиллерии.

Балтийский форпост


Современники и единомышленники Петра прекрасно понимали значение первого русского форта на Балтийском море. Его называли «Чудо-делом». В память об этой постройке была выбита медаль. Ее золотой и бронзовый варианты дошли до наших дней. Только на этой медали и сохранилось первое название крепости. Вскоре ее стали именовать иначе: Кроншлот — Коронный замок.

Балтийский форпост


Петр добивался, чтобы оборона форта была не только смелой, но и умелой. С таким расчетом укреплялся и остров. На нем напротив Кроншлота создали земляную батарею, впоследствии называвшуюся Старой и Андреевской. Таким образом, южный фарватер простреливался перекрестным огнем. Северный же фарватер, извилистый и каменистый, моряки долгое время считали непроходимым.

В 1705 году началось строительство долговременных сооружений. На косе возвели крепость святого Александра Невского, флот же с ранней весны и до осени стоял у ее стен и только с первыми заморозками переводился в Петербург. Это было неудобно, и Петр распорядился о строительстве необходимых гаваней, пристаней и магазинов непосредственно на острове.

В 1714 году, после Гангутской победы, для Котлина настало время стать не только военным, но еще и торговым портом. Однако котлинская гавань, первое русское гидротехническое сооружение на Балтике, вмещавшее всего 40 судов, была слишком мала даже для нужд военного флота, не говоря уже о торговом, и не могла играть той важной роли в жизни государства, которая ей предназначалась. Вот почему еще годом раньше началось создание новых просторных гаваней, получивших позже названия Военной, Лесной, Средней и Купеческой. Одновременно реконструировался и Кроншлот. Он приобрел форму вытянутого пятиугольника, способствовавшую усилению огневой обороны фарватера.

Гигантская работа по реконструкции была проделана удивительно быстро, и уже в 1719 году в Котлинский порт из разных стран Европы пришло порядка ста торговых судов. Тогда же царь задумал построить на острове доки, эллинги, всевозможные мастерские и проложить каналы. По ним должны были беспрепятственно проходить самые крупные корабли и суда. Канал, доки и эллинги стали действовать уже с 1725 года. В одном доке могли встать на ремонт одновременно более 10 судов, чего не имелось в то время ни в одной стране мира. 20 метров в ширину и более 300 метров в длину — таковы размеры дока-канала. Реконструированный и усовершенствованный, но в основном — тот же самый, Петровский док успешно служит и сегодня. Кстати, с тех же времен и до сегодняшнего дня от нуля Кронштадтского футштока ведется отсчет абсолютных высот и глубин по всей территории нашей страны, в омывающих ее морях, в воздушном и космическом пространстве.

7 октября 1723 года на Котлине была заложена центральная крепость, название которой, Кронштадт (Коронный город), объявили в день закладки крепостной стены. Город и поныне носит это название.

После кончины Петра Великого заведенная им «пружина» действовала еще в течение нескольких лет, но ее сила стала ослабевать в царствование Анны Иоанновны. Приходили в негодность уже построенные сооружения затягивалась сдача новых. Так, многострадальное строительство уникального даже в наши дни дока-канала длиной 2 километра 240 метров завершилось лишь в 1752 году, 1 августа в него вошел первый корабль. Недальновидность царей, безответственность министров и чиновников сводила на нет усилия инженеров и рабочих, уничтожая результаты исполинского труда. Лишь частые войны с сильными морскими державами время от времени заставляли правительство беспокоиться о боеспособности Кронштадтской крепости.

Значительные изменения в Кронштадте произошли при Екатерине II. Опасаясь близости Адмиралтейства к дворцовым сооружениям из-за частых пожаров в столице, императрица в 1784 году распорядилась о его переводе в Кронштадт. С того времени город стал формироваться как своеобразный эталон морской крепости России, принципы которого воплотились в созданных впоследствии портах-крепостях на юге, востоке и севере государства. Однако при Павле I все работы прекращались сразу же, как только в них отпадала острая необходимость. Так, в 1801 году император Павел I распорядился срыть все укрепления Толбухинской косы. Причем это произошло в самый неподходящий момент: Россия фактически находилась в состоянии войны с Англией. Эскадра адмирала Нельсона подошла к Ревелю, готовясь двинуться на Кронштадт. Конфликт предотвратила лишь смерть Павла I.

Балтийский форпост


После заключения очередного мира между Россией и Швецией в сентябре 1809 года английский флот ушел из Балтики. И снова Кронштадт и его укрепления по воле политиков оказались надолго забытыми. В ноябре 1824 года буря, затопившая Кронштадт, нанесла удар и по флоту. Из находящихся в гаванях и на рейде 94 судов удержались на якорях всего 12. Командир Кронштадтского порта доводил до начальника Морского штаба, что на мель брошены 18 линейных кораблей, 9 фрегатов, 9 бригов, 5 шлюпов, 2 шхуны, 7 транспортов, корвет и катер, затонули или были повреждены многие торговые суда. В тот же день разбушевавшаяся стихия уничтожила практически все укрепления, которые создавались 120 лет.

Строить нужно было все заново, но и здесь не обошлось без «долгостроя», длившегося с 1825 по 1840 год. Несмотря на многие недоделки и просчеты восстановительного периода, Кронштадтская крепость к середине XIX века стала значительно мощнее и могла остановить любого врага на подступах к Петербургу.

Балтийский форпост


Завершившаяся в 1856 году Крымская война показала бессилие России и необходимость технического перевооружения флота. В 1862 году все парусные линейные корабли, корветы и фрегаты были исключены из списков. Годом раньше на Балтике появился первый русский броненосный корабль — канонерская лодка «Опыт». К 1870 году Балтийский флот имел уже 23 броненосных кораблей. И вновь, как в петровские годы, Кронштадтская эскадра стала отличаться современными кораблями, прекрасной выучкой и слаженностью действий. Технический прогресс в военном деле потребовал и перестройки укреплений на Котлине. С 1896 году форты начали одеваться в железобетон, их вооружили новейшими скорострельными крупнокалиберными пушками. Все укрепления, расположенные вдоль берега, соединил железнодорожный путь.

Балтийский форпост


Балтийский форпост


Балтийский форпост


Необходимость ремонтировать броненосные корабли заставила построить в Кронштадте четыре больших дока: Николаевский, Константиновский, Александровский и Алексеевский. Последний из них стал крупнейшим в мире.

Военная реформа принесла большую пользу Кронштадту. Однако период подъема вновь сменился застоем. Внутренняя и внешняя политика, приведшая к экономической и технической отсталости, неизбежно привела к упадку русской армии и флота. Все это отразилось и на Кронштадтской крепости. В канун XX века и 200-летия Кронштадта, ключ к России, щит столицы, снова оказался в слабых и равнодушных руках.

Еще с петровских времен кипучей жизнью жил Кронштадтский торговый порт, а точнее — аванпорт Петербурга. Война, вспыхнувшая в феврале 1904 года, дорого обошлась русскому народу, и, в частности, Балтийскому флоту. Летом и осенью Кронштадт принял активное участие в формировании 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр. Из 38 кораблей, ушедших с Балтики, в Цусимском сражении был потоплен 21.

После русско-японской войны, наряду со строительством современных кораблей всех классов, началась модернизация морских крепостей. В первую очередь она коснулась Кронштадта. Для его усиления начали строить передовую линию обороны: мощные форты на южном берегу Финского залива — Красная Горка и Серая Лошадь, на северном берегу — Ино. Впереди номерных фортов, расположенных на островах Северного фарватера, появились два гораздо более сильных — Тотлебсн и Обручев. Ввод в строй этих фортов в 1914 году повлек за собой значительное увеличение гарнизона крепости. В общей сложности в Кронштадте насчитывалось 30600 военнослужащих.

Балтийский форпост


Первая мировая война вновь усилила значение Кронштадтской крепости. Отсюда уходили в бой боевые корабли, сюда же они приходили на ремонт. Одновременно росло и политическое значение Кронштадта: он был единственным городом России, где сразу после событий февраля 1917 года установилась власть Советов. В феврале 1918-го из Ревеля в Гельсингфорс, а затем в Кронштадт перешли 236 кораблей и судов. Ледовый поход явился первой стратегической операцией советского флота. Покидая Финляндию, советские войска, не желавшие оставлять в руках противника Ино, мощнейший форт Кронштадтской крепости, взорвали его.

Тяжелые испытания выпали на долю Кронштадта и Балтийского флота в 1917-1921 годах. Глубокие раны были нанесены кораблям, укреплениям, городу. В январе 1921 года был подписан декрет Совнаркома о подъеме затонувших кораблей и судов и поставлена задача «возрождения и укрепления Красного военного флота». В Кронштадте возобновили свою работу школы специалистов: артиллерийская, электроминная, машинная. Здесь же были организованы специальные курсы усовершенствования командного состава флота. Предприятия же находились в очень тяжелом состоянии — требовалась коренная реконструкция производства, пополнение и подготовка кадров.

Осенью 1922 года состоялись первые маневры Красного Балтийского флота, который базировался в основном на Кронштадте. Одновременно укреплялась береговая и противовоздушная оборона флота. Форты и батареи стали получать новые артиллерийские установки. Были созданы части железнодорожной артиллерии.

12 марта 1940 года между Советским Союзом и Финляндией был заключен мирный договор, отодвинувший государственную границу от Ленинграда и Кронштадта. У флота появились открытые выходы в море, новые базы. С июня 1940 года Главной базой флота стал Таллинн. К началу войны военно-морская база в Кронштадте представляла из себя крупное соединение боевых кораблей, береговой обороны и ПВО.

К концу августа 1941 года советскому флоту пришлось оставить Таллинн. Почти 140 кораблей и судов прорвались в Кронштадт, вновь ставший Главной базой флота. Этот период и роль Кронштадта (особенно в защите Ленинграда) это обширная тема для отдельной статьи (или даже статей). Отметим лишь, что 20 июня 1944 года крепость нанесла последний артиллерийский удар по врагу в Великой Отечественной войне. Отмечая заслуги военно-морской крепости, правительство СССР 18 мая 1954 г. наградило Кронштадт орденом Красного Знамени, а 26 января 1984 за боевые и трудовые заслуги перед Родиной и, в связи с 40-летием полного освобождения Ленинграда вторым аналогичным орденом.

Балтийский форпост


В настоящее время Кронштадт стал административным районом Санкт-Петербурга. Его соединяет с мегаполисом автомобильная трасса. И хотя в 1996 году он перестал быть закрытым городом и основной базой Балтийского флота, Кронштадт и сегодня продолжает оставаться морскими воротами из Европы в Россию и городом воинской и флотской славы.

Балтийский форпост


Источники:
Розадеев Б. Кронштадт (архитектурный очерк). М.: Стройиздат. 1977. С. 47-54, 92-99, 118-121.
Скориков Ю., Раздолгин А. Кронштадтская крепость. Л.: Стройиздат. 1988. С. 4-7.
Привалов Е. Кроншлосс — Кроншлот — Кронштадт // Морской сборник. 1994. №5. С. 91-93.
Даринский А. География Ленинграда. Л.: Лениздат, 1982. С. 12-18, С. 21-29.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Денис 16 июня 2015 06:18
    Откуда произошло название острова Котлин, неизвестно
    Возможно и так,только тогда оставим право названия основателю
    шведы при высадке на остров русских поспешно бежали, оставив на костре котелок
    Основатель назвал,пусть так и будет,нефиг реформировать
    Петром I в 1703 году был заложен форт Кроншлот, который перекрыл для потенциального противника главный фарватер, ведущий к устью Невы, где строилась новая столица империи — Санкт-Петербург. 7 мая 1704 года укрепления, включавшие в себя и две батареи на острове Котлин, вступили в строй (дата основания Кронштадта).
    В 1723 году на Котлине заложили крепость и дали ей имя Кронштадт. Петр I считал Кронштадт частью столицы
  2. samuil60 16 июня 2015 09:01
    По советской версии ( а ее в 60-70-е озвучивали все экскурсоводы, водившие туристов по острову) название Котлин произошло от найденного Петром 1 железного рыбацкого котла, когда царь впервые ступил на остров. А почему "бессилие" России в Крымской войне? Тогда вся Европа навалилась на один только Севастополь. И никакая мощная держава, в том числе и Россия, не застрахована от поражения превосходящими силами противника.
    1. shasherin_pavel 16 июня 2015 21:48
      КРЫМСКАЯ ВОЙНА это прототип мировой, так как именно в эту войну Петропавловск Камчатский отражает набег английской эскадры. На Крайнем севере ряд сражений с англичанами. А вы навалились на один Севастополь. В том то и дело, что царское правительство не могло перебросить дополнительные войска с других флотов и рубежей, что угроза атаки была по всем флотам.
  3. qwert 16 июня 2015 10:10
    Цитата: samuil60
    А почему "бессилие" России в Крымской войне?
    Бессилие было в отсутствии союзников. Германия тогда как-то тихо себя повела. Хотя снятие ограничений наложенных Крымской войной - это заслуга и немецких дипломатов. Они очень помогли.
    Но главное, в крымской войне союзный флот был на винтовых кораблях, а наш на парусных. Александр тогда это понял и начал планомерное развитие винтового, а затем и железного флота. Потом пришел Николай и от планомерности ничего не осталось.
  4. kvs207 16 июня 2015 11:07
    Цитата: qwert
    Германия тогда

    Германия? Её тогда, как государства не существовало.
  5. kvs207 16 июня 2015 11:13
    Цитата: qwert
    главное, в крымской войне союзный флот был на винтовых кораблях, а наш на парусных.

    Винтовых кораблей, равно как и колёсных было не так много. Главная причина - бездарное армейское командование.
    1. shasherin_pavel 16 июня 2015 21:55
      Лазарев и Нахимов бездарное командование. Даже для талантливого руководства есть один важный фактор - экономическое положение страны,её возможность вооружить армию современным оружием и отсутствие транспортного снабжения, но даже в такой ситуации, война закончилась для России только ограничением в строительстве флота, но ни вершка земли страна не потеряла, Крым остался нашим и Севастополь продолжал оставаться русским. С учётом того с какими странами приходилось воевать поражение не привело к капитуляции это близко к победе.
  6. Alexey RA 16 июня 2015 12:14

    А это точно Красная Горка? Больше похоже на 1-й Северный Форт.
  7. xomaNN 16 июня 2015 13:13
    В прошлом году специально по дамбе съездил в Кронштадт. Вспомнил свою работу на БПК "Кронштадт"(!)в Морзаводе.
    Морской собор - великолепно отреставрировали!
    1. Ivan_Anatolich 16 июня 2015 20:08
      Ездить по дамбе - уже одно сплошное удовольствие. Отличная дорога, и море со всех сторон. Правда, в плохую погоду страшновато.
  8. kvs207 16 июня 2015 19:19
    "Скориков Ю., Раздолгин А. Кронштадтская крепость. Л.: Стройиздат. 1988."

    Есть у меня, упомянутая здесь книга. очень подробная, прекрасно иллюстрированная.
  9. ВладимирВасилич 17 июня 2015 15:53
    Историческая Память и Преемственность поколений - вот главная духовная сила нашего Народа. Это тем, кто ищет нынче "национальную идею". Но ИДЕЮ должен нести КТОТО! Был Петр, Екатерина, Сталин. А Путин???

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня