«Хоукер Харрикейн»

58


11 февраля 1938 года британские газеты на первых страницах восторженно сообщали о том, что днем ранее один из истребителей «Хоукер», «Харрикейн», который пилотировал Дж. У. Гиллан, преодолел расстояние в 526 км за 48 минут со средней скоростью порядка 658 км/час. Это было начало славной карьеры «Харрикейна», который вошел в число наиболее известных в мире истребителей. Он производился крупными сериями (всего за период производства самолетов этого семейства было изготовлено более 14500 экземпляров) и участвовал в боях на всех фронтах Второй мировой войны.

В середине тридцатых годов руководство Директората вооружений Великобритании поставило перед авиаконструкторами задачу: создать истребитель, способный достигать скорости 300 миль в час, вооруженный восемью пулеметами винтовочного калибра (спецификация F.5/34). К осени 1934 года главный конструктор фирмы Хоукер (известной под названием Сопвич еще со времен первой мировой войны) Сидней Камм представил проект такого истребителя.

Проект был детально изучен ведущими специалистами Национальной физической лаборатории и получил положительную оценку. Однако 4 сентября 1934 года Министерство авиации разработало новую спецификацию, получившую обозначение «F.36/34 Одноместный скоростной истребитель-моноплан». Фирма доработала свой проект, и 18 февраля 1935 года было заключено соглашение на постройку опытной машины, получившей порядковый номер К 5083.

«Хоукер Харрикейн»


Спустя шесть недель прототип был готов. Без вооружения. Не прошел аттестацию авиамотор фирмы Роллс-Ройс Р.V.12 (впоследствии получил обозначение «Мерлин C»). Только в августе получили сертификат на 50-часовую работу двигателя, который и установили на самолет.

Основу конструкции фюзеляжа составляла коробчатая ферма, собранная из труб круглого сечения, с внутренним проволочным усилением. Для придания необходимых обводов в хвостовой части фюзеляжа на ферму устанавливалось 11 фанерных шпангоутов, соединенных деревянными стрингерами. Носовая часть фюзеляжа обшивалась алюминиевым листом, а задняя полотном. Крылья также обшивались полотном. Машина имела двухлопастной деревянный воздушный винт фиксированного шага. Самолет поднял в воздух пилот Георг Бульман 6 ноября 1935 года. При испытаниях машина показала скорость 506 км/ч на высоте 4940 м при 2960 оборотах в минуту. Высоту 4570 м он набирал за 5,7 мин, а 6096 м — за 8,4 минуты.

Однако выявились и недостатки в различных системах, в том числе в двигателе и шасси. После их устранения 3 июня 1936 года заключили соглашение на поставку 600 самолетов, а 27 июня Министерство авиации присвоило истребителю название « Харрикейн» («Ураган»). Производство его развернулось сразу на двух заводах. Первый серийный самолет получил регистрационный номер 1547. В декабре 1937 года девятка «Харрикейнов» поступила на вооружение 111-й истребительной эскадрильи Королевских ВВС.



Серийные машины внешне не отличались от прототипа. Конструкция фюзеляжа осталась прежней. Они комплектовались 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения «Мерлин» II с нагнетателем. На серийных самолетах на каждую пару цилиндров устанавливался один выхлопной патрубок. Кабина пилота отделялась от мотора усиленной противопожарной переборкой. За сиденьем пилота устанавливалась бронеспинка. Все самолеты оснащались радиооборудованием.

Вооружение составляли восемь пулеметов «Браунинг» винтовочного калибра с боезапасом 334 патрона на ствол. Затворы пулеметов взводились посредством пневмосистемы. Устанавливался коллиматорный прицел, но на большинстве самолетов дополнительно на капоте устанавливалась выносная мушка.

Самолет совершенствовался. Скорость его выросла до 521 км/ч на высоте 4982 м и 408 км/ч у земли. Нормальный вес машины составил 2820 кг, запас топлива 262 кг (350 л), боевой радиус 684 км. Полотняная обшивка крыльев позже полностью заменилась металлической.

За 1938 год было выпущено 220 машин « Харрикейн» Мк.1, которыми укомплектовали десять дивизионов Королевских ВВС. Новый английский истребитель заинтересовал и ряд зарубежных стран. Югославия первой попросила Великобританию продать ей современные истребители. Англичане не отказали. 12 « Харрикейнов» Мк.1 из числа 600 заказанных для своих ВВС они выделили югославам. В декабре 1938 года первые два самолета прибыли к новому собственнику. В 1940 году заключили контракт и на строительство «Харрикейнов» Мк.1 в Югославии, причем сразу на двух заводах, в Загребе и Земане. Также было принято решение дополнительно поставить из Англии еще 10 самолетов.

Осенью 1938 года в период своего визита в Великобританию румынский король договорился о поставке его стране 12 истребителей в течение 12 месяцев.

В этот же год началась поставка « Харрикейнов» Мк.1 в Канаду, тогда еще доминион Британии. А в 1939 году в этой стране развернулось и производство новых истребителей (всего там построили 1451 самолет).

Правительство Персии попросило продать ей 18 «Харрикейнов». Согласие получили, но лишь две машины попали заказчику. В тот же год правительство Турции заказало 15 «Харрикейнов» Мк.1 в тропическом исполнении, затем число это увеличили до 28.

Бельгии поставлено было 20 штук с новым «Мерлин» III. На двух самолетов установили трехлопастной винт фиксированных оборотов «Ротол».

Растущий спрос на «Харрикейны» заставил увеличить их производство. Был заключен контракт еще на 300 самолетов. Новый двигатель «Мерлин» III мощностью в 1030 л.с. с двухступенчатым нагнетателем и новые трехлопастные винты «Де Хэвилленд» или «Ротол», металлическая обшивка крыла еще выше подняли рейтинг этого истребителя.

С началом мировой войны кроме фирмы Хоукер производство «Харрикейнов» развернули на заводе фирмы Глостер. Ей поручили выпустить 500 « Харрикейнов» Мк.1.

С началом советско-финской войны Британия отправила в Финляндию — 12 « Харрикейнов» Мк.1, часть из которых была подготовлена еще в начале осени 1939 года для отправки в Польшу. Однако повоевать у финнов эти истребители не успели. К моменту их готовности война уже закончилась.

Боевое крещение « Харрикейны» приняли во Франции. В состав ВВС экспедиционного корпуса Великобритании первоначально входили два дивизиона. Чуть позже их количество увеличили до четырех.

С 9 апреля по конец мая — 1940 года в боях за Францию и Норвегию Королевские ВВС Британии потеряли 949 самолетов, включая 477 истребителей, 386 из которых были «Харрикейны».

На 1 июня 1940 года Британия имела в боевом составе 905 истребителей первой линии. В июле началась «Битва за Англию». За десять дней июля немецкая авиация потеряла 36 бомбардировщиков, из которых «Харрикейны» сбили 13. При этом английские пилоты уничтожили еще 7 истребителей и одного разведчика, потеряв лишь 8 своих. А всего за июль летчики на « Харрикейнах» сбили 49 бомбардировщиков, 12 Ме-109Е и 14 Ме-110, а также 12 других самолетов. За это же время было потеряно 40 «Харрикейнов», причем два самолета сбили свои зенитчики.



Воздушные бои показали, что « Харрикейн» уступает немецкому Ме-109Е в скорости и вертикальной маневренности, а главное — в огневой мощи.

Конструкторы фирмы Хоукер решили поставить на самолет новый двигатель «Мерлин» 20 мощностью в 1280 л.с., при 3000 оборотов в минуту. Модернизированный самолет показал скорость 518 км/ч на высоте 4100 м. Вес пустой машины составил 2495 кг. Вооружение не изменилось. Модернизированный самолет получил обозначение « Харрикейн» Мк.IIА. Был испытан вариант, истребителя с 12 «Браунингами» калибра 7,7 мм и боезапасом 3990 патронов. «Харрикейны» с таким вооружением получили обозначение Мк.IIВ. Однако соперничать с немецкими истребителями этим машинам было по-прежнему тяжело (пулеметы этого калибра не пробивали броню немецких самолетов). Использовались Мк.IIА в качестве ночных и морских истребителей, а Мк.IIВ в роли истребителей-бомбардировщиков. В варианте бомбардировщика под каждое крыло подвешивалось по одной бомбе весом 113,4 кг. Истребители «Харрикейн» были хорошо освоены промышленностью, и Военное министерство стремились продлить им жизнь. Но для этого нужно было усилить вооружение.

Впоследствии конструкторам удалось разместить в крыльях четыре 20-мм пушки «Эрликон» или «Бритиш-Испано». Были внесены и некоторые изменения в оборудование машины. Самолет показал скорость 550 км/ч на высоте 6700 м и имел нормальный вес 3538 кг, боезапас составлял 364 снаряда. Ему присвоили обозначение Мк.IIС.



На «Харрикейнах» Мк.IIВ и С стали устанавливать фотопулеметы для фиксации результатов стрельбы. Всего за годы серийного выпуска было произведено 4711 экземпляров Мк.IIС.

Проводились работы и по установке трехдюймовых ракет под крыло, но это новшество так и не прижилось. Для уничтожения бронированных целей под каждое крыло на одну из модификаций установили 40-мм танковое орудие «Виккерс-S». Ее боезапас составлял 16 снарядов. Кроме двух пушек, самолет был также вооружён двумя 7,7-мм пристрелочными пулеметами «Браунинг» с боекомплектом в 660 патронов. Этот «Харрикейн» получил обозначение Мк.IID. Первые машины этой серии появились на фронте в марте 1942 года в Египте в составе дивизиона №6.

Последней серийной моделью стал « Харрикейн» Мк.IV. Этот истребитель отличался от модели Мк.IID наличием бронезащиты ряда жизненно важных узлов, а также более мощным вооружением (самолет был способен нести пару бомб весом по 227 кг или 8 трехдюймовых ракет). Новую модификацию оснащали двигателем «Мерлин» 24 или «Мерлин» 27, имеющими мощность в 1620 л.с. Но при этом самолет, практически, утратил истребительные свойства. Нормальный вес достиг 3490 кг, а скорость упала до 426 км/ч. Неудивительно, что он не нашел широкого применения. Всего изготовили 524 экземпляра этой модификации.

Дли прикрытия морских конвоев стали переделывать часть выпущенных «Харрикейнов» в модель «Си Харрикейн». Отличались они лишь радиооборудованием и окраской. Часть «Си Харрикейнов» оборудовали для разового запуска с борта транспортных судов при помощи катапульты. После выполнения задачи пилот должен был покинуть самолет с парашютом или произвести посадку на поверхность воды вблизи своего корабля. Такое не от хорошей жизни: остро недоставало авианосцев. Позже на «Си Харрикейны» смонтировали посадочный крюк, который позволял производить посадку на авианосцы, в том числе и эскортные. Надо отметить, что «Си Харрикейны» Мк.IIС весьма успешно решали задачи отражения налетов немецких бомбардировщиков, которые не имели истребительного прикрытия. Мощное пушечное вооружение представляло угрозу и для небольших судов и кораблей.

«Си Харрикейны» с марта 1942 года стали сопровождать конвои, идущие в Советский Союз. Зимой 1941 года около 100 истребителей «Си Харрикейн» Мк.1В с двигателем «Мерлин» были перевооружены. Вместо крыльевых пулеметов смонтировали четыре 20-мм пушки. Эти самолеты получили обозначение Мк.1С. «Си Харрикейн» Мк.1С развивал скорость 476 км/ч на высоте 4600м.



Британский «Спитфайр», а также истребители американского производства вытесняли «Харрикейны» из метрополии. Но их продолжали активно использовать в Северной Африке, а затем, с конца 1942 года, и в Индокитае.

Летом 1943 года в Индокитае 19 дивизионов воевало на « Харрикейнах» Мк.IIВ и С. В конце 1943 года там насчитывалось 970 «Харрикейнов», в том числе и 46 Мк.1 индийских ВВС. «Харрикейны» применялись и для осуществления тактической разведки. Эти машины снабжались фотокамерой.

Индийским ВВС англичане передали около 300 «Харрикейнов» различных марок (Мк.IIВ, С, XII). 19 « Харрикейнов» Мк.1В и Мк.IIС было передано Ирландии, 14 Мк.IIС — Турции (в 1942 году) и 10 истребителей — Ирану, который после завершения войны получил дополнительно 16 « Харрикейнов» Мк.IIС.

Осуществляли поставки и в другие страны, в том числе и в СССР. Именно "Харрикейны" были первыми боевыми самолетами союзников, поставленными в СССР. Необходимо сказать, что зимой 1941 года, когда было отправлено в СССР большинство «Харрикейнов», советские ВВС испытывали огромную потребность в современных самолётах. Конечно, в сравнении с И-15 и подобными архаизмами, «Харрикейн» был шагом вперед. Но к началу 1942 года они уступали немецким машинам по всем статьям. С насыщением советских ВВС новыми отечественными истребителями отставание «Харрикейнов» стало ещё более явным.

Советские техники и инженеры пытались, как могли, улучшить характеристики британского самолёта. Много изменений в составе вооружении было выполнено в полевых условиях фронтовых аэродромов ещё до начала официальной программы модернизации. Пулеметы «Браунинг» винтовочного калибра заменялись на 12,7 пулеметы УБК. Устанавливались направляющие для ракет РС-82, порой монтировались даже пушки ШВАК. Не редкостью было снаряжение «Харрикейнов» четырьмя или шестью РС-82. Улучшалось нашими механиками и бронирование. В полевых условиях заводская броня «Харрикейна» заменялась на бронированные сиденья, демонтированные с И-16. Всего, по британским данным, в Советский Союз было отправлено 20 « Харрикейнов» Мк.IIА, 1557 Мк.IIВ, 1009 Мк.IIС, 60 Мк.III и 30 Мк.IV.



После войны правительство Великобритании в честь 600-летия заключения договора с Португалией передало последней 50 «Харрикейнов» Мк.IIС в тропическом исполнении (их предполагалось использовать на Азорских островах). На 40 из них установили мотор «Мерлин»-22. Эти самолеты состояли на вооружении ВВС Португалии до 1951 года.

Кроме английских заводов, «Харрикейны» производили в Канаде, в городе Монреаль с моторами «Мерлин» II и III. С ноября 1940 года по апрель 1941 года там было выпущено еще 340 истребителей серии Мк.I с мотором «Паккард Мерлин» 28. Причем 320 самолетов имели восемь крыльевых пулеметов, а самолеты с номерами АС665-АС684 вооружались либо 12 пулеметами, либо 4 пушками. Более 300 самолетов, получивших обозначение Мк.Х и Мк.ХI, соответствовали Мк.IIВ и Мк.IIС с мотором «Мерлин» 28. Сто семь из них было направлено в СССР. Последняя модель канадских «Харрикейнов» получила обозначение Мк.ХII. На ней установили двигатель «Паккард Мерлин» 29. Выпускались две модификации: ХIIВ с пулеметным вооружением и ХIIС с пушечным. Всего в Канаде произвели 480 «Харрикейнов» Мк.1 и более 700 « Харрикейнов» Мк.Х, Мк.ХI и Мк.ХII.

Истребитель « Харрикейн» использовался для проведения различных экспериментов. К примеру, для повышения дальности полета самолета прорабатывался такой вариант. На истребитель крепилась петля из троса необходимой длины, которая перед стартом закреплялась концами к передней кромке крыла, а серединой за особый зажим, размещенный под фюзеляжем. После набора высоты пилот открывал зажим, и петля освобождалась. Истребитель занимал положение за хвостом бомбардировщика. С последнего выпускался специальный трос с крюком. Этот крюк зацеплял петлю, бомбардировщик прибавлял скорость, а летчик истребителя глушил двигатель и флюгерил лопасти винта. В случае появления противника истребитель запускал двигатель и отцеплялся от буксировщика. Но в серию это новшество не пошло.



В 1940 году предпринимались попытки поставить «Харрикейн» на поплавок. Однако истребитель показал невысокую скорость, всего 322 км/ч.

Пытались англичане установить на самолет авиамоторы других конструкций. Например, в разгар «Битвы за Англию», в октябре 1940 года на истребитель, подготовленный для обучения пилотов, смонтировали более дешевый и технологичный двигатель «Нзпир Даггер». В следующем году на две опытные машины установили моторы Роллс Ройс «Грифон» IIА и «Геркулес». Кроме того, один из югославских лицензионных «Харрикейнов» получил двигатель «Даймлер Бенц».

В марте 1942 года прошел испытания « Харрикейн» с фонарем по типу применявшихся на истребителях «Спитфайр». Но запускать в производство его сочли нецелесообразным, к тому же применение «Харрикейнов» в качестве истребителей-бомбардировщиков не требовало улучшения качеств фонаря. Специально для Ирана в 1945 году построили два экземпляра — двухместных « Харрикейнов». Эти самолеты оборудовались двумя кабинами. Передняя кабина не имела фонаря, а задняя имела (фонарь по типу применявшихся на «темпестах»). Радиооборудование не устанавливалось.

На «Харрикейнах» воевали многие советские асы. Так, например, 31 мая 1942 года известный летчик Амет-Хан Султан, ведя бой на «Хариккейне», израсходовал боекомплект, но не смог сбить под Ярославлем Ju 88. Тогда отважный пилот уничтожил врага таранным ударом. В следующем месяце на Северо-Западном фронте он сбил еще два «мессера» и один Ju-87. На «Харрикейнах» летал и Герой Советского Союза С.Ф. Долгушин, который сбил на английском истребителе пять гитлеровских самолетов.

По пять-семь сбитых вражеских машин имели на своем боевом счету многие летчики 4-го ИАП. А летчик Степаненко одержал семь побед, причем все сбитые самолеты были истребителями. В течение весны 1942 года лейтенант 48-го ИАП Ю. Бахаров в ходе боев одержал семь индивидуальных и еще пять групповых побед.

Но наиболее результативными пилотам «Харрикейнов» оказались моряки. Известный ас Борис Сафонов уничтожил 11 вражеских машин. Старший лейтенант П. Згибнев и капитан В. Адонкин, воевавшие на Северном фронте, имели по 15 побед.



Однако хорошие слова о «Хариккейне» наши летчики говорили редко. Упомянутый Долгушин писал: «Харрикейн» — отвратительный самолет. Скорость низкая, сам тяжелый... На этом истребителе я сбил пять вражеских самолетов, но для этих побед мне потребовались специальные условия».

Однако не стоит забывать, что "Харрикейны" помогли нашей армии пережить наиболее тяжелый период войны. Поэтому этот истребитель — кусочек не только английской, но и нашей истории.





Источники:
Котельников В. Истребитель Хоукер "Харрикейн" // Авиация и Космонавтика. 2007. №5. С.3-8, 28-32.
Колесников С. Лики «Харрикейна» // Крылья Родины. 1992. №12. С. 22-25.
Кондратьев В. "Ураган" над полем боя // Моделист-конструктор. 1990. №3 С.17-20.
Даниэль. Дж. Марч. Английские военные самолеты Второй мировой войны. М.: АСТ, 2002. С. 150-158.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    16 июня 2015 06:49
    Автору спасибо, интересная статья. Первый раз читаю собранную во едино информацию о "Харрикенах". Обычно в военно исторической литературе идет упоминание самолета, заключение что был слабее немецких и советских моделей и все. Статья же проводит полный комплексный анализ машины. То что "харрикен" был не удачным истребителем по моему не спорит не кто. На нем было сложно воевать, еще сложнее сбивать. Но когда наши ВВС потеряли в нчале войны больше 80 % парка машин, даже харрикены были крайне необходимы что бы создать заслон от бомбардировок и штурмовок немцев. И честь и хвала нашим асам тому же Долгушину - который даже на этих гробах умудрялся сбивать в начале вой ны пилотов Люфтваффе.
    1. +1
      16 июня 2015 07:53
      В глубоком детстве читал книжку о летчиках Северного флота.
      Недавно попалась фамилия Сафонов-и вспомнил его имя в книге упоминалось,оказывается это был комэска:
      с июня 1941 года старший лейтенант Б. Ф. Сафонов командовал эскадрильей 72-го САП СФ; с октября 1941 года - в 78-м ИАП СФ; с марта 1942 года - командовал 2-м Гвардейским ИАП СФ.
      Помню там рассказывалось о Харрикейнах,еще помню,было сказано о шоколаде в НЗ...
      Странно... не могу найти эту книжку в сети...Может быть:"Они сражались в Заполярье"?
      1. 0
        16 июня 2015 09:44
        По легенде Сэр Борис осовоил Харрикейн за один день- просто сел в кабину и все.
      2. +5
        16 июня 2015 11:32
        Цитата: mirag2
        е могу найти эту книжку в сети...Может быть:"Они сражались в Заполярье"?

        А может "В небе Заполярья"?
        О дважды Герое Советского Союза Б. Ф. Сафонове.
        Автор Хаметов М. И.

        Документальный фильм о Борисе Сафонове "Он небо и море любил".

    2. +5
      16 июня 2015 14:32
      Цитата: D-Master
      Автору спасибо, интересная статья.

      Согласен, в целом очень даже не плохо good Но лишний раз убедился, что автор слабо разбирается в авиационном вооружении:
      Впоследствии конструкторам удалось разместить в крыльях четыре 20-мм пушки «Эрликон» или «Бритиш-Испано».
      С учётом того, что 20-мм авиапушка "Бритиш-Испано" представляла собой копию французской ”Испано-Сюиза”, котороя в свою очередь являлась лицензионной « Oerlikon FFS» - получается "масло - масленное".
  2. +4
    16 июня 2015 07:16
    А "Харрикейны"-то ихние - дрянь!" - сказал товарищ Сталин об истребителях Hawker Hurricane Mk.II
    1. +4
      16 июня 2015 10:48
      Вот как раз то т Сталин сказал-"кроме"Харикейна"нам другие английские истребители не нужны"-.По этому первые"Спитфайры"(именно истребители)попали в СССР только осенью 42г(через иран).Что касается"Харикейна"то следует понимать ,что он был хоть и запоздавшим"действием"Англии по переходу на истребители монопланы,зато очень обдуманным-во главу угла ставилась не скорость(как в большинстве стран),а управляемость и меры способствующие невелированию общих недостатков моноплана-высокой посадочной скорости,относительно(по тем временам)высоких скоростей сваливания,низким штопорным характеристикам.Это было вызванно тем,что-"над британской империей не когда не садится солнце"-,т.е.основной истребитель должен быть доступен летчикам,квалификация которых значительно различалась,при этом не вызывать трудностей при переходе с бипланов.Особое внимание отводилось простоте и легкости обслуживания.В результате получился очень сбалансированный истребитель.
      1. +1
        16 июня 2015 23:48
        Цитата: Argon
        попали в СССР только осенью 42г(через иран)

        Вообще то "Спитфайры" нам по посту не давали ,потому как англичанам они сами были нужны и были дефицитом. Кроме того в 42 пришли "видавшие-виды",которые уже откровенно уступали немецким истребителям.Что касается "фразы" Сталина ,то пожалуй соглашусь ,"Дефианы" и "Гладиаторы" нам были не нужны.
        1. +3
          17 июня 2015 04:09
          Да,более чем своими ЛТХ"Спитфаер"прославился тем ,что их постоянно не хватало.Однако,нападение германии на СССР,дало англии временную передышку,интенсивность боев снизилась на всех британских фронтах,в особенности упрощалась ситуация с обороной метрополии.Это дало повод Черчелю делать многозначительные заявления-"мы поможем любой нации в борьбе с фашизмом..."-.Но когда дошло до дела(а переговоры о систематических поставках оружия начались в августе 41г.)и были озвученны цифры-400"Харикейнов"за 6 мес.Министр вооружений схватился за голову,их просто негде было их взять,учтем,что ему надо было восполнять потери в колониях,копить мобилезационный запас.При этом отказать он не мог-ведь премьер пообещал!Тут и вырвалось-"А не согласится ли генерал Сталин взять хотя бы треть истребителей"Спитфайрами""-.Уточнив,что обе предлагаемые машины имеют одинаковый двигатель и вооружение Сталин и произнес фразу процетированную мной в предыдущем комменте.Отмечу,что на тот момент"Спитфаер"был для наших специалистов"темной лошадкой",в отличии от"Хорька".Сталин же,очевидно,полагал(на мой взгляд справедливо),что освоение двух типов машин с одинаковыми моторами и вооружением,но разными пилотажными особенностями,будет довольно сложным процессом для наших ВВС,займет несколько больше времени и сил.Он решил сосредоточиться на одном самолете.Но союзник не смог обеспечить нужный нам объем одним типом истребителя.В последствии эту самую"третью часть",англичане поставили нам американскими машинами П-40;П-400.
      2. 0
        20 июня 2015 21:53
        Цитата: Argon
        .Что касается"Харикейна"то следует понимать ,что он был хоть и запоздавшим"действием"Англии по переходу на истребители монопланы,зато очень обдуманным-во главу угла ставилась не скорость(как в большинстве стран),а управляемость

        ну судя по мемуарам с они плохо слушались рулей, и были очень тяжелыми, приходилось прикладывать много усилий. Самолет имел плохую маневренность и боевую скорость равную И-16. Единственное преимущество- остекленная кабина и рация. Все остальное минусы.
        А еще, судя по мемуарам, у него была очень неприятная особенность- самолет мог загореться при попадании одиночной пули в хвостовую часть фюзеляжа. Такое было неоднократно.
    2. +3
      16 июня 2015 16:48
      Цитата: bulat
      А "Харрикейны"-то ихние - дрянь!" - сказал товарищ Сталин об истребителях Hawker Hurricane Mk.II
      Несостоятельность " Харрикейна " против 109 - го " мессера " быстро поняли и сами англичане . Поэтому в воздушных боях " Битвы за Британию " более совершенные " Спитфайры " должны были противостоять истребителям немцев , а " Харитоны " ( прозвище , данное самолёту советскими пилотами ) , тем временем , расправлялись с ударными самолётами . В этом качестве , даже пулемётные версии машины проявили себя неплохо . " Харрикейн " , со своей батареей пулемётов , например , мог запросто расстрелять экипаж не защищённого бронёй Do - 17 Z
  3. +5
    16 июня 2015 07:25
    Птеродактиль такая кличка была у летчиков.Разгонялся медленно
    1. 0
      16 июня 2015 12:57
      .....Птеродактиль такая кличка была у летчиков.Разгонялся медленно...

      .....Это из за винта постоянного шага...Винт постоянного шага - однорежимный....Исходя из этого у него максимальная тяга - на максимальной скорости....А до достижения этой скорости тяга винта растет постепенно....Есть такой термин для винтов "тяжелый( перетяжеленный) винт"....Это как раз такой случай..... hi
    2. avt
      +3
      16 июня 2015 13:31
      Цитата: timyr
      Птеродактиль такая кличка была у летчиков.Разгонялся медленно

      Не слыхал . Про ,,Хэмден" -балалайка от наших летчиков и ,,ты мне друг или ,,Хэмпден" слышал . По воспоминаниям летчиков читал что доработанный , ну на крайняк без четверки пулеметов , с ,,Эмилем" еще так сяк, но главное в нем все отмечали - подачу топлива , ну карбюратор автомобильный- поплавковый , который в самый ненужный момент запросто мог подачу топлива прекращать . В общем и целом - машина без модернизационного потенциала . Вот сделали перед войной и все - после появления ,,Фридриха" ничего из него не выжать .....Хотя конечно можно сказать что ,,Тайфун " с ,,Темпестом" есть модификация ,,Харрикейна". Но это явная натяжка на барабан его шкурки.
      1. +2
        16 июня 2015 17:18
        Маршал Г. В. Зимин в своих мемуарах написал, что «вести бой на „харрикейне“ все равно, что вести бой верхом на птеродактиле», скорость теряет быстро, разгоняется медленно, бой может вести только на виражах, построение и эшелонирование более плотное, иначе просто не успевали на помощь. В пикировании не разгонялся, зависал. Вертикаль слабая. Из-за вооружения малого калибра огонь вести с дистанции не более 30-50 метров.
  4. +1
    16 июня 2015 07:42
    «Харрикейн» - это как переходный этап, к более совершенным моделям...с достоинствами и недостатками..Спасибо..интересно..
  5. +4
    16 июня 2015 07:44
    Автору спасибо. Надо было еще упомянуть, что "Харрикейн" был переходной моделью, первым английским опытом в истребителях-монопланах. Отсюда и двухлопастной винт в первых модификациях, и полотняная обшивка, и еще много чего, что было характерно для биплана.
  6. +1
    16 июня 2015 08:01
    "Харьки" бриты использовали как ударный самолет (нечто вроде штурмовика), после того как появился Спитфайр Супермарин, вот здесь он зарекомендовал себя хорошо, т.к. мог нести значительную для того времени бомбовую и ракетную нагрузку и был достаточно крепок.
  7. AUL
    +1
    16 июня 2015 08:20
    Единственное положительное качество этого самолета, которое отмечали наши летчики - это хорошая живучесть. Но как истребитель - барахло. Сильно уступал Мессеру по всем параметрам. Несколько лучше проявлял себя в модификации штурмовика.
    1. +4
      16 июня 2015 10:40
      Зато в газете Правда за ноябрь 1941 года сказано, что советские летчики дают высокую оценку этому самолету и что он "не уступает советским машинам". И фото дано крупным планом. В детстве у меня была среди старых вещей, доставшихся от предков акварель дяди, погибшего на войне, как раз с нарисованным Харрикейном и подпись, что это. В советские годы я, помню сильно удивлялся, откуда это у нас в СССР. А вот годы спустя нашел эту газету и понял, откуда он его срисовал.
  8. +6
    16 июня 2015 08:32
    Как-то Англия,
    России подарила самолёт,
    неуклюжий как корова
    И ужасно тихий ход...
    Хотя 485 ИАП Г.Зимина на Харитонах,под Ленинградом показал себя не плохо,просто комполка,будучи человеком с головой зная недостатки Харрикейна,правильно построив боевую работу полка,эшелонировал боевые порядки по высоте,и в результате "самолёт с коровьими рефлексами" оказался истребителем!Хотя перед ними другой полк на Харрикейнах продержался всего полторы недели.Ну а учитывая что в своё время, англичане сказали что Аэрокобра это вообще не истребитель...
  9. +7
    16 июня 2015 09:09
    Во время битвы за Англию многие английские летчики предпочитали Харитоны Спитфайрам.Хотя уже тогда Спит-I превосходил по гор.скорости,разгонным,скороподъемности,скорости пикирования,времени и радиусам виража.Но Харрикейн имел более широкое,устойчивое шасси,более высокую(на треть) кучность стрельбы,несколько лучшие обзор из кабины и дальность полета.Кроме того,он быстрее Спитфайра входил и выходил из виража.Бронирование,насколько помнится,тоже раньше начали ставит на Харрикейне.
    Но затем Харик отстал по своим ЛТХ и от Спитфайра и от Bf-109E навсегда.Оставалось его использовать или в качестве штурмовика,или на Дальнем Востоке(где Ки-43 тоже высокой скоростью не отличался) или спихнуть в Советский Союз.
    1. avt
      +1
      16 июня 2015 14:26
      Цитата: sivuch
      Но затем Харик отстал по своим ЛТХ и от Спитфайра и от Bf-109E навсегда

      wassat Может все таки от ,,Фридриха "??? А ,,Спитфайр" он ,,не догонял" изнвчально.
      1. 0
        16 июня 2015 16:38
        от Фридриха -это само собой.Но и от Емилей с их 560км/час и тоже отставал.
  10. +2
    16 июня 2015 09:55
    Харрикейн подобен ЛаГГ-3. По скорости и маневренности он уступал Спитфайру (Как Лагг Яку) но превосходил его по прочности и жживучести, и вроде как еще и по мощи огня. Поэтому при борьбе с бомбардировщиками он был предпочтительнее чем Спитфайр.

    Читал очень много мемуаров летчиков, которые начинали боевой путь именно на Харрикейнах. у меня в то время сложилось впечатление, что Харитонов в начале войны в наших ВВС было больше чем яков.
    1. +5
      16 июня 2015 15:18
      Нет не подобен он ЛаГГ-3,если рассматривать его нагрузку на крыло и диапазон рабочих центровок,принять во внимание используемые профиля.То ближайшим его"аналогом"является И-180.К сожалению не одна машина"переходного этапа"в СССР до серии доведена не была.На мой взгляд,в значительной степени этим объясняется то,что по мнению большинства пилотов-"Миг-3 был сложен в управлении"-а-"ЛаГГ-3 теряет скорость на виражах".Не смотря на все свои недостатки,которые в большинстве своем являются стереотипами,"Харикейн"явился для ВВС РККА этапной машиной научившей наших летчиков ведению группового боя;этому способствовало два обстоятельства-машина была проста и послушна в пилотировании,что давало возможность сосредоточиться на воздушной обстановке и второе(наверное главное),первый истребитель в наших ВВС который имел действительно работающую рацию.К стати"крылатая фраза"о"Харикейнах"принадлежит не Зимину,а штурману 78 ИАП СФ Ильину(Сафоновский полк,первыми принемал эти машины у англичан)и в оригинале звучит так-"Хурикен-чудной самолет.На пикировании не разгоняется,но зато и на кобрировании скорость не теряет"-почувствуйте разницу!
  11. +6
    16 июня 2015 10:03
    Вот как характеризовал Харрикейн маршал авиации Г.Зимин в своей книге "Истребители" ,а он повоевал до этого и на И 15 и на И 153 и на И 16 и на МиГ 3:
    "Из этого ясно, что в первую очередь меня интересовали возможности вести бой на вертикалях. Я понимал, что в таком бою «Харрикейн» слаб, но надо было точно выяснить, насколько именно. Надо было также уточнить, как можно использовать сильные стороны «нашего» самолета, точнее, лучшие из слабых.
    Все намеченные учебные бои мы провели. Как летчик-истребитель я в этих боях выкладывался полностью. Но с таким же успехом я мог бы, увы, драться с «аэрокоброй», сидя верхом на птеродактиле."

    От себя добавлю -Ваши статьи "Инженер-технарь" интересные,спасибо за них.
  12. +2
    16 июня 2015 10:34
    Цитата: sivuch
    Во время битвы за Англию многие английские летчики предпочитали Харитоны Спитфайрам.Хотя уже тогда Спит-I превосходил по гор.скорости,разгонным,скороподъемности,ск
    орости пикирования,времени и радиусам виража.Но Харрикейн имел более широкое,устойчивое шасси,более высокую(на треть) кучность стрельбы,несколько лучшие обзор из кабины и дальность полета.Кроме того,он быстрее Спитфайра входил и выходил из виража.Бронирование,насколько помнится,тоже раньше начали ставит на Харрикейне.
    Но затем Харик отстал по своим ЛТХ и от Спитфайра и от Bf-109E навсегда.Оставалось его использовать или в качестве штурмовика,или на Дальнем Востоке(где Ки-43 тоже высокой скоростью не отличался) или спихнуть в Советский Союз.

    Ки-43 (ки-43III otsu) в последних модификациях (с новыми двигателями и с пушечным вооружением 2*Но-5 - 20мм, кстати очень не слабыми, с увеличенной длинной гильзы и с увеличенным фугасным действием боеприпаса) развивал скорость свыше 600км в час и со скороподъемностю свыше 30м/с, кроме того с почти фантастическим гориз. и вертикальным виражами (и бомбовой нагрузкой 2*250кг.) наверно только и ждали когда "харьков" завезут, так что уточняйте модификации ки-43 с которыми вы их сравниваете.
    1. +7
      16 июня 2015 14:16
      Вы любезный меньше онлай играм времени уделяйте,и уж совсем не рекомендую вам черпать от туда какую либо информацию.Вообще возмите за правило(дабы в преть не оказываться в роли клоуна),что даже в наш век IT-технологий только книга источник знаний.Описанная вами машина существовала в природе только в двух экземплярах причем летным был один.Кстати она обладала далеко не такими блестящими ЛТХ как"пригрезилось"мартыхам из"War Thunder".
      1. -4
        16 июня 2015 16:00
        Скорее всего это вам, Argon рекомендуется обратить внимание на хорошие исторически подобные игры.
        Время пришло "каменный топор" менталитета забросить на полку истории. Появляются более тонкие инструменты подачи информаци в массы.
        Сейчас становится актуальным вести разговор на сколько историчность того же "Харрикейна" соответствует модели в "Wor Thunder". И в таких спорах происходит изучение истории молодым поколением и с поиском истины матерых историков.
        1. +6
          16 июня 2015 17:31
          Любезный gladcu2 я в теме,заверяю вас на данный момент на просторах бывшего СССР,не существует игрового симулятора способного заменить"благополучно убиенного""Ил-2 Штурмовик".Разговор о какой-либо историчности в контексте"War Thunder",могут вести два человека причем с конкретной целью.Это доктор и пациент в приемном покое психдеспансера,цель-постановка диагноза.Вот недавно у Конфуция прочитал-"Здоровье в воздержанности.Счастье в детях.ЗНАНИЕ В КНИГАХ."-А ПК это(как верно,но непроизвольно вы заметили)лишь средство подачи информации.
          1. -4
            16 июня 2015 20:33
            Ну, если бы не Вар Тандер - он бы о Ки 43 вообще бы не знал. Так что не надо трындеть о том что "знания в книгах". Знания можно почерпнуть очень много откуда. Было бы желание!
            А так - поиграл, заинтересовался, залез на Эйрвар почитать, фильм документальный посмотрел и тп!
            А что до Ил-2, то Гайдзины, вообще-то, продолжили дело Маддокса. Например выпустили "Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники". После чего перенесли в онлайн.
            Я сам играл в "Ил-2 штурмовик", Вар Тандер приемник более чем достойный! Так что не надо тут про "диагнозы". Просто играйте не в аркаде!
            1. +4
              16 июня 2015 23:33
              Любезный kavad,а вы считаете,данное положение дел нормальным?Сдесь высказываются люди,которых можно позиционировать как"продвинутые пользователи"(так,что бы вам было понятно)в сфере истории авиации,есть и инженеры,для которых авиация часть жизни.И вот это"юное полено"не стыдясь, оставляет коммент содержание которого по сути бред.Вот они-""знания" почерпнутые очень много откуда"-.В теперешнее время понятие"образованный,начитанный человек"подменяется,тем,что мы(в свое время) называли-верхушек нахватался.Решение Меддокса продать все права"Гайджин"ам не укладывается в логические рамки."Крылатые хищники"стали даже не концом"Ил-2 штурмовик",а"осиновым колом"в его сердце.Социальное явление,объединяющее довольно крупный контенгент людей,трансформировалось в средство извлечения прибыли и погибло.Перенос"движка"на все(на тот момент существующие)игровые платформы,"убило"все надежды(а они тогда были более чем реальны)на то,что"Ил-2 штурмовик"станет международной,киберспортивной дисциплиной.Да и вот еще вопрос,что такое аркада?
              1. 0
                17 июня 2015 08:58
                что такое аркада

                Это из серии - "я, конечно сам в игру не играл, но не одобряю!"
                Если Вы в Вар Тандер не играли, почему говорите что он хуже? Летали на Харрикейне и есть с чем сравнить?!
                Это раз.
                Два - это самое "юное полено" в отличие от Вас хотя-бы грамотно пишет! Знает что после знаков препинания пробелы ставят.
                Сдесь
                через "З" пишется. Ну а напечатать слово "ВПРЕДЬ" с двумя ошибками - это уже финиш. Вы утверждали что
                ЗНАНИЕ В КНИГАХ
                В книгах не пишут
                в преть

                Три. "Ил-2" был моей любимой игрой в 2001-2004гг. Как говориться - плавали, знаем.
                Ну и четыре -
                содержание которого по сути бред
                У него одного? Если так считать, то пока диплом профессора человек не покажет, то Вы с ним и в полемику не вступите?!
                Полтора самолета построили? А Маусов? Притом что про него знает народу гораздо больше! Я, к примеру, узнал про него в моей любимой стратегии "Блицкриг". Это тоже плохо? Заинтересовался, сходил в библиотеку, книжечку купил... А потом другую! И ещё парочку...
                А теперь он хотя-бы знает про этот самолёт. И возможно он уже читает "Войну в воздухе" за 2000г - статьи про Хаябусу!
          2. +1
            17 июня 2015 15:29
            Уважаемый argon. Вы очень верно заметили, что книги можно читать. Но за сей суетой, как то ушло от вашего внимания, что появились фильмы которые можно смотреть.

            А про остальное вы просто странно выразились, что вы " в теме". Наверное просто к слову пришлось.
          3. 0
            17 июня 2015 15:41
            Знания и в наскальных рисунках.

            Нужно учитывать все способы подачи информации.
            1. +1
              17 июня 2015 22:39
              Ребят,-"я в теме"-это означает,что я могу ответить на любые ваши вопросы(в плане геймплея)касаемые любого из существующих на сегодня симулятора(его Air составляющей).К стати я не когда не писал,что не играл в"Тундру".Тема"симов"не в контексте статьи оставим ее,при желании пишите в личку.Я вполне доволен,что в нашем"диспуте"с kovad он научился отличать хрен(знания),от пальца(информация)и признал роль книг в этом процессе.Я полностью признаю его правоту,по поводу моих орфографических ошибок.Так уж получилось,что пол школы родным был украинский язык(а там к орфографии несколько другой подход),пол школы русский.В этоге не там,не там.Вот теперь к шестому десятку"выскакивает",пять минут печатаю,десять проверяю-не помогает!По поводу того,что я с чем сравниваю есть такой предмет"Теория и постройка летательных аппаратов"преподается в отраслевых ВУЗах,конечно нам,-летному составу его давали"краешком"(это для авиастроителей профильная дисциплина),но уж очень преподаватель был"сильный".
              1. 0
                18 июня 2015 11:02
                Цитата: Argon
                в нашем"диспуте"с kovad он научился отличать хрен(знания),от пальца(информация)и признал роль книг в этом процессе.

                Да вы что! Блин, я же до "диспута" не различал "хрен" и "палец"! Спасибо что открыли мне глаза. И роль книг я до вас тоже не признавал. Как же жил до этого...
                Кстати, товарищ Оргон, я кАвад.
                вот еще вопрос,что такое аркада?
                В Вар Тандере - три игровых режима. "Аркада", "реалистичный" и "симуляторный". Внимательно и вдумчиво вы, видимо, в играли в эту игру.
                А, да, там ещё и танки есть!
  13. +2
    16 июня 2015 11:42
    Цитата: timyr
    Птеродактиль такая кличка была у летчиков.Разгонялся медленно

    Маршал Зимин,который один из первых осваивал этот самолёт (к стати,его авиаполк добился на "Харрикейнах" впечатляющих для этого самолёта результатов),в своих мемуарах писал:"Вести бой на "Харрикейне",всё равно,что вести бой верхом на птеродактиле."Уникальный"в аэродинамическом плане самолёт,на пикировании скорость не набирает,на кабрировании моментально теряет".
    1. +6
      16 июня 2015 14:11
      При пикировании громоздкий "Харрикейн" "парашютировал", что не позволяло ему быстро разгоняться. Правда, в актив ему можно было записать маленький радиус разворота, достигавшийся за счет малой нагрузки на крыло, что позволяло вести бой на горизонталях. Весьма неудачно было сконструктировано шасси "Харрикейна". Несмотря на достаточно заднюю центровку у истребителя был мал капотажный угол - всего 24° с учетом торможения (в то время как по требованиям НИИ ВВС было необходимо не менее 26,5°). Он был еще меньше по израсходовании боеприпасов и горючего. При посадке на неровный грунт полевыхаэродромов опасность скапотировать была очень высока. При этом прежде всего ломался деревянный винт "Ротол" - его в отличие от советских металлических починить было практически нельзя. Скапотировать "Харрикейн" мог и при рулежке. У этого истребителя была неприятная склонность поднимать хвост при работающем моторе (аналогичное свойство наблюдалось и у советских "яков"). Чтобы предохранить машину от неприятностей нередко на заднюю часть фюзеляжа сажали одного-двух механиков. Иногда они не успевали вовремя спрыгнуть и поневоле поднимались в небо. Был такой случай и у англичан - в 151-м крыле таким образом разбили один из своих "Харрикейнов", причем погибли два механика и был ранен летчик. Боеспособность "Харрикейнов"снижалась и вследствие нехватки запчастей. Самым большим дефицитом были деревянные воздушные винты. Они не только ломались при капотировании, растрескивались от попадания пуль, но и повреждались подсасываемыми на взлете камнями. Временами из-за винтов до 50% поставленных самолетов стояли "на приколе". В конечном итоге в марте-апреле 1942 г. в Советском Союзе наладили выпуск запасных лопастей канглийским винтам. Временами потеря боеспособности "Харрикейнов" достигала ужасающего уровня. Весной 1942 г. из-за отсутствия ряда деталей и узлов из 18 "Харрикейнов" 488-го иап в воздух могли подняться лишь два. А в ноябре 1942 г. 122-я иад, прикрывавшая Мурманск, из 69 своих самолетов могла рассчитывать на три боеспособных истребителя. Осваивая английские машины, советский персонал столкнулся с непривычными милями, футами и галлонами, нанесенными на шкалах приборов. Необычна была и "ломающаяся" ручка управления - ко всему этому нужно было привыкнуть.
  14. -3
    16 июня 2015 14:07
    "Хурь" выше 6 км был царь и бог, обретал легкость и скорость в отличии от дубеющего месса Е-3, 4,7. Особенности планера и двигателя.
    1. +2
      16 июня 2015 14:21
      Hawker Hurricane
    2. 0
      16 июня 2015 16:37
      heruv1me, у вас есть подтверждения или модель самолёта на которой вы летали не соответствует историческим характеристикам.

      Сколько не читал книг, но первый раз слышу, что-то хорошее о Харрикейне.
  15. 0
    16 июня 2015 14:53
    Не знал что был 12 пулеметный вариант.
    Немецкей летчик вспоминал, что от Харрикейна всегда что то попадало, был как летающая лейка.
    1. +4
      16 июня 2015 15:11
      Цитата: Денимакс
      Не знал что был 12 пулеметный вариант.
  16. +2
    16 июня 2015 15:14
    "Хурь" парадоксальный самолёт. С одной стороны характерный представитель скоростных поршневых истребителей монопланов конца 30х годов. Но при этом в нём почти полностью отсутствовал модернизационный ресурс. Все его ровесники успешно модернизировались и продолжали соответствовать стремительно меняющимся требованиям войны а Хурь "катился по наклонной"... увы. Не знаю точно с чем это связать но при всей его простоте, технологичности в производстве и относительной дешевизне реально изменить характер этой машины не удалось. "бревно оно бревно и есть"...
  17. 0
    16 июня 2015 15:35
    Когда впервые увидел Харрикейн в Моделист-Конструктор, то он сразу не приглянулся своим внешним видом. Какойто грамоздкий и неуклюжий, нету той стремительности в обводах корпуса.
  18. +4
    16 июня 2015 15:38
    На Севере, ГСС старший лейтенант Алексей ХлОбыстов, совершил три тарана одним крылом, причем два в одном бою. И оба раза посадил поврежденный "Харрикейн" на свой аэродром. Крепкий был самолет, но еще крепче - наш пилот.
    1. +3
      16 июня 2015 15:45
      Цитата: REZMovec
      И оба раза посадил поврежденный "Харрикейн" на свой аэродром.

      Уточню ,это был Р-40"Томагавк" из состава 20-го Гв.ИАП.По поводу оба раза посадил,тоже неточно. Вот детали третьего тарана:В самом начале боя машина Алексей Степановича была атакована истребителем прикрытия. Снаряды, выпущенные из вражеской пушки, пробили мотор на машине старшего лейтенанта, а сам пилот получил ранение в руку и ногу. Но, несмотря на это, он не вышел из боя. Хлобыстов, спасая товарища от атаки «мессера», направил свой горящий самолет в лобовой таран. И снова атака была удачной. Самого Хлобыстова, уже в почти бессознательном состоянии, выбросило через оторвавшийся фонарь кабины. В последнюю секунду Алексей успел дернуть кольцо парашюта и спасся.
      1. +1
        16 июня 2015 16:03
        Спорить не буду, читал статью о нем в журнале "Авиация и Космонавтика" в 70-х годах прошлого столетия, совсем мальчишкой). Статья называлась "Три тарана одним крылом". Точно помню, что летал на иностранном истребителе. А так как "Харрикейны" начали свой советский боевой путь в Заполярье, почему-то отложилось, что А. Хлобыстов воевал на нем.
        1. +2
          16 июня 2015 16:41
          Цитата: REZMovec
          А так как "Харрикейны" начали свой советский боевой путь в Заполярье, почему-то отложилось, что А. Хлобыстов воевал на нем.
          1 апреля 1942 года полк стал 20 гвардейским ИАП, был переформирован на новый штат 015/134, к 1 мая сдал «Hurricane» и в дополнение к имевшимся «Tomahawk» IIB (АК170, 180, 194, 202, 205, 263, 267, 306, 344, 339, 473, 483) получил Р-40Е (№№ 583, 586, 600, 664, 787, 789, 796, 810-814, 823, 824, 843, 849, 860, 1101, 1108 ).

          Освоение «Tomahawk»ов, несмотря на хорошие пилотажные качества самолета, проходило непросто: еще в декабре было разбито две машины (АК318 – пожар в воздухе, АК296 – сорвался в штопор). А первой боевой потерей на севере стал АК295 – его 1.2.42 г. сбили в воздушном бою.

          В целом «Tomahawk»и, как и «Kittyhawk»и, летчикам понравились, особенно своей живучестью и дальностью полета. Прочность его 5-лонжеронного крыла после воздушного боя 8 апреля 1942 г. стала легендарной: в этот день командир звена лейтенант Алексей Хлобыстов дважды в одном бою таранил немецкие истребители! Первому «мессершмитту» на догонном курсе он отрубил хвостовое оперение, второму – на встречном курсе часть крыла, причем оба раза одной и той же – правой – консолью. Оба Ме-109 разбились, а «Tomahawk» благополучно сел на своем аэродроме и был без труда отремонтирован. Его пилот, у которого врачи не обнаружили даже царапин, был представлен к званию ГСС и получил денежную выплату – 2000 рублей за два уничтоженных вражеских истребителя.Третий таран, совершенный А. Хлобыстовым 14 мая 1942 г., завершился длительным пребыванием в госпитале: свой поврежденный в бою «Kittyhawk» № 812 он направил на «мессершмитт», который пытался его добить на встречном курсе. Спасла случайность – при ударе его выбросило из самолета...

          А.Хлобыстов воевал на Р-40 до конца: 13.12.43 г. он на «Kittyhawk» №1134 вместе с напарником лейтенантом Калегаевым (№ 1167) преследовали немецкий разведчик и были сбиты его стрелком над вражеской территорией. Оба пилота в полк не вернулись...

          Летчики 20 гв.ИАП воевали на Р-40 дольше всех в ВВС – до конца 1943 года, после чего получили «Аэрокобры» P-39N. Общие итоги за 1942-43 гг. не сохранились, известны лишь потери: 28 Р-40 разных моделей в 1942 г. и 26 – в 1943 г., из них 14 – в авариях и катастрофах , 35 сбиты в воздушных боях, 3 – зенитной артиллерией и 1 разбомблен на аэродроме. Судя по сохранившимся результатам отдельных боев, немцы понесли по крайней мере не меньший урон.
  19. +6
    16 июня 2015 16:30
    О «Харрикейне» написано много. Можно сколько угодно смаковать его недостатки, сравнивая с отечественными и немецкими машинами, но как говорил Сталин, повторяя древних римлян, «вдвое дает тот, кто дает скорее!». Сегодня известно, в каком тяжелом положении оказалась наша страна, подвергнувшаяся фашистской агрессии и Великобритания была первой в Европе, ставшей нашим союзником в борьбе с общим врагом. Она помогала всем, чем могла. К июлю 1941 года английские ВВС на континенте располагали 905 истребителями, большинство из которых были «Харрикейны» и «Томагавки», приобретаемые в США.

    Я держу в руках первый том «Переписки председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны1941-1945 г.г.»
    М.Политиздат 1986 г.

    В послании И.В.Сталину от 26.07.1941 года (№5) сообщалось об отправке в СССР 200 истребителей «Томагавк», а в послании №9 от 30.08.1941 года о направлении в Мурманск 40 истребителей « Харрикейн» с английскими экипажами и еще 200 таких самолетов, вооруженных 8-12 пулеметами для освоения с ними пилотов и механиков. Общее число «Харрикейнов» к сентябрю 1941 года составило 440 машин.

    В сентябре 1941 года Сталин писал Черчиллю о необходимости победы над врагом « открыть в 1941 году второй фронт « где-либо на балканах или во Франции и одновременно обеспечить Советскому Союзу ежемесячную минимальную помощь в количестве 400 самолетов и 500 танков ( малых или средних)».

    13 сентября 1941 года в послании №12 Сталин писал: «Приношу благодарность за обещание ежемесячной помощи со стороны Англии алюминием, самолетами и танками. Я могу лишь приветствовать, что английское правительство думает оказать эту помощь не в порядке купли-продажи самолетов, алюминия и танков, а в порядке товарищеского сотрудничества».

    Летчики-ветераны, в беседах со мной, говорили о том, что этот самолет уступал немецким истребителям в скорости и скороподъемности, плохо пикировал, имел капризный мотор и доставлял много хлопот механикам, но был прост в пилотировании по сравнению с И-16 и не так уж плохо вооружен. «Других не было, значит воевать нужно было на этом»….
  20. +1
    16 июня 2015 16:52
    Наверное для своего времени , А это 1936 год, не проектирования, а постановки на вооружение. Это был отличный самолет, с отличным вооружением. Предел в 500 км в час, только недавно был побит итальянцами. Мессеры только начинали испытыватся. И были вооружены только 4 пулеметами. Американцы летали на " бочках с крыльями". Наши на И-16. То, что высокой скорости, можно достигнуть за счет меньшего сопротивления воздуху, только начало изучаться. Для своего времени хороший самолет, но малая возможность для модернизации, для улучшений.
  21. +2
    16 июня 2015 19:07
    Цитата: mirag2
    Странно... не могу найти эту книжку в сети...Может быть:"Они сражались в Заполярье"?

    Точно помню: была такая книжка Героя Советского Союза Курзенкова "Под нами земля и море". О летчиках-североморцах. Читал ея. Курзенков много описывал свои вылеты на "Харрикейне", причем вариант с 12 пулеметами. Он там упоминал и Бориса Сафонова.
    Вполне вероятно, что были и другие книжки.
  22. 0
    16 июня 2015 22:00
    Анатолий Кожевников, ГСС. "Стартует мужество". Подростком раза три перечитал. Гордился земляком-красноярцем. На "хариккейне" воевал в 1942 под Воронежем. Восторга не выказывал, мягко говоря. Но, есть такой истребитель в наличии, будем бить врага, а не слезьми на китель капать.
  23. +4
    16 июня 2015 22:42
    На Харрикейне была одна вещь, которой не могли похвастать наши истребители конца 30-х-начала 40-х годов. На КАЖДОМ Харрикейне стояла отличная радиостанция.
    А, вообще, самолет уникальной судьбы-не самый лучший по ТТХ самолет вынес на себе основную нагрузку в битве за Британию, да и нашей стране помог выстоять в самый тяжелый период войны.