Двойной инцидент в июле 1953-го

Двойной инцидент в июле 1953-го


О гибели в небе Китая 27 июля 1953 года нашего пассажирского самолета Ил-12 сегодня вспоминают не часто. Так же, как и о том, что причиной случившегося стала не техническая неисправность или, скажем, ошибка экипажа в пилотировании. Все оказалось гораздо страшнее: летевший из Порт-Артура во Владивосток «Ил» был уничтожен парой американских истребителей.

Единственным напоминанием о тогдашней трагедии является установленный в Жариковском сквере города Владивосток обелиск с высеченными именами погибших летчиков и пассажиров самолета — военнослужащих авиационных подразделений Тихоокеанского флота.


Официальную трактовку предшествующим этому инциденту событиям первой дала китайская сторона. Из опубликованного 4 августа 1953 года в наших газетах протеста МИД КНР следовало, что утром 27 июля 324 американских военных самолета вторглись в воздушное пространство северо-восточного Китая и произвели беспокоящие налеты. Не суть важно, над какими конкретно районами и с какими целями барражировала эта армада, но по стечению обстоятельств четыре F-86 оказались вблизи трассы советского пассажирского "Ила" как раз в тот время, когда он приближался к центру провинции — городу Хуадянь.

Этот рейс до Владивостока был самым обычным для летчиков 593-го отдельного транспортного авиационного полка Тихоокеанского флота. С момента развертывания в Порт-Артуре нашей военно-морской базы и за все время вооруженного конфликта в Корее они выполнили не одну сотню подобных. Понятно, что особо беспокоиться экипажу было не о чем: трасса перелета пролегала исключительно над суверенной территорией Китая, далеко в стороне от районов боевых действий, самолет нес опознавательные знаки государственной принадлежности к СССР, к которому ни у США, ни у Южной Кореи, ни у других союзников претензий быть не могло.

Все закончилось бы благополучно, не получи американские пилоты в последний день войны 27 июля 1953 года групповое задание, суть которого до конца так и осталась не ясна. По логике, они должны были действовать севернее 38-й параллели, по линии которой проходила линия соприкосновения воюющих сторон. Но был, по всей видимости, еще и определенный психологический смысл — поиграть мышцами за считанные часы до момента, когда вступит в силу перемирие, достигнутое после почти трех лет яростной войны.

Не оставила история сколько-нибудь вразумительных объяснений и тому, умышленно или случайно американские самолеты оказались в воздушном пространстве Китая. Безоружный Ил-12 истребители 335-й авиаэскадрильи встретили в 12 ч 28 мин по местному времени в 110 км от китайско-корейской границы.

Факт уничтожения невооруженного пассажирского самолета Ил-12 американским правительством был признан 1 августа 1953 года. Однако, пытаясь отсрочить грядущий международный скандал и выиграть время, оно намеренно изменяло координаты места трагического инцидента. По американским данным получалось, что якобы все произошло не над территорией Китая, а в воздушном пространстве воюющей с Югом Северной Кореи — на 8 миль южнее пограничной реки Ялуцзян. Расстояние между истинной и вымышленной точками боя составила 172 километра.

Двойной инцидент в июле 1953-го


Руководство СССР попыталось привлечь американскую сторону к ответу в гаагском Международном трибунале. Тогда же и стали известны фамилии «героев» сомнительной победы — летчиков 335-й эскадрильи 4-го авиакрыла капитана Ральфа Парра (младшего) и его ведомого Эдвина Скаффи.

Вряд ли кто что знает о Парре-старшем, но Ральф (бортовой номер 959, позывной "Джон Шарк 4") был личностью известной, к 27 июля 1953 году он имел на своем боевом счету около 170 вылетов и 9 подбитых самолетов противника, он определенно желал стать "двойным асом" (т.е. иметь 10 и более побед, т.к. «титул» аса дается за 5 уничтоженных машин противника) и позволяет попасть в американский список наиболее удачливых пилотов.

Последний день Корейской войны для честолюбивого капитана был последним шансом укрепить свое положение в десятке лучших. И Парр его не упустил.

Несколько позже в западную прессу просочились подробности происшедшего. Причем в нескольких версиях, изложенных Парром и Скаффи. По одной, пассажирский самолет был сбит после двух опознавательных облетов. По второй (она представлена в книге "Аллея МиГов", изданной в США в конце семидесятых годов) дело происходило иначе. Со слов Ральфа Парра, их заданием было сопровождение нескольких разведывательных самолетов в районе речки Ялуцзян. Американское командование хотело получить несколько качественных фотографий аэродромов с МиГами, чтобы определить количество машин, переброшенных в Северную Корею. Однако разведывательные самолеты не сумели сделать фотоснимки из-за наличия густой облачности вдоль реки, поэтому звено Парра направилось обратно. Немного южнее на корейском побережье он заметил серебряный блик.

«Мы летели примерно на высоте 12 тысяч метров, а самолет противника — далеко внизу, вероятно, на высоте 3 тысяч метров. Я с ведомым направился вниз, — описывал дальнейшее американский ас. — Перед нами предстал транспортный самолет Ил-12 в серебристой окраске и с красными звездами. Я немедленно уточнил свое местонахождение. В нашем задании нам не полагалось быть с другой стороны реки Ялуцзян. После того как я убедился, что мы находимся в глубине Северной Кореи, я сказал своему ведомому, что планирую сбить противника. Ил-12 был "сидящей уткой", так мы называем легкую добычу. Я зашел самолету в хвост и сделал пару залпов. Он загорелся, затем накренился и свалился к холмам. Тот Ил-12, вероятно, курсировал несколько недель в этом районе, но сегодня его постигла неудача».

Двойной инцидент в июле 1953-го


Война окончилась в полночь, и Парр, по его словам, больше не думал о том Ил-12. Затем его вызвали в штаб дальневосточной авиации, где принялись задавать вопросы о самолете, который он сбил, будучи в 60 милях в глубине Маньчжурии. Со слов летчика, ВВС США организовали всестороннее расследование дела. Пленку камеры пулемета прокручивали снова и снова. Вопросы, как рассказывал Парр, были одни и те же: "Где ты был?", "Какой тип самолета это был?", "Как он был маркирован?", "Можете ли вы доказать это?" Дальше американский летчик подвел циничный итог: «Когда все доказательства были представлены, ВВС решили, что я прав, и всячески защищали. В итоге русские отозвали дело из суда. Я был реабилитирован, но слишком сильная была суета из-за этого паршивого Ил-12!"

Останки экипажа и пассажиров на месте падения неподалеку от Хуадяня обнаружила направленная из Москвы специальная комиссия Главного управления Гражданского воздушного флота СССР. Обследование показало, что шесть человек погибли от пуль и осколков, остальные пятнадцать — при падении самолета. Найденные обломки имели 19 пробоин. Поврежденными при обстреле оказались имевшиеся у экипажа парашюты и вещи пассажиров.

Комиссия опросила также жителей окрестных китайских деревень, видевших, как американские истребители атаковали самолет. Так что утверждения Парра о том, что все произошло над территорией Северной Кореи, были откровенной ложью и строились на отрицании факта нарушения государственного рубежа Китая. Кстати, еще в 1950 г. Комитетом начальников штабов США были запрещены полеты ближе 36 км к границам советского блока. Проникновение могло осуществляться лишь по специальному разрешению президента США, которого в данном случае не имелось.

В нашей стране не сомневались в преднамеренном обстреле советского самолета. Однако, кроме версии о инициативе честолюбивого Парра, имелись и другие. Так, в 1997 году в газете «Владивосток» приводилась информация, что по тому же маршруту и приблизительно в то же время должен был пролетать другой Ил-12. На борту которого должен был находиться высший командный состав Тихоокеанского флота. Американские спецслужбы предполагали, что на пассажирском Ил-12 27 июля будут вывозить в Советский Союз комсостав ВМФ с Ляодунского полуострова. В пользу этой версии говорит тот факт, что в тот день в Порт-Артуре проходила партийная конференция базы ВМФ. На ней присутствовали все партийные руководители Тихоокеанского флота. После завершения конференции их должны были отправить воздушным путем во Владивосток.

По другой, достаточно распространенной версии, американцы ждали маршала Малиновского, который должен был возвращаться во Владивосток из Порт-Артура. Кстати, практика украдкой подкарауливать и уничтожать самолеты с высшими военачальниками враждебных стран наблюдалась у американцев еще с сороковых годов.

К примеру, в конце Второй мировой войны американские истребители Р-38 «Лайтнинг», на основании данных разведки подкараулили и сбили самолет с японским главнокомандующим флотом адмиралом Ямамото. А позднее 11 апреля 1955 года был взорван над Южно-Китайским морем пассажирский Локхид L-749A, на котором находилась китайская делегация во главе с премьером Госсовета КНР Чжоу Энлайем. Китай в организации взрыва обвинил гоминдановцев и спецслужбы США. В ходе расследования Гонконгской полицией был выявлен один из участников теракта — Чоу Цзэминь, который сбежал на остров Тайвань на борту самолета, принадлежащего ЦРУ. Что прямо указывает на причастность США. Таким образом, версия о попытке американцев уничтожить представителей советского военного руководства выглядит вполне реальной.

Сколько же человек было на борту Ил-12? Вопрос этот правомерен, поскольку в Центральном военно-морском архиве есть данные лишь о двадцати погибших авиаторах Тихоокеанского флота. Вспомним их поименно. В состав экипажа входили служившие в 593-м отдельном транспортном авиаполку капитаны Дмитрий Глиняный, Иван Мулин, Федор Головачев, старший лейтенант Иван Игнаткин, старшина Николай Коновалов и старший сержант Николай Былинок. Пассажирами в том злополучном перелете были военнослужащие: 1744-й дальнеразведывательной авиаэскадрильи капитан Анатолий Волошин, старшие лейтенанты Анатолий Лазарев, Семен Недогин, Николай Назаров, Валентин Сатинов, Виктор Жигулин, сержанты Евгений Козлов и Наиль Галеев; 1534-го минно-торпедного авиаполка старший лейтенант Яков Леках, Петр Тернов, лейтенант Виктор Тарасов; 27-й лаборатории авиационной медицины подполковники медслужбы Всеволод Ларионов, Иван Субботовский и майор Василий Дробницкий.

Двойной инцидент в июле 1953-го


В память о погибших в Жариковском сквере Владивостока был сооружен обелиск. Тем не менее, на борту Ил-12 был еще один человек, о чем упоминалось в акте спецкомиссии ГВФ СССР. Из общей численности в 21 человек исходило советское правительство, когда определило размер компенсационной выплаты за ущерб, нанесенный государству в результате гибели его граждан и самолета, в 7445800 рублей, или в 1 861.450 долларов США. Эта сумма, помимо стоимости самолета в 961 тыс. рублей, включала: единовременные пособия семьям погибших и членов экипажа самолета — 420 тыс. рублей; пенсии несовершеннолетним детям и престарелым родителям погибших — 5670000 рублей; расходы, связанные с похоронами и перевозкой останков погибших, — 315 тыс. рублей; возмещение стоимости личного имущества погибших — 84 тыс. рублей.

С этим требованием ознакомили посла США в Советском Союзе Ч. Болена. Он заверил, что доведет его до сведения своего правительства. Но возмещать убытки США не собирались.

Американская сторона выдвинула встречный материальный иск, воспользовавшись инцидентом с разведчиком-бомбардировщиком RВ-50, который наши истребители сбили у острова Аскольд под Владивостоком. Уничтожили его они на вполне законных основаниях.

События у о. Аскольд разворачивались следующим образом. Ранним утром 29 июля 1953 года в 130 милях южнее мыса Гамова радиолокационными постами Тихоокеанского флота был обнаружен воздушный объект, следовавший курсом на Владивосток.

Двойной инцидент в июле 1953-го


Была объявлена тревога, и с аэродрома в Николаевке на перехват нарушителя вылетела пара дежурных истребителей МиГ-15 гвардии капитана Александра Рыбакова и гвардии старшего лейтенанта Юрия Яблоновского из 88 гвардейского истребительного авиаполка. В это время неизвестный самолет вошел на высоте 10000 метров в воздушное пространство над советскими территориальными водами залива Петра Великого и продолжил полет в направлении о. Аскольд.

В 7 ч 11 мин. ведущий пары А. Рыбаков на удалении в 10 км от острова Аскольд обнаружил крупный четырехмоторный самолет, оказавшийся бомбардировщиком RB-50. Самолет нес идентификационные красные полосы на киле и имел опознавательные знаки ВВС США.

Как свидетельствовал позднее Рыбаков: «Я доложил на землю и, удостоверившись по показаниям приборов, что самолет-нарушитель находится над территориальными водами Советского Союза, стал сближаться с ним с целью показать, что он нарушил воздушное пространство СССР и обязан его покинуть. При выполнении этого маневра я ощутил два сильнейших удара по фюзеляжу и крылу своего истребителя, после чего произошла разгерметизация кабины. «МиГ» стал плохо управляться. Мой ведомый доложил, что самолет-нарушитель открыл по нам огонь. В ответ с близкого расстояния я дал две очереди из пушек. По моему приказу нарушителя обстрелял и ведомый. Сразу же после этого самолет-нарушитель с сильным креном через крыло ушел вниз и скрылся в сплошной облачности...»

Всего через 15 минут после нарушения советского воздушного пространства американский RB-50 рухнул в воду в 14 км южнее острова Аскольд, где на глубине порядка 3 км его обломки находятся до сих пор.

Двойной инцидент в июле 1953-го


Вскоре служба радиоперехвата в штабе Тихоокеанского флота установила, что с одной американской базы на территории Японии к месту воздушного боя вылетели 4 самолета из спасательной эскадрильи. Американские пилоты доложили на свою авиабазу, что из-за сильного тумана над водами моря в районе предположительного места падения RB-50, осмотр акватории и поиск экипажа сбитого бомбардировщика затрудняется.

Вечером того же дня адмирал флота Н. Кузнецов доложил военному руководству страны следующие: «По данным радиоперехвата, командующий ВМС США на Дальнем Востоке адмирал Кларк распорядился направить корабли в район 30 миль к юго-востоку от о. Аскольд для осуществления поиска, не вернувшегося на авиабазу самолета».

А в 20 часов вечера 29 июля американский самолет SB-29, который вылетел в район вероятной гибели самолета B-50, доложил на свою базу об обнаружении им обломков RB-50, спасательной лодки и 7 человек экипажа, плавающих вблизи этой лодки. Трем американским эсминцам и легкому крейсеру было дано указание командованием ВМС США следовать в указанный район для поиска и спасения людей с разбившегося самолета.

С рассветом 30 июля американские корабли приступили к поиску сбитого самолета. Несколько позднее пара американских эсминцев перехватила наш рыболовный траулер, который ловил рыбу на 45км южнее мыса Поворотного. На борт к советским рыбакам поднялись американские и японские офицеры, желавшие получить сведения о потерянном RB-50, однако языковой барьер воспрепятствовал общению. Осмотрев рыболовецкое судно и убедившись, что на нем отсутствуют спасшиеся члены экипажа и обломки летательного аппарата, непрошеные гости ушли восвояси.

В 6 часов утра советской службой радиоперехвата была получена информация с американского крейсера, который участвовал в поисково-спасательной операции, о том, что эсминец «Викинг» обнаружил и поднял из воды на борт второго пилота сбитого самолета капитана Джона Роче. Позднее вблизи японского побережья были найдены останки еще двух членов экипажа.

После потери у острова Аскольд RB-50 американцы решили использовать это как повод и козырь против иска Советского Союза, с помощью которого надеялись его отклонить. США в своей привычной манере на весь мир стали трубить, что русские являются воздушными пиратами, которые загубили их мирно летевший самолет и его невинный экипаж. Американцы утверждали, что RB-50 не нарушал воздушного пространства Советского Союза и даже не приближался к 12-мильной зоне. И якобы злобные русские сознательно уничтожили мирно летящий RB-50 в качестве мести за ранее сбитый самолетами ВВС США наш Ил-12 над Китаем. СССР приводил данные о месте прохождения воздушного боя, данные о боевых повреждениях истребителя Рыбакова.

Двойной инцидент в июле 1953-го


На этом тяжба внешнеполитических ведомств двух государств закончилась, заглохло и международное разбирательство в Гааге. Как принято выражаться, на верхах был произведен "взаимозачет", и во избежание дальнейшей эскалации постарались об этих инцидентах не вспоминать.

Источники:
Котлобовский А., Сеидов И. Горячее небо «холодной войны» // Мир Авиации. 1995. №2. С. 19-22.
Доронин С. Легка добыча «двойного аса» // Морской сборник. 2000. №10. С.83-85.
Шолох Е. Трагедия 27 июля 1953 года // газета «Владивосток». 1997. 2 апреля.
Такахаси А. Преступления президента // Газета «Дуэль». 1998. 28 апреля.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 45
  1. Lantau 24 июня 2015 06:06
    Очень интересно... Спасибо автору за материал...
    1. kaa_andrey 24 июня 2015 08:21
      Надо! Надо помнить и понимать что только подлость натуры империалистов не изменишь добром и лаской. Только жесткий отпор и твердость может заставить себя уважать.
      1. Scraptor 25 июня 2015 08:21
        Этот материал "дурно" пахнет... Статье минус.

        Ил-12 был сбит у аэродрома "Далянь" ВМБ "Пор-Артур" на взлете после полудня когда в силу уже вступило прекращение огня, и охранение по боевому не велось.
        В самолете погибли в основном семьи летчиков (женщины и дети), возвращавшиеся домой. Часть жен была по совместительству медработниками.
        После этого пара Сейбров как обычно ушла за береговую линию где их над морем преследовать было запрещено (так они часто на аэродромах с лета 1952г подстерегали МиГи).
        Это сбитие совершенное уже после 12:00, когда у советских летчиков уже не было воможности начать мстить за свои семьи, считается последней официальной победой ВВС США в Корейской войне. Американский летчик получил за него "Серебрянную Звезду" которую позже переписали на другой его вылет.
        В этом вся их суть... Никакого "размена", как увещевается в этой статье, на самолет-шпион (опять же в наших водах) быть не может.
        1. тасха 25 июня 2015 15:11
          Список погибших приведён в статье. Все фамилии - мужские. Если у Вас есть другая информация - поделитесь, пожалуйста.
          1. Scraptor 25 июня 2015 15:41
            Список не полный, поспрашивайте у местных которые иногда все еще несут к странно отреставрированному памятнику цветы, пожалуйста.
            Раньше это захоронение имело гражданский статус потому что большинство жертв гражданские включая детей.
            Всего погибло не менне 42 пассажиров и членов экипажа. Военных мужчин из них было около 10.
            1. тасха 26 июня 2015 09:50
              Вы местный?
              Откуда у вас такие сведения? Или был ещё один Ил-12?
              1. Scraptor 26 июня 2015 13:10
                От местных и товарищей тех кто потерял свои семьи.

                В интернетах об этом тоже пишут, но только не в подобных статьях замазыающих это событие начиная прямо с заголовка и первой "цветной фотографии"...
                1. тасха 26 июня 2015 13:47
                  Искал-искал, не нашёл в интернетах ничего. Если найдёте, ссылку сбросьте, пожалуйста.

                  Как мне кажется, если бы на борту были женщины и дети, то скрывать их гибель не стали бы точно. Опять же самолёт ВТА, не рейсовый пассажирский.
                  Не рассчитан ИЛ-12 на перевозку 42 пассажиров. Так что если будет более подробная информация, сообщайте.
                  1. Scraptor 26 июня 2015 14:03
                    Поищите как следует, или можете почитать здесь... До перестройки никто их гибель не замалчивал.
                    Тогда не было рейсовых пассаджирских. Характеристики Ил-12 по перегрузу, особенно детьми а не десантниками с оружием, тоже получше посмотрите.
  2. Сергей Ситников 24 июня 2015 06:32
    Отличная информация, спасибо, то что ВСЕ военные американцы сволочуги - не лишне напоминать.
    1. veteran66 24 июня 2015 09:50
      Их действия в отношении нашего Ил-12, конечно скотство. Но эта фраза в статье:"Как принято выражаться, на верхах был произведен "взаимозачет", и во избежание дальнейшей эскалации постарались об этих инцидентах не вспоминать." Не подтверждает ли, что всё таки это была месть наших? Да и поисковая операция остатков самолёта и останков экипажа, организованная матрсниками вблизи берегов Японии, как то подтверждает эту версию.
      1. Васёк Трубачёв 24 июня 2015 12:26
        Я вот всё думаю, какой будет "Взаимозачёт" за утопленный "Курск" и другие советские подводные лодки!
        1. denis02135 25 июня 2015 00:55
          Утопленный кем и кому взаимозачет?
          1. Scraptor 25 июня 2015 08:25
            американцами, дэннис...
      2. rusmat73 24 июня 2015 14:47
        нашим нужно взаимозачёт в тройном размере производить с нападающих!
        а за "паршивый" "Ил" этому матраснику нужно было бы клизму в тихом штате поставить)))
      3. Владимирец 24 июня 2015 17:05
        Цитата: veteran66
        Не подтверждает ли, что всё таки это была месть наших?

        СССР мог себе это позволить. recourse
      4. veteran66 25 июня 2015 14:04
        Не для рейтинга (у меня есть реальное звание), а просто для понимания тех, кто поставил минус. Вас смущает слово «месть» относительно СССР? Так я вам напомню старую избитую истину: политика – грязное дело и всякое благородство, типа: «ударили меня по правой щеке, ничего – бывает, вот вам левая» не проходит, а расценивается, как проявление слабости. Слабых, как известно, бьют. Месть это была или законное пресечение нарушения госграницы я поддерживаю обе версии. Просто месть эта была несопоставимая с деяниями матрасников. Они сбили пусть и военный, но безоружный транспортник, без всяких шансов уцелеть после атаки, а в этот разведчик был вооружён (чем и воспользовался), имел средства спасения и шанс у экипажа спастись. Так что матрасники и их либерастические подпевалы пусть не гавкают про этот инцидент.
  3. D-Master 24 июня 2015 06:37
    Очень интересно - никогда не слышал о этих столкновениях и о гибели нашего Ила- автору огромный респект за освещения этих ранее малоизвестных страниц нашей истории.
  4. mackonya 24 июня 2015 07:27
    Честно говоря первый раз узнал о таком инциденте, спасибо за материал.
  5. Серый 43 24 июня 2015 07:42
    Даа,не знал о той катастрофе,интересно было прочитать. Может когда то узнаем о том,пропавшем прошлой весной,"Боинге"-ну не мог же он бесследно пропасть?!
    1. pavel_SPB 24 июня 2015 10:27
      под Донецком он лежит!
      1. mackonya 24 июня 2015 11:49
        Он имел в виду тот что над Индийским океаном летел.
        1. Оранг 24 июня 2015 18:23
          Цитата: mackonya
          Он имел в виду тот что над Индийским океаном летел.

          И под Донецк прилетел в итоге, имеется в виду. Есть такая версия.
  6. V.ic 24 июня 2015 07:43
    Похожий материал публиковала "Красная Звезда" (газета) лет 20 тому назад. Всё равно спасибо, за публикацию данной статьи! +
  7. parusnik 24 июня 2015 07:45
    США в своей привычной манере на весь мир стали трубить, что русские являются воздушными пиратами..Эта манера никуда не делась, ситуация с малазийским Боингом..
    1. atos_kin 24 июня 2015 08:19
      Может быть пора стать по настоящему "злобными"...
  8. Kushadasov 24 июня 2015 08:40
    В этом вся их американская суть. Подлейшее государство.
    1. Мареман Василич 25 июня 2015 09:50
      Это лишний раз доказывает что англосаксы трусливые, коварные, подлые и циничные враги. Именно поэтому никакого милосердия не заслуживают. Многие говорят что мирные граждане совсем другие у англосаксов. А этот лётчик, он с Марса что-ли, не из этих граждан он вышел. Нет, они все такие.
  9. qwert 24 июня 2015 08:51
    "Я был реабилитирован, но слишком сильная была суета из-за этого паршивого Ил-12!" - нормальненькое заявление. Завалил кучу людей. И ни грамма сожаления. Типа будь еще раз такая возможность, завалил бы еще пассажирский самолет.
    1. АВП 518 24 июня 2015 12:10
      Цитата: qwert
      нормальненькое заявление. Завалил кучу людей. И ни грамма сожаления. Типа будь еще раз такая возможность, завалил бы еще пассажирский самолет.

      Традиционное тщеславие американцев. Сколько ни смотрел и ни читал воспоминания американцев,так и не смог понять их мотивации. Не выполнение задания,ни что бы либо еще,главное 5 побед,и фотография в Лайфе.Советский Ил-12 в прицеле «Сейбра» к-на Р. Парра (кадр ФКП). 27 июля 1953 г
  10. RiverVV 24 июня 2015 08:54
    Познавательно.
    Хрущева принято всячески ругать за Карибский кризис. Авантюрист, мол, и все такое... На самом деле инцедентов, подобным описанном в статье, было множество. Штаты упрямо лезли на рожон. Размещение советских ядерных носителей на Кубе стало логичным ответом на все эти провокации. Только тогда до американцев наконец дошло, что война рядом и их в любой момент могут начать убивать (да и то это, как мне кажется, осознал один Кеннеди). Решение, кстати, Хрущев принимал не единолично, а после консультаций с Громыко и Малиновским. Категорически против был только Микоян. Решение было принято.

    Только приставленный к виску ядерный пистолет образумил американских ястребов. Подлетное время с Кубы составляло порядка 20 минут, а постоянно жить в бункерах были согласны далеко не все. Вероятно Кеннеди "дожали" свои. Вряд ли он испугался. В личной смелости ему не откажешь.

    Именно после Карибского кризиса была создана прямая телефонная линия между Кремлем и Белым Домом. Началась разрядка.
    1. maiman61 24 июня 2015 15:10
      И в нашем случае необходима прямая угроза США, а получается США прямой угрозы нет, а Россию демонизировать и трепать нервы, уничтожать экономику можно не имея угрозы и не неся финансовые затраты!!!!!!!! ОТЛИЧНАЯ позиция, а мы только мычим, когда нам дают очередной пинок!
  11. зокняй82 24 июня 2015 09:43
    Мечтаю, чтобы us повторили судьбу Атлантиды.
    1. V.ic 24 июня 2015 10:50
      Цитата: зокняй82
      Мечтаю, чтобы us повторили судьбу Атлантиды.

      Это по принципу: Господи, вырви мне один глаз...?
  12. Добрый 24 июня 2015 09:44
    Время идет, а nиндocы не меняются, такие же подлые расчетливые твapи angry
  13. fktrcfylhn61 24 июня 2015 10:58
    Мораль и суть п.е.н.д.о.сов всегда были таковыми!!! И только хитрые, продажные политики могли искать что то там! Типа Хрущева, на пример!!! Прямое подобие нынешнего Порошенка!!!
  14. Ka-52 24 июня 2015 11:45
    практика украдкой подкарауливать и уничтожать самолеты с высшими военачальниками враждебных стран наблюдалась у американцев еще с сороковых годов.

    Хм , очень прагматичный подход и никаких угрызений совести.
    Все-таки американцы большие прагматики, даже с союзниками. Прослушка канцлера Германии и президента Франции говорит лишь о их правильном расставлении акцентов. Во внешней политике они как компьютеры SKYNET, максимум пользы, минимум эмоций. С К О Т И Н Ы - одним словом. hi
    1. АВП 518 24 июня 2015 12:13
      Есть еще одна версия, американцы специально охотились за этим самолетом и по агентурным данным узнали о дне и времени его вылета, и специально для его перехвата была поднята четверка капитана Парра. Американцы предполагали, что в этот день на Ил-12 будут вывозить в СССР командный состав наших ВМС с Ляодунского полуострова. И действительно, в тот день в Порт-Артуре проводилась партийная конференция базы ВМС. Присутствовало все партийное начальство ТОФ. После окончания этой партийной конференции они должны были лететь на этом Ил-12 во Владивосток.

      Получилось так, что партийная конференция затянулась, а самолету было дано ограниченное время для полета, и вместо начальства на нем отправили членов медкомиссии флота. Американцы, видимо, узнали о вылете нашего начальства, но не знали, что в последний момент произошли изменения с пассажирами этого рейса. Как бы там ни было, но данный поступок американских летчиков и командования не делает им чести и ложится черным пятном на все ВВС 5-й ВА в Корее. Капитан Ралф Парр из 335-й АЭЭ в своем Ф-86Ф-30, на котором он сбил 27.07.1953 советский транспортный Ил-12

      Уничтожением этого Ил-12 капитан Парр добился своей 10-й "победы" и стал "двойным асом" в составе 4-го иакр. Но гибель ни в чем не повинных людей навсегда останется на совести этого летчика.
  15. RomanN 24 июня 2015 12:34
    В статье оговорка насчет берегов Японии-эти берега в 200 милях от места падения самолета.Наши суда собирали обломки боинга в наших терводах.По тв показывали киносъемку тех событий.
  16. Даос 24 июня 2015 13:23
    Сколько таких случаев реально... И вот кто бы что бы не говорил.
    Советские самолёты или другие ЛА никогда не совершали полётов над территорией США. США же регулярно нарушали воздушную границу. Более того наносили удары по нашей территории (Обстрел аэродрома "Сухая речка") - при этом почему то именно СССР "империя зла"...
  17. тарам тарамыч 24 июня 2015 13:49
    К вопросу о конкретизации цели, когда в небе над Донецком, был сбит Боинг, за шквалом эмоций, осталось незаметной информация, о том, что буквально на десять минут раньше, по этому же маршруту пролетел Российский борт №1, на котором ВВП возвращался в страну из Франции, с торжеств, посвящённых высадке "союзников".
    О том что охотились именно за "первым" бортом, косвенно подтверждает свидетель, услышавший слова украинского пилота, после приземления, - "Не тот самолёт".
    1. Old_Kapitan 24 июня 2015 15:28
      Вы бы хоть на карту посмотрели, прежде чем эту глупость писать. Где Франция, где Москва, а где Донецк!
      1. REZMovec 24 июня 2015 16:38
        Ну, Вы тоже не мудрец, мало ли куда первый борт мог лететь - РФ большая, мысли и планы ВВП Вы не знаете...
        1. тарам тарамыч 24 июня 2015 18:49
          Сообщение о возвращении президента прошло по Российским новостным каналам, сразу после этого прошла информация о сбитом Боинге. Кстати упоминалось что, перед инцидентом, "в том же эшелоне", прошёл "борт №1". Мне нечего выдумывать. Поднимите архив "Вести24".
          1. макс702 24 июня 2015 19:34
            Вы бредите , маршрут данных бортов пересекался один раз над ... Варшавой! И при всем "уважении" к спецслужбам посылать борт№1 через воюющий регион ..это за гранью таких в службе охраны первых государств не бывает!
            1. Комментарий был удален.
          2. ymNIK1970 24 июня 2015 21:41
            Подтверждаю. Действительно говорили. Тот же эшелон. И лётчик квакал про "не тот самолёт".
  18. fitter71 24 июня 2015 21:04
    видимо такое поведение уже стало национальной чертой граждан США - в своём глазу бревно не замечать, а в чужом всё через микроскоп выискивают. достаточно вспомнить корейский боинг и иранский самолёт - слова буша старшего очень показательны... и кучма - их достойный ученик.
  19. dobr5919 24 июня 2015 22:53
    Интересно еще сравнить статистику вторжений в воздушное пространство суверенного государства,нами и ами.А потом ей,тыкать носом убежденных в миролюбии ов и агрессивности СССР....
  20. vfck 24 июня 2015 23:31
    Американцы всегда были трусливыми ни когда как говориться в глаза не скажут, и делают все из под тишка.
  21. Jager 25 июня 2015 12:41
    Что ж это за "победа" такая, записать на свой счет мирный, летящий своим курсом пассажирский самолет? Даже не подозревающий о возможном нападении. Это скотство и подлость. Надеюсь, черти прожаривают этого "летуна" основательно и со знанием дела.
  22. Иван-дурак 27 июня 2015 16:03
    Наиболее яркий случай дальнего радиолокационного дозора произошёл 18 ноября 1952 г., когда 77 оперативное соединение в составе авианосцев: Эссекс, Бон Хом Ричардс, Кирсаджр и Орискани находилось в 110 милях к югу от Владивостока, Во второй половине дня оператор РЛС AD-4W SKYRAIDER доложил о приближении к соединению восьми неопознанных самолётов, позже классифицированных как Миг-15. Когда МиГи подлетели к кораблям на дальность 50 миль, с авианосца Орискани поднялись 4 Пантеры из VF-781. Наводимые с самолётов и кораблей они скрытно приблизились к МиГами и внезапно атаковали их. Два истребителя советского производства сбили лейтенанты Мидлтон и Вильямс. Ещё один МиГ, подбитый пушечным огнём F9F лейтенанта Ровладса, задымил и скрылся в облаках
    1. Scraptor 27 июня 2015 17:18
      Никто на американские авианосцы налетов не делал. Этот бой был вообще ввиду набережных Владивостока и МиГов было гораздо меньше.
  23. JääKorppi 1 июля 2015 11:58
    ы злобные ! И уничтожение их самолёта разведчика, как и южнокорейского Боинга( чистая операция ЦРУ, когда все пассажиры были сняты по программе защиты свидетелей, а на борту находились только разведчики), нельзя сравнивать с уничтожением нашего самолёта в китайском воздушном пространстве!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня