Железнодорожная артиллерия Балтийского флота в обороне Ленинграда



В обороне Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны активное участие принимала морская железнодорожная артиллерия Краснознаменного Балтийского флота. К июню 1941 года промышленность изготовила и передала в состав всех наших флотов 11 железнодорожных артиллерийских батарей из 37 орудий-транспортеров, включавших в себя: шесть 356-мм пушек, девять 305-мм, два 203-мм и двадцать 180-мм. Предназначались они для обстрела морских целей. Возможность быстрой смены огневых позиций, т. е. совершать переходы вдоль морского побережья, была главным преимуществом артиллерийских железнодорожных систем перед стационарными.

К концу июля 1941 года под Ленинградом находилось три батареи железнодорожной артиллерии: №11 - три 356-мм, № 12 - четыре 180-мм и №18 - четыре 180-мм орудия. Все эти подразделения приняли участие в боях за Лужский оборонительный рубеж. Своим огнем батареи прикрывали развертывание войск на рубеже реки Луга, юго-восточнее Кингисеппа, поддерживали их в обороне, нанося огневые удары по местам скопления пехоты и техники противника. Боевое использование батарей носило характер набеговых действий, во время которых 1-2 транспортера выдвигались на временные огневые позиции, которые располагались в 6-10 км от линии фронта. С целью отвлечения внимания врага наши моряки умело использовали артиллерию бронепоезда, который вел огонь по фашистам одновременно с транспортерами. После выполнения поставленной задачи железнодорожные транспортеры оставляли временные огневые позиции и отходили в укрытие. Применение подобных набегов объясняется тем, что в то время вражеская авиация имела превосходство в воздухе и вела усиленное наблюдение за железными дорогами.


В период боев на Лужском оборонительном рубеже, летом 1941 года, создавались железнодорожные артиллерийские батареи с орудиями среднего калибра. Строили их рабочие завода «Большевик» и депо Октябрьской железной дороги. В качестве ходовых частей артиллерийских транспортеров использовались специально подготовленные 50-тонные железнодорожные платформы. На них ставились артиллерийские орудия. Недостаток подготовленных кадров вызвал необходимость комплектования этих батарей артиллеристами с кораблей. Когда не хватало матросов, орудийные расчеты пополнялись рабочими-добровольцами, строившими транспортеры. В качестве командного состава частично использовались инженеры заводов. За сравнительно короткий срок (3-4 месяца), в городе на Неве было создано 29 железнодорожных артиллерийских батарей с общим числом 70 артустановок калибра 100, 130 и 152 мм. Крупные работы проводились по строительству и оборудованию огневых позиций, которых с августа по середину сентября было построено 415.

Используя густую сеть Ленинградского железнодорожного узла и вновь построенные огневые позиции, железнодорожная артиллерия появлялась в самых неожиданных для противника местах и наносила удары по его глубоким тылам, уничтожая штабы, резервы, живую силу и технику. Батареи, действовавшие в составе армейских частей, широко привлекались для стрельбы по атакующим танкам и пехоте на дальностях, не превышающих 5-8 км.

После стабилизации линии фронта под Ленинградом возникла необходимость объединить все железнодорожные артиллерийские батареи под единым командованием. В начале января 1942 года была сформирована 101-я морская бригада железнодорожной артиллерии. В ее состав вошли: 401-й дивизион - 10 орудий 180-мм калибра; 402, 403 и 404-й дивизионы - 32 орудия 130-мм калибра; 406-й дивизион - 4 орудия 130-мм калибра и 4 орудия 120-мм калибра; 407-й дивизион из орудий смешанного калибра, имевший двухорудийную батарею 100-мм калибра и 2 двухорудийные 152-мм батареи. Кроме того, в состав 407-го артиллерийского дивизиона включили в качестве средства ПВО 2 двухорудийные батареи калибра 45 и 88 мм. Трехорудийная батарея № 11, вооруженная 356-мм орудиями, вошла в состав новой бригады как отдельная.

Железнодорожная артиллерия Балтийского флота в обороне Ленинграда


С 1942 года 101-я бригада была основным соединением Балтийского флота, выполнявшим боевые задачи по контрбатарейной борьбе. Так, например, за два года артиллерия флота в этих целях израсходовала свыше 189 тыс. снарядов, из них железнодорожная - около 144 тыс., то есть 76%. Кроме того, она обеспечивала огневую поддержку войскам Ленинградского фронта, прикрывала места сосредоточения войск 42-й армии, защищала морские коммуникации Ленинграда с Кронштадтом и Ораниенбаумом.

Наряду с ведением контрбатарейной борьбы бригада систематически наносила огневые удары по узлам сопротивления фашистских войск, тыловым объектам и резервам. В нанесении подобных ударов участвовала одна или несколько батарей. Зачастую для этого привлекались и отдельные железнодорожные транспортеры крупнокалиберных орудий. Это имело свои преимущества: для транспортера легче было создать условия маскировки и осуществить более быструю смену позиций.

Во избежание потерь в людях и технике, для каждого транспортера возводилось несколько огневых позиций. Например, для трех транспортеров батареи № 18 их было оборудовано 12, первая из которых находилась в 2,5 км от линии фронта, а последняя - в 4-5 км. Минимальное удаление огневых позиций от передовой было вызвано тем, что наиболее важные вражеские объекты располагались в глубине его обороны и с дальних позиций были недосягаемы.

Транспортеры батарей № 12, 18 и 19 часто совершали выходы к линии фронта с целью нанесения огневых ударов по фашистским тылам. Транспортеры только одной батареи № 19 сделали за 1942 год свыше 120 боевых выходов. Во всех случаях стрельбы проводились с большой эффективностью. Так, 23 июля 1942 года третий транспортер батареи № 19 произвел огневой налет на перекресток дорог в районе Красного Села, в результате чего была рассеяна мотоколонна врага и на целые сутки выведена из строя шоссейная дорога. Затем он обстрелял железнодорожную станцию Красное Село, где уничтожил стоявший на путях эшелон с боеприпасами.

В 1942 году советскими зенитчиками был сбит фашистский самолет-разведчик. Пилот, выбросившийся с парашютом, был взят в плен и на допросе сообщил, что в его задачу входил поиск советской неуловимой дальнобойной артиллерийской батареи. Однако гитлеровцы, как ни пытались, так и не нашли сколько-нибудь серьезного противодействия нашим железнодорожным артиллерийским установкам. Большую роль в этом сыграла разработка специалистами НИМАП беспламенных зарядов. Их изготавливали на базе обычных пироксилиновых порохов с помощью введения специальных добавок. Такими зарядами в первую очередь обеспечивались железнодорожные установки, что лишало фашистских артиллеристов возможности засекать по вспышкам, особенно в ночное время, наши батареи, ведущие огонь.

Уничтожение долговременных сооружений и прорыв глубоко эшелонированной вражеской обороны в период наступления требовали максимального использования артиллерии, имевшей дальнобойные орудия и снаряды большой разрушительной силы. Поэтому, во время подготовки к операции проводилась рекогносцировка местности и выбирались новые огневые позиции, которые, как и железнодорожные пути, строились инженерным отделом флота или саперами взаимодействующих соединений. Перегруппировка батарей осуществлялась за 2-3 часа до начала операции. Немалое внимание оказывалось организации систематического общения офицеров-артиллеристов с представителями общевойсковых соединений, что способствовало полному взаимопониманию и договоренности по вопросам планирования артиллерийского огня. Штабы дивизионов обеспечивались разведывательными картами с нанесенными огневыми системами противника, его оборонительными сооружениями и складами.

В ходе наступления особое значение приобретал маневр артиллерии. Так, после освобождения Ропши в январе 1944 года батареи перешли на новые позиции и продолжали содействовать огнем наступавшим частям, маневрируя колесами и траекториями. Для более эффективного их использования 24 января бригаду временно подчинили командующему артиллерией Ленинградского фронта. В январе 1944 года она провела 531 стрельбу, израсходовав 10500 снарядов калибра 100-356 мм. В ходе Выборгской операции в июне 1944 года батареи совершили маневр и первыми из артиллерийских частей флота и фронта нанесли огневой удар по вражеским укреплениям в Выборге.



Только с 10 по 15 июня они сменили 25 позиций. Такой маневр позволял воздействовать артиллерией флота по наиболее важным объектам противника. Бригада обеспечивала высадку морской пехоты и частей сухопутных войск на острова в Выборгском заливе, для чего ее батареи были развернуты от Койвисто до Выборга. В ходе этих боевых действий,
в районе станции Сомме погибла часть личного состава 407-го дивизиона, в том числе его командир подполковник Н. 3. Волновский и командир батареи капитан М.А. Кобец. В честь погибших воинов, Сомме была переименована в станцию Матросская, а на братской могиле сооружен обелиск.

В ноябре 1944 года значительная часть железнодорожных артиллерийских батарей была передислоцирована в Прибалтику. В боевых действиях на подступах к Мемелю (ныне Клайпеда) участвовали шесть 152-мм и девять 130-мм пушек. Огневые позиции располагались в 17-18 км от порта. Для разведки и корректировки огня использовалась корректировочная авиация флота. В качестве целей выбирались транспорты, миноносцы, буксиры, самоходные баржи. По живой силе и технике на причалах порта наносились сосредоточенные удары двух или трех батарей.



После освобождения 28 января 1945 года Мемеля для артиллерийской поддержки советских войск, действующих против курляндской группировки врага, были сформированы либавская (десять 180-мм, девять 130-мм и двенадцать 152-мм орудий) и тукумская (семнадцать 130-мм орудий) артиллерийские группы. На этих направлениях морская артиллерия вела контрбатарейную борьбу, наносила удары по местам вражеского сопротивления, опорным и наблюдательным пунктам, штабам, сухопутным коммуникациям. Батареи уничтожали транспорты в Либавском порту. В конце апреля 1945 года дивизионы железнодорожной артиллерии были переданы в оперативное подчинение 51-й и 67-й армий.

Часть батарей бригады в составе трех 180-мм, двадцати 130-мм орудий в апреле 1945 года приняла участие в штурме Кенигсберга. А три 180-мм и семнадцать 130-мм орудий помогали войскам при захвате военно-морской базы Пиллау. Под Кенигсбергом морская железнодорожная артиллерия вела огонь по объектам (мостам, причалам и фортам), которые находились вне досягаемости полевой артиллерии. С 4 по 9 апреля она провела 117 стрельб, израсходовав 1519 снарядов. В районе Пиллау артбатареи находились в оперативном подчинении командующего артиллерией 39-й армии. Они были введены в группу артиллерии дальнего действия армии и выполняли задачи контрбатарейной борьбы и разрушения целей в глубине обороны противника.

С декабря 1944 до мая 1945 года в обеспечении наступления сухопутных войск участвовали 8 артиллерийских дивизионов и 2 отдельные батареи морской железнодорожной артиллерии, всего 62 орудия калибра от 130 до 180 мм. Проведя с декабря 1944 по апрель 1945 года 837 стрельб и, израсходовав при этом 15028 снарядов, они потопили 8 и повредили 5 судов, уничтожили 7 железнодорожных эшелонов, разрушили долговременные сооружения в 22 опорных пунктах, в 508 случаях подавили огонь батарей и в 62 вызвали взрывы и пожары.

В наступательных операциях оправдала себя практика оперативного подчинения частей железнодорожной артиллерии, или в целом бригады, штабу общевойсковой армии, которая проводила эту операцию.



Опыт войны доказал, что в период боевой работы на приморском направлении морская железнодорожная артиллерия успешно обеспечивала защиту морского побережья огромной протяженности, имевшего достаточно развитую железнодорожную сеть и не защищенные стационарной артиллерией участки. Создавала артиллерийскую оборону морского побережья и военно-морских баз на территории, освобожденной от противника, когда установка стационарных береговых батарей в короткие сроки была невозможна. Дальнобойность, высокая скорострельность, мощная разрушительная сила в сочетании с подвижностью - все это давало возможность использовать этот вид артиллерии для решения весьма большого круга задач.

Источники:
Широкорад А. Время больших пушек. Битва за Ленинград и Севастополь. М.: АСТ, 2010. С.15-24.
Брагин В. Пушки на рельсах. М.: Издание автора, 2006. С. 308, , 342-348.
Шевченко C., Перечнев Ю. Морская железнодорожная артиллерия КБФ в Великой Отечественной войне. // Военно-исторический журнал. 1976. №2. С. 85-87.
Амирханов Л. Морские пушки на железной дороге. СПб.: Иванов и Лещинский, 1994. С. 48-54.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 27

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. qwert 24 июня 2015 07:10
    Видел вживую железнодорожное орудие. Впечатляет. Мощная штука. И мобильная.
    1. insafufa 24 июня 2015 08:10
      Жалко их в Крыму не было, в 42м тогда стационарные орудия помогали снятые с линкоров царских
      1. 25ru 25 июня 2015 04:26
        Цитата: insafufa
        Жалко их в Крыму не было, в 42м тогда стационарные орудия помогали снятые с линкоров царских

        Во первых, у вас на фото - послевоенная модернизация. Две башенные установки по три орудия. Изначально на батарее № 30 и № 35 были башенные спарки. Никакого отношения к линкорам не имевшие. Если не брать в рассмотрение КДП. Линкорные башенные орудия стоят (в виде части экспозиции музея) на острове Русском - вот они с "Полтавы".
    2. EGOrkka 24 июня 2015 13:37
      Знал что были такие системы но в таких количествах.....?????!!!!!! Мощные штуковины !!!!!
    3. Гражданский 24 июня 2015 22:25
      Интересно, автор, а где брали такие стволы? С каких проектов? А снаряды к ним? Уж не с Марата например, их снимали?
  2. qwert 24 июня 2015 08:44
    Цитата: insafufa
    Жалко их в Крыму не было, в 42м тогда стационарные орудия помогали снятые с линкоров царских

    В аккурат такие на острове Русский во Владике стоят. Трехорудийные с Императрицы Марии. Вроде до сих пор живы.
    1. insafufa 24 июня 2015 08:55
      Цитата: qwert
      Цитата: insafufa
      Жалко их в Крыму не было, в 42м тогда стационарные орудия помогали снятые с линкоров царских

      В аккурат такие на острове Русский во Владике стоят. Трехорудийные с Императрицы Марии. Вроде до сих пор живы.

      В Крыму до сих пор 30 батарея деиствует
      я имел что железнодорожных не было в 42 в Крыму
      1. Alexey RA 24 июня 2015 11:57
        Цитата: insafufa
        я имел что железнодорожных не было в 42 в Крыму

        Они мало бы чем помогли. Без господства в воздухе ж/д артустановки долго не живут.
        Проверено в 1944 году на Карельском перешейке:
        Несмотря на умело применяемое финнами рассредоточение орудий батареи и искусную их маскировку, 15 июня 1944 года советские штурмовики изловили-таки 180-мм финскую железнодорожную батарею на запасном пути между Яппиля и Сейвясте. В итоге в боевых порядках у финнов осталось только две полностью исправных артустановки. Был полностью выведен из строя паровоз, сожжены или потеряли способность двигаться 3 вагона-погреба, вагон-центральный пост, ремонтный вагон, а также все вагоны размещения личного состава и его обеспечения...

        И в 1945 под Берлином, когда две немецкие 280-мм ж/д АУ были выведены из строя БШУ в первый же день наступления.
      2. 25ru 25 июня 2015 04:43
        Цитата: insafufa
        В Крыму до сих пор 30 батарея деиствует

        Не действует. Музей. Крайние боевые -1997год. Считаете, целесообразно возобновить производство снарядов калибра 305мм? Боюсь, не удастся - экономически не обоснованно. Приморские запасы успешно улетели в атмосферу на складах в Боец Кузнецов.
    2. 25ru 25 июня 2015 04:34
      Цитата: qwert
      В аккурат такие на острове Русский во Владике стоят. Трехорудийные с Императрицы Марии. Вроде до сих пор живы.

      С "Полтавы". С "Марии" все продали.
      1. Alexey RA 25 июня 2015 09:46
        Цитата: 25ru
        С "Полтавы".

        "Самый длинный линкор в мире". 2 башни в Севастополе, 2 - во Владивостоке. laughing
  3. rudolff 24 июня 2015 08:59
    На последней фото, если мне память не изменяет, 302 мм орудие на ж/д транспортере. Стояло в форте Красная горка, рядом с Серой лошадью. Потом вроде перетащили в Москву на Поклонную.
    1. Alexey RA 24 июня 2015 11:33
      Цитата: rudolff
      На последней фото, если мне память не изменяет, 302 мм орудие на ж/д транспортере.

      Установка ТМ-3-12. Орудие 305 мм/52 калибра - аналогичные стоявшим на ЛК типа "Севастополь" и "Императрица Мария.
      1. rudolff 24 июня 2015 13:38
        Да, точно! Транспортер ТМ-3-12 с 305мм.
  4. bred.st 24 июня 2015 09:43
    А статья хорошая. Просьба к автору сможет ли он найти больше информации о железнодорожных орудиях действующих с острова Котлин.

    Цитата: rudolff
    На последней фото, если мне память не изменяет, 302 мм орудие на ж/д транспортере. Стояло в форте Красная горка, рядом с Серой лошадью. Потом вроде перетащили в Москву на Поклонную.

    Эти форты стояли по разным берегам Финского залива. Тем более что еще в 20-гг форт "ИНО"( он же "Серая лошадь") был взорван.
    bred.st
    1. ABM 24 июня 2015 20:01
      Серая Лошадь на южном берегу Финского залива. Взорван Ино
      ABM
  5. rudolff 24 июня 2015 10:29
    bred.st, в Серой лошади у нас лагерь был от Ленкома. Часть сооружений форта уничтожены, часть затоплены, но некоторые еще остались. Красная горка рядом. Что-то вроде музея под открытым небом. Раньше еще и воинская часть там была, не знаю как сейчас.
  6. ТОР2 24 июня 2015 11:30
    Неплохо было бы продолжить традиции. Например создать противокорабельный комплекс ЖД базирования.
  7. Alexey RA 24 июня 2015 11:46
    К концу июля 1941 года под Ленинградом находилось три батареи железнодорожной артиллерии: №11 - три 356-мм, № 12 - четыре 180-мм и №18 - четыре 180-мм орудия. Все эти подразделения приняли участие в боях за Лужский оборонительный рубеж.

    Есть в истории 180-мм орудий один тёмный момент. Это касается службы их у финнов. Официально считается, что финнам на Ханко досталось 3 установки ТМ-3-12 и 4 ТМ-1-180, которые они худо-бедно восстановили.
    Но:
    По данным финского железнодорожного музея, еще до обретения «ханковских» транспортеров, летом 1941 года, финны в период их наступления на Карельском перешейке, когда они вернули территории, оставленные по результатам «зимней» войны, и вышли на прежнюю советско-финскую границу, «в числе прочих военных трофеев захватили в районе Ваммелйоки — Ино еще 2 железнодорожных артиллерийских транспортера со 180/57-NI пушками, паровоз и 15 вагонов».

    В отечественной литературе об этом говорится крайне мало, и можно было бы списать данное утверждение на пропаганду - если бы не одно но. После капитуляции финнов у них было найдено 6 (шесть) транспортёров ТМ-1-180.
    Пять 180-мм железнодорожных артустановок (со стволами №№ 54, 72, 86, 88 и 102) были обнаружены в местечке Бредторп. Шестой транспортер этого типа находился в то время на ремонте в городе Ювяскюля.
    1. aviator1913 24 июня 2015 11:58
      Интересный факт.
      1. Alexey RA 24 июня 2015 18:11
        Фотографии ТМ-1-180 на финской службе:
        http://rufort.info/library/bragin/180_mm_Finish_guns/index.html
  8. Rostislav 24 июня 2015 19:09
    Спасибо автору. Как всегда, - интересно и информативно.
  9. ABM 24 июня 2015 20:09
    На военнно-морском полигоне под Ленинградом было и 406 мм орудие, проходившее там испытание для новых ЛК пр. 23 "Советский Союз"
    ABM
  10. ABM 25 июня 2015 09:17
    Цитата: rudolff
    На последней фото, если мне память не изменяет, 302 мм орудие на ж/д транспортере. Стояло в форте Красная горка, рядом с Серой лошадью. Потом вроде перетащили в Москву на Поклонную.


    вот на Поклонной
    ABM
  11. ABM 25 июня 2015 09:20
    вот ТМ-1-180 с Поклонной горы
    ABM
  12. papont64 25 июня 2015 10:30
    Теперь новые игрушки МБР на ж.д. платформах.
  13. Sling 25 июня 2015 12:31
    Шикарная статья "+". Открывает новые горизонты познания техники в целом, и применение их в DVD2/
Картина дня