Железнодорожная артиллерия Балтийского флота в обороне Ленинграда

Железнодорожная артиллерия Балтийского флота в обороне Ленинграда


В обороне Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны активное участие принимала морская железнодорожная артиллерия Краснознаменного Балтийского флота. К июню 1941 года промышленность изготовила и передала в состав всех наших флотов 11 железнодорожных артиллерийских батарей из 37 орудий-транспортеров, включавших в себя: шесть 356-мм пушек, девять 305-мм, два 203-мм и двадцать 180-мм. Предназначались они для обстрела морских целей. Возможность быстрой смены огневых позиций, т. е. совершать переходы вдоль морского побережья, была главным преимуществом артиллерийских железнодорожных систем перед стационарными.

К концу июля 1941 года под Ленинградом находилось три батареи железнодорожной артиллерии: №11 - три 356-мм, № 12 - четыре 180-мм и №18 - четыре 180-мм орудия. Все эти подразделения приняли участие в боях за Лужский оборонительный рубеж. Своим огнем батареи прикрывали развертывание войск на рубеже реки Луга, юго-восточнее Кингисеппа, поддерживали их в обороне, нанося огневые удары по местам скопления пехоты и техники противника. Боевое использование батарей носило характер набеговых действий, во время которых 1-2 транспортера выдвигались на временные огневые позиции, которые располагались в 6-10 км от линии фронта. С целью отвлечения внимания врага наши моряки умело использовали артиллерию бронепоезда, который вел огонь по фашистам одновременно с транспортерами. После выполнения поставленной задачи железнодорожные транспортеры оставляли временные огневые позиции и отходили в укрытие. Применение подобных набегов объясняется тем, что в то время вражеская авиация имела превосходство в воздухе и вела усиленное наблюдение за железными дорогами.


В период боев на Лужском оборонительном рубеже, летом 1941 года, создавались железнодорожные артиллерийские батареи с орудиями среднего калибра. Строили их рабочие завода «Большевик» и депо Октябрьской железной дороги. В качестве ходовых частей артиллерийских транспортеров использовались специально подготовленные 50-тонные железнодорожные платформы. На них ставились артиллерийские орудия. Недостаток подготовленных кадров вызвал необходимость комплектования этих батарей артиллеристами с кораблей. Когда не хватало матросов, орудийные расчеты пополнялись рабочими-добровольцами, строившими транспортеры. В качестве командного состава частично использовались инженеры заводов. За сравнительно короткий срок (3-4 месяца), в городе на Неве было создано 29 железнодорожных артиллерийских батарей с общим числом 70 артустановок калибра 100, 130 и 152 мм. Крупные работы проводились по строительству и оборудованию огневых позиций, которых с августа по середину сентября было построено 415.

Используя густую сеть Ленинградского железнодорожного узла и вновь построенные огневые позиции, железнодорожная артиллерия появлялась в самых неожиданных для противника местах и наносила удары по его глубоким тылам, уничтожая штабы, резервы, живую силу и технику. Батареи, действовавшие в составе армейских частей, широко привлекались для стрельбы по атакующим танкам и пехоте на дальностях, не превышающих 5-8 км.

После стабилизации линии фронта под Ленинградом возникла необходимость объединить все железнодорожные артиллерийские батареи под единым командованием. В начале января 1942 года была сформирована 101-я морская бригада железнодорожной артиллерии. В ее состав вошли: 401-й дивизион - 10 орудий 180-мм калибра; 402, 403 и 404-й дивизионы - 32 орудия 130-мм калибра; 406-й дивизион - 4 орудия 130-мм калибра и 4 орудия 120-мм калибра; 407-й дивизион из орудий смешанного калибра, имевший двухорудийную батарею 100-мм калибра и 2 двухорудийные 152-мм батареи. Кроме того, в состав 407-го артиллерийского дивизиона включили в качестве средства ПВО 2 двухорудийные батареи калибра 45 и 88 мм. Трехорудийная батарея № 11, вооруженная 356-мм орудиями, вошла в состав новой бригады как отдельная.

Железнодорожная артиллерия Балтийского флота в обороне Ленинграда


С 1942 года 101-я бригада была основным соединением Балтийского флота, выполнявшим боевые задачи по контрбатарейной борьбе. Так, например, за два года артиллерия флота в этих целях израсходовала свыше 189 тыс. снарядов, из них железнодорожная - около 144 тыс., то есть 76%. Кроме того, она обеспечивала огневую поддержку войскам Ленинградского фронта, прикрывала места сосредоточения войск 42-й армии, защищала морские коммуникации Ленинграда с Кронштадтом и Ораниенбаумом.

Наряду с ведением контрбатарейной борьбы бригада систематически наносила огневые удары по узлам сопротивления фашистских войск, тыловым объектам и резервам. В нанесении подобных ударов участвовала одна или несколько батарей. Зачастую для этого привлекались и отдельные железнодорожные транспортеры крупнокалиберных орудий. Это имело свои преимущества: для транспортера легче было создать условия маскировки и осуществить более быструю смену позиций.

Во избежание потерь в людях и технике, для каждого транспортера возводилось несколько огневых позиций. Например, для трех транспортеров батареи № 18 их было оборудовано 12, первая из которых находилась в 2,5 км от линии фронта, а последняя - в 4-5 км. Минимальное удаление огневых позиций от передовой было вызвано тем, что наиболее важные вражеские объекты располагались в глубине его обороны и с дальних позиций были недосягаемы.

Транспортеры батарей № 12, 18 и 19 часто совершали выходы к линии фронта с целью нанесения огневых ударов по фашистским тылам. Транспортеры только одной батареи № 19 сделали за 1942 год свыше 120 боевых выходов. Во всех случаях стрельбы проводились с большой эффективностью. Так, 23 июля 1942 года третий транспортер батареи № 19 произвел огневой налет на перекресток дорог в районе Красного Села, в результате чего была рассеяна мотоколонна врага и на целые сутки выведена из строя шоссейная дорога. Затем он обстрелял железнодорожную станцию Красное Село, где уничтожил стоявший на путях эшелон с боеприпасами.

В 1942 году советскими зенитчиками был сбит фашистский самолет-разведчик. Пилот, выбросившийся с парашютом, был взят в плен и на допросе сообщил, что в его задачу входил поиск советской неуловимой дальнобойной артиллерийской батареи. Однако гитлеровцы, как ни пытались, так и не нашли сколько-нибудь серьезного противодействия нашим железнодорожным артиллерийским установкам. Большую роль в этом сыграла разработка специалистами НИМАП беспламенных зарядов. Их изготавливали на базе обычных пироксилиновых порохов с помощью введения специальных добавок. Такими зарядами в первую очередь обеспечивались железнодорожные установки, что лишало фашистских артиллеристов возможности засекать по вспышкам, особенно в ночное время, наши батареи, ведущие огонь.

Уничтожение долговременных сооружений и прорыв глубоко эшелонированной вражеской обороны в период наступления требовали максимального использования артиллерии, имевшей дальнобойные орудия и снаряды большой разрушительной силы. Поэтому, во время подготовки к операции проводилась рекогносцировка местности и выбирались новые огневые позиции, которые, как и железнодорожные пути, строились инженерным отделом флота или саперами взаимодействующих соединений. Перегруппировка батарей осуществлялась за 2-3 часа до начала операции. Немалое внимание оказывалось организации систематического общения офицеров-артиллеристов с представителями общевойсковых соединений, что способствовало полному взаимопониманию и договоренности по вопросам планирования артиллерийского огня. Штабы дивизионов обеспечивались разведывательными картами с нанесенными огневыми системами противника, его оборонительными сооружениями и складами.

В ходе наступления особое значение приобретал маневр артиллерии. Так, после освобождения Ропши в январе 1944 года батареи перешли на новые позиции и продолжали содействовать огнем наступавшим частям, маневрируя колесами и траекториями. Для более эффективного их использования 24 января бригаду временно подчинили командующему артиллерией Ленинградского фронта. В январе 1944 года она провела 531 стрельбу, израсходовав 10500 снарядов калибра 100-356 мм. В ходе Выборгской операции в июне 1944 года батареи совершили маневр и первыми из артиллерийских частей флота и фронта нанесли огневой удар по вражеским укреплениям в Выборге.

Железнодорожная артиллерия Балтийского флота в обороне Ленинграда


Только с 10 по 15 июня они сменили 25 позиций. Такой маневр позволял воздействовать артиллерией флота по наиболее важным объектам противника. Бригада обеспечивала высадку морской пехоты и частей сухопутных войск на острова в Выборгском заливе, для чего ее батареи были развернуты от Койвисто до Выборга. В ходе этих боевых действий,
в районе станции Сомме погибла часть личного состава 407-го дивизиона, в том числе его командир подполковник Н. 3. Волновский и командир батареи капитан М.А. Кобец. В честь погибших воинов, Сомме была переименована в станцию Матросская, а на братской могиле сооружен обелиск.

В ноябре 1944 года значительная часть железнодорожных артиллерийских батарей была передислоцирована в Прибалтику. В боевых действиях на подступах к Мемелю (ныне Клайпеда) участвовали шесть 152-мм и девять 130-мм пушек. Огневые позиции располагались в 17-18 км от порта. Для разведки и корректировки огня использовалась корректировочная авиация флота. В качестве целей выбирались транспорты, миноносцы, буксиры, самоходные баржи. По живой силе и технике на причалах порта наносились сосредоточенные удары двух или трех батарей.

Железнодорожная артиллерия Балтийского флота в обороне Ленинграда


После освобождения 28 января 1945 года Мемеля для артиллерийской поддержки советских войск, действующих против курляндской группировки врага, были сформированы либавская (десять 180-мм, девять 130-мм и двенадцать 152-мм орудий) и тукумская (семнадцать 130-мм орудий) артиллерийские группы. На этих направлениях морская артиллерия вела контрбатарейную борьбу, наносила удары по местам вражеского сопротивления, опорным и наблюдательным пунктам, штабам, сухопутным коммуникациям. Батареи уничтожали транспорты в Либавском порту. В конце апреля 1945 года дивизионы железнодорожной артиллерии были переданы в оперативное подчинение 51-й и 67-й армий.

Часть батарей бригады в составе трех 180-мм, двадцати 130-мм орудий в апреле 1945 года приняла участие в штурме Кенигсберга. А три 180-мм и семнадцать 130-мм орудий помогали войскам при захвате военно-морской базы Пиллау. Под Кенигсбергом морская железнодорожная артиллерия вела огонь по объектам (мостам, причалам и фортам), которые находились вне досягаемости полевой артиллерии. С 4 по 9 апреля она провела 117 стрельб, израсходовав 1519 снарядов. В районе Пиллау артбатареи находились в оперативном подчинении командующего артиллерией 39-й армии. Они были введены в группу артиллерии дальнего действия армии и выполняли задачи контрбатарейной борьбы и разрушения целей в глубине обороны противника.

С декабря 1944 до мая 1945 года в обеспечении наступления сухопутных войск участвовали 8 артиллерийских дивизионов и 2 отдельные батареи морской железнодорожной артиллерии, всего 62 орудия калибра от 130 до 180 мм. Проведя с декабря 1944 по апрель 1945 года 837 стрельб и, израсходовав при этом 15028 снарядов, они потопили 8 и повредили 5 судов, уничтожили 7 железнодорожных эшелонов, разрушили долговременные сооружения в 22 опорных пунктах, в 508 случаях подавили огонь батарей и в 62 вызвали взрывы и пожары.

В наступательных операциях оправдала себя практика оперативного подчинения частей железнодорожной артиллерии, или в целом бригады, штабу общевойсковой армии, которая проводила эту операцию.

Железнодорожная артиллерия Балтийского флота в обороне Ленинграда


Опыт войны доказал, что в период боевой работы на приморском направлении морская железнодорожная артиллерия успешно обеспечивала защиту морского побережья огромной протяженности, имевшего достаточно развитую железнодорожную сеть и не защищенные стационарной артиллерией участки. Создавала артиллерийскую оборону морского побережья и военно-морских баз на территории, освобожденной от противника, когда установка стационарных береговых батарей в короткие сроки была невозможна. Дальнобойность, высокая скорострельность, мощная разрушительная сила в сочетании с подвижностью - все это давало возможность использовать этот вид артиллерии для решения весьма большого круга задач.

Источники:
Широкорад А. Время больших пушек. Битва за Ленинград и Севастополь. М.: АСТ, 2010. С.15-24.
Брагин В. Пушки на рельсах. М.: Издание автора, 2006. С. 308, , 342-348.
Шевченко C., Перечнев Ю. Морская железнодорожная артиллерия КБФ в Великой Отечественной войне. // Военно-исторический журнал. 1976. №2. С. 85-87.
Амирханов Л. Морские пушки на железной дороге. СПб.: Иванов и Лещинский, 1994. С. 48-54.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 27
  1. qwert 24 июня 2015 07:10
    Видел вживую железнодорожное орудие. Впечатляет. Мощная штука. И мобильная.
    1. insafufa 24 июня 2015 08:10
      Жалко их в Крыму не было, в 42м тогда стационарные орудия помогали снятые с линкоров царских
      1. 25ru 25 июня 2015 04:26
        Цитата: insafufa
        Жалко их в Крыму не было, в 42м тогда стационарные орудия помогали снятые с линкоров царских

        Во первых, у вас на фото - послевоенная модернизация. Две башенные установки по три орудия. Изначально на батарее № 30 и № 35 были башенные спарки. Никакого отношения к линкорам не имевшие. Если не брать в рассмотрение КДП. Линкорные башенные орудия стоят (в виде части экспозиции музея) на острове Русском - вот они с "Полтавы".
    2. EGOrkka 24 июня 2015 13:37
      Знал что были такие системы но в таких количествах.....?????!!!!!! Мощные штуковины !!!!!
    3. Гражданский 24 июня 2015 22:25
      Интересно, автор, а где брали такие стволы? С каких проектов? А снаряды к ним? Уж не с Марата например, их снимали?
  2. qwert 24 июня 2015 08:44
    Цитата: insafufa
    Жалко их в Крыму не было, в 42м тогда стационарные орудия помогали снятые с линкоров царских

    В аккурат такие на острове Русский во Владике стоят. Трехорудийные с Императрицы Марии. Вроде до сих пор живы.
    1. insafufa 24 июня 2015 08:55
      Цитата: qwert
      Цитата: insafufa
      Жалко их в Крыму не было, в 42м тогда стационарные орудия помогали снятые с линкоров царских

      В аккурат такие на острове Русский во Владике стоят. Трехорудийные с Императрицы Марии. Вроде до сих пор живы.

      В Крыму до сих пор 30 батарея деиствует
      я имел что железнодорожных не было в 42 в Крыму
      1. Alexey RA 24 июня 2015 11:57
        Цитата: insafufa
        я имел что железнодорожных не было в 42 в Крыму

        Они мало бы чем помогли. Без господства в воздухе ж/д артустановки долго не живут.
        Проверено в 1944 году на Карельском перешейке:
        Несмотря на умело применяемое финнами рассредоточение орудий батареи и искусную их маскировку, 15 июня 1944 года советские штурмовики изловили-таки 180-мм финскую железнодорожную батарею на запасном пути между Яппиля и Сейвясте. В итоге в боевых порядках у финнов осталось только две полностью исправных артустановки. Был полностью выведен из строя паровоз, сожжены или потеряли способность двигаться 3 вагона-погреба, вагон-центральный пост, ремонтный вагон, а также все вагоны размещения личного состава и его обеспечения...

        И в 1945 под Берлином, когда две немецкие 280-мм ж/д АУ были выведены из строя БШУ в первый же день наступления.
      2. 25ru 25 июня 2015 04:43
        Цитата: insafufa
        В Крыму до сих пор 30 батарея деиствует

        Не действует. Музей. Крайние боевые -1997год. Считаете, целесообразно возобновить производство снарядов калибра 305мм? Боюсь, не удастся - экономически не обоснованно. Приморские запасы успешно улетели в атмосферу на складах в Боец Кузнецов.
    2. 25ru 25 июня 2015 04:34
      Цитата: qwert
      В аккурат такие на острове Русский во Владике стоят. Трехорудийные с Императрицы Марии. Вроде до сих пор живы.

      С "Полтавы". С "Марии" все продали.
      1. Alexey RA 25 июня 2015 09:46
        Цитата: 25ru
        С "Полтавы".

        "Самый длинный линкор в мире". 2 башни в Севастополе, 2 - во Владивостоке. laughing
  3. rudolff 24 июня 2015 08:59
    На последней фото, если мне память не изменяет, 302 мм орудие на ж/д транспортере. Стояло в форте Красная горка, рядом с Серой лошадью. Потом вроде перетащили в Москву на Поклонную.
    1. Alexey RA 24 июня 2015 11:33
      Цитата: rudolff
      На последней фото, если мне память не изменяет, 302 мм орудие на ж/д транспортере.

      Установка ТМ-3-12. Орудие 305 мм/52 калибра - аналогичные стоявшим на ЛК типа "Севастополь" и "Императрица Мария.
      1. rudolff 24 июня 2015 13:38
        Да, точно! Транспортер ТМ-3-12 с 305мм.
  4. bred.st 24 июня 2015 09:43
    А статья хорошая. Просьба к автору сможет ли он найти больше информации о железнодорожных орудиях действующих с острова Котлин.

    Цитата: rudolff
    На последней фото, если мне память не изменяет, 302 мм орудие на ж/д транспортере. Стояло в форте Красная горка, рядом с Серой лошадью. Потом вроде перетащили в Москву на Поклонную.

    Эти форты стояли по разным берегам Финского залива. Тем более что еще в 20-гг форт "ИНО"( он же "Серая лошадь") был взорван.
    bred.st
    1. ABM 24 июня 2015 20:01
      Серая Лошадь на южном берегу Финского залива. Взорван Ино
      ABM
  5. rudolff 24 июня 2015 10:29
    bred.st, в Серой лошади у нас лагерь был от Ленкома. Часть сооружений форта уничтожены, часть затоплены, но некоторые еще остались. Красная горка рядом. Что-то вроде музея под открытым небом. Раньше еще и воинская часть там была, не знаю как сейчас.
  6. ТОР2 24 июня 2015 11:30
    Неплохо было бы продолжить традиции. Например создать противокорабельный комплекс ЖД базирования.
  7. Alexey RA 24 июня 2015 11:46
    К концу июля 1941 года под Ленинградом находилось три батареи железнодорожной артиллерии: №11 - три 356-мм, № 12 - четыре 180-мм и №18 - четыре 180-мм орудия. Все эти подразделения приняли участие в боях за Лужский оборонительный рубеж.

    Есть в истории 180-мм орудий один тёмный момент. Это касается службы их у финнов. Официально считается, что финнам на Ханко досталось 3 установки ТМ-3-12 и 4 ТМ-1-180, которые они худо-бедно восстановили.
    Но:
    По данным финского железнодорожного музея, еще до обретения «ханковских» транспортеров, летом 1941 года, финны в период их наступления на Карельском перешейке, когда они вернули территории, оставленные по результатам «зимней» войны, и вышли на прежнюю советско-финскую границу, «в числе прочих военных трофеев захватили в районе Ваммелйоки — Ино еще 2 железнодорожных артиллерийских транспортера со 180/57-NI пушками, паровоз и 15 вагонов».

    В отечественной литературе об этом говорится крайне мало, и можно было бы списать данное утверждение на пропаганду - если бы не одно но. После капитуляции финнов у них было найдено 6 (шесть) транспортёров ТМ-1-180.
    Пять 180-мм железнодорожных артустановок (со стволами №№ 54, 72, 86, 88 и 102) были обнаружены в местечке Бредторп. Шестой транспортер этого типа находился в то время на ремонте в городе Ювяскюля.
    1. aviator1913 24 июня 2015 11:58
      Интересный факт.
      1. Alexey RA 24 июня 2015 18:11
        Фотографии ТМ-1-180 на финской службе:
        http://rufort.info/library/bragin/180_mm_Finish_guns/index.html
  8. Rostislav 24 июня 2015 19:09
    Спасибо автору. Как всегда, - интересно и информативно.
  9. ABM 24 июня 2015 20:09
    На военнно-морском полигоне под Ленинградом было и 406 мм орудие, проходившее там испытание для новых ЛК пр. 23 "Советский Союз"
    ABM
  10. ABM 25 июня 2015 09:17
    Цитата: rudolff
    На последней фото, если мне память не изменяет, 302 мм орудие на ж/д транспортере. Стояло в форте Красная горка, рядом с Серой лошадью. Потом вроде перетащили в Москву на Поклонную.


    вот на Поклонной
    ABM
  11. ABM 25 июня 2015 09:20
    вот ТМ-1-180 с Поклонной горы
    ABM
  12. papont64 25 июня 2015 10:30
    Теперь новые игрушки МБР на ж.д. платформах.
  13. Sling 25 июня 2015 12:31
    Шикарная статья "+". Открывает новые горизонты познания техники в целом, и применение их в DVD2/

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня