"Бэттл", не оправдавший надежд



В Королевских ВВС Великобритании, еще с Первой мировой войны, наряду с тяжелыми машинами находились на вооружении и легкие одномоторные бомбардировщики. Первым в списке таких самолетов стоит двухместный биплан «Де-Хэвилленд» DН.4. Англичане посчитали опыт применения DН.4 удачным, и линия развития машин этого класса продолжилась. В 1932 году Министерство авиации выпустило требование на создание очередного легкого бомбардировщика, который заменил бы устаревшие бипланы Хоукер «Хат».


Из четырех компаний, представивших свои варианты, постройку прототипов заказали лишь двум фирмам – «Фэйри» и «Армстрснг Уитворт». Наиболее современным выглядел проект Марселя Лобеля, главного конструктора фирмы «Фэйри». Это был обтекаемый моноплан с убираемым шасси и экипажем из двух человек: летчика и стрелка, имевших раздельные кабины. Из стрелкового вооружения - два пулемета калибра 7,7 мм, один у стрелка, а второй в правой консоли крыла, из которого огонь вел пилот.

Лобель ещё на стадии проекта отказался от применения радиальных двигателей воздушного охлаждения, не желая ухудшать аэродинамику. Руководство фирмы предложило военным семейство своих моторов жидкостного охлаждения «Принс» Р.12, Р.16 и Р.24 (цифра означала количество цилиндров), однако выбор пал на «Роллс-Ройс» «Мерлин» взлетной мощностью 1030 л.с.

После продувок модели в аэродинамической трубе, для снижения сопротивления решили выполнить один общий застекленный фонарь на две кабины. Такой фонарь был необходим ещё и потому, что в экипаж, по требованию военных, добавлялся при необходимости и штурман-бомбардир. Он находился между стрелком и летчиком, а во время прицеливания и сброса бомб занимал место на полу. Четыре бомбы по 250 фунтов (113,5 кг) подвешивались в бомбоотсеках в корневой части крыла (по паре в каждой плоскости). Имелись наружные узлы, на которые можно было взять ещё 500 фунтов (227 кг) бомб.

Впервые фирма «Фэйри» выпускала цельнометаллический самолет с фюзеляжем типа полумонокок с работающей обшивкой и широким использованием деталей из легких сплавов. Двухлонжеронное крыло имело закрылки и элероны. Топливные баки располагались в крыле и фюзеляже. Основные стойки шасси с одним колесом убирались назад по полёту в крыло, причём колеса не разворачивались и наполовину выступали. Это выполнили для того, чтобы в случае не выпуска шасси можно было сесть на фюзеляж с минимальными повреждениями.

"Бэттл", не оправдавший надежд


В начале 1936 года первая машина была готова, и в марте Крис Станилэнд впервые поднял ее в воздух с аэродрома в Хэйсе. Оснащённый сначала трехлопастным винтом постоянного шага "Фэйри-Рид" с обтекателем, прототип выглядел очень элегантно. Но характеристики бомбардировщика, несмотря на почти «истребительную» внешность, оказались невысокими. Мощности мотора в 1030 л.с. явно не хватало. Хотя управление машины нареканий не вызывало, максимальная скорость на высоте 4575 м составляла лишь 414 км/ч. Если же экипаж увеличивался до трех человек, то это число падало до 368 км/ч (на 4000 м).

Самолёт с такой скоростью и небольшой бомбовой нагрузкой, к тому же защищенный сзади лишь одним пулеметом винтовочного калибра, трудно было назвать перспективным. Но Королевские ВВС очень нуждались в обновлении самолетного парка, а более современные бомбардировщики ещё только проектировались и их серийный выпуск не мог начаться быстро. И в этой ситуации военные решили принять на вооружение элегантный, но в общем неудачный «Бэттл» - так стал называться бомбардировщик с апреля 1933 года.

Серийный выпуск развернули в Сокпорте, а затем к сборке подключился ещё завод фирмы «Остин» в Бирмингеме. Вместе они собрали до ноября 1940 года 2217 «Бэттлов». Серийные машины отличались от прототипа новым винтом изменяемого шага Де-Хевилленд и более длинным фонарем кабины. Первые 136 «Бэттлов» имели двигатель «Мерлин» I, а затем бомбардировщики получили «Мерлин» II и, наконец, «Мерлин» III взлетной мощностью 1440 л.с. На некоторых машинах устанавливался высотный «Мерлин» V. В зависимости от порядкового номера двигателя называлась и соответствующая модель бомбардировщика: «Бэттл» Мк I, II, III или V. Хотя еще раньше, летом 1937 года, обозначение Мк II получил проект облегченного «Бэттла» с увеличенной до 2253 км дальностью и скоростью в 410 кем/ч. Однако до выпуска дело не дошло.

Вторым направлением развития базовой машины стал легкий бомбардировщик, который разработали по заданию R4/34. Этот самолет оснастили крылом меньшей площади, усовершенствованной мотоустановкой и новым шасси. Основные стойки теперь убирались не назад, а вдоль размаха крыла в сторону фюзеляжа. Колеса полностью скрывались в крыле и прикрывались щитками. Новая машина оказался гораздо быстроходнее предшественника, однако здесь основную роль сыграло то, что нормальная бомбовая нагрузка была уменьшена вдвое.

Осенью 1937 года этот бомбардировщик на заводском аэродроме продемонстрировали советской делегации, в состав которой входили П.В. Рычагов и С.П. Супрун. Они ознакомились с самолетом на земле и в полете. Машина была оценена положительно. Летчики рекомендовали советскому руководству приобрести один экземпляр для изучения. Через торгпредство сделали предложение фирме, но получили категорический отказ со ссылкой на запрет Министерства авиации. Но уже летом 1938 года "Фэйри" сама предложила Советскому Союзу купить лицензию за 62000 фунтов. Однако, управление материально-технического снабжения ВВС РККА отказалось, пояснив, что от новой машины нам интересна только винто-моторная группа, и сделка не состоялась. Стоит отметить, что самолет, разработанный по заданию Р.4/34, также не вошел в серию в своем изначальном виде, однако послужил основой для серийного тяжелого палубного истребителя «Фулмар».

Для ускорения обучения летчиков несколько машин первых выпусков оснастили двойным управлением и передали в 63-ю эскадрилью, базирующуюся в Апвуде. Именно эта эскадрилья в начале 1937 года стала первой строевой частью, переучившейся на новые бомбардировщики, в 1937-м 1938-м к ней добавились еще 17 эскадрилий Королевских ВВС.




С началом войны в Европе, в сентя6ре 1939 года, 10 эскадрилий «Бэттлов» перелетели во Францию, где вошли в состав объединенных воздушных сил союзников. 20 сентября именно стрелок «Бэттла» из 226-й эскадрильи открыл счет сбитым немецким самолетам, сумев уничтожить Bf.109. В течение первого месяца войны английские самолеты выполнили ряд разведывательных полетов и ночных бомбардировок целей в Германии. Невысокая скорость и слабая защита самолёта делали такие вылеты очень опасными. И 30 сентября из пяти «Бэттлов» 50-й эскадрильи, появившиеся над Саарбрюккеном, «Мессершмитты» сбили четыре.

Чтобы хоть как-то повысить живучесть самолета и усилить вооружение, англичане стали ставить дополнительно пулемёт снизу и стальные листы для защиты экипажа. Но это не решило до конца всех проблем, и две эскадрильи вернулись в Англию, чтобы перевооружиться на более современные «Бленхэймы».

Когда в 1940 году вермахт пересек границы Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга, в Европе еще оставались 110 боеготовых «Бэттлов». Для бомбардировок наступающих немецких частей англичане решили применить новую тактику. Поскольку на средних и больших высотах одномоторные «Фейри» были практически беззащитны от нападений истребителей, экипажи выполняли атаки с бреющего полета на малых высотах. Но интенсивный зенитный огонь с земли из всех видов стрелкового вооружения оказался не менее губительным, чем снаряды «мессершмиттов». В первый же день 10 мая из 36 «Бэттлов», атакующих гитлеровцев на границе с Люксембургом, было сбито 13. На следующий день после такого же боевого вылета из восьми бомбардировщиков на свой аэродром вернулся лишь один. А группу из пяти «Бэттлов», пытавшуюся разрушить мосты через канал Альберта в Белыми, уничтожили в полном составе.



Потери слабо вооружённых и тихоходных бомбардировщиков продолжали расти с каждым днем. 14 мая из 62 самолетов восьми эскадрилий, отправившихся на боевые задания, не вернулось 35. Наибольшие потери понесла 216-я эскадрилья. Из 11 ее самолетов было уничтожено 10. От полного истребления «Бэттлов» спасло только быстрое наступление вермахта, вынудившее англичан эвакуировать с континента все свои войска, и к 15 июня самолетов Королевским ВВС во Франции не осталось. После столь неудачного начала военной карьеры, вернувшиеся в Англию бомбардировщики стали быстро сниматься с вооружения. Последней боеготовой частью оставалась 98-я эскадрилья, её «Бэттлы» выполняли разведывательные полёты и поиск немецких подлодок до июля 1941 года, взлетая с аэродрома в Рейкьявике.



Оставшимся не у дел бомбардировщикам необходимо было найти применение. Еще в середине 1939 года проходил испытания вариант «Бэттла» в качестве буксировщика мишеней с лебедкой (стрельбу по цели могли вести как стрелки других самолётов, так и зенитчики). Самолет признали удачным и на фирме «Остин» таким образом доработали в 1940 году 200 машин, получивших обозначение «Бэттл» (ТТ). Был создан и вариант (Т) - учебный и вывозной самолет для пилотов истребительной авиации с раздельными кабинами курсанта и инструктора. И здесь количество заказанных машин равнялось 200, а первые учебные «Бэттлы» поступили в училища в 1940 году. Кроме лётчиков, свою тренировочную модификацию «Бэттла» получили и воздушные стрелки - на самолете вместо второй кабины ставилась турель Бристоль Тип.1 с одним пулеметом калибра 7,7 мм.

Широко использовали «Бэттлы» в качестве летающей лаборатории по испытанию различных авиационных двигателей. На 17 самолётах облетали целый рад моторов: «Нэпир» «Сейбр» и «Дэггер» VIII, «Бристоль» «Таурус» и «Геркулес», «Роллс-Ройс» «Экс» и «Перегрин», и различные модификации «Мерлина». Самым мощным среди испытываемых моторов был 2000-сильный «Принс» Р.24 фирмы «Фэйри». Правда, на полную мощность ни в одном полете двигатель не выводили, но, по расчетам максимальная скорость на «полном газу» должна была составлять 587 км/ч.

Фирма «Фэйри» поставляла свои бомбардировщики и в другие страны. Еще в 1937 году «Бэттлами» заинтересовалось бельгийское правительство. Недорогой одномоторный бомбардировщик с экипажем из 2-3 человек идеально подходил для этой небольшой страны. И в марте 1938 года на вооружение 5-й и 7-й эскадрилий бельгийских ВВС поступили 16 «Бэттлов». Они отличались от машин, летавших в Англии, более длинным воздухозаборником радиатора снизу. К 10 мая 1940 года в строю оставалось 14 боеготовых бомбардировщиков. Военная судьба этих машин оказалась такой же неудачной, как и у их английских коллег. Бельгийским «Бэттлам» удалось выполнить единственный вылет на бомбардировку трех мостов черед канал Альберта, причем из девяти самолётов шесть было сбито.



В конце 1938 года 40 «Бэттлов» купила Турция. В это же время Королевские ВВС передали 12 машин Греции. Эти «Бэттлы» в составе 3З-й эскадрильи греческих ВВС успели повоевать против итальянцев в октябре 1940 года. Один бомбардировщик получила Польша, а после ее капитуляции экипажу удалось перелететь на Ближний Восток. 8 апреле 1939 года экземпляр «Бэттла» англичане направили в Южную Африку. Бомбардировщик выполнял разведывательные полеты над Сомали, но 19 июня 1940 года итальянцам удалось его сбить. Вскоре прибыли следующие 12 машин, выполнявшие боевые вылеты до августа 1941-го. В 1942 году южноафриканские ВВС получили дополнительные 150 «Бэттлов» в двухместном учебном варианте и в качества буксировщиков мишеней.

Значительное количество учебных «Бэттлов» англичане передали Австралии. Первые самолеты прибыли в Мельбурн в апреле 1940 года, а до конца 1943-го австралийцы получили 304 «Бэттла» для тренировки лётчиков и 30 буксировщиков мишеней. Еще больше одномоторных «Фейри» досталось Канаде – 736. Из них 200 самолетов переделали на заводе фирмы «Фэйрчалд» в Квебеке в варианте для тренировки стрелков, установив сзади турель с пулеметом. Одна из канадских машин летала с двигателем Райт "Циклон" воздушного охлаждения. Несколько 6уксировщиков мишеней передали в Индию, где они использовались в зенитной школе в Карачи.



Рождённым бомбардировщиком, «Бэттл» заканчивал свою летную карьеру учебным самолётом и в этом качестве прослужил до самого конца Второй мировой войны. Но это было очень слабым утешением его создателям. Построенный довольно большой серией, этот элегантный на вид самолет не оправдал возложенных на него надежд и в боевом применении оказался очень неудачным. Война в итоге доказала нежизнеспособность такого класса бомбардировщиков.



После войны изрядно изношенные машины быстро отправили на слом и даже забыли сохранить несколько образцов для музеев. Лишь в середине шестидесятых годов из двух обнаруженных в разных местах останков самолетов собрали один для английского музея авиации в Хендоне. Этот самолет экспонируется и в настоящее время.



Источники:
Котельников В. Проигравший битву АвиаМастер. 2002. №1. С. 8-16.
Колов С. Фэйри "Бэттл" - элегантный неудачник. // Крылья Родины. С.25-27.
Котельников В. Авиация Великобритании во второй мировой войне Бомбардировщики Часть II. // авиационный сборник. №7. С. 1-7.
Даниэль Дж.Марч. Английские военные самолеты Второй мировой войны. М.: АСТ. 2002. С. 103-106.
Автор:
Инженер-технарь
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти