Человекоуправляемая торпеда Marder (Германия)

Немецкая человекоуправляемая торпеда Neger, созданная в начале 1944 года, имела массу недостатков. Военнослужащим соединения Kleinkampfverbande, эксплуатировавшего такую технику, приходилось мириться с малой скоростью, плохой управляемостью, неудобством нахождения в кабине и вождения. Кроме того, существовал риск заклинивания креплений боевой торпеды, из-за чего весь аппарат мог превратиться в подобие японской системы «Кайтэн». Наконец, невозможность погружения на сравнительно большую глубину облегчала работу противолодочной обороне противника. Как результат, в ходе нескольких операций немецкий флот потерял до 80% «Негеров», вышедших на задание.

В конце весны 44-го военнослужащие соединения Kleinkampfverbande и специалисты Исследовательского центра торпедного оружия начали разработку новой человекоуправляемой торпеды. Проект получил название Marder («Куница»). Целью новой разработки было совершенствование конструкции торпеды Neger с исправлением существующих недостатков и повышением общих характеристик. При этом одной из приоритетных задач проекта было создание системы для погружения и всплытия. Предполагалось, что возможность уходить на глубину позволит перспективной торпеде снизить вероятность обнаружения противником.

Человекоуправляемая торпеда Marder представляла собой прямое развитие существующей Neger, что вылилось в заметное сходство их конструкций. Тем не менее, в новом проекте был использован ряд нововведений, направленных на повышение характеристик новой техники. Самым заметным последствием доработок стало изменение внешнего вида управляемого модуля торпеды. Из-за установки нескольких новых агрегатов его пришлось удлинить. Таким образом, существующая торпеда «Негер» состояла из двух равных по длине частей, а новая «Мардер» – из более длинной верхней и менее крупной нижней.


Человекоуправляемая торпеда Marder (Германия)
Торпеда Marder на транспортировочной тележке. Фото Warshipsww2.eu


Общая архитектура торпеды осталась прежней. В боевом положении аппарат Marder состоял из двух основных частей. В верхнем корпусе большого удлинения располагался пилот, набор необходимого оборудования и силовая установка, предназначенная для плавания в район цели и возвращения на базу. Нижний «модуль» представлял собой обычную серийную торпеду G7e с электрическим двигателем. Выйдя на курс пуска, водитель должен был отцеплять боевую торпеду, которая далее самостоятельно добиралась до цели.

Пилотируемый блок торпеды Neger был разработан на основе изделия G7e с удалением ненужных агрегатов и установкой нового оборудования. Схожее «происхождение» имела и торпеда Marder, однако ее конструкция являлась прямым развитием «Негера». Этим обуславливалась схожесть компоновки, а новые агрегаты в составе пилотируемого корпуса были связаны с обновленными требованиями, сформированными по результатам эксплуатации существующей техники.

При создании человекоуправляемой торпеды Neger у базовой G7e демонтировали боевую часть, а на ее месте установили кабину пилота. В проекте Marder носовая часть корпуса вновь была изменена. Перед кабиной смонтировали обтекатель с балластной цистерной емкостью 30 л. Этот агрегат утяжелил торпеду на 65 кг, но добавил к ее общему объему 0,3 куб. м. При помощи балластной цистерны торпеда могла погружаться на глубину до нескольких десятков метров и таким образом уходить от возможного преследования.

Большим переделкам подверглось внутреннее оснащение кабины пилота. Плексигласовый купол кабины получил новые замки и крепления, облегчавшие его сброс в экстренной ситуации. На приборной доске появился ряд новых элементов, облегчавших работу в боевой обстановке. В дополнение к приборам «Негера» на «Мардере» имелся глубиномер со шкалой до 30 м, указатели давления в газовых баллонах и кабине, а также уровень для определения дифферента, рассчитанный на углы от -15° до +15°.

При эксплуатации существующих человекоуправляемых торпед возникала масса проблем с дыхательными аппаратами системы Дрегера. По этой причине при разработке торпеды Marder была использована обновленная система жизнеобеспечения. Существующий дыхательный аппарат остался в составе оборудования торпеды, но стал резервным. Рядом с кабиной был установлен кислородный баллон, из которого подавался газ для дыхания пилота. Предполагалось, что применение кислородного баллона и дыхательного аппарата значительно снизят вероятность неприятных последствий в виде проблем с самочувствием пилота или его смерти от гипоксии.

Человекоуправляемая торпеда Marder (Германия)
Схема торпеды Marder. Рисунок Warshipsww2.eu


Позади кабины в корпусе предусматривался баллон для сжатого воздуха, подключенный к балластной цистерне. Объем баллона определялся с расчетом на 20 продувок цистерны. По понятным причинам, на практике расход воздуха мог превышать расчетный, что сокращало количество возможных погружений и всплытий.

Компоновка средней и кормовой части корпуса управляемого модуля торпеды Marder была полностью заимствована у предыдущего изделия этого класса. В средней части корпуса размещались аккумуляторные батареи, в корме – электрический двигатель мощностью 8,8 кВт и гребной винт. Также на кормовой части корпуса предусматривались рули направления и глубины. В отличие от базовой торпеды G7e человекоуправляемые аппараты имели достаточно крупные плоскости, предназначенные для управления.

Из-за нового носового обтекателя с балластной цистерной длина торпеды Marder составляла 8,3 м, т.е. на 65 см больше, чем у Neger. Диаметр корпуса не изменился – 533 мм. Также остались прежними габариты рулей и другие геометрические особенности торпеды. Водоизмещение «Куницы» с подвешенной боевой торпедой составляло 3,5 т.

Несмотря на утяжеление конструкции, ходовые характеристики новой торпеды остались на уровне существующего образца. Максимальная скорость в полупогруженном положении достигала 8 узлов. В подводном положении максимальная скорость немного сокращалась. Тем не менее, движение на максимальной скорости не рекомендовалось. На максимальных оборотах электромотор потреблял слишком много энергии, что приводило к значительному сокращению дальности хода. По этой причине подходить к цели следовало на экономической скорости 4,2 узла при движении на поверхности или 3,3 узла на небольшой глубине.

В отличие от торпеды Neger, новая Marder при необходимости могла нырять под воду, скрываясь от наблюдателей противника. Балластная цистерна в носу, по расчетам, позволяла погружаться на глубину до 30 м. Тем не менее, на практике глубина движения редко превышала 20-25 м. Быстрое погружение позволяло вовремя уйти под воду и тем самым снизить вероятность обнаружения. Выполняя погружение, пилот торпеды должен был следить за датчиком дифферента. Ввиду низких мореходных качеств торпеды следовало погружаться и всплывать с дифферентом не более 7-8° на нос или на корму соответственно.

Человекоуправляемая торпеда Marder (Германия)
Торпеда Marder в Военно-историческом музее Бундесвера, г. Дрезден. Фото Wikimedia Commons


Являясь глубокой модернизацией «Негера», новая человекоуправляемая торпеда «Мардер» должна была эксплуатироваться по схожим методикам. Торпеды планировалось доставлять в нужный район берега, где их спускали бы на воду. После этого водителям следовало добраться до района нахождения целей, распределить вражеские корабли между собой и произвести их атаку. Для атаки пилоты должны были развернуться в сторону цели и уточнить точку прицеливания при помощи двух штырей перед колпаком кабины. После этого производился запуск двигателя боевой торпеды и ее отцепка.

Торпеда G7e весила около 1600 кг и несла заряд взрывчатого вещества весом 280 кг. Это оружие оснащалось электродвигателем и аккумуляторной батареей. Максимальная скорость движения зависела от модификации торпеды. Так, изделие версии T2 могло развивать скорость до 28-30 узлов. Дальность хода так же отличалась. Поздние торпеды с уменьшенной скоростью и увеличенной емкостью аккумуляторов могли проходить до 7500 м. Достаточно тяжелая боевая часть могла наносить серьезные повреждения большинству кораблей антигитлеровской коалиции. Кроме того, легкие суда и катера могли уничтожаться одной торпедой.

Благодаря нововведениям проекта пилот торпеды Marder мог буквально прятаться от противника под водой. Тем не менее, ограниченная емкость баллона для сжатого воздуха и отсутствие каких-либо средств наблюдения заставляли водителя большую часть пути проходить в полупогруженном положении, при котором прозрачный купол кабины оставался над водой и позволял следить за окружающей обстановкой. При погружении пилот мог ориентироваться только по имеющимся приборам, что не обеспечивало требуемую точность движения к цели и наведения торпеды.

Серийное производство человекоуправляемых торпед Marder стартовало в начале лета 1944 года. Эксплуатировать такую технику должны были моряки соединения Kleinkampfverbande, принимавшие непосредственное участие в ее разработке. Известно, что до конца войны немецкие предприятия построили и передали заказчику около трех сотен торпед типа «Куница». Также имеются сведения о некоторых особенностях производства. Изготовление большинства узлов и общая сборка торпед осуществлялись в Германии. Кроме того, в проекте были задействованы некоторые итальянские предприятия, поставлявшие часть деталей. По-видимому, новый проект сочли более удачным, чем старый, что и привело к заметной разнице в объемах производства. Напомним, в Кригсмарине получили только 200 «Негеров».

Человекоуправляемая торпеда Marder (Германия)
Интерьер кабины торпеды Marder. Фото Wikimedia Commons


По имеющимся данным, большая часть торпед Marder была отправлена на базы Kleinkampfverbande, располагавшиеся в Италии. Также некоторые источники упоминают, что определенное количество такой техники попало на базы в других районах Европы. Имеются сведения о применении «Куниц» у берегов Нормандии, где они заменили существующую технику. Большая часть рейдов с применением подобной техники состоялась в августе и сентябре 1944 года.

Впервые «Мардеры» вступили в бой в ночь на 3 августа 1944 года у берегов Нижней Нормандии, недалеко от города Курсёль-сюр-Мер. На задание отправились 58 торпед. Благодаря возможности погружаться и скрытно приближаться к противнику, большая часть немецких торпед успешно вышла на курс атаки. Залпом из нескольких торпед немецким диверсантам удалось потопить транспорт типа Liberty водоизмещением 7219 т, тральщик и эсминец HMS Quorn. Кроме того, повреждения получили крейсер и транспорт водоизмещением 7000 т.

В целом успешная операция была омрачена большими потерями. Тихоходные человекоуправляемые торпеды не смогли вовремя уйти из района выполнения боевой задачи, и были замечены противолодочной обороной. Массированное применение глубинных бомб, реактивных бомбометов и артиллерии привело к тому, что на базу вернулись всего 17 торпед из 58. Все остальные были уничтожены или повреждены и брошены пилотами.

В дальнейшем торпеды Marder еще несколько раз использовались при атаке вражеских кораблей у берегов Нормандии. Последний подобный рейд состоялся в ночь на 17 августа. 42 торпеды должны были атаковать группу кораблей США, Великобритании и Франции. Два немецких диверсанта торпедировали французский линкор Courbet и потопили его. Тем не менее, этот корабль уже был выведен из состава флота и не использовался по прямому назначению. Кроме того, немцы потопили десантный корабль и судно-носитель аэростатов ПВО HMS Fratton.

На этот раз немецкие торпеды вновь подверглись обстрелу, из-за чего домой вернулись только 16 диверсантов. 15 «Куниц» были повреждены и потоплены. Еще одна торпеда стала трофеем союзников. В результате обстрела пилот этого аппарата был убит. После этого торпеду нашли и выловили. В дальнейшем ее отправили на берег для изучения специалистами.

Последний известный случай боевого применения «Мардеров» относится к началу сентября 44-го. Недалеко от берегов Французской Ривьеры 30 торпед с базы в г. Вентимилья (Италия) вышли на атаку кораблей антигитлеровской коалиции. В ходе двух атак немцам не удалось потопить ни одного вражеского корабля. При этом было потеряно 14 своих торпед. Возможно, рейды могли продолжаться, но уже 10 сентября авиация союзников нанесла удар по базе соединения Kleinkampfverbande, в результате чего все оставшиеся там торпеды были уничтожены.

Точное число потерянных в боях торпед Marder неизвестно. Тем не менее, есть основания полагать, что Кригсмарине потеряло достаточно большое количество такой техники. Так, только из трех описанных выше рейдов не вернулась 71 торпеда. С учетом иных случаев эксплуатации можно предполагать, что в общей сложности союзники уничтожили не менее 80-90 вражеских человекоуправляемых торпед.

Человекоуправляемая торпеда Marder (Германия)
Музейный образец торпеды Marder. Фото Modelist-konstruktor.com


Следует отметить, что доработки конструкции действительно привели к сокращению потерь людей и техники. По имеющимся данным, из 200 построенных торпед «Негер» было уничтожено не менее 120 единиц, т.е. более 60%. При этом в ряде источников упоминается, что в некоторых рейдах было потери доходили до 80%. До окончания войны нацистская Германия построила около 300 торпед Marder. Из них в боях было потеряно не менее 80-90 единиц. Таким образом, потери составили не более 30-40% от общего количества. Вполне возможно, что на уменьшении потерь сказался ряд нововведений, использованных в проекте. Главными причинами сокращения потерь можно считать возможность погружения и обновленную систему жизнеобеспечения. Тем не менее, и после этого торпеды «Мардер» не отличались высокой надежностью и живучестью.

Эксплуатация человекоуправляемых торпед типа Neger продолжалась до конца лета 1944 года. Насколько известно, после этого на смену ненадежной технике пришли новые аппараты Marder. Их эксплуатация продолжалась не слишком долго. Изменение ситуации на фронтах уже не позволяло немецкому флоту организовывать новые специальные операции, в которых могли бы применяться пилотируемые торпеды. Из-за этого к концу войны эксплуатация подобной техники почти полностью прекратилась. Остававшиеся на вооружении «Мардеры» и сохранявшиеся на базах «Негеры» либо были уничтожены в боях, либо стали трофеями победителей. Несколько «Куниц» дожили до наших времен и стали музейными экспонатами.


По материалам сайтов:
http://bratishka.ru/
http://marinersmuseum.org/
http://uboataces.com/
http://bsenc.ru/
http://uboat.net/
http://warshipsww2.eu/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. Денис 24 июня 2015 06:04
    в подобие японской системы «Кайтэн»
    Вот именно!
    Может направляемая человеком торпеда или как-то так?
    Фюрер то гад конечно был ещё тот,но камикадзе не изобретал.
    А то название звучит зловеще
  2. qwert 24 июня 2015 07:09
    И это при том, что в Германии уже серийно производили самонаводящиеся акустические торпеды. Странно.
    1. Denis_469 24 июня 2015 22:37
      Самонаводящиеся торпеды были несовершенны и имели небольшую дальность хода. Так что ничего странного в Мардерах нет. 2 торпеды G-7e (1 из них пилотируемая человеком) удваивают дальность стрельбы (теоретически, а реально увеличивают в 1,5 раза, т.к. человеко-торпеде ещё нежно вернуться). Плюсом к этому человек мог самостоятельно выбрать цель, а "T-V" и "T-IV" были весьма глупыми торпедами и могли навестись на кого угодно, а не на самую большую цель.
  3. inkass_98 24 июня 2015 07:35
    Цитата: qwert
    И это при том, что в Германии уже серийно производили самонаводящиеся акустические торпеды. Странно.

    Подозреваю, что они были банально дороже и сложнее в производстве. Плюс нехватка ресурсов, война-то уже заканчивалась, снабжение ухудшалось по всем параметрам.
  4. Рафаэль_83 24 июня 2015 11:54
    Да уж. Сколько читал об этих аппаратах и использовавших их подразделениях всегда поражался и где-то даже восхищался (да, знаю: враги, фашисты и т. д.), поскольку и у немцев, и у итальянцев основу личного состава этих специальных сил составляли добровольцы, причем часто подготовленные кадровые специалисты высокого класса. Я же, ставя себя на место этих диверсантов, в подобный аппарат полез бы только под страхом расстрела, а о выполнении задания и тем более благополучном возвращении в таком настроении нечего и думать. recourse
  5. Aviaded 24 июня 2015 12:08
    В одном из выпусков "Die Deutsche Wochenschau" (немецкой еженедельной кинохроники) за 1944 год был ролик о применении этих торпед. Правда невооруженным глазом видно, что сюжет, хоть и выдавался за реальную боевую операцию, на самом деле был постановочным. Сам ролик... Герои сюжета, это юные моряки, бывшие члены Гитлерюгенда, добровольно пришли на флот и стали пилотами этих аппаратов. Вечером они отправляются на боевое задание. Показаны только прозрачные фонари торпед, торчащие из воды. Потом в темноте показаны вспышки взрывов. Ура, задание выполнено, враг понес потери!!! Утром, на рассвете, наблюдатели на берегу напряженно вглядываются в морскую гладь. И вот наконец замечены юные герои, возвращающиеся с боевого задания. Нужно видеть рожу наблюдателя, когда он якобы внезапно обнаруживает этих возвращающихся. К.С. Станиславский сразу бы сказал, мол не верю, и наверняка добавил бы, что мол халтура. :-) Одетые в гидрокостюмы они почему-то выходят из моря в брод, неся с собой прозрачные колпаки кабин своих торпед. Следующим кадром идет общение героев с юными членами Гитлерюгенда, которым рассказывается о совершенном подвиге. Улыбающийся пилот торпеды ведет свой рассказ с юмором и сарказмом. Как они обвели вокруг пальца англоамериканцев, выполнили задание и без потерь вернулись на базу. Гитлерюгендовская мелочь награждает рассказчика искренним смехом.
    Пропаганда, однако.
  6. ILIA 25 июня 2015 03:06
    Перспективная тема есть уже такие.
    только лучше приплыть в порт заминировать..... а потом подорвать все разом
    миниподлодка с экипажем водолозов...
  7. xomaNN 26 июня 2015 20:47
    Немцы немного опоздали. Союзники уже наладили ПЛО и почти господствовали над морем.И это радует, и так реактивная немецкая авиация - это был сильный ход в войне.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня