Фронтовые бомбардировщики ВВС России

Бомбардировщики — это особые военные самолеты, основное предназначение которых состоит в поражении наземных, подземных, надводных и подводных целей с помощью бомб или ракет. В российских ВВС на сегодняшний день бомбардировочная авиация представлена стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС и Ту-160, дальним бомбардировщиком Ту-22М3 и фронтовыми бомбардировщиками Су-24 и Су-34, которые являются самолетами тактической авиации.

Стоит отметить, что в современной тактической авиации разница между тактическими (фронтовыми) бомбардировщиками, истребителями-бомбардировщиками и штурмовиками сильно размыта. Многие боевые самолеты, предназначенные для нанесения ударов с воздуха, хотя и похожи на истребители, но обладают ограниченными возможностями для ведения воздушного боя. Очевидно, что те характеристики, которые позволяют самолетам эффективно наносить удары с небольших высот, мало подходят истребителю завоевания превосходства в воздухе. Одновременно с этим многие современные истребители, несмотря на то, что создавались для ведения маневренного воздушного боя, могут применяться и как бомбардировщики. На этом фоне основными отличиями бомбардировщиков продолжают оставаться их большая дальность действия и ограниченные возможности ведения воздушного боя.

Фронтовые бомбардировщики ВВС России



На данный момент в ВВС многих развитых стран мира просто не осталось тактических бомбардировщиков, которые заменили многоцелевые истребители (истребители-бомбардировщики). К примеру, в США последний специализированный бомбардировщик Lockheed F-117 был снят с вооружения еще 22 апреля 2008 года. Бомбардировочные задачи в ВВС США на тактическом уровне возложены на истребители-бомбардировщики F-15E и F-16, а в ВМС на — F/A-18. На этом фоне Россия в настоящее время стоит особняком. На вооружении наших ВВС находятся два фронтовых бомбардировщика: Су-24 и Су-34. О них мы и поговорим чуть подробнее.

Фронтовой бомбардировщик Су-24

Официально разработка данного самолета была задана постановлением правительства от 24 августа 1965 года. В ОКБ Сухого данная тема получила рабочий шифр Т-6. В марте 1966 года состоялась защита эскизного проекта и макета будущего фронтового бомбардировщика, а рабочее проектирование было закончено в конце того же года. При этом изначально создавалось два варианта, один из них с крылом изменяемой стреловидности. Проработка этой модели началась в ОКБ Сухого в середине 1967 года. А рабочее проектирование Т-6 с крылом изменяемой стреловидности было проведено в 1968-1969 годах. Постройка первых двух опытных экземпляров бомбардировщика была закончена к осени 1969 года. 17 января 1970 года под управлением летчика-испытателя В. С. Ильюшина самолет впервые поднялся в небо. Государственные испытания фронтового бомбардировщика шли целых 4 года: с января 1970 по июль 1974 года. Такой срок испытаний объяснялся большой сложностью и новизной задач, которые пришлось решать военным совместно с работниками ОКБ Сухого в ходе отработки самолета.

Фронтовые бомбардировщики ВВС России


Стоит отметить, что Т-6 стал первым в Советском Союзе ударным самолетом тактической авиации, который мог обеспечить всепогодное и круглосуточное применение. Его отличительной особенностью стало крыло изменяемой стреловидности, что обеспечивало машине приемлемые взлетно-посадочные характеристики, а также высокий уровень летно-технических характеристик на различных режимах полета. В конструктивно-технологическом плане важной особенностью нового бомбардировщика стало широкое использование в его конструкции длинномерных фрезерованных панелей. Также впервые в отечественной практике на двухместном самолете данного класса была использована схема расположения пилотов рядом друг с другом «плечом к плечу», а также новые унифицированные катапультные кресла типа К-36Д, которые обеспечивали спасение экипажа во всех диапазонах скоростей и высот полета бомбардировщика, включая эвакуацию во взлетно-посадочном режиме.

Постановлением советского правительства от 4 февраля 1975 года фронтовой бомбардировщик Т-6 был принят на вооружение под обозначением Су-24. Одновременно с этим были заданы работы по проведению дальнейшей модернизации машины для расширения ее боевых возможностей. Серийный выпуск Су-24 был развернут в 1971 году в кооперации двух авиастроительных заводов: Дальневосточного завода имени Ю. А. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре) и Новосибирского завода имени В. П. Чкалова. В Комсомолське-на-Амуре занимались сборкой хвостовой части фюзеляжа бомбардировщика, оперения и консоли крыла, а в Новосибирске — головной и средней частей фюзеляжа вместе с центропланом и окончательной сборкой самолета. Главным конструктором машины в период с 1965 по 1985 год был Е. С. Фельснер, а с 1985 года работы по теме Су-24 в ОКБ Сухого возглавил Л. А. Логвинов.

Фронтовые бомбардировщики ВВС России


Фронтовой бомбардировщик Су-24 представляет собой двухдвигательный высокоплан, обладающий крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полета передние части крыла (консоли) могут быть выставлены в одно из четырех положений: 16° — при взлете и посадке, 35° — при крейсерском полете на дозвуковой скорости, 45° — при боевом маневрировании, 69° — при полете на околозвуковых или сверхзвуковых скоростях. Фюзеляж самолета полумонококовой конструкции, шасси убираемое трехстоечное, кабина двухместная (летчик и штурман), управление двойное.

Самолет использовался в боевых действиях ВВС СССР и ВВС России. В Афганской войне 1979-1989 годов фронтовые бомбардировщики применялись ограниченно. К боевой работе данные машины привлекались лишь во время проведения Панджшерской операции в 1984 году и прикрытия вывода советских войск из Афганистана в 1988-1989 годах. При этом данные самолеты никогда не базировались на территории Афганистана, совершая вылеты с советских авиабаз, расположенных в Средней Азии, боевых потерь среди этих самолетов не было. Наиболее интенсивно самолет использовался в рамках обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было сбито или разбилось три фронтовых бомбардировщика Су-24, еще три машины сгорели на аэродроме при подготовке к боевому вылету. В августе 2008 года в ходе войны в Южной Осетии было потеряно еще два фронтовых бомбардировщика Су-24, при этом обе потери официально признаны не были, но подтверждаются самими летчиками. Первый самолет был сбит 9 августа 2008 года, летчик Игорь Зинов попал в плен (освобожден 19 августа), штурман Игорь Ржавитин погиб (Герой России посмертно). В 2012 году через четыре года после войны Владимир Богодухов подполковник ВВС России, получивший звание Героя России, в интервью изданию «Аргументы и факты» рассказал, что его Су-24 был сбит 11 августа 2008 года, а также упомянул о факте потери самолета Зинова.

Фронтовые бомбардировщики ВВС России


Несмотря на свои плюсы, самолет Су-24 считался достаточно сложной в пилотировании машиной и обладал высоким уровнем аварийности. Только в процессе проведения летных испытаний было потеряно 14 самолетов Су-24 и Су-24М, погибло 13 летчиков-испытателей и штурманов. После принятия бомбардировщика на вооружение каждый год происходило до 5-6 аварий и катастроф с участием данного самолета. Выступая в Госдуме в 1998 году, заместитель главнокомандующего ВВС России Виктор Кот, назвал самолет Су-24 самым аварийным летательным аппаратом в ВВС страны.

Суммарный серийный выпуск фронтовых бомбардировщиков и самолетов разведчиков типа Су-24 составил порядка 1400 самолетов. В настоящее время самолет по-прежнему состоит на вооружении российских ВВС, а также Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Украины. Начиная с 1999 года, в ОКБ Сухого совместно с представителями российских ВВС осуществляется программа по модернизации строевых самолетов. На вооружении ВВС России по данным на 2012 год находилось 124 самолета Су-24. По мере поступления в строевые части новых фронтовых бомбардировщиков Су-34, Су-24 снимаются с вооружения и к 2020 году должны быть полностью выведены из состава ВВС России, с вооружения ВВС Белоруссии самолеты были сняты в феврале 2012 года.

Фронтовые бомбардировщики ВВС России


Летно-технические характеристики Су-24:
Габаритные размеры: размах крыла изменяемой стреловидности — 17,64 м (10,37 м), площадь крыла 55,16 м2 (51 м2), длина — 24,53 м, высота — 6,19 м.
Взлетная масса: нормальная — 38 040 кг, максимальная — 43 755 кг.
Силовая установка — 2 ТРДДФ АЛ-21Ф-3А, тяга на форсаже 2х11200 кгс.
Максимальная скорость — 1600 км/ч (М=1,35М).
Практический потолок — 11 000 м.
Перегоночная дальность: 2775 км с 2хПТБ-3000.
Боевой радиус действия — 600 км.
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 6g.
Экипаж — 2 человека.
Вооружение: одна 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23М (боезапас 500 патронов), боевая нагрузка 8000 кг (нормальная 3000 кг) на 8 узлах подвески.

Фронтовой бомбардировщик Су-34

Фронтовой бомбардировщик Су-34 должен составить основу ударной мощи российской фронтовой авиации, он в состоянии использовать всю имеющуюся номенклатуру высокоточного вооружения класса «воздух — поверхность». Данный самолет является достойной заменой круглосуточному фронтовому бомбардировщику Су-24М. В настоящее время разработка и серийный выпуск бомбардировщика Су-34 входит в число приоритетных программ для компании «Сухой», сообщает нам официальный сайт Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). С этим сегодня трудно не согласиться. Еще в августе 2008 года во время вооруженного конфликта в Южной Осетии российские ВВС использовали всего два таких самолета, а по состоянию на 29 мая 2015 года на вооружении находятся уже 69 таких машин. Только в воздушной части военного парада в Москве 9 мая 2015 года принимало участие 14 фронтовых бомбардировщиков Су-34, а всего их количество в ВВС России планируется довести до 150-200 единиц.

Фронтовые бомбардировщики ВВС России


Работы по созданию самолета Т-10В были начаты в Советском Союзе 19 июня 1986 года. Первый полет прототип Су-34 (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик») — Т-10В-1 совершил 13 апреля 1990 года. Пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель СССР Иванов А. А. Самолет Т-10В-1 представлял собой результат глубокой модернизации широко известного истребителя Су-27. Машина создавалась для замены Су-24 и была предназначена в первую очередь для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе подвижных и малозаметных, как в тактической, так и в оперативной глубине обороны противника, в любое время суток и при любых погодных условиях.

Созданный отечественными конструкторами самолет предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, а также может поражать воздушные цели противника. Главным конструктором самолета является Роллан Матриросов. Свой первый полет прототип самолета Су-34 совершил еще 13 апреля 1990 года. Однако путь от первого полета до принятия машины на вооружение вышел очень долгим. Государственные испытания нового фронтового бомбардировщика закончились только в ноябре 2010 года. Решением правительства РФ от 20 марта 2014 года самолет был официально принят на вооружение российских ВВС. При этом серийно самолет производился с 2006 года. Его выпуском занимается Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова, который входит в состав холдинг «Сухой». Поставки самолета в войска осуществляются в рамках заключенных в 2008 (32 самолета) и 2012 году (92 самолета) с Минобороны контрактов. Начиная с 2015 года, планируется собирать по 18-20 данных самолетов в год. В 2014 году в России было изготовлено 18 таких фронтовых бомбардировщиков (по плану должно было быть 16).

Фронтовые бомбардировщики ВВС России


По сравнению с истребителем Су-27 у бомбардировщика Су-34 почти без изменений была сохранена форма консольных частей крыла и хвостового оперения, но крыльевые наплавы фюзеляжа были продлены до носовой части фюзеляжа, имеющей эллипсовидное сечение. Носовая часть самолета была удлинена из-за установки туда антенны БРЛС. Носовой обтекатель фронтового бомбардировщика обладает сплющенной формой с развитыми боковыми наплывами и заостренными кромками. Внутри данного обтекателя размещена РЛС с малоразмерной антенной. Подфюзеляжных гребней самолет не имеет.

Кабина самолета стала двухместной, закрытой и герметичной. Была выполнена в виде сварной титановой бронекапсулы с толщиной стенок до 17 мм (впервые в мире на самолетах данного класса), остекление кабины также бронированное. При создании самолета конструкторы учли опыт применения боевой авиации на малых высотах. Кабина пилотов оснащена системой кондиционирования и отопления воздуха. Рабочие места членов экипажа размещены рядом «плечом к плечу», что существенно снижает их утомляемость и улучшает взаимодействие в полете. Слева расположено место летчика, справа — штурмана-оператора. Кабина выполнена комфортной и просторной. При совершении длительного полета есть возможность встать за креслами в полный рост или поспать в проходе между креслами. Имеется в наличии микроволновая печь для горячего питания экипажа и санузел. Вход в кабину производится через носовую нишу шасси при помощи откидного трапа.

Фронтовые бомбардировщики ВВС России


По своим боевым возможностям Су-34 относится к самолетам поколения 4+. Наличие на фронтовом бомбардировщике системы активной безопасности наряду с использованием новейших компьютеров позволило создать дополнительные возможности для летчика и штурмана для осуществления прицельного бомбометания, маневрирования под огнем противника. Отличные аэродинамические характеристики, большая емкость внутренних топливных баков, наличие системы дозаправки в воздухе, высокоэкономичные двухконтурные турбореактивные двигатели, а также возможность установки дополнительных топливных баков, наряду с реализованной на практике комфортной кабиной экипажа, обеспечивают возможность совершения беспосадочного полета бомбардировщика продолжительностью до 10 часов без потери работоспособности пилотов. Цифровое радиоэлектронное бортовое оборудование Су-34 было построено по принципу открытой архитектуры, что позволяет оперативно осуществлять замену компонентов и систем на вновь созданные.

Фронтовой бомбардировщик Су-34 отличают высокие маневренные и летно-технические характеристики, прицельные системы большого радиуса действия, современная бортовая система информационного обмена и связи с наземными пунктами управления, сухопутными войсками и надводными кораблями, а также самолетами. Самолет отличается тем, что может использовать все современные системы высокоэффективного управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» и «воздух-воздух» большой дальности с обеспечением многоканального применения. Помимо пассивной безопасности машина была оборудована высокоинтеллектуальной системой радиолокационного противодействия и обороны. Самолет отличается развитой системой боевой живучести, в том числе, на нем была установлена бронированная кабина экипажа. В настоящее время продолжаются плановые работы по наращиванию боевого потенциала Су-34 за счет включения в состав его вооружения новых авиационных средств поражения.

Фронтовые бомбардировщики ВВС России


Самолет Су-34 успел принять участие в боевых действиях. В 2008 году два фронтовых бомбардировщика использовались во время войны в Южной Осетии. Машины применялись для прикрытия действий российской ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами ПВО Грузии. Для подавления радиоэлектронных средств (РЭС) противника самолеты Су-34 ставили помехи из боевых порядков. По наиболее опасным РЭС комплексов С-125 и «Бук» самолеты наносили удары противорадиолокационными ракетами. В ходе боевого применения в августе 2008 года они уничтожили ключевую грузинскую РЛС 36Д6-М, расположенную возле села Шавшвеби под Гори.

Летно-технические характеристики Су-34:
Габаритные размеры: размах крыла — 14,7 м, площадь крыла 62 м2, длина — 22 м, высота — 5,93 м.
Взлетная масса: нормальная — 39 000 кг, максимальная — 44 360 кг.
Силовая установка — 2 ТРДДФ АЛ-31Ф, тяга на форсаже 2х13500 кгс.
Максимальная скорость — 1900 км/ч (М=1,6М).
Практическая дальность полета — 4500 км.
Практический потолок — 17 000 м.
Боевой радиус действия — 1100 км.
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 9g.
Экипаж — 2 человека (летчик и штурман-оператор).
Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-301 (боезапас 180 патронов), боевая нагрузка 8000 кг (нормальная 4000 кг) на 12 узлах подвески, КРЭП: комплекс радиоэлектронного противодействия Хибины (изделие Л-175В).

Фронтовые бомбардировщики ВВС России


Источники информации:
http://www.uacrussia.ru
http://www.sukhoi.org
http://www.airwar.ru
http://tass.ru/armiya-i-opk/2051410
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 92
  1. руслан 24 июня 2015 05:48
    всё таки су-34 шикарная машина. даже толчок и микроволновка есть :) прощай су-24, но тебе пора на пенсию. ты отлично поработал. твой потомок хорошо всё сделает... и всех!
    1. silver169 24 июня 2015 05:55
      Согласен, Су-34 и выглядит красиво и потенциалом огромным обладает. Таких бы штучек 500 в Российские ВВС и россиянам можно было бы спать спокойно.
    2. Bongo 24 июня 2015 06:15
      Цитата: руслан
      прощай су-24, но тебе пора на пенсию. ты отлично поработал. твой потомок хорошо всё сделает... и всех!

      Не всё так однозначно...Су-24 имеет большой модернизизационный потенциал, особенно машины поздних серий с ещё значительным остаточным ресурсом. Кроме того не секрет, что маловысотные полёты на Су-24 из-за особенностей аэродинамической схемы значительно комфортней чем на Су-34, который вблизи земли сильно "болтает". В тех же условиях Су-24 идёт ровно "как утюг".
      1. GRAY 24 июня 2015 07:47
        Цитата: Bongo
        Су-24 идёт ровно "как утюг".


        В нагрозочку smile :
        Года три назад случай был. Вот так же корефан пролетел на бреющем над таежной дорогой на Урале. Через пару дней на аэродром приехал в хлам бухой мужик и спрашивает пилота, который на 1218 борту в четверг летал в таком то районе. Вызвали. Ну корефан думает, пц, что-то случилось. Сейчас или морду набьют или трибунал или еще хрен знает что. Мужик жмет руку, достает литр вискаря и говорит: "Спасибо тебе, от тебя моя жена сына родила, роды прошли успешно". Все в шоке. Выяснилось - у мужика жена не могла родить, в поселке ничего сделать не могли, он ее срочно собрал и в райцентр в больничку повез. Застрял. Жена из машины вылезла, ноги подкашиваются, плохо, родить не может, а тут самолет пролетел прямо над верхушкой. Она как стояла у сосны, так стоя и родила со страху.

        smile
        1. Чёрный Полковник 26 июня 2015 18:15
          На 2-30 у водителей сжалось всё, что может и даже сверх того!
          Реально полёт на сверхмалой - наркотик! good good good
          1. Bad_gr 26 июня 2015 19:30
            Цитата: Чёрный Полковник
            Реально полёт на сверхмалой - наркотик!

      2. Инжeнeр 24 июня 2015 08:41
        первый раз слышу про болтанку у самолета с возможность огибания рельефа местности на малых высотах, да еще интегральной схемой и с ПГО.
      3. insafufa 24 июня 2015 08:47
        СУ-24 списывать рано еще с новой начинкой он еще нос утрет всей молодежи

        в Чечне не раз видал работу Су-24 в 2001 году высокогорье
        он хороший бомбомет только его мощь избыточна была банды гонять
        луче для этого подходил миг-27
        1. Лт. запаса ВВС 24 июня 2015 10:03
          Цитата: insafufa
          СУ-24 списывать рано еще с новой начинкой он еще нос утрет всей молодежи

          Читал что к 2020 году их полностью заменит Су-34.
      4. Лт. запаса ВВС 24 июня 2015 09:45
        Цитата: Bongo
        схемы значительно комфортней чем на Су-34, который вблизи земли сильно "болтает".

        Ничего Су-34 не болтает, наоборот благодаря предкрылкам и небольшим крыльям по бокам, самолёт может эффективнее лететь в режиме огибания рельефа местности.
        1. АВП 518 24 июня 2015 13:07
          Цитата: Лт. запаса ВВС
          Ничего Су-34 не болтает

          Аэродинамическая схема здесь ни при чем,болтает любой самолет,особенно на малой высоте из за неравномерного разогрева воздуха.Другое дело,что пго помогает парировать это явление.
        2. Одиссей 24 июня 2015 15:45
          Цитата: Лт. запаса ВВС
          Ничего Су-34 не болтает, наоборот благодаря предкрылкам и небольшим крыльям по бокам, самолёт может эффективнее лететь в режиме огибания рельефа местности.

          "Болтает", причем еще как болтает.Су-24М на ПМВ намного лучше.
    3. Лт. запаса ВВС 24 июня 2015 09:41
      Цитата: руслан
      всё таки су-34 шикарная машина. даже толчок и микроволновка есть :) прощай су-24, но тебе пора на пенсию. ты отлично поработал. твой потомок хорошо всё сделает... и всех!

      Кроме того у Су-34 большой нос, если разработать АФАР специально под его габариты, радар будет самым мощным среди истребительно-бомбардировочной авиации, исключение только А-50/100.
    4. Комментарий был удален.
    5. Geemini 24 июня 2015 11:08
      Лично мое мнение, су-34 самый красивый самолет =) А как говорится, красивый самолет, плохо летать не может! =)
      1. Лт. запаса ВВС 24 июня 2015 11:17
        Цитата: Geemini
        Лично мое мнение, су-34 самый красивый самолет =) А как говорится, красивый самолет, плохо летать не может! =)

        Только не совсем понятно, раз самолёт изначально проектировался на базе Су-27, то почему скорость у него не 2600 км/ч, масса возросла, за счёт более тяжёлой кабины, но тогда почему не форсировали более мощные двигатели?
        1. andrei.yandex 24 июня 2015 12:06
          У Су-27 максимальная скорость 2450-2500 км/ч - истребитель-перехватчик, соответственно и планер проектировался под эти задачи. Су-34 - фронтовой бомбардировщик, соответственно и максимальная скорость - это далеко не первостепенный параметр.
        2. Bad_gr 24 июня 2015 13:13
          Цитата: Лт. запаса ВВС
          Только не совсем понятно, раз самолёт изначально проектировался на базе Су-27, то почему скорость у него не 2600 км/ч, масса возросла, за счёт более тяжёлой кабины, но тогда почему не форсировали более мощные двигатели?

          Двигатели
          На Су-27 стоят двухконтурные двигателей АЛ-31Ф с форсажными камерами. Масса двигателя — 1488 кг,
          Бесфорсажная тяга, кгс - 2× 7 600
          Форсажная тяга, кгс ---- 2× 12 500

          На Су-34 - Двигатель: 2 × ТРДДФ АЛ-31Ф-М1
          Масса двигателя: 2 × 1520 кг
          Тяга:
          максимальная бесфорсажная: 2 × 8250 кгс
          -------------- на форсаже: 2 × 13500 кгс

          Вес электроники, если мне не изменяет память
          у Су-27 - 3 тонны, у Су-34 - 7 тонн.

          У Су-34 - полторы тонны брони (включая бронекапсулу пилотов)

          Так как в основном самолёт летает на околозвуковой скорости, то из воздухозаборников убраны клинья, что привело к снижению максимальной скорости, но дало место для дополнительных баков.
          1. Bad_gr 24 июня 2015 16:45
            Кстати сказать, на зарубежных военных самолётах как правило практикуется запуск самого самолёта с помощью аэродромного оборудования. F-15, к примеру, даже аккумуляторов не имеет. Наши, как правило могут запускаться автономно. Да и стоит обратить внимание на шасси: тот же Су-34 может взлететь и с грунта. С теми колёсиками что стоят на зарубежных истребителях (F-15-16-18-22-35) это вряд ли возможно.
            1. aviator1913 25 июня 2015 10:00
              Су-34 взлетает с грунта? вы с ума что ли сошли... Я бы еще понял если про шоссе написали, но грунт... PCN ACN считать бессмысленно я думаю..
              1. Bad_gr 25 июня 2015 10:49
                Цитата: aviator1913
                Су-34 взлетает с грунта? вы с ума что ли сошли...

                Смотрел документальный фильм о создании Су-34. О том, что самолёт может взлетать с грунта говорили создатели этого самолёта. Врут ?
              2. Bad_gr 25 июня 2015 11:23
                Цитата: aviator1913
                Су-34 взлетает с грунта? вы с ума что ли сошли...

                "...Су-34 же имел совершенно иную конструкцию основных опор Вместо одного колеса большего диаметра конструкторы применили пару колес меньшего диаметра, но увеличенных по ширине и расположенных друг за другом (по типу МиГ-31) по одной продольной оси без сдвига Применение такой конструкции основных опор было вызвано большим весом боевой нагрузки, который сказывается на посадке при остаточном запасе вооружения Такая тележка шасси способствовала эксплуатации самолета и с грунтовых полос при облегченной боевой нагрузке..."
                http://www.airwar.ru/enc/bomber/su34.html
                1. aviator1913 25 июня 2015 16:11
                  е мое.. В задании на проектирование нашел эту фразу. Верится с трудом конечно, хотя если повезет, летчик умелый, грунтовая полоса в приемлемом состоянии, и пустой то видимо взлетит. Круто конечно.... Нечего сказать
          2. Фалкон 24 июня 2015 20:25
            Цитата: Bad_gr
            Двигатели
            На Су-27 стоят двухконтурные двигателей АЛ-31Ф с форсажными камерами. Масса двигателя — 1488 кг,
            Бесфорсажная тяга, кгс - 2× 7 600
            Форсажная тяга, кгс ---- 2× 12 500

            На Су-34 - Двигатель: 2 × ТРДДФ АЛ-31Ф-М1
            Масса двигателя: 2 × 1520 кг
            Тяга:
            максимальная бесфорсажная: 2 × 8250 кгс
            -------------- на форсаже: 2 × 13500 кгс

            Вес электроники, если мне не изменяет память
            у Су-27 - 3 тонны, у Су-34 - 7 тонн.

            У Су-34 - полторы тонны брони (включая бронекапсулу пилотов)

            Так как в основном самолёт летает на околозвуковой скорости, то из воздухозаборников убраны клинья, что привело к снижению максимальной скорости, но дало место для дополнительных баков.


            Откуда такая информация взялась? Из википедии?
            На Су-27 и на Су-34 устанавливаются одни и те же двигатели. И все модификации - это просто модернизация, то принципиально ттх тех или иных модификаций Ал-31 не меняются. За исключением ОВТ и Ал-41...
            1. Bad_gr 24 июня 2015 20:43
              Цитата: Фалкон
              Откуда такая информация взялась? Из википедии?
              На Су-27 и на Су-34 устанавливаются одни и те же двигатели.

              А у Вас откуда информация ? от балды? Почитайте историю создания Су-34. На нём почти сразу поставили другие двигатели, убрали клинья из воздуховодов, убрали нижние гребни.
              1. Фалкон 25 июня 2015 09:51
                Цитата: Bad_gr
                А у Вас откуда информация ? от балды? Почитайте историю создания Су-34. На нём почти сразу поставили другие двигатели, убрали клинья из воздуховодов, убрали нижние гребни.


                Историю создания где? На каком сайте? Кто ее написал?

                Я разговаривал с производителями двигателей. Ал-31 - это один двигатель и одной тяги

                Кстати можете посмотреть ттх Су-27 и Су-32 на сайте Сухого...
                1. Bad_gr 25 июня 2015 11:04
                  Цитата: Фалкон
                  Кстати можете посмотреть ттх Су-27 и Су-32 на сайте Сухого...

                  Сайт Сухого, похоже не модерировали лет 10. Су-32 был один из первых, поэтому всё возможно. А замену двигателя на Су-34 объясняли тем, что основная скорость его полёта околозвуковая и поэтому двигатель подобрали с параметрами экономичности именно под его скорость.(это из док.фильма)

                  "...Силовая установка самолета включает два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами АЛ-31Ф или их модификации. На серийных самолетах Су-34 могут применяться более мощные и экономичные модификации АЛ-31Ф, известные в печати под названиями АЛ-31ФМ и АЛ-35Ф и располагающие тягой, по разным данным, от 12800 до 14000 кгс (соответственно 125.6 и 137.3 кН). Имеется ВСУ."
                  http://www.airwar.ru/enc/bomber/su34.html
                  1. Фалкон 25 июня 2015 11:49
                    Цитата: Bad_gr
                    Сайт Сухого, похоже не модерировали лет 10. Су-32 был один из первых, поэтому всё возможно. А замену двигателя на Су-34 объясняли тем, что основная скорость его полёта околозвуковая и поэтому двигатель подобрали с параметрами экономичности именно под его скорость.(это из док.фильма)

                    "...Силовая установка самолета включает два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами АЛ-31Ф или их модификации. На серийных самолетах Су-34 могут применяться более мощные и экономичные модификации АЛ-31Ф, известные в печати под названиями АЛ-31ФМ и АЛ-35Ф и располагающие тягой, по разным данным, от 12800 до 14000 кгс (соответственно 125.6 и 137.3 кН). Имеется ВСУ."
                    http://www.airwar.ru/enc/bomber/su34.html


                    Мне тогда интересно, за счет чего это реализовано? Температуру перед лопатками повысить не могли, уплотнители тоже наврятли, степень двухконтурности тоже скорее всего нет, так как гондолы от Су-27...
        3. Фалкон 24 июня 2015 20:34
          Цитата: Лт. запаса ВВС
          Только не совсем понятно, раз самолёт изначально проектировался на базе Су-27, то почему скорость у него не 2600 км/ч, масса возросла, за счёт более тяжёлой кабины, но тогда почему не форсировали более мощные двигатели?


          Откуда взять более мощные двигатели и зачем? Разработка нового двигателя - это большая стоимость ЛА!

          Д-30ф6 не подходят по размеру, Ал-41 для МИГ 1.44 тоже больше. Современная уменьшенная копия Ал-41ф1 для Су-35 появилась не так давно, когда создавали Су-34 о ней никто не думал...
    6. АВП 518 24 июня 2015 12:35
      Цитата: руслан
      даже толчок и микроволновка есть
  2. qwert 24 июня 2015 07:06
    Цитата: Bongo
    Кроме того не секрет, что маловысотные полёты на Су-24 из-за особенностей аэродинамической схемы значительно комфортней чем на Су-34, который вблизи земли сильно "болтает".

    Так вроде на Су-34 передние крылошки и сделали чтобы его при маловысотном полете не болтало.

    А Су-24 очень фотогеничный самолет. На снимках смотрится шикарно.
    1. АВП 518 24 июня 2015 13:53
      Цитата: qwert
      сделали чтобы его при маловысотном полете не болтало.

      Что бы уменьшить потери на балансировку.
  3. Alex_59 24 июня 2015 07:07
    Су-34 самолет отличный. Одна только проблема - появился слишком поздно. Все таки как ни крути будущее за многоцелевыми машинами. Не случайно даже в богатых США не могут себе позволить иметь парк отдельно истребителей и отдельно бомбардировщиков. Су-34 несомненно имеет более широкие ударные возможности чем любой истребитель-бомбардировщик в мире, но это реально дорого - иметь два типа машин. И потом вопрос - если в большую серию пойдет Т-50 то какое место займет Су-34? Очевидно что Т-50 будучи менее заметным решит ударную задачу с меньшей вероятностью быть уничтоженным, чем Су-34. В то же время отказываться сегодня от Су-34 нельзя ни в коем случае. Получается он вроде как нужен, но с другой стороны лучше бы Т-50 быстрее ставили в строй и тратили деньги на него. В общем хорошо - хоть что-то мы начали делать после 90-х, но присутствует подозрение что мы делаем не совсем то, что нужно.
    1. tchoni 24 июня 2015 08:11
      Полностью соглашусь с высказыванием. Су-34 стоило появиться в войсках 20 лет назад... А сейчас ... чемодан без ручки... И отказаться нельзя ... потому как Су-24 устарел как фекалии мамонта. И заменить, фактически, нечем, потому как, пока Т-50 появиться в войсках - пройдет еще прилично времени... И не факт, что он к тому моменту не устареет.
      1. qwert 24 июня 2015 08:48
        Цитата: tchoni
        Су-34 стоило появиться в войсках 20 лет назад...
        Так его и создали в 1992 году. Кабы не "меченный" году в 1995 в серию бы пошел. Году к 2000-му имели бы порядка 400 штук в войсках. Ну, это при условии сохранения СССР.
    2. Одиссей 24 июня 2015 16:26
      Цитата: Alex_59
      Су-34 несомненно имеет более широкие ударные возможности чем любой истребитель-бомбардировщик в мире

      Возможности зависят и от номенклатуры вооружения.Пока здесь у нас большие проблемы."Обыграть" же другие ИБ не так трудно, поскольку их ,собственно, ни одного и не осталось ))
      Цитата: Alex_59
      но это реально дорого - иметь два типа машин.

      Вообще-то 5.Су-30,34,35.Т-50.Миг-29М2.
      Цитата: Alex_59
      И потом вопрос - если в большую серию пойдет Т-50 то какое место займет Су-34?

      К сожалению, в большую серию Т-50 пойдет только после 2020 года,причем он будет занимать роль истребителя "первого дня",то есть будет использоваться для завоевания господства в воздухе.
      Су-34-будет работать как фронтовой бомбардировщик.
      Цитата: Alex_59
      Получается он вроде как нужен, но с другой стороны лучше бы Т-50 быстрее ставили в строй и тратили деньги на него

      Т-50 скорее пересекается с Су-35 чем с Су-34.К тому же Су-34 делают в Новосибе,а Су-35 и Т-50 в Комсомольске.В целом Вы правы в том,что все эти проблемы породила 20=летняя задержка в производстве Су-34,но что уж теперь говорить...
  4. inkass_98 24 июня 2015 07:50
    Су-24 самолет старый, но как отметил коллега Bongo, имеет большой модернизационный потенциал. Тем более, что его испытания при приеме на вооружение были половинчаты: максимальную перегрузку ограничили волевым решением, максимальную скорость у земли тоже никто толком не установил - сказано 1350 км/ч, и все, шабаш. На самом деле, ему еще летать и летать, просто о замене думать никогда не рано.
  5. Инжeнeр 24 июня 2015 08:36
    Цитата: qwert
    Цитата: Bongo
    Кроме того не секрет, что маловысотные полёты на Су-24 из-за особенностей аэродинамической схемы значительно комфортней чем на Су-34, который вблизи земли сильно "болтает".

    Так вроде на Су-34 передние крылошки и сделали чтобы его при маловысотном полете не болтало.

    А Су-24 очень фотогеничный самолет. На снимках смотрится шикарно.


    ПГО - переднее горизонтальное оперение, улучшает взлетно-посадочные характеристики, что важно с большой бомбовой нагрузкой, выполняет дополнительную функцию стабилизации в полете и управляемости на больших углах атаки, что для виражей уклонения скажем от ракетной атаки очень важно.
    1. Argon 24 июня 2015 13:55
      У Су-34 ПГО больше для оптимизации взлетно-пасадочных режимов."Комфортность"при полете на сверхмалых высотах,в довольно плотных и чрезвычайно возмущенных,приземных слоях атмосферы,во многом зависит от нагрузки на крыло,чем она больше,тем ЛА более стабилен.Но платформа Т-10 мало того,что имеет довольно умеренную,удельную нагрузку на несущую поверхность,еще и статически неустойчива.При"бреющем"полете на околозвуковых скоростях,турбулизаторы,из сочетания которых фактически и состоит вся машина,совершенно хаотично генерируют вихри,действие которых надо постоянно уравновешивать.Непрерывными,адекватными отклонениями управляющих поверхностей,что ведет к значительным колебаниям,как по крену,так и по тангажу,при относительно низком искривлении вектора движения.В принципе,такое поведение самолета довольно сильно напоминает судороги,тренированный МОЛОДОЙ пилот выдерживает от 4х до 7ми минут в таком режиме.В общем для аэродинамической платформы Т-10 полет на"свехмалых"возможен но далеко не оптимален.Почему же для нового бомбардировщика выбрали именно ее?Да не кто не чего особо не выбирал.Просто Су-24 так"полюбился"в ВВС,что даже в условиях распада государства желание военных избавится от данного"чуда"было в числе приоритетов.Взяли"убийцу АУГ"истребитель Су-32,надежд на доработку которого не осталось,технологически упростили до предела планер,смонтировали на машине"внучку" ПрНК"Пума".Так и появился"эрзац"Су-34.Правды ради,отмечу,что в последствие БРЭО машины кардинально переработали(о чем рассказал автор)но МГХ отечественной электроники даже на такой габаритной машине позволяют разместить весьма ограниченный набор средств для преодоления\подавления органнизованной ПВО,уровня стран третьего мира.В противостоянии с противником уровня НАТО у нас есть только Су-30СМ но тут как раз с импортозамещением проблема.
      1. Одиссей 24 июня 2015 15:50
        Цитата: Argon
        В противостоянии с противником уровня НАТО у нас есть только Су-30СМ но тут как раз с импортозамещением проблема.

        Ну с войсковой ПВО и у стран НАТО проблемы... А так нужно доводить Су-34.Платан модернизировать,и высокоточного оружия для него побольше.КР с небольшой ЯБЧ для него недурственно сделать было бы.
  6. фомкин 24 июня 2015 08:56
    На вооружение принят в 75, а в 76 наш полк полностью был укомплектован Су-24. Вот это у оборонки были темпы. А сейчас один-два новых аэроплана, целая сенсация.
    1. Мареман Василич 24 июня 2015 17:13
      Нуууу, камрад, не трави душу. Раньше была промышленность, а сейчас огрызки, раньше были титаны, а теперь пигмеи.
  7. kpd 24 июня 2015 09:21
    Рассмешила фраза "специализированный бомбардировщик Lockheed F-117". Это какой-такой "специализированный бомбардировщик"?? Индекс F присваивался в США летательным аппаратам категории Fighter, а вовсе не Bomber. Так что F-117 это образец крайне неудачного истребителя, из которого с трудом смогли сделать ночной бомбардировщик. love
    kpd
    1. Alex_59 24 июня 2015 13:14
      А F-111 - тоже неудачный истребитель?
      У нас вон Ту-22М3 называется так, как будто он модификация Ту-22, хотя там реально ни одной заклепки от первоначального Ту-22 нет.
    2. пацантрэ 24 июня 2015 13:14
      Ничего, что этот "истребитель" не нёс НИКАКОГО вооружения для борьбы с самолетами?
    3. Васёк 24 июня 2015 16:57
      Цитата: kpd
      Рассмешила фраза

      И ещё вот эта фраза:
      мало подходят истребителю завоевания превосходства в воздухе

      Это, получается, он должен истреблять завоевания превосходства в воздухе? what
      Как-то по-молдавски звучит...
      А в остальном, для меня, сухопутного, статья информативная.
      1. Мареман Василич 24 июня 2015 17:20
        Он-истребитель-должен завоёвывать превосходство в воздухе. Что- подходит или не подходит истребителю-чего- завоёвывания господства в воздухе. Правильно всё написано.
        1. Васёк 24 июня 2015 20:16
          Цитата: Мареман Василич
          Правильно всё написано.

          Смысл намерений автора уловить можно, но слова всё равно как-то коряво расставлены.
    4. A.S. Langley 24 июня 2015 18:02
      ой зря вы так о 117 , во первых индекс F присваивался кому не попадя в ВВС США. Во вторых крайне удачный тактический бомбер , еще и с возможностью постоять за себя и дать фору истребителям-перехватчикам.
  8. руслан 24 июня 2015 09:50
    Цитата: Bongo
    Цитата: руслан
    прощай су-24, но тебе пора на пенсию. ты отлично поработал. твой потомок хорошо всё сделает... и всех!

    Не всё так однозначно...Су-24 имеет большой модернизизационный потенциал, особенно машины поздних серий с ещё значительным остаточным ресурсом. Кроме того не секрет, что маловысотные полёты на Су-24 из-за особенностей аэродинамической схемы значительно комфортней чем на Су-34, который вблизи земли сильно "болтает". В тех же условиях Су-24 идёт ровно "как утюг".
    допускаю, но коль су-34 появился то и надо на него переходить. это и дешевле. а то запчасти ажно на два самолёта производить и линии производственные держать
    Цитата: insafufa
    СУ-24 списывать рано еще с новой начинкой он еще нос утрет всей молодежи

    в Чечне не раз видал работу Су-24 в 2001 году высокогорье
    он хороший бомбомет только его мощь избыточна была банды гонять
    луче для этого подходил миг-27
    всё таки уверен, что при прочих равных су-34 превзойдёт су-24, да и для чеченоподобных конфликтов опять же бронекапсула, конкурентное преимущество. дорогу молодым короче :)
    1. voyaka uh 24 июня 2015 13:53
      "а то запчасти ажно на два самолёта производить и линии производственные держать"///

      Количество марок самолетов в ВВС России и так превосходит всякое воображение.
      Никакая логистика и финансы не справятся с производством и снабжением всего.
      Пора уж выбрать самые необходимые, и производить их в больших количествам
      на нескольких заводах параллельно каждую марку.
  9. Опора 24 июня 2015 09:58
    Народ! Да любая наша техника имеет свою красоту и красивы по своему в целом. Все изделия такие красивые, что имеют свою душу. Бог такие красивые вещи не может оставить бездушными ..... Поэтому мы и переживаем за технику как, даже и не как, а именно за живые существа ..... Это Русская Техника, Русское Оружие. Оно свято изначально .....
  10. aviator1913 24 июня 2015 11:52
    В августе 2008 года в ходе войны в Южной Осетии было потеряно еще два фронтовых бомбардировщика Су-24, при этом обе потери официально признаны не были, но подтверждаются самими летчиками


    Насчет потерь правильно написано что не опубликованы были. На самом деле в Южной Осетии погибло много наших пилотов, причем асов, испытателей.. Светлая им память.. Героям..

    Командование пустило штурмовики без подавленной ПВО, вот и итоги. Хотя в той войне много косяков было..
    1. Argon 25 июня 2015 00:26
      Много"косяков"!?ДА ОБОСРАЛИСЬ,МЫ ТАМ,ПО ПОЛНОЙ ПРОГРАММЕ!!!Пожалуй только с финской компанией сравнить можно.22 летательных аппарата потеряли,1\4 сами же и сбили.И не одного летательного аппарата противника В ВОЗДУХЕ УНИЧТОЖЕНО НЕ БЫЛО!
      1. aviator1913 25 июня 2015 09:36
        Согласен с вами
      2. Sling 25 июня 2015 14:53
        Ой-ой. Вы по Грузинским данным ариентируетесь? Ребята с буддёновской базы другое говорили. Ближе к официальным данным, намного ближе.
        1. aviator1913 25 июня 2015 15:54
          Я на могилах летчиков был. И их побольше будет чем по официальным данным.
        2. Argon 25 июня 2015 16:16
          Да у нас куда не глянь все только и делают,что говорят.Хотя бы одну фамилию СБИТОГО грузинского пилота,хотя бы одно фото с места ПАДЕНИЯ СБИТОГО грузинского самолета или вертолета.Попытайтесь,переубедите меня.А я буду надеяться на чудо.
  11. Денис-Скиф 24 июня 2015 12:24
    Цитата: silver169
    Согласен, Су-34 и выглядит красиво и потенциалом огромным обладает. Таких бы штучек 500 в Российские ВВС и россиянам можно было бы спать спокойно.

    +500 и побольше лётчиков на эту птицу. и тогда совсем спокойно жить можно.
  12. ABM 24 июня 2015 13:14
    Су-24 вполне мог бы еще летать и летать после модернизации! и так дисбаланс огромный с НАТО
    ABM
  13. AAV 24 июня 2015 15:06
    В статье упомянуто про три СУ-24 сгоревших при подготовке к вылету.
    Дело было а Ахтубинске в 2000г. Ночью во время чистки ВПП от снега водитель заснул за рулем и выехал на стояку самолетов...
    AAV
    1. макс702 24 июня 2015 15:42
      Цитата: AAV
      В статье упомянуто про три СУ-24 сгоревших при подготовке к вылету.
      Дело было а Ахтубинске в 2000г. Ночью во время чистки ВПП от снега водитель заснул за рулем и выехал на стояку самолетов...

      Тем самым окупил затраты на контрактников водителей лет на двадцать.. Да о чем говорить если у МО не нашлось мехводов контрактников на 12 "армат" для парада.. Никогда ни понимал этого request Восемнадцатилетнего пацана на гражданке не допустят ни к чему сложнее метлы и только после года другого присмотревшись к нему и обучив доверят что то более сложное , в армии все наоборот !Пришел ,присягу принял и вперед на пепелац стоимостью в миллионы , а то и миллиарды народных рублей. И не надо про моб резерв и обучение воинским специальностям все это бред , а ответ прост в Армии все народное , а значит не свое.. Сдается мне что такая экономия выходит гораздо дороже ..
  14. gespenst07 24 июня 2015 15:24
    Су-24 пора уже на покой. Надеюсь 34-ка его с достоинством его заменит
  15. Zigmars 24 июня 2015 16:52
    Немного не по теме, но всё же меня давно интересует следующий вопрос:
    в открытых источниках написано, что максимальная скорость на большой высоте у американского аналога Су-34 - F-15E Strike Eagle составляет 2660 км/ч против 1900 км/ч у нашего самолёта. Меня интересует первая цифра: реальна ли такая скорость для самолёта с максимальной взлётной массой в 36 тонн и двумя двигателями с максимальной тягой в 129 кН? Для сравнения: истребитель F-15C (по данным Википедии) практически с такими же движками разгоняется до такой же скорости, но максимальная его взлётная масса аж на 6 тонн меньше.
    И если это так, то почему разрыв в скорости между Су-34 и F-15E такой высокий? Может, характеристики представлены для самолётов с разной взлётной массой? А может быть, американцы просто "начудили"? Прошу прокомментировать и не судить строго, если вопрос показался глупым)
    1. srelock 25 июня 2015 00:16
      Дело не только в соотношении массы самолёта к тяге двигателя. На максимальную скорость в большей степени влияет конструкция двигателей, воздухозаборников, сопел и общая аэродинамика ЛА.
      У F-15 например, регулируемые воздухозаборники, что позволяет увеличит давление воздуха перед входом в компрессор двигателя на сверхзвуковых скоростях, следовательно увеличить полное давление в камере сгорания, следовательно увеличить скорость истечения газов из сопла. У Су-34 ВЗ не регулируемый, что позволило упростить и облегчить конструкцию машины, разместить дополнительное топливо, броню и т.д.
  16. sivuch 24 июня 2015 18:20
    Возможно,кто-то уже написал,тогда извините.
    Но,вообще-то говоря,давно известно,что боевая нагрузка Су-34 -12тонн,правда,не могу поручиться,что при полной заправке.Были и фотографии с соответствующим обвесом
  17. Старый26 24 июня 2015 19:00
    Цитата: Zigmars
    Немного не по теме, но всё же меня давно интересует следующий вопрос:в открытых источниках написано, что максимальная скорость на большой высоте у американского аналога Су-34 - F-15E Strike Eagle составляет 2660 км/ч против 1900 км/ч у нашего самолёта. Меня интересует первая цифра: реальна ли такая скорость для самолёта с максимальной взлётной массой в 36 тонн и двумя двигателями с максимальной тягой в 129 кН? Для сравнения: истребитель F-15C (по данным Википедии) практически с такими же движками разгоняется до такой же скорости, но максимальная его взлётная масса аж на 6 тонн меньше.И если это так, то почему разрыв в скорости между Су-34 и F-15E такой высокий? Может, характеристики представлены для самолётов с разной взлётной массой? А может быть, американцы просто "начудили"? Прошу прокомментировать и не судить строго, если вопрос показался глупым)

    Камрад. Сравнение всегда было делом сложным и неблагодарным, особенно если сравнивать по открытым данным. Для одних к примеру дают скорость максимальную, а это может быть скорость без "полезной нагрузки", для другого - при 8 тоннах боевой нагрузки.
    Один все же ударный истребитель (американец), второй - наш - бомбардировщик. У одного максимальный взлетный 30-36 тонн, а нашего 44. Ну и т.д. и т.п.
    Данные можно "вертеть" как нужно и получать нужный результат.
  18. Миротворец 24 июня 2015 19:27
    Су 34 очень красивый утенок.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня