Самый массовый истребитель США

Самый массовый истребитель США


Бурное развитие самолетостроения в тридцатые годы обеспечило известность американской фирме «Северский». Ее основал в 1928 году уехавший из России инженер и летчик Александр Северский. Фирма этого русского эмигранта занималась в основном разработкой и производством самолетов-амфибий.

К сороковым годам А. Северский отошел от непосредственного руководства фирмой. А летом 1939 года она получила новое наименование «Рипаблик авиэйшн корпорейшн», или проще — «Рипаблик». Ее президентом стал американец Альфред Марчев. А вице-президентом и главным конструктором остался талантливый инженер и тоже российский эмигрант Александр Картвелли. Он продолжительный период проработал вместе с Александром Северским и в своих машинах сохранил многие идеи и почерк Северского.


В 1940 году фирмой был разработан новый истребитель Р-43 «Лансер», который имел максимальную скорость в 570 км/ч и обладал дальностью полета до 1000 км. Однако самолет уже не соответствовал требованиям военно-воздушных сил США. В то время американскими корпорациями Локхид, Белл и Кертисс были созданы истребители Р-38, Р-39, Р-40, а они имели куда более высокие летные и технические характеристики.

Однако среди большого числа типов самолетов в ВВС США не было одномоторного дальнего, высотного и скоростного тяжелого истребителя сопровождения для защиты дальних стратегических бомбардировщиков. В 1940 году представители ВВС США подписали с фирмой контракт на 62 млн. долларов на серийный выпуск такого самолета.

6 мая 1941 года опытный прототип истребителя, который получил обозначение ХР-47В, поднялся в воздух. Летные характеристики машины превзошли все ожидания. В горизонтальном полете она разогналась до 657 км/ч, что было на 50-70 км/ч выше, чем у всех других истребителей того времени, за исключением советского МиГ-3, имевшего скорость 640 км/ч.

На самолете был установлен новейший двигатель с турбокомпрессором Пратт-Уиттни ХR-2800-21 (на максимальном режиме его мощность достигала 2000 л. с.). Ни на одном другом истребителе мира тогда не ставился такой мощный мотор. В то время именно турбокомпрессоры стали ахиллесовой пятой всех скоростных машин. Солидный вес и техническое несовершенство этих устройств, частые отказы сводили на нет все преимущества подобных силовых установок.

Большинство конструкторов так и не сумели решить проблему надежности привода турбокомпрессора раскаленными выхлопными газами мотора, которые быстро прожигали его турбину. Но Картвелли нашел довольно оригинальное решение. Он смонтировал турбокомпрессор не на моторе, как это было принято, а в хвостовой части фюзеляжа. Протянул воздуховоды и длинную выхлопную трубу практически через весь фюзеляж. Это, конечно, привело к значительному утяжелению конструкции самолета. Зато турбокомпрессор, в который попадали уже несколько остывшие выхлопные газы, работал без перебоев. Удалось существенно сократить длину носовой части фюзеляжа, что позволило несколько улучшить для пилота обзор из кабины.

Также Картвелли использовал на истребителе оригинальную выхлопную систему. При работе двигателя в номинальном режиме выхлоп из каждого цилиндра выводился в единый коллектор и выбрасывался через два регулируемых сопла, расположенных по бокам в носовой части самолета. Когда же пилоту требовалось повысить мощность силовой установки, он кроме добавления топлива перекрывал створки сопел. При этом раскаленные выхлопные газы перенаправлялись в турбокомпрессор, а затем выходили в общее сопло, которое располагалось под хвостовым оперением.

Самый массовый истребитель США


Одновременно была решена еще одна техническая проблема. При сжатии в турбокомпрессоре воздух довольно сильно нагревался, и его перед подачей в мотор необходимо было охладить. И вот трубопровод с раскаленным воздухом провели через обычный воздушный радиатор, который также располагался в хвостовой части фюзеляжа. Необходимый для радиатора воздух входил через лобовой воздухозаборник, расположенный под силовой установкой. Затем проходил через длинный воздуховод. Охлаждал в радиаторе нагретый воздух, проходящий от турбокомпрессора к мотору, и выходил через два плоских сопла, размещенных по бокам фюзеляжа в хвостовой части. Некоторое количество нагретого воздуха от турбокомпрессора направлялось также в плоскости крыльев для обогрева смазки у пулеметов при высотных полетах.

Картвелли постарался улучшить аэродинамику нового самолета. В качестве исходной приняли внешнюю форму, подобную той, что у истребителя «Лансер». Хорошо обтекаемая носовая часть фюзеляжа, несмотря на достаточно большое поперечное сечение, получилась весьма совершенной аэродинамически. Фонарь кабины летчика отличался заостренной носовой частью. Сзади он переходил в вытянутый тонкий гаргрот.

Картвелли установил на Р-47 крыло имеющее сравнительно небольшую площадь. И если почти у всех истребителей того времени удельная нагрузка на крыло составляла порядка 150-200 кг/м2, то у Р-47 эта величина достигала 213 кг/м2. А к концу Второй мировой она увеличилась даже до 260 кг/м2. Чтобы расположить в относительно малом крыле основные стойки шасси, конструкторам пришлось смонтировать на них особые устройства, уменьшающих длину стоек в момент уборки.

Однако, несмотря на отличные высотные и скоростные характеристики, а также хорошее вооружение, как истребитель Р-47 показал недостаточную маневренность. В первую очередь это было вызвано очень большим весом конструкции планера и большим объемом топливных баков. Полетный вес даже опытной машины достигал 5,5 т (впоследствии увеличился до 9 т). Это стало близко к весу некоторых двухмоторных бомбардировщиков и практически было в два раза больше, чем у большинства истребителей того времени. Наиболее тяжелые агрегаты, такие как двигатель, компрессор, вооружение с боезапасом, располагались на удалении от центра тяжести, это тоже оказывало крайне отрицательное влияние на маневренность истребителя.

Самый массовый истребитель США


Весной 1942 года первые серийные машины с обозначением Р-47В для ВВС США покинули цеха завода фирмы Рипаблик. В ноябре 1942 года они стали поступать в строевые части ВВС Великобритании.

Появление «тандерболтов» на фронтах Второй мировой войны позволило союзной бомбардировочной авиации постепенно перейти от ночных к дневным налетам на важнейшие промышленные центры фашистской Германии.

Зимой 1942 года фирма Рипаблик получила второй заказ на поставку истребителей Р-47. Поэтому фирме пришлось полностью остановить выпуск самолетов других типов.

В период испытаний и эксплуатации Р-47 выявился один очень серьезный его недостаток. Несмотря на огромный запас топлива в 1155 л, максимальная дальность полета на скорости 0,9 от максимальной была около 730 км. Естественно, для сопровождения бомбардировщиков подобные скорости не требовались, а на выгоднейшем режиме работы силовой установки «Тандерболт» пролетал до 1500 км. Однако в случае воздушного боя топливо расходовалось слишком быстро, и его не хватало для возвращения. Это привело к созданию новой модификации, которая получила обозначение Р-47С. Этот «Тандерболт» мог нести под фюзеляжем дополнительный подвесной бак объемом до 750 л, и его дальность полета сразу выросла до 2000 км. Чтобы обеспечить нормальную работу мотора в течение длительного времени увеличили объем маслобака.

Самый массовый истребитель США


В 1942 года начался выпуск «тандерболтов» серии С-1. На этих машинах применили впрыск воды в рабочую смесь, которая поступала в цилиндры двигателя. Это позволило на краткий период в 5 мин повысить его мощность на 300 л.с. Этот режим работы силовой установки назывался чрезвычайным. За счет повышения мощности силовой установки, самолеты Р-47 серий С-1 — С-5, несмотря на увеличение полетной массы до 6776 кг, были способны летать со скоростями до 697 км/ч на высоте 9000 м.

Из-за размещения 57-литрового бака с водой длина их фюзеляжей выросла на 20 см. С 1943 года началось производство самолетов Р-47D — наиболее массового варианта истребителя Р-47. Как правило, они оснащались парой дополнительных подкрыльевых держателей. На них можно было подвесить два топливных бака емкостью по 568 л. Общий запас топлива достигал 2574 л. Дальность полета достигла — 3000 км.

ВВС США все более остро нуждались в подобных самолетах: эскадрильи «летающих крепостей» продолжали нести большие потери от немецких перехватчиков. Поэтому в 1943 году правительство США передало фирме Рипаблик еще один государственный завод в г. Эвансвиле (штат Индиана).

Под шифром P-47G «тандерболты» также выпускались авиационной фирмой Кертисс-Райт на заводе в г. Баффало (штат Нью-Йорк). В обозначении этих машин добавились буквы СU (две первые буквы названия фирмы). Истребители, выпускавшиеся на заводах фирмы Рипаблик (в городах Фармингдейле и Эвансвиле), дополнительно получили в обозначение буквы RЕ и RА соответственно.

Самый массовый истребитель США


В 1944 года один из истребителей Р-47D-10RЕ с двигателем R-2800-63 прошел испытания в CCCР. Конструкция истребителя была тщательно изучена в Бюро новой техники ЦАГИ. Пилоты ЛИИ и НИИ ВВС провели испытания «Тандерболт» в воздухе, уточняли его летно-технические характеристики, которые, как это было обычно для американской техники, оказались несколько ниже, заявленных фирмой.

В целом, Р-47 разочаровал наших летчиков-испытателей. Известный инженер-летчик ЛИИ М.Л. Галлай так описал свои впечатления о «Тандерболте»: «Уже в первые минуты полета я понял — это не истребитель! Устойчивый, с просторной и комфортабельной кабиной, удобный, но — не истребитель. P-47 обладал неудовлетворительной маневренностью в горизонтальной и особенно в вертикальной плоскости. Истребитель медленно разгонялся, был инертен из-за большого веса. Этот самолет замечательно подходил для простого полета по маршруту без резких маневров. Но для истребителя этого недостаточно».

Для советских ВВС истребители «Тандерболт» не годились. Предназначенные для сопровождения дальних высотных бомбардировщиков, в нашей стране они оказались не у дел. В это время практически все советские истребители привлекались исключительно к выполнению тактических боевых задач — прикрытию с воздуха сухопутных войск от ударов немецких бомбардировщиков, сопровождению своих фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков и уничтожению вражеских самолетов в воздухе. К тому же почти все воздушные операции на Восточном фронте немцы проводили на высотах ниже 5000 м. Тем не менее, на вооружение наших ВВС поступило около 200 истребителей «Тандерболт».

Самый массовый истребитель США


Американцы использовали Р-47 так. Бомбардировщики В-17 шли в плотном строю и создавали плотный оборонительный огонь, сами надежно защищали себя. «Тандерболты» действовали тоже довольно большими группами и отгоняли «Мессершмитты» и «Фоккевульфы» на дальних подступах к бомбардировщикам, не давали противнику возможности эффективно атаковать. На долю «тандерболтов» выпадало не так уж много побед — один сбитый или поврежденный вражеский самолет на 45 боевых вылетов, хотя отдельные пилоты Р-47 обладали все-таки боевым счетом в не один десяток сбитых самолетов. Самыми результативными стали Френсис Габрески и Роберт Джонсон (имели по 28 побед), Дэвид Шиллинг (22), Фрэд Кристенсен (21), Уолтер Мэхьюрен (20), Уолтер Бескэм и Джеральд Джонсон (по 18).

В 1944 году открылся второй фронт на Западе. «Тандерболты» использовались для штурмовки наземных целей с малых высот. И это не удивительно. Ведь в авиации США не было специализированного штурмовика, и довольно широко привлекались для выполнения его задач Р-39, Р-40, Р-51 и, конечно, Р-47.

Он оказался более приспособленным к этому. Р-47 имел большую дальность, мог достигать глубоких тылов противника. Правда, скорость у земли, и в особенности с подвешенными бомбами, оказалась ниже, чем у основных гитлеровских истребителей. Зато другие пикирующие бомбардировщики и самолеты-штурмовики оставались далеко позади. К тому же «Тандерболт» мог нести довольно весомую бомбовую нагрузку. Р-47 (серий от D-6 до D-11, а также G-10 и G-15) на подфюзеляжном держателе вместо дополнительного бака брали одну 227-килограммовую бомбу или несколько бомб меньшего веса. Чуть позже, начиная с серии D-15, подвешивали еще две, по 454 кг. Они размещались на подкрыльевых узлах подвески. Таким образом, общая бомбовая нагрузка достигла 1135 кг, что было сравнимо с боевой нагрузкой многих бомбардировщиков того периода.

Р-47 имел мощное пулеметное вооружение. Конечно, это не позволяло ему эффективно вести огонь по вражеским танками, как Ил-2 или Ju-87С, на которых монтировались пушки калибра 23 и 37 мм. Однако восьми крупнокалиберных пулеметов оказалось вполне достаточно для поражения автомашин, паровозов и другой подобной техники, уничтожения живой силы.

На многих «тандерболтах» монтировалось шесть ракетных пусковых установок с базуками. Такие грозные эскадрильи Р-47 вместе с английскими штурмовиками «Тайфун» и «Москито», во время высадки англо-американских войск в Нормандии, практически сумели сорвать перевозки гитлеровских войск и не позволили немцам вовремя доставить подкрепление.

Самый массовый истребитель США


«Тандерболт» был достаточно живучей машиной. Этому способствовали звездообразный мотор воздушного охлаждения и отсутствие баков с горючим в крыле, которые из-за своей большой площади обычно поражались в первую очередь. Топливные баки в фюзеляже были протектированными.

Пилот дополнительно защищался спереди бронестеклом и стальной бронеплитой, а при атаке сзади — бронеспинкой, промежуточным радиатором и турбокомпрессором, их повреждение не приводило к падению самолета. Туннель воздушного радиатора, который проходил под фюзеляжем, а также выхлопная труба и воздуховоды, протянутые по его бортам, прикрывали собой пилота, баки и прочие жизненно важные элементы конструкции и агрегаты.

Наиболее интересным и необычным элементом в конструкции Р-47 стала специальная стальная лыжа ферменной конструкции, расположенная под фюзеляжем. Она предохраняла истребитель от разрушения в случае вынужденной посадки с убранным шасси. Словом, Р-47 превратился в истребитель-бомбардировщик.

Одновременно с серийным производством «Тандерболта» фирма Рипаблик искала пути дальнейшего совершенствования самолета. Было создано несколько экспериментальных машин. В частности, на одном из истребителей Р-47В установили герметичную кабину. На другом — крыло с ламинарным профилем, обладавшим меньшим сопротивлением по сравнению с обычным. Эти самолеты получили обозначение ХР-47Е и ХР-47F соответственно.

Но основной упор сделали на экспериментальные машины с другими двигателями. Один из них, самолет ХР-47Н, наиболее сильно отличался от всех вариантов Р-47. На этой машине установили опытный 16-цилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением Крайслер ХI-2220-11 взлетной мощностью 2500 л.с.

Правда, ХР-47Н довольно долго доводился. Его первый полет состоялся только в конце июля 1945 года. Максимальная скорость не превысила 666 км/ч.

Более удачной оказалась опытная машина, имевшая обозначение ХР-47J. Она представляла собой облегченный истребитель с взлетным весом в 5630 кг. Вооружение было стандартным — шесть пулеметов. Мотор воздушного охлаждения R-2800-57 взлетной мощностью 2800 л.с. В июле 1944 года на этом самолете была достигнута максимальная скорость 793 км/ч, затем, осенью того же года, — 813 км/ч на высоте 10500 м.

Во время летных испытаний, по сообщению ВВС США, ХР-47J достиг скорости 816 км/ч. Скороподъемность составила почти 30 м/с. По своим высотно-скоростным характеристикам он превзошел все известные на тот момент поршневые самолеты мира. (Смущает только, что официально скорость полета никогда не регистрировалась в качестве мирового рекорда.)

Самый массовый истребитель США


В 1944 году под руководством А. Картвелли был создан еще один опытный истребитель ХР-72. Фактически это был обычный «Тандерболт», оснащенный двигателем R-4360 «Уосп Мэйджер» мощностью 3650 л.с. (что привело к существенному изменению формы носовой части самолета). Построено два экземпляра истребителя. На одном из них установили обычный четырехлопастной винт, на другом — два соосных трехлопастных. Максимальная скорость последнего достигла 788 км/ч на высоте 6700 м.

Несмотря на высокие достигнутые результаты, новые машины не пошли в серию. Двигатели были не надежны, самолеты требовали долгой доводки, а маневренность стала еще хуже. Кроме того, Вторая мировая война уже подходила к концу, и правление фирмы Рипаблик решило, не сбивая темпа выпуска истребителей, проводить их эволюционное совершенствование.

Так, на истребителе Р-47D серии 22 был установлен новый воздушный винт большого диаметра с лопастями иной конфигурации. Скороподъемность увеличилась почти на 2 м/с.

С 1944 года, начиная с модификации D-25, истребители Р-47 стали производиться с новым фонарем кабины каплевидной формы, позволившим летчику вести круговой обзор. Одновременно, еще на 248 л увеличили объем основного внутрифюзеляжного топливного бака. Объем бака для воды — с 57 до 114 л.

Самый массовый истребитель США


Не пропали даром работы по созданию экспериментального ХР-47J. С конца 1944 года доведенный мотор R-2800-57 начали устанавливать на серийные «тандерболты», которые получили обозначение Р-47М. В горизонтальном полете, по данным фирмы, их максимальная скорость на высоте 9150 м достигла 756 км/ч.

Интересно отметить, что истребители Р-47М были предназначены специально для борьбы с германскими крылатыми ракетами V-1, которыми немцы обстреливали Лондон.

Последним вариантом «Тандерболта» стал дальний высотный истребитель сверхтяжелого класса Р-47N. Он имел значительные отличия от машин ранних модификаций. Как и на Р-47М, на нем стоял двигатель R-2800-57 мощностью 2800 л.с. Однако объем топливных баков был гораздо больше. Разместить дополнительное топливо в фюзеляже стало невозможно, а крыльевых баков на «Тандерболте» не предусматривалось. Потому конструкторы фирмы Рипаблик спроектировали совершенно новое крыло. Увеличили его размах и площадь. Применили более тонкий профиль и новые законцовки. Но самое главное — в крыле все же разместили топливные баки объемом 700 л!

Кроме того, предусмотрели подвеску двух больших дополнительных баков объемом по 1136 л под крылом и одного 416 л под фюзеляжем. В общей сложности Р-47N мог принять на борт почти 4800 л топлива. Нормальная полетная масса самолетов серий D и М составляла порядка 6500 кг, а при полной нагрузке доходила до 9080 кг.

Машина могла совершать полеты на дальность до 3780 км и находиться в воздухе почти 10 часов. Это в свою очередь, потребовало установки на ней автопилота.

В ударном варианте вместо подвесных топливных баков под крылом Р-47N могли быть подвешены две бомбы массой по 454 кг и 10 ракет калибра 127 мм. Максимальная скорость достигала 740 км/ч на высоте 9150 м. Скороподъемность, несмотря на большую полетную массу 15,25 м/с. Однако эти самолеты редко действовали по наземным целям и применялись на заключительном этапе войны в основном для сопровождения стратегических бомбардировщиков В-29, совершавших налеты на Японию.

Самый массовый истребитель США


Истребители «Тандерболт» выпускались серийно вплоть до полного разгрома Японии. Затем завод в г. Эвансвиле был закрыт и возвращен правительству.

Всего за период войны фирмой «Рипаблик» было построено 15 329 истребителей Р-47. Из них Р-47В — 171, Р-47С — 60602, Р-47D — 12600, Р-47М — 130 и Р-47N -1818. Фирма выпустила количество запчастей, эквивалентное примерно 3000 самолетам. Почти 350 истребителей Р-47G выпустила фирма «Кертис». Таким образом, Р-47 «Тандерболт» стал наиболее массовым американским истребителем периода Второй мировой войны.

Самый массовый истребитель США


Самый массовый истребитель США


Источники:
Бакурский В. Истребитель Р-47 «Тандерболт». Историческая серия. М.: НТК «Аква Вита», 1991. С. 6-12, 17-21.
Котельников В., Бакурский В., Никольский М. Р-47 «Тандерболт» // Авиация и космонавтика. 2004. №10. С.22-29.
Бакурский В. Длинная рука «крепостей» // Крылья Родины. 1992. №6. С.34-37.
Иванов С. Р-47 «Тандерболт». Тяжелый истребитель США // Война в воздухе. №46. С. 12-19.
Харук И. Истребители Второй мировой. М.: Яуза-пресс, 2012. С. 263-266.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 64
  1. руслан 7 июля 2015 05:28
    интересно какие машины северский и сикорский напридумывали, если бы остались в россии?
    1. maiman61 7 июля 2015 08:39
      Их бы шлепнули пролетарии как врагов народа! Офицеров грузили на баржи в трюмы и топили, или привязывали к ногам камень, связывали руки и вперед самолеты проектировать!
      1. Комментарий был удален.
      2. Atrix 7 июля 2015 09:54
        Цитата: maiman61
        Их бы шлепнули пролетарии как врагов народа! Офицеров грузили на баржи в трюмы и топили, или привязывали к ногам камень, связывали руки и вперед самолеты проектировать!

        Как и многих друг кто был не согласен. А многие кто был не согласен и была настоящая элита России. Как мне кажется все революции убивают/выгоняют лучших представителей нации, а к власти приходит и воры.
        1. REZMovec 7 июля 2015 12:53
          Вы глупец, батенька, и, как видно, гордитесь этим.
          Ваши "лучшие" и мутили воду, начиная с "декабристов" и заканчивая Горби, ЕБН и их приспешники...
          Сами-то, поди, к "лучшим" родства не имеете, своих предков за держите. Или "а вас-то за что?" Нет?
        2. oldkap22 7 июля 2015 14:05
          интересно .но часть Этой элиты и делала революцию...Я не говорю о технократах(и планы ГОЭЛРО и ПЯТИЛЕТКИ явно не "пролетарии делали...)
        3. AKuzenka 7 июля 2015 20:10
          Так вспомните, на чьи деньги и с какой целью делалась "революция"! И всё встанет на свои места. На английские, с целью не допустить Россию в стан победителей и развалить её. Гений Ленина и состоит в том, что кинул ОЧЕНЬ крупно своих английских хозяев и СОХРАНИЛ страну. А элиту всегда вырезали.
      3. avt 7 июля 2015 09:55
        Цитата: maiman61
        Их бы шлепнули пролетарии как врагов народа! Офицеров грузили на баржи в трюмы и топили, или привязывали к ногам камень, связывали руки и вперед самолеты проектировать!

        Ага - лично видели баржу в которой классово чуждый Туполев ,Григорович и прочие привязаны были к такому офицерью ка Шапошников ....да что там Шапошников - преподаватель академии РККА Слащев fool Ну если эта фамилия что то говорит. К чему это я ? Да к тому что пора бы уже мозгом пользоваться , а не агитками сванидмлечепивоварскими и не превращать трагедию в дешевый балаган . Те , кто всю эту жвачку ими отжатую вкладывают , хоть тупо бабла на карман подымают , в отличии от виртуального рейтинга .
        avt
      4. REZMovec 7 июля 2015 12:49
        О, очередной либерастно-дерьмократ нарисовался!
        , жалко ваших предков не утопили, меньше дерьма бы сейчас плавало.
      5. Вован 73 8 июля 2015 11:31
        Калинин, Поликарпов, Григорович и т.д тоже были классово чуждыми, как вы выражаетесь однако при этом они былы довольно успешными конструкторами авиатехникик в СССР
        1. Assistant 8 июля 2015 16:16
          Калинин, Поликарпов, Григорович и т.д тоже были классово чуждыми, как вы выражаетесь однако при этом они былы довольно успешными конструкторами авиатехникик в СССР


          Ага.
          Калинин - пока не расстреляли. Видать, успешным конструктором был!
          Поликарпов - пока его же ученик Микоян не задвинул его в пыльный ящик.
          1. Assistant 9 июля 2015 11:34
            Ау, минусильщики, обоснуйте:
            Калинин не был расстрелян?
            Поликарпова, имевшего очень интересные проработки самолётов, не оттеснили подальше?
            Жду ответов.
            1. Assistant 9 июля 2015 17:41
              Это уже начинает становиться интересным.
              Минусильщики, вы где? Выходите из кустов, вас в кустах не видно.
              Если я в своём посте написал неправду, имейте смелость сказать мне это в лицо. И заодно укажите, в чём конкретно заключается неправда, я буду только благодарен. Вдруг я ошибаюсь, а именно вы правы?
    2. Heimdall48 7 июля 2015 09:28
      С пулей в башке много не придумаешь
      1. dumkopff 7 июля 2015 12:29
        Даже больше того, у подавляющего большинства (и у меня в том числе) и без пули в башке не получается выдумать что-то новое.
      2. Даос 7 июля 2015 12:39
        Для некоторых "через дырочку в голове может войти немного ума" (с) Маугли.
      3. REZMovec 7 июля 2015 12:54
        Вам это и без пули не грозит)))
        1. Heimdall48 7 июля 2015 15:02
          Хорошо, что Вам грозит - Вы походу очень развитой )
        2. Комментарий был удален.
  2. рюрикович 7 июля 2015 07:05
    У меня долго склеивательная модель "Тандерболта" красовалась под потолком в детстве! smile
  3. parusnik 7 июля 2015 07:57
    Был Тандерболт в коллекции моделей.. smile Долго ещё потом искал информацию о нем..Эх! Детство!
  4. inkass_98 7 июля 2015 08:23
    Для своих целей была вполне приемлемая машина. Главная задача - сопровождение бомберов, как и у "Мустанга", и со своей задачей он вполне справлялся.
  5. Бэнсон 7 июля 2015 08:37
    Слишком здоровый.
  6. Владимирец 7 июля 2015 09:42
    Отличная статья, автору спасибо.
  7. Сухой_Т-50 7 июля 2015 09:42
    Хороший самолёт,но он слишком большой
    1. AKuzenka 7 июля 2015 20:15
      Як -9ДД, всё равно лучше.
      1. Old_Kapitan 8 июля 2015 12:26
        Чем лучше? В два с лишним раза меньшей дальностью? На добрых 200 км/час скоростью? Одной пушкой на 120 патронов и одним пулеметом на 200 патронов? Поймите Вы - это РАЗНЫЕ самолеты, с РАЗНЫМИ задачами! И сравнивать их просто глупо.
  8. григорьевич 7 июля 2015 10:03
    Самолет,может быть и хороший,а по мне-некрасивый.
    1. dumkopff 7 июля 2015 12:31
      Да что там говорить, бочка с крыльями и бородавкой фонаря. Но статья хорошая.
  9. Даос 7 июля 2015 10:45
    Болт он болт и есть... большой, железный и тяжёлый... Чисто американская специфика - летаем далеко, быстро но желательно по прямой... bully
    1. Alexey RA 7 июля 2015 18:26
      Цитата: Даос
      Чисто американская специфика - летаем далеко, быстро но желательно по прямой...

      Высоко летим, далеко глядим. В догфайт не ввязываемся, атакуем бум-зумом/ножницами - и быстро наверх.

      При правильной тактике даже тяжёлые "уайлдкеты" могли на равных биться с "зеро". Тот же Тэч при Мидуэе умудрился своей шестёркой связать порядка 20 "зеро", оттянув тех от торперов - и вышел из боя, потеряв одну из своих машин и сбив 3-4 японца.
      1. Даос 7 июля 2015 20:09
        Это хорошо когда есть такая возможность... Да и "дикий кот" хотя бы на вертикалях мог Зеро уделать... А такой сарай как "болт" на вертикалях ... ;-)
    2. orca77 8 июля 2015 17:20
      А то вдруг укачает...
  10. voyaka uh 7 июля 2015 11:14
    Интерено, что у внешне массивного "толстого" Тандерболта показатели аэродинамики были
    лучше, чем у большинства истребителей его времени.
    1. Даос 7 июля 2015 12:37
      Ну аэродинамика это не только площадь миделя... ;-) Болт в этом плане очень характерный пример. Классика аэродинамики дозвуковых скоростей. Хотя тоже не без косяков - впрочем в самолёт созданный исключительно по правилам аэродинамики пилот как правило уже не помещался... ;-)
    2. REZMovec 7 июля 2015 12:56
      Чего явно не скажешь о маневренных качествах - утюг он и есть утюг.
      1. Даос 7 июля 2015 13:19
        А прямая зависимость. Чем выше скорость тем хуже манёвр. До появления изменяемой геометрии крыла и управляемого вектора тяги - показатели: удельная нагрузка на крыло/скоростные/маневренные свойства.
        1. oldkap22 8 июля 2015 09:40
          А как же центр масс и фокус крыла....И -16 по моему не подтверждает Вашу мысль...
          1. Даос 8 июля 2015 11:01
            Мысль это не моя... Это законы аэродинамики. Что касаемо примера с И 16 - то он вполне подтверждает сие правило. Вы просто путаете манёвренность с неустойчивостью ...
            И-16 статически неустойчивая машина - в итоге он действительно обеспечивал большие угловые скорости при воздействии органов управления но тем не менее зависимость от нагрузки на крыло оставалась. Время виража И-16 в частности ровно в два раза больше чем у биплана И-15,
            1. oldkap22 8 июля 2015 11:35
              я поэтому и не написал"не подтверждает законы аэро(гидро)динамики...И про статическую неустойчивость я имею понятие.Я про то .что энерговооруженность нагрузка на крыло.маневренность не являются прямолинейными взаимосвязанными функциями...(что дает простор для "творчества...")
              1. Даос 8 июля 2015 12:50
                Ну я же не случайно оговорился что эта связь была прямой до применения изменяемой геометрии и вектора тяги... Ну добавьте сюда ещё механизацию крыла в принципе...
  11. Predator-74 7 июля 2015 11:18
    1. 37ММ Пушку (ВК 3,7) имели Юнкерсы не C, a G-серии.
    2. Френсис Габрески имел 28 побед среди которых большая часть было уничтожение немецких самолетов на аэродромах, на чем он и "спалился" в конце концов и был захвачен немцами в плен,Роберт Джонсон, Дэвид Шиллинг и другие тоже скорее всего "недалеко ушли" от Френсиса. В принципе это тоже уничтоженная фашистская техника спору нет, но в контексте статьи можно подумать что это был крутой истребитель, трудно даже представить что тандерболты могли уничтожить столько немецких самолетов, которые наголову превосходили их по всем ЛТХ, не говоря уже про вооружение, даже несмотря на то, что летный состав немцев к 44 - 45 году уже был не тот, много асов сгинуло на битве за Британию и на восточном фронте.
    1. yehat 8 июля 2015 22:57
      вы кое-что не учли. у американцев было много истребителей. часто соотношение было 5:1. По высотности и скорости они не проигрывали, а число с лихвой компенсировало недостаток маневренности. Потому сбивать немцев можно было.
      Другое дело, что при таком числе нереально, чтобы кто-то один наколачивал большой счет.
      1. Альф 9 июля 2015 19:51
        Цитата: yehat
        Другое дело, что при таком числе нереально, чтобы кто-то один наколачивал большой счет.

        Приписывали поменьше.
  12. qwert 7 июля 2015 11:41
    Цитата: maiman61
    Их бы шлепнули пролетарии как врагов народа! Офицеров грузили на баржи в трюмы и топили, или привязывали к ногам камень, связывали руки и вперед самолеты проектировать!

    Да уж. и как только мы в войне победили и Гагарина в космос отправили. Всех ведь умных перетопили. Одно -то и осталось. Кстати, а Ваш-то дедушка именно к последним и относится, раз на баржу не попал.
    Вот ведь как Солженицин может закрутить мозг, что человек сам себя уважать перестает.
    1. MooH 7 июля 2015 14:33
      Вы думаете он читал Солженицына? Сильно в этом сомневаюсь. Как правило подобную ересь несут либо клинические либерасты, коих в стране очень не много, либо жертвы ЕГЭ, которых уже миллионы, а они не то что Солженицина, они и Колобка то не все читали.
    2. Улан 7 июля 2015 14:44
      Да уж,агент "Ветров" от души нагородил сказок, а теперь его в школе изучают.Вот и результат.По нему и фильмам Никиты Михалкова, некоторые историю изучают.
      Улан
    3. Heimdall48 7 июля 2015 15:07
      и как только мы в войне победили и Гагарина в космос отправили

      Верно ... и 27 миллионов положили в войну и в 20-х - 30-х не один миллион помер с помощью государства да и само государство в результате быстро развалили. И большинство граждан так ни черта и не поняло - всё поёт про Солженицына, Гагарина и победы партии.
      1. Улан 7 июля 2015 16:15
        Очень интересно.То есть 27 миллионов советских граждан "положил" не Гитлер напав на СССР, а это мы напали на Гитлера и положили 27 миллионов? Вы случаем не у Яценюка в подручных ходите?Ну вот и адвокаты Гитлера на форуме появились.Это оказывается не он виноват в гибели 27 миллионов советских граждан, а мы сами.
        Улан
        1. Комментарий был удален.
        2. Heimdall48 8 июля 2015 08:39
          27 миллионов советских граждан "положил" не Гитлер напав на СССР, а это мы напали на Гитлера и положили 27 миллионов

          Да положил то Гитлер. Только любое государство несёт ответственность за защиту жизни и имущества своих граждан. Как бы Вы Николая 2 дерьмом не мазали и не пели про техническую отсталость России (которая была несомненно) - в ПМВ линия обороны проходила по Польше и в Турции. Отсюда можно сделать выводы, какая власть лучше воевала и заботилась о своих гражданах.
          Во-вторых - Советское гос-во несёт прямую ответственность за развязывание Второй мировой войны - это понятно ежу, только если у него мозг не зашорен марксистко-ленинской пропагандой. Вы можете объяснить причины вторжения в Польшу параллельно немцам, вторжения в Прибалтику, Румынию, Финляндию? С одной стороны Европу грыз Адольф, с другой Сталин. Попробуйте доказать что это не так - только без переходов на личности , если Вы это можете вообще )) Я тут не причём - есть только голые факты.
          Вы случаем не у Яценюка в подручных ходите

          Если Яценюк ходит в сортир по тяжёлому это не означает, что все кто делает тоже - подручные Яценюка. Истина она сама по себе.
      2. Mik13 7 июля 2015 18:40
        Цитата: Heimdall48
        27 миллионов положили в войну

        Так вы уточняйте сразу - военные потери из этих 27 - только 7, а остальные 20 - мирное население на оккупированных территориях. Европейцы постарались, цивилизации учили...

        Цитата: Heimdall48
        в 20-х - 30-х не один миллион помер с помощью государства

        Угу ... В 20-х особенно - когда всякие благородные рыцари хотели загнать плебс неграмотный обратно в стойло и кушать французские булки опять. За счет этого самого плебса. А учили неблагодарных европейским оружием, что характерно. Некоторые МК-V английские до сих пор памятниками работают...

        Цитата: Heimdall48
        и само государство в результате быстро развалили.

        Да-да... 70 лет истории, победа над Германией, разгром квантунской армии, не дали Корею в обиду, помогли Китаю, Вьетнаму, Кубе...
        Первый спутник, первый человек в космосе... Что там еще?

        Цитата: Heimdall48
        И большинство граждан так ни черта и не поняло - всё поёт про Солженицына, Гагарина и победы партии.

        Большинству граждан все понятно. Особенно про Солженицина. И про Вас, кстати, тоже...
        1. Heimdall48 8 июля 2015 13:36
          К чему тут эта фотография? Если мыслить логически, то апологетом Советской власти являлся Шариков, а критиком - Преображенский. Полагаю, что Вы это учли и себя сопоставляете с первым - тут у меня возражений нет.
        2. Комментарий был удален.
      3. Комментарий был удален.
    4. Комментарий был удален.
  13. Вольный ветер 7 июля 2015 14:45
    Лобастый профиль, конечно большое сопротивление, но фашисты на мессерах жаловались, что пилоты и-16 в лобовых атаках, были более защищенными, благодаря звездообразному двигателю.чем летчики Мессершмитов. ПЕреднее расположение большого двигателя, имеет свои плюсы, очень много где.
    1. Улан 7 июля 2015 16:23
      Несомненно имеет. Успех Ме-109 в Испании породил в СССР излишнюю увлеченность конструкциями истребителей с двигателями жидкостного охлаждения.
      Все три новых истребителя принятых перед войной на вооружение были именно с такими двигателями. Як-1 и ЛАГГ-3 с двигателем Климова и МиГ-3 с двигателем Микулина.
      Возможно это сыграло и роковую роль в серийном произвостве, весьма неплохого истребителя Поликарпова И-180. Решение СНК о запуске истребителя в серию, было принято, но всячески тормозилось.
      В результате ВВС не получили к июню 1941 года порядка 1500-2000 истребителей И-180 с двигателем воздушного охлаждения, который не уступал "Фридриху".
      Это же поставило крест на лучшем советском истребителе ВОВ И-185.
      Улан
      1. blizart 7 июля 2015 16:59
        Роковую роль в непринятии И-185 на вооружение сыграла низкая надёжность двурядной "звезды" М-71 и неприемлемый в тех условиях - срок её доводки.
        1. Улан 7 июля 2015 17:26
          Однако войсковые испытания две машины прошли на Калининском фронтеюВ кчестве временной меры можно было поставить АШ-82.Уже в 42-ом году можно было получить машину с характеристиками Ла-7, Возможно и лучше.
          Улан
          1. Alexey RA 7 июля 2015 18:07
            Цитата: Улан
            Однако войсковые испытания две машины прошли на Калининском фронтеюВ кчестве временной меры можно было поставить АШ-82.Уже в 42-ом году можно было получить машину с характеристиками Ла-7, Возможно и лучше.

            С М-82 характеристики И-185 действительно превышали ТТХ Ла-5/М-82.

            Но тут есть ряд тонкостей. ТТХ И-185 замерялись на вылизанных опытных и малосерийных машинах. ТТХ же Ла-5 замерялись на переоборудованных ЛаГГ-3 серийного выпуска со всеми прелестями серийной сборки и спешного переоборудования. Например, у первых Ла-5 в носовой части была двойная обшивка - внутренняя, оставшаяся от ЛаГГ-3, и наружная, прикрывавшая М-82.

            Как показывала практика отечественного авиастроения, разница в скорости между опытной машиной и серией составляла 30-40 км/ч. С другой стороны, серийный Ла-5 после доработок ЦАГИ показал прирост скорости около 40 км/ч.

            Но самое главное: на конец 1941 - начало 1942 доведённого М-82А у нас ещё нет.
            Примерно в это же время начались испытания ТБ-7 с 4 М-82. В первых полетах были выявлены дефекты: выбрасывание масла из переднего суфлера, высокие температуры головок цилиндров, особенно на рулении и взлете, и высокие температуры масла. Это потребовало проведения многих конструктивных изменений ВМГ, затянувших испытания до лета 1942 года.
            Не очень успешно пошло дело и у А.Н. Туполева. Первоначально опытный самолет «103» (будущий Ту-2) был построен в 2-х экземплярах с моторами АМ-37 («103», «103У»}. 3-й экземпляр в мае 1941 года по приказу НКАП вместо моторов М-120 было решено оснастить моторами М-82. Первый вылет машины под управлением летчика-испытателя М.П. Васякина состоялся 15 декабря 1941 года. Однако дальнейшие испытания затянулись на 7,5 месяцев – до 1 августа 1942 года. Как отмечалось потом в отчете по испытаниям: «Основные причины затяжки испытаний: неудовлетворительная работа моторов М-82 и длительная доводка винто-моторной группы. Во время испытаний было заменено восемь моторов… Из-за неудовлетворительной работы моторов самолет простоял 132 дня, что составляет 57,7% времени, потраченного на испытания».

            А когда М-82А довели до ума - уже появляется Ла-5 на базе серийно производящейся машины.
            А налаженность серии в военное время зачастую кроет все остальные недостатки. Вспомним историю Т-43, который превосходил Т-34-85, но в серию не пошёл, поскольку удалось вставить башню с 85-мм пушкой в слегка изменённый корпус Т-34. Или историю самого Т-34, производство которого продолжалось намного дольше планируемого (по плану его выпуск должны были прекратить в конце 1941), несмотря на все недостатки.
          2. Альф 8 июля 2015 00:14
            Цитата: Улан
            Однако войсковые испытания две машины прошли на Калининском фронтеюВ кчестве временной меры можно было поставить АШ-82.Уже в 42-ом году можно было получить машину с характеристиками Ла-7, Возможно и лучше.

            Сколько можно жевать одно и то же ? И-185 с М-82 был лучше Ла-7 только по дальности и чуть лучше по скороподъемности, но 185-й был цельнометаллическим. Назовите хоть один цельнометаллический истребитель ВВС РККА ? В стране была нехватка дюраля.
          3. Argon 8 июля 2015 00:50
            Войсковые,испытания проходили 4 машины две с М-82 две с М-71,однако каждая из них была уникальна.Отличались ВМГ(винты,капотирование.),топливные системы,вооружение.Их трудно назвать"вылизанными"из 8ми прототипов И-185 половина строилась,а половина перестраивалась уже во время гонений\пинаний Поликарповского КБ,лишения его собственной производственной базы,вынужденной эвакуации в Новосибирск,да к тому же и в военное время.По сравнению с Ла-5 истребитель Поликарпова нес 3х20мм+500кг бомбовой нагрузки.К тому же оборудованны машины были бомбардировочными двигателями М-82-электростартерный пуск,не подходящий для истребителя карбюратор,нагнетатель.Процесс подбора и оптимизации винта ВМГ на момент начала ГсСИ окончен не был И несмотря на все это И-185М-82 показывал гораздо лучшие характеристики чем Ла-5,что не мудренно-машина более высокого технологического уровня.Но он был более чем на половину дюралевый,а постановление ГКО не допускало использование алюминия более чем в 40% от общего кол-ва деталей(для истребителя).Не хватило бы нам"крылатого металла"для крупной серии такой машины.
        2. mkpda 13 июля 2015 19:05
          Ла-5 пошёл в серию только потому, что Лавочкин вместе со специалистами Швецова смогли отработать установку М-82 на самолёт. Все другие КБ с этой задачей не справились.
      2. Alexey RA 7 июля 2015 17:41
        Цитата: Улан
        Успех Ме-109 в Испании породил в СССР излишнюю увлеченность конструкциями истребителей с двигателями жидкостного охлаждения.

        Скорее, недоведённость отечественных двигателей воздушного охлаждения послужила причиной увлечения вариантами М-105 и АМ-35.

        Показательна история М-88:
        24 января 1940 г. вышло постановление КО №34сс о принятии на вооружение М-88 с установлением срока его службы до первой переборки 100 часов и о запуске в серийное производство на заводе №29.
        6 августа вышло постановление КО №340сс об остановке серийного выпуска М-88.
        13 ноября в постановлении КО №422сс говорилось: "В связи с окончанием работ по устранению дефектов мотора М-88 и получением удовлетворительных результатов в процессе испытаний... разрешить НКАП возобновить серийный выпуск моторов М-88 на заводе №29".

        В результате, конструкторы предпочитали жидкостную синицу воздушным журавлям.
      3. BV330 9 июля 2015 15:12
        И-180 не уступающий Фридриху - это фантастика, ибо наилучший из 180 с мотором М-88 давал 440-450 км/ч у земли и 575 км/ч на высоте (более 7 км кстати), а Фридрих порядка 520-530 у земли и 630-660 на высоте по разным данным.
        Другое дело, коли ННПоликарпов добился бы реального запуска 180 машины в серию, и заботился о его дальнейшей модернизации, а потенциал для нее безусловно был, то И-180 имел шансы стать основной рабочей лошадкой,а со временем при переходе на М-82 и не уступать тому-же Фридриху по лтх. drinks
    2. Даос 7 июля 2015 16:28
      Полное аэродинамическое сопротивление машины складывается не только из "лба" - а с точки зрения аэродинамики дозвуковых скоростей "головастики" даже предпочтительней "щук"...
      1. Argon 7 июля 2015 23:59
        Эко вы хватили,до М=0,6 лобовое сопротивление состовляет до 65% от общего,(и без всяких альтернатив),далее вплоть до М=0,8-0,9(первого удара маха)основным становиться индуктивное сопротивление крыла.Склонность большинства конструкторов к применению звездообразных двигателей в конструкциях истребителей(и не только) завершающего этапа 2МВ,объясняется гораздо большей удельной мощностью таких ВМГ.
        1. Даос 8 июля 2015 11:08
          Ну вы же несомненно в курсе что "лобовое сопротивление" это не только сечение миделя ну и то что "золотое сечение" идеальной в аэродинамическом плане фигуры на дозвуке предусматривает максимальную толщину миделя на 1/3 длины.
          Безусловно это теория и реальная картина обтекания такого сложного объекта как самолёт предусматривает массу компромиссов... не говоря уже о том что например наши машины вечно страдали от плохой герметизации стыков и внутренних объёмов - что зачастую влияло куда сильнее лба...
    3. Альф 8 июля 2015 00:10
      Цитата: Вольный ветер
      ПЕреднее расположение большого двигателя, имеет свои плюсы, очень много где.

      А какое еще расположение двигателей существует ? Самолетов с толкающим винтом единицы, да и те, как правило, опытные .
      1. oldkap22 8 июля 2015 09:44
        А Аэрокобра(например)...
  14. Igor75 7 июля 2015 19:20
    По современным меркам Тандерболт чистейший истребитель-перехватчик. Для защиты неба Москвы 1941-1942 был-бы очень кстати.
    1. Даос 7 июля 2015 20:05
      Их испытывали на эту тему - как перехватчик с его плохим разгоном и скороподъёмностью он тоже был не айс... Тяжёлый слишком. Для 41 года он даже МиГу в этом проигрывал...Да и в серию он пошёл только в 42м... так что ...
  15. фа2998 7 июля 2015 21:13
    Цитата: григорьевич
    Самолет,может быть и хороший,а по мне-некрасивый.

    У каждого свои вкусы,мне "танденболт" с детства нравится.А насчет хороший,многие пишут "уж очень большой"-ну извините 2,3,5 т.топлива в И-16 не влезет.Он создавался что-бы сопровождать на тысячи км.свои бомберы.А в конце войны,когда "проредили"немецкую истребительную авиацию-показал как неплохой истребитель-бомбардировщик.Нагрузка-как 3 Ил-2,и дальность впечатляющая. hi рс-статье+++,спасибо.
  16. tomket 8 июля 2015 00:32
    Интересен был вариант МиГа с двигателем от "Тандерболта". При весе около 4,5т. расчеты показывали скорость в 740 км/ч.
    1. Альф 8 июля 2015 21:25
      Цитата: tomket
      Интересен был вариант МиГа с двигателем от "Тандерболта". При весе около 4,5т. расчеты показывали скорость в 740 км/ч.

      А можно поточнее насчет МИГа с Пратт-Уитни ? Интересно, кому в голову пришла такая бредовая идея ? Двигатели-то нам никто не поставлял.
  17. hudjuk 8 июля 2015 01:09
    вроде бы практически все тандеры(наши их кувшинами называли)отправили в части пво.для борь бы с бомберами-вполне себе неплохой аппарат.
    1. Альф 8 июля 2015 21:33
      Не только в ВВС.

      В авиации ВМФ СССР истребители Р-47 получил 255-й ИАП ВВС Северного флота.
      Командование морской авиации решило перепроверить результаты летных испытаний P-47D-10-RE в ЛИИ. Собственной испытательной базы авиация ВМФ СССР не имело, поэтому решили, что испытывать «Тандерболт» станут опытные фронтовые летчики из 255-го ИАП.
      Испытательные полеты проводились с 29 октября по 5 ноября 1944 г., одновременно исследовалась возможность базирования «Тандерболтов» на заполярных аэродромах. Несмотря на сжатый срок программа испытаний выглядела весьма насыщенной:
      - взлет и посадка с бетонной и грунтовой полос с полной загрузкой;
      - определение боевого радиуса действия с различными вариантам бомбовой нагрузки на внешней подвеске: 2хФАБ-250 (по бомбе на подкрыльевых пилонах), 3хФАБ-250 (две бомбы на подкрыльевых и одна на подфюзеляжном узлах подвески), 2хФАБ-500;
      - бомбометание с пикирования;
      - топмачтовое бомбометание с высоты 20-25 м на дистанции 150-170 м от цели.
      Результаты испытаний в целом оказались благоприятными. Самолет с двумя бомбами ФАБ-250 нормально взлетал с аэродрома Ваенга. Сброс бомб производился в пикировании под углом 50 град с высоты 3000 м, прицеливание при бомбометании производилось по штатному пулеметному прицелу. Бомбометание тремя ФАБ-250 или двумя ФАБ-500 сочли возможным выполнять только с горизонтального полета. Ниже приведена выдержка из "Протокола по испытаниям самолета P-47D-22-RE "Тандерболт".
      От командующего ВВС СФ генерал-лейтенанта авиации Преображенского №08489 от 13 ноября 1944 г.
      Рапорт Командующему ВВС ВМФ СССР
      Маршалу Жаворонкову Докладываю, что по результатам испытания самолета P-47D-22-RE «Тандерболт» серийной постройки мною принято решение о вооружении одной эскадрильи 255-го ИАКП 14 самолетами «Тандерболт».
      Эскадрилья будет выполнять следующие задачи:
      1. дальнее сопровождение бомбардировщиков
      2. горизонтальное и маловысотное бомбометание из расчета бомбовой нагрузки до 1000 кг на один самолет
      3. атака кораблей охранения конвоев
      Маршал Жаворонков поставил на документе резолюцию: «Одобряю. Перевооружить полк. Выделить 50 самолетов».
      В 255-м ИАП «Тандерболты» (в основном P-47D-27-RE с каплеобразными фонарями) эксплуатировались в течение года после окончания войны, дольше, чем где бы то ни было в СССР.
  18. BV330 9 июля 2015 15:00
    Цитата: Predator-74
    1. 37ММ Пушку (ВК 3,7) имели Юнкерсы не C, a G-серии.
    2. Френсис Габрески имел 28 побед среди которых большая часть было уничтожение немецких самолетов на аэродромах, на чем он и "спалился" в конце концов и был захвачен немцами в плен,Роберт Джонсон, Дэвид Шиллинг и другие тоже скорее всего "недалеко ушли" от Френсиса. В принципе это тоже уничтоженная фашистская техника спору нет, но в контексте статьи можно подумать что это был крутой истребитель, трудно даже представить что тандерболты могли уничтожить столько немецких самолетов, которые наголову превосходили их по всем ЛТХ, не говоря уже про вооружение, даже несмотря на то, что летный состав немцев к 44 - 45 году уже был не тот, много асов сгинуло на битве за Британию и на восточном фронте.


    И на какую голову мессера серий G и фоки серий А превосходили Болтов на 6-7 и выше километрах?
    Виражить с потерей энергии могли быстрее? wink
  19. BV330 9 июля 2015 15:28
    Цитата: фа2998
    Цитата: григорьевич
    Самолет,может быть и хороший,а по мне-некрасивый.

    У каждого свои вкусы,мне "танденболт" с детства нравится.А насчет хороший,многие пишут "уж очень большой"-ну извините 2,3,5 т.топлива в И-16 не влезет.Он создавался что-бы сопровождать на тысячи км.свои бомберы.А в конце войны,когда "проредили"немецкую истребительную авиацию-показал как неплохой истребитель-бомбардировщик.Нагрузка-как 3 Ил-2,и дальность впечатляющая. hi рс-статье+++,спасибо.


    Плюсанусь, мне вообще непонятны оголтелые оценки Т-болта сугубо как истребителя у нас. А не пробовали сравнить его скажем с Пешкой при выполнении типовой задачи - доставке бомб до цели скажем на 200 км за линию фронта. И подсчитать потребные расходы: топливо, часы на подготовку машин, возможные потери, и результат. soldier И нашёл бы самоль у нас отличную нишу, которую не успел толком освоить Су-2. Только еще и за себя и друзей бы постоял после разгрузки от вредного бомбового груза.
    1. Альф 9 июля 2015 19:59
      Цитата: BV330
      Плюсанусь, мне вообще непонятны оголтелые оценки Т-болта сугубо как истребителя у нас. А не пробовали сравнить его скажем с Пешкой при выполнении типовой задачи - доставке бомб до цели скажем на 200 км за линию фронта.

      Доставить бомбы мало, надо еще попасть ими. Имея одного пилота в кабине, это сделать трудновато. Не зря в экипаже Пешки кроме пилота был еще штурман-бомбардир. А в кабине 47-го был бомбоприцел или бомбили "по сапогу" ? Даже сами немцы признавали, что в качестве пикировщика 190-й уступал Штуке-скорость больше, обзор меньше и нет бомбоприцела.
      Цитата: BV330
      Только еще и за себя и друзей бы постоял после разгрузки от вредного бомбового груза.

      Интересно было бы посмотреть, как на Восточном фронте П-47 на высоте 2-3 тысячи дрался бы с 109-м. Мне кажется, результаты были бы как на картинке. Кстати, те летчики, что воевали на СУ-2, говорили, что после сброса бомб на СУ-2 можно воевать как на истребителе.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня