Сверхмалые подводные лодки типа Seehund (Германия)

10
В 1943 году нацистская Германия заполучила две британские сверхмалые подлодки типа X. Эти трофеи заинтересовали командование военно-морских сил, результатом чего стало появление сразу нескольких проектов подобной техники. К весне 1944 года на разных стадиях реализации находились несколько проектов. Разрабатываемые типы техники имели заметные отличия друг от друга, но предназначались для выполнения одной и той же задачи – скрытной атаки кораблей противника. На фоне других проектов выгодно смотрелась подлодка типа Seehund, которая могла стать одним из лучших представителей своего класса.

Разработка проекта Seehund («Тюлень»), также известного под названием «Тип XXVIIB», началась в первых месяцах 1944 года. В это время немецкие специалисты занимались несколькими проектами сверхмалых подлодок, что позволило авторам «Тюленя» применить ряд интересных решений. Субмарины типов Hecht и Molch создавались с максимально возможным использованием существующих агрегатов, что, как ожидалось, должно было упростить и удешевить их массовое производство. В ходе испытаний и эксплуатации выяснилось, что подобный подход не оправдал себя в полной мере. По-видимому, заказчик и разработчик заранее понимали, к чему может привести унификация и приняли определенные меры.

В отличие от других сверхмалых подлодок, Seehund должна была создаваться на основе новых идей и предложений. Перед инженерами не ставилась задача обеспечить максимальную унификацию с существующей техникой. В результате удалось создать проект, имеющий большие отличия от прочей аналогичной техники. Разница была видна даже по внешним очертаниям: Hecht и Molch напоминали увеличенные торпеды с новым оборудованием, тогда как Seehund была похожа на уменьшенную подлодку.

Сверхмалые подводные лодки типа Seehund (Германия)
Подлодка Seehund в одном из немецких музеев. Фото Juergenthuro.de


Помимо специфических обводов корпуса в проекте «Тюлень» предусматривались некоторые другие решения, свойственные полноценным подлодкам того времени. В частности, было решено использовать дизель-электрическую энергоустановку. Немецкие человекоуправляемые торпеды и сверхмалые субмарины того времени в основном оснащались электрической силовой установкой, что сказывалось на их ходовых характеристиках. Дизельный двигатель и электромотор, в свою очередь, могли обеспечить приемлемые скорость и дальность плавания.

Основой подлодки Seehund являлся прочный корпус, выполненный в виде металлического цилиндра с сужающейся носовой частью и конической кормовой. К днищу прочного корпуса предлагалось крепить дополнительный металлический цилиндр для размещения некоторого оборудования и балластные цистерны. Характерный «подлодочный» внешний вид достигался при помощи легкого корпуса, внутри которого размещались балластные цистерны.

Прочный корпус имел длину около 10 м и диаметр 1280 мм, нижний цилиндр для оборудования – 550 мм. Общая длина подлодки достигала 11,86 м, наибольшая ширина составляла 1,7 м, высота (с торпедами и убранным перископом) – 2,7 м. Подводное водоизмещение составляло 14,9 т. При движении в надводном положении нормальная осадка равнялась 1,3 м.

Определение компоновки внутренних агрегатов прочного корпуса оказалось достаточно сложной задачей. Внутри сравнительно малого пространства требовалось плотно разместить всю необходимую аппаратуру, которая позволила бы обеспечить приемлемые характеристики. Кроме того, большое значение имела балансировка агрегатов, что дополнительно затрудняло работу конструкторов. Тем не менее, немецкие специалисты смогли удачно вписать все нужные узлы в заданный объем.


Боковая проекция подлодки типа Seehund. Рисунок Wikimedia Commons


В носовой части субмарины «Тюлень», под легким корпусом, располагалась носовая балластная цистерна. Еще две цистерны меньшего объема располагались под днищем прочного корпуса и могли использоваться для балансировки. Кроме того, две балансировочные цистерны небольшого объема находились внутри прочного корпуса, в средней его части. В герметичном цилиндре под днищем прочного корпуса, между цистернами, находились несколько аккумуляторов.

Носовая часть прочного корпуса была отдана под размещение основных аккумуляторных батарей, разделенных на шесть блоков. Рядом с ними находились баллоны со сжатым воздухом для продувки цистерн. Носовой аккумуляторный и средний обитаемый отсек разделялись легкой переборкой. На задней стенке этой переборки предусматривались крепления для баллонов со сжатым кислородом, необходимым для работы дизельного двигателя и для дыхания экипажа.

В средней части прочного корпуса находилась кабина экипажа. Для большего удобства работы над ней предусматривалась небольшая надстройка-рубка, увеличивавшая высоту обитаемого объема. На рубке имелся набор различных устройств, от выдвижного перископа до шнорхеля для забора атмосферного воздуха при движении в надводном положении. Экипаж подлодки типа Seehund состоял из двух человек. Сиденья экипажа располагались тандемом, друг за другом. Впереди находился командир, управлявший движением подлодки и следивший за обстановкой. Также он отвечал за проведение атаки. За командиром сидел второй член экипажа, осуществлявший навигацию и контролировавший работу силовой установки. Попадать на свои места подводники должны были через люк в верхней поверхности рубки.

Кормовую часть прочного корпуса, отделенную от экипажа переборкой, занимали агрегаты силовой установки. В передней части двигательного отсека находился дизель с генератором, в кормовой – электромотор. Последний был связан с гребным валом. Для движения подлодка должна была использовать трехлопастной гребной винт диаметром 0,51 м. Позади винта находился руль направления, вынесенный на двух балках. В средней части руля предусматривался кольцевой патрубок для перенаправления потока от винта. На нижней балке находились горизонтальные рули для управления по глубине. Следует отметить, одна из музейных подлодок, доживших до наших дней, имеют сдвоенный руль направления без кольцевого патрубка.

Сверхмалая подлодка Seehund получила дизельный двигатель фирмы Büssing мощностью 60 л.с. Он был связан с генератором, подававшим энергию на аккумуляторы и электромотор. Непосредственно для движения использовался электрический двигатель фирмы AEG мощностью 25 л.с.


Схема подлодки Seehund. Рисунок One35th.com


Предложение использовать дизель-электрическую силовую установку дало ожидаемые результаты. По своим расчетным характеристикам новый «Тюлень» выгодно отличался от других проектов сверхмалых подлодок немецкой разработки. Используя дизельный двигатель, такая субмарина на поверхности могла развивать скорость до 7 узлов, в движении подзаряжая аккумуляторы. Электромотор позволял идти под водой со скоростью до 3 узлов.

Запас дизельного топлива в баках, размещенных в средней части прочного корпуса, позволял пройти в надводном положении на максимальной скорости до 270 морских миль. Полностью заряженных батарей хватало на 63 мили пути на максимальной скорости. Использование дизель-электрической силовой установки позволяло экипажу попеременно двигаться в надводном и подводном положении, обеспечивая оптимальное сочетание скорости, дальности и скрытности. Предполагалось, что такая возможность позволит новым подлодкам успешно действовать на удалении до нескольких десятков миль от баз.

По некоторым данным, в рамках проекта Seehund разрабатывался набор дополнительных топливных баков, которые следовало устанавливать на внешней поверхности корпуса. Их емкость позволяла довести дальность плавания в надводном положении до 500 морских миль. Тем не менее, такие баки не дошли до серийного производства. По-видимому, на их судьбе сказались размеры запасов воздуха, кислорода и провизии, не позволявшие экипажу совершать плавания продолжительностью до трех суток.

Конструкция прочного корпуса была рассчитана для погружений на глубину до 40-45 м. Тем не менее, в ходе испытаний и боевой работы было установлено, что «Тюлень» может погружаться и на большую глубину, до 70-75 м. Важным отличием от большинства существовавших или разрабатывавшихся в то время типов малогабаритной подводной техники было наличие полноценных балластных цистерн. Они позволяли подлодке быстро погрузиться на нужную глубину и таким образом скрыться от противника. Кроме того, предусматривалась возможность погружения динамическим способом.

При повреждении балластных цистерн или в других случаях подлодка типа Seehund могла погружаться при помощи рулей глубины. Не более чем за 6-8 секунд субмарина могла «нырнуть» на глубину до 5 м без специальных приготовлений. В таком случае клапан шнорхеля перекрывался, а дизельный двигатель в течение некоторого времени должен был работать за счет воздуха, отбираемого из внутреннего пространства прочного корпуса. Чтобы продолжить движение, экипаж должен был выключить дизель и перейти на использование электромотора. Вся эта процедура длилась несколько секунд, что позволяло использовать ее в боевой обстановке.


Вооружение подлодок типа Seehund должно было состоять из двух торпед G7e с электрическими двигателями. Два набора креплений для такого оружия находились на нижней части подлодки, ниже прочного корпуса и по бокам нижнего корпуса. Каждая такая торпеда длиной 7,16 м и диаметром 533 мм весила около 1,6 т и несла 260 кг взрывчатого вещества. За счет имеющихся аккумуляторов и электромотора торпеда G7e, в зависимости от модификации, могла пройти до 7-7,5 км со скоростью до 25-30 узлов. Предполагалось, что боекомплект из двух торпед позволит обеспечить приемлемую вероятность поражения или уничтожения цели.


Подлодки Seehund на одной из немецких баз. Начало 1945 г.


Разработка проекта Seehund завершилась в начале лета 1944 года. Проект дизель-электрической сверхмалой подлодки представили заказчику и получили одобрение. Вскоре была построена первая опытная субмарина, которую использовали в ходе испытаний. В ходе первых выходов в море были выявлены основные преимущества перед другой техникой этого класса. В частности, использовавшиеся обводы корпуса позволили значительно улучшить устойчивость и маневренность подлодки. В отличие от других субмарин с цилиндрическим корпусом, новый «Тюлень» уверенно держался на поверхности и под водой при небольшом волнении.

К моменту начала испытаний появилось предложение о создании модификации «Тюленя» с новой силовой установкой. Предлагалось оснастить сверхмалую подлодку оборудованием т.н. замкнутого цикла. Подобная силовая установка позволяла резко сократить потребление забортного воздуха и выделение выхлопных газов. Предполагалось, что такая лодка, получившая условное обозначение «Тип XXVIIK», сможет развивать скорость до 11 узлов и оставаться под водой дольше, чем субмарины базовой модификации. Проект XXVIIK не продвинулся дальше первых теоретических изысканий.

Преимущества в дальности плавания и другие положительные качества новой подлодки сказались на ее дальнейшей судьбе. 30 июля 1944 года Кригсмарине заказало тысячу новых подлодок. Таким образом, Seehund должна была стать самой массовой сверхмалой подлодкой Германии. Объем этого заказа прекрасно иллюстрирует характеристики и потенциал различных субмарин немецкой разработки, а также превосходство «Тюленя». Согласно подписанному контракту, головным предприятием по производству новой техники должен был стать завод Germaniawerft в г. Киль, уже имевший опыт строительства сверхмалых подлодок.

Командование флота собиралось самым активным образом применять тысячу новых сверхмалых подлодок с торпедным вооружением. Тем не менее, к моменту размещения заказа немецкая промышленность уже не могла строить новую технику в требуемых количествах. Кроме того, освоение производства нового изделия заняло некоторое время. В итоге первые серийные «Тюлени» были построены только в сентябре. До апреля 1945 года несколько верфей сумели построить лишь 285 субмарин нового типа, т.е. чуть более четверти от заказанного количества.

Первые серийные субмарины были построены в сентябре. До конца месяца удалось достроить только три лодки. В октябре из цеха вывели 35 субмарин. Пик производства пришелся на ноябрь и декабрь 44-го: 61 и 70 подлодок соответственно. В дальнейшем темпы строительства постоянно сокращались. Так, в январе 45-го были построены 35 подлодок, в феврале – 27. В марте немцам удалось немного увеличить темпы, построив 46 подлодок. Тем не менее, в апреле производство ожидаемо завершилось сборкой последних восьми «Тюленей». Серийные подлодки Seehund получали бортовые номера от U-5501 до U-6442. При этом номера присваивались не подряд.

По имеющимся данным, на момент завершения строительства в цехах нескольких предприятий, занятых в проекте, оставались комплектующие для сборки еще 93 подлодок. Также необходимо отметить, что не все построенные подлодки добрались до моря. Заказчик получил и ввел в боевой состав флота не более 138-140 субмарин новой модели. Остальные до конца войны простояли на различных складах и базах, не участвуя в реальных операциях.


Подлодки Seehund после окончания войны


Первая операция с участием сверхмалых подлодок Seehund была запланирована на 31 декабря 1944 года. 18 субмарин вышли из порта Эймёйден (Нидерланды) с целью поиска и атаки вражеских кораблей. Этот рейд закончился неудачей. Эскадра попала в шторм, который пережили всего две подлодки. Естественно, выжившие экипажи не смогли выполнить поставленную задачу, из-за чего были вынуждены вернуться домой.

Следующий рейд состоялся только в феврале 1945 года. На этот раз нескольким немецким экипажам удалось выйти в район цели и атаковать британский транспорт Great Yarmouth. В дальнейшем немецкие подводники продолжали выходы в районе Ла-Манша с целью поиска и атаки вражеских кораблей и судов. Подобные операции сопровождались регулярными потерями, однако с точки зрения побед и потерь Seehund оказались более удачливыми в сравнении с другими сверхмалыми подлодками Германии.

В ходе боевой работы были установлены некоторые дополнительные преимущества новой подлодки. Выяснилось, что обнаружение «Тюленей» является весьма сложной задачей. Малый размер лодки не позволял сонарам противника обнаружить ее на достаточной дальности. Гидрофоны так же были неэффективными, поскольку двигатель лодки работал крайне тихо. Более того, обнаружение немецкой субмарины не гарантировало ее успешное уничтожение. Здесь тоже преимуществом оказались малые размеры и вес конструкции.

Для гарантированного поражения подлодки Seehund требовалось прямое попадание глубинной бомбы или ее близкий разрыв. В противном случае субмарина получала повреждения, но сохраняла ход и могла скрыться. Взрывы на сравнительно большом расстоянии лишь приводили к сильной качке. Тем не менее, «Тюлень» не был неуязвимым. Ударные волны глубинных бомб могли повредить конструкцию лодки. В частности, в ряде случаев отмечалась разгерметизация моторного отсека, что приводило к прорыву выхлопных газов в кабину с соответствующими последствиями для экипажа.

С января по апрель 1945 года экипажи Seehund выполнили 142 рейда, в каждом из которых участвовали не менее 10-15 лодок. За счет высокой скрытности и достаточно мощного вооружения немецкие подводники смогли потопить несколько боевых кораблей и транспортных судов общим водоизмещением около 93 тыс. длинных тонн. При этом в некоторых британских документах потери от «Тюленей» оценивались в 120 тыс. длинных тонн. Британское командование было серьезно обеспокоено деятельностью вражеских подводников. К примеру, адмирал Чарльз Литтл позже говорил, что союзникам повезло: лодки типа Seehund появились слишком поздно и не успели нанести большой ущерб флотам США и Великобритании.

Подлодки Seehund могли использоваться не только для атак. 28 апреля в 2 мая 45-го несколько субмарин участвовали в прорыве в Дюнкерк. Вместо торпед на лодки подвесили специальные контейнеры с провизией, которые планировалось доставить окруженному немецкому гарнизону. Возвращаясь на базу, лодки забирали с собой почту, документы и т.д.

По имеющимся данным, за несколько месяцев эксплуатации было потеряно не более 35 из переданных флоту 138 подлодок. При этом большая часть потерь приходилась на аварии и неблагоприятные погодные условия. К примеру, во время рейда 31 декабря 44-го шторм потопил 16 подлодок – чуть менее половины от общего числа потерь. Тем не менее, некоторое количество «Тюленей» было потоплено или серьезно повреждено противолодочной обороной союзников. Потеря 35 лодок стала платой за уничтожение восьми вражеских судов и повреждения еще трех. Таким образом, сверхмалые подлодки типа Seehund стали самыми успешными аппаратами своего класса, созданными в нацистской Германии.


Подлодка S622 во французском музее. Фото Wikimedia Commons


После окончания войны все остававшиеся у Кригсмарине подлодки типа Seehund стали трофеями союзников. Специалисты стран антигитлеровской коалиции проявили большой интерес к этой технике, прямо связанный с ее успехами в боях. Тем не менее, большая часть подлодок позже отправилась на утилизацию ввиду отсутствия каких-либо перспектив.

Вскоре после войны в порядке репараций Франция получила некоторое количество немецкого вооружения и техники. Среди прочего французским ВМС передали четыре подлодки Seehund. После небольшого ремонта они вошли в строй с обозначениями от S621 до S624. Служба этой техники продолжалась до 1953 года. К этому времени Франция получила новые полноценные подлодки и смогла отказаться от трофейной техники. Субмарина S622 вскоре стала музейным экспонатом, остальные лодки были порезаны на металл.

До настоящего времени дожили, как минимум, шесть подлодок типа Seehund. Одна из них (S622) хранится во Франции в г. Брест, еще одна (U-5075) пополнила экспозицию военно-морского музея в Куинси (США). Еще четыре «Тюленя» находятся в разных музеях Германии.

Проект сверхмалой подводной лодки Seehund считается самой удачной немецкой разработкой в этой области. Ряд важных нововведений позволил обеспечить достаточно высокие характеристики, результатом чего стало сравнительно большое число побед. За четыре месяца активной эксплуатации «Тюлени» выполнили 142 рейда, в ходе которых было потоплено восемь вражеских судов общим водоизмещением около 90 тыс. тонн. Еще три судна получили различные повреждения. Ни один тип немецких человекоуправляемых торпед или сверхмалых субмарин не мог похвастать такими успехами. Кроме того, нельзя не отметить отзывы командования союзников, которое было серьезно обеспокоено появлением у противника новой техники. Тем не менее, как и множество других многообещающих и интересных проектов, Seehund не смог повлиять на ход войны. К началу строительства этих лодок итог войны был предрешен. Германия рано или поздно должна была сдаться.


По материалам сайтов:
http://uboat.net/
http://uboataces.com/
http://militaryfactory.com/
http://one35th.com/
http://juergenthuro.de/
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    8 июля 2015 07:09
    Надо же сколько их успели наклепать. А я думал их штук 5-6 всего было.
    1. +1
      8 июля 2015 13:09
      -В 1943 году нацистская Германия заполучила две британские сверхмалые подлодки типа X.
      В 1936 г. Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро) приступило к проектированию сверхмалой подводной лодки, которая получила шифр АПЛ (автономная подводная лодка) и условное обозначение «Пигмей»…
      Летом 1942 года лодка оказалась в руках немцев, августе 1942 года АПЛ «Пигмей» осматривали итальянские подводники из 11 эскадры сверхмалых лодок (XI Squadriglia Sommergibili CB Regia Marina Italiana): «Это была новейшая единица, находившаяся на заключительной стадии оборудования, ее размеры не отличались от итальянского типа СВ, но корпус был стройнее и длиннее. Лодка имела довольно большую, но узкую рубку трапециевидной формы. На середине высоты корпуса находились продолговатые углубления, позволявшие располагать в них торпеды».
      Входе буксировки минисубмарина затонула на глубине 40 метров, неподалёку от Феодосии. Где её и нашли дайверы.
      1. 0
        9 июля 2015 07:22
        Отличный цикл статей.
        Ни за что бы не подумал,что Германия столько разных лодок настроила.
  2. +1
    8 июля 2015 07:38
    Спасибо автору, очень интересно и познавательно! Честно говоря не знал, что они участвовали в боевых походах. Думал, что так и остались на хранении. Не совсем понял, как было связано отравление экипажа (при подрыве и повреждении перегородки с двигательным отсеком)при подрывах глубинных бомб, они же в подводном положении шли на электродвигателях (только погружаться могли с работающим двигателем, если не использовали балластные цистерны)?
    1. +3
      16 июля 2015 12:00
      Цитата: N.O.M.A.D.E.
      Не совсем понял, как было связано отравление экипажа (при подрыве и повреждении перегородки с двигательным отсеком)при подрывах глубинных бомб, они же в подводном положении шли на электродвигателях (только погружаться могли с работающим двигателем, если не использовали балластные цистерны)?

      Тут возможны два варианта.
      Первый - при работе дизеля со шнорхелем или от баллонов со сжатым воздухом. Отравление угарным газом - штука не из самых приятных.
      Второй - то, что было бичом всех ПЛ с аккумуляторными батареями. При попадании морской воды на клеммы начинался процесс электролиза, что приводило к выделению больших масс хлора. При отсутствии герметичности лодка довольно быстро превращалась в газовую камеру. При малых размерах "Тюленя" такое повреждение могло стать фатальным для экипажа.
  3. 0
    8 июля 2015 07:39
    Вот такая удачная "вундервафля"! Если вычесть потери во время шторма, то немецкие подводники оказались серьезными бойцами, и навели шороху в рядах союзников. Это с учетом того, что полное превосходство противника в небе и на море. А потери в штормовом море - они бы еще на весельных шлюпках в шторм отправились. Скорлупки в 14 тонн, да еще с торпедами, в серьезный шторм - ну просто ошибка штабных крыс.
  4. +2
    8 июля 2015 08:56
    Отличная статья. Будь такие "Тюлени" у Кригсмарине в 1939 - 1940 гг. Роял Нэви пришлось бы туго. Я так понял, тактика их применения была аналогична "волчьим стаям", т.е. несколько эскадр сверхмалых лодок могли парализовать судоходство в Ла-Манше.
  5. 0
    8 июля 2015 11:10
    Цитата: Penetrator
    Отличная статья. Будь такие "Тюлени" у Кригсмарине в 1939 - 1940 гг.
    Хм... Нанести внезапный удар по Скапа Флоу, как японцы по Перл-Харбору... Еще до начала воздушной войны с Англией.
  6. 0
    8 июля 2015 13:19
    Вон оно че! Немцы обогнали нас в области нанотехнологий на семьдесят лет. Куда чубайсятина смотрит???
    :)))
  7. +3
    8 июля 2015 13:28
    Статья переврана качественно. Если не знать то, как и почему создавались лодки, то написанному в статье можно поверить. На самом деле лодки проекта XXVIIB изначально не заказывались военно-морским флотом Германии. Изначально флот заказал лодки проекта XXVIIA, которые были построены в количестве 53 штук. Изначально предполагалось, что немецкие лодки будут буксировать XXVIIA к английским базам аналогично использованию английских СМПЛ. Но потом стало ясно, что это нереально. И конструкторы получили задачу перепроектировать XXVIIA для использования обычных 533-мм торпед. В результате лодка была перепроектирована и получила обозначение XXVIIB5 (подводная лодка XXVIIB серии 5-го варианта). Именно 5-й вариант и пошёл в серийное производство. И потом получил общий индекс XXVIIB серия. А СМПЛ других типов заказывались не германским флотом, а силами специального назначения Германии. Потому лодки проектов XXVIIA и XXVIIB имели номера военно-морского флота, а другие СМПЛ их не имели. Т.к. флот под каждый свой заказ резервировал номера. И кстати в Германии СМПЛ считались лодки специальных операций. А лодки XXVIIA и XXVIIB серий числились обычными подводными лодками флота. Но в силу своих ограничений имели отдельное командование в составе ВМФ Германии. И командованию сил специальных операций Германии не подчинялись. Лодки флота были сведены в отдельные флотилии имевшие свои номера изначально. Всего было построено и передано флоту 312 подводных лодок. Просто сейчас часть документов уже утеряна. А я их сохранил. Построечные данные по заводам. Потому имею более точные данные по количеству построенных лодок. Описанная в статье результативность лодок является официально утверждённой и имеет мало общего с реальной результативностью этих подводных лодок. Кстати нужно сказать, что применявшиеся на XXVIIB торпеды G-7e были специально переоборудованными. Они имели снятыми часть элементов аккумуляторной батареи, чтобы иметь нулевую плавучесть. Т.к. XXVIIB со штатными G-7e просто тонула. Её запас плавучести не хватало для несения 2 штатных торпед. Кстати после окончания войны 1 лодка проекта XXVIIB была достроена в СССР и вступила в состав нашего флота.
    1. +1
      8 июля 2015 15:04
      Ну в принципе похоже на правду,соглашусь.По крайней мере мне теперь понятна причина всего того"технического ананизма"описанного в предыдущих статьях(имею в виду немецкие"шедевры")"завязанные" на принципах динамического потдержания рабочей глубины.А-"Ларчик,просто открывался"-,моряки не имели к этим изделиям не какого отношения.А я то,голову ломаю как держава имеющая наиболее прогрессивные подводные лодки в мире(на то время)могла допустить,загрузку судостроительных мощностей подобным"срамом".Правды ради,скажу,что описанное в этой статье изделие эталоном тоже назвать сложно,но по крайней мере оно имеет все элементы подводного корабля.Думаю основная причина неудач"Гансов"в патологическом стремлении вооружить МиниПЛ стандартными торпедами-слишком уж большие"расходные массы"получаются.
      1. +2
        8 июля 2015 15:32
        Я занимаюсь исследованием своим уже 29 лет как. Скоро 30 лет будет как. И то, что было общеизвестным даже 20 лет назад сегодня начисто забыто. И количество построенных подводных лодок проекта XXVIIB также забыто полностью. Часть заводов строивших XXVIIB была захвачена советскими войсками и документы по ним на запад не попали. Потому там нет данных о том, что там строились подводные лодки и нет количества построенных подводных лодок. Оттуда и берутся произвольные цифры по строительству лодок этой серии. В 1990-х годах документы по строительству немецких пл на заводах захваченных советской армией были уничтожены у нас. Так как какие-то оборванцы под красным флагом не могли никак разгромить германскую армию и захватить заводы. В рамках фальсификации по приписыванию расстрела поляков советской армии были уничтожены документы (многие) из числа тех, что показывали расстрел поляков немцами. Заодно в расход попали и другие трофейные документы сочтённые нашими капиталистами неправильными. В их числе оказали и строительные данные по захваченным заводам. Не то, чтобы они кому-то мешали. Другое дело что были сочтены ненужными. И теперь их больше нет. Спасибо ИВИ за это. Ну и нашему народы развалившему СССР и выбравшему демократию. Я до развала СССР успел получить данные из тех документов по всем заводам. и потому сейчас обладаю знанием реальной истории.
        А что касается лодки проекта XXVIIB описанной в статье. То тут всё просто. Война ушла на мелководье. И даже 7-ки не могли там эффективно работать. нужно было что-то вроде UB-I времён 1 мировой войны. Специально проектировать долго. А вот переделать из неудачной XXVIIA было весьма перспективным. И эти лодки могли воевать там, куда нельзя было направить ни 7 серию, ни даже 23. Просто по причине мелководья. А в целом лодки этого проекта получились весьма удачными.
  8. 0
    8 июля 2015 13:43
    А номера присваивались подряд. Каждому заводу выдавался заказ на лодки с "U-..." по "U-...". И потом каждый завод строил лодки по своим заказам с установленными номерами. А дыры в нумерации получились из-за того что ни один заказ на постройку не был выполнен полностью. Нумерация лодки XXVIIB серии была сквозной для военно-морского флота Германии.
  9. 0
    9 июля 2015 00:33
    В мюнхенском музеее такую видел, причем в разрезе. Думаю служба на такой тесной субмарине, сидя на сидении и под толщей воды-не для слабонервных.