Сингапурский катер «Specialised Marine Craft» (SMC)

По информации журнала «Jane's Defence Weekly», ВМС Сингапура рассекретили информацию о своем новом скоростном малозаметном катере спецназначения SMC, который предназначен для противодиверсионных действий, охраны военно-морских баз, а также патрулирования и перехвата. Известно, что катер Specialised Marine Craft (SMC) ВМС Сингапура совместно с инженерами компании Singapore Technologies (ST) Marine, которая выступила его строителем, начали разрабатывать в 2003 году. Головной катер по данному проекту был готов в 2009 году, в настоящее время ВМС Сингапура располагают тремя подобными катерами, а к концу 2017 года должны будут получить еще 5 подобных катеров. До недавнего времени об этих кораблях не было известно ничего, то есть не было даже информации об их существовании. Ожидается, что данные малозаметные катера будут публично продемонстрированы на публике на военном параде в честь 50-летия независимости Сингапура, который состоится 9 августа 2015 года.

Сингапур — это островное государство. При небольшой площади (всего 718,3 квадратных километра) эта страна играет очень важное значение в своем регионе, а также в мировой экономике. Благодаря выгодному географическому расположению эта небольшая страна стала точкой пересечения морских путей, ведущих из Европы на Дальний Восток, из Китая, Японии, Филиппин в Австралию и страны Южной и Юго-Восточной Азии. Всего здесь сходится около 250 судоходных путей, охватывающих между собой почти 600 портов по всему миру. Неудивительно, что порт Сингапура в настоящее время является одним из самых крупных на планете. По технической оснащенности и грузообороту он занимает четвертое место после портов Роттердама, Нью-Йорка и Иокогамы. Ежегодно порт принимает более 40 тысяч судов со всего мира.

На этом фоне становится понятным, почему небольшое государство уделяет большое внимание своим вооруженным силам. Посмотрев любой военный парад на день независимости страны, вы сможете в этом убедиться лично. Флот Сингапура по своей мощи превосходит многие флоты европейских стран. Так, в составе ВМС страны имеется 6 дизель-электрических подводных лодок, закупленных в Швеции, и 6 современных стелс-фрегатов типа «Формидэбл», закупленных у Франции с передачей технологий по их строительству. Данные фрегаты водоизмещением 3200 тонн считаются наиболее высокотехнологичными боевыми судами во всей Юго-Восточной Азии. Стоит отметить, что и для своих небольших скоростных малозаметных катеров специального назначения SMC в Сингапуре выбрали популярные сегодня на флоте стелс-схемы.


Сингапурский катер «Specialised Marine Craft» (SMC)


Катера SMC обладают цельноалюминиевой конструкцией с широким низким корпусом, который выполнен по технологии Стелс и имеет подводные обводы в виде глубокого символа «V». Согласно информации, которая была обнародована министерством национальной безопасности страны, катер обладает водоизмещением 40 тонн, его наибольшая длина составляет 22 метра, ширина — 5,5 метров. Осадка катера, оценочно, до 1,5 метров, благодаря этому катер легко может заходить на мелководье, в устья рек или успешно действовать в небольших проливах и даже речушках. Два установленных водомета Hamilton не только обеспечивают катеру скорость хода около 35 узлов, но и являются сравнительно малошумными движителями, которые позволяют уменьшить дальность обнаружения катера при помощи гидроакустических комплексов кораблей и подводных лодок.

Экипаж небольшого малозаметного катера включает в себя 4-х человек: командира, штурмана, рулевого и оператора вооружения. При этом размещения на катере дополнительного личного состава не предусмотрено. Штатное вооружение небольшого боевого корабля состоит из дистанционно-управляемого модуля Oto Melara Hitrole G, установленного на баке и также выполненного в малозаметном исполнении. Основой боевого модуля является крупнокалиберный 12,7-мм пулемет FN Herstal M2HB QCB. При этом до конца нет ясности о том, возможно ли оснащение катеров каким-либо дополнительным вооружением (майор Ли командир отряда катеров SMC данную возможность отрицает). Также катер был оснащен РЛС и круглосуточным оптико-электронным модулем наблюдения, которые размещаются на выдвижных мачтах.

Для мирового военного кораблестроения XXI века характерно создание новых боевых кораблей с использованием конструктивных элементов, выполненных по технологии stealth. В Сингапуре придерживаются данного направления развития флота, начиная с заказа во Франции фрегатов «Формидэбл». Данная концепция достаточно жестко продиктована активным развитием передовых воздушных и морских обзорных радиолокационных комплексов, которые легко могут обнаружить боевой корабль и устанавливаются на противолодочных патрульных самолетах и беспилотниках морской авиации. Одним из самых известных представителей класса стелс-кораблей являются американские ударные эсминцы следующего поколения класса DDG-1000 «Zumwalt», предназначенных для решения задач стратегического характера. В то же время Сингапуру пока еще далеко до США в плане собственного военного кораблестроения. Но для своих многоцелевых малозаметных катеров SMC, ВМС Сингапура выбрали именно путь стелс-инноваций, создав свой «мини-замволт».

Сингапурский катер «Specialised Marine Craft» (SMC)


О том, что о программе, стартовавшей еще в 2003 году, стало известно лишь в 2015 году после постройки уже трех подобных катеров, говорит степень секретности проекта. Такая степень секретности работ по проекту SMC обусловлена уникальностью конструкции этого малого судна водоизмещением всего 40 тонн. Конструкция скоростного малозаметного катера является гибридной и сочетает в себе верхние (надводные) элементы подобные элементам эсминца «Zumwalt», литоральным многоцелевым кораблям прибрежной зоны класса LCS-2 «Independence и российским корветам и фрегатам проектов 20385 и 22350. К примеру, конструкторы из Сингапура применили на своем катере обратный завал верхней (надводной) части бортов катера, что позволяет снизить ЭПР в 35-40 раз, а также обратный завал надводной части форштевня, что также способствует снижению радиолокационной заметности корабля и обеспечивает лучшую стабильность хода при сильном волнении на море.

На SMC обратный завал бортов был герметично сопряжен с наклонными бортами центральной и носовой надстройки катера (на опубликованных изображениях есть катера SMC с носовым и средним расположением надстройки). Подводная несущая конструкция катера была выполнена в форме умеренно глубокого «V», что способствует устойчивому ходу на высокой скорости и совершаемым маневрам. При этом все оптико-электронное обзорно-стрельбовое и радиолокационное оборудование расположено на специальных выдвижных штангах, которые могут быть укрыты в нишах надстройки катера.

Высота таких скоростных малозаметных катеров по верхней границе надстройки, с отсутствующими прямыми углами конструкции, составляет не более 3,2-3,5 метров. При этом на данный момент времени корпус катера имеет неизвестный габарит радиопоглощающего покрытия. В то же время оценочная ЭПР катера проекта SMC может не сильно превышать сигнатуру обыкновенного гражданского водного скутера. Благодаря этому сингапурский катер получает ощутимые преимущества перед существующими на данный момент времени американскими и европейскими штурмовыми и патрульными катерами специального назначения.

Сингапурский катер «Specialised Marine Craft» (SMC)


Пока что слабой стороной катеров проекта SMC можно назвать его вооружение, представленное пулеметным боевым модулем, помещенным в специальный радиопоглощающий кожух с приплюснутым ромбовидным сечением «рукава» ствола пулемета. Данный модуль управляется дистанционно и обладает индивидуальным оптико-электронным прицельным комплексом, который может работать в ИК и ТВ-диапазонах. Не исключается вариант с наличием в составе модуля лазерного дальномера. Основа боевого модуля — крупнокалиберный 12,7-мм пулемет FN Herstal M2HB QCB, который представляет собой бельгийскую доработанную модификацию знаменитого американского пулемета М2 «Browning». Данный пулемет в состоянии поражать небольшие цели на удалении до 1900-2000 метров, а его скорострельность составляет около 600 выстрелов в минуту. В целом же сингапурские катера проекта SMC можно назвать одними из самых совершенных среди всех боевых кораблей ближней морской зоны, обладающих прекрасными характеристиками малозаметности.

Источники информации:
http://bmpd.livejournal.com/1362526.html
http://army-news.ru/2015/07/perspektivnyj-mnogocelevoj-kater-smc-mini-zamvolt-vms-singapura
http://factmil.com/publ/strana/singapur/voenno_morskie_sily_respubliki_singapur_2015/38-1-0-704
Материалы из свободных источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 38
  1. CruorVult 8 июля 2015 06:47
    Выглядит круто, но ИМХО нет смысла небольшой катер, не представляющий угрозу большим судам пилить в стелс, лучше больше упереться в мореходность, уменьшить сопротивление, увеличить дальность плавания. Не думаю, что фрегат или малый ракетный корабль будет долбить маленький катер ПКР..
    1. tchoni 8 июля 2015 08:16
      Цитата: CruorVult
      но ИМХО нет смысла небольшой катер, не представляющий угрозу большим судам пилить в стелс, лучше больше упереться в мореходность, уменьшить сопротивление, увеличить дальность плавания. Не думаю, что фрегат или малый ракетный корабль будет долбить маленький катер ПКР..


      Смотря что за задачи вы перед катером ставите... Например "скрытная высадка/подбор группы спецназа в вода вероятного/реального противника"
      1. Mister X 8 июля 2015 11:20
        Цитата: tchoni
        Смотря что за задачи вы перед катером ставите... Например "скрытная высадка/подбор группы спецназа в вода вероятного/реального противника"

        Про группу спецназа я думаю можно забыть.
        Вот цитата из статьи:
        Экипаж небольшого малозаметного катера включает в себя 4-х человек: командира, штурмана, рулевого и оператора вооружения.
        При этом размещения на катере дополнительного личного состава не предусмотрено.
    2. voyaka uh 8 июля 2015 10:38
      Наоборот: для крупных кораблей как, эсминцы и фрегаты, подстрелить
      малый военный катер - легкая лакомая "закуска".

      Поэтому "стелс" для таких катеров - необходимая мера выживания.

      А сделать его опасным легко: достаточно установить одну, всего одну,
      ПКР и он сможет укусить эсминец очень больно.
      1. 17085 8 июля 2015 12:20
        Цитата: voyaka uh
        voyaka uh Сегодня, 10:38 ↑
        Наоборот: для крупных кораблей как, эсминцы и фрегаты, подстрелить
        малый военный катер - легкая лакомая "закуска".

        Поэтому "стелс" для таких катеров - необходимая мера выживания.

        А сделать его опасным легко: достаточно установить одну, всего одну,
        ПКР и он сможет укусить эсминец очень больно.


        Малозаметность в данном случае более чем оправдана. Согласен с вами. Добавлю еще специфику региона, как правило, отсутствие какого-либо значительного волнения и очень малые дистанции действия. Сингапур практически зажат между своими соседями. До тысячи в сутки различных гражданских целей. Уверен, что зона действия этого катера сведется к северному - северо-восточному району Сингапура, ну и конечно внутренних и внешних рейдовых территорий. Тут он практически не уязвим.
      2. PSih2097 8 июля 2015 12:49
        Цитата: voyaka uh
        А сделать его опасным легко: достаточно установить одну, всего одну, ПКР и он сможет укусить эсминец очень больно.

        А системы целеуказания куда пихать или стрельба будет проводится с пистолетной дистанции?
        1. tchoni 8 июля 2015 15:12
          Цитата: PSih2097
          А системы целеуказания куда пихать или стрельба будет проводится с пистолетной дистанции?

          А куда их пихали на 183 проекте? (в его ракетном варианте)... Так в те времена электроника чугунная была.... и компактных ракет не было...
      3. Damm 9 июля 2015 01:41
        Если бы ПКР так легко устанавливался на малявки, они бы стали ГРОЗОЙ АУГ. Шучу шучу. Я если серьезно, вы на него еще крылатую ракету установите. Ну есть законы физики, хрен их перепрыгнешь
        1. voyaka uh 9 июля 2015 17:06
          "Я если серьезно, вы на него еще крылатую ракету установите. "///

          Нет проблем smile
          Вот характеристики израильской КР Delilah :
          Weight 187 kilograms
          Length 2.71 metres
          Diameter 0.33 metres
          Warhead weight 30 kilograms
          Как видите, не монстр. Всего 187 кг весом. Боевая часть (30 кг) крейсер, конечно, не утопит. Но корвет может повредить серьезно. Летит на 200 км, кстати, с точностью попадания 1 м.
          1. Damm 13 июля 2015 01:32
            А на цель ее как наводить будете? И зачем вам тогда стеллс? Вы же сразу же за светитесь как елка новогодняя. И к ракете надо бы еще РЛС установить . Проблемы есть всегда. Одно неизбежно цепляет другое.
          2. Damm 13 июля 2015 01:43
            Не поленился, посмотрел ТТХ. Дозвуковая, выпускать по любому боевому корабля , обладающему ПВО одну Далилу, переводить шекели на ветер, дозвуковая, медленная, траекторию на конечных участках не меняет. Не впечатлило. По советской стратегии для атаки эсминца , ПКР типа Уран, нужно было выпускать не менее 4 ракет, что бы иметь высокую вероятность преодоления ПВО. Как то так.
    3. Mister X 8 июля 2015 12:13
      Я кое-что нарыл, кое-что систематизировал и вот вам дополнительные данные.
      Вторая фотка кликабельна.









      ТТХ скоростного малозаметного катера SMC.
      Длина: 22 м.
      Ширина: 5,5 м.
      Осадка: 1,2 м.
      Высота над ватерлинией: 2,5 м.
      Дальность плавания: 200 миль.
      Скорость хода: более 30 узлов.
      Экипаж: 4 человека.
      Водоизмещение: 40 тонн.
      Вооружение: Oto Melara Hitrole 12.7mm или 7.62mm GPMG
    4. cosmos111 8 июля 2015 19:19
      Цитата: CruorVult
      но ИМХО нет смысла небольшой катер, не представляющий угрозу большим судам пилить в стелс, лучше больше упереться в мореходность, у

      американцы пошли именно по этому пути...

      патрульный катер от BAE Sysrems:малый боевой катер "Mk VI"
      Mk VI по ватерлинии имеет в длину 24 метра, при длине палубы в 26 метров..
      силовая установка у Mk VI состоит из пары дизельных двигателей MTU 16V2000 M94 относящимся к многотопливному типу, пара водометов Гамильтон HM651....
      способен развивать скорость в 35 узлов в качестве постоянной скорости и кратковременно разгоняться до скорости в 41 узел,на крейсерской скорости, в 30 узлов в час, катер способен преодолеть расстояние в 600 миль...
      экипаж 5- матросов, на борту ,медпункт,душ и т.д...

      вооружение Mk VI две автоматические 25-мм артустановки "Rafael Mk 38 Mod 2" от , дистанционно управляемые , на катере несколько 7,62 и 12,7 мм., которые установлены на турелях....
      1. cosmos111 8 июля 2015 19:37
        вид сверху...

        командование специальных операций США на море(USSOCOM) получила(2014 год) в эксплуатацию свой ​​первый катер Craft Medium Mark 1...скорость: 40 дальность: 400 морских миль экипаж: 4 матроса...

        и вид сверху : "Specialised Marine Craft" ((SMC)))
      2. Damm 9 июля 2015 01:19
        Вот это больше похоже на правду.
  2. qwert 8 июля 2015 07:13
    Цитата: CruorVult
    CruorVult
    , согласен. С этими стелс-технологиями и беспилотниками, какое-то прямо помешательство. Суют где надо и не надо с уверенностью, что это вундерваффли. А все хорошо в меру и там где действительно нужно.
  3. a.s.zzz888 8 июля 2015 07:35
    Ну ничего так кораблик, хлеб с огурцом удобно на крыше резать. Да и камбалу чистить то-же ничего.
  4. Майор_Вихрь 8 июля 2015 07:37
    При таких обводах катера при небольшом волнении его будет сверху заливать водой как из ведра. Экипажу выдаются гидрокостюмы.
    1. Großer Feldherr 8 июля 2015 16:11
      Экипаж в рубке , боевой модуль дистанционный , так что даже при большом волнении заливать будет некого .
      1. Майор_Вихрь 8 июля 2015 16:26
        Цитата: Großer Feldherr
        Экипаж в рубке , боевой модуль дистанционный , так что даже при большом волнении заливать будет некого .


        А управлять этой посудиной как в таких условиях? Это подводная лодка уже получается.
        1. cosmos111 8 июля 2015 20:18
          Цитата: Майор_Вихрь
          Это подводная лодка уже получается.

          вот ,эта ДА...

          снято 29 мая 2014 испытание на реке Колумбия в США,для сил специальных операций,на море....
        2. Großer Feldherr 9 июля 2015 00:39
          Цитата: Майор_Вихрь
          А управлять этой посудиной как в таких условиях? Это подводная лодка уже получается.

          Да по сути обыкновенный катер с такой же управляемостью , морские автономные катера, яхты и подобные малотонажные посудины давно делают в герметичном исполнении для противодействия капризам природы.
  5. tchoni 8 июля 2015 08:14
    Вот именно этих стелс-технологий и не достает нашему десантно-штурмовому катеру про который с огромной помпой недавно писали на страницах ВО....
    1. Инжeнeр 8 июля 2015 08:38
      Да, сделать десантный по стелс-технологии построить пару штук и возить пару бойцов - хорошая мысль, странно, что нигде в мире до такого не додумались еще.
      1. tchoni 8 июля 2015 10:44
        у нас додумались... Вот ссылочка на статью http://www.arms-expo.ru/articles/127/60450/ читайте, понимайте....
      2. Damm 9 июля 2015 01:29
        А вы всерьез считаете, что пара бойцов , это десант? А 12 мм браунинг с боекомплектом в 2000 патронов в пределе ( дальше стволу конец) , это серьезная огневая поддержка . Пара бойцов , это диверсанты, а их скрытную доставку гораздо лучше решит небольшой РИБ и ЭПР нулевой и скорость повыше будет. Да , если диверсантов засекли, то пулемет поможет вряд ли. Еще раз говорю, что не понимаю зачем ему такие навороты в зоопарке. ( старый анекдот вспомнился про верблюдов).
  6. Damm 8 июля 2015 08:41
    Вундервафля какая то . Судя по виду , стоит как боевой самолет, а по вооружению, максимум сомалийских пиратов гонять. В чем правда брат? Не сильно понимаю возможный спектр задач, решаемых данной чудо моторной лодкой ( кораблем ближней морской зоны назвать его можно только посмотрев на него через большое увеличение). Очень жаль, что нет ТТХ, но по фото, не более 12м в длинну. В общем, патрульный пограничный катерок, и зачем было огород со стеллсом городить?
    1. Großer Feldherr 8 июля 2015 16:17
      Я так понимаю вы только картинки просмотрели, и тут же кинулись комментировать какой же он плохой, а зря, в статье много интересного...
      Цитата: Damm
      катер обладает водоизмещением 40 тонн, его наибольшая длина составляет 22 метра, ширина — 5,5 метров. Осадка катера, оценочно, до 1,5 метров

      Цитата: Damm
      который предназначен для противодиверсионных действий, охраны военно-морских баз, а также патрулирования и перехвата.
      1. Damm 9 июля 2015 01:15
        Я не называю плохим то, чего не видел в работе. Я просто не понял обозначение даже 22 метрового катера, кораблем ближней береговой зоны. Далее, я указал на откровенно слабое вооружение вундервафли. В моем понимании он не может представлять угрозу любому боевому кораблю. Исходя из вышеперечисленного, не понимаю зачем ему стеллс технологии. Как правило у контрабандистов и пиратов не стоят продвинутые радары, а другого применения кроме пограничной береговой охраны я ему не вижу.
  7. kvs207 8 июля 2015 19:29
    Вот хороший катерок.
    Среди особенностей катера - дистанционно-боевой модуль разработки концерна "Калашников". "Это современное устройство, которое позволяет вести прицельную стрельбу с катера, который находится на волнении до 4 баллов, - сообщил Сергей Антонов. - Особенностью самого модуля является то, что здесь может быть установлен не только пулемет (калибра - ред.) 7,62, 12,7, а также гранатомет 40 или 30 мм. Кроме того, на катере реализована система передачи данных и целеуказания от БПЛА (беспилотный летательный аппрата - ред.). На вооружении катера 2 БПЛА Zala. За счет этого есть возможность получать целеуказание за горизонт".

    Скорость катера составляет 42 узла, дальность плавания 400 миль, полное водоизмещение - 22 тонны.
    1. cosmos111 8 июля 2015 20:23
      бразильско-колумбийский патрульный катер, река-море...

      разработан и выпускается фирмами, в Бразилии "EMGEPRON" , Колумбии "COTECMAR".....
      1. cosmos111 8 июля 2015 20:42
        легкий патрульный катер" CTruk THOR" изготовлен за заводе компании в Brightlingsea, Эссексе,мелкобритания...
        длинна 11 м, а максимальная скорость свыше 40 узлов...
        1. cosmos111 8 июля 2015 21:23
          самый необычный ,катамаран??? тримаран???
          изготовленный городе Портсмут,судно "GHOST" /призрак,при движении использует эффект кавитации ...


        2. Damm 9 июля 2015 01:37
          Интересная катамаранна схема. Рядом со мной в Кронштадте стояло пару похожих частных катеров . Интересно то , что при относительно малой длинне 6-7,5м , обладают очень впечатляющей мореходностью. Там, где я при1,5 метровой волне вынужден был уходить в водоизмещающий режим, ребята летели как при штиле
    2. НЕЗНАКОМЫЙ 8 июля 2015 22:28
      Цитата: kvs207
      Среди особенностей катера - дистанционно-боевой модуль разработки концерна "Калашников

      Вы фото перепутали, это разработка "Пелла" и вооружен он ПКВТ
    3. Damm 9 июля 2015 01:32
      Линия горизонта- 7км . Целеуказание чему давать будем? Если только кому нибудь побольше.
  8. Денимакс 9 июля 2015 00:50
    Цитата: voyaka uh
    А сделать его опасным легко: достаточно установить одну, всего одну,
    ПКР и он сможет укусить эсминец очень больно.

    Для работы в шхерах, самое то. ПКР, самому катеру лучше не запускать, можно сбросить в контейнере в воду, и наблюдать за обстановкой со стороны.
    Только в нужный момент выдать сигнал на запуск ПКР. Да, еще на катер маскировочную сетку накинуть.
    1. aviator1913 10 июля 2015 16:02
      Хорошая кстати мысль) МОжно и прицеп придумать с пкр специальный

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня